Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Письмо Министерства образования Российской Федерации





Скачать 146.23 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Письмо Министерства образования Российской Федерации
Дата публикации27.09.2014
Размер146.23 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
Программа внеурочной деятельности МОУ СОШ №2 г. Ростова
В ближайшее время педагогам предстоит работать в условиях расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности; резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы; неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций; экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление; нарастания межнациональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений; не всегда благоприятного воздействия на сознание ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии. Поэтому требования, выдвигаемые Федеральными Государственными Образовательными стандартами к воспитательной работе не вызывают сомнений в своей разумности и практической ценности как для школьников и их родителей, так и для российского общества.
Нормативно-правовая основа программы внеурочной деятельности

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»


Цель внеурочной деятельности: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Данная цель достигается решением задач внеурочной работы:

  • удовлетворение потребностей школьников в содержательном досуге через развитие системы воспитательной работы школы в рамках ФГОС;

  • создание условий для выявления потенциальных возможностей и интересов, оказания помощи в самореализации, профессиональном самоопределении, гражданском становлении

  • вовлечение обучающихся школы в активную жизнь социума и общественных организаций;

  • вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;

- внедрение современных технологий воспитательной работы в воспитательный про

цесс;

  • создать условия для эффективной реализации на базе ОУ основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время;

  • повышение методической и профессиональной культуры участников воспитательного процесса;

  • проведение всех воспитательных мероприятий на высоком эстетическом, этическом и культурном уровне;

  • укрепление традиций и обычаев во внеурочной работе школы.

Содержание воспитания во внеурочной деятельности и его организационные формы разрабатывались нами на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
1. Личностно-ориентированный признание каждого воспитанника полноправным участником воспитательного процесса, саморазвивающимся при ненавязчивом педагогическом воздействии, построенном на глубоком знании педагогом жизни каждого воспитанника в школе и вне ее.

2. Деятельностный – предполагает, что личность формируется не в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человеческих взаимоотношений, которая возникает в совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы.

3. Принцип сотрудничества - взаимодействуя, сотрудничая друг с другом, дети и взрослые взаимно обогащаются, приобретают опыт социальной активности, самодисциплины, терпимости, т.е. тех качеств, которых требует от них демократическое общество.

4. Гуманизация воспитанияповорот школы к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития дарований и способностей ребенка, гуманизация максимальных отношений.

5. Принцип самовыражения - в школе должны быть созданы условия для самовыражения ученика и педагога. Важно побудить и поддержать стремление детей и взрослых к проявлению своих природных возможностей.

6. Природосообразности – предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся.

7. Культуросообразности предполагает опору и воспитание на национальные традиции, на национальное своеобразие.

8. Принцип открытостиучастие в процессе воспитания всех социальных институтов.

9. Принцип выбора - необходимо, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора с целью развития, умения ориентироваться и адаптироваться в современных условиях.

10. Человековедческий – не только во внеурочной работе, но и в традиционные предметы включать материал, помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь, т.е. помогать ученику в создании «Я-Концепции».
11. Эмоциональныйопора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.

12. Диалогический – выход на определенном этапе совместной деятельности на субъект - объектные отношения.

13. Принцип проектности – ориентация всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие.
Внеурочная деятельность школы организуется по следующим направлениям:


Направления


часы

Виды деятельности

Формы деятельности

Спортивно-оздоровительное



2


Спортивно-оздоровительная деятельность


Секция «Волейбол»

Кружок «Чудо-шашки»

Секция «Спортландия»

Подвижные игры


Духовно-нравственное



2


Проблемно-ценностное общение

Туристско-краеведческая деятельность



Клуб «Наша малая родина»

ЮДМ

Объединение «Юный волонтер»



Общекультурное



2


Художественное творчество

Игровая деятельность

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)


Театральная студия

Кружок «Мастерица»

Сольное и хоровое пение

Студия «Танец»



Общеинтеллектуальное



2


Познавательная деятельность


Игра «Фантазеры»

Курс развития творческого мышления

Планета загадок

Кружок «Детская риторика»

Кружок «Этот удивительный мир»

Социальное



2


Социальная и трудовая деятельность

Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)



Трудовой десант

Сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Магазин» и т.п.)

Кружок «Экодизайн»

Акция «Дорогою добра»

Кружок «Зеленая планета»


В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное) в формах, определяемых образовательным учреждением.

Модель внеурочной деятельности на первой ступени образования

Исходя из цели, задач и содержания внеурочной деятельности, а также кадрового ресурса МОУ СОШ №2 г. Ростова определена оптимизационная модель организации внеурочной деятельности в соответствии с рекомендациями Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС».

В реализации данной модели принимают участие прежде всего педагоги школы, координирующая роль принадлежит классному руководителю, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками школы, а также с учебно-вспомогательным персоналом;

  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

  • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Для более эффективного обеспечения внеурочной деятельности в образовательное учреждение могут привлекаться на договорной основе педагоги дополнительного образования.

МОУ СОШ №2 г. Ростова выбран традиционный подход к организации взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования: обучающиеся посещают кружки, секции по интересам на базе школы или учреждения дополнительного образования.

По результатам предварительного анкетирования родителей обучающихся первых классов определена следующая модель:
Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности

в 1 классах в 2011-2012 учебном году.



п/п

Направление

Внеурочное (и/или внеаудиторное) занятие /

количество часов в неделю

Кадровое и методическое обеспечение



Спортивно-оздоровительное


Подвижные игры

1 час

1А, 1Б

Старшая вожатая Бакушева Т.Б. Программа

«Подвижные игры»

ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности)

1 час

1А, 1Б

(группа обучающихся)

Преподаватель ОБЖ Крестьянинов Е.А.

Программа «Основы безопасности жизнедеятельности. 1– 4 классы», автор Л.П. Анастасова.



Духовно-нравственное


Объединение «Юный волонтер»

1 час

1А, 1Б

(Отдельные обучающиеся по желанию)

Старшая вожатая Бакушева Т.Б.


Наша малая родина

1 час

1А, 1Б

(группа обучающихся 20 чел.)

Учитель 4 класса Чистякова Г.Б.

 Программа «Прекрасное рядом»

Этические беседы, уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ

1А, 1Б

Классные руководители первых классов



Общеинтеллектуальное


Кружок «Фантазеры»

1 час

1А, 1Б

(группа обучающихся)

Учитель информатики Согомонян И.Э.

ПМК «Фантазеры»



Общекультурное


Культпоездки в театры, музеи. Выставки.


Классные руководитель первых классов

Кружок «Мастерица»

4 часа

1А, 1Б

(группа обучающихся)

Учитель технологии Касаурова В.В.



Социальное


Кружок «Фитодизайн»

1 час

1А, 1Б

(группа обучающихся)


Руководитель Кулакова Л. А.

Программа «Цветоводство и фитодизайн»


Нормативное обеспечение реализации внеурочной деятельности регулирует финансово - экономические  процессы и оснащенность учебных кабинетов.

В информационное обеспечение реализации внеурочной деятельности включено:

        проведение мониторинга профессионально-общественного мнения среди педагогов образовательного учреждения, обучающихся и родительской общественности;

        информационно-коммуникационные технологии для организации взаимодействия школы с законными представителями обучающихся, социальными партнерами, другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере образования;

        создание и ведение различных баз данных;

       информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие процессы планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности.

Интернет-сайт МОУ СОШ №2 обеспечивает взаимодействие с социальными партнерами и открытость государственно-общественного управления.

 
План внеурочной деятельности МОУ СОШ №2


Направление

Формы организации деятельности, дополнительные образовательные программы

Количество часов в неделю

Количество часов за год

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс




Спортивно-оздоровительное


Секция «Спортландия»




1

1

1




Подвижные игры

1

1










Кружок «Шашки»

1

1










Секция «Волейбол»







1

1




ОБЖ

1













Духовно-нравственное


ЮДМ








1

1




Объединение «Юный волонтер»


1

1

1

1




Наша малая родина


1

1










Этические беседы, уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ










1




Общекультурное


Рукоделие

1













«Мягкая игрушка»





1

1







Культпоездки в театры, музеи. Выставки.

1

1

1

1




Общеинтеллектуальное


Фантазеры


1

1

1

1




Всезнайка




1

1

1




Социальное


Трудовой десант, акция «Дорогою добра», сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Магазин» и т.п.)

1

1

1

1




Кружок «Экодизайн»







1

1




Кружок «Зеленая планета»

1

1










Максимальная нагрузка обучающихся




10

10

10

10





Виды внеурочной деятельности, используемые в школе: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

На внеурочную деятельность отводится 10 часов в неделю. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.


Уровни результатов внеурочной

деятельности



Первый уровень

Школьник знает

и понимает

общественную жизнь

Третий уровень

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Второй уровень

Школьник ценит общественную жизнь


Система внеурочной деятельности школы призвана предоставить возможность свободного выбора обучающимися программ, объединений, форм внеурочной деятельности.

Обеспечить:


  • возможность выбора своего индивидуального пути;

  • опору на содержание основного образования;

  • воспитательную доминанту;

  • расширение воспитательного "поля" школы;

  • создание "ситуации успеха»;

  • эмоциональную насыщенность;

  • расширение культурного пространства школы;

  • установление реального взаимодействия и обогащения истории и культуры ;

  • социальную адаптацию;


РАСПИСАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

Название

Время проведения занятий


Понедельник


Вторник


Среда


Четверг


Пятница


Подвижные игры













14.00-14.45

«Юный волонтер»







14.00-14.45







Всезнайка




14.00-14.45










ОБЖ










13.00 – 13.45




Фантазеры

14.00-14.45













Фитодизайн













13.00-13.45

Рукоделие










14.00-14.45




в 2011 – 2012 учебном году.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Письмо Министерства образования Российской Федерации  iconМетодические рекомендации по работе с документами в образовательных...
Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Изумрудновская основная общеобразовательная школа»
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Письмо Министерства образования Российской Федерации  iconМетодические рекомендации по работе с документами в образовательных...
Классный журнал – это государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно...
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Письмо Министерства образования Российской Федерации  iconМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования...
Программа внеурочной деятельности разработана на основе и реализует следующие нормативно-правовые документы и рекомендации
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Письмо Министерства образования Российской Федерации  iconМетодические рекомендации по работе с документами в образовательных...
Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом, отражающим содержание и качество учебно-воспитательного...
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Письмо Министерства образования Российской Федерации  iconМетодические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Письмо Министерства образования Российской Федерации  iconЗакон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз «Об образовании...
«История» в соответствии с требованиями фк гос в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году осуществляется...
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Письмо Министерства образования Российской Федерации  iconОбразовательная программа дополнительного образования учащихся «Оздоровительная аэробика»
Программа соответствует требованиям письма Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003г. №28-02-484/16 "Требования...
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Письмо Министерства образования Российской Федерации  iconМетодические рекомендации для специалистов на основе опыта маоу «Планирование карьеры»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Письмо Министерства образования Российской Федерации  iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 9 Методика...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года №209, с учетом письма Департамента общего образования...
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Письмо Министерства образования Российской Федерации  iconМетодические рекомендации по проведению классных часов по медиа-безопасности...
В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение...
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Письмо Министерства образования Российской Федерации  iconМинистерство образования российской федерации инструктивное письмо
Отраслевого тарифного соглашения по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2001 2003 годы
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Письмо Министерства образования Российской Федерации  iconАнализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год
В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей,...
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Письмо Министерства образования Российской Федерации  iconРоссийской федерации письмо
Минобразованием России, Управление среднего профессионального образования подготовило и направляет для практического применения "Рекомендации...
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Письмо Министерства образования Российской Федерации  iconМинистерство образования и науки российской федерации департамент...
Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих...
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Письмо Министерства образования Российской Федерации  iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины
Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. №03-83
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Письмо Министерства образования Российской Федерации  iconМетодические рекомендации по расширению изучения творческого наследия...
Органы, осуществляющие управление в сфере образования субъектов Российской Федерации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск