Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 94.14 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.12.2013
Размер94.14 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ

СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОВАРОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
141540 Московская область, Солнечногорский

район, посёлок Поварово

672-375 – канцелярия; учительская; povar.school@mail.ru

672-385 – директор; факс.





Учитель МКОУ Поваровской СОШ Гусейнова И.Г.

Поварово

2012г.

Конспект урока по литературе в 5 «Б» классе

Тема: «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»

Цели:

обучающие: повторить малые жанры фольклора; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок; показать сходство и различие двух жанровых форм.

развивающие: развитие речи учащихся через комментированное чтение пословиц, написание письменных ответов на поставленные вопросы, сочинение мини-рассказов.

воспитательные: воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

Оборудование: сборники пословиц и поговорок; словарь литературоведческих терминов; распечатки пословиц, поговорок, оформленные на доске.

^ ИКТ: презентация «Малые жанры фольклора»

Методические приёмы: беседа, комментированное чтение, игровая пауза, сочинение-рассуждение, сочинение-повествование, сравнительный анализ.

^ Эпиграф к уроку: « Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее». /А. Дюма-сын/ Ход урока

I. Оргмомент.


II. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя:

- Ребята, какие малые жанры фольклора вы знаете?

(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, загадки и т.д.)

- Хорошо, названия жанров вы знаете, а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

^ Презентация «Малые жанры фольклора»

1) Валера холерик хотел купить матери материк (скороговорка).

2) Зимою греет,

Весною тлеет,

Летом умирает,

Зимой оживает (снег). (загадка)

3) Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: "Баю-бай!" (колыбельная песня)

4) Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетайте к нам у в одонушки*
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
"Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тепло летечко (закличка)

5) А у нас во дворе

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

6)К небу прицепился. (небылица)

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
"Мал, мал, не хорош!
Ты водички не принес/
Кыш, пошел!"










(потешка)

7) Скачет галка по ельничку,

Бьёт хвостом по березничку.

Наехали на галочку разбойнички,

Сняли они с галки синь кафтан.

Не в чем галочке по городу гулять,

Плачет галка, да негде взять… (прибаутка)

8) Потягунчики, порастунчики!

Роток – говорунюшка,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки. (пестушка)

9) Мышка, мышка,

На тебе зуб костяной,

А мне дай стальной. (приговорка)

10) Ходит, ходит
Попрошайка.
Просит, просит:
Дай-ка,
Дай-ка,
Дай кусочек пирожка,
Дай глоточек молока,
Полкотлетки,
Полсосиски,
Полконфетки,
Полредиски,
Полрезинки,
Пол-линейки,
Полкартинки,
Полкопейки. (считалка)

11) Ласковое слово слаще мёда. (пословица)

12) Обманули дурака

На четыре кулака,

На пятое – стуло,

Чтоб тебя раздуло!

На шестое - колесо,

Чтоб тебя разнесло. (дразнилка)

13) Семь пятниц на неделе. (поговорка)


III. Изучение нового материала:

^ 1. Вводная беседа

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок. Вот скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете?

(Ответы учащихся)

- Часто ли вы употребляете их в своей речи или слышите от окружающих?

(Ответы учащихся)

- А вот прежде чем сказать их, вы думаете, какую из пословиц или поговорок лучше произнести?

(Нет. Они, в основном, возникают в сознании человека непроизвольно. Это метко подмеченное происшествие, случай.)

- Ребята, давайте с вами приведём примеры такого употребления и дадим комментарий, почему мы так говорим.

(Примерные ответы:

1. «Знал бы, где упасть, соломки постелил» - если случайно упадёшь, поскользнешься.

2. «Видит соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечает» - о навязчивых нравоучениях, замечаниях постороннего человека.

3. «Семеро одного не ждут» - об опоздавшем. и т.д.)

^ 2. Работа с литературоведческим словарём:

- Ребята, а теперь давайте найдём определения пословицам и поговоркам в литературоведческом словаре, прочитаем их и запишем себе в тетради. 

Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь. 

Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа. 

^ 3. Сравнительный анализ:

- Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками.

Обсуждение и заполнение таблицы «Сходства и различия пословиц и поговорок»


Пословица


Поговорка


Сходство


Краткость


Ритмичность


Рифмованность


Отражение народной мудрости


Различие


Законченное суждение


Нет законченного суждения: она лишь его часть


Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт


Образ, замещающий обычное слово: «Лыку не вяжет» вместо «пьян»


Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению


Часто является средством речевой характеристики человека



^ 4. Игровая пауза.

Учащиеся делятся на группы по 5 человек (в зависимости от состава класса). Каждая группа пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова). Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать.

1. Язык болтает, а голова не знает.
2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

3. Сила - уму могила.

4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

5. Красна птица пером, а человек умом.

 5. Чтение пословиц о пословицах и их комментирование.

- Ребята, давайте прочитаем с вами пословицы, которые написаны у нас на доске.

1) Язык до Киева доведёт
2) На рынке пословицы не купишь.

3). Скатерть со стола - и дружба сплыла.

4) От пословицы не уйдёшь.

5) Берегись козла спереди, лошади сзади, а лихого человека со всех сторон.
- А теперь, выберите одну из этих пословиц, запишите её в тетрадь и ответьте, как вы её понимаете.

^ IV. Закрепление изученного материала:

1. Сочинение мини-рассказов.

- Сегодня на уроке, мы с вами познакомились с жанрами пословиц и поговорок. Теперь мы будем учиться употреблять их в речи. Сейчас, каждый из вас, в своих тетрадях, попробует сочинить небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки. Чтобы вам было легче, я зачитаю один из таких рассказов.

^ И так сойдёт.

У нас в поселке, на соседней улице, жил мальчишка. Звали егоМаксим. Но так звала его только мать, а все вокруг называли «И так сойдёт». Чтобы его не попросили, делал всё спустя рукава, лишь бы побыстрее. А когда Максимку спрашивали: «Что ж ты, Макс, так плохо сделал то?» Он всегда отвечал: «И так сойдёт!»

Да вот только дела Максим делать не спешил. Ходит, бывало, мать пол дня за ним, прежде чем он что-нибудь поможет. «Макс, надо дров в баню натаскать, огурцы полить…», - уговаривает мать. «Работа не волк, в лес не убежит», - отвечал сын и шёл по своим делам. 

Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Максимка за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Макс со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Максимкиного крика весь в комок сжался. 

Максимке стыдно стало, покраснел, а мальчишки смеются: «Эх, ты, «И так сойдёт»! Волков бояться, в лес не ходить

^ 2. Чтение нескольких работ и их обсуждение. Остальные собираются и проверяются после урока.

V. Подведение итогов урока:

- Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

- Был ли сегодняшний урок для вас интересным?

- Что нового вы для себя узнали?

- Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

VI. Оценки.

VII. Домашнее задание:

1) Сделать подбор пословиц по одному ключевому слову: друг, вода, радость, книга, жизнь.

2) Работа с дополнительной литературой. Представить толкование, происхождение одной пословицы (на выбор)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск