Научно-популярные сайты в системе сми: типологические и профильные особенности





Скачать 286.96 Kb.
НазваниеНаучно-популярные сайты в системе сми: типологические и профильные особенности
страница1/2
Дата публикации10.07.2013
Размер286.96 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2


На правах рукописи
Макарова Елена Евгениевна


НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ САЙТЫ В СИСТЕМЕ СМИ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРОФИЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ


Специальность 10.01.10 – журналистика
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Москва-2013

Диссертация выполнена на кафедре периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор кафедры периодической печати Тертычный Александр Алексеевич
Научный консультант: кандидат исторических наук, доцент Виноградский Владимир Серафимович
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

кафедры массовых коммуникаций

ФГОУ ВПО «Российский университет

дружбы народов»

Грабельников Александр Анатольевич



кандидат филологических наук, доцент

НОЧУ ВПО «Институт гуманитарного

образования и информационных технологий» Марчан Ксения Владимировна


Ведущая организация — ФГОУ ВПО «Воронежский государственный университет»
Защита диссертации состоится «____» __________ 2013 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.07 по журналистике в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: Москва, 125009, ул. Моховая, 9, ауд. 103.
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ по адресу: Москва, 119192, Ломоносовский проспект, д. 27.

Автореферат разослан «___» __________ 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета В.В. Славкин
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Популяризация науки, представляющая собой творческую деятельность по адаптации научного знания к уровню понимания массовой аудитории и распространению его в обществе, выступает одним из важных средств, способствующих социальному, экономическому, культурному развитию страны. Именно достоверные научные знания, противостоящие мистике, лженаучным суждениям, преподносимым аудитории многими современными СМИ, а также всевозможными «экстрасенсами», «колдунами», «магами» и пр., являются реальным залогом общественного прогресса.

Популяризация науки стала насущной необходимостью, вызванной социально-экономическими преобразованиями в России, начатыми Петром I. Именно они породили потребность в распространении научных знаний среди населения с целью привлечения, прежде всего, талантливой, думающей молодежи в промышленное производство, в науку и другие важные сферы общественной жизни. Развитие популяризации науки на протяжении последних трех столетий было неразрывно связано с развитием средств распространения информации — сначала книг, а потом — газет и журналов. В советское время научная популяризация достигла высокого уровня развития. В этот период в стране сложилась хорошо разветвленная её система, включавшая в себя и научно-популярные СМИ. С начала 1990 гг. в связи с трансформацией российского общества, переходом его к рыночным отношениям, эта система, к сожалению, оказалась в значительной степени разрушенной1.

В настоящее время потребность общества в научной популяризации возрастает. Провозглашенный в последние годы2 государственный курс на модернизацию российского общества, на свершение технологического прорыва, даёт стимул для её восстановления и дальнейшего развития.

Актуальность исследования предопределена, прежде всего, необходимостью теоретического осмысления возможностей новой типологической группы изданий в системе СМИ — научно-популярных сайтов. В связи с бурным ростом числа компьютеров (сейчас ими пользуется уже более трети россиян), распространением новых технологий, мобильной связи (айфонов, смартфонов, айпэдов и пр.), расширением числа пользователей, выход СМИ (включая и научно-популярные медиа) в глобальную сеть становится все более активным. По мнению многих исследователей, в ближайшем будущем Интернет окажет самое серьезное воздействие на характер массовой коммуникации, в том числе — сократит в её объеме то информационное пространство, которое сейчас занято периодическими печатными изданиями, телевидением и радио. Данное обстоятельство, в частности, требует исследования опыта и поиска новых путей эффективной научной популяризации в Интернете.

В то же время, сейчас не существует теоретических работ, в которых был бы осуществлен системный анализ научной популяризации в глобальной сети. Это вряд ли способствует повышению её роли в решении важных для нашего общества задач. Существует актуальная потребность в определении места научно-популярных интернет-ресурсов в системе массовой коммуникации, в исследовании факторов, определяющих их развитие, изучении предметно-тематического содержания, аудиторных и жанровых особенностей данных ресурсов. Решение этой задачи, без сомнения, окажет позитивное воздействие на ход дальнейшего преобразования виртуального медиапространства, оптимизации его, в соответствии с потребностями общественного развития. В связи с этим, проведённое нами диссертационное исследование представляется вполне актуальным.

Степень изученности проблемы. Научно-популярные интернет-ресурсы как новая типологическая группа СМИ, до последнего времени практически не исследовались. Это понятно, поскольку и сами интернет-коммуникации как таковые получили заметное развитие в нашей стране лишь в последние полтора десятилетия. Теоретические исследования массовых коммуникаций обрели упорядоченный характер только после создания кафедр новых масс-медиа, в том числе на факультете журналистики МГУ и в некоторых других вузах. Большая часть научных публикаций, анализирующих интернет-СМИ, появилась в последние годы.

Надо сказать, что и сам феномен научной популяризации в современных СМИ изучен недостаточно. Хотя в советский период проблемы научной популяризации в СМИ исследовались довольно основательно. В то время были подготовлены кандидатские диссертации А.В. Панкова, А.И. Акопова, М.И. Хаскиной, В.М. Дзядевич, кандидатская и докторская диссертация Э.А. Лазаревич, и две её книги, а также — книги П.Н. Беркова, В.В. Ученовой, И. Василькова и др1. Было опубликовано множество статей. Во время «перестройки» тема научной популяризации, к сожалению, практически выпала из поля зрения исследователей. И, лишь, почти после тридцатилетнего перерыва в изучении научно-популярной журналистики, наконец, появились заметные работы – книга И.Ю. Лапиной2, кандидатские диссертации Е.Г. Константиновой и Ю.Ю. Сладкомедовой3. Кроме того, было опубликовано несколько статей4.

Однако, несмотря на то, что интерес исследователей к современной научной популяризации в СМИ был проявлен, общей её теории пока нет. Что же касается особенностей научной популяризации в Интернете, то, по нашим сведениям, диссертационных работ (как и вообще основательных теоретических публикаций), посвященных данной тематике, до сегодняшнего дня не существовало. Наше диссертационное исследование как раз и ставит своей целью восполнить отмеченный пробел.

Объектом диссертационного исследования являются научно-популярные сайты, представленные в российском сегменте Интернета.

Предметом исследования выступают характерные для изучаемых научно-популярных сайтов их типологические и профильные особенности (функциональные, аудиторные, предметно-тематические, жанровые), являющиеся как общими для всех СМИ, так и особенными, присущими только этой группе сайтов свойствами, позволяющими выделить их в особую типологическую группу медиаресурсов, а также — актуальные тенденции развития различных подтипов научно-популярных интернет-изданий.

Гипотезой диссертационного исследования является предположение, что научно–популярные сайты в Интернете, как новая типологическая группа СМИ, обладают определенными функциональными, аудиторными, предметно-тематическим и жанровыми особенностями, учёт которых будет способствовать более активной реализации возможностей научной популяризации и, значит, возрастанию её роли для государства, общества в качестве средства совершенствования социальной и экономической жизни. Ключевую роль здесь должно сыграть повышение интереса аудитории к науке, формирование её научного мировоззрения, ценностных ориентаций.

Цель работы состоит в том, чтобы дать характеристику состоянию современных научно-популярных сайтов Интернета, как новой типологической группы в системе СМИ, выполняющей важные социальные функции и обладающей своим предметно-тематическим и жанровым своеобразием, и оценить возможные прогнозы дальнейшего её развития. Достижению данной цели будет способствовать решение следующих задач:

1. Выявление сущности и функций научной популяризации в обществе, логики её развития, определение её места в системе средств, повышения уровня научных знаний аудитории;

2. Изучение истории становления системы научно-популярных СМИ России, её современного состояния (в том числе и научно-популярных сайтов Интернета), обусловленного динамикой развития социальных потребностей;

3. Определение возможностей Интернета, предопределяющих особенности научной популяризации в глобальной сети в целом и на конкретных научно-популярных сайтах как новой типологической группы СМИ;

4. Изучение аудиторных особенностей исследуемых научно-популярных сайтов;

5. Выявление предметно-тематического своеобразия научно-популярных сайтов;

6. Определение жанрообразующих факторов научно-популярных сайтов и выявление их жанровой структуры;

7. Установление основных профильных моделей научно-популярных интернет-ресурсов и выявление основных тенденций развития новой типологической группы СМИ.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили научно-популярные сайты Рунета. Исходной точкой отчета исследования был выбран 2009 год, поскольку к этому времени, (начиная с 2000 года), в Интернете сложилась достаточно представительная, развитая совокупность сайтов (её можно разделить на две исходные группы: сайты-версии традиционных СМИ и самостоятельные сетевые сайты), предоставляющих пользователям различного рода научно-популярную информацию. К данному году глобальная сеть стала обширной образовательной площадкой, что стало привлекать в Интернет всё больше людей, имеющих высокую мотивацию к получению новых знаний, способствуя тем самым формированию устойчивой аудитории научно-популярных сайтов. Исходя из того, что (по нашим наблюдениям) общее число, активно заявивших о себе в Рунете сайтов первой и второй групп оказалось, примерно, одинаковым, мы отобрали для рассмотрения по десять сайтов из каждой группы. Полагаем, что это один из предварительных методологических подходов, способных обеспечить установление достаточно точного представления о характере научно-популярных сайтов в Рунете.

1. Сайты-версии традиционных печатных СМИ и телевизионных программ: «Академия» (www.tvkultura.ru), «В мире животных» (www.worldofanimals.ru), «Жить здорово» (www.1tv.ru/sprojects/si=5804), «Мозговой штурм» (www.mozgovoyshturm.ru), «Наука и жизнь» (www.nkj.ru), «Очевидное-невероятное» (www.ochevidnoe-neveroyatnoe.ru), «Российский космос» (www.tvroscosmos.ru/?page=zhurnal), «Химия и жизнь — XXI век» (www.hij.ru), «Юный натуралист» (www.unnaturalist.ru), «National Geographic» (www.nat-geo.ru).

2. Самостоятельные сайты. Это ресурсы организаций, фондов, частных лиц, осуществляющих научно-просветительские проекты: «Астронет» (www.astronet.ru), «Антропогенез» (www.antropogenez.ru), «Биомолекула» (www.biomolecula.ru), «Будущее» (www.infuture.ru), «Км/наука» (www.km.ru), «Мембрана» (www.membrana.ru), «Молген» (www.molgen.org), «Мир Гео» (www.mirgeo.net), «Метеориты» (www.meteorite.narod.ru), «Элементы» (www.elementy.ru).

С целью получения достоверной картины предметно-тематического и жанрового своеобразия сайтов, мы исследовали массив публикаций, представленных на данных сайтах с 2009 по 2012 годы. Обычно применяемый в диссертационных работах метод репрезентативной выборки, по нашему мнению, в данном случае не мог бы дать относительно точного представления об интересующих нас параметрах, в силу исключительно широкого и неравномерного разброса тем на разных сайтах и неравномерного использования жанровых форм. Многие из них могли просто не попасть в выборку, что внесло бы серьезные искажения в результаты исследования. После того, как были установлены основные параметры изучаемых тематических и жанровых особенностей сайтов, для дальнейшего исследования содержательных особенностей научно-популярных текстов, мы отобрали из общего числа предварительно рассмотренных текстов 820 публикаций, репрезентативно представляющих разные сайты.

Характер диссертационной работы потребовал использования соответствующей методологической основы, которой выступают принципы системного подхода и системного анализа, дающие возможность изучить систему СМИ как целостное явление. Теоретической базой диссертационной работы стали: 1) труды по проблемам научной популяризации (А.И. Акопова, В.М. Дзядевич, А.В. Панкова, Э.А. Лазаревич, В.В. Учёновой М.И. Хаскиной,)1; 2) труды по теории, истории и типологии журналистики, массовой коммуникации (А.Г. Бочарова, Е.Л. Вартановой, В.М. Горохова, А.А. Грабельникова, И.М. Дзялошинского, Б.И. Есина, И.И. Засурского, Я.Н. Засурского, С.Г. Корконосенко, И.В. Кузнецова, М.М. Лукиной, Р.П. Овсепяна, Е.И. Пронина, Е.П. Прохорова, Г.Я. Солганика, А.А. Тертычного, М.В. Шкондина)2, 3) работы по теории Интернета (А.А. Беляева, В.А. Голуба, Г.О. Павловского)3.

Таким образом, научная достоверность диссертации обеспечивается:

— обширным эмпирическим материалом;

— применением научной методологии;

— использованием различных информационных источников;

— данными, полученными в ходе опроса редакторов и ведущими специалистами сайтов научной популяризации в Интернете.

Научная новизна диссертационного исследования состоит том, что в ходе его впервые в отечественной науке о журналистике проведено комплексное исследование научно-популярных сайтов Интернета, как особой типологической группы, обладающей свойственной этой группе СМИ совокупностью типологозначимых признаков, выявлены основания для дальнейшей внутригрупповой дифференциации, определения профильных моделей сайтов в составе данной типологической группы, выявлены тенденции её развития в среднесрочной перспективе.

Теоретическая значимость исследования обеспечена тем, что оно может стать частью общей теории научной популяризации в СМИ и теории массовых коммуникаций. Работа даёт представление о закономерностях и тенденциях развития современной научной популяризации в виртуальном пространстве Интернета, её аудитории, предметном содержании и жанровых формах.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что выявленные характеристики научно-популярных сайтов в Рунете могут быть учтены и применены практиками, создающими новые интернет–ресурсы, нацеленные на популяризацию науки, и определяющими их стратегию и тактику функционирования. Знание разных аспектов такого функционирования также может оказаться полезным для научных организаций при оценке данного средства популяризации науки, с точки зрения использования его для повышения уровня научных представлений массовой аудитории, создания привлекательного имиджа науки. Результаты диссертационного исследования могут быть также применены в ходе учебных занятий на факультетах журналистики по дисциплинам «Интернет-СМИ», «Основы деятельности журналиста», «Теория журналистики», «Введение в специальность».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Научная популяризация представляет собой вид творческой деятельности, нацеленной на распространение в аудитории адаптированной к уровню её восприятия научных знаний. Зарождение её в начале XVIII века было вызвано необходимостью экономического, социального и культурного обновления общества на основе широкого распространения научного знания. Научная популяризация тесно связана с такими феноменами как образование, просвещение, обучение, однако при этом она представляет собой самостоятельное явление.

2. Важнейшим каналом распространения научно-популярных знаний выступают СМИ. В ходе исторического развития России в стране сформировалась развитая, поддерживаемая государством, сеть научной популяризации, важнейшее место в которой заняли СМИ. В последние десятилетия (1990 — 2012 гг.), в результате социально-экономической трансформации общества, в этой системе произошли серьёзные негативные изменения, поддержка государства была потеряна, резко уменьшилась аудитория научно-популярных изданий, в связи со снижением тиражей. В настоящее время наметились позитивные сдвиги в развитии научно-популярных СМИ, усилилось их присутствие в Интернете.

3. Сложившаяся в настоящее время в глобальной сети совокупность научно-популярных сайтов представляет собой новую типологическую группу СМИ, опирающуюся на такие преимущества Интернета перед традиционными массово-коммуникационными каналами, как оперативность, глобальность, мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивнось и пр., позволяющие сайтам выступать потенциальным интегрирующим центром научной популяризации, дающим пользователям возможность оперативно знакомиться с последними научными открытиями, практически одномоментно и в полном объёме, быть постоянно в курсе событий в научной жизни страны.

4. Научно-популярные сайты, как новая типологическая группа СМИ, имеют свою аудиторию, обладающую особыми характеристиками возрастного, образовательного и психологического планов. Её можно разделить на две подгруппы пользователей: молодежную и разновозрастную. И той и другой группе присуща активность в поиске научно-популярной информации.

5. Публикации научно-популярных сайтов, как особой типологической группы СМИ характеризует широкий предметно-тематический спектр популяризируемых наук. Круг тем, попадающих в поле зрения создателей научно-популярных текстов, формируется под воздействием объективно существующих, актуализирующихся потребностей сферы научного познания, общества в целом, осознаваемых популяризаторами и трансформируемых (с учетом реальных возможностей) в конкретные творческие замыслы. Разные сайты, публикующие научно-популярные тексты, имеют свою предметно-тематическую направленность, что обусловлено целями создателей сайтов и потребностями аудитории.

6. Публикации научно-популярных сайтов обладают жанровым своеобразием. Их жанровая структура представляет собой динамично развивающееся явление. Динамика жанров задаётся необходимостью применять в каждом конкретном случае адекватные целям отображения и эффективного воздействия на аудиторию жанровые формы материала. Разные сайты имеют свой устойчивый набор жанров.

7. Новая типологическая группа научно-популярных ресурсов включает в себя набор различных профильных моделей. Основные из них: аудиторные, предметно-тематические и жанровые модели данных ресурсов в Интернете. Ориентация сайта на ту или иную типологическую модель порождается, с одной стороны — стремлением его создателей адекватно реализовать свои творческие замыслы и возможности, а, с другой — в максимальной мере учесть характер аудитории, её информационные ожидания.

Апробация диссертации. Результаты данного научного исследования по мере их появления в обобщенном виде излагались в докладах на ежегодных международных и всероссийских научно-практических конференциях факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, а также других вузов, в 2008-2012 годах, в докладах на конференциях аспирантов и студентов («Ломоносов-2008», «Ломоносов-2009», «Ломоносов-2010», «Ломоносов-2011»). Частично они были опубликованы в сборниках «Журналистика и медиаобразование в 2008 году», «Журналистика в 2009 году», «Журналистика в 2010 году. СМИ в публичной сфере», «Журналист XXI века. Журналистика 2010», «Журналистика в 2011. Ценности современного общества и средства массовой информации», в сборниках научных работ, в журналах «Вестник МГУ» и «Медиаскоп», внесенных в список ВАК.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Структура диссертационного исследования обусловлена решаемыми задачами, а также особенностями исследовательского процесса. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, степень её изученности, даётся обзор литературы, определяются предмет, цели и задачи исследования, научная новизна, теоретическая и практическая ценность работы, приводятся положения, выносимые на защиту, определяется структура диссертации.

Глава первая — «Научная популяризация и становление системы научно-популярных СМИ» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Научная популяризация: её функции в обществе» — даётся толкование понятия научной популяризации, уточняется её роль как средства повышения уровня научных представлений аудитории о выявленных наукой материальных и идеальных феноменах, законах и закономерностях природы и общества, о роли научного познания в обществе. Определяются функции научной популяризации, в современном российском обществе. Данный вид журналистского творчества, как и другие его виды, выполняет общие для журналистики информационную, коммуникативную и другие функции. Однако специфической для неё являются функция популяризации научных знаний об окружающей действительности, которые позволяют людям активно участвовать во всех областях социальной деятельности (промышленном производстве, строительстве, оборонной сфере страны и пр.).

Кроме того, распространение научных знаний в современной и доступной форме способствует формированию у членов общества научного мировоззрения, под которым понимается взгляд на мир (точка зрения) тех или иных кругов общественности, их суждения о смысле жизни, свободе и движущих факторах поведения, о справедливом общественном устройстве; картина мира в массовом сознании, опирающаяся на научные представления о нём1. Научная популяризация способствует и формированию образа науки как одной из наиболее интересных форм человеческой деятельности, ждущей наиболее одарённых, талантливых молодых людей, готовых преодолевать сложности научного познания, — ибо без них наука успешно развиваться не может.

Во втором параграфе — «Научная популяризация и становление системы научно-популярных СМИ России» — анализируются основные этапы становления научной популяризации и формирования системы научно–популярных СМИ в нашей стране. Устанавливается, что в разное время главным субъектом научной популяризации в России выступало государство, поддерживавшее усилия учёных по широкому распространению научных знаний. Постепенно сложилась система научно-популярной периодики, где публиковали статьи выдающиеся популяризаторы: В.М. Бехтерев, Н.Н. Дроздов, С.П. Капица, М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, И.И. Мечников, Л.Н. Николаев, В.А. Песков, Г.Я. Перельман, Ю.В. Сенкевич, А.Г. Столетов, К.А. Тимирязев, К.Э. Циолковский и другие.

В советское время, в связи с необходимостью создания мощной промышленности, задачами военного характера, планами покорения космоса и т.д. научная популяризация получила мощное развитие, была создана широко разветвленная сеть общества «Знание», укрепилась система научно-популярных СМИ (печать, радио, телевидение). Такие, например, журнальные издания, как: «Знание — сила», «Наука и жизнь», «Юный техник», «Химия и жизнь», телепередачи — «Клуб путешественников», «Очевидное – невероятное», «Под знаком Пи» и пр., имели многомиллионные аудитории.

В третьем параграфе — «Научно–популярные СМИ на современном этапе: динамика развития» исследуется состояние научной популяризации в современной России, выявляются изменения в СМИ, популяризирующих науку, устанавливаются факторы, предопределившие деградацию научно-популярных изданий в период трансформации российского общества, перехода его на путь рыночных отношений. Выявляются важнейшие причины разрушения системы научной популяризации в стране: 1) снижение престижа профессии ученого; 2) отсутствие внятной государственной политики в отношении научной популяризации; 3) падение уровня покупательной способности аудитории; 4) снижение уровня образованности массовой аудитории и изменение ценностных представлений о мире; 5) отсутствие рекламы научно-популярных СМИ; 6) отсутствие корпорации научно-популярных СМИ, которая могла бы сплоченно действовать на поле научной популяризации, в форме обмена опытом, и защиты своего коммуникационного сегмента от шарлатанов, выступающих под маской популяризаторов науки.

В данном разделе также изучаются меры, предпринимаемые в настоящее время государством по оздоровлению положения в высокотехнологичных отраслях народного хозяйства, экономике в целом, в науке и соответственно — в сфере научной популяризации. Анализируются также инициативы научного сообщества, информационной элиты по возрождению научной популяризации в России.

Глава вторая — «Особенности научно-популярных сайтов как новой типологической группы СМИ» содержит два параграфа. В первом параграфе — «Научно-популярные сайты в Рунете и подходы к их типологии» анализируются особенности Интернета как нового канала массовых коммуникаций. Выявляется, что сетевые научно-популярные СМИ, в отличие от традиционных (периодической печати, радио и телевидения) обладают такими качествами как: 1) глобальность; 2) возможность многоязычия; 3) мультимедийность; 4) интерактивность; 5) гипертекстуальность; 6) высокая селективность; 7) высокая маневренность; 8) высокая оперативность; 9) избирательность воздействия научно-популярных текстов.

Устанавливается, что существуют разные типы научно-популярных сайтов. Одни из них представляют собой электронные версии научно-популярных периодических печатных изданий и телевизионных передач, другие являются самостоятельными сайтами, выпускаемыми научными и просветительскими организациями, учебными заведениями (институтами), или отдельными энтузиастами учёными-популяризаторами науки. В целом же, все сайты образуют особую совокупность научно-популярных ресурсов, которая является новой типологической группой в системе СМИ.

Во втором — параграфе «Аудиторные особенности научно-популярных сайтов» речь идет об аудитории, на которую нацелены сайты исследуемой группы. Исходя из существующих на сегодня данных научных исследований аудитории Интернета, диссертантка выявляет общие характеристики совокупности пользователей информации, размещаемой на научно-популярных ресурсах. Устанавливается, что эта совокупность включает в себя разные подгруппы, относительная численность и характер которых год от года меняется.

Имеющиеся социологические данные позволяют говорить о том, что аудиторию большей части научно-популярных сайтов представляют посетители от 25-54 лет. Аудитория меньшей части изучаемых ресурсов — молодые пользователи. Исходя из выявленных пропорций, диссертантка приходит к выводу о необходимости осуществления в ходе оптимизации деятельности научно-популярных сайтов мер, способных привлечь на них наибольшее число именно молодых пользователей.

В третьем параграфе «Предметно-тематическая направленность научно-популярных сайтов» речь идет об основе формирования предметно-тематических направлений в научно-популярной журналистике в Интернете. Устанавливается, что на исследуемых сайтах популяризируется двадцать четыре основных предметно-тематических научных направления, которые определяются как объективными, так и субъективными факторами. К первым относятся актуальные потребности российского общества, нуждающегося в мощной науке, высокотехнологичном производстве, развитой экономике в целом, что невозможно сделать, не поддерживая науку и соответственно — научную популяризацию и те её направления, которые в наибольшей мере способствуют удовлетворению данных потребностей. В качестве субъективного фактора, в данном случае, выступают предпочтения создателей и работников научно-популярных сайтов, их информационные стратегии, основанные на убежденности в необходимости в наибольшей мере популяризировать ту или иную науку, то или иное научное направление.

В результате взаимодействия названных объективных и субъективных факторов в настоящее время на разных сайтах сложилась своя устойчивая совокупность популяризируемых предметно-тематических направлений. В целом же на сайтах исследуемой группы, популяризируемые научные направления представлены следующим образом: на первый план выходят (последовательно) физико-математические, биологические, химические, исторические, географические науки. На сайтах группы практически не присутствуют или присутствуют в минимальной мере филологические, философские, психологические, экономические, педагогические, юридические науки. На взгляд диссертантки, — это упущение со стороны популяризаторов науки, поскольку существует достаточно много пользователей Интернета, которые нуждаются в популярных знаниях именно по данным наукам. При оптимизации содержания исследуемых сайтов это надо учесть.

В четвёртом параграфе «Жанровые характеристики научно-популярных сайтов» рассматриваются особенности жанровой палитры научно-популярных сайтов, выявляются основные группы жанров. Существуют разные концепции жанров. Диссертантка опирается на выработанное теоретиками журналистики представление, согласно которому под жанром понимается вид произведений, объединенных общими существенными содержательными и формальными признаками. В качестве таких признаков выступают предмет, цели, методы, способы отображения действительности. Последний фактор рассматривается как основание для проведения исходного различия между такими группами жанров интернет-СМИ как: 1) вербальные жанры (печатные тексты); 2) визуальные жанры (фото, рисунки, статичная инфографика и т.п.); 3) визуально — например, мультискрипт); 4) аудиальные жанры (звуковой файл — подкаст); 5) аудио-визуальные жанры (произведения, объединяющие звуковой и зрительный ряды — например, аудиослад-шоу, видеолекция); 6) мультимедийные жанры (произведения объединяющие звук, образы, текст — например, мультимедийная статья). Другие жанроформирующие признаки проявляются при дальнейшей дифференциации этих исходных жанровых групп, при определении разновидностей жанров.

При этом все жанры, входящие в названные выше группы, по такому основанию, как целенаправленность публикаций, могут быть распределены по следующим трем известным жанровым группам: 1) информационные жанры; 2) аналитические жанры; 3) художественно-публицистические. Причём, отдельные тексты этих жанров могут объединяться в гипертекст.

Проведенный в диссертационной работе анализ жанровой структуры сайтов показал, что они используют, прежде всего, вербальные, визуальные и аудио-визуальные жанры информационной и аналитической направленности. Причем, у каждого сайта есть свои жанровые предпочтения, что объясняется их жанровой стратегией, связанной со стремлением применять такие формы изложения научно-популярной информации, которые представляются создателям текстов наиболее оптимальными.

Выявленная жанровая ориентация научно-популярных сайтов, на взгляд диссертантки, может быть скорректирована в сторону увеличения числа текстов, исполненных в слабо представленных в настоящее время, или не представленных вовсе, жанрах, что сделало бы изложение информации на сайтах более «рельефным», более разнообразным по форме и привлекательным для пользователя.

Глава третья — «Профильные модели и тенденции развития научно-популярных сайтов» — состоит из двух параграфов. В первом параграфе — «Основные профильные модели научно-популярных сайтов Рунета» — исследуются основания для выявления профильных моделей сайтов, составляющих новую группу научно-популярных ресурсов в системе СМИ. Главными основаниями выступают аудиторные, предметно-тематические и жанровые особенности изучаемых сайтов Интернета. Именно различия сайтов по данным основаниям позволяют выделить следующие модели научно–популярных ресурсов:

1) Аудиторные модели, представляющие собой два типа сайтов: а) ориентированные на разновозрастную аудиторию глобальной сети; б) ориентированные на молодежный сегмент Интернета.

2)
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Научно-популярные сайты в системе сми: типологические и профильные особенности iconКорпоративные издания в структуре печатных сми: типологические и...
Защита состоится «20» января 2011г в 15. 00 часов на заседании диссертационного совета Д. 206. 002. 01 при фгоу дпо «Институт повышения...
Научно-популярные сайты в системе сми: типологические и профильные особенности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Типологические особенности развитияДревнерусскогогосударства. Социально-экономические и внешнеполитические предпосылки удельного...
Научно-популярные сайты в системе сми: типологические и профильные особенности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология»
Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного...
Научно-популярные сайты в системе сми: типологические и профильные особенности iconОсобенности национальной науки
Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола»
Научно-популярные сайты в системе сми: типологические и профильные особенности iconТеория и практика массовой информации
Политическая история российских сми. Структурно-функциональные особенности средств массовой информации в советский период. Роль сми...
Научно-популярные сайты в системе сми: типологические и профильные особенности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовка в вуз начинается в 9 классе, когда учащиеся впервые получают возможность выбрать профильные предметы (а иногда и профильные...
Научно-популярные сайты в системе сми: типологические и профильные особенности iconОбразовательные сайты Российская государственная детская библиотека
На сайте представлена коллекция интересных ссылок по тематическим рубрикам: «Литературные ресурсы», «Детские ресурсы», «Ресурсы для...
Научно-популярные сайты в системе сми: типологические и профильные особенности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
За страницами вашего учебника (1- 3 на выбор. Можно и другие научно-популярные книги)
Научно-популярные сайты в системе сми: типологические и профильные особенности iconВ разделе представлены порталы и сайты федерального и регионального...
Возрастные особенности детей. Заболеваемость. Показатели по группам здоровья. Сведения о кадрах. Реализуемая базисная программ. Приоритетные...
Научно-популярные сайты в системе сми: типологические и профильные особенности iconСлужба культурно-просветительской работы Информационный отдел обзор...
Сайты и порталы министерств, ведомств, общественных, ветеранских и других организаций и учреждений
Научно-популярные сайты в системе сми: типологические и профильные особенности iconУчебный курс по общей биологии: электронное пособие
Материалы по всем разделам биологии. Научно-популярные и образовательные статьи. Ссылки на биологические интернет-ресурсы
Научно-популярные сайты в системе сми: типологические и профильные особенности iconБ. Кедров о творчестве в науке и технике (научно-популярные очерки для молодежи)
Данный курс предназначен для студентов физического факультета и входит в блок дисциплин специализации
Научно-популярные сайты в системе сми: типологические и профильные особенности iconУчебники для всех уровней обучения, инструкции по техническим устройствам,...
Материалом экзамена является оригинальная новейшая научная литература на иностранном языке (монографии, книги, статьи) по своей узкой...
Научно-популярные сайты в системе сми: типологические и профильные особенности iconПрограмма научно-методического семинара «Современные технологии преподавания...
«Учебно-Исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования»
Научно-популярные сайты в системе сми: типологические и профильные особенности iconОбразовательные сайты и проекты Сетевые сообщества педагогов
Крупные сайты, поддерживаемые большим коллективом авторов, с постоянным обновлением информации. Предоставляют большой спектр информации...
Научно-популярные сайты в системе сми: типологические и профильные особенности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Совершенствование навыков употребления в речи лексических и фразеологических единиц по теме «сми». Выражение своего отношения к сми,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск