Скачать 108.18 Kb.
|
Урок «ХРАМ» Иванов Денис Валентинович, учитель русского языка, литературы, «Истоков», ОРКСЭ МОУ Адищевской СОШ Островского района Костромской области Цель урока: сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека. Задачи: образовательные: - познакомить учащихся с православными храмами, расположенными на территории Островского района; - дать учащимся понятие о том, почему храм называют «Домом Божьим»; - познакомить с устройством храма; развивающие: - развивать у учащихся навык критического слушания; - развивать у учащихся навык и умение изучающего чтения; - развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом; - развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия; воспитательные: - воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры; - воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками). Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге, работа в группах. Основные понятия и термины: Храм. Икона. Иконостас. Царские врата. Алтарь. Каждение. Панихидный столик. Благословение. Голгофа. Аналой. Престол. Средства наглядности: презентационный материал, содержащий фотографии храмов Островского района, храма Христа Спасителя (г. Москва), внутреннего устройства и интерьера православного храма. Оборудование урока: - Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2010. - Основы православной культуры. 4–5 классы: Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. М.: Просвещение, 2010. - Доска; Компьютер; Мультимедиапроектор; Экран; Таблица с понятиями и их значениями; Плакат с нарисованным термометром (для рефлексии). Примечание: По ходу урока выступают специально подготовленные учителем учащиеся с толкованием понятий, не вошедших в текст учебного пособия («престол», «аналой», «голгофа»), а также с рассказом о символическом значении количества куполов православного храма. Выступления детей сопровождаются иллюстративным материалом, подготовленным учителем. Ход урока: 1. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята! Прошу вас прослушать отрывок из музыкального произведения и ответить на вопрос: где исполняется данное музыкальное произведение? (Звучит «Не умолим никогда Богородице», муз. А. Астафьева, в исполнении архиерейского хора Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора г. Костромы.) – А теперь посмотрите на экран. Что вы видите на нем? (Храм Христа Спасителя, г. Москва) – Правильно. Как вы понимаете слово «храм»? (Ответы детей) – Кто из вас был в храме? (Ответы детей) 2. Ресурсный круг. Учитель: Теперь представьте, что вы находитесь в храме. – Что вы видите, что вы слышите и что чувствуете в храме? (Учащиеся по очереди отвечают на вопросы, передавая слово по кругу прикосновением к руке рядом стоящего одноклассника.) 3. Постановка темы, цели и задач урока. Учитель: А сейчас сядьте, пожалуйста, в три группы по четыре человека. Учитель: Ребята, вы уже многое знаете о храме. Как вы, наверное, уже догадались, тема нашего урока – «Храм». Сегодня на уроке мы расширим и углубим знания о храме и его значении в жизни православного человека. Наши задачи: 1) познакомиться с устройством православного храма; 2) получить знания о назначении храма; 3) формировать уважительное отношение к истокам и традициям православной культуры; 4) учиться работать с различными источниками информации. 4. Изучение нового материала. Работа с иллюстрациями. Учитель: Какие храмы вы знаете? (Ответы детей) – Какие храмы располагаются на территории нашего Островского района? (Ответы детей) – Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов? (Предполагаемые ответы учащихся: купола, кресты, звонница) (Учитель на экране демонстрирует фотографии и названия храмов Островского района) * Примечание. У каждой группы на столе находятся карточки с понятиями, над которыми та или иная группа будет самостоятельно работать по учебному пособию. 1-я группа – «каждение», «икона» 2-я группа – «иконостас», «Царские врата» 3-я группа – «благословение», «алтарь» На доске – таблица по форме активного занятия, где слева располагаются предложенные группам учащихся понятия, называющие предметы внутреннего интерьера храма, а справа – их объяснения. По окончании самостоятельной работы в группе представители соединят предложенные им на карточках понятия с соответствующими толкованиями. Таким образом, учитель проверит правильность выполнения работы. Учитель: Итак, мы «отправляемся» с вами в храм. – Одной из особенностей храма, отличающей его от других видов строений, является купол и крест. Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как свидетельство того, что Церковь входит в Царство Бога благодаря тому, что на Кресте Иисус Христос искупил грехи человечества. – Но далеко не всегда православный храм имеет лишь один купол. Их количество может быть различным, и каждое число символично. А что символизирует то или иное количество куполов, нам расскажет Быкова Ангелина (выступление 1-го специально подготовленного ученика). Ученик: Количество куполов на храме также всегда символично. Один купол означает единство Бога, два – две природы Иисуса Христа (божественную и человеческую), три – Троица, четыре – четвероевангелие, четыре стороны света, пять куполов означают Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – семь таинств Церкви, семь Вселенских соборов, девять куполов символизируют девять чинов ангелов и девять чинов праведников, тринадцать – Христа и 12 апостолов, двадцать пять глав могут быть символом престола Бога в Апокалипсисе и двадцати четырех Старцев или обозначать похвалу Богородице, а тридцать три главы – число земных лет Иисуса Христа. Учитель: Обратим внимание на такую важную и неотъемлемую часть храма, как колокольня. Происхождение слова «колокол» иногда связывают с обычаем ударять кол о кол, создавая звук-сигнал. Внешняя форма колокола в христианской символике толкуется как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе благодать Бога. Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках вводных дверей, и внутри храма, и в башне куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены. Затем на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола. – А сейчас мы с вами услышим один из праздничных колокольных звонов. (Звучит запись колокольного звона) Работа с электронным пособием. Учитель: Как же выглядит классическое строение православного храма? Обратимся к нашему постоянному помощнику – электронному пособию. (Работа с электронным пособием к курсу ОРКСЭ, урок 14 «Строение православного храма») Учитель: А теперь, ребята, давайте вновь вернемся к храму Христа Спасителя и найдем все указанные элементы. (Учитель на примере храма Христа Спасителя показывает такие архитектурные части, как купол, крест, закомару, аркатурный пояс, лопатки, а учащиеся называют их) Работа в группах. Учитель: «Войдем» в храм. Что же является неотъемлемыми частями любого православного храма? У каждой группы на столе карточки с написанными на них словами. Обратимся к учебнику. Найдите в тексте объяснение каждого понятия, запишите этот термин и его объяснение в тетрадь. Выберите в группе того, кто будет излагать выполненное задание. (На выполнение задания отводится 4–5 минут) Далее следует проверка выполнения заданий в той последовательности, которая предложена ниже. Представитель (лидер) от каждой группы раскрывает в своем выступлении значение понятий, работая с таблицей на доске, где соединяет соответствующее понятие с его значением; учитель дополняет ответы детей. 1-я группа: Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. Каждый ряд имеет свое название (праотеческий, пророческий, деисусный, праздничный, местный…). Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько позволяет высота храма. В центре иконостаса – двери – Царские врата. Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери. 2-я группа: За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. Храм обязательно строится алтарной частью на восток, так как на востоке всходит солнце и восток символизирует собой свет, начало новой жизни. Первый луч солнца попадает именно в алтарь. В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить. Учитель: Как вы думаете, почему нельзя входить в алтарь без особого разрешения, благословения? (Ответы детей) – Прочитаем последний абзац на стр. 51 учебника. (Человек должен понимать, что не всё ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не всё надо стремиться переделывать по своей воле). Учитель: Что находится в алтаре? Почему это место в храме является особо значимым? 2-й специально подготовленный ученик (Любиков Даниил): Посередине алтаря помещается небольшой квадратный стол – престол. Престол – это самое священное место в храме. На нем незримо восседает Бог, и поэтому к нему никто и никогда не имеет права прикасаться, кроме священнослужителей. Лишь один раз в жизни при Крещении человек мужского пола бывает в алтаре. Женщинам вход в алтарь строго запрещен. Исключения делаются только монахиням. Даже иконы с изображением женских ликов, кроме икон Богоматери, не полагается ставить в алтаре. Учитель: Ребята, как вы думаете, для чего человек приходит в храм? (Помолиться и поставить свечу за здравие родных и близких, за упокой душ умерших) Учитель: А знаете ли вы, что такое икона? 3-я группа: Икона – это изображение лика святого или события Священной истории. Учитель: Перед вами чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – покровительница и заступница Костромского края, обретенная в XII веке и прославившаяся многими чудесами на Костромской земле. Учитель: Во время богослужения священник перед иконами и прихожанами совершает каждение. Что такое «каждение» и что значит «кадить»? (Продолжение выступления 3-й группы) Учитель: За упокой душ умерших свечи в храме ставят на панихидный столик или канун, который всегда находится возле распятия. Учитель: То, о чем мы узнали, далеко не все, что непременно должно быть в храме. Что же еще есть во внутреннем интерьере православного храма? 3-й специально подготовленный ученик (Козлова Светлана): В центре храма стоит аналой – вытянутый вверх четырехгранный столик (подставка) с пологой доской для удобства чтения возложенных на аналой Евангелия, Апостола – с иконой святого или праздника, празднуемого в данный день. Аналой используется и при таинстве Исповеди. В этом случае на него кладутся Евангелие и крест. При совершении таинства Венчания молодые обводятся священником трижды вокруг аналоя. 4-й специально подготовленный ученик (Балабанов Андрей): Обязательным предметом, находящимся в средней части храма, является Голгофа – большой деревянный (иногда мраморный) крест с образом распятого Иисуса Христа, часто сделанный в натуральную величину – в рост человека. Крест делается восьмиконечным с надписью на верхней короткой перекладине «IHЦI» (Иисус Назорей Царь Иудейский). Нижний конец креста укреплен в подставке, имеющей вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображается череп и кости – останки Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе. Голгофа в Великий пост выдвигается на середину храма лицом к входу для напоминания людям о крестных страданиях Христа ради спасения людей. Учитель: В разных местах человек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д. Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? (Ответы детей) Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм. Вход в храм предваряется наложением на себя крестного знамения и земным поклоном. К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду. Не следует приходить в храм в слишком вызывающей одежде; женщины не должны приходить в храм в брюках или короткой юбке, а на голове должна быть косынка или платок; мужчины входят в храм без головного убора. Стоя в храме, нельзя держать руки в карманах, а следует держать их перед собой, скрестив при этом ладони (словно прося Божьей милости). Выходя из храма, вновь следует перекреститься, обратившись к храмовому входу. 5. Закрепление. Учитель: А теперь вновь обратимся к уже известному нам электронному пособию. (Учащиеся вместе с учителем работают с материалами электронного приложения – урок 14, материалы «контроля») 6. Подведение итогов урока. Учитель: Человек приходит в храм для того, чтобы пообщаться с Богом. Поставить свечу и помолиться о здравии родных и близких можно перед любой иконой, стоящей в храме. (Учитель зажигает свечу и демонстрирует все сказанные далее слова) – Пламя свечи указывает путь молитвы человека к Богу. Пламя стремится вверх, а значит и человеческая молитва возносится в небеса, в область Божественного бытия. Свеча имеет такую особенность: огонь стремится вверх, а светит вокруг себя. Вот такой должна быть и жизнь человека. Душой хороший человек тянется к небу, а своими добрыми делами светит всем окружающим. Кстати, и купол храма похож на огонек свечи. – Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внешних и внутренних особенностях, их символическом значении. Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь. 7. Домашнее задание. Стр. 48–51, урок 14: прочитать, ответить на вопросы. 8. Рефлексия. «Градусник». (На заранее заготовленном большом листе бумаги, помещенном на видном и доступном месте, изображен градусник с отметками «температуры» в классе: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно», «отвратительно») Учитель: Наш урок подходит к концу. Мне хотелось, чтобы вы оценили атмосферу нашей работы сегодня с помощью любого условного значка (галочки, крестика, звёздочки и т.п.) рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению. |
Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | ||
Перечень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок... «Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л | Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | ||
Вопросы государственных аттестационных испытаний по русскому языку 2014 год Квалификация: учитель русского языка и литературы; учитель русского языка и литературы, истории | Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | ||
Рабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель... Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | Урок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова" Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы | ||
Урок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография» Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы | Урок литературы в 7 классе по творчеству И. С. Тургенева «Одна и та же жизнь…» ... | ||
Урок русского языка по теме: «Имя прилагательное» Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального... | Урок русского языка по теме «Словообразование глаголов» Место работы, должность: мбоу «Лицей №2 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского... | ||
Урок русского языка в 9 классе. Фисивная Любовь Павловна, учитель... Петербург, Киев, 3 Юность, Старость. Заснуть Умереть Родиться Лев, 9 японцы | Коряковцева И. В.,учитель русского языка и литературы моу сош №30... Разработала учитель русского языка и литературы ргоу «Ядринская национальная гимназия-интернат» Алексеева Ирина Владимировна0 | ||
Урок русского языка 7 класс Тема: «Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий» ... | М. В. Ломоносов и его достижения в развитии русского языка и литературы Урок литературы проведён в 9 – 10 классах в рамках празднования 300-летия М. В. Ломоносова учителем русского языка и литературы мкоу... |