Исследование дидактических условий формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок





Скачать 154.99 Kb.
НазваниеИсследование дидактических условий формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок
Дата публикации03.09.2014
Размер154.99 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Литература > Исследование
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Чикчинская общеобразовательная школа

Школьная научно-практическая конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее»-2010

Изучение значений пословиц и поговорок в баснях И.А.Крылова.

Выполнила: ученица: 5б класса

Бабаева Надия

Руководитель:

учитель русского языка

и литературы

Хисматуллина

Рузиля Зайнулловна

Чикча, 2010 г.

Содержание.

  1. Введение 3

  2. Теоретическая часть. Исследование дидактических условий

формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок 4

  1. Практическая часть. Изучение значений пословиц и поговорок в баснях И.А.Крылова. 6

  2. Заключение. 10

  3. Список использованной литературы 12

  4. Приложение. 13


Введение.

Целью данного исследования является обобщение сведений, накопленных наукой в системе ценностей на основе пословиц и поговорок; необходимость рассмотреть пословицы и поговорки в баснях И.А.Крылова как воспитательное явление, показать их отношение к исторической и социальной деятельности, их воспитательную значимость.

Задачи:

- изучить состояние проблемы в теории и практике обучения;

- выявить воспитательные возможности пословиц и поговорок из басен И.А.Крылова;

Актуальность выбранной темы обусловлена следующими моментами:

- недостаточной изученностью воспитательного влияния пословиц и поговорок как литературного жанра;

- значением изучения пословиц и поговорок для интеллектуального и нравственного уровня учащихся;

- низким уровнем патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в современном обществе.

Объект исследования – процесс обучения в школе.

Предмет исследования – работа над пословицами и поговорками, формирующими систему ценностей в жизни каждого ребенка на уроках литературы.

Гипотеза исследования – предполагаем, что благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, добросовестности и трудолюбия.

Теоретическая часть.

Исследование дидактических условий формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок

Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта, считал К.Д.Ушинский. Ни в одной из форм языкового творчество народа не представляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках. «Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребенку следует понять; представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам», - отмечал он в работе «Первая книга азбуки».

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они относятся к малым жанрам устного народного творчества. В краткой, меткой и образной форме отражают жизнь, историю, запечатлевают события. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.

Пословицы и поговорки являются правдивым отражением жизни народа, они глубоки и многогранны, как сама жизнь. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Они выражают беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц:

Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.

Пословица - всем делам помощница.

Без пословицы не проживешь.
Яркие, сочные, неувядаемо свежие, афористические русские пословицы использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно.

Среди них и Иван Андреевич Крылов широко использует в своих баснях пословицы и поговорки.

Именно с баснями Ивана Андреевича Крылова вошла в русскую литературу живая народная речь, так, например, А.С.Пушкин говорил, что в творчестве Крылова есть "веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться", а Н.В.Гоголь отмечал, что басни Крылова стали "книгой мудрости народа".

Выводы по 1 главе:

Пословицы и поговорки являются устоявшимся элементом устной народной речи, обладают определенными признаками, позволяющими дифференцировать их среди других разговорных форм, а также выявить существенные сходства и различия между ними. Говоря о содержательной стороне пословиц, подчеркнем, что это высоконравственный жанр: пословицы утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие, осуждают зло, ложь, глупость, лень, спесь, вражду.

«Ценность»- одно из ключевых понятий современной общественной педагогической мысли. Ценности, действующие в любом обществе: это доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество, справедливость, а отсюда и более глобальные ценности: Жизнь, Красота, Человек, Труд, Познание, Добро.

Восхождение в усоциальнозначимую и оцениваемую деятельности ставит школьника перед необходимостью считаться с другими людьми, усваивать нормы и правила общественной морали и руководить ими в своём поведении.

Практическая часть.

Изучение значений пословиц и поговорок в баснях И.А.Крылова.

У каждой басни Крылова своя история. Рассмотрим пословицы И.А. Крылова в разделах «Добро – милость – зло», «Друг – недруг», «Родина - чужбина», «Работа – праздность». Нашей целью будет выяснение того, как детализируются и оцениваются пословицы и поговорки. Как известно, оценка того или иного явления, факта, понятия является важным компонентом пословицы.

Близость языка Ивана Андреевича к народной речи сказалась в том, что писатель вставлял в свои басни пословицы и поговорки, и они вполне сливались с общим тоном басни. Народные начала речи, звучащие в баснях Крылова, убедительно подтверждаются использованием в них пословиц и поговорок:

Запели молодцы: кто в лес кто по дрова

И у кого что силы стало.

В ушах у гостя затрещало. (“Музыканты”)

или вот еще:

Читатель, истину любя,

Примолвлю к басне я, и то не от себя,—

Не попусту в народе говорится:

Не плюй в колодезь, пригодится

Воды напиться. (“Лев и Мышь”)

Но еще замечательнее то, что собственные стихи Крылова, легко запоминаясь, сами сделались пословицами, вошли в золотой фонд народной речи. Таких пословиц и поговорок из его басен осталось в русском языке много: “А ларчик просто открывался” (“Ларчик”), “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать” (“Волк и Ягненок”), “Рыльце у тебя в пуху” (“Лисица и Сурок”), “Аи, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона” (“Слон и Моська”), “А Васька слушает да ест” (“Кот и Повар”) и много-много других не менее замечательных и выразительных. Мы живо представляем себе людей среднего сословия, их настроения и чувства.

Приведём менее известные, но не менее яркие, афористичные и мудрые: «Кого нам хвалит враг, в том проку, верно, нет»; «Невежи судят точно так: // В чём толку не найдут, то всё у них пустяк»; «Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют»; «Важнейшая наука для царей: // 3нать свойства своего народа // И выгоды земли своей»; «На младших не найдёшь управы там, // Где делятся они со старшим пополам»; «Скупой теряет всё, желая всё достать»; «Пой лучше хорошо щеглёнком, // Чем дурно соловьём»; «Одни поддельные цветы дождя боятся»; «По шкурке, так и быть, возьмите, // А больше их не троньте волоском»; «Про взятки Климычу читают, // А он украдкою кивает на Петра»; «Хоть ты и в новой коже, // да сердце у тебя всё то же»; «Ведь я не здешнего прихода»; «Лев бы и хорош, да всё злодеи волки»; «Как много из пустого // На свете делают преступного и злого»; «Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое» и др.

В целом мы вычленили и исследовали 36 пословиц, поговорок и крылатых слов из басен И.А.Крылова. Это позволило нам увидеть их тематику и выявить значения для того, чтобы определить влияние на формирование нравственных ценностей учащихся.

Существуют различные пути формирования нравственных ценностей в учебном процессе: через учебное содержание, методы, формы организации учебной работы (парная, групповая, индивидуальная; урок – экскурсия, урок – игра, урок – опыты и т.д.), через характер общения учителя и учащихся, через общение детей между собой. Формируя личность ребёнка, на уроках часто обращаемся к тысячелетиями накопленному опыту русского народа, к пословицам и поговоркам «…ничем нельзя так ввести дитя в понимание жизни, как объясняя ему значение народных пословиц…».
(9,с.12). Этого взгляда придерживались выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский,
Л.Н. Толстой и многие другие. Всё самое лучшее собрано в народном фольклоре, но осознают ли это в школе сегодня?

Задавшись этим вопросом, мы провели анкетирование среди учителей и учеников школы. Среди вопросов, предложенных учителям, были следующие:

1. Выделяете ли специальное время для работы над нравственными вопросами, опираясь на тексты пословиц и поговорок?

2. Как вы оцениваете значение пословиц и поговорок, их влияние на формирование и развитие нравственных ценностей у учащихся?

3. Должен ли современный человек использовать в своей речи пословицы и поговорки?

4. Как вы считаете, нужно ли разнообразить тематику пословиц и поговорок, изучающихся на уроках чтения? Если да, то какие бы темы вы добавили?

От учеников требовалось ответить на вопросы:

1. Определить значимость каждого понятия для себя и поставить цифры от 1 до 6.

Доброта трудолюбие Родина красота справедливость дружба

2. Какие качества личности ты хотел бы сформировать в себе?

3. Когда так говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь»?

4. Объясни пословицу «Сам с воробья, а сердце с кошку».

5. Как ты понимаешь «Нет друга - так ищи: а нашёл, так береги»?

6. Объясни пословицу «Родимая сторона – мать, чужая мачеха».

7. Объясни пословицу «Труд человека кормит, а лень портит».

Обработка анкетных данных показала следующее: учителя осознают важность влияния пословиц и поговорок на развитие и воспитание ученика. В то же время используют их преимущественно в качестве материала для уроков чтения, что свидетельствует об одностороннем понимании роли пословиц и поговорок. Никто из учителей не отрицает необходимость использования в речи пословиц современным человеком. Многие педагоги считают, что тематику пословиц нужно разнообразить, добавив такие темы, как «добро»,
«справедливость», «здоровье». Ответы учащихся обнадёживают, для них значимы понятия: доброта, Родина, дружба.
Многие учащиеся хотели бы сформировать у себя такие качества личности, как
– правдивость, доброта, справедливость, честность и т.д. Дети понимают, какие требования предъявляются к дружбе, к другу, что поступать нужно так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

Выводы по практической части:

Все, для кого русский язык является родным, знакомятся с баснями Ивана Андреевича Крылова с детских лет. И на всю жизнь запоминают их героев: Слона и Моську, Лебедя, Рака и Щуку, глупую Мартышку с очками, Барбоса и Жужу и многих других.

В нашей повседневной речи мы часто употребляем выражения из крыловских басен, не всегда при этом осознавая их авторство. Они давно стали крылатыми выражениями, пословицами и поговорками.

Н.В. Гоголь говорил о баснях Крылова так: "Книга мудрости самого народа".

С 1809 по 1843 годы И.А. Крылов написал 200 басен. За 200 прошедших лет не только не устарел их язык, но до сих пор актуальны и сатира, и пороки, которые в них высмеиваются. За два века, конечно, изменились реалии жизни. Некоторые из них при чтении басен, может быть, нуждаются в пояснении. Но, удивительно, нам до сих пор не только понятен крыловский язык, но он продолжает удивлять нас меткостью образов, своей метафоричностью, яркостью.

Заключение.

Изучив состояние данной проблемы в теории и практике, выявив воспитательную ценность пословиц и поговорок из басен И.А.Крылова, ознакомившись с наиболее эффективными приёмами и методами работы с ними на уроках русского языка и литературы , можно сделать следующие выводы:

1. Ребёнок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребёнка всё, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл.

2. Глубокие исторические корни, то, что пословицы впитали в себя многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их использование на уроках сегодня, когда ведущим направлением работы школы стала гуманизация процесса обучения, введение ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной культуры.

3. Выдвинутая нами гипотеза о том, что при использовании пословиц и поговорок на уроках, благодаря работе, проводимой над ними, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания, добросовестности и трудолюбия учащихся подтвердилась.

4. Содержание различных учебных программ по русскому языку и литературе позволяет в разной степени организовать работу с пословицами и поговорками.

5. В школах преобладает работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок, в большей степени на уроках чтения и в меньшей степени на уроках русского языка и других, недостаточно отрабатывается навык использования этого жанра в речи учащихся.

6. Устранить отмеченные недостатки в работе с пословицами и поговорками поможет введение в практику работы разнообразных приёмов и методов работы, учёт возрастных особенностей детей, постепенное увеличение доли самостоятельности, использование сборников пословиц и поговорок русского народа. Это позволит сделать работу более увлекательной для детей и повысит уровень усвоения материала по данной теме, повысить воспитательные возможности пословиц и поговорок.

7. Мы думаем, что возможности этого учебного материала ещё не исчерпаны, так как воспитательное воздействие пословиц и поговорок на детей очень велико, ведь пословица «вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное народное конечное суждение».

Список использованной литературы:

  1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.-

С.175.

  1. Борисенко И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского. // Начальная школа.-

1994.-№3.- С.12.
4. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-1994 г., №

3, С.68 - 69.
5. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М.:

Просвещение, 1963 г. – С.120 .

  1. Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного народного творчества русского народа. // Начальная школа.-2000.-№5.-С.20-22.



Приложение

Словарь крылатых слов и выражений из басен И.А.Крылова.

1.А Васька слушает да ест («Кот и Повар»)

Употребляется по отношению к человеку, который, не оспаривая обращенных к нему доводов, продолжает делать по - своему.

2.А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. («Квартет»)

Употребляется по отношению к группе людей, неспособных к совместной деятельности.

3.А жаль, что не знаком ты с нашим петухом: еще б ты боле навострился, когда бы у него немножко поучился. («Осел и Соловей»)

Употребляется по отношению к невежественному человеку, высказывающемуся о вещах, в которых он мало разбирается.

4.А ларчик просто открывался. («Ларчик»)

Употребляется в отношении найденного простого решения вопроса, поначалу казавшегося сложным.

5.Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона. («Слон и Моська»)

Употребляется по отношению к человеку, ругающему вышестоящие инстанции или того, кто в каком –либо отношении сильнее, пользуясь своей безнаказанностью.

6.Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. («Щука и Кот»)

Употребляется по отношению к людям, занимающимся не своим делом.

7.Без драки попасть в большие забияки («Слон и Моська»)

Употребляется по отношению к человеку, стремящемуся добиться незаслуженного признания или славы.

8.В семье не без урода («Слон на воеводстве»)

Употребляется по отношению к какому-либо члену коллектива, выделяющемуся своими отрицательными чертами характера, манерой поведения.

9.Великий зверь на малые дела («Воспитание Льва»)

Применяется по отношению к людям, прилагающим много старания и изобретательности для выполнения дел, не стоящих затраченных на них усилий, а на большие дела неспособным.

10.Видит око, да зуб неймет («Лисица и Виноград»)

Употребляется по отношению к чему-нибудь видимому, но недостигаемому, недоступному.

11.Да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак»)

Употребляется в случаях, когда дело, не двигаясь, стоит на месте, а вокруг него ведутся бесплодные разговоры, суета.

12.Демьянова уха («Демьянова уха»)

Чрезмерное угощение, что-то настойчиво предлагаемое.

13. Дразнить гусей («Дразнить гусей»)

Стараясь не задеть кого-либо, не вызвать раздражение.

14.Если голова пуста, то голове ума не придадут места («Парнас»)

Употребляется по отношению к глупому человеку.

15.Зелен виноград («Лисица и Виноград»)

Употребляется для выражения мнимого презрения к тому, чего нет возможности достигнуть.

16.И моего хоть капля меду есть. («Орел и Пчела»)

Употребляется в случаях, когда говорится о личном вкладе в какое-либо общее дело.

17.Из дальних странствий возвратясь. («Лжец»)

Употребляется в случае возвращения кого-либо из дальнего путешествия.

18.Избави бог и нас от этаких судей. («Осел и Соловей»)

Употребляется по отношению к людям, высказывающим свое мнение по тем вопросам, в которых они совершенно некомпетентны.

19.Как белка в колесе. («Белка»)

Употребляется по отношению к человеку, находящемуся в постоянных хлопотах (иногда без видимого результата).

20.Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом («Стрекоза и Муравей»)

Употребляется шутливо по отношению к человеку, который без всякого труда добивается благополучия.

21.Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит оно кукушку. («Кукушка и Петух»)

Употребляется по отношению к людям, взаимно восхваляющим друг друга.

22.Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. («Лебедь, Щука и Рак»)

Употребляется в случаях, когда нет согласованности в каком-либо деле.

23.Мартышкин труд. («Обезьяна»)

Бесполезный труд, напрасные страдания.

24.Надела синица славы, а моря не зажгла («Синица»)

Употребляется по отношению к хвастовству большим, но не исполненным обещанием.

25.Наши предки Рим спасли («Гуси»)

Употребляется по отношению к людям, которые кичатся прошлыми заслугами или заслугами своих предков.

26.Огурец с гору («Лжец»)

Употребляется в случаях чрезмерного преувеличения

27.Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам никогда до облак не подняться. («Орел и Куры»)

Употребляется по отношению к талантливым великим людям.

28.От радости в зобу дыханье сперло («Ворона и Лисица»)

От чувства радости захватывает дух.

29.Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем. («Скворец»)

Делаешь хорошо то малое, на что способен, и не берись за большое, которое выполнишь плохо.

30.Попрыгунья стрекоза (« Стрекоза и Муравей»)

Легкомысленная, ветреная женщина.

31.Рыльце в пуху. («Лисица и Сурок»)

Употребляется по отношению к человеку, причастному к чему-то преступному, неблаговидному.

32.Слон и моська («Слон и Моська»)

Употребляется по отношению к людям, сильно различающимся по физическим данным или по общественному положению, когда мелкий, ничтожный человек тщательно пытается повредить какому-либо деятелю.

33.Слона не приметить («Любопытный»)

Не заметить самого главного, важного.

34.Ты все пела, это дело: так поди же, попляши. («Стрекоза и Муравей»)

Употребляется в качестве упрека беззаботному человеку.

35.Ходить на задних лапках («Две собаки»)

Холопски угождать, выслуживаться, угодничать.

36.Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться .(«Зеркало и Обезьяна»)

Употребляется иронически в ситуации, когда кто-либо указывает человеку на недостатки, которые есть у него самого.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование дидактических условий формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: сборники пословиц и поговорок; словарь литературоведческих терминов; распечатки пословиц, поговорок, оформленные на...
Исследование дидактических условий формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок iconСемантическое поле пословиц и поговорок, характеризующих личность
Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных
Исследование дидактических условий формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок iconТезисы секции переводоведение и машинный перевод абакумова О. Б.(Орловский...
«К вопросу о моделировании семантики пословичных высказываний (на материале русских и английских пословиц, репрезентирующих концепт...
Исследование дидактических условий формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На доске записан ряд русских народных пословиц и поговорок о человеческих взаимоотношениях). (слайд №3)
Исследование дидактических условий формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Исследование дидактических условий формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок iconИспользование пословиц и поговорок в обучении английскому языку в средней школе
Обучение языку с самого начала должно идти в условиях реального общения или как можно точнее имитировать эти условия
Исследование дидактических условий формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок iconСавельевская средняя общеобразовательная школа
Методическая тема: Использование пословиц и поговорок на уроках с целью развития интереса и воспитания любви к русскому слову, творчеству,...
Исследование дидактических условий формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предварительная работа: беседа с детьми об этикете, чтение и заучивание поговорок и пословиц о «вежливости», беседа о том, как с...
Исследование дидактических условий формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок iconГлава
Исследование факторов и условий, необходимых для успешного формирования учебно-познавательной мотивации школьников …
Исследование дидактических условий формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок iconМетоды изучения и усвоения пословиц, поговорок и фразеологизмов хошимова Зарина
При чтении художественной литературы и учебных текстов учащиеся встречаются с идиомами, пословицами и поговорками. Пословицы, поговорки...
Исследование дидактических условий формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок iconПояснительная записка Пословицы и поговорки хранят в языке крупицы...
В английском языке живут сотни пословиц и поговорок. Они создавались многими поколениями людей и передавались в течение столетий
Исследование дидактических условий формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В пословицах и поговорках любого народа сконцентрированы мудрость, дух и опыт народа. Поэтому знание пословиц и поговорок поможет...
Исследование дидактических условий формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята совместно с классным руководителем и родителями изготавливают костюмы, головные уборы, изображая растения. Дети сами сочиняют...
Исследование дидактических условий формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок iconРазработка унифицированных функциональных модулей и исследование
Этап 3 Описание и исследование классов модулей системы "ШкРоб-1" в рамках разработанной структурно-интерфейсной модели. Нахождение...
Исследование дидактических условий формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок iconТеоретические основы формирования экологической культуры младших...
Формирования экологической культуры посредством дидактической игры
Исследование дидактических условий формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Создание условий для формирования у обучающихся системы научных знаний о здоровье


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск