Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В. Пасечника, В.В.Латющина, В.М Пакуловой//Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (68 часов).
Практических работ – 8
Согласно календарному графику, графику каникул и праздничных дней рабочая программа рассчитана
Количество часов в год: 66
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности,
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы».
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012.-304с.;
а также методического пособия для учителя: В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию.9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2010.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
9 класс
66 ч/год (2 ч/нед.) Введение (2ч). Биология – наука о жизни. Особенности современной биологии. Биотехнология. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. Раздел I. Уровни организации живой природы (48 ч)
Глава 1. Молекулярный уровень (7 ч). Общая характеристика молекулярного уровня. Биологическая система. Углеводы, их строение и функции. Липиды, их строение и функции. Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты, их типы, строение, выполняемые функции. АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы. Ферменты. Коферменты. Вирусы, особенности их строения.
Глава 2. Клеточный уровень (14). Клетка – элементарная единица жизни на Земле. Основные положения клеточной теории. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз. Ядро. Хромосомный набор клетки. Прокариоты. Эукариоты. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Процессы ассимиляции и диссимиляции. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Фотосинтез и хемосинтез. Фазы фотосинтеза. Гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. Деление клетки. Митоз.
Практические работы:
№1 «Изучение клеток растений и животных»
№2 «Изучение клеток прокариот»
Глава 3. Организменный уровень (15 ч). Размножение организмов: бесполое и половое. Сущность мейоза. Гермафродиты. Понятие о конъюгации. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Неполное доминирование. Понятие о генотипе и фенотипе. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана.взаимодействие генов. Генетика пола. Закономерности изменчивости: модификационная, мутационная. Норма реакции. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Гибридизация.
Практические работы:
№3 «Решение генетических задач»
№4 «Выявление изменчивости организмов»
Глава 4. Популяционно – видовой уровень (2 ч). Критерии вида. Популяции. Понятие о биотическом сообществе. Экология – наука об организации и функционировании надорганизменных систем. Демографические показатели.
Глава 5. Экосистемный уровень (5 ч). Сообщество, экосистема, биогоеценоз. Состав и структура сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы.
Практические работы:
№5 «Составление схем передачи веществ и энергии»
№6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»
Глава 6. Биосферный уровень (5 ч). Биосфера. Среды жизни. Приспособленность организмов к обитанию в среде. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.
Практическая работа:
№7 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» Раздел II. Эволюция (11 ч).
Глава 7. Основы учения об эволюции (6 ч). Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин и основные положения его теории. Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. Изолирующие механизмы. Видообразование. Макроэволюция. Микроэволюция. Основные закономерности эволюции. Главные линии эволюции.
Практическая работа
№8 «Выявление приспособленности к среде обитания»
Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч). Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина – Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.
Обобщение (5 ч)
Клетка – структурная и функциональная единица живого. Закономерности наследственности и изменчивости. Становление современной теории эволюции. Взаимодействие организма и среды обитания. Календарно - тематическое планирование уроков биологии в 9 классе
№
урока
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
| Плановые сроки
прохождения
| Скорректированные сроки
прохождения
| Примечание
| Введение (2 ч) 1 четверть – 17ч
|
|
| Биология – наука о жизни
| 1
| 05.09.13
|
|
|
| Методы исследования. Сущность жизни, свойства живого
| 1
| 09.09.13
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел I. Уровни организации живой природы (48 ч)
|
| Глава 1. Молекулярный уровень (7 ч)
|
|
| Молекулярный уровень
| 1
| 12.09.13
|
|
|
| Углеводы. Липиды
| 1
| 16.09.13
|
|
|
| Состав и строение белков. Функции белков
| 1
| 19.09.13
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Нуклеиновые кислоты
| 1
| 23.09.13
|
|
|
| АТФ и другие органические вещества
| 1
| 26.09.13.
|
|
|
| Биологические катализаторы
| 1
| 30.09.13
|
|
|
| Вирусы
| 1
| 03.10.13
|
|
| Глава 2. Клеточный уровень (14 ч)
|
|
| Основные положения клеточной теории
| 1
| 07.10.13
|
|
|
| Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана
| 1
| 10.10.13
|
|
|
| Органоиды цитоплазмы
| 1
| 14.10.13
|
|
|
| Органоиды цитоплазмы
| 1
| 17.10.13
|
|
|
| Ядро
| 1
| 21.10.13
|
|
|
| Изучение клеток растений и животных. Пр/р №1 «Изучение клеток растений и животных»
| 1
| 24.10.13
|
|
|
| Строение прокариот. Пр/р №2 «Изучение клеток прокариот»
| 1
| 28.10.13
|
|
|
| Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм
| 1
| 31.10.13
|
|
|
|
| 2 четверть – 13ч
|
| Энергетический обмен
| 1
| 11.11.13
|
|
|
| Питание клетки. Хемосинтез
| 1
| 14.11.13
|
|
|
| Фотосинтез
| 1
| 18.11.13
|
|
|
| Биосинтез белков
| 1
| 21.11.13
|
|
|
| Деление клетки. Митоз
| 1
| 25.11.13
|
|
|
| Контроль знаний «Молекулярный уровень. Клеточный уровень»
| 1
| 28.11.13
|
|
| Глава 3. Организменный уровень (15 ч)
|
|
| Размножение организмов. Бесполое размножение
| 1
| 02.12.13
|
|
|
| Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз.
| 1
| 05.11.13
|
|
|
| Онтогенез. Эмбриональное развитие
| 1
| 09.11.13
|
|
|
| Постэмбриональный период.
| 1
| 12.11.13
|
|
|
| Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание
| 1
| 16.11.13
|
|
|
| Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.
| 1
| 19.11.13
|
|
|
| Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков
| 1
| 23.11.13
|
|
|
|
| 3 четверть – 21ч
|
| Сцепленное наследование
| 1
| 09.01.14
|
|
|
| Взаимодействие генов
| 1
| 13.01.14
|
|
|
| Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Пр/р №3 «Решение генетических задач»
| 1
| 16.01.14
|
|
|
| Модификационная изменчивость
| 1
| 20.01.14
|
|
|
| Мутационная изменчивость.
Пр/р №4 «Выявление изменчивости организмов»
| 1
| 23.01.14
|
|
|
| Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова
| 1
| 27.01.14
|
|
|
| Основные методы селекции
| 1
| 30.01.14
|
|
|
| Контроль знаний «Организменный уровень»
| 1
| 03.02.14
|
|
| Глава 4. Популяционно – видовой уровень (2 ч)
|
|
| Критерии вида
| 1
| 06.02.14
|
|
|
| Популяции
| 1
| 10.02.14
|
|
| Глава 5. Экосистемный уровень (5 ч)
|
|
| Сообщество, экосистема, биогеоценоз
| 1
| 13.02.14
|
|
|
| Состав и структура сообщества
| 1
| 17.02.14
|
|
|
| Потоки вещества и энергии в экосистеме. Пр/р №5 «Составление схем передачи веществ и энергии»
| 1
| 20.02.14
|
|
|
| Продуктивность сообщества
| 1
| 24.02.14
|
|
|
| Саморазвитие экосистемы. Пр/р №6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»
| 1
| 27.02.14
|
|
| Глава 6. Биосферный уровень (5 ч)
|
|
| Биосфера. Эволюция биосферы
| 1
| 03.03.14
|
|
|
| Средообразующая деятельность организмов
| 1
| 06.03.14
|
|
|
| Круговорот веществ в биосфере
| 1
| 10.03.14
|
|
|
| Антропогенное воздействие на биосферу
| 1
| 13.03.14
|
|
|
| Экологические проблемы. Пр/р №7 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»
| 1
| 17.03.14
|
|
| Раздел II. Эволюция органического мира (12 ч)
|
| Глава 7. Основы учения об эволюции (6 ч)
|
|
| Развитие эволюционного учения. Работы Ч.Дарвина
| 1
| 20.03.14
|
|
|
|
| 4 четверть – 15ч
|
| Борьба за существование и естественный отбор
| 1
| 31.03.14
|
|
|
| Формы естественного отбора
| 1
| 03.04.14
|
|
|
| Приспособленность организмов к среде обитания – результат эволюции. Пр/р №8 «Выявление приспособленности к среде обитания»
| 1
| 07.04.14
|
|
|
| Видообразование
| 1
| 10.04.14
|
|
|
| Направления эволюции. Общие закономерности эволюции
| 1
| 14.04.14
|
|
| Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч)
|
|
| Гипотезы возникновения жизни
| 1
| 17.04.14
|
|
|
| Основные этапы развития жизни
| 1
| 21.04.14
|
|
|
| Развитие жизни в протерозое и палеозое
| 1
| 24.04.14
|
|
|
| Развитие жизни в мезозое и кайнозое
| 1
| 28.04.14
|
|
|
| Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека
| 1
| 05.05.14
|
|
| Обобщение (5 ч)
|
|
| Клетка – структурная и функциональная единица живого
| 1
| 08.05.14
|
|
| 63
| Закономерности наследственности и изменчивости
| 1
| 12.05.14
|
|
| 64.
| Становление современной теории эволюции
| 1
| 15.05.14
|
|
| 65.
| Взаимодействие организма и среды обитания
| 1
| 19.05.14
|
|
| 66.
| Повторение и обобщение знаний
| 1
| 22.05.14
|
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения биологии в 9 классе учащиеся должны:
знать/понимать:
Признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; генов и хромосом; популяций; экосистем;
Сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, основных процессов жизнедеятельности, развития;
уметь:
Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира, в практической деятельности людей, родство, общность происхождения и эволюцию органического мира; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности, необходимость защиты окружающей среды;
Изучать биологические объекты и процессы: проводить практические работы, наблюдать за ростом и развитием растений, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
Сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
Выявлять изменчивость организмов, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействий разных видов в экосистеме;
Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных;
Проводить самостоятельный поиск биологической информации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебник «Биология. Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов. М., Дрофа, 2006
Методическое пособие для учителя
Рабочая тетрадь на печатной основе
Батуев и др. Большой справочник для школьников. М., Дрофа, 2004
Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. М., 1994
Реброва Л.В. Активные формы и методы обучения биологии. М., Прсвещение, 1997
Козлова Т.А. Биология в таблицах 6-11 классы. М., Дрофа, 2002
Е.А. Якушкина и др. «Биология 5-9 классы. Проектная деятельность учащихся». Волгоград. Учитель. 2009
ОБОРУДОВАНИЕ
Комплект учебных таблиц
Муляжи
Микроскопы
Микропрепараты
|