Урок посвящен изучению новой темы





Скачать 122.14 Kb.
НазваниеУрок посвящен изучению новой темы
Дата публикации17.10.2013
Размер122.14 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок по русской литературе, урок посвящен изучению новой темы.

Тема: Жанр пародии в литературе. Творчество Козьмы Пруткова.

Продолжительность 45 минут

Класс: 8

Технологии: ресурсы сети Интернет , медиапроектор, СD-rom «Литературная энциклопедия Кирилла и Мефодия», Школьный конструктор сайтов. Ноутбук.
Аннотация

На урок Красавцевой Н.С. на тему « Жанр пародии в литературе . Творчество Козьмы Пруткова.».Урок направлен на расширение кругозора учащихся, так как творчество К.Пруткова практически не изучается. Вместе с тем жанр пародии на эстраде представлен очень разнообразно. Урок помогает осознать методы, основную цель пародии, тем самым прививается литературный вкус. Большой объем добытой учениками информации был отражён на стенде. С использованием сети интернет уеники подготовили доклады и сообщения на следующие темы: «Творческий путь Козьмы Пруткова», «Сборник «Парнас дыбом», «Что такое шарж?» итд.(СМ. Приложение.) Учитель использует различные методики. Соединяя традиционные и новые методы построения урока. Так используются метод инсерт (выделение ключевых слов), изучаются интертекстуальные связи между произведениями, погружение в текст. Слайды позволили насытить урок иллюстрациями, схемами. Стихотворения выводились и на большой экран и имелись в бумажном варианте. Что не нагружало зрение учеников.. Учитель дал интересную схему разбора пародии, состоящую из 5 пунктов.Урок обогатил и углубил словарный запас учеников и вывел в активное употребление термины : ирония , сатира, шарж, сарказм, афоризм, стилизация.Эти знания могут пригодиться ученикам в анализе текста.

Практическая реализация. «Побольше бы таких уроков. Мне понравилось участвовать в организации урока, чувствуешь себя почти учителем» (из сочинения А.Гостилова, ученик 8 класса.)

«Методически урок построен интересно. Учитель владеет свободно методикой работы с ИКТ. Урок заинтересовал и учеников и учителей» (Учитель Николаева Г.П.)
Открытый урок для ММО учителей русского языка и литературы

(2007-2008 учебный год)
Тема: Жанр пародии. Творчество Козьмы Пруткова.

Класс:8

Продолжительность: 45 минут

Конспект урока.

Учитель: «Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы обратимся к творчеству необычного человека. Его произведения были очень популярны во второй половине 19 века, но как такового человека его не существовало. Этого незнакомца зовут Козьма Прутков.

Запишем тему нашего урока: Жанр пародии. Творчество Козьмы Пруткова.

Цели и задачи урока:

1. Выяснить, что такое пародия

 2. Вспомнить имена поэтов 19-20 века, писавших пародии.

 3.Узнать, какое место занимает литературная пародия в жизни.

    Для достижения цели урока мы  должны пройти следующие этапы:

  • 1.Определить  жанр пародии

  •  2. Остановиться на творчестве  Козьмы Пруткова

  •  3. Проанализировать стихотворения поэта .

  •  4. Познакомиться с сборником «Парнас дыбом» .

Оформление доски.

Двадцать второе января.

Жанр пародии . Творчество Козьмы Пруткова.

Словарь

Пародия- ( греч. – пение наизнанку)-это 

один из видов комического искусства ,

ироническое и сатирическое подражание

художественному произведению, стилю, жанру.

«В дни сомнений стихи пародируй..»

Д.Минаев

«Я пишу пародии? Отнюдь…»

К. Прутков.

Учитель: Что такое пародия?

Ученики: Пародия( греч. – пение наизнанку)-это  один из видов комического искусства , ироническое и сатирическое подражание художественному произведению, стилю, жанру. В пародии комически манеру, приёмы, обороты речи художника. Чтобы понять пародию необходима определённая эрудиция, а главное знать хорошо язык и стиль каждого автора ; основное средство пародии- ироническое подражание образцу, ведь если читатель не угадал пародируемый объект, значит пародия не удалась. Пародия бывает юмористическая и сатирическая. Родоначальником пародии считают греческого писателя Гиппонакта (5 в до. н э.)

Учитель: Что необходимо произведению, чтобы стать пародией?

Ученики Почти любое известное произведение рано или поздно становится объектом пародии.

  • В 18 веке жанр пародии был так популярен, что пародировался в таком произведении, как «Путешествие моего двоюродного братца в карманы», которое описывает содержимое карманов. Сервантес написал «Дон Кихот», как пародию на рыцарский роман.

Учитель : В каких видах искусства она встречается?

Ученики Пародия существует в любом виде искусства:

  • Литературе

  • Музыке

  • Кино

  • Песне

  • Изобразительном искусстве (шарж)

Учитель: Даже у частушки есть пародия. Она называется нескладуха, перевёртыш.

Я с высокого забора

Прямо в воду упаду

И кому какое дела

Куда брызги полетят.

Ясно ли нам, почему так названа породия?

Ученики: Да, мы знаем, что в частушке должа быть рифма, а здесь её нет, т.е. она не складывается в обычную частушку.

Учитель: В 20 веке престиж пародии вырос настолько, что появились пародисты-профессионалы (Архангельский А.Г., А.М.Флит).А как же начал писать пародии Козьма прутков? Давайте познакомимся с его биографией.

Ученики (Доклады) Дебютировал  Козьма Прутков баснями, а позже появились  нам известные афоризмы:

Если у тебя есть фонтан, заткни его: дай отдохнуть и фонтану.

Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то они и носят в себе.

Если хочешь быть счастливым, будь им. (Ребята читают понравившиеся им афоризмы Пруткова).

Часто читатели стали замечать, что многие стихи Козьмы Пруткова чем-то весьма уловимо  напоминают стихи  поэтов, уже успевших прославиться. Теперь в адрес Пруткова  высказывали такие речи: "Писать пародии на всё и на всех, конечно,  особенное искусство, но его никто не назовёт поэзией. Во всех пародиях нет  цели , нет  современности ,  нет жизни".  На что Прутков ответил: " Я пишу пародии ? Отнюдь! Я подражал."

Вянет лист. Проходит лето.

Иней серебрится.

Юнкер Шмидт из пистолета

Хочет застрелиться.

Погоди, безумный, снова

Зелень оживится.

Юнкер Шмидт! Честное слово

Лето возвратится!

Учитель: В чём юмор?.А теперь проанализируем стихи и пародии К. Пруткова на них.

Для этого познакомимся с схемой анализа.  В пародии существует 3 плана

  • 1-текстовый уровень

  • 2-объект пародирования

  • 3-смысл пародии

 Для анализа   стихотворений мы  будем   использовать следующую схему:

1 Краткое сообщение об авторе  стихотворения

2.Тема стихотворения и тема пародии

3.Что хотел сказать своим произведением автор и пародист

4. Лексика стихотворения и пародии.

5.Почему мы смеёмся над пародией.

6. С какой целью написана пародия? Что пародист хотел сказать читателям?

Оригинал Пародия

Яков

Полонский

"Финский берег"

Козьма Прутков "Разочарование"

Афанасий Фет

"Непогода.Осень.."

Козьма Прутков "Осень

Учитель: А теперь познакомимся с книгой «Парнас дыбом». Что такое парнас, объясните название книги.

Ученики: Парнас – это гора, на которой живёт Аполлон с музами. Покровительницами искусств и наук. Дыбом - значит наоборот.

Учитель: Он перед нами, знаменитый "Парнас дыбом". Восемьдесят лет назад родились эти искрящиеся веселостью и остроумием пародии, метко улавливавшие и выразительно воспроизводившие особенности творческой манеры и стиля писателей разных стран и эпох, эти "Собаки", "Козлы" и "Веверлеи", сразу завоевавшие любовь читателей. Впервые "Парнас дыбом" вышел в харьковском издательстве "Космос" в 1925 г., а на протяжении последующих двух лет сборник переиздавался еще трижды. Известно, что Маяковский, будучи вХарькове, услышал о выходе сборника, где были пародии и на него, и, прочитав их, сказал: "Молодцы харьковчане! Такую книжицу не стыдно и в Москву с собой прихватить!"

Ваш замысел высок и чист:

Здоровый смех полезен людям.

Что ж? Ныне наслаждаться будем,

Чем одарил нас пародист.

И слышит такой ответ поэта:

Не я здесь автор - коллектив.

Не пародист - а подражатель.

И, вас теперь предупредив,

Хочу, чтоб знал о том читатель.

Учитель: Поиграем в угадывание пародий.
Одна в глуши лесов сосновых

Старушка дряхлая жила,

И другом дней своих суровых

Имела серого козла.

Козел, томим духовной жаждой,

В дремучий лес ушел однажды;

И растерзал его там волк.

Козлиный глас навек умолк.

Остались бабушке лишь ножки

Утехою минувших дней,

И память о козле больней,

Лишь поглядит на козьи рожки.

Одна, одна в лесной глуши

Тоскует о козле в тиши.

1827 г. (А. Финкель)

Ученики: Это пародия на стихотворение А.С.Пушкина , которое посвящено няне.
Я у бога просила, старая:

Сохрани мне козлика, господи!

За здоровье его много слез поди

Пролила я ночами, старая.

 

Но ушел от меня мой серенький,

Не взглянул даже, как я плакала.

Лишь цепочка на шейке звякала,

Когда в лес убегал мой серенький.
А ведь чуяло сердце вещее,

Что печаль мне от бога завещана -

Видеть рожки его ветвистые

Да копытца, когда-то быстрые.

 1912 г. (Э. Паперная)

Ученики: Стихотворение похоже на стихи М.Цветаевой

 

 Наша бабка горько плачет.

- Где мой козлик? Где он скачет'

Полно, бабка, плачь не плачь -

В лес умчался твой рогач.

А живут в лесном поселке

Живодеры, злые волки,

И напали на него

Ни с того и ни с сего

 

Повалили Козю на пол,

Оторвали Козе лапы,

Сгрызли спинку, шейку, грудь -

Козю нам уж не вернуть.

Тащит бабка по дорожке

Козьи ножки, козьи рожки...

- Ни за что я их не брошу,

Потому что он хороший. 

1946 г. (А. Финкелъ)

 

Ученики: Здесь пародируется Агния Барто, её детские стихи «Таня» и «Уронили мишку на пол».
У попа была собака,

Всех была она ему милей.

Звали ту собаку,

Псину-забияку

Ли-

хо-

дей.

Пошел попик на базар

И купил там самовар,

Самоварчик новый,

Двадцатилитровый,

Самоварчик новый -

Ай-я-я!

Фирмы "Баташов и

Сыновья".

Нынче своей псине,

Псине-собачине,

Справит именины

Поп

Евтроп.

 

Попик счастлив, попик рад:

Именинный стол богат.

Редька, репа, помидоры,

Огурцов с капустой горы;

Густо, густо, густо, густо

Там навалено капусты;

И салат и майонез -

Просто чудо из чудес;

Сто фунтов шоколада,

Сто фунтов мармелада

И тысяча порций мороженого.

Ученики: Здесь пародируется Корней Чуковский, стихи про муху-цокотуху.



Учитель: Давайте, ребята , подведём итоги. Для чего нужна пародия?. Какова её цель?

Ученики: Пародия на протяжении всей своей многолетней истории была формой литературной критики и участницей литературной борьбы. Пародировались   ведь не только отдельные авторы, но и темы, и жанры, и литературные школы, и творческие методы и стили. Пародия по-своему помогала литературе меняться, развиваться, двигаться вперед и, смеясь, прощаться с прошлым.

Приложение.

«Финский берег». Я.П.Полонский
Лес да волны - берег дикий,

А у моря домик бедный.

Лес шумит; в сырые окна

Светит солнца призрак бледный.
Словно зверь голодный воя,

Ветер ставнями шатает.

А хозяйки дочь с усмешкой

Настежь двери отворяет.
Я за ней слежу глазами,

Говорю с упреком: «Где ты

Пропадала? Сядь хоть нынче

Доплетать свои браслеты!»
И, окошко протирая

Рукавом своим суконным,

Говорит она лениво

Тихим голосом и сонным:
«Для чего плести браслеты?

Господину не в охоту

Ехать морем к утру, в город,

Продавать мою работу!»
«А скажи-ка, помнишь, ночью,

Как погода бушевала,

Из сеней укравши весла,

Ты куда от нас пропала?
В эту пору над заливом

Что мелькало, не платок ли?

И зачем, когда вернулась,

Башмаки твои подмокли?»
Равнодушно дочь хозяйки

Обернулась и сказала:

«Как не помнить! Я на остров

В эту ночь ладью гоняла…
Тот, кто ждал меня на камне,

Дожидался долго. Зная,

Что ему там нужен хворост,

Дров сухих ему свезла я!
Там у нас во время бури

В ночь костер горит и светит;

А зачем костер? – на это

Каждый вам рыбак ответит…»

Пристыженный, стал я думать,

Грустно голову понуря:

Там, где любят, помогая,

Там сердца сближает буря…
Разочарование К.Прутков.
Поле. Ров. На небе солнце.

А в саду за рвом избушка.

Солнце светит. Предо мною

Книга хлеб и пива кружка.
Солнце светит. В клетках птички.

Воздух жаркий . Вокруг молчанье.

Вдруг проходит прямо в сени

Дочь хозяина, Маланья.
Я иду за нею следом.

Выхожу я также в сенцы

Вижу дочка на веревке

Расстилает полотенцы.
Говорю я ей упреком

«Что ты мыла не жилет ли

И зачем на нём не шёлком

Ниткой ты подшила петли»
А Маланья, обернувшись,

Мне со смехом отвечала

«Ну так что ж, коли не шёлком

Я при вас ведь подшивала!»
И затем пошла на кухню.

Я туда ж за ней вступаю.

Вижу: дочь готовит тесто

Для обеда к караваю.
Обращаюсь к ней с упрёком:

«Что готовишь? Не творог ли?»

«Тесто к караваю» - «Тесто?»

«Да; вы, кажется, оглохли?»
И, сказавши, вышла в садик.

Я, туда ж, взяв пива кружку.

Вижу: дочка в огороде

Рвёт созревшую петрушку.
Говорю опять с упрёком:

«Что нашла ты? уж не гриб ли?»

«Всё болтаете пустое!

Вы и так, кажись, охрипли».
Поражённый замечаньем

Я подумал: «Ах, Маланья!

Как мы часто детски любим

Недостойное вниманья!»
А. Фет Непогода. Осень...»:

Непогода. Осень. Куришь,

Куришь — все как будто мало...

Хоть читал бы — только чтенье

Подвигается так вяло


Осень.К Прутков

Осень. Скучно. Ветер воет.

Мелкий дождь по окнам льет.

Ум тоскует; сердце ноет;

И душа чего-то ждет.
И в бездейственном покое

Нечем скуку мне отвесть…

Я не знаю: что такое?

Хоть бы книжку мне прочесть!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок посвящен изучению новой темы iconУрок физики по теме «Свет. Источники света»
Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы, организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному...
Урок посвящен изучению новой темы iconТемы вашего учебного проекта
Данный проект посвящен углубленному изучению классификации, строения, способов получения, применения, биологической роли биологически...
Урок посвящен изучению новой темы icon«Изделия из дрожжевого теста». Данный проект посвящен изучению темы...
Информация является дополнительным материалом по теме: «Изделия из дрожжевого теста». Данный проект посвящен изучению темы «Русская...
Урок посвящен изучению новой темы iconУрок № "Возрождение наша величайшая нужда"
Добро пожаловать в наш класс субботней школы. Наш новый цикл посвящён возрождению и реформации, и данный урок посвящён нужде в возрождении....
Урок посвящен изучению новой темы iconПрограмма Н. Д. Угринович 8 класса
Цель урока: организовать работу класса по изучению новой темы, создать условия для эффективного восприятия учебного материала
Урок посвящен изучению новой темы iconУрок по теме: «Орган зрения. Зрительный анализатор»
...
Урок посвящен изучению новой темы iconКонспект урока по надпредметному курсу «Мир деятельности»
Цель урока: организовать работу класса по изучению новой темы, создать условия для эффективного восприятия учебного материала
Урок посвящен изучению новой темы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы должны с Вами вспомнить материал предыдущих уроков, разгадав кроссворд
Урок посвящен изучению новой темы iconСамостоятельная работа при изучении новой темы. Так, например, использование...
Проблема, над которой я работаю «Развитие интереса у учащихся к изучению информатики»
Урок посвящен изучению новой темы iconПовторение курса 5 класса (10 ч.)
Урок входит в раздел: «Обыкновенные дроби», в главу «Отношения и пропорции». Изучение данной темы дается пропедевтически, с целью...
Урок посвящен изучению новой темы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место урока в теме, разделе, курсе: данный урок- урок изучения новой темы, в разделе
Урок посвящен изучению новой темы iconУрок. Математика 6 класс. «Длина окружности». Пояснительная записка....
Урок входит в раздел: «Обыкновенные дроби», в главу «Отношения и пропорции». Изучение данной темы дается пропедевтически, с целью...
Урок посвящен изучению новой темы iconКонспект урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание союзов тоже, также, зато и др.»
Цель урока: организовать работу класса по изучению новой темы, создать условия для эффективного восприятия учебного материала
Урок посвящен изучению новой темы iconКонспект урока «Плоское зеркало. Построение изображения в плоском...
Цель урока: организовать работу класса по изучению новой темы, создать условия для эффективного восприятия учебного материала
Урок посвящен изучению новой темы iconУрок изучения новой темы
Календарно – тематическое планирование по курсу «Технология» («Делопроизводство в Республике Казахстан») для 10 класса
Урок посвящен изучению новой темы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок проводится в рамках темы «Bücher sind unsere Gefährten» и посвящён году И. В. Гёте и 250 летию со дня рождения (1794-1832)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск