Разработка урока литературы в 7 классе рамках изучения антикоррупционной политики
Тема: «Пословицы и поговорки».
Цели урока: 1)знакомство и формирование понятия о новых жанрах
фольклора; углубление теоретического уровня познания
учащимися такого явления, как коррупция;
2)развитие навыков устной речи;
3)воспитание активной жизненной позиции.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
-Сегодня мы поговорим о нескольких жанрах устного народного творчества: о пословицах и поговорках. Но сначала скажите, чем отличаются следующие высказывания: «Надо трудиться» и «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Семи пядей во лбу» и «Очень умный», «Пришел тот, о ком говорили» и «Легок на помине».
Ученикам раздаются карточки с текстами.
-Отличие в этих парах высказываний состоит в том, что пословицы и поговорки более образны, экспрессивны, легче запоминаются.
-Как вы думаете, какую ценность для нас имеют пословицы и поговорки, почему мы считаем их важной частью народного творчества?
-Они выражают народную мудрость и отношение к миру.
-Чем отличаются пословицы от поговорок?
-Пословицы выражают мысль более полно,чем поговорки.
На доске записаны в два столбика пословицы и поговорки.
-А теперь познакомимся с таким понятием,как коррупция.
Коррупция-это подкуп взятками , продажность должностных лиц , политических деятелей.
-Согласно ООН 9 декабря является международным днём борьбы с коррупцией.
Коррупции могут и должны противодействовать государство , бизнес , СМИ.
Рассмотрим отдельные возможные случаи коррупции на примерах пословиц и поговорок. Сегодня работа организована в малых группах в форме состязания команд. При ответе на вопросы членам других команд можно задать вопросы , делать уточнения.
Первый этап конкурса «О чём гласит народная мудрость» .
Задание : вспомните , какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе ?
Каждая команда называет по очереди пословицы и поговорки , объясняет её содержание.
Примеры :
-Не подмажешь , не поедешь-вымогательство , взятничество.
-Рука руку моет - групповая запланированная деятельность в подкупе.
-Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах .
-Видит око , да зуб неймёт – безрезультативность действий борьбы с коррупцией.
Второй этап конкурса .
Вопрос : многие сравнивают коррупцию с болячкой . У каждой болячки есть свои причины , которые нужно лечить . Каковы же причины коррупции?
Задание : напишите на листе причины коррупции . Одна причина - один балл.
Причины коррупции :
-Низкая заработная плата госслужащих .
-Незнание законов .
-Желание лёгкой наживы.
-Частая сменяемость лиц на различных должностях .
-Нестабильность в стране .
-Коррупция как привычка .
-Низкий уровень жизни населения .
-Слабая развитость гос. институтов
-Безработица.
Третий этап конкурса. Разгадать ребусы, дать объяснения понятиям.
1 команда -тажШАН, циярупКОР.
Шантаж-угроза разоблачения , разглашения сведений , которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой- либо выгоды.
Коррупция (смотреть выше).
2 команда-ротиякраБЮ,каВтзя.
Бюрократия-высший чиновничий аппарат , администрация ; система управления , основанная на формализме , административной волоките.
Взятка-плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.
3 команда-ствотельгамоВы, кетРэ.
Вымогательство – не предусмотренное законом требование передачи денег , имущественных ценностей , сопровождаемое разного рода угрозами , обманом со стороны вымогателей.
Рэкет- незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров.
Четвертый этап конкурса «Конкурс капитанов».
Учитель сообщает дополнительную информацию о формах коррупции:
-Взятка.
-Растрата.
-Мошенничество.
-Вымогательство.
-Фаворитизм- в государственной и общественной жизни покровительство любимцам(фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми и для их службы.
-Злоупотребление должностными полномочиями.
Задание: рассмотрите ситуации и укажите случаи коррупции.
1.В благодарность за то,что врач вылечил ее тяжело больного ребенка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.
2.Бухгалтер Иванова использовала поддельные счета , которые содержат неверную информацию.
3.Иван вынужден был отблагодарить чиновника , сознательно тянувшего время для решения его вопроса.
4.Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.
Пятый этап конкурса.
Рассмотрите ситуации и ответьте на вопросы.
1.При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил правонарушителя.
2.Родственникам больного гражданина Н. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго».
3.Государственный служащий,отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам,часть препаратов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам.
Подводим итоги конкурса и награждаем команды.
В конце урока делаем выводы: мы начали с пословиц и поговорок о коррупции, закончим тоже пословицами: «Всем угождать- зло», «Когда бог хочет наказать человека, то лишает его разума».
Коррупция –это зло, которое нужно искоренять. Прежде всего, начни с себя. Необходимо быстро реагировать на все виды проявления коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти.
Сегодня на уроке мы попытались рассмотреть вопросы коррупции на примерах устного народного творчества. |