Скачать 0.63 Mb.
|
Бюджетное образовательное учреждение Грязовецкого муниципального района Вологодской области «Фроловская основная общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 класс УМК «Перспективная начальная школа» (авторы: Чуракова Н.А., Малаховская О.В.; «Академкнига») учитель начальных классов Наталия Николаевна Малышева д. Фрол 2013 г.
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основании: 1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) 2.Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 3.Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" 4.Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" 5. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 6. Приказ Министерства образоваиня и науки РФ от 19 декабря 2012 г. №1067 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год 7. Образовательная программа начального общего образования БОУ «Фроловская основная общеобразовательная школа» утверждено Приказ № 23/1 от 27.01.2012 г 8. Закон Российской федерации «Об образовании» (статья 7) 9. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1 - 4 кл.: в 2 ч. / Сост.Р.Г.Чуракова - М.:Академкнига/Учебник, 2011г. – Ч. 1: 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»). Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе программы по литературному чтению Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской УМК «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших обучающихся умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего обучающегося. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы). ^ Цели обучения Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего обучающегося, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач: 1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего обучающегося по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты. Поскольку курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 6—10 лет. 2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие обучающиеся участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. 3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств. 4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего обучающегося; понимание духовной сущности произведений. С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший обучающийся осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни. II. Общая характеристика учебного предмета Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего обучающегося. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию обучающегося. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. III. Место предмета в учебном плане По предмету «Литературное чтение» в 3 классе программа Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). В базисном учебном плане на изучение предмета выделяется 102 часа (3 часа в неделю), поэтому рабочая программа скорректирована на 102 часа (3 часа в неделю). IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках обучающиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит обучающихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, обучающийся задумывается над вечными ценностями(базовыми ценностями):добром, справедливостью правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине. ^ Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. ^ Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. ^ Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. ^ Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного. ^ Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. ^ Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия обучающегося играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у обучающегося развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. ^ Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. ^ Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание обучающимся себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. V. Результаты освоения учебного предмета Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. ^ Обучающиеся научатся: • читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения; • писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»; • называть имена писателей и поэтов - авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе; • рассказывать о любимом литературном герое; • выявлять авторское отношение к герою; • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; • читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору); • ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации). Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться: • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений. • делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам; • самостоятельно читать выбранные книги; • высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений; • самостоятельно работать со словарями. Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). ^ Обучающиеся научатся: • различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку; • различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования; • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор). Обучающиеся получат возможность научиться: • понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени; • обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира, в сказках Вологодского края Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов. ^ Обучающиеся научатся: • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста; • эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи; • интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного); • принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов. Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться: • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; • рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний; • устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями И наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений. ^ Планируемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся: • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; • свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию; • работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; • работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам. Обучающиеся получат возможность научиться: • освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины - определения сборников не используются). ^ В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся: а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения; • находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения. ^ В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся: • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Обучающиеся получат возможность научиться:
VI. Содержание курса 3 класс (102 ч)
|
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы... | Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс учителя начальных классов Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов | ||
Рабочая программа по литературному чтению 3-а класс Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Тетрадь по литературному чтению. 2-й класс. Изд. 2-е, испр Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании примерной основной образовательной программы фгос и авторской Е.... | ||
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Рабочая программа по литературному чтению,3 класс предмет, класс и т п Рабочаяпрограммаразработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | ||
Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь | Рабочая учебная программа по литературному чтению I ступень образования Данная программа разработана на основании авторской программы по литературному чтению В. Ю. Свиридовой (см. Программы начального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тематическое планирование по литературному чтению и внеклассному чтению. 2 класс | Программа по литературному чтению (1 4 классы) Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными... | ||
Рабочая программа по литературному чтению составлена для обучающихся... «Сырцевская оош» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе:... | Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс Забировой Дании Мугтасимовны Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа | ||
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса на 2013 2014... В основу рабочей программы по литературному чтению для 3 класса моу «сош п. Белоярский» положена авторская разработанная Л. А. Ефросининой... | Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ... |