Министерство образования и науки Республики Татарстан
Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы»
СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Сборник методических материалов в помощь образовательному учреждению
«Профилактика правонарушений и преступлений в подростково-молодежной среде»
Казань
2009
Научный руководитель: Зиннуров Айрат Канафиевич, заместитель министра образования и науки РТ, к.п.н.
Авторы-составители:
Сафина Эльвира Рашидовна - начальник отдела воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования и науки РТ;
Пухова Юлия Валентиновна - ведущий советник отдела воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования и науки РТ;
Бачева Татьяна Сергеевна - ведущий специалист отдела воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования и науки РТ;
Хабибуллина Алсу Мирзаяновна – ведущий специалист отдела воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования и науки РТ; Дергунова Марина Александровна - главный специалист Управления образования исполнительного комитета муниципального образования «город Казань»;
Архипова Светлана Владимировна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №117» Авиастроительного района г. Казани;
Александрова Марина Раифовна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани;
Бирсанова Любовь Анатольевна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» Советского района г. Казани;
Гомыжева Светлана Александровна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Гимназия №75» Московского района г. Казани;
Самаркина Ирина Николаевна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 130» Московского района г. Казани;
Муллахметова Альфия Рахимзяновна - директор ИМЦ Агрызского муниципального района Республики Татарстан.
Введение
Данное пособие разрабатывалось в целях систематизации и стандартизации работы по профилактике правонарушений в образовательных учреждениях и является методическим пособием для педагогов и представителей администрации учебных заведений республики.
Согласно Федеральному закону от 01.05.2007 № 65-ФЗ, стандарт – это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования, выполнения работ или оказания услуг.
Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности деятельности, работ. Работа по профилактике правонарушений в образовательных учреждениях Республики Татарстан проводится в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством РФ, Законом РФ «Об образовании», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ, Комплексной программой по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2007-2010 года, Постановлениями Правительства Республики Татарстан, решениями и распоряжениями Министерства образования и науки Республики Татарстан, муниципальных органов управления образования, Уставом образовательного учреждения.
Документ проработан и одобрен с Министерством внутренних дел РТ, Министерством труда, занятости и социальной защиты населения РТ, Прокуратурой РТ, Республиканской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Кабинете Министров РТ.
Задачей данных методических рекомендаций является предоставление практических советов, позволяющих организовать работу по профилактике правонарушений в условиях образовательного учреждения, в том числе начинающим педагогам.
Содержание работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Под профилактикой правонарушений несовершеннолетних понимается целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и образовательных заведений, государственных и общественных учреждений и организаций, направленные на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них правовых знаний, социально-полезных навыков и интересов.
По сравнению со специальной профилактикой правонарушений концепция профилактики правонарушений несовершеннолетних обладает четырьмя отличительными признаками.
Во-первых, проведение предупредительных мероприятий должно осуществляться задолго до появления опасности совершения правонарушения или возникновения общественно-опасного поведения.
Во-вторых, «объектами» профилактики является все несовершеннолетнее население, а не только те из них, которые находятся в социально-опасном положении.
В-третьих, в соответствии с этой концепцией элементы профилактики такие, как ограничение, устранение, нейтрализация криминогенных факторов, дополняются в профилактике элементом замещения их негативного действия путем целенаправленного воспитания у детей правосознания, социально-полезных навыков и интересов, создание условий для формирования устойчивого законопослушного поведения.
В-четвертых, активными субъектами профилактических мероприятий являются, прежде всего, семья и образовательные учреждения.
В соответствии со статьей 4 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Целью работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних является профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, осуществляемая путем:
обеспечения целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры;
содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также воспитания личности ребенка, совмещенного с интересами общества, традициями народов государства, достижениями национальной и мировой культуры;
повышение правовой культуры родителей учащихся образовательных учреждений;
организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними находящимися в социально опасном положении;
выявления семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
Основными целевыми группами, в отношении которых проводится профилактическая работа в образовательном учреждении, являются:
учащиеся;
педагогические работники;
члены семей учащихся.
1) Работа с детьми и подростками по формированию правовой грамотности строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей.
Работа с детьми младшего школьного возраста направлена на воспитание у детей общей культуры правового поведения.
Работа с детьми среднего школьного возраста направлена на развитие личностных качеств и социальных навыков. Подросток учится общаться с окружающими, понимать их поведение, разрешать конфликтные ситуации, принимать собственные решения.
Работа с подростками старшего школьного возраста направлена на формирование жизненных ценностей, препятствующих вовлечению подростков в социально-опасную среду, воспитание у подростков ответственности за свое поведение.
2) Повышение правовой компетентности педагогов в области работы с детьми и подростками по профилактике девиантного поведения, которое включает в себя:
-обучение педагогического коллектива методам и средствам предупреждения асоциального поведения в детско-подростковой среде;
-обучение педагогов эффективной коммуникации;
-создание в каждой школе профилактической программы с учетом особенностей учебного заведения.
3) Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, которая предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье.
Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди детей и молодежи в образовательном учреждении необходимы:
Системная и дифференцированная работа во всех сферах жизнедеятельности учащихся с охватом основных значимых других лиц;
Программно-целевой подход;
Обеспечение со стороны родителей положительного общественного мнения о работе образовательного учреждения по профилактике правонарушений;
Поддержка школьных инициатив, формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ (педагоги, учащиеся, родители);
Циклическое расширение охвата контингента;
Анализ результативности профилактической работы, проводимой классными руководителями, корректировка их деятельности;
Обо всех мероприятиях по профилактике правонарушений необходимо сообщать всему образовательному учреждению, родителям и другим заинтересованным лицам, успехи освещать в средствах массовой информации;
Мониторинг и оценка эффективности проводимой образовательным учреждением профилактической работы.
Психолого-педагогическое просвещение
Психолого-педагогическое просвещение родителей в образовательных учреждениях
Родительские собрания на правовую тематику
(для 1-4 классов)
1 класс
| Давайте познакомимся. Особенности современной школы и современных требований к школьникам
| лекция-информация, беседа.
| Отношения в семье как основа взаимопонимания
| мини-лекция, практическое занятие
| Режим дня в жизни школьника
| семинар-практикум
| Поощрения и наказания детей в семье: за и против
| родительский ринг
| 2 класс
| Законы жизни семьи, законы жизни класса
| лекция-информация.
| У здоровых родителей здоровые дети
| практикум.
| Права и обязанности детей. Права и ответственность родителей
| консультация со специалистом, беседа
| Семейные традиции в воспитании детей
| ток-шоу с приглашением специалистов, знающих проблему, журналистов, историков, этнографов.
| 3 класс
| Детско-родительские конфликты в семье
| обмен опытом
| Законодательство о браке и семье
| мини-лекция, с приглашением специалиста в этой области в качестве консультанта.
| Досуг и здоровье детей
| презентация проектов родителей
| Праздники и будни нашей жизни
| Родительско-ученический капустник
| 4 класс
| Особенности современной школы и современных требований к школьникам
| лекция-информация, беседа
| У нас такие дети, каких мы заслуживаем
| мини-лекция, дискуссия
| Выбор ЗОЖ – выбор счастливой жизни
| Обсуждение результатов работы проблемных групп
| Досуг родителей с детьми
| деловая игра
|
1 КЛАСС
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ Форма проведения: лекция, беседа.
Вопросы для обсуждения:
Знакомство родителей со школой.
Реализация Концепции модернизации образования в образовательном учреждении. Устав школы.
Особенности обучающих программ, требования к учащимся.
Перспективы развития образовательного учреждения.
Знакомство со службами школы. Психологическая служба школы. Медицинский работник в школе, Совет профилактики и др.
Роль родителя в успешном обучении ребенка.
Обсуждение с родителями данной темы является важной для их мотивации к посещению родительских собраний и предполагает знакомство с особенностями образовательного учреждения и программ обучения в начальной школе. В начале занятия родителей можно информировать о специализации класса, особенностях технологий обучения и воспитательных подходах к школьникам. Если школа реализует развивающее обучение необходимо познакомить родителей с программами и особенностями подготовки домашних заданий. Следует коснуться вопросов адаптации первоклассников, режима дня. Необходимо познакомить родителей со специалистами школы и дать им возможность очертить круг проблем, которыми они занимаются.
Важно акцентировать внимание родителей на факторах успеха в обучении детей и формирования у них адекватной самооценки. Важно выделить факторы защиты родительского воспитания ребенка: адекватные методы воспитания, грамотная помощь ребенку в преодолении трудностей.
Обобщая результаты занятия, следует подчеркнуть необходимость особого внимания родителей к детям в период адаптации и формирования у ребенка позиции школьника. В заключение занятия необходимо рекомендовать им посещать их для повышения собственной родительской компетентности.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Инновации в образовании.- 2002. - №3.
2. Концепция профилактической работы с родителями «Путь к успеху»
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (извлечения) // Воспитать человека. – 2002. – С. 11-13.
4. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России. – М., 1999. ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК ОСНОВА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ Форма проведения: мини-лекция, практическое занятие.
Вопросы для обсуждения:
Виды отношений в семье: психофизиологические, психологические, социальные, культурные.
Родительские роли.
Этика внутрисемейных отношений.
Ролевые приоритеты семьи, климат домашнего уюта.
Можно выделить четыре вида отношений в семье:
- психофизиологические (отношения биологического родства и полового удовлетворения);
- психологические (предполагают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку);
- социальные (отношения включают распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение);
- культурные (это особого рода внутрисемейные отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях культуры, в которой эта семья возникла и существует).
Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей.
Частые причины аномалий в воспитании детей – систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Семья – уникальный социум. В ней мы проводим лучшую и самую важную часть нашей жизни. В семье наиболее реально создать обстановку, проникнутую духом бережного, заботливого отношения друг к другу, детям и другим членам семьи. Каждый вечер вся семья обычно встречается за домашним столом. Эта ситуация показательна с точки зрения интереса, проявляемого родителями к ребёнку, поскольку в ней отражается всё многообразие семейных взаимоотношений.
Семейный конфликт (по Е.Н.Корнеевой) - конфликтные взаимоотношения внутри семьи (между родителями, родителями и детьми, братьями и сестрами), порожденные противоречиями ее развития и функционирования как системы, расхождением интересов, оценок, взглядов и целей индивидов, входящих в состав семьи.
|