Скачать 226.58 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой к учебнику А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник; Положения о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) учителя Гуманитарного лицея г. Томска. В соответствии с учебным планом МАОУ Гуманитарный лицей на изучение биологии в 9 классе отводится 32 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение одного полугодия. Вклад учебного предмета в общее образование Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей Особенности и новизна Рабочей программы по курсу биология в 9 классе. В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования содержание программы направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных результатов и предметных результатов по биологии, соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; системно-деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование универсальных учебных действий; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Содержание программы способствуют формированию целостного научного мировоззрения. Достигается это благодаря тому, что курс биологии в полной мере отвечает критериям научности и системности, насыщен межпредметными связями, показывающими общность естественных наук и единство естественнонаучной картины мира. Цель курса: формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах; Задачи: - овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; - воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе. Приоритетные формы и методы работы с учащимися, виды и формы контроля Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, дискуссии, дебаты, тренинги, экскурсии В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль. Формы контроля: контрольная работа, устный и письменный опрос, самостоятельная и проверочная работы, тестирование, диктант, письменные домашние задания, контроль с использованием ИКТ, анализ творческих, исследовательских работ. Сроки реализации рабочей программы. Программа реализуется в период с 01.09.2014г. по 27.12. 2014г. в соответствии с Учебным планом лицея на 2014-2015 учебный год и графиком прохождения учебного материала. Программа 9 класса рассчитана на 32 часов, 16 учебных недели, по 2 часа в неделю. Структура рабочей программы. Программа по биологии для 9 класса состоит из титульного листа, пояснительной записки, содержания учебного курса, тематического планирования, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Формирование универсальных учебных действий. Коммуникативные. Формируются, главным образом, за счет организации групповой работы, учебного сотрудничества непосредственно в учебном процессе(умении организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками); Регулятивные. Формируются через различные умения: умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Познавательные. Складываются через формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях; овладение понятийным аппаратом биологии; формирование основ экологической грамотности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. Личностные. Формируются через воспитание ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию; основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; Метапредметные и предметные УУД освоения курса биологии 9 класса Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: - определять понятия, формируемые в процессе изучения темы; - классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации; - самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования; - при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; - применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций; - демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни. - уметь работать с разными источниками биологической ин формации: Предметные результаты обучения 1. Сформированность первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости. 2. Владение понятийным аппаратом биологии; 3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения не сложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека; 4. Сформированность основ экологической грамотности: 5. Способность оценивать по следствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; 6. Осознанность в необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных; 7. Владение методами биологических наук; 8. Сформированность представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, за щи ты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; Содержание учебного материала Введение (1 часа) Биология как наука и методы её исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Раздел 1. Уровни организации живой природы (25час) Тема 1.1. Молекулярный уровень (7 часов) Молекулярный уровень. Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы. Контрольная работа №1 Тема 1.2. Клеточный уровень (10 часов) Клеточный уровень. Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Тема 1.3. Организменный уровень (4 часов) Организменный уровень. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных. Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень. Экосистемный уровень (2 часа) Популяционно-видовой уровень. Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы. Экосистемный уровень. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия. Тема 1.5. Биосферный уровень (2 часов) Биосферный уровень. Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Лабораторные и практические работы Изучение клеток растений и животных Изучение клеток прокариот Решение генетических задач Выявление изменчивости организма Сортавление схем передачи веществ и энергии Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной среде Раздел 2. Эволюция (3часов) Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция. Раздел 3. Возникновение и развитие жизни (3часов) Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Тематическое планирование
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию 9 класс»: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2006. В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М, Дрофа, 2005 Сборник нормативных документов. Биология /Составитель Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М. Дрофа, 20056. А.С.Батуев, М.А.Гуленкова, А.Г Еленевский. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы – М. Дрофа, 2004. И.В.Болгова Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы – М. «Оникс 21 век» «Мир образования», 2005. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко Биология в таблицах 6 – 11 классы. Справочное пособие, М:Дрофа, 2002. Г.И.Лернер Общая биология. Поурочные тесты и задания. М: «Аквариум», 1998. А.В.Пименов, И.Н.Пименова. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М:»Издательство НЦ ЗНАС», 2004. Л.В.Реброва, Е.В.Прохорова. Активные формы и методы обучения биологии. М: Просвещение, 1997 В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»:Рабочая тетрадь к учебнику… MULTIMEDIA - Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004 |
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного... В. В. Пасечника, В. В. Латющина, В. М пакуловой//Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М::... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. Б.... | ||
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального... Программа разработана в соответствии с Примерной программой основного (общего) образования на основе авторской программы по биологии... | Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой полностью отражающей... | ||
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования... | Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по геометрии... Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта... | ||
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по истории России... России разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного... | Пояснительная записка данная рабочая программа по математике для... Примерной программы основного общего образования, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного... | ||
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного... Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой... | Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... ... | ||
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального... Протокол №2012г от 2012 от 2012г | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального... Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы основного общего... | ||
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена в полном соответствии... Программы основного общего образования по биологии для 9-го класса «Введение в общую биологию» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина,... | Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кротовская средняя общеобразовательная школа» | ||
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Федерального... Умк по программе для основной общеобразовательной школы Т. С. Суховой, В. И. Строганова, рекомендованной мо РФ. Курс: Природа. Введение... | Рабочая программа по биологии 8 класс Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по... |