Урок «храм» Иванов Денис Валентинович, учитель русского языка, литературы, «Истоков»





Скачать 108.18 Kb.
НазваниеУрок «храм» Иванов Денис Валентинович, учитель русского языка, литературы, «Истоков»
Дата публикации15.09.2014
Размер108.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Урок «ХРАМ»

Иванов Денис Валентинович,

учитель русского языка, литературы, «Истоков», ОРКСЭ

МОУ Адищевской СОШ Островского района Костромской области
Цель урока: сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.

Задачи:

образовательные:

- познакомить учащихся с православными храмами, расположенными на территории Островского района;

- дать учащимся понятие о том, почему храм называют «Домом Божьим»;

- познакомить с устройством храма;

развивающие:

- развивать у учащихся навык критического слушания;

- развивать у учащихся навык и умение изучающего чтения;

- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом;

- развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия;

воспитательные:

- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками).

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге, работа в группах.

Основные понятия и термины: Храм. Икона. Иконостас. Царские врата. Алтарь. Каждение. Панихидный столик. Благословение. Голгофа. Аналой. Престол.

Средства наглядности: презентационный материал, содержащий фотографии храмов Островского района, храма Христа Спасителя (г. Москва), внутреннего устройства и интерьера православного храма.

Оборудование урока:

- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2010.

- Основы православной культуры. 4–5 классы: Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. М.: Просвещение, 2010.

- Доска; Компьютер; Мультимедиапроектор; Экран; Таблица с понятиями и их значениями; Плакат с нарисованным термометром (для рефлексии).

Примечание: По ходу урока выступают специально подготовленные учителем учащиеся с толкованием понятий, не вошедших в текст учебного пособия («престол», «аналой», «голгофа»), а также с рассказом о символическом значении количества куполов православного храма. Выступления детей сопровождаются иллюстративным материалом, подготовленным учителем.
Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Прошу вас прослушать отрывок из музыкального произведения и ответить на вопрос: где исполняется данное музыкальное произведение? (Звучит «Не умолим никогда Богородице», муз. А. Астафьева, в исполнении архиерейского хора Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора г. Костромы.)

А теперь посмотрите на экран. Что вы видите на нем?

(Храм Христа Спасителя, г. Москва)

– Правильно. Как вы понимаете слово «храм»?

(Ответы детей)

– Кто из вас был в храме?

(Ответы детей)
2. Ресурсный круг.

Учитель: Теперь представьте, что вы находитесь в храме.

– Что вы видите, что вы слышите и что чувствуете в храме?

(Учащиеся по очереди отвечают на вопросы, передавая слово по кругу прикосновением к руке рядом стоящего одноклассника.)
3. Постановка темы, цели и задач урока.

Учитель: А сейчас сядьте, пожалуйста, в три группы по четыре человека.
Учитель: Ребята, вы уже многое знаете о храме. Как вы, наверное, уже догадались, тема нашего урока – «Храм». Сегодня на уроке мы расширим и углубим знания о храме и его значении в жизни православного человека.

Наши задачи: 1) познакомиться с устройством православного храма; 2) получить знания о назначении храма; 3) формировать уважительное отношение к истокам и традициям православной культуры; 4) учиться работать с различными источниками информации.
4. Изучение нового материала.

Работа с иллюстрациями.

Учитель: Какие храмы вы знаете? (Ответы детей)

– Какие храмы располагаются на территории нашего Островского района? (Ответы детей)

– Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов?

(Предполагаемые ответы учащихся: купола, кресты, звонница)

(Учитель на экране демонстрирует фотографии и названия храмов Островского района)


* Примечание. У каждой группы на столе находятся карточки с понятиями, над которыми та или иная группа будет самостоятельно работать по учебному пособию.

1-я группа – «каждение», «икона»

2-я группа – «иконостас», «Царские врата»

3-я группа – «благословение», «алтарь»

На доске – таблица по форме активного занятия, где слева располагаются предложенные группам учащихся понятия, называющие предметы внутреннего интерьера храма, а справа – их объяснения. По окончании самостоятельной работы в группе представители соединят предложенные им на карточках понятия с соответствующими толкованиями.

Таким образом, учитель проверит правильность выполнения работы.




Учитель: Итак, мы «отправляемся» с вами в храм.

– Одной из особенностей храма, отличающей его от других видов строений, является купол и крест. Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как свидетельство того, что Церковь входит в Царство Бога благодаря тому, что на Кресте Иисус Христос искупил грехи человечества.
– Но далеко не всегда православный храм имеет лишь один купол. Их количество может быть различным, и каждое число символично. А что символизирует то или иное количество куполов, нам расскажет Быкова Ангелина (выступление 1-го специально подготовленного ученика).
Ученик: Количество куполов на храме также всегда символично. Один купол означает единство Бога, два – две природы Иисуса Христа (божественную и человеческую), три – Троица, четыре – четвероевангелие, четыре стороны света, пять куполов означают Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – семь таинств Церкви, семь Вселенских соборов, девять куполов символизируют девять чинов ангелов и девять чинов праведников, тринадцать – Христа и 12 апостолов, двадцать пять глав могут быть символом престола Бога в Апокалипсисе и двадцати четырех Старцев или обозначать похвалу Богородице, а тридцать три главы – число земных лет Иисуса Христа.
Учитель: Обратим внимание на такую важную и неотъемлемую часть храма, как колокольня. Происхождение слова «колокол» иногда связывают с обычаем ударять кол о кол, создавая звук-сигнал. Внешняя форма колокола в христианской символике толкуется как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе благодать Бога. Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках вводных дверей, и внутри храма, и в башне куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены. Затем на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола.

– А сейчас мы с вами услышим один из праздничных колокольных звонов. (Звучит запись колокольного звона)
Работа с электронным пособием.

Учитель: Как же выглядит классическое строение православного храма? Обратимся к нашему постоянному помощнику – электронному пособию.

(Работа с электронным пособием к курсу ОРКСЭ, урок 14 «Строение православного храма»)
Учитель: А теперь, ребята, давайте вновь вернемся к храму Христа Спасителя и найдем все указанные элементы.

(Учитель на примере храма Христа Спасителя показывает такие архитектурные части, как купол, крест, закомару, аркатурный пояс, лопатки, а учащиеся называют их)
Работа в группах.

Учитель: «Войдем» в храм. Что же является неотъемлемыми частями любого православного храма?

У каждой группы на столе карточки с написанными на них словами. Обратимся к учебнику. Найдите в тексте объяснение каждого понятия, запишите этот термин и его объяснение в тетрадь. Выберите в группе того, кто будет излагать выполненное задание. (На выполнение задания отводится 4–5 минут)

Далее следует проверка выполнения заданий в той последовательности, которая предложена ниже. Представитель (лидер) от каждой группы раскрывает в своем выступлении значение понятий, работая с таблицей на доске, где соединяет соответствующее понятие с его значением; учитель дополняет ответы детей.

1-я группа: Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. Каждый ряд имеет свое название (праотеческий, пророческий, деисусный, праздничный, местный…). Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько позволяет высота храма. В центре иконостаса – двери – Царские врата. Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери.

2-я группа: За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. Храм обязательно строится алтарной частью на восток, так как на востоке всходит солнце и восток символизирует собой свет, начало новой жизни. Первый луч солнца попадает именно в алтарь. В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить.

Учитель: Как вы думаете, почему нельзя входить в алтарь без особого разрешения, благословения? (Ответы детей)

– Прочитаем последний абзац на стр. 51 учебника.

(Человек должен понимать, что не всё ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не всё надо стремиться переделывать по своей воле).
Учитель: Что находится в алтаре? Почему это место в храме является особо значимым?

2-й специально подготовленный ученик (Любиков Даниил): Посередине алтаря помещается небольшой квадратный стол – престол. Престол – это самое священное место в храме. На нем незримо восседает Бог, и поэтому к нему никто и никогда не имеет права прикасаться, кроме священнослужителей. Лишь один раз в жизни при Крещении человек мужского пола бывает в алтаре. Женщинам вход в алтарь строго запрещен. Исключения делаются только монахиням. Даже иконы с изображением женских ликов, кроме икон Богоматери, не полагается ставить в алтаре.
Учитель: Ребята, как вы думаете, для чего человек приходит в храм? (Помолиться и поставить свечу за здравие родных и близких, за упокой душ умерших)

Учитель: А знаете ли вы, что такое икона?

3-я группа: Икона – это изображение лика святого или события Священной истории.

Учитель: Перед вами чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – покровительница и заступница Костромского края, обретенная в XII веке и прославившаяся многими чудесами на Костромской земле.
Учитель: Во время богослужения священник перед иконами и прихожанами совершает каждение. Что такое «каждение» и что значит «кадить»? (Продолжение выступления 3-й группы)
Учитель: За упокой душ умерших свечи в храме ставят на панихидный столик или канун, который всегда находится возле распятия.
Учитель: То, о чем мы узнали, далеко не все, что непременно должно быть в храме. Что же еще есть во внутреннем интерьере православного храма?
3-й специально подготовленный ученик (Козлова Светлана): В центре храма стоит аналой – вытянутый вверх четырехгранный столик (подставка) с пологой доской для удобства чтения возложенных на аналой Евангелия, Апостола – с иконой святого или праздника, празднуемого в данный день. Аналой используется и при таинстве Исповеди. В этом случае на него кладутся Евангелие и крест. При совершении таинства Венчания молодые обводятся священником трижды вокруг аналоя.
4-й специально подготовленный ученик (Балабанов Андрей): Обязательным предметом, находящимся в средней части храма, является Голгофа – большой деревянный (иногда мраморный) крест с образом распятого Иисуса Христа, часто сделанный в натуральную величину – в рост человека. Крест делается восьмиконечным с надписью на верхней короткой перекладине «IHЦI» (Иисус Назорей Царь Иудейский). Нижний конец креста укреплен в подставке, имеющей вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображается череп и кости – останки Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе. Голгофа в Великий пост выдвигается на середину храма лицом к входу для напоминания людям о крестных страданиях Христа ради спасения людей.
Учитель: В разных местах человек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д. Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? (Ответы детей)

Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм. Вход в храм предваряется наложением на себя крестного знамения и земным поклоном. К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду. Не следует приходить в храм в слишком вызывающей одежде; женщины не должны приходить в храм в брюках или короткой юбке, а на голове должна быть косынка или платок; мужчины входят в храм без головного убора. Стоя в храме, нельзя держать руки в карманах, а следует держать их перед собой, скрестив при этом ладони (словно прося Божьей милости). Выходя из храма, вновь следует перекреститься, обратившись к храмовому входу.
5. Закрепление.

Учитель: А теперь вновь обратимся к уже известному нам электронному пособию.

(Учащиеся вместе с учителем работают с материалами электронного приложения – урок 14, материалы «контроля»)
6. Подведение итогов урока.

Учитель: Человек приходит в храм для того, чтобы пообщаться с Богом.

Поставить свечу и помолиться о здравии родных и близких можно перед любой иконой, стоящей в храме.

(Учитель зажигает свечу и демонстрирует все сказанные далее слова)

– Пламя свечи указывает путь молитвы человека к Богу. Пламя стремится вверх, а значит и человеческая молитва возносится в небеса, в область Божественного бытия. Свеча имеет такую особенность: огонь стремится вверх, а светит вокруг себя. Вот такой должна быть и жизнь человека. Душой хороший человек тянется к небу, а своими добрыми делами светит всем окружающим. Кстати, и купол храма похож на огонек свечи.
– Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внешних и внутренних особенностях, их символическом значении. Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.
7. Домашнее задание. Стр. 48–51, урок 14: прочитать, ответить на вопросы.
8. Рефлексия. «Градусник».

(На заранее заготовленном большом листе бумаги, помещенном на видном и доступном месте, изображен градусник с отметками «температуры» в классе: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно», «отвратительно»)

Учитель: Наш урок подходит к концу. Мне хотелось, чтобы вы оценили атмосферу нашей работы сегодня с помощью любого условного значка (галочки, крестика, звёздочки и т.п.) рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок «храм» Иванов Денис Валентинович, учитель русского языка, литературы, «Истоков» iconУрок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста»
Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28...
Урок «храм» Иванов Денис Валентинович, учитель русского языка, литературы, «Истоков» icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Урок «храм» Иванов Денис Валентинович, учитель русского языка, литературы, «Истоков» iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Урок «храм» Иванов Денис Валентинович, учитель русского языка, литературы, «Истоков» iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок «храм» Иванов Денис Валентинович, учитель русского языка, литературы, «Истоков» iconВопросы государственных аттестационных испытаний по русскому языку 2014 год
Квалификация: учитель русского языка и литературы; учитель русского языка и литературы, истории
Урок «храм» Иванов Денис Валентинович, учитель русского языка, литературы, «Истоков» iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Урок «храм» Иванов Денис Валентинович, учитель русского языка, литературы, «Истоков» iconРабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель...
Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области
Урок «храм» Иванов Денис Валентинович, учитель русского языка, литературы, «Истоков» iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Урок «храм» Иванов Денис Валентинович, учитель русского языка, литературы, «Истоков» iconУрок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография»
Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы
Урок «храм» Иванов Денис Валентинович, учитель русского языка, литературы, «Истоков» iconУрок литературы в 7 классе по творчеству И. С. Тургенева «Одна и та же жизнь…»
...
Урок «храм» Иванов Денис Валентинович, учитель русского языка, литературы, «Истоков» iconУрок русского языка по теме: «Имя прилагательное»
Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального...
Урок «храм» Иванов Денис Валентинович, учитель русского языка, литературы, «Истоков» iconУрок русского языка по теме «Словообразование глаголов»
Место работы, должность: мбоу «Лицей №2 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского...
Урок «храм» Иванов Денис Валентинович, учитель русского языка, литературы, «Истоков» iconУрок русского языка в 9 классе. Фисивная Любовь Павловна, учитель...
Петербург, Киев, 3 Юность, Старость. Заснуть Умереть Родиться Лев, 9 японцы
Урок «храм» Иванов Денис Валентинович, учитель русского языка, литературы, «Истоков» iconКоряковцева И. В.,учитель русского языка и литературы моу сош №30...
Разработала учитель русского языка и литературы ргоу «Ядринская национальная гимназия-интернат» Алексеева Ирина Владимировна0
Урок «храм» Иванов Денис Валентинович, учитель русского языка, литературы, «Истоков» iconУрок русского языка 7 класс Тема: «Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий»
...
Урок «храм» Иванов Денис Валентинович, учитель русского языка, литературы, «Истоков» iconМ. В. Ломоносов и его достижения в развитии русского языка и литературы
Урок литературы проведён в 9 – 10 классах в рамках празднования 300-летия М. В. Ломоносова учителем русского языка и литературы мкоу...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск