Скачать 122.14 Kb.
|
Урок по русской литературе, урок посвящен изучению новой темы. Тема: Жанр пародии в литературе. Творчество Козьмы Пруткова. Продолжительность 45 минут Класс: 8 Технологии: ресурсы сети Интернет , медиапроектор, СD-rom «Литературная энциклопедия Кирилла и Мефодия», Школьный конструктор сайтов. Ноутбук. Аннотация На урок Красавцевой Н.С. на тему « Жанр пародии в литературе . Творчество Козьмы Пруткова.».Урок направлен на расширение кругозора учащихся, так как творчество К.Пруткова практически не изучается. Вместе с тем жанр пародии на эстраде представлен очень разнообразно. Урок помогает осознать методы, основную цель пародии, тем самым прививается литературный вкус. Большой объем добытой учениками информации был отражён на стенде. С использованием сети интернет уеники подготовили доклады и сообщения на следующие темы: «Творческий путь Козьмы Пруткова», «Сборник «Парнас дыбом», «Что такое шарж?» итд.(СМ. Приложение.) Учитель использует различные методики. Соединяя традиционные и новые методы построения урока. Так используются метод инсерт (выделение ключевых слов), изучаются интертекстуальные связи между произведениями, погружение в текст. Слайды позволили насытить урок иллюстрациями, схемами. Стихотворения выводились и на большой экран и имелись в бумажном варианте. Что не нагружало зрение учеников.. Учитель дал интересную схему разбора пародии, состоящую из 5 пунктов.Урок обогатил и углубил словарный запас учеников и вывел в активное употребление термины : ирония , сатира, шарж, сарказм, афоризм, стилизация.Эти знания могут пригодиться ученикам в анализе текста. Практическая реализация. «Побольше бы таких уроков. Мне понравилось участвовать в организации урока, чувствуешь себя почти учителем» (из сочинения А.Гостилова, ученик 8 класса.) «Методически урок построен интересно. Учитель владеет свободно методикой работы с ИКТ. Урок заинтересовал и учеников и учителей» (Учитель Николаева Г.П.) Открытый урок для ММО учителей русского языка и литературы (2007-2008 учебный год) Тема: Жанр пародии. Творчество Козьмы Пруткова. Класс:8 Продолжительность: 45 минут Конспект урока. Учитель: «Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы обратимся к творчеству необычного человека. Его произведения были очень популярны во второй половине 19 века, но как такового человека его не существовало. Этого незнакомца зовут Козьма Прутков. Запишем тему нашего урока: Жанр пародии. Творчество Козьмы Пруткова. Цели и задачи урока: 1. Выяснить, что такое пародия 2. Вспомнить имена поэтов 19-20 века, писавших пародии. 3.Узнать, какое место занимает литературная пародия в жизни. Для достижения цели урока мы должны пройти следующие этапы:
Оформление доски. Двадцать второе января. Жанр пародии . Творчество Козьмы Пруткова. Словарь Пародия- ( греч. – пение наизнанку)-это один из видов комического искусства , ироническое и сатирическое подражание художественному произведению, стилю, жанру. «В дни сомнений стихи пародируй..» Д.Минаев «Я пишу пародии? Отнюдь…» К. Прутков. Учитель: Что такое пародия? Ученики: Пародия( греч. – пение наизнанку)-это один из видов комического искусства , ироническое и сатирическое подражание художественному произведению, стилю, жанру. В пародии комически манеру, приёмы, обороты речи художника. Чтобы понять пародию необходима определённая эрудиция, а главное знать хорошо язык и стиль каждого автора ; основное средство пародии- ироническое подражание образцу, ведь если читатель не угадал пародируемый объект, значит пародия не удалась. Пародия бывает юмористическая и сатирическая. Родоначальником пародии считают греческого писателя Гиппонакта (5 в до. н э.) Учитель: Что необходимо произведению, чтобы стать пародией? Ученики Почти любое известное произведение рано или поздно становится объектом пародии.
Учитель : В каких видах искусства она встречается? Ученики Пародия существует в любом виде искусства:
Учитель: Даже у частушки есть пародия. Она называется нескладуха, перевёртыш. Я с высокого забора Прямо в воду упаду И кому какое дела Куда брызги полетят. Ясно ли нам, почему так названа породия? Ученики: Да, мы знаем, что в частушке должа быть рифма, а здесь её нет, т.е. она не складывается в обычную частушку. Учитель: В 20 веке престиж пародии вырос настолько, что появились пародисты-профессионалы (Архангельский А.Г., А.М.Флит).А как же начал писать пародии Козьма прутков? Давайте познакомимся с его биографией. Ученики (Доклады) Дебютировал Козьма Прутков баснями, а позже появились нам известные афоризмы: Если у тебя есть фонтан, заткни его: дай отдохнуть и фонтану. Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то они и носят в себе. Если хочешь быть счастливым, будь им. (Ребята читают понравившиеся им афоризмы Пруткова). Часто читатели стали замечать, что многие стихи Козьмы Пруткова чем-то весьма уловимо напоминают стихи поэтов, уже успевших прославиться. Теперь в адрес Пруткова высказывали такие речи: "Писать пародии на всё и на всех, конечно, особенное искусство, но его никто не назовёт поэзией. Во всех пародиях нет цели , нет современности , нет жизни". На что Прутков ответил: " Я пишу пародии ? Отнюдь! Я подражал." Вянет лист. Проходит лето. Иней серебрится. Юнкер Шмидт из пистолета Хочет застрелиться. Погоди, безумный, снова Зелень оживится. Юнкер Шмидт! Честное слово Лето возвратится! Учитель: В чём юмор?.А теперь проанализируем стихи и пародии К. Пруткова на них. Для этого познакомимся с схемой анализа. В пародии существует 3 плана
Для анализа стихотворений мы будем использовать следующую схему: 1 Краткое сообщение об авторе стихотворения 2.Тема стихотворения и тема пародии 3.Что хотел сказать своим произведением автор и пародист 4. Лексика стихотворения и пародии. 5.Почему мы смеёмся над пародией. 6. С какой целью написана пародия? Что пародист хотел сказать читателям? Оригинал Пародия
Учитель: А теперь познакомимся с книгой «Парнас дыбом». Что такое парнас, объясните название книги. Ученики: Парнас – это гора, на которой живёт Аполлон с музами. Покровительницами искусств и наук. Дыбом - значит наоборот. Учитель: Он перед нами, знаменитый "Парнас дыбом". Восемьдесят лет назад родились эти искрящиеся веселостью и остроумием пародии, метко улавливавшие и выразительно воспроизводившие особенности творческой манеры и стиля писателей разных стран и эпох, эти "Собаки", "Козлы" и "Веверлеи", сразу завоевавшие любовь читателей. Впервые "Парнас дыбом" вышел в харьковском издательстве "Космос" в 1925 г., а на протяжении последующих двух лет сборник переиздавался еще трижды. Известно, что Маяковский, будучи вХарькове, услышал о выходе сборника, где были пародии и на него, и, прочитав их, сказал: "Молодцы харьковчане! Такую книжицу не стыдно и в Москву с собой прихватить!" Ваш замысел высок и чист: Здоровый смех полезен людям. Что ж? Ныне наслаждаться будем, Чем одарил нас пародист. И слышит такой ответ поэта: Не я здесь автор - коллектив. Не пародист - а подражатель. И, вас теперь предупредив, Хочу, чтоб знал о том читатель. Учитель: Поиграем в угадывание пародий. Одна в глуши лесов сосновых Старушка дряхлая жила, И другом дней своих суровых Имела серого козла. Козел, томим духовной жаждой, В дремучий лес ушел однажды; И растерзал его там волк. Козлиный глас навек умолк. Остались бабушке лишь ножки Утехою минувших дней, И память о козле больней, Лишь поглядит на козьи рожки. Одна, одна в лесной глуши Тоскует о козле в тиши. 1827 г. (А. Финкель) Ученики: Это пародия на стихотворение А.С.Пушкина , которое посвящено няне. Я у бога просила, старая: Сохрани мне козлика, господи! За здоровье его много слез поди Пролила я ночами, старая. Но ушел от меня мой серенький, Не взглянул даже, как я плакала. Лишь цепочка на шейке звякала, Когда в лес убегал мой серенький. А ведь чуяло сердце вещее, Что печаль мне от бога завещана - Видеть рожки его ветвистые Да копытца, когда-то быстрые. 1912 г. (Э. Паперная) Ученики: Стихотворение похоже на стихи М.Цветаевой Наша бабка горько плачет. - Где мой козлик? Где он скачет' Полно, бабка, плачь не плачь - В лес умчался твой рогач. А живут в лесном поселке Живодеры, злые волки, И напали на него Ни с того и ни с сего Повалили Козю на пол, Оторвали Козе лапы, Сгрызли спинку, шейку, грудь - Козю нам уж не вернуть. Тащит бабка по дорожке Козьи ножки, козьи рожки... - Ни за что я их не брошу, Потому что он хороший. 1946 г. (А. Финкелъ) Ученики: Здесь пародируется Агния Барто, её детские стихи «Таня» и «Уронили мишку на пол». У попа была собака, Всех была она ему милей. Звали ту собаку, Псину-забияку Ли- хо- дей. Пошел попик на базар И купил там самовар, Самоварчик новый, Двадцатилитровый, Самоварчик новый - Ай-я-я! Фирмы "Баташов и Сыновья". Нынче своей псине, Псине-собачине, Справит именины Поп Евтроп. Попик счастлив, попик рад: Именинный стол богат. Редька, репа, помидоры, Огурцов с капустой горы; Густо, густо, густо, густо Там навалено капусты; И салат и майонез - Просто чудо из чудес; Сто фунтов шоколада, Сто фунтов мармелада И тысяча порций мороженого. Ученики: Здесь пародируется Корней Чуковский, стихи про муху-цокотуху. Учитель: Давайте, ребята , подведём итоги. Для чего нужна пародия?. Какова её цель? Ученики: Пародия на протяжении всей своей многолетней истории была формой литературной критики и участницей литературной борьбы. Пародировались ведь не только отдельные авторы, но и темы, и жанры, и литературные школы, и творческие методы и стили. Пародия по-своему помогала литературе меняться, развиваться, двигаться вперед и, смеясь, прощаться с прошлым. Приложение. «Финский берег». Я.П.Полонский Лес да волны - берег дикий, А у моря домик бедный. Лес шумит; в сырые окна Светит солнца призрак бледный. Словно зверь голодный воя, Ветер ставнями шатает. А хозяйки дочь с усмешкой Настежь двери отворяет. Я за ней слежу глазами, Говорю с упреком: «Где ты Пропадала? Сядь хоть нынче Доплетать свои браслеты!» И, окошко протирая Рукавом своим суконным, Говорит она лениво Тихим голосом и сонным: «Для чего плести браслеты? Господину не в охоту Ехать морем к утру, в город, Продавать мою работу!» «А скажи-ка, помнишь, ночью, Как погода бушевала, Из сеней укравши весла, Ты куда от нас пропала? В эту пору над заливом Что мелькало, не платок ли? И зачем, когда вернулась, Башмаки твои подмокли?» Равнодушно дочь хозяйки Обернулась и сказала: «Как не помнить! Я на остров В эту ночь ладью гоняла… Тот, кто ждал меня на камне, Дожидался долго. Зная, Что ему там нужен хворост, Дров сухих ему свезла я! Там у нас во время бури В ночь костер горит и светит; А зачем костер? – на это Каждый вам рыбак ответит…» Пристыженный, стал я думать, Грустно голову понуря: Там, где любят, помогая, Там сердца сближает буря… Разочарование К.Прутков. Поле. Ров. На небе солнце. А в саду за рвом избушка. Солнце светит. Предо мною Книга хлеб и пива кружка. Солнце светит. В клетках птички. Воздух жаркий . Вокруг молчанье. Вдруг проходит прямо в сени Дочь хозяина, Маланья. Я иду за нею следом. Выхожу я также в сенцы Вижу дочка на веревке Расстилает полотенцы. Говорю я ей упреком «Что ты мыла не жилет ли И зачем на нём не шёлком Ниткой ты подшила петли» А Маланья, обернувшись, Мне со смехом отвечала «Ну так что ж, коли не шёлком Я при вас ведь подшивала!» И затем пошла на кухню. Я туда ж за ней вступаю. Вижу: дочь готовит тесто Для обеда к караваю. Обращаюсь к ней с упрёком: «Что готовишь? Не творог ли?» «Тесто к караваю» - «Тесто?» «Да; вы, кажется, оглохли?» И, сказавши, вышла в садик. Я, туда ж, взяв пива кружку. Вижу: дочка в огороде Рвёт созревшую петрушку. Говорю опять с упрёком: «Что нашла ты? уж не гриб ли?» «Всё болтаете пустое! Вы и так, кажись, охрипли». Поражённый замечаньем Я подумал: «Ах, Маланья! Как мы часто детски любим Недостойное вниманья!» А. Фет Непогода. Осень...»: Непогода. Осень. Куришь, Куришь — все как будто мало... Хоть читал бы — только чтенье Подвигается так вяло Осень.К Прутков Осень. Скучно. Ветер воет. Мелкий дождь по окнам льет. Ум тоскует; сердце ноет; И душа чего-то ждет. И в бездейственном покое Нечем скуку мне отвесть… Я не знаю: что такое? Хоть бы книжку мне прочесть! |
Урок физики по теме «Свет. Источники света» Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы, организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному... | Темы вашего учебного проекта Данный проект посвящен углубленному изучению классификации, строения, способов получения, применения, биологической роли биологически... | ||
«Изделия из дрожжевого теста». Данный проект посвящен изучению темы... Информация является дополнительным материалом по теме: «Изделия из дрожжевого теста». Данный проект посвящен изучению темы «Русская... | Урок № "Возрождение наша величайшая нужда" Добро пожаловать в наш класс субботней школы. Наш новый цикл посвящён возрождению и реформации, и данный урок посвящён нужде в возрождении.... | ||
Программа Н. Д. Угринович 8 класса Цель урока: организовать работу класса по изучению новой темы, создать условия для эффективного восприятия учебного материала | Урок по теме: «Орган зрения. Зрительный анализатор» ... | ||
Конспект урока по надпредметному курсу «Мир деятельности» Цель урока: организовать работу класса по изучению новой темы, создать условия для эффективного восприятия учебного материала | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы должны с Вами вспомнить материал предыдущих уроков, разгадав кроссворд | ||
Самостоятельная работа при изучении новой темы. Так, например, использование... Проблема, над которой я работаю «Развитие интереса у учащихся к изучению информатики» | Повторение курса 5 класса (10 ч.) Урок входит в раздел: «Обыкновенные дроби», в главу «Отношения и пропорции». Изучение данной темы дается пропедевтически, с целью... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место урока в теме, разделе, курсе: данный урок- урок изучения новой темы, в разделе | Урок. Математика 6 класс. «Длина окружности». Пояснительная записка.... Урок входит в раздел: «Обыкновенные дроби», в главу «Отношения и пропорции». Изучение данной темы дается пропедевтически, с целью... | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание союзов тоже, также, зато и др.» Цель урока: организовать работу класса по изучению новой темы, создать условия для эффективного восприятия учебного материала | Конспект урока «Плоское зеркало. Построение изображения в плоском... Цель урока: организовать работу класса по изучению новой темы, создать условия для эффективного восприятия учебного материала | ||
Урок изучения новой темы Календарно – тематическое планирование по курсу «Технология» («Делопроизводство в Республике Казахстан») для 10 класса | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок проводится в рамках темы «Bücher sind unsere Gefährten» и посвящён году И. В. Гёте и 250 летию со дня рождения (1794-1832) |