Скачать 154.99 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Чикчинская общеобразовательная школа Школьная научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»-2010 Изучение значений пословиц и поговорок в баснях И.А.Крылова. Выполнила: ученица: 5б класса Бабаева Надия Руководитель: учитель русского языка и литературы Хисматуллина Рузиля Зайнулловна Чикча, 2010 г. Содержание.
формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок 4
Введение. Целью данного исследования является обобщение сведений, накопленных наукой в системе ценностей на основе пословиц и поговорок; необходимость рассмотреть пословицы и поговорки в баснях И.А.Крылова как воспитательное явление, показать их отношение к исторической и социальной деятельности, их воспитательную значимость. Задачи: - изучить состояние проблемы в теории и практике обучения; - выявить воспитательные возможности пословиц и поговорок из басен И.А.Крылова; Актуальность выбранной темы обусловлена следующими моментами: - недостаточной изученностью воспитательного влияния пословиц и поговорок как литературного жанра; - значением изучения пословиц и поговорок для интеллектуального и нравственного уровня учащихся; - низким уровнем патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в современном обществе. Объект исследования – процесс обучения в школе. Предмет исследования – работа над пословицами и поговорками, формирующими систему ценностей в жизни каждого ребенка на уроках литературы. Гипотеза исследования – предполагаем, что благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, добросовестности и трудолюбия. Теоретическая часть. Исследование дидактических условий формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта, считал К.Д.Ушинский. Ни в одной из форм языкового творчество народа не представляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках. «Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребенку следует понять; представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам», - отмечал он в работе «Первая книга азбуки». Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они относятся к малым жанрам устного народного творчества. В краткой, меткой и образной форме отражают жизнь, историю, запечатлевают события. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Пословицы и поговорки являются правдивым отражением жизни народа, они глубоки и многогранны, как сама жизнь. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Они выражают беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц: Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится. Пословица - всем делам помощница. Без пословицы не проживешь. Яркие, сочные, неувядаемо свежие, афористические русские пословицы использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно. Среди них и Иван Андреевич Крылов широко использует в своих баснях пословицы и поговорки. Именно с баснями Ивана Андреевича Крылова вошла в русскую литературу живая народная речь, так, например, А.С.Пушкин говорил, что в творчестве Крылова есть "веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться", а Н.В.Гоголь отмечал, что басни Крылова стали "книгой мудрости народа". Выводы по 1 главе: Пословицы и поговорки являются устоявшимся элементом устной народной речи, обладают определенными признаками, позволяющими дифференцировать их среди других разговорных форм, а также выявить существенные сходства и различия между ними. Говоря о содержательной стороне пословиц, подчеркнем, что это высоконравственный жанр: пословицы утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие, осуждают зло, ложь, глупость, лень, спесь, вражду. «Ценность»- одно из ключевых понятий современной общественной педагогической мысли. Ценности, действующие в любом обществе: это доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество, справедливость, а отсюда и более глобальные ценности: Жизнь, Красота, Человек, Труд, Познание, Добро. Восхождение в усоциальнозначимую и оцениваемую деятельности ставит школьника перед необходимостью считаться с другими людьми, усваивать нормы и правила общественной морали и руководить ими в своём поведении. Практическая часть. Изучение значений пословиц и поговорок в баснях И.А.Крылова. У каждой басни Крылова своя история. Рассмотрим пословицы И.А. Крылова в разделах «Добро – милость – зло», «Друг – недруг», «Родина - чужбина», «Работа – праздность». Нашей целью будет выяснение того, как детализируются и оцениваются пословицы и поговорки. Как известно, оценка того или иного явления, факта, понятия является важным компонентом пословицы. Близость языка Ивана Андреевича к народной речи сказалась в том, что писатель вставлял в свои басни пословицы и поговорки, и они вполне сливались с общим тоном басни. Народные начала речи, звучащие в баснях Крылова, убедительно подтверждаются использованием в них пословиц и поговорок: Запели молодцы: кто в лес кто по дрова И у кого что силы стало. В ушах у гостя затрещало. (“Музыканты”) или вот еще: Читатель, истину любя, Примолвлю к басне я, и то не от себя,— Не попусту в народе говорится: Не плюй в колодезь, пригодится Воды напиться. (“Лев и Мышь”) Но еще замечательнее то, что собственные стихи Крылова, легко запоминаясь, сами сделались пословицами, вошли в золотой фонд народной речи. Таких пословиц и поговорок из его басен осталось в русском языке много: “А ларчик просто открывался” (“Ларчик”), “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать” (“Волк и Ягненок”), “Рыльце у тебя в пуху” (“Лисица и Сурок”), “Аи, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона” (“Слон и Моська”), “А Васька слушает да ест” (“Кот и Повар”) и много-много других не менее замечательных и выразительных. Мы живо представляем себе людей среднего сословия, их настроения и чувства. Приведём менее известные, но не менее яркие, афористичные и мудрые: «Кого нам хвалит враг, в том проку, верно, нет»; «Невежи судят точно так: // В чём толку не найдут, то всё у них пустяк»; «Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют»; «Важнейшая наука для царей: // 3нать свойства своего народа // И выгоды земли своей»; «На младших не найдёшь управы там, // Где делятся они со старшим пополам»; «Скупой теряет всё, желая всё достать»; «Пой лучше хорошо щеглёнком, // Чем дурно соловьём»; «Одни поддельные цветы дождя боятся»; «По шкурке, так и быть, возьмите, // А больше их не троньте волоском»; «Про взятки Климычу читают, // А он украдкою кивает на Петра»; «Хоть ты и в новой коже, // да сердце у тебя всё то же»; «Ведь я не здешнего прихода»; «Лев бы и хорош, да всё злодеи волки»; «Как много из пустого // На свете делают преступного и злого»; «Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое» и др. В целом мы вычленили и исследовали 36 пословиц, поговорок и крылатых слов из басен И.А.Крылова. Это позволило нам увидеть их тематику и выявить значения для того, чтобы определить влияние на формирование нравственных ценностей учащихся. Существуют различные пути формирования нравственных ценностей в учебном процессе: через учебное содержание, методы, формы организации учебной работы (парная, групповая, индивидуальная; урок – экскурсия, урок – игра, урок – опыты и т.д.), через характер общения учителя и учащихся, через общение детей между собой. Формируя личность ребёнка, на уроках часто обращаемся к тысячелетиями накопленному опыту русского народа, к пословицам и поговоркам «…ничем нельзя так ввести дитя в понимание жизни, как объясняя ему значение народных пословиц…». (9,с.12). Этого взгляда придерживались выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и многие другие. Всё самое лучшее собрано в народном фольклоре, но осознают ли это в школе сегодня? Задавшись этим вопросом, мы провели анкетирование среди учителей и учеников школы. Среди вопросов, предложенных учителям, были следующие: 1. Выделяете ли специальное время для работы над нравственными вопросами, опираясь на тексты пословиц и поговорок? 2. Как вы оцениваете значение пословиц и поговорок, их влияние на формирование и развитие нравственных ценностей у учащихся? 3. Должен ли современный человек использовать в своей речи пословицы и поговорки? 4. Как вы считаете, нужно ли разнообразить тематику пословиц и поговорок, изучающихся на уроках чтения? Если да, то какие бы темы вы добавили? От учеников требовалось ответить на вопросы: 1. Определить значимость каждого понятия для себя и поставить цифры от 1 до 6. Доброта трудолюбие Родина красота справедливость дружба 2. Какие качества личности ты хотел бы сформировать в себе? 3. Когда так говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь»? 4. Объясни пословицу «Сам с воробья, а сердце с кошку». 5. Как ты понимаешь «Нет друга - так ищи: а нашёл, так береги»? 6. Объясни пословицу «Родимая сторона – мать, чужая мачеха». 7. Объясни пословицу «Труд человека кормит, а лень портит». Обработка анкетных данных показала следующее: учителя осознают важность влияния пословиц и поговорок на развитие и воспитание ученика. В то же время используют их преимущественно в качестве материала для уроков чтения, что свидетельствует об одностороннем понимании роли пословиц и поговорок. Никто из учителей не отрицает необходимость использования в речи пословиц современным человеком. Многие педагоги считают, что тематику пословиц нужно разнообразить, добавив такие темы, как «добро», «справедливость», «здоровье». Ответы учащихся обнадёживают, для них значимы понятия: доброта, Родина, дружба. Многие учащиеся хотели бы сформировать у себя такие качества личности, как – правдивость, доброта, справедливость, честность и т.д. Дети понимают, какие требования предъявляются к дружбе, к другу, что поступать нужно так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Выводы по практической части: Все, для кого русский язык является родным, знакомятся с баснями Ивана Андреевича Крылова с детских лет. И на всю жизнь запоминают их героев: Слона и Моську, Лебедя, Рака и Щуку, глупую Мартышку с очками, Барбоса и Жужу и многих других. В нашей повседневной речи мы часто употребляем выражения из крыловских басен, не всегда при этом осознавая их авторство. Они давно стали крылатыми выражениями, пословицами и поговорками. Н.В. Гоголь говорил о баснях Крылова так: "Книга мудрости самого народа". С 1809 по 1843 годы И.А. Крылов написал 200 басен. За 200 прошедших лет не только не устарел их язык, но до сих пор актуальны и сатира, и пороки, которые в них высмеиваются. За два века, конечно, изменились реалии жизни. Некоторые из них при чтении басен, может быть, нуждаются в пояснении. Но, удивительно, нам до сих пор не только понятен крыловский язык, но он продолжает удивлять нас меткостью образов, своей метафоричностью, яркостью. Заключение. Изучив состояние данной проблемы в теории и практике, выявив воспитательную ценность пословиц и поговорок из басен И.А.Крылова, ознакомившись с наиболее эффективными приёмами и методами работы с ними на уроках русского языка и литературы , можно сделать следующие выводы: 1. Ребёнок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребёнка всё, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл. 2. Глубокие исторические корни, то, что пословицы впитали в себя многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их использование на уроках сегодня, когда ведущим направлением работы школы стала гуманизация процесса обучения, введение ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной культуры. 3. Выдвинутая нами гипотеза о том, что при использовании пословиц и поговорок на уроках, благодаря работе, проводимой над ними, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания, добросовестности и трудолюбия учащихся подтвердилась. 4. Содержание различных учебных программ по русскому языку и литературе позволяет в разной степени организовать работу с пословицами и поговорками. 5. В школах преобладает работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок, в большей степени на уроках чтения и в меньшей степени на уроках русского языка и других, недостаточно отрабатывается навык использования этого жанра в речи учащихся. 6. Устранить отмеченные недостатки в работе с пословицами и поговорками поможет введение в практику работы разнообразных приёмов и методов работы, учёт возрастных особенностей детей, постепенное увеличение доли самостоятельности, использование сборников пословиц и поговорок русского народа. Это позволит сделать работу более увлекательной для детей и повысит уровень усвоения материала по данной теме, повысить воспитательные возможности пословиц и поговорок. 7. Мы думаем, что возможности этого учебного материала ещё не исчерпаны, так как воспитательное воздействие пословиц и поговорок на детей очень велико, ведь пословица «вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное народное конечное суждение». Список использованной литературы:
С.175.
1994.-№3.- С.12. 4. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-1994 г., № 3, С.68 - 69. 5. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М.: Просвещение, 1963 г. – С.120 .
Приложение Словарь крылатых слов и выражений из басен И.А.Крылова. 1.А Васька слушает да ест («Кот и Повар») Употребляется по отношению к человеку, который, не оспаривая обращенных к нему доводов, продолжает делать по - своему. 2.А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. («Квартет») Употребляется по отношению к группе людей, неспособных к совместной деятельности. 3.А жаль, что не знаком ты с нашим петухом: еще б ты боле навострился, когда бы у него немножко поучился. («Осел и Соловей») Употребляется по отношению к невежественному человеку, высказывающемуся о вещах, в которых он мало разбирается. 4.А ларчик просто открывался. («Ларчик») Употребляется в отношении найденного простого решения вопроса, поначалу казавшегося сложным. 5.Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона. («Слон и Моська») Употребляется по отношению к человеку, ругающему вышестоящие инстанции или того, кто в каком –либо отношении сильнее, пользуясь своей безнаказанностью. 6.Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. («Щука и Кот») Употребляется по отношению к людям, занимающимся не своим делом. 7.Без драки попасть в большие забияки («Слон и Моська») Употребляется по отношению к человеку, стремящемуся добиться незаслуженного признания или славы. 8.В семье не без урода («Слон на воеводстве») Употребляется по отношению к какому-либо члену коллектива, выделяющемуся своими отрицательными чертами характера, манерой поведения. 9.Великий зверь на малые дела («Воспитание Льва») Применяется по отношению к людям, прилагающим много старания и изобретательности для выполнения дел, не стоящих затраченных на них усилий, а на большие дела неспособным. 10.Видит око, да зуб неймет («Лисица и Виноград») Употребляется по отношению к чему-нибудь видимому, но недостигаемому, недоступному. 11.Да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак») Употребляется в случаях, когда дело, не двигаясь, стоит на месте, а вокруг него ведутся бесплодные разговоры, суета. 12.Демьянова уха («Демьянова уха») Чрезмерное угощение, что-то настойчиво предлагаемое. 13. Дразнить гусей («Дразнить гусей») Стараясь не задеть кого-либо, не вызвать раздражение. 14.Если голова пуста, то голове ума не придадут места («Парнас») Употребляется по отношению к глупому человеку. 15.Зелен виноград («Лисица и Виноград») Употребляется для выражения мнимого презрения к тому, чего нет возможности достигнуть. 16.И моего хоть капля меду есть. («Орел и Пчела») Употребляется в случаях, когда говорится о личном вкладе в какое-либо общее дело. 17.Из дальних странствий возвратясь. («Лжец») Употребляется в случае возвращения кого-либо из дальнего путешествия. 18.Избави бог и нас от этаких судей. («Осел и Соловей») Употребляется по отношению к людям, высказывающим свое мнение по тем вопросам, в которых они совершенно некомпетентны. 19.Как белка в колесе. («Белка») Употребляется по отношению к человеку, находящемуся в постоянных хлопотах (иногда без видимого результата). 20.Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом («Стрекоза и Муравей») Употребляется шутливо по отношению к человеку, который без всякого труда добивается благополучия. 21.Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит оно кукушку. («Кукушка и Петух») Употребляется по отношению к людям, взаимно восхваляющим друг друга. 22.Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. («Лебедь, Щука и Рак») Употребляется в случаях, когда нет согласованности в каком-либо деле. 23.Мартышкин труд. («Обезьяна») Бесполезный труд, напрасные страдания. 24.Надела синица славы, а моря не зажгла («Синица») Употребляется по отношению к хвастовству большим, но не исполненным обещанием. 25.Наши предки Рим спасли («Гуси») Употребляется по отношению к людям, которые кичатся прошлыми заслугами или заслугами своих предков. 26.Огурец с гору («Лжец») Употребляется в случаях чрезмерного преувеличения 27.Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам никогда до облак не подняться. («Орел и Куры») Употребляется по отношению к талантливым великим людям. 28.От радости в зобу дыханье сперло («Ворона и Лисица») От чувства радости захватывает дух. 29.Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем. («Скворец») Делаешь хорошо то малое, на что способен, и не берись за большое, которое выполнишь плохо. 30.Попрыгунья стрекоза (« Стрекоза и Муравей») Легкомысленная, ветреная женщина. 31.Рыльце в пуху. («Лисица и Сурок») Употребляется по отношению к человеку, причастному к чему-то преступному, неблаговидному. 32.Слон и моська («Слон и Моська») Употребляется по отношению к людям, сильно различающимся по физическим данным или по общественному положению, когда мелкий, ничтожный человек тщательно пытается повредить какому-либо деятелю. 33.Слона не приметить («Любопытный») Не заметить самого главного, важного. 34.Ты все пела, это дело: так поди же, попляши. («Стрекоза и Муравей») Употребляется в качестве упрека беззаботному человеку. 35.Ходить на задних лапках («Две собаки») Холопски угождать, выслуживаться, угодничать. 36.Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться .(«Зеркало и Обезьяна») Употребляется иронически в ситуации, когда кто-либо указывает человеку на недостатки, которые есть у него самого. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: сборники пословиц и поговорок; словарь литературоведческих терминов; распечатки пословиц, поговорок, оформленные на... | Семантическое поле пословиц и поговорок, характеризующих личность Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных | ||
Тезисы секции переводоведение и машинный перевод абакумова О. Б.(Орловский... «К вопросу о моделировании семантики пословичных высказываний (на материале русских и английских пословиц, репрезентирующих концепт... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На доске записан ряд русских народных пословиц и поговорок о человеческих взаимоотношениях). (слайд №3) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Использование пословиц и поговорок в обучении английскому языку в средней школе Обучение языку с самого начала должно идти в условиях реального общения или как можно точнее имитировать эти условия | ||
Савельевская средняя общеобразовательная школа Методическая тема: Использование пословиц и поговорок на уроках с целью развития интереса и воспитания любви к русскому слову, творчеству,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предварительная работа: беседа с детьми об этикете, чтение и заучивание поговорок и пословиц о «вежливости», беседа о том, как с... | ||
Глава Исследование факторов и условий, необходимых для успешного формирования учебно-познавательной мотивации школьников … | Методы изучения и усвоения пословиц, поговорок и фразеологизмов хошимова Зарина При чтении художественной литературы и учебных текстов учащиеся встречаются с идиомами, пословицами и поговорками. Пословицы, поговорки... | ||
Пояснительная записка Пословицы и поговорки хранят в языке крупицы... В английском языке живут сотни пословиц и поговорок. Они создавались многими поколениями людей и передавались в течение столетий | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В пословицах и поговорках любого народа сконцентрированы мудрость, дух и опыт народа. Поэтому знание пословиц и поговорок поможет... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ребята совместно с классным руководителем и родителями изготавливают костюмы, головные уборы, изображая растения. Дети сами сочиняют... | Разработка унифицированных функциональных модулей и исследование Этап 3 Описание и исследование классов модулей системы "ШкРоб-1" в рамках разработанной структурно-интерфейсной модели. Нахождение... | ||
Теоретические основы формирования экологической культуры младших... Формирования экологической культуры посредством дидактической игры | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Создание условий для формирования у обучающихся системы научных знаний о здоровье |