Табар-Черки 2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Основой данной рабочей программы для 8 класса является Программа по технологии основного общего образования.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа технологии для 8 класса составлена на основании следующих документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Закона РТ «Об образовании»
Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования ( Приказ МО РФ от 05. 03. 2004 года № 1089);
Приказа МО и Н РФ от 03.06.2011 г. №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», утвержденные приказом МО РФ от 09. 03. 2004 г. № 1312;
-Примерные программы основного общего образования по образовательной области «Технология. Обслуживающий труд». «Технический труд»,»Сельскохозяйственный труд»
Учебного плана МБОУ «Табар-Черкийская СОШ» Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2012-2013 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 26 августа, введенный в действие приказом №123 от 31 августа 2013 г.)
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 -2014 учебный год, с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
Специфика предмета.
Программа предполагает обучение в 8 классе в объеме 34 часов, из расчета 1 час в неделю.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение технологии в 8 классе отводится не менее 34 часов, из расчета 1 ч. в неделю в классе.
Примерная программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Основная цель обучения технологии в 8 классе – формирование знаний путем знакомство с технологиями обработки материалов, кулинарии , с технологиями преобразования материи, энергии, информации; развитие самостоятельности, творческих способностей, организации проектной деятельности; совершенствование практических умений и навыков самообслуживания и экономного ведения хозяйства; воспитание эстетического вкуса, нравственных качеств личности путем знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества и традициями русского народа; подготовка к осознанному выбору профессии.
Основные задачи обучения технологии в 8 классе:
научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания, умения, полученные на уроках;
воспитать трудолюбие, внимательность, чувство ответственности;
формировать эстетический вкус;
прививать уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры;
развивать логическое мышление и творческие способности.
Требования к уровню подготовки школьников.
В результате изучения раздела «Введения. Вводный урок» ученик должен:
знать/ понимать
правила внутреннего распорядка в кабинете технологии;
организацию труда и оборудование рабочего места;
общие сведения об санитарно-гигиенических требованиях;
рациональное размещение инструментов;
основные разделы программы обучения;
уметь:
экономно расходовать все виды ресурсов;
приводить примеры влияния технологии на общество и общества на технологию;
выявлять влияние технологии на природный мир;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора оптимальных технологий изготовления изделий и оказания услуг, удовлетворяющих потребности человека на основе рационально использования всех видов ресурсов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для обработки почвы и уход за растениями; расчет необходимого количества семян и доза удобрений с помощью учебной и справочной литературы; выбора средств малотоксичных защиты от вредителей и болезней.
В результате изучения раздела «Кулинария» ученик должен:
знать/ понимать
понятие о процессе пищеварения;
общие сведения о питательных веществах и витаминах;
санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов;
виды оборудования современной кухни;
виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющих на здоровье человека;
технологию приготовления бутербродов, горячих напитков, блюд из яиц, блюд из свежих овощей;
правила сервировки стола к завтраку;
правила поведения за столом;
уметь
приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены;
соблюдать правила безопасной работы;
выбирать пищевые продукты для удовлетворение потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;
определять доброкачественность пищевых продуктов по внешнем признакам;
выполнять эскизы художественного оформления блюд;
составлять меню завтрака;
выполнять первичную обработку пищевых продуктов;
готовить бутерброды, горячие напитки, блюда из яиц, блюда из свежих овощей, соблюдать требования приготовления блюд;
соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты;
оказывать первую помощь при отравлениях и ожогах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления и повышения качества, сокращение времени и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирование и заготовка пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдать правила этикета за столом; приготовление блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировка стола и оформления приготовленных блюд.
Достижение этих целей и решение задач осуществляется при выполнении проектов.
В результате изучения раздела «Технология ведения дома» ученик должен:
знать/ понимать
краткие сведения из истории архитектуры и интерьера;
рациональное размещение оборудования кухни ухода за ним;
влияние электрических приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.
формирование дохода и расхода семьи
уметь
выполнять эскизы интерьера кухни;
выполнять эскизы прихваток, полотенец и др.;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.
В результате изучения раздела «Создание изделий текстильных и поделочных материалов» ученик должен:
знать/понимать
классификацию текстильных волокон;
виды швейных машин и их технические характеристики;
технологию выполнения ручных и машинных швов;
назначение различных швейных изделий;
основные стили в одежде и современные направления моды;
традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества;
технологию влажно-тепловой обработки;
правила безопасной работы;
санитарно-гигиенические требования;
техника узелкового батика.
уметь
определять нить основы и утка, лицевую и изнаночную сторону ткани, направления долевой нити в ткани;
подготавливать швейную машину к работе;
организовывать рабочее место;
выполнять ручные стежки и машинные швы;
выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;
снимать мерки с фигуры человека;
проводить влажно-тепловую обработку;
строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий;
выбирать модель с учетом особенностей фигуры;
выполнять эскизы композиции вышивки;
выполнять простейшие вышивальные швы;
выполнять не менее трех видов рукоделия поделочными материалами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для изготовления изделий из поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий полуфабрикатов; выполнения различных видов xyдoжественного оформления изделий.
В результате изучения раздела «Творческие проектные работы» ученик должен:
знать/понимать
что такое учебный проект; основные компоненты проекта;
с чего начинается технологический проект;
уметь
определять потребности людей и общества;
проводить опрос (интервью) для определения потребностей; осуществлять дизайн-анализ изделий;
обосновывать выбор изделия проекта;
формировать задачу проекта; разрабатывать перечень критериев для выбранного изделия; представлять результаты проектной деятельности;
проводить самооценку результатов планирования и выполнения проекта, оценивать качество изделия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для анализа потребностей и выполнения возможностей их удовлетворений с учетом существующих ресурсов; изготовление изделий, соответствующих определенным потребностям; планирования и организации преобразовательной деятельности; поиск необходимой информации
В результате изучения раздела «Сельскохозяйственный труд» ученик должен:
Знать/понимать:
-Краткую историю плодоводства. Классификация.
-Сорта. Особенности выращивания плодово – ягодных культур
Уметь:
-Защищать плодово – ягодных культур от болезней и вредителей.
- вести осенние и весенние работы в саду
Пояснение:: в с вязи с тем, что в 9 -ом классе отсутствует уроки технологии, за счёт резервного времени включены темы по черчению, количество- 1 час. «Черчение и графика» Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека.
Материально-техническое и информационное обеспечение
Мастерская по обработке ткани
Учебно-методическая литература по технологии (учебники, тетради, дидактические материалы, справочная литература).
Технические средства обучения (телевизор).
Экранно-звуковые средства (видеофильмы, компакт-диски)
Печатные пособия (таблицы, раздаточные пособия, альбомы).
Коллекции (натуральных волокон, искусственных волокон, тканей).
Оборудование и приспособления (машины швейные, оверлок, утюг, доска гладильная, ножницы, манекен, лента сантиметровая, линейки, резец портновский, иглы швейные, иглы машинные, наперстки, угольники и тд.).
Интерактивные средства обучения (учебные электронные мультимедиоиздания на компакт-дисках).
Образовательные ресурсы сети Интернет
Требования к уровню подготовки учащихся при окончании 8 класса
Учащиеся должны знать:
Основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
Учащиеся должны уметь:
Рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Примерное деление часов:
Разделы и темы
|
|
| класс
| 8
| КУЛИНАРИЯ
| 3
| СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
| 7
| Рукоделие. Художественные ремесла
| 4
| Элементы материаловедения
| 2
| Элементы машиноведения
| 1
| ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА
| 8
| Ремонт помещений
| 2
| Санитарно-технические работы
| 2
| Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.
| 2
| ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
| 2
| Сельскохозяйственный труд
| 8
| ЧЕРЧЕНИЕ И ГРАФИКА
| 1
|
|
| СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
| 3
| Сферы производства и разделение труда
| 2
| Пути получения профессионального образования.
| 1
| ТВОРЧЕСКИЕ, ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ
| 4
|
|
Итого:
|
34
|
Литература
Примерная программа основного общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru/
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2005
Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М.: Вентана-Граф, 2009.
Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. /Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2006.
Календарно-тематическое планирование 8-й класс.
Дата
| №
п/п
| Наименование раздела
Тема урока
| Кол- во час
| Тип урока
| Элементы содержания
| Домашняя работа
| Планируемый результат
| Вид контроля
| П Ф
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 5/7
Сен.
| 1
| Вводный инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в кабинете «Технологии», санитарно-гигиеническим требованиям.
| 1
| Вводный.
Урок изучения нового материала.
|
Правила поведения в кабинете «Технология» и внутренний распорядок; программа и задачи курса «Технология» в 8 классе;
правила ТБ и санитарно-гигиенические требования.
| Повторить пройденный материал
| Знать:
- правила поведения в кабинете «Технология» и внутренний распорядок;
- правила ТБ и санитарно-гигиенические требования.
|
| 12/14
| 2
| Инструктаж по правилам техники безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем.
| 1
| Урок комбинированный.
| Инструктаж по правилам техники безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем.
| Повторение правил ТБ, виды инвентаря и его применение
| Знать:
- правила безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем.
Уметь:
- использовать различный инвентарь при работе на участке.
| Практическая работа.
| 20/21
| 3
| Краткая история плодоводства. Классификация.
| 1
| Урок комбинированный.
| История плодоводства. Классификация плодово – ягодных культур.
| Повторить историю плодоводства
| Знать: как правильно и рационально использовать средства на питание, способы сбережения. Уметь: планировать и рационально вести домашнее хозяйство.
| Практическая работа.
| 27/28
| 4
| Сорта. Особенности выращивания плодово – ягодных культур
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Особенности выращивания плодово – ягодных культур.
| конспект
| Знать:
- особенности выращивания плодово – ягодных культур.
Уметь:
- рассказать об условиях выращивания .
| Фронтальная беседа.
| 2/5
Окт.
| 5
| Защита плодово – ягодных культур от болезней и вредителей. Осенние работы в саду.
| 1
|
| Болезни плодово – ягодных культур. Вредители.
| Составление таблицы «Способы защиты растений от вредителей и болезней»
| Знать:
- о болезнях и вредителях плодово – ягодных культур.
Уметь:
- провести осенние работы в саду, защитить растения.
|
| 11/12
19/19
| 6-7
| Санитарно- технические работы.
| 2
| Урок изучения нового материала.
| Ознакомление с профессиями в области труда, связанного с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ.
| повторить пройденный материал
| Знать: систему канализации, её работу, неисправности, способы устранения. Уметь: подбирать по каталогам оборудование для ванной .
| Фронтальная беседа.
| 26/26
| 8
| Электротехнические работы.
Электромонтажные работы.
| 2
1
| Урок комбинированный.
| Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения эл.работ применение индивидуальных средств защиты. Соблюдение БТ при работе. Виды источников и потребителей эл.энергии. Применение условных графических обозначений.
| Правила оказания первой помощи при поражении эл.током.
| Знать: организацию рабочего места, использование инструментов для работ.
Уметь: оказать первую помощь при поражении эл.током.
| Практическая работа.
| 31/2 нояб.
| 9
| Электроосветительные и электронагревательные приборы. Электроприводы.
| 1
| Урок комбинированный.
| Сборка моделей эл.приборов, подключение к источнику тока. Подключение типовых аппаратов защиты эл.цепей и бытовых потребителей эл. энергии. принципы работы. Подбор бытовых приборов по их мощности. Определение расхода и стоимости потребляемой энергии.
Пути экономии электрической энергии. Лампы накаливания.
| Подобрать бытовые приборы по мощности и рабочему напряжению.
| Знать: разновидности ламп их достоинства и недостатки.
Уметь: подбирать бытовые приборы по мощности и рабочему напряжению.
| Практическая работа.
| 16/16
| 10
| Рукоделие. Художественные ремесла.
Художественная роспись ткани.
| 4
1
| Урок комбинированный.
| Виды росписи по ткани, материалы и красители.
| Выполнить эскиз рисунка.
| Знать: история ремесла;
инструменты и приспособления материал, приёмы.
Уметь: работать в технике батик.
| Практическая работа.
| 22/23
| 11
| Батик.
| 1
| Урок комбинированный.
| Технология крашения. Создание эскиза. Изготовление изделия.
| Подобрать красители, инструменты.
| Знать: приёмы выполнения.
Уметь: работать в технике батик.
| Практическая работа.
| 29\30
| 12
| Узелковый батик
| 1
| Урок комбинированный.
| Техника узелкового батика.
Узоры.
| Выполнить эскиз рисунка.
| Знать: приёмы техники, этапы изготовления шарфа (платка).
Уметь: создать эскиз, подготовить ткань, изготовление изделия.
| Практическая работа.
| 6/7 дек.
| 13
| Технология изготовления изделия из текстильных и поделочных материалов.
Рукоделие. Художественные ремесла.Макраме
| 1
| Урок комбинированный.
| Краткие сведения из истории макраме;
знакомство с возможностями данной техники, ассортиментом изделий и их применением;
материалы, используемые для плетения макраме (пеньковая веревка, шелковый, льняной или синтетический шнур, шпагат, сутаж, металлические нити, кода и т.д.);
приспособления для плетения (полумягкая подушка,, булавки с головками, ножницы и т.д.);
правила расчета количества материалов, необходимых для изготовления изделий;
конструктивные детали, позволяющие сохранять форму плетеного полотна в изделиях;
| Подбор изделия для изготовления и материалов к нему, расчет их количества
| Знать: историю макраме, материалы для плетения макраме, основные узлы для плетения изделия.
Уметь: рассчитывать количество материала для изготовления изделия.
Пользоваться спицами
.
| Практическая работа.
| 13/14
20/21
| 14-15
| Элементы материаловедения
Рациональный раскрой изделия.
| 2
| Урок комбинированный.
| Изменение формы выкроек с учетом индивидуальных особенностей фигуры. Подготовка текстильных материалов к раскрою. Рациональный раскрой.
| Раскрой изделия.
| Знать: способы изменения формы выкройки, последовательность раскроя, ПБТ.
Уметь: рационально раскраивать изделие.
| Практическая работа.
| 11/11
янв
| 16
| Конструирование и моделирование швейных изделий | 1
| Урок комбинированный.
| Проверка кроя,
Перенос меловых линий, контрольных точек;
подготовка деталей кроя к первой примерке
| Сметывание деталей кроя.
| Знать: последовательность соединения деталей кроя. ПБТ.
Уметь: сметывать детали кроя.
| Практическая работа.
| 17/18
24/25
1/1
Февр.
8
| 17-20
| Проектные работы
| 4
| Урок комбинированный.
| Этапы проектов, последовательность
| Примерные темы проектов.
«Картина в технике батик»,
«Панно в технике макраме»,
«Вышивка крестом»
« Вязаная кофта» и др. по выбору учащихся.
| Уметь: Защитить проект
| Практическая работа.
| 15
| 21
| Сферы производства и разделение труда
| 1
| Урок комбинированный.
| Основные понятия
| Реферат «Моя будущая профессия»
| .
Уметь: Работать самостоятельно, опираясь на приобретенные знания.
| Практическая работа.
| 22
1 март
| 22-23
| Пути получения профессионального образования
| 2
| Урок комбинированный.
| Подбор материала по интернету
| Найти дополнительный материал по рейтингу ВУЗов
| Уметь: отличать виды образования
| Практическая работа.
| 15
| 24
| Черчение и графика
Геометрические построения
| 1
| Комбинированный
| Основные понятия про черчение
| Построение чертежа на свободную тему
| Знать: виды чертежей
Уметь: построить чертёж
| Практическая работа.
| 22
| 25
| Классификация и приготовление блюд из мяса. Национальные блюда из мяса.
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Значение мяса в питании человека. Способы определения свежести мяса
| Конспект.
| Знать:
- значение мяса в питании человека;
- технологию приготовления.
Уметь:
- приготовить блюдо из мяса, эстетично оформить его.
| тест
| 5 апр.
12
| 26-27
| Приспособления и технология приготовления блюд из мяса. Оформление готовых блюд.
| 2
| Урок изучения нового материала.
| Виды и способы приготовления различных блюд из мяса.
| Приготовление котлет, тефтелей из мяса.
| Знать:
- виды и способы приготовления.
Уметь:
- приготовить котлеты, тефтели.
|
| 19
| 28
| Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.
| 1
| Урок -практикум
| Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные потребности членов семьи. Потребительская корзина одного человека семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи. Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита.
| Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи
| Знать:
- минимальные потребности каждого члена семьи;
- правила поведения при совершении покупки;
- права потребителя.
Уметь:
-сформировать потребительскую корзину на одного члена семьи;
- рационально спланировать бюджет семьи на основе потребностей.
| тест
| 26
| 29
30-31
32-34
| Подбор бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учётом уровня доходов её членов.
Виды ремонтно- отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно- отделочных работ в жилых помещениях.
Способы размещения декоративных растений. Профессии, связанные с выполнением ремонтно- отделочных и строительных работ.
Весенние работы в саду.
| 1
2
3
| Комбинированный
Комбинированный
| Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учётом уровня доходов её членов и региональных рыночных цен. Правила безопасности пользования бытовой техникой.
Виды ремонтно- отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно- отделочных работ в жилых помещениях. Инструменты и приспособления малярных работ. Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.
Уборка сада. Обрезка, подкормка плодово – ягодных культур .
| Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи
Подбор и составление перечня инструментов. Выбор краски по каталогам.
Составление плана весенних работ.
| Знать:
- потребительскую корзину членов семьи;
- правила поведения при совершении покупки бытовой техники;
- права потребителя;
- правила безопасности пользования бытовой техникой.
Уметь:
- рационально спланировать бюджет семьи ,потребностей
Знать:
- виды ремонтно - отделочных работ;
- классификацию красок, приемы колеровки правила окрашивания, расчет необходимого количества.
Уметь:
- смешать краску заданного цвета.
- рассчитать необходимое количество.
Знать:
- Правила и последовательность приемов весенних работ в саду, сельскохозяйственным инвентарем.
|
тест
Практическая работа.
| |