Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов может быть проведен как в 9-ом, так и в 11-ом классе в рамках курса отечественной истории XX века, а также в рамках спецкурса «Большой террор». Цель урока





Скачать 290.36 Kb.
НазваниеМетодическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов может быть проведен как в 9-ом, так и в 11-ом классе в рамках курса отечественной истории XX века, а также в рамках спецкурса «Большой террор». Цель урока
страница1/3
Дата публикации16.09.2014
Размер290.36 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
  1   2   3
Показательные политические процессы 1930-х гг.1
Методическое пояснение:

Урок с использованием мультимедийных материалов может быть проведен как в 9-ом, так и в 11-ом классе в рамках курса отечественной истории XX века, а также в рамках спецкурса «Большой террор».
Цель урока:

 дать учащимся представление о Всесоюзных открытых политических судебных процессах 1930-х гг.

Задачи урока:

 Углубление знаний учащихся о внутрипартийной борьбе в период Большого террора.

 Развитие у учащихся умений анализировать источники.

 Развитие у учащихся умений работать в группах, дискутировать, аргументировать свою точку зрения.
Время: 40 мин.
Предварительная подготовка:

Учитель готовит раздаточный материал (см. приложения), проверяет работоспособность мультимедийного оборудования.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.

Сегодня нам трудно себе даже представить жизнь на фоне лживых судебных процессов и массовых ночных арестов, доносительства и круговой поруки невиданных размеров, хотя 70 лет не такой уж большой срок в масштабах национальной истории. Фраза «политические процессы» ассоциируется у большинства с трагическими событиями в нашей стране середины — конца 1930-х годов. Но прежде чем, мы приступим к изучению трех наиболее показательных открытых судебных процессов 1936-38 гг., предлагаю вспомнить два наиболее громких дела конца 1920-х годов.

«Шахтинское дело» 1928 г. – первый судебный процесс, которым руководил будущий генпрокурор А. Я. Вышинский. На процессе многочисленные случаи бесхозяйственности и управленческих ошибок были возведены в ранг тщательно спланированных преступлений. Здесь впервые понятие «вредительство» получило юридическое применение. Формальности судопроизводства еще соблюдаются, но предопределённость вины уже очевидна. Вчитайтесь: «Тов. Крыленко… высказывается против вызова в качестве свидетелей начальника Главгортопа т. Чубарова, тов. Свердлова (НТУ ВСНХ), Губкина и других, о чём ходатайствовал защитник обвиняемого Рабиновича тов. Оцеп. Государственный обвинитель указывает, что все эти свидетели ничего не могут знать о вредительской деятельности Рабиновича, иначе они должны были бы принять меры к пресечению этой деятельности. Показания этих свидетелей, таким образом, сведутся к общей характеристике обвиняемого, но характеристика не может служить аргументом достаточно веским в сопоставлении с теми конкретными фактами, какие имеются в обвинительном заключении» («Правда», от 19 мая 1928 г.). Пятеро из пятидесяти трех подсудимых, инженеров и техников из шахтёрского города Шахты на юге России, были приговорены к расстрелу.

Подсудимыми на процессе Промпартии стали восемь крупных учёных-профессоров, специалистов в области народно-хозяйственного планирования и организации производства во главе с директором Теплотехнического института Леонидом Рамзиным. На его признательных показаниях было построено все обвинение. Суть обвинения — создание нелегального антисоветского Союза инженерных организаций (Промышленной партии), который координировал вредительство теперь уже в масштабах всей страны. Впервые в истории подобных процессов было выдвинуто также обвинение в попытке вооружённого свержения советской власти. Центр руководства партии якобы находился в Париже. Процесс Промпартии стал первым, когда все подсудимые признались по всем пунктам обвинения, вплоть до связи с французским премьером Пуанкаре. Глава французского правительства был вынужден выступить со специальным опровержением, но оно было подано на процессе, как ещё одно доказательство вины подсудимых. Пятерых обвиняемых приговорили к расстрелу, остальных — к длительным срокам лишения свободы. Смертный приговор впоследствии заменён на длительные сроки тюремного заключения.
2. Прежде чем переходить к освещению показательных процессов 1936-1938 гг., учитель предлагает учащимся проследить изменения, внесенные в судебную систему СССР в связи с принятием новой конституции в 1936 г. Учащимся раздают выдержки из Конституций СССР 1924 и 1936 гг. (приложение 1).

Учащиеся, как правило, указывают на то, что с принятием конституции 1936 г. судебная система СССР претерпевает значительные изменения:

  • в соответствии с Конституцией правосудие в СССР осуществляли: Верховный Суд СССР, Верховные суды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик и автономных областей, окружные суды, народные суды, а также специальные суды СССР, создаваемые по постановлению Верховного Совета СССР;

  • в Конституции были закреплены важные принципы: независимость судей и подчинение их только закону, рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев, специально предусмотренных законом), открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрены исключения), обеспечение права обвиняемому на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владевших этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке. Высший надзор за исполнением законов наркоматами и учреждениями, должностными лицами и гражданами Конституция возлагала на Прокуратуру. Органы прокуратуры были независимы от любых местных органов и подчинялись только Прокурору СССР.

Далее учитель обращает внимание учащихся на то, что положения главы IX Конституции 1936 г. оказались лишь ширмой, за которой начинались беззакония и произвол тридцатых годов, массовые репрессии в отношении ни в чем неповинных людей, которые объявлялись «врагами народа» и уничтожались. «Теоретическое обоснование» этой кровавой политике еще в конце 20-х гг. дал Сталин, который утверждал, что по мере успехов социализма в стране классовая борьба будет обостряться. В 1937-м это интерпретировалось как усиление деятельности вредительских, террористическо-диверсионных и других антисоветских организаций.

В подтверждение своих слов учитель рассказывает о том, что еще до принятия новой конституции были предприняты законодательные меры по созданию условий для быстрой и жестокой расправы с жертвами ложных обвинений, упразднению элементарных процессуальных гарантий личности:

  • Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1934 г. учреждено Особое совещание при Наркоме внутренних дел СССР. Этот орган получил право применять уголовную репрессию без суда «к лицам, признаваемым общественно-опасными». Возглавлял Особое совещание Нарком. В него входили заместители Наркома, уполномоченный НКВД по РСФСР, начальник Главного управления милиции, нарком внутренних дел союзной республики, на территории которой возникло дело, Прокурор СССР или его заместитель.

  • Постановлением ЦИК Союза ССР от 1 декабря 1934 г. был установлен чрезвычайный порядок расследования и рассмотрения дел о террористических организациях и террористических актах против работников Советской власти. Закон был принят с молниеносной быстротой в связи с убийством Кирова. Следствие должно было производиться в срок не более десяти дней, обвинительное заключение обвиняемому вручалось за одни сутки до рассмотрения дела в суде (а не за трое суток), дело слушалось без участия защитника и прокурора, кассационное обжалование приговора не допускалось, подача ходатайства о помиловании не допускалась, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно после его вынесения.

Уже после принятия сталинской конституции постановлением ЦИК Союза ССР от 14 сентября 1937 г. был установлен особый порядок производства по делам о контрреволюционном вредительстве и диверсиях. Этот закон состоял в ограничении процессуальных гарантий, что позволяло расстреливать обвиняемых в вымышленных преступлениях немедленно после отклонения ходатайства о помиловании.

С принятием чрезвычайных законов начался разгул репрессий, истребление выдающихся представителей культуры, военачальников, сотен тысяч рабочих и крестьян. Были проведены судебные процессы над мнимыми врагами народа, которые должны были способствовать созданию соответствующего общественного мнения, разоблачению шпионов и вредителей. По ряду громких дел государственным обвинителем выступал прокурор СССР Вышинский, который учил прокуроров тому, что бывают в жизни общества периоды, когда законы оказываются устаревшими и их надо отложить в сторону. Вышинский использовал судебную трибуну для организации расправы над выдающимися людьми, в том числе и с теми юристами, которые не соглашались с его теоретическими изысканиями. Инакомыслящих он обвинял в извращении ортодоксального учения и во вредительстве.
3. На следующем этапе урока учитель предлагает учащимся разделиться на три группы и рассмотреть дела так называемых открытых показательных процессов, сфабрикованных в 1936-1938 гг. над лидерами партийной оппозиции. В августе 1936 г. слушалось дело «троцкистско-зиновьевского объединенного центра». Все представшие перед судом 16 человек были приговорены к расстрелу. В январе 1937 г. состоялся процесс над Ю.Л.Пятаковым, К.Б.Радеком, Г.Я.Сокольниковым, Л.П.Серебряковым, Н.И.Мураловым и другими («параллельный антисоветский троцкистский центр»). На судебном заседании 2-13 марта 1938 г. слушалось дело «антисоветского правотроцкистского блока» (21 человек). Его руководителями были признаны Н.И.Бухарин, А.И.Рыков и М.П.Томский — старейшие члены большевистской партии, соратники В.И.Ленина. Блок, как говорилось в приговоре, «объединял подпольные антисоветские группы... стремившиеся к свержению существующего строя». Как установила комиссия Политбюро ЦК КПСС, созданная 28 сентября 1987 г., все эти и другие крупные процессы — результат произвола и вопиющего нарушения законности, когда следственные материалы грубо фальсифицировались. Ни «блоков», «ни центров» в действительности не существовало, они были изобретены в недрах НКВД-МГБ-МВД по указанию Сталина и его ближайшего окружения (приложение 2). После того, как ребята рассмотрят дела, учитель предлагает всему классу кратко ознакомиться с тезисами всех трех дел при помощи мультимедийной презентации.

Для всех групп ставится проблемный вопрос: «С какой целью были организованы рассматриваемые показательные процессы?». Следует обратить внимание учащихся на то, что все три показательных процесса сыграли пропагандистскую роль: таким способом репродуцировался образ врага, созданный еще в 1920-х гг. (опальную партийную элиту подозревали в связях с национал-социалистской Германией, которая с помощью подобной агентуры стремилась, якобы, подрывать основы советской политической или экономической системы). Но в первую очередь, целью этих процессов было создание глубокого чувства угрозы и неуверенности, с которыми должна была контрастировать солидность органов безопасности и политика Сталина. Таким образом, страх стал дополнительной эмоцией, с помощью которой народ должен был стать еще более управляемым и полностью оказаться под контролем партии.

Если позволяет время, можно предложить учащимся ознакомиться с материалами газетных публикаций о реакции советского народа и зарубежной прессы о показательных процессах (приложение 3).
4. Подводя итоги
В качестве домашнего задания учитель предлагает учащимся самостоятельно найти информацию о других громких судебных процессах в 1936-1938 гг.

Приложение 1
ОСНОВНОЙ ЗАКОН (КОНСТИТУЦИЯ) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

31 декабря 1924 г. (извлечения)
Глава седьмая. О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик
43. В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик учреждается Верховный Суд, к компетенции которого относятся: 

а) дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
б) рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;

в) дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;

г) разрешение судебных споров между союзными республиками;

д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

44. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик действует в составе:
а) пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик;

б) гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик;
в) военной и военно-транспортной коллегий.

45. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик в составе его пленарного заседания образуется из 11-ти членов, в том числе председателя и его заместителя, 4-х председателей пленарных заседаний верховных судов союзных республик и одного представителя Объединенного Государственного Политического Управления Союза Советских Социалистических Республик, причем председатель и его заместитель и остальные пять членов назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. 

46. Прокурор Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик и его заместитель назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. На обязанности прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик лежит дача заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик, поддержание обвинения в заседании его и, в случае несогласия с решениями пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик, опротестование их в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

47. Право направления указанных в ст. 43 вопросов на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик может иметь место исключительно по инициативе Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, его Президиума, прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик, прокуроров союзных республик и Объединенного Государственного Политического Управления Союза Советских Социалистических Республик. 

48. Пленарные заседания Верховного Суда Союза образуют специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения:

а) уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик, и

б) дел персональной подсудности членов Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик. Принятие Верховным Судом Союза Советских Социалистических Республик к своему производству этих дел может иметь место исключительно по особым на каждый раз постановлениям Центрального Исполнительного Комитета Союза или его Президиума.

КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

5 декабря 1936 г. (извлечения)
Глава IX. СУД И ПРОКУРАТУРА
Статья 102. Правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. 

Статья 103. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом. 

Статья 104. Верховный Суд СССР является высшим судебным органом. На Верховный Суд СССР возлагается надзор за судебной деятельностью судебных органов СССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных законом.

Статья 105. Верховный Суд СССР избирается Верховным Советом СССР сроком на пять лет. В состав Верховного Суда СССР входят председатели Верховных Судов союзных республик по должности.

Статья 106. Верховные суды союзных республик избираются Верховными Советами союзных республик сроком на пять лет.

Статья 107. Верховные суды автономных республик избираются Верховными Советами автономных республик сроком на пять лет. 

Статья 108. Краевые и областные суды, суды автономных областей, окружные суды избираются краевыми, областными или окружными Советами депутатов трудящихся или Советами депутатов трудящихся автономных областей сроком на пять лет. 

Статья 109. Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, военнослужащих — по воинским частям сроком на два года. 

Статья 110. Судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке.

Статья 111. Разбирательство дел во всех судах СССР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту. 

Статья 112. Судьи независимы и подчиняются только закону. 

Статья 113. Высший надзор за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагается на Генерального Прокурора СССР. 

Статья 114. Генеральный Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР сроком на семь лет. 

Статья 115. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначаются Генеральным Прокурором СССР сроком на пять лет.

Статья 116. Окружные, районные и городские прокуроры назначаются прокурорами союзных республик с утверждения Генерального Прокурора СССР сроком на пять лет. 

Статья 117. Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному Прокурору СССР.

Приложение 2
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов может быть проведен как в 9-ом, так и в 11-ом классе в рамках курса отечественной истории XX века, а также в рамках спецкурса «Большой террор». Цель урока iconМетодическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов...
...
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов может быть проведен как в 9-ом, так и в 11-ом классе в рамках курса отечественной истории XX века, а также в рамках спецкурса «Большой террор». Цель урока iconМетодическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов...
Продемонстрировать учащимся особенности советской культуры поздней сталинской эпохи и времен Хрущева
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов может быть проведен как в 9-ом, так и в 11-ом классе в рамках курса отечественной истории XX века, а также в рамках спецкурса «Большой террор». Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мечание. Урок может быть проведен в 8 классе в рамках раздела «Зарубежная литература» (программа А. Г. Кутузова), в 9 классе в рамках...
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов может быть проведен как в 9-ом, так и в 11-ом классе в рамках курса отечественной истории XX века, а также в рамках спецкурса «Большой террор». Цель урока iconКонспект Урока истории в 11 классе, курс базовый. Урок разработан...
Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов может быть проведен как в 9-ом, так и в 11-ом классе в рамках курса отечественной истории XX века, а также в рамках спецкурса «Большой террор». Цель урока iconМетодические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного...
Нтичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации...
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов может быть проведен как в 9-ом, так и в 11-ом классе в рамках курса отечественной истории XX века, а также в рамках спецкурса «Большой террор». Цель урока icon«новое политическое мышление»: внешняя политика СССР в конце 1980-х годов
Мо данная тема в 9 классе изучается в рамках обобщенной характеристики внешнеполитического курса СССР в послевоенные годы, поэтому...
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов может быть проведен как в 9-ом, так и в 11-ом классе в рамках курса отечественной истории XX века, а также в рамках спецкурса «Большой террор». Цель урока iconУрок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов»
Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока...
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов может быть проведен как в 9-ом, так и в 11-ом классе в рамках курса отечественной истории XX века, а также в рамках спецкурса «Большой террор». Цель урока iconКонкурс 2010 Номинация: Урок с использованием икт
Урок с использованием икт проведён в 3 классе по умк «Начальная школа ХХI века» по учебнику Л. А. Ефросининой «Литературное чтение»....
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов может быть проведен как в 9-ом, так и в 11-ом классе в рамках курса отечественной истории XX века, а также в рамках спецкурса «Большой террор». Цель урока iconКонспект урока английского языка в 6 «А» классе
Урок- видео-проект дискуссии «Video-exchange project» по теме «Путешествия» может быть проведен в 10-11 классах
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов может быть проведен как в 9-ом, так и в 11-ом классе в рамках курса отечественной истории XX века, а также в рамках спецкурса «Большой террор». Цель урока iconЭкзамен по истории России XIX века в 8 классе Пояснительная записка
Экзамен по истории России XIX века проходит в рамках летней аттестации учащихся, завершающих обучение в 8 классе. Курс изучается...
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов может быть проведен как в 9-ом, так и в 11-ом классе в рамках курса отечественной истории XX века, а также в рамках спецкурса «Большой террор». Цель урока iconВ рамках III всероссийского фестиваля науки 21-24 мая 2013 года
Может быть использовано для обучения, как для девочек, так и для мальчиков, так как знания основ кулинарии, рационального питания,...
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов может быть проведен как в 9-ом, так и в 11-ом классе в рамках курса отечественной истории XX века, а также в рамках спецкурса «Большой террор». Цель урока iconКонспект открытого урока в 7-м классе по умк биболетовой М. З.«Enjoy English, 7 класс»
Урок- видео-проект дискуссии «Video-exchange project» по теме «Путешествия» может быть проведен в 10-11 классах
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов может быть проведен как в 9-ом, так и в 11-ом классе в рамках курса отечественной истории XX века, а также в рамках спецкурса «Большой террор». Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нтичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации...
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов может быть проведен как в 9-ом, так и в 11-ом классе в рамках курса отечественной истории XX века, а также в рамках спецкурса «Большой террор». Цель урока iconУрок математики в 1 классе
Данный урок проведён в 1 классе и записан как методическое пособие для студентов окпэиП
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов может быть проведен как в 9-ом, так и в 11-ом классе в рамках курса отечественной истории XX века, а также в рамках спецкурса «Большой террор». Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок «Я – ребенок, я – человек, я гражданин» 30. 10. 2009г в рамках итоговых мероприятий II окружного интернационального фестиваля...
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов может быть проведен как в 9-ом, так и в 11-ом классе в рамках курса отечественной истории XX века, а также в рамках спецкурса «Большой террор». Цель урока iconУрок проведен в рамках одного из четырех типов подходов организации...
Авторская идея в рамках практической части сетевого проекта «Современный урок: кейс – метод»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск