Скачать 96.03 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА», С. ПОПЕЛЁВО КОЗЕЛЬСКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ Технологическая карта конспекта урока по теме: «Что такое судебная власть» в 7 классе по предмету «Обществознание» Выполнил Учитель обществознания Захаров Александр Владимирович с. Попелево 2012 Тема урока: «ЧТО ТАКОЕ СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ?» Цель: Познакомить учащихся с основными понятиями судебной власти в РФ, ролью суда в жизни человека. Продолжить формирование аналитического мышления через интерактивные методы обучения: ролевая игра, мозговая атака, парная и групповая работа; эвристическая беседа, анализ документов, работа с понятиями, материалом, текстами. Научить детей принимать во внимание обстоятельства, существенные при вынесении приговора (неотвратимость наказания). Иллюстрация: Богиня правосудия Фемида. Примечание: Название темы урока не сообщаю (дети сами формулируют тему урока в конце занятия). Литература: Л.Н. Боголюбов «Обществознание»; А.Ф.Никитин «Политика и право», Конституция РФ (7 глава), Уголовный кодекс РФ. Основные понятия: суд, презумпция невиновности, правосудие. Эпиграф: «Человек беспристрастный и вдумчивый никогда не торопится произнести свой приговор». Генри Филдинг, английский писатель (1707-1754). ХОД УРОКА
Здравствуйте, граждане России! Дети, откройте, пожалуйста, тетради, подпишите число. Вы сегодня такие красивые. Я рад встрече с вами и мне приятно с вами общаться. На полях тетради зафиксируйте своё эмоциональное состояние: Хорошее, среднее, плохое. Я правильно поприветствовал вас? Вы граждане России? Докажите, что вы граждане Российской Федерации. Ответ: Гражданин – это человек, имеющий свои права и обязанности и осуществляющий их с помощью государства. Когда вы стали гражданином России? Ответ: с рождения. Зачем человеку необходимо гражданство? Ответ: Чтобы иметь права, обязанности и быть под покровительством государства. Какие нормативные документы вы знаете о гражданстве РФ? Может ли российский гражданин иметь двойное гражданство? Если да, то какой документ об этом говорит? Ответ: Конституция РФ, ст. 62, закон о гражданстве от 28.11.1991 г.
Дети, в конце занятия вы сами определите тему нашего урока. Она занимает очень важное место в жизни человека, личности и гражданина. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Хочу, чтобы вам сопутствовали поиск и творчество, чтобы умели логически мыслить, правильно излагать свои мысли. СЦЕНКА «По щучьему хотению, по лисьему велению». Действующие лица: Судья Премудрый пескарь Лещ Щука Адвокат щуки - Лиса Прокурор По мотивам басни И.А. Крылова «Щука» (на головы надеваются короны с названиями героев). Судья: Слушается дело об истреблении Щукой населения одного пруда. Слово Премудрому Пескарю. Премудрый Пескарь: Я, Пескарь Премудрый, благодаря своему уму прожил почти два пескарных века. Господа судьи и заседатели, хочу рассказать о жестокостях и притеснениях, какие терпит наше население в пруду. Как вы помните, еще во времена славного баснеписца дедушки Крылова над одной страшной хищницей Щукой был произведен неправый суд. Она в огромных количествах истребляла наш водяной народ. Наши судьи: два Осла, две Клячи, два Козла приговорили ее к «сверхгуманному наказанию» - утопить в реке. Да, как вы поняли, это была награда, а не наказание. Вы думаете, что Щука после этого решила исправиться? Нет, господа, она стала еще более жестокой и коварной. Немало щук повидал я на своем веку, но таких, как она (пальцем показывает на нее), не встречал. Однажды привезли (по ее приказу) огромную сеть. И стали прочесывать пруд. Пойманную рыбу передали ей, а та ее сортировала: лучшую – к своему столу, чуть похуже – в благодарность Лисе (та была ее адвокатом), а остальное всему щучьему племени по чинам и званиям. Спасите, Господа, от этой хищницы. Судья: Слово предоставляется Лещу. Лещ: Видите, какой я тощий. Это по вине Щуки. Я попался в ее сети. Я еще молод и силен (да и умен), решил по дороге бежать. Мне удалось. Шлепнулся прямо в ручей, который впадает в наш пруд. Щуке донесли о моем побеге, тогда она приказала выбросить меня на берег, чтобы я (я-я-Лещ), почил от жажды. Этим она хочет устрашить всех, кто попытается бежать или перечить ей! Ух, Щука! Судья: Давайте послушаем Щуку. Щука: Господа судьи и заседатели! Я не понимаю, в чем обвиняют мою персону. В том, что я каждый день питаюсь рыбой? Но ведь мне врачи прописали рыбную диету, я ведь просто принимала ее как лекарство. Прошу суд обратить внимание на то, что все обвинения необъективные и несправедливые. Господа судьи, я ни в чем не виновата. Если бы меня утопили в реке, это было бы нарушением прав человека (право на жизнь). Я неминуемо погибла бы и потеряла бы свое гражданство. А это недопустимо! Судья: слово адвокату Щуки – Лисе. Лиса: господа судьи! Щука оказалась жертвой обстоятельств. Как-то стащила одна лиса (но не я это была) ее с воза у одного старика – и сказала Щуке: «Я спасла тебе жизнь. За это будешь весь свой век мне на стол окуней, лещей, пескарей поставлять». Щука, господа судьи, существо благородное, она начала выполнять просьбу своей спасительницы. Я прошу суд применить к Щуке самое мягкое наказание – бросить ее в море. Там столько рыбы, что никто не заметит промыслов нашей Щуки. Судья: Слово предоставляется прокурору. Прокурор: Уважаемые Господа! Мы имеем дело с мафиозной группировкой в лице Лисы и Щуки вместе с ее родственниками. Нельзя допускать, чтобы преступники сращивались с судебной властью. Союз Лисы и Щуки аморально действует на всех, рыбы считают, что бесполезно бороться за справедливость. Весь народ пруда не пытается обороняться с помощью законов. Итак, нужно разорвать порочный круг и наказать обеих: Щуку бросить в реку, в которой водятся крокодилы, а Лису – в зоопарк на вегетарианскую пищу. Жестоко, но справедливо! В уголовном кодексе РФ говорится, что получение взятки карается наказанием в виде крупного штрафа или до 5 лет лишения свободы (ст. 290). Понятно! Судья: Мы не хотим жить в обществе, где закон по щучьему хотению, по лисьему велению. В ст. 290 УК РФ находим главную мысль и формируем ее. Какие ассоциации вызвала у нас эта сценка?
Вопросы:
а) Это место разрешения споров. - гражданских – раздел имущества, развод, лишение родительских прав. - уголовных – кражи, грабежи, разбои. б) это орган государственного принуждения к лицам, которые нарушают закон. 5.5. Каково главное назначение суда? (Люди, нарушающие закон, должны отвечать не перед кем-то, а перед государством, в специальном месте – суде).
Суд – районный, городской, областной, республиканский, Высший Арбитражный Суд, Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ.
УЧИТЕЛЬ: Древние греки изобразили богиню правосудия Фемиду с весами в руках и повязкой на глазах. Что это означает? Весы – взвешенность решения. Повязка – беспристрастность к людям.
Суд – это орган государственного принуждения к лицам, которые нарушают закон, место разрешения споров. Презумпция невиновности – каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана приговором суда. Правосудие – это защита прав и интересов граждан.
7.1. Каким должен быть судья? а) ст. 119 Конституции РФ – судьёй может быть гражданин РФ 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не менее 5 лет работы. б) ст. 120 – судья независим и действует в соответствии с законом. в) ст. 121 – судьи несменяемы. г) ст. 122 – судьи неприкосновенны. д) ст. 123)3) – судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Прокурор – его задача – объяснять суду все то, что может помочь подсудимому доказать невиновность или снизить в глазах судей степень вины подсудимого. Адвокат – делает всё, чтобы помочь подсудимому доказать невиновность или снизить в глазах судей степень вины подсудимого. Это состязательность сторон – получается своеобразное перетягивание каната. Историческая справка по судебной реформе 1864 года: Александр II Освободитель (1855-1881) впервые в истории России ввел состязательность суда и суд присяжных заседателей.
8.1. Назовите (сформулируйте) тему урока. (Что такое судебная власть?) 8.2. Что вы узнали нового? Что вы знали? Что вы хотели бы узнать? 8.3. Давайте обобщим каким должен быть судья? (Беспристрастным, вдумчивым, никогда не торопиться произнести свой приговор). Историческая справка: По статистике ученых 4 % граждан РФ в прошлые десятилетия приговаривали к смертной казни, хотя они были невиновны. 8 января 1999 года отменена смертная казнь в России. Как вы относитесь к смертной казни в России?
Гл. 7 Конституции РФ, найдите пословицы о суде.
10.1. Правильно соединив слоги, вы прочтете мнение древнегреческого драматурга Софокла. Ед за ли ль доз зя ни ть, ва не шь) по вир ив (Нельзя винить, едва лишь заподозрив). 10.2. Перед вами высказывание китайского философа Конфуция. Чтобы его прочесть, нужно использовать порядковые номера букв русского алфавита (е=ё). 5-15-18-19-15-10-14-28-10-24-6-12-15-3-6-11-14-6-9-5-6-19-16-15-18-12-6-5-1-13-5-17-20-4-9-22-12-31-5-6-10. (Достойный человек не идет по следам других людей). 10.3.Представьте, что вам уже исполнилось 20 лет. Вы молодой человек или девушка, получившие звание «Мастер спорта» в одном из видов восточных единоборств. Подумайте и выберите вариант своего поведения в следующих обстоятельствах:
а) мгновенно уложили бы обидчика на землю чётким приемом; б) ответили бы тем же; в) постарался бы задержать хулигана и передать его полиции.
а) раза три ударяете его, «чтобы неповадно было», и отбираете украденное; б) ведете разбираться к родителям; в) вызываете полицию. Если ответ «а» - вы превысили свои права. Никто, кроме суда, не имеет права судить другого, независимо от того, что он совершил. Правильный ответ «в».
11.1. Поурочный балл. 11.2. Зафиксируйте свое эмоциональное состояние на конец урока. 11.3. Спасибо, дети, за урок. |
Реферат на тему: «судебная власть, её общая характеристика» Я постараюсь раскрыть сущность государственной власти и место в ней такой её разновидности, как судебная власть. Так же я раскрою... | Доклад Пути совершенствования организации деятельности и повышения... Научно-практическая конференция по теме «Судебная власть и пути повышения эффективности правосудия» | ||
Программа дисциплины «Судебная власть и правоохранительные органы» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»,... | Конспект урока по теме: «Алгоритмы» На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм… | ||
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм… | Рабочая программа дисциплины Судебная власть и правоохранительные... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 40. 03. 01 «Юриспруденция»... | ||
Методическая разработка конспекта урока математики в 1 классе по теме: «Составляем суммы» | Урок по теме, базируется на пройденном материале. Тип урока: комбинированный.... На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм… | ||
Конспект урока тема: "Что такое наречие?" Автор: Окишева Татьяна... ... | Программа дисциплины «Судебная власть и правоохранительные органы»... «Судебная власть и правоохранительные органы» для специальности 030501. 65-Юриспруденция подготовки специалиста | ||
Конспект логопедического занятия в 1 классе План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | Конспект логопедического занятия в 1 классе План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | ||
Конспект логопедического занятия во 2 классе «Дифференциация г к» План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | Урок по обществознанию в 6 классе по теме: Что такое человечность? Этот урок, что более всего вам запомнилось | ||
Урок русского языка в 7 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи» Вы, ребята, наверное, знаете, что 2008 год объявлен Годом семьи. А что такое семья? | Тема урока Основные понятия Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют |