Скачать 239.08 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Минкультуры России Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» Институт музыки, театра и хореографии Кафедра теории музыки и музыкального образования Инновационные процессы в музыкальном образовании Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.65 – «Музыкальное образование» Тюмень 2010 Содержание Пояснительная записка ………………………………………………. …….4 Тематический план для студентов отделения дневного обучения……...6 Тематический план для студентов отделения заочного обучения ……...7 Содержание дисциплины ………………………… . .………………….. ….7 Вопросы и практические задания к зачету .. ………………………. …. ..15 Материальное обеспечение дисциплины …… ……………………………16 Методическое обеспечение дисциплины ………………………………….16 Библиографический список………… ………………………………………16 Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов … ..17 Пояснительная записка В государственном образовательном стандарте подготовки студентов по специальности 050601 «Музыкальное образование» указано, что выпускник должен знать основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности, уметь пользоваться современными научно обоснованными приемами, методами и средствами обучения музыке, в том числе техническими, информационными и компьютерными технологиями, а также применять современные средства оценивания результатов обучения. Данные установки государственного стандарта предполагают знакомство студентов с инновационным музыкально-педагогическим опытом, инновационными музыкально-педагогическими системами и технологиями преподавания музыки. Дисциплина «Инновационные системы музыкального образования школьников» преподается в 5 семестре (3 курс) в блоке общепрофессиональных дисциплин (региональный компонент). Общий объем часов, отводимых на изучение дисциплины, составляет 80 часов, в том числе на отделении дневного обучения: аудиторных - 32 часа, самостоятельная работа студентов – 48 часов; на отделении заочного обучения – 8 аудиторных часов (4 лекционных, 4 практических), 72 часа – самостоятельная работа студента. Цель: Расширение теоретических и методических представлений студентов о способах осуществления музыкально-педагогической деятельности с учетом инноваций в сфере общего музыкального образования, становление индивидуального стиля музыкально-педагогической деятельности. Задачи: - углубление представлений о многообразии подходов к массовому музыкальному образованию на современном этапе; - профессионально-личностное совершенствование студентов как педагогов-музыкантов в процессе освоения передового отечественного и зарубежного музыкально-педагогического опыта; - развитие музыкально-педагогических умений в реализации музыкального обучения и воспитания с использованием инновационных методов и приемов; - совершенствование способностей анализа и самоанализа музыкально-педагогической деятельности с позиций ее соответствия современным требованиям. Дисциплина «Инновационные процессы в музыкальном образовании» преподается параллельно с дисциплинами «Методика музыкального образования» и «Музыкально-педагогические практикумы», в рамках которых студенты осваивают основы профессиональной деятельности, являющиеся необходимым основанием постижения новшеств современной музыкально-образовательной теории и практики. Не менее значимы для освоения содержания дисциплины и специальные музыкальные знания и умения студентов (владение голосом, инструментом, дирижерские и концертмейстерские), а также развитость их музыкального мышления и музыкального слуха студентов. В этой связи имеет положительное значение установление взаимосвязей с дисциплинами цикла специальной подготовки и практической подготовкой. Например, использовать репертуар, осваиваемый студентами на занятиях в классе дирижирования, вокала, фортепиано, хорового и концертмейстерского класса. Знания и умения, осваиваемые студентами на занятиях по дисциплине «Инновационные процессы в музыкальном образовании», должны применяться ими в работе с учащимися общеобразовательной школы в рамках педагогической практики. Знакомство с новшествами в области музыкального образования призвано стимулировать научно-исследовательскую деятельность студентов при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ. Основными методами работы на занятиях по курсу являются сравнение, сопоставление, межпредметное взаимодействие. Освоение содержания дисциплины предполагает лекционную работу, конспектирование отдельных тем, анализ материалов сети Интернет и материалов периодической печати, подготовку коллективного проекта просмотр видеозаписей открытых занятий российских и зарубежных педагогов-музыкантов, совместное обсуждение проблемных материалов. Особое внимание уделяется практической деятельности студентов по освоению музыкальных упражнений, творческих заданий, музыкального репертуара, коллективное и индивидуальное музицирование, в том числе на блокфлейте, двигательную, ритмическую, вокальную и инструментальную импровизацию. Виды контроля включают промежуточную и итоговую аттестацию. Промежуточной формой аттестации является контрольный урок, на котором студенты выступают с сообщениями или защищают коллективный проект – презентацию по теме одного из программ образовательных уроков музыки, составляют библиографию интернет-материалов, посвященных применению в уроках музыки мультимедийных и музыкально-компьютерных технологий. Итоговой аттестацией является зачет, который проводится в конце семестра, по билетам. Каждый билет содержит теоретический вопрос и практическое задание. В рамках зачета студент должен продемонстрировать знание основных существенных тенденций обновления содержания и форм музыкального образования в настоящее время, навыки музицирования на блок-флейте, владение методами и приемами организации элементарного музицирования детей и подростков. Требования к освоению содержания дисциплины. Студент должен знать: -принципы инновационной педагогики; -содержание инновационно-педагогических систем преподавания музыки; -направления нововведений в российском массовом музыкальном образовании; -особенности реализации зарубежного опыта музыкально-педагогической деятельности в российском массовом музыкальном образовании. Студент должен уметь: - анализировать инновационные системы преподавания музыки; - устанавливать взаимосвязи инновационных и традиционных методов; - формировать инновационные подходы к решению проблем в музыкальном образовании. Студент должен владеть: -научно-терминологическим аппаратом инновационной педагогики; -знаниями, умениями и навыками инновационной педагогики с применениями их в музыкальном образовании; -инновационными подходами к проблемам в музыкальном образовании. Тематический план для студентов отделения дневного обучения
Тематический план для студентов отделения заочного обучения
Содержание дисциплины Тема 1. Введение. Инноватика и инновации в современном образовании Лекция - 2 часа Модернизация образования как фактор стимулирования инновационных процессов, развитие инноватики. Структура инновационной деятельности. Понятие педагогической инновации. Характеристика инновационных процессов в педагогике. Основные тенденции развития образовательных систем. Предпосылки возникновения инноваций. Виды инноваций. Препятствия на пути введения новшеств. Литература 1. Седова, Н. Е. Основы практической педагогики [Текст] : учеб. пособие / Н. Е. Седова. – Москва : ТЦ Сфера, 2008. – С. 114–122. 2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под ред. Е. С. Полат. – Москва : Академия, 2001. С. 3–16. Тема 2. Сущность и содержание инноваций в отечественном общем музыкальном образовании Лекция -2 часа Общая характеристика инновационных процессов в современном музыкальном образовании детей. Инновационные музыкально-образовательные проекты и модели. Характеристика новаторства в программа общего музыкального образования, рекомендованных министерством образования РФ для обязательного изучения и допущенных к преподаванию в качестве экспериментальных. Учебно-методические комплекты – традиции и новаторство. Реализация в российском музыкальном образовании идей западных педагогов-музыкантов (К. Орф, Р. Штайнер, М. Монтессори, Судзуки, П. ванн Хауве и др.) как инновационный процесс. Семинар – 2 часа 1. Раскройте понятия «новшество», «нововведение», «инновация», «инноватика». 2. Проанализируйте сущность инноваций в современном российском общем образовании. 3. Охарактеризуйте инновационные процессы, происходящие в музыкальном образовании школьников на современном этапе. Литература 1. Строкова, Т. А. Инновационные процессы в массовой школе (Анализ опыта инновационной деятельности тюменских школ) [Текст] : моногр. / Т. А. Строкова. – Тюмень : ТюмГУ, 2001. – С. 3–5, 12–25. 2. Солопанова, Н. А. Инновационная деятельность как феномен духовно-творческой практики учителя музыки [Текст] // Искусство в школе. – 2007. – № 2. – С. 63–65. 3. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов и пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд. – Москва : Школа-Пресс, 2000. – С. 492–498. 4. Загвязинский, В. И. Теория обучения : Современная интерпретация [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. – Москва : Академия, 2001. – С. 12–18. Тема 3. Применение мультиметийных и музыкально-компьютерных технологий в практике работы педагога-музыканта Лекция – 2 часа Сущность и особенности современных мультимедийных и информационных образовательных технологий. Предпосылки, условия и ограничения применения современных технологий в преподавании музыки в школе. Бинарные (интегрированные) уроки музыки. Мультимедийные и информационные технологии в организации отдельных видов музыкальной деятельности школьников (современный педагогический опыт). Слайд-шоу на уроках музыки. Особенности применения программ пения караоке, музыкальных конструкторов, музыкальных энциклопедий и обучающих программ в общем музыкальном образовании. Практическое занятие - 2 часа 1. Продемонстрируйте варианты работы с программами пения караоке на уроках музыки в школе. 2. Подготовьте сообщение о возможностях применения на уроке музыки музыкальных конструктов или обучающих программ (по материалам периодической печати). 3. Продемонстрируйте возможный вариант проведения бинарного урока музыки. 4. Коллективная работа – подготовка слайд-шоу в рамках одной из тем программы по музыке для отдельного класса. Литература 1. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : метод. пособие с электронным прилож. / авт.-сост. Л. В. Золина. – Москва : Глобус, 2008. – 176 с. 2. Тараева, Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике [Текст]. Кн. 1 : Стратегии и методики / Г. Р. Тараева. – Москва : Классика-XXI, 2007. – 128 с. 3. Тараева, Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике [Текст]. Кн. 2 : Технология презентации / Г. Р. Тараева. – Москва : Классика-XXI, 2007. – 120 с. 4. Тараева, Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике [Текст]. Кн. 3 : Интеррактивное тестирование / Г. Р. Тараева. – Москва : Классика-XXI, 2007. – 128 с. Тема 3. Элементарное музицирование - традиционный и инновационный музыкально-педагогический подход Лекция - 2 часа Предпосылки изменения современного музыкального образования в русле идей элементарного музицирования (требования общества, потребности учащихся, современные проблемы общего музыкального образования). Элементарное музицирование Карла Орфа. История возникновения элементарного музицирования. Распространение идей элементарного музицирования в мировой музыкально-педагогической практике. Основные категории элементарного музицирования. Адаптация идей элементарного музицирования в российской музыкально-образовательной практике. Семинар – 2 часа 1. Подготовьте сообщение об опыте работы в русле идеи элементарного музицирования одного из перечисленных российских педагогов: В.А. Жилин, С. Жилинская. Э. Сафарова, Т. Боровик (Белоруссия), Т.Э. Тютюнниковой. 2. Охарактеризуйте особенности реализации идей элементарного музицирования в деятельности педагогов г. Тюмени и Тюменской области. 3. Выскажите Ваше мнение по поводу критических замечаний отдельных педагогов-музыкантов в адрес музыкально-педагогической концепции К. Орфа. Литература 1. Тютюнникова, Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи…творческое музицирование, музицирование и законы бытия [Текст] / Т. Э. Тютюнникова. – Москва : Едиториал УРСС , 2003. – С. 66–82, 115–121. 2. Видмер, М. Музыка – танец – игра. Модель художественно-ориентированной «педагогики многообразия» [Текст] / М. Видмер : пер. с нем. В. Жилин // Вестник педагогического общества Карла Орфа. – Челябинск : Российское общество Карла Орфа. – 2002. – №11. – С. 16–25. 3. Жилин, В. Об Орф-учителе [Текст] / В. Жилин // Вестник педагогического общества Карла Орфа. – Челябинск : Российское общество Карла Орфа. – 2008. – № 16. – С.19–22. 4. Келлер, В. Куда ведет «Шульверк» Орфа? Ответы на критические вопросы [Текст] / В. Келлер // Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. – Москва : Музыка, 1978. – С. 360–363. Тема 4. Элементарное музицирование в контексте развивающего обучения Лекция – 2 часа Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова – Э.Б. Эльконина - основа создания системы элементарного музицирования Л.В. Виноградова. Положения системы развивающего обучения: принципы, цель и предполагаемые результаты, содержание, методы, роль художественного образования, формируемые способности, контроль и оценка, взаимоотношения учителя и ученика. Основная идея и структурно-содержательные особенности системы элементарного музицирования в русле концепции развивающего обучения. Построение музыкального образования в русле теории развития ребенка. Организация среды для проведения занятий. Литература 1. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении [Электронный ресурс] / В. В. Давыдов. – Режим доступа : http : //www.koob.ru. – Загл. с экрана. 2. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) [Текст] / В. П. Зинченко. – Москва : Педагогика, 2002. 3. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. – Москва : Педагогика, 1986. 4. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов // Магистр. – 1996. – № 1. 5. Давыдов, В. В. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] / В. В. Давыдов. – Режим доступа : http : //www.bim-bad.ru. – Загл. с экрана. Тема 5. Авторская программа «Элементарное музицирование» Л.В. Виноградова Лекция – 2 часа Краткие сведения об авторе подхода. Ценностные ориентиры, обуславливающие содержание и организацию работы по программе элементарного музицирования. Реализация идей Ж-Далькроза, К. Орфа, З. Кодаи, П. ван Хауве в системе элементарного музицирования Л.В. Виноградова. Виды учебной деятельности, используемые в процессе проведения занятий. Инструментарий и материальное обеспечение занятий. Практическое занятие - 2 часа 1. Проанализируйте видеозаписи открытых уроков Л.В. Виноградова, проведенных в рамках курсов повышения квалификации учителей (Тюмень, 2002), охарактеризуйте: - структуру проведенного урока; - особенности взаимодействия между учителем и учениками на уроке; - виды учебной деятельности, используемые на уроке; -особенности применения музыкальных инструментов; -особенности осуществления контроля и оценки школьников. 2. Проанализируйте видеозаписи открытых уроков Сойли Перкио (Финляндия), Ариетты Матио (Италия), Йозаса Вуйтаса (Бельгия), сравните особенности реализации идей Карла Орфа в работе зарубежных педагогов и деятельности Л.В. Виноградова. Литература 1. Виноградов, Л. В. Система общего музыкального воспитания [Электронный ресурс] / Л. В. Виноградов. – Режим доступа : http : //nsc.1september.ru. – Загл. с экрана. 2. Виноградов, Л. В. Музыка как действие и воображение [Электронный ресурс] / Л.В. Виноградов. – Режим доступа : http : //www.altruism.ru. – Загл. с экрана. 6. Задачи, содержание и организация элементарного музицирования с детьми разного возраста Лекция – 4 часа Музыкальные занятия как форма общения, способствующая развитию личности. Возрастные психологические новообразования человека от 0 до 18 лет, определяющие содержание и особенности построения занятий в рамках элементарного музицирования. Схема построения занятия с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста. Особенности организации музыкально-пластической деятельности (ритмика, танец, пантомима). Особенности музыкального обучения на основе действий с «немузыкальными» предметами: скакалка, мяч, спортивные палки, кубики. Работа с элементарными музыкальными инструментами, включая игру на «собственных» музыкальных инструментах. Проведение музыкальных праздников. Практические занятия – 4 часа 1. Самостоятельно проанализируйте материалы программы для одного из классов (пособие для учителя, рабочая тетрадь для ученика), и охарактеризуйте: - основные направления работы в данном классе; - круг осваиваемых школьниками музыкально-теоретических понятий; -особенности вокального музицирования; -особенности инструментального музицирования; -особенности музыкально-пластической деятельности; -особенности упражнений с «немузыкальными» предметами (виды, направленность, объем и содержание осваиваемых знаний, умений и навыков). Законспектируйте материал. 2. Подготовьте и разучите с однокурсниками два музыкальных задания или упражнения из материалов класса. Литература 1.Виноградов, Л . В . Коллективное музицирование. Музыкальные занятия с детьми от пяти до десяти лет [Текст] / Л. В. Виноградов. – Санкт-Петербург : образовательные проекты; Москва : НИИ школьных технологий. – 2008. – 160 с. Тема 7. Виды импровизаций. Методика построения музыкального действа Лекция – 2 часа Роль импровизации в системе элементарного музицирования. Двигательная импровизация и пантомима. Схема ритмической, вокальной и инструментальной импровизации на занятиях по элементарному музицированию: подготовительный и основной этап. Импровизация образа и его художественного воплощения. Понятие музыкального действа в системе элементарного музицирования. Начальный этап работы - игра в ритмическое лото. Основной этап работы: освоение музыкального материала. Исполнение музыкального действа, возможные инварианты. Практическое занятие – 2 часа 1. Выучите и проведите с группой одно из музыкально-пластических заданий, предлагаемых в методических материалах. 2. Выполните одну из предлагаемых пантомим. 3. Выстроите фрагмент занятия по исполнению ритмической (вокальной, инструментальной) импровизации. 4. Выстроите одно из предлагаемых музыкальных действ. Литература 1. Виноградов, Л . В . Музыкальное действо [Текст] / Л. В. Виноградов // Искусство в школе. – 1994. – № 4. – С. 42–49. 2. Виноградов, Л. В. Музыкант [Текст] / Л. В. Виноградов // Искусство в школе. – 1994. – № 4. – С.38–41. 3. Виноградов, Л. В. Раскрыть музыку в ее целостности [Текст] / Л. В. Виноградов // Искусство в школе. – 1994. – №2. – С.20–26. Тема 8. Элементарное музицирование на блок-флейте и свирели: традиции и новаторство Лекция – 2часа Применение музицирования на блок-флейте и свирели в практике музыкального образования. Особенности блок-флейты как музыкального инструмента, его возможности в инструментальном музицировании школьников. Особенности хранения и ухода за блок-флейтой в музыкальном образовании школьников. Задачи и содержание упражнений, подготавливающих школьников к музицированию на блок-флейте. Звукоизвлечение на блок-флейте, аппликатура, звукоряд. Содержание инструментального музицирования на флейте в каждом классе. Репертуар. Практическое занятие – 2часа 1. Последовательно выполните упражнения направленные на освоение первоначальных навыков игры на блок-флейте: -подготавливающие речевой аппарат и дыхание; -позволяющие освоить навыки удерживать инструмент в руках, «общаться» с ним; -тренирующие первоначальные навыки звукоизвлечения; -способствующие освоению аппликатуры; -играть в движении. 2. Выучите и сыграйте мелодии № 7-23, предлагаемы для музицирования на флейте в пособии «Рекордер фан». 2. По материалам определенного класса, разучите и продемонстрируйте упражнение с флейтой, предлагаемое автором для решения разнообразных музыкально-образовательных задач (ритмическая работа, импровизация, разучивание песни, сопровождение движения и т.д.). Литература 1. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / А. В. Сухомлинский. – Киев : Рад. шк., 1988. – 269 с. 2. Виноградов, Л . В . Коллективное музицирование. Музыкальные занятия с детьми от пяти до десяти лет [Текст] / Л. В. Виноградов. – Санкт-Петербург : образовательные проекты; Москва : НИИ школьных технологий, 2008. – 160 с. Вопросы и практические задания к зачету
Материальное обеспечение дисциплины Нотные издания и музыкальные диски с записями музыки отечественных и зарубежных композиторов, музыкальный центр и видеомагнитофон; комплект элементарных музыкальных инструментов (свистульки, деревянные ложки, трещотка, рубель, бубенцы, штабшпили: ксилофоны, металлофоны, глекеншпили; тон-блоки, барабан, блокфлейта, блоктроммель, пандейра, колокольчики, треугольник и др., спортивный инвентарь (мячи, обручи, шнуры, скакалки, кубики и др.), компьютер. Методическое обеспечение дисциплины Видеозаписи уроков музыки и музыкальных занятий Л.В. Виноградова, В. Жилина, С. Перкио и А. Матио. Библиографический список
Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов К контрольному уроку студентам необходимо подготовить реферат или доклад на определенную тему. Примерные темы рефератов и докладов: 1. Возможности применения методики музыкального обучения К. Орфа (М. Монтессори, Судзуки, Пьер ванн Хауве и др.) в российском общем музыкальном образовании. 2. Сходства и отличия принципов традиционного музыкального образования школьников и элементарного музицирования. 3. Особенности построения уроков музыки в опыте работы отдельных педагогов (С. Черноскутова, В. Жилин, Т. Боровик и др.). 4. Применение мультимедийных технологий на уроках музыки как инновационный процесс. 5. Элементарное музицирование и традиционный урок музыки: возможности взаимодействия. 6. Особенности обучающей среды в элементарном музицировании. 7. Импровизация как метод музыкального образования на уроках музыки и занятиях по элементарному музицированию. 8. Вокально-хоровая работа в школе - традиции и новшества. 9. Применение элементарной театрализации как формы группового проекта на музыкальных занятиях. 10. Нетрадиционные особенности в организации восприятия музыки на школьных музыкальных занятиях. 11. Инструментальное музицирование в традиционном уроке и в элементарном музицировании. 12. Особенности организации внеклассных музыкальных праздников с учащимися разных возрастов. Современный подход. Литература для подготовки рефератов
Подготовка реферата или доклада предполагает составление и оформление текста на 5-8 страницах по выбранной теме, публичное выступление перед однокурсниками (7-10 минут) на контрольном занятии в период полусеместровой аттестации, ответы на вопросы. |
Литература по дисциплине «Семейное право» 5 Тематический план для... I. Задачи и методические рекомендации для проведения практических занятий по семейному праву 8 | Тематический план для студентов очной формы обучения 9 Тематический... Учебно-методический комплекс подготовлен: Арефинкиной Е. Г. кандидатом юридических наук | ||
Тематический план для студентов очной формы обучения 8 Тематический... Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования | Тематический план для студентов очной формы обучения 7 Тематический... Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тематический план для студентов очной формы обучения 5 Тематический... Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования | Тематический план для студентов очной формы обучения 6 2 Тематический... Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тематический план для студентов очной формы обучения 6 Тематический... Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования | Тематический план для студентов очной формы обучения Тематический... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тематический план для студентов дневной формы обучения 4 тематический... Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... | Тематический план курса «теории личности в психологии» для студентов... Общий план курса и организация занятий. Отчетность (контрол работа + экзамен). Литература | ||
Тематический план курса для студентов очной формы обучения 5 Тематический... Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования | Тематический план для студентов очной 5 формы обучения 5 Тематический... Автор: Калинин И. Б., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала... | ||
Контрольные вопросы к зачету по общей гигиене для студентов заочного... Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета | Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология» Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология» для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения... | ||
Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного... Вопросы к зачету, задачи и практические задания, список источников и литературы для студентов четвертого курса дневного и заочного... | Рабочая программа по курсу «криминалистика» Специальность 02. 11. 00 юриспруденция Учебная дисциплина «Криминалистика» изучается студентами 3 и 4 курса дневного отделения, 5 и 6 курса заочного отделения, третьего... |