Скачать 99.17 Kb.
|
Конспект урока. Тема: Опасные химические вещества и объекты. Тип: комбинированный. Цели: - дать знания об АХОВ и ХОО; - довести до учащихся основные понятия об АХОВ и ХОО и их опасности; - классифицировать крупнейших потребителей АХОВ План: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Изучение нового учебного материала. 4. Закрепление изученного материала. 5. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания. Ход урока. I. Приветствие. Проверка присутствующих. II. Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы должны с Вами вспомнить материал предыдущих уроков, разгадав кроссворд.
п а р ж о т е х н о н е г н ы й 1 о и д а р а к т в и н о с т ь 2 в ы р з в 3 4 1. Неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей. (пожар) 2. Характер аварии, связанный с технической, производственной сферой деятельности человека. (техногенный) А ещё какого характера бывают аварии? (природного) Где неделю назад произошла такая авария?(ураган в Краснодарском крае) В 3 строчке зашифровано свойство вещества, благодаря которому существует ещё один вид техногенных аварий, итак 3. Самопроизвольный распад ядер нестабильных химических элементов; сопровождающийся выделением потока элементарных частиц и электромагнитным излучением. (радиоактивность) 4. Реакция горения, при которой скорость выделения теплоты превышает скорость ее рассеивания. (взрыв) Учитель: - Что получилось у нас в вертикальном столбце? (АХОВ) - Кто знает, что означает эта аббревиатура АХОВ? (аварийно химически опасные вещества, верно. Откройте учебник на странице 52 и прочитайте в 3 абзаце, что понимают под АХОВ). А называются они так с 1994 года, раньше использовалась аббревиатура СДЯВ (сильнодействующие ядовитые вещества). Это и есть тема нашего урока. Запишите на доске и в тетрадях «Опасные химические вещества и объекты» (сл.1) - С какими еще понятиями ассоциируется у вас понятие химически опасные вещества. За 30 секунд запишите несколько словосочетаний в поурочном листе в колонку «Что я знаю» - Итак, что вы уже знаете? - У вас есть какой-то личный опыт взаимодействия с химически опасными веществами? (Что, никто даже градусник с ртутью в детстве не разбивал?) - Теперь запишите во 2 колонку, что вы хотите узнать по этой теме (1 минута) - Афишируйте, что вас интересует по этой теме? (Нужно знать свойства вещества, характер их влияния на организм? Нужно знать, где они используются? А какие крупнейшие аварии случались на химических объектах – это вас интересует? А как обстоят дела в Саратовской области?) - Сегодня мы подробно поговорим об опасных химических веществах, их характеристиках, поражающих факторах. (сл.2) Запишем определение химически опасных веществ в тетрадь: Опасное химическое вещество – химическое вещество, прямое или опосредованное воздействие которого на человека может вызвать острые и хронические заболевания людей или их гибель. (сл.3) Все опасные химические вещества делятся на 3 группы: аварийно химически опасные вещества; боевые отравляющие вещества; вещества, вызывающие преимущественно хронические заболевания. (сл.4) Мы будем изучать только аварийно опасные вещества, то есть только ту группу веществ, которая может представлять опасность в аварийных ситуациях. Запишем определение в тетрадь. Аварийно химически опасные вещества – опасные химические вещества или соединения, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать поражение людей, животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, почвы, растений и других объектов. - Посмотрите в раздаточный материал «АХОВ». Сколько веществ в этом списке? (34) Плюс ещё 17 наиболее распространенных опасных химических соединений. Это: компоненты ракетного топлива; отравляющие вещества: фенол, бензол, концентрированная азотная и серная кислоты, анилин и др. - Есть ли в этом списке знакомые названия? Назовите. - Как вы думаете, почему нужно о них знать? Где они встречаются? (на ХОО – откройте страницу 53 и прочитайте в 1 абзаце, что такое ХОО) (сл.5) Запишем в тетрадь определение. Химически-опасный объект (ХОО) - это предприятие, на котором при аварии могут произойти массовые поражения людей, животных и растений, а также химическое заражение окружающей среды. - Какие объекты относятся к ХОО, какие вещества на них используются, выясните, прочитав стр 53. (сл.6) Перед вами классификации ХОО. На какие же виды они делятся? (сл.7) Какие опасные вещества используются в коммунальном хозяйстве? В сельском хозяйстве? … (Чёрная и цветная металлургия (хлор, аммиак, соляную кислоту и т.д.) Целлюлозно-бумажная промышленность (хлор, аммиак, сернистый ангидрид, сероводород, соляная кислота) Машиностроительная и оборонная промышленность (хлор, аммиак, соляная кислота, водород фтористый) Коммунальное хозяйство (хлор, аммиак) Медицинская промышленность (аммиак, хлор, фосген, нитрил акриловые кислоты, соляная кислота) Сельское хозяйство ( аммиак, хлорпикрин, сернистый ангидрид) - Итак, на ХОО могут произойти аварии. А какие ЧС произошли за последнюю неделю? - Были ли среди них аварии на химически опасных объектах? На территории Российской Федерации насчитывается более 3300 химически опасных объектов. - Какие химически опасные объекты существуют в Балашове? (ж/д, автозаправки, водозабор) - Были ли у нас аварии на этих объектах? (выброс аммиака спиртозаводом Аркадака, заражение воды в реке Хопер) - Хорошо, что серьезных катастроф не было, но знать о них и быть готовыми к ним нужно всегда. (сл.8) А теперь давайте поговорим о химически опасных объектах расположенных в Саратове и недалеко от него. В нашем областном городе 14 химически опасных предприятия. Например, ОАО “Крекинг” (рисунок 1) использует серную кислоту для очистки нефтепродуктов. Рис. 1. ОАО “Крекинг” (сл.9) АО “Техстекло”, АО “СЭПО” (рисунок 2) и другие предприятия используют аммиак. Рис. 2 ОАО “СЭПО” (сл.10)В случае аварии на одном только АО “Нитрон” (рисунок 3) возможен выброс 40 тонн хлора и 645 тонн акриловой кислоты. Рис. 3 ОАО “Нитрон” (сл.11) Государство уделяет большое внимание защите населения от воздействия АХОВ. Требования к эксплуатации АХОВ отражены в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 21 июля 1997 г. (сл.12) В нем обязывают каждому ХОО определить класс опасности и соответствующий ей размер санитарно-защищённой зоны. Для I класса – 1000 м., для II – 500 м., для III – 300 м., для IV – 100 м., для V – 50 м. Вы можете выполнить исследовательскую работу о ХОО Балашова: выяснить, соответствует ли размер санитарно-защищённой зоны классу опасности этого предприятия? (сл.13) В нашем регионе тоже принята областная программа «Система химической и биологической безопасности Саратовской области на 2010-2013 годы». С мероприятиями, предусмотренными этой программой, познакомимся на следующих уроках, а сегодня лишь назовём 6 самых химически опасных населённых пунктов области, отмеченных в этом документе: г.г.Саратов, Балаково, Энгельс, Балашов, Вольск, п.Горный. - А теперь небольшая самостоятельная работа: рассмотрите схему 4 на стр 54 и ответьте на вопросы задания 1 поурочной карточки. (выполняют) (сл.14) - В каком регионе России больше всего ХОО? Как вы думаете, почему? (в центральном и северокавказском, здесь больше численность населения) - В каком регионе живём мы? Какое количество ХОО находится в нашем регионе? (Поволжский регион занимает третье место по числу химически опасных объектов после Центрального и Северо-Кавказского) - Зависит ли количество ХОО от плотности населения региона? (чем более густонаселенная территория, тем больше таких предприятий) (сл.15) В зонах возможного химического поражения проживает около 53 миллионов человек. Посмотрите на диаграмму. Это гораздо больше, чем в зонах пожароопасных, радиационных. Нельзя ли нам обойтись без таких опасных веществ? (сл.16.) (нет, химическая промышленность производит много нужных веществ) Физкультминутка Учитель: А сейчас поработаем в группах. Представьте, что вы представители средств массовой информации (СМИ). Ваша задача - донести до населения информацию о конкретном химическом веществе. Вы должны по раздаточному материалу «Характеристика некоторых наиболее распространенных АХОВ» подготовиться к публичному выступлению, указав характеристики вещества, его влияние на человеческий организм. Прежде, чем вы приступите к работе, сделайте в тетради таблицу, мы заполним в таблице первые 3 колонки, 2 последних будем заполнять по мере изучения на следующих уроках). (ученики читают 5 минут, затем рассказывают, остальные во время ответа товарища делают записи в таблице) - Начнём наши групповые отчёты с вещества, которое называется гептил. Сегодня февраль 2012г., а 24 года назад , 1 февраля 1988 г в Ярославле на перегоне Приволжье - Филино произошла авария грузового поезда. С рельсов сошли 7 вагонов, в том числе 3 цистерны с гептилом - веществом, являющимся компонентом ракетного топлива. Одна из цистерн опрокинулась набок, разгерметизировалась горловина, и опасное токсическое вещество стало вытекать на насыпь со скоростью 80 - 100 литров в час. Возник очаг химического поражения. Весь грунт вывозили тайно под покровом ночной темноты. Чем так опасно это вещество? (рассказ о гептиле) (сл.17) Все химические вещества делятся на четыре класса: чрезвычайно опасные; высокоопасные; умеренноопасные; малоопасные. Из чрезвычайно опасных выберем ртуть. (рассказ). Из высокоопасных– синильная кислота (рассказ). Из умеренно-опасных сероводород (рассказ). Слушаем отчёт вашей группы о фосгене (формальдегиде, метиноле)
(сл. 18) К мало опасным относится аммиак. О нём и о высокоопасном хлоре вы найдёте материал в учебнике, и дома внесёте их в таблицу. Это очень важно, так как это самые распространённые вещества, применяемые на ХОО. (сл.19) Рассмотрим характеристики АХОВ (самостоятельно на стр 55-56) III. Решите кроссворд в поурочной карте (Мы начали урок с кроссворда АХОВ и закончим кроссвордом АХОВ) Для справившихся дополнительное задание: тест (с обратной стороны)
IV. Что нового узнали на сегодняшнем уроке? Запишите в 3 колонку. Что такое АХОВ, ХОО? Домашнее задание: §3.1, 3.2. Вопросы к §§. Сообщения о крупнейших авариях на ХОО, ХОО в Саратовской области, ХОО Балашова. |