Скачать 192.39 Kb.
|
Организация проектной деятельности на уроках русского языка. Система уроков развития речи в 5 классе на тему « Уж небо сенью дышало…»Работу выполнила учитель русского языка и литературы Овчинникова Татьяна Николаевна МБОУСОШ № 14 Нижегородская область, г. Саров, Юности 11. 1. Аналитико прогностическое обоснование проекта - характеристика исходной ситуации , определившей необходимость проекта В 1992 году в России был принят Закон « Об образовании». Одновременно Законом РФ «Об образовании» предусмотрено введение государственных образовательных стандартов. Государственный образовательный стандарт – главный нормативный документ, устанавливающий систему норм и правил , обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении. Задача государственного стандарта – обеспечить каждого учащегося качественным современным образованием , закрепить и повсеместно ввести в практику лучшие образовательные модели ,придать позитивный импульс модернизации образования. Сейчас в России приняты стандарты второго поколения. Главной задачей становится целенаправленное формирование средствами предмета общеучебных умений и личностное развитие учащихся. Мы уходим от приоритета знаний: они становятся ориентировочной основой для организации самостоятельной деятельности на уроке под руководством учителя и во внеурочное время. Главным становится умение пользоваться знаниями, применять их на практике. Основной лозунг в образовательном процессе: «учить надо по-новому!» Меняется позиция учителя: от учителя-«оракула» к учителю-помощнику. Осваиваются современные принципы и образовательные технологии.
. Включение родителей в образовательный процесс: от родителя-«контролера» к родителю – помощнику педагога. 1.Учитель помогает ребенку осознать зону ближайшего развития («что я сейчас не знаю и не умею»). 2.Учитель помогает открывать знания, осваивать умения и навыки 3.Главные результаты развития – способности и готовности ученика, составляющие его функциональную грамотность: - готовность к самоопределению; - способность к рефлексии результатов своего труда; -способность находить решение, выход из различных ситуаций и т.д. Одной из основных задач урока русского языка является создание педагогических условий для максимально эффективного речевого развития ребёнка. Основной целью данного проекта считаю развития речи посредством творческой проектной деятельности учащихся. 2.Концепция проекта Проектная деятельность является одним из важнейших направлений модернизации современного образования и всё больше признаётся его неотъемлемой частью Основные задачи проекта:
Цели проектной деятельности: 1. Проектная деятельность позволит обрести ощущение успешности . 2. Общеучебные организационные умения
3. Общеучебные умения поиска сведений
4. Творческие общеучебные умения
6. Привлечение родителей
Организация проектной деятельности на уроках русского языка: I. Двухкомпонентная организация проектной деятельности Работа над темой и работа над проектами. Компонент 1. Узнаём. Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями. Компонент 2. Делаем. Дети работают над разными проектами ( сочинение с иллюстративным материалом, поделками , исследования, создание видеоролика), имеющими непосредственное отношение к теме. По завершении представляют готовые проекты. II. Сочетание общей дисциплины и свободы выбора. Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой. Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов. Выбор общей темы Примеры тем : «День знаний», «Уж небо осенью дышало», « День матери», « Скоро ,скоро зима», «Весна , весна! И всё ей радо», « Волшебный мир цветов».
Цель проекта –развитие связной письменной речи и творческих способностей учащихся 5-го класса. Данные уроки строятся на межпредметной основе и позволяют интегрировать занятия по русскому языку, литературе, изобразительному искусству, музыке. Формы продуктов проектной деятельности – проектная работа, включающая сочинение – мозаику «Приметы осени во всём встречает взор» ,рисунки, фотографии, поделки, видеоролики, создание анимации. По доминирующей роли учащихся проект является практикоориентированный и творческий. По комплексности и характеру контактов – внутриклассный. По продолжительности – краткосрочный ( 6-7 уроков) 3.Стратегия и тактика проектных действий
Краткое содержание занятий в рамках проекта «Уж небо осенью дышало» Занятие 1. Введение (погружение ) в проект. Оборудование: репродукция картин художников,,фотографии из семейных альбомов музыка П.И.Чайковского «Времена года»,, слайды, раздаточные карточки. – Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами еще раз поговорим об осени и простимся с нею. Назовем сегодняшний урок словами Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!» Не только Пушкин, но и многие другие писатели, поэты, композиторы любили эту пору и оставили прекрасные строки, зарисовки об этом времени года. А сейчас прослушаем музыкальную пьесу П.И.Чайковского «Осенняя песня». Звучит музыкальная пьеса П.И.Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года». Учитель: Какому времени года посвящена пьеса? Какие перемены происходят в природе с наступлением осени? (С наступлением осени птицы улетают в теплые края; созревают плоды у деревьев и кустарников; с деревьев опадают листья, дни становятся короче, льют дожди) – Чем красива осень? (Осенним лесом, свежим воздухом, золотыми деревьями, листопадом) – Вспомните, пожалуйста, в каких произведениях искусства воспета красота осени? (В картинах) – Как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж) Словарная работа (на доске запись): Пейзаж – фр. Слово. Вид страны, вид местности. – Как называются художники, которые пишут пейзажи? (Пейзажисты) – Каких художников-пейзажистов вы знаете? Рассмотрим их картины. А) И.И.Левитан «Осенний день» б) Н.М. Ромадин «Последний луч» в) И.Е.Репин «Осенний букет» г) А.К.Саврасов «Проселок» д) А.А.Пластов «Жатва» Составьте и запишите предложения , используя слова: – знойные, прошли, дни, лета. – на солнце, стройные белоствольные березки, золотом, переливаются. – задумчиво, одинокая березка, смотрит, в зеркальную гладь речки. – серый , трава, стала, неприветливой. – как бы речка замерзла. – позолотило, деревьев, верхушки, солнце – блеском, трава, блестит, осенним. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы. Есть в ос(…)ни п(…)рвоначальной К(…)роткая, но дивная п(…)а – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны в(…)чера… – Какая пора осени описана в стихотворении? (Ранняя осень) – К данным словам подберите однокоренные слова. Осень – осенний Дивная – диво Вечера – вечерний, вечером Учащиеся знакомятся с названиями осенних месяцев. (По мере ответов показываются слайда) - Угадайте, о каком месяце пойдет речь? Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? Сентябрь –вересень (цветет вереск), листопадник Приметы • В сентябре лес реже и птичий голос тише. • В сентябре (октябре) одна ягода, да и та — горькая рябина. • Холоден сентябрь-батюшка, да кормить горазд. • Гром в сентябре – к теплой осени. - А сейчас о каком месяце вы услышите? ( 3 «Г» - октябрь) (слайд 16) Все мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? Октябрь – грязник Приметы • В октябре ни на колесах, ни на санях. • Октябрь венчает белый снег с великой грязью. • Октябрь часто плачет в платок зари красной. • Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой. • Октябрьский гром – к бесснежной зиме. – И, наконец, последний осенний месяц. Поле черно-белым стало: Падает то дождь, то снег. А еще похолодало – Льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи! Ноябрь – полузимник, бездорожник Приметы • Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы кует. • Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит. • Ноябрь — сумерки года. • Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил. • Последний месяц осени – ноябрь, ворота зимы. Ученик- Послушайте и запомните ещё приметы осени: ( раздаточный материал) В кругу луна в октябре Говорит с небес тебе: - Летом будет сухо, Не напьётся муха. *** Много соломы кроты В норы свои натащили Ждите холодной зимы И утепляйте квартиры. *** Если орехов много в лесу, Но а грибочков нема, Ждите зиму суровую, Снега тоже сполна Гром раздавался в октябре, Знай, бесснежной быть зиме. *** Если лисья осыпаясь Лягут на изнанку, То зимы не опасайся, Будет она мягкой. *** Если ж листья осыпаясь Лягут лицевой сторонкой, То зимою будет зябко, Жди зимы холодной. *** Перелётные птицы летят Очень низко к земле, Это – к морозной зиме, Если птицы летят высоко от земли, То дождёшься ты теплой зимы *** Появился поздний грибок – Будет поздний снежок. *** Много рябины – Осень дождлива, Мало рябины – Сухо и мило. *** Полетели журавли – На Покров мороза жди. Улетели до Покрова, Зима будет, будь здорова! Бабье лето без дождей Будет сухо много дней. *** Птицы поздно улетают, Зиму теплую предвещают. *** Лето сырое, А осень тепла, Значит, холодной будет зима. *** Если поздний листопад, То никто ему не рад, Продолжительная зима Ожидается тогда. *** Если в осень лист опал С дуба и берёзы, Но не все листочки снял, Ожидай мороза. *** В сентябре гром гремит Осень тёплую сулит. *** Учитель – Осенних примет множество, но так же много и загадок об овощах, фруктах и грибах, которыми так щедра бывает осень. Отгадайте загадки: Шло по грядке вдоль забора Войско храброе дозором. Держат пики сотни рук, Подрастает горький … (лук) *** Летом в огороде свежие, зелёные, А зимою в бочке жёлтые, солёные. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас …? (огурцы) *** Круглый год с зелёной крышей, С каждым днём круглей и выше. Он без окон и дверей, И живут в нём сто друзей. Сто весёлых карапузов, А зовётся дом … (арбузом) *** Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели, да хвалили? (картофель) *** Выросло из зёрнышка Золотое солнышко. (подсолнух) *** Лето целое старалась: Одевалась, одевалась, А как осень подошла, Все наряды отдала – Сотню одежонок Сложили мы в бочонок. (капуста) *** Он круглый и красный, Как глаз светофора, Среди овощей нет Сочней … (помидора) *** Овощ сладкий первоклассный В цвет окрасит темно-красный Борщ, салат и винегрет. Конкурентов ему нет! (свёкла) *** Полюбуйся алой шапкой С белой россыпью накрапкой. Попадётся – погляди, Но в лукошко не клади. (мухомор) *** Круглая, а не солнце, Жёлтая, а не масло, Сладкая, а не сахар, С хвостиком, а не мышь. (репа) *** Десять мальчиков Живут в зелёных чуланчиках. (горох) *** На сучках висят шары, Посинели от жары. (слива) *** Повстречался старый дед. Дед совсем ещё не сед, Стал средь листьев и травы – В шляпе, но без головы. (гриб) *** Круглый, зрелый, загорелый Попадался на зубок, Расколоться не мог, А попал под молоток, Хрустнул раз и треснул бок. (орех) *** Сидит – зеленеет, Падает – желтеет, Лежит – чернеет. (лист) Д/З. Дети учат стихи про осень. Выполняются различные задания по художественным текстам на заданную тему. Занятие 2. Краски осени Обсуждается вопрос о том, в какие краски раскрашивает осень всё вокруг. Акцент делается на листопаде. На экран проецируются тексты Н.Сладкова «Золотой дождь», М.Пришвина «Листопад», стихотворение Тютчева « Есть в осени первоначальной…». Дети анализируют , как поэты и писатели рассказывают об осени, какие средства художественной выразительности употребляют.. Дети готовят выразительное чтение стихов А.С. Пушкина об осени. Группа учащихся готовят сообщения о том, почему у Пушкина осень – любимое время года. Чтение стихов.: «Октябрь уж наступил…», «Унылая пора ! Очей очарованье!». Чтение и анализ стихотворения И.Бунина «Лес , точно терем расписной…» Задание -Какие художественные образы остаются у вас в памяти? Д/З Напишите миниатюру « Осенняя сказка глазами поэтов и писателей». Занятие 3. Что я увидел и услышал в осеннем парке или в лесу. На этом занятии дети делятся впечатлениями об увиденном и услышанном в осеннем лесу. - Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Делается вывод, что осень – это ПОРА УВЯДАНИЯ И ДИВНАЯ ПОРА. Задание 1. Записывают слова в два столбика
Заполнить таблицу примерами из художественных текстов. Обсуждаются приметы осени Ребята обсуждают и разбирают ,что такое примета. Находят приметы осени, сравнивают их с приметами других времён года. Обсуждают и народные приметы осени Задание 2.. Прочитайте приметы осени : Поздний л…стопа… – к суровой и пр…должит…льной …. С…нтябрьский гром – к тёплой …., а октябрьский …- к бесснежной з…ме. Спишите приметы, вставив пропущенные буквы. Дополните приметы Подходящими по смыслу словами. Ребята могут обсуждать «бабье лето» и первый снег как приметы осени Задание 3 Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Кто из нас не знает « бабьего лета» - обычно самой красивой поры первоосенья. По народному к…лендарю оно наступает четырнадцатого с…нт…бря ( или первого с…нт…бря по старому стилю) и длит…ся неделю.Чаще всего это яркие тёплые солнечные дни когда « в багрец и золото» од…вают…ся леса г…родские парки и скверы. Но бывает что заряд…т с августа дождь и м…р…сит сквозь туман всю осень. В эту пору так же,как и при жарком сухом лете,листья оп…дают почти не желтея и серые густые дни надолго овлад…вают природой… Но обязательно, хотя бы несколько дней в такое время выпадают солнечными. Давайте же ближе посмотрим на природу в эти дни. (По А.Костину) Д/З Допишите текст. Придумайте название. Занятие 4 Осенняя сказка Составляем план сочинения и обсуждаем вторую часть сочинения –мозаики Учащиеся обсуждают, что можно написать в каждой части, продумывают первую часть сочинения ( каждый свою , а затем собирают общее). На этом занятии ребята читают рассказы и стихотворения, в которых описаны приметы осени. Дети наблюдают и узнают , как описана осень в произведениях русских писателей и поэтов: С.Есенина , И А Бунина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и др. Пытаются написать своё стихотворение об осени Стихотворение ученицы 5 А класса: Осень ненароком наступила, Листья в танце все летят, И глядят застенчиво, уныло Три берёзы на усталый сад. В том саду деревья уж опали, Почернела матушка – земля,- Видно, долго земли пустовали- Серые засохшие поля. Предлагается несколько зарисовок: «В багрец и золото одетые леса»; « Приметы осени»; «В осеннем лесу»; «Осенняя сказка бабьего лета»; «Очей очарованье»; «Дни поздней осени»; Название зарисовки можно придумать самостоятельно Класс поделён на 5 групп (по 5-7 человек) . Когда зарисовки готовы, ребята пытаются объединить их в одно большое сочинение,на выбранную заранее тему Для этого они связывают по смыслу конец одной части и начало другой, используя средства цепной связи. Работа завершается подготовкой третьей, общей части сочинения . Закончив эту работу, дети готовят проект к защите : делают стенд, выполняют иллюстрации к своим сочинениям, фотографии . Учащиеся исправляют ошибки совместно с учителем. Занятия 5-6 Защита проектов ( возможен семейный праздник) Ожидаемые результаты и способы их оценки Защита детских проектов планируется провести публично в присутствии родителей, классного руководителя, библиотекаря, учителя изо, учащихся из других классов. Все работы оценивает жюри , Члены жюри указывают на самые удачные моменты работ. После защиты все проекты помещаются на стенд , создаётся портфолио учащихся класса. За сочинения ставятся оценки в журнал. Традиционно после защиты проектов проводится « круглый стол» ,с участием детей и учителя –предметника. На «круглом столе» учащиеся проанализируют свою работу, обсудят проблемы, с которыми столкнулись при выполнении проектов, зададут волнующие вопросы друг другу, учителю. Преподаватель предлагает ученикам самостоятельно оценить свои результаты деятельности. В конце мероприятия – чаепитие с дарами осени. Алгоритм самооценки Вопросы, на которые отвечают учащиеся ( можно в письменном виде) 1-й шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдены пути решения. 3- й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой ( какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)? Кому необходимо сказать « Спасибо»? 5-й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данной работы ? 6-й шаг. Каков был уровень задачи – задания ( необходимый, программный или максимальный уровень)? 7- шаг. Определи уровень успешности, на котором решил задачу. 8-й шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить. Самоанализ проектной деятельности Работа над проектом осуществлялась следующим образом. На подготовительном этапе обсуждали с детьми важность и значимость проекта. Знакомились с особенностями проектного подхода и помогала детям определить цели, задачи и содержание проекта., его замысел. На этом же этапе формируются команды, определяются возможности его членов, составляется план работы и распределяются ответственные за её осуществление, уточняются сроки выполнения конкретных заданий и подбираются необходимые материалы В течение работы над проектом учащиеся учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя, составлять план решения проблемы (выполнения проекта) совместно с учителем. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочную и художественную литературу, компьютер,интернет и т.д.). Когда каждая команда выполнила свою часть общего замысла, начинается совместная работа над проектом: выслушиваются и обсуждаются все работы, выбирается наиболее оригинальная идея и условия её реализации. Это наиболее интересный этап работы, позволяющий учителю увидеть возможности и особенности каждого ребёнка, сплотить класс. В диалоге с учителем совершенствуются критерии оценки и умение пользоваться ими при самооценки. В ходе представления проекта учатся давать оценку его результатам. Такая специально организованная, целенаправленная и творческая деятельность детей позволяет создать в классе неповторимую атмосферу сотрудничества, взаимопомощи и доброжелательности. Такая работа ненавязчивая, творческая, содержит в себе огромные возможности для самореализации всех её участников. |
Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе В планировании уроков русского языка в 7 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как имя существительное,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Городской конкурс разработок уроков на тему: «Словари на уроках русского языка» проводится с 19 по 28 ноября 2013 года в рамках ежегодного... | ||
Конспект урока. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Встает заря... Тема и номер урока в теме – (39) А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Встает заря во мгле холодной …» | Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи | ||
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского... | Словарная работа на уроках русского языка Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по... | ||
А. С. Пушкин "Уж небо осень дышало " Учебно тематический план изучени курса «Экономическая и социальная география мира» в 11 классе | Урок русского языка в 6 классе на тему: «учимся употреблять прилагательные в речи» Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи | ||
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе Исходя из этого, при планировании уроков русского языка параллельно решались обе задачи, ибо, согласно данным психологической науки,... | Тематическое планирование уроков русского языка во 2-м классе Тематическое планирование уроков русского языка во 2-м классе (135 часов – 4 часа в неделю) | ||
Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к егэ. Одним из направлений... | Тематическое планирование уроков русского языка в 2-м классе Опасные места в словах русского языка. Обобщение по разделу Проверочное списывание | ||
На уроках русского языка и литературы Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы | Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам... Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за... Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | А. С. Пушкин "Уж небо осенью дышало ", Г. Скребицкий "Осень" Открытый... Дети читают эпиграф на доске (слова М. М. Пришвина): "Мы любим и бережем нашу Родину, научимся же беречь нашу родную природу" |