Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних





НазваниеСтандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
страница1/9
Дата публикации05.09.2014
Размер1.41 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Министерство образования и науки Республики Татарстан

Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы»

СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Сборник методических материалов в помощь образовательному учреждению

«Профилактика правонарушений и преступлений в подростково-молодежной среде»

Казань

2009

Научный руководитель: Зиннуров Айрат Канафиевич, заместитель министра образования и науки РТ, к.п.н.

Авторы-составители:

Сафина Эльвира Рашидовна - начальник отдела воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования и науки РТ;

Пухова Юлия Валентиновна - ведущий советник отдела воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования и науки РТ;

Бачева Татьяна Сергеевна - ведущий специалист отдела воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования и науки РТ;

Хабибуллина Алсу Мирзаяновна – ведущий специалист отдела воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования и науки РТ; Дергунова Марина Александровна - главный специалист Управления образования исполнительного комитета муниципального образования «город Казань»;

Архипова Светлана Владимировна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №117» Авиастроительного района г. Казани;

Александрова Марина Раифовна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани;

Бирсанова Любовь Анатольевна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» Советского района г. Казани;

Гомыжева Светлана Александровна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Гимназия №75» Московского района г. Казани;

Самаркина Ирина Николаевна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 130» Московского района г. Казани;

Муллахметова Альфия Рахимзяновна - директор ИМЦ Агрызского муниципального района Республики Татарстан.


Введение

Данное пособие разрабатывалось в целях систематизации и стандартизации работы по профилактике правонарушений в образовательных учреждениях и является методическим пособием для педагогов и представителей администрации учебных заведений республики.

Согласно Федеральному закону от 01.05.2007 № 65-ФЗ, стандарт – это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования, выполнения работ или оказания услуг.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности деятельности, работ.
Работа по профилактике правонарушений в образовательных учреждениях Республики Татарстан проводится в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством РФ, Законом РФ «Об образовании», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ, Комплексной программой по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2007-2010 года, Постановлениями Правительства Республики Татарстан, решениями и распоряжениями Министерства образования и науки Республики Татарстан, муниципальных органов управления образования, Уставом образовательного учреждения.

Документ проработан и одобрен с Министерством внутренних дел РТ, Министерством труда, занятости и социальной защиты населения РТ, Прокуратурой РТ, Республиканской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Кабинете Министров РТ.

Задачей данных методических рекомендаций является предоставление практических советов, позволяющих организовать работу по профилактике правонарушений в условиях образовательного учреждения, в том числе начинающим педагогам.


  1. Содержание работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Под профилактикой правонарушений несовершеннолетних понимается целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и образовательных заведений, государственных и общественных учреждений и организаций, направленные на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них правовых знаний, социально-полезных навыков и интересов.

По сравнению со специальной профилактикой правонарушений концепция профилактики правонарушений несовершеннолетних обладает четырьмя отличительными признаками.

Во-первых, проведение предупредительных мероприятий должно осуществляться задолго до появления опасности совершения правонарушения или возникновения общественно-опасного поведения.

Во-вторых, «объектами» профилактики является все несовершеннолетнее население, а не только те из них, которые находятся в социально-опасном положении.

В-третьих, в соответствии с этой концепцией элементы профилактики такие, как ограничение, устранение, нейтрализация криминогенных факторов, дополняются в профилактике элементом замещения их негативного действия путем целенаправленного воспитания у детей правосознания, социально-полезных навыков и интересов, создание условий для формирования устойчивого законопослушного поведения.

В-четвертых, активными субъектами профилактических мероприятий являются, прежде всего, семья и образовательные учреждения.

В соответствии со статьей 4 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Целью работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних является профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, осуществляемая путем:

  1. обеспечения целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры;

  2. содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также воспитания личности ребенка, совмещенного с интересами общества, традициями народов государства, достижениями национальной и мировой культуры;

  3. повышение правовой культуры родителей учащихся образовательных учреждений;

  4. организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними находящимися в социально опасном положении;

  5. выявления семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.


Основными целевыми группами, в отношении которых проводится профилактическая работа в образовательном учреждении, являются:

  1. учащиеся;

  2. педагогические работники;

  3. члены семей учащихся.


1) Работа с детьми и подростками по формированию правовой грамотности строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей.

Работа с детьми младшего школьного возраста направлена на воспитание у детей общей культуры правового поведения.

Работа с детьми среднего школьного возраста направлена на развитие личностных качеств и социальных навыков. Подросток учится общаться с окружающими, понимать их поведение, разрешать конфликтные ситуации, принимать собственные решения.

Работа с подростками старшего школьного возраста направлена на формирование жизненных ценностей, препятствующих вовлечению подростков в социально-опасную среду, воспитание у подростков ответственности за свое поведение.

2) Повышение правовой компетентности педагогов в области работы с детьми и подростками по профилактике девиантного поведения, которое включает в себя:

-обучение педагогического коллектива методам и средствам предупреждения асоциального поведения в детско-подростковой среде;

-обучение педагогов эффективной коммуникации;

-создание в каждой школе профилактической программы с учетом особенностей учебного заведения.

3) Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, которая предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье.

Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди детей и молодежи в образовательном учреждении необходимы:

  • Системная и дифференцированная работа во всех сферах жизнедеятельности учащихся с охватом основных значимых других лиц;

  • Программно-целевой подход;

  • Обеспечение со стороны родителей положительного общественного мнения о работе образовательного учреждения по профилактике правонарушений;

  • Поддержка школьных инициатив, формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ (педагоги, учащиеся, родители);

  • Циклическое расширение охвата контингента;

  • Анализ результативности профилактической работы, проводимой классными руководителями, корректировка их деятельности;

  • Обо всех мероприятиях по профилактике правонарушений необходимо сообщать всему образовательному учреждению, родителям и другим заинтересованным лицам, успехи освещать в средствах массовой информации;

  • Мониторинг и оценка эффективности проводимой образовательным учреждением профилактической работы.



  1. Психолого-педагогическое просвещение




    1. Психолого-педагогическое просвещение родителей в образовательных учреждениях


Родительские собрания на правовую тематику

(для 1-4 классов)


1 класс

Давайте познакомимся. Особенности современной школы и современных требований к школьникам

лекция-информация, беседа.


Отношения в семье как основа взаимопонимания

мини-лекция, практическое занятие

Режим дня в жизни школьника

семинар-практикум


Поощрения и наказания детей в семье: за и против

родительский ринг


2 класс

Законы жизни семьи, законы жизни класса

лекция-информация.

У здоровых родителей здоровые дети


практикум.

Права и обязанности детей. Права и ответственность родителей

консультация со специалистом, беседа

Семейные традиции в воспитании детей

ток-шоу с приглашением специалистов, знающих проблему, журналистов, историков, этнографов.

3 класс

Детско-родительские конфликты в семье

обмен опытом

Законодательство о браке и семье


мини-лекция, с приглашением специалиста в этой области в качестве консультанта.

Досуг и здоровье детей

презентация проектов родителей

Праздники и будни нашей жизни

Родительско-ученический капустник

4 класс

Особенности современной школы и современных требований к школьникам

лекция-информация, беседа

У нас такие дети, каких мы заслуживаем

мини-лекция, дискуссия

Выбор ЗОЖ – выбор счастливой жизни

Обсуждение результатов работы проблемных групп

Досуг родителей с детьми

деловая игра



1 КЛАСС

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ
Форма проведения: лекция, беседа.

Вопросы для обсуждения:

    1. Знакомство родителей со школой.

    2. Реализация Концепции модернизации образования в образовательном учреждении. Устав школы.

    3. Особенности обучающих программ, требования к учащимся.

    4. Перспективы развития образовательного учреждения.

    5. Знакомство со службами школы. Психологическая служба школы. Медицинский работник в школе, Совет профилактики и др.

    6. Роль родителя в успешном обучении ребенка.

Обсуждение с родителями данной темы является важной для их мотивации к посещению родительских собраний и предполагает знакомство с особенностями образовательного учреждения и программ обучения в начальной школе. В начале занятия родителей можно информировать о специализации класса, особенностях технологий обучения и воспитательных подходах к школьникам. Если школа реализует развивающее обучение необходимо познакомить родителей с программами и особенностями подготовки домашних заданий. Следует коснуться вопросов адаптации первоклассников, режима дня. Необходимо познакомить родителей со специалистами школы и дать им возможность очертить круг проблем, которыми они занимаются.

Важно акцентировать внимание родителей на факторах успеха в обучении детей и формирования у них адекватной самооценки. Важно выделить факторы защиты родительского воспитания ребенка: адекватные методы воспитания, грамотная помощь ребенку в преодолении трудностей.

Обобщая результаты занятия, следует подчеркнуть необходимость особого внимания родителей к детям в период адаптации и формирования у ребенка позиции школьника. В заключение занятия необходимо рекомендовать им посещать их для повышения собственной родительской компетентности.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Инновации в образовании.- 2002. - №3.

2. Концепция профилактической работы с родителями «Путь к успеху»

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (извлечения) // Воспитать человека. – 2002. – С. 11-13.

4. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России. – М., 1999.
ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК ОСНОВА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
Форма проведения: мини-лекция, практическое занятие.

Вопросы для обсуждения:

  1. Виды отношений в семье: психофизиологические, психологические, социальные, культурные.

  2. Родительские роли.

  3. Этика внутрисемейных отношений.

  4. Ролевые приоритеты семьи, климат домашнего уюта.

Можно выделить четыре вида отношений в семье:

- психофизиологические (отношения биологического родства и полового удовлетворения);

- психологические (предполагают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку);

- социальные (отношения включают распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение);

- культурные (это особого рода внутрисемейные отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях культуры, в которой эта семья возникла и существует).

Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей.

Частые причины аномалий в воспитании детей – систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Семья – уникальный социум. В ней мы проводим лучшую и самую важную часть нашей жизни. В семье наиболее реально создать обстановку, проникнутую духом бережного, заботливого отношения друг к другу, детям и другим членам семьи. Каждый вечер вся семья обычно встречается за домашним столом. Эта ситуация показательна с точки зрения интереса, проявляемого родителями к ребёнку, поскольку в ней отражается всё многообразие семейных взаимоотношений.

Семейный конфликт (по Е.Н.Корнеевой) - конфликтные взаимоотношения внутри семьи (между родителями, родителями и детьми, братьями и сестрами), порожденные противоречиями ее развития и функционирования как системы, расхождением интересов, оценок, взглядов и целей индивидов, входящих в состав семьи.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних iconАнализ работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...
Планом воспитательной работы предусмотрены мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и предупреждению...
Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних iconСправка об итогах изучения состояния организации работы по профилактике...
Правительственной комиссии Республики Татарстан по профилактике правонарушений, с 21 по 23 января 2014 года проведена выездная проверка...
Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних iconКонспект урока правовых знаний «О мерах по профилактике безнадзорности...
Цель: представить основные положения закона «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском...
Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних iconАнализ работы по предупреждению правонарушений среди детей и подростков...
Председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, обо всех нарушениях, совершенных учащимися, были незамедлительно...
Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних iconРоль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Это, на мой взгляд, является прямым следствием недостатка внимания родителей, а порой вообще попустительства и безразличия к своим...
Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних iconАнализ работы по предупреждению правонарушений среди детей и подростков...
Председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, обо всех нарушениях, совершенных учащимися, были незамедлительно...
Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Заседание Координационного совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних iconКвн «Правила дорожного движения достойны уважения» Пояснительная записка
Учебно–методическая разработка мероприятия по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних граждан
Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних iconКомплексный план работы моу габишевской средней общеобразовательной...
Собеседование с кл руководителями по вопросам организации профилактической работы в классе
Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних iconСистема работы оу по профилактике безнадзорности, правонарушений...
Эпиграф на первой странице «Работа с трудным детством является пробным камнем, на котором отчетливо раскрываются все возможности,...
Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Правительственной комиссии Республики Татарстан по профилактике правонарушений министром юстиции Республики Татарстан М. М. Курмановым...
Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних iconИнформация моу сош №79
«О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»
Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних iconПлан работы мбоу «сош №22» г. Чебоксары на декабрь 2013 года №
Взаимодействие классного руководителя и семьи по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анализ состояния профилактической работы, причин правонарушений среди несовершеннолетних
Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних iconПлан воспитательной работы в волковском филиале мбоу большекуликовской сош
Проведение мероприятий по профилактике алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск