Тематический план для студентов отделения дневного обучения Тематический план для студентов отделения заочного обучения





Скачать 239.08 Kb.
НазваниеТематический план для студентов отделения дневного обучения Тематический план для студентов отделения заочного обучения
Дата публикации02.10.2014
Размер239.08 Kb.
ТипТематический план
100-bal.ru > Право > Тематический план



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Минкультуры России

Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра теории музыки и музыкального образования

Инновационные процессы в музыкальном образовании
Учебно-методический комплекс

для студентов специальности 050601.65 – «Музыкальное образование»

Тюмень

2010
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………. …….4

Тематический план для студентов отделения дневного обучения……...6

Тематический план для студентов отделения заочного обучения ……...7

Содержание дисциплины ………………………… . .………………….. ….7 Вопросы и практические задания к зачету .. ………………………. …. ..15

Материальное обеспечение дисциплины …… ……………………………16

Методическое обеспечение дисциплины ………………………………….16

Библиографический список………… ………………………………………16

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов … ..17

Пояснительная записка

В государственном образовательном стандарте подготовки студентов по специальности 050601 «Музыкальное образование» указано, что выпускник должен знать основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности, уметь пользоваться современными научно обоснованными приемами, методами и средствами обучения музыке, в том числе техническими, информационными и компьютерными технологиями, а также применять современные средства оценивания результатов обучения. Данные установки государственного стандарта предполагают знакомство студентов с инновационным музыкально-педагогическим опытом, инновационными музыкально-педагогическими системами и технологиями преподавания музыки.

Дисциплина «Инновационные системы музыкального образования школьников» преподается в 5 семестре (3 курс) в блоке общепрофессиональных дисциплин (региональный компонент). Общий объем часов, отводимых на изучение дисциплины, составляет 80 часов, в том числе на отделении дневного обучения: аудиторных - 32 часа, самостоятельная работа студентов – 48 часов; на отделении заочного обучения – 8 аудиторных часов (4 лекционных, 4 практических), 72 часа – самостоятельная работа студента.

Цель: Расширение теоретических и методических представлений студентов о способах осуществления музыкально-педагогической деятельности с учетом инноваций в сфере общего музыкального образования, становление индивидуального стиля музыкально-педагогической деятельности.

Задачи:

- углубление представлений о многообразии подходов к массовому музыкальному образованию на современном этапе;

- профессионально-личностное совершенствование студентов как педагогов-музыкантов в процессе освоения передового отечественного и зарубежного музыкально-педагогического опыта;

- развитие музыкально-педагогических умений в реализации музыкального обучения и воспитания с использованием инновационных методов и приемов;

- совершенствование способностей анализа и самоанализа музыкально-педагогической деятельности с позиций ее соответствия современным требованиям.

Дисциплина «Инновационные процессы в музыкальном образовании» преподается параллельно с дисциплинами «Методика музыкального образования» и «Музыкально-педагогические практикумы», в рамках которых студенты осваивают основы профессиональной деятельности, являющиеся необходимым основанием постижения новшеств современной музыкально-образовательной теории и практики. Не менее значимы для освоения содержания дисциплины и специальные музыкальные знания и умения студентов (владение голосом, инструментом, дирижерские и концертмейстерские), а также развитость их музыкального мышления и музыкального слуха студентов. В этой связи имеет положительное значение установление взаимосвязей с дисциплинами цикла специальной подготовки и практической подготовкой. Например, использовать репертуар, осваиваемый студентами на занятиях в классе дирижирования, вокала, фортепиано, хорового и концертмейстерского класса. Знания и умения, осваиваемые студентами на занятиях по дисциплине «Инновационные процессы в музыкальном образовании», должны применяться ими в работе с учащимися общеобразовательной школы в рамках педагогической практики. Знакомство с новшествами в области музыкального образования призвано стимулировать научно-исследовательскую деятельность студентов при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ.

Основными методами работы на занятиях по курсу являются сравнение, сопоставление, межпредметное взаимодействие. Освоение содержания дисциплины предполагает лекционную работу, конспектирование отдельных тем, анализ материалов сети Интернет и материалов периодической печати, подготовку коллективного проекта просмотр видеозаписей открытых занятий российских и зарубежных педагогов-музыкантов, совместное обсуждение проблемных материалов. Особое внимание уделяется практической деятельности студентов по освоению музыкальных упражнений, творческих заданий, музыкального репертуара, коллективное и индивидуальное музицирование, в том числе на блокфлейте, двигательную, ритмическую, вокальную и инструментальную импровизацию.

Виды контроля включают промежуточную и итоговую аттестацию. Промежуточной формой аттестации является контрольный урок, на котором студенты выступают с сообщениями или защищают коллективный проект – презентацию по теме одного из программ образовательных уроков музыки, составляют библиографию интернет-материалов, посвященных применению в уроках музыки мультимедийных и музыкально-компьютерных технологий. Итоговой аттестацией является зачет, который проводится в конце семестра, по билетам. Каждый билет содержит теоретический вопрос и практическое задание. В рамках зачета студент должен продемонстрировать знание основных существенных тенденций обновления содержания и форм музыкального образования в настоящее время, навыки музицирования на блок-флейте, владение методами и приемами организации элементарного музицирования детей и подростков.

Требования к освоению содержания дисциплины. Студент должен знать:

-принципы инновационной педагогики;

-содержание инновационно-педагогических систем преподавания музыки;

-направления нововведений в российском массовом музыкальном образовании;

-особенности реализации зарубежного опыта музыкально-педагогической деятельности в российском массовом музыкальном образовании.

Студент должен уметь:

- анализировать инновационные системы преподавания музыки;

- устанавливать взаимосвязи инновационных и традиционных методов;

- формировать инновационные подходы к решению проблем в музыкальном образовании.

Студент должен владеть:

-научно-терминологическим аппаратом инновационной педагогики;

-знаниями, умениями и навыками инновационной педагогики с применениями их в музыкальном образовании;

-инновационными подходами к проблемам в музыкальном образовании.
Тематический план

для студентов отделения дневного обучения




темы

Название темы

Общий объем

(в часах)

Лекц. занятия

Сем./Практ.занятия

Самост. Работа

1.

Введение. Инноватика и инновации в современном школьном образовании.

6

2

-

4

2.

Сущность и содержание инновационных процессов в отечественном общем музыкальном образовании.

8

2

2

4

3.

Применение мультимедийных и музыкально-компьютерных технологий в практике работы педагога-музыканта

10

2

2

6

3.

Элементарное музицирование - традиционный и инновационный музыкально-педагогический подход.

8

2

2

4

4.

Элементарное музицирование в контексте развивающего обучения

8

2

-

6

5.

Авторская программа «Элементарное музицирование» Л.В.Виноградова.

10

2

2

6

6.

Задачи, содержание и организация элементарного музицирования с детьми разного возраста.

12

2

4

6

7.

Виды импровизаций. Методика построения музыкального действа.

10

2

2

6

8.

Музицирование на блок-флейте и свирели: традиции и новаторство.

8

-

2

6

Итого:

80

16

16

48


Тематический план

для студентов отделения заочного обучения




темы

Название темы

Общий объем

(в часах)

Лекционные занятия

Сем./Практич. Занятия

Самостоятельная работа

1.

Сущность и содержание инновационных процессов в современном музыкальном образовании.

40

2

2

36

2.

Реализация инновационного подхода к музыкальному образованию в авторской программе Л.В. Виноградова «Элементарное музицирование».

40

2

2

36

Итого:

80

4

4

72


Содержание дисциплины
Тема 1. Введение. Инноватика и инновации в современном образовании
Лекция - 2 часа

Модернизация образования как фактор стимулирования инновационных процессов, развитие инноватики. Структура инновационной деятельности. Понятие педагогической инновации. Характеристика инновационных процессов в педагогике. Основные тенденции развития образовательных систем. Предпосылки возникновения инноваций. Виды инноваций. Препятствия на пути введения новшеств.
Литература

1. Седова, Н. Е. Основы практической педагогики [Текст] : учеб. пособие / Н. Е. Седова. – Москва : ТЦ Сфера, 2008. – С. 114–122.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под ред. Е. С. Полат. – Москва : Академия, 2001. С. 3–16.

Тема 2. Сущность и содержание инноваций в отечественном общем музыкальном образовании
Лекция -2 часа

Общая характеристика инновационных процессов в современном музыкальном образовании детей. Инновационные музыкально-образовательные проекты и модели. Характеристика новаторства в программа общего музыкального образования, рекомендованных министерством образования РФ для обязательного изучения и допущенных к преподаванию в качестве экспериментальных. Учебно-методические комплекты – традиции и новаторство. Реализация в российском музыкальном образовании идей западных педагогов-музыкантов (К. Орф, Р. Штайнер, М. Монтессори, Судзуки, П. ванн Хауве и др.) как инновационный процесс.
Семинар – 2 часа

1. Раскройте понятия «новшество», «нововведение», «инновация», «инноватика».

2. Проанализируйте сущность инноваций в современном российском общем образовании.

3. Охарактеризуйте инновационные процессы, происходящие в музыкальном образовании школьников на современном этапе.
Литература

1. Строкова, Т. А. Инновационные процессы в массовой школе (Анализ опыта инновационной деятельности тюменских школ) [Текст] : моногр. / Т. А. Строкова. – Тюмень : ТюмГУ, 2001. – С. 3–5, 12–25.

2. Солопанова, Н. А. Инновационная деятельность как феномен духовно-творческой практики учителя музыки [Текст] // Искусство в школе. – 2007. – № 2. – С. 63–65.

3. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов и пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд. – Москва : Школа-Пресс, 2000. – С. 492–498.

4. Загвязинский, В. И. Теория обучения : Современная интерпретация [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. – Москва : Академия, 2001. – С. 12–18.

Тема 3. Применение мультиметийных и музыкально-компьютерных технологий в практике работы педагога-музыканта
Лекция – 2 часа

Сущность и особенности современных мультимедийных и информационных образовательных технологий. Предпосылки, условия и ограничения применения современных технологий в преподавании музыки в школе. Бинарные (интегрированные) уроки музыки. Мультимедийные и информационные технологии в организации отдельных видов музыкальной деятельности школьников (современный педагогический опыт). Слайд-шоу на уроках музыки. Особенности применения программ пения караоке, музыкальных конструкторов, музыкальных энциклопедий и обучающих программ в общем музыкальном образовании.
Практическое занятие - 2 часа

1. Продемонстрируйте варианты работы с программами пения караоке на уроках музыки в школе.

2. Подготовьте сообщение о возможностях применения на уроке музыки музыкальных конструктов или обучающих программ (по материалам периодической печати).

3. Продемонстрируйте возможный вариант проведения бинарного урока музыки.

4. Коллективная работа – подготовка слайд-шоу в рамках одной из тем программы по музыке для отдельного класса.
Литература

1. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : метод. пособие с электронным прилож. / авт.-сост. Л. В. Золина. – Москва : Глобус, 2008. – 176 с.

2. Тараева, Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике [Текст]. Кн. 1 : Стратегии и методики / Г. Р. Тараева. – Москва : Классика-XXI, 2007. – 128 с.

3. Тараева, Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике [Текст]. Кн. 2 : Технология презентации / Г. Р. Тараева. – Москва : Классика-XXI, 2007. – 120 с.

4. Тараева, Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике [Текст]. Кн. 3 : Интеррактивное тестирование / Г. Р. Тараева. – Москва : Классика-XXI, 2007. – 128 с.
Тема 3. Элементарное музицирование - традиционный и инновационный музыкально-педагогический подход
Лекция - 2 часа

Предпосылки изменения современного музыкального образования в русле идей элементарного музицирования (требования общества, потребности учащихся, современные проблемы общего музыкального образования). Элементарное музицирование Карла Орфа. История возникновения элементарного музицирования. Распространение идей элементарного музицирования в мировой музыкально-педагогической практике. Основные категории элементарного музицирования. Адаптация идей элементарного музицирования в российской музыкально-образовательной практике.
Семинар – 2 часа

1. Подготовьте сообщение об опыте работы в русле идеи элементарного музицирования одного из перечисленных российских педагогов: В.А. Жилин, С. Жилинская. Э. Сафарова, Т. Боровик (Белоруссия), Т.Э. Тютюнниковой.

2. Охарактеризуйте особенности реализации идей элементарного музицирования в деятельности педагогов г. Тюмени и Тюменской области.

3. Выскажите Ваше мнение по поводу критических замечаний отдельных педагогов-музыкантов в адрес музыкально-педагогической концепции К. Орфа.
Литература

1. Тютюнникова, Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи…творческое музицирование, музицирование и законы бытия [Текст] / Т. Э. Тютюнникова. – Москва : Едиториал УРСС , 2003. – С. 66–82, 115–121.

2. Видмер, М. Музыка – танец – игра. Модель художественно-ориентированной «педагогики многообразия» [Текст] / М. Видмер : пер. с нем. В. Жилин // Вестник педагогического общества Карла Орфа. – Челябинск : Российское общество Карла Орфа. – 2002. – №11. – С. 16–25.

3. Жилин, В. Об Орф-учителе [Текст] / В. Жилин // Вестник педагогического общества Карла Орфа. – Челябинск : Российское общество Карла Орфа. – 2008. – № 16. – С.19–22.

4. Келлер, В. Куда ведет «Шульверк» Орфа? Ответы на критические вопросы [Текст] / В. Келлер // Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. – Москва : Музыка, 1978. – С. 360–363.
Тема 4. Элементарное музицирование в контексте развивающего обучения
Лекция – 2 часа

Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова – Э.Б. Эльконина - основа создания системы элементарного музицирования Л.В. Виноградова. Положения системы развивающего обучения: принципы, цель и предполагаемые результаты, содержание, методы, роль художественного образования, формируемые способности, контроль и оценка, взаимоотношения учителя и ученика. Основная идея и структурно-содержательные особенности системы элементарного музицирования в русле концепции развивающего обучения. Построение музыкального образования в русле теории развития ребенка. Организация среды для проведения занятий.
Литература

1. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении [Электронный ресурс] / В. В. Давыдов. – Режим доступа : http : //www.koob.ru. – Загл. с экрана.

2. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) [Текст] / В. П. Зинченко. – Москва : Педагогика, 2002.

3. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. – Москва : Педагогика, 1986.

4. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов // Магистр. – 1996. – № 1.

5. Давыдов, В. В. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] / В. В. Давыдов. – Режим доступа : http : //www.bim-bad.ru. – Загл. с экрана.
Тема 5. Авторская программа «Элементарное музицирование» Л.В. Виноградова
Лекция – 2 часа

Краткие сведения об авторе подхода. Ценностные ориентиры, обуславливающие содержание и организацию работы по программе элементарного музицирования. Реализация идей Ж-Далькроза, К. Орфа, З. Кодаи, П. ван Хауве в системе элементарного музицирования Л.В. Виноградова. Виды учебной деятельности, используемые в процессе проведения занятий. Инструментарий и материальное обеспечение занятий.
Практическое занятие - 2 часа

1. Проанализируйте видеозаписи открытых уроков Л.В. Виноградова, проведенных в рамках курсов повышения квалификации учителей (Тюмень, 2002), охарактеризуйте:

- структуру проведенного урока;

- особенности взаимодействия между учителем и учениками на уроке;

- виды учебной деятельности, используемые на уроке;

-особенности применения музыкальных инструментов;

-особенности осуществления контроля и оценки школьников.

2. Проанализируйте видеозаписи открытых уроков Сойли Перкио (Финляндия), Ариетты Матио (Италия), Йозаса Вуйтаса (Бельгия), сравните особенности реализации идей Карла Орфа в работе зарубежных педагогов и деятельности Л.В. Виноградова.
Литература

1. Виноградов, Л. В. Система общего музыкального воспитания [Электронный ресурс] / Л. В. Виноградов. – Режим доступа : http : //nsc.1september.ru. – Загл. с экрана.

2. Виноградов, Л. В. Музыка как действие и воображение [Электронный ресурс] / Л.В. Виноградов. – Режим доступа : http : //www.altruism.ru. – Загл. с экрана.

6. Задачи, содержание и организация элементарного музицирования с детьми разного возраста
Лекция – 4 часа

Музыкальные занятия как форма общения, способствующая развитию личности. Возрастные психологические новообразования человека от 0 до 18 лет, определяющие содержание и особенности построения занятий в рамках элементарного музицирования. Схема построения занятия с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста. Особенности организации музыкально-пластической деятельности (ритмика, танец, пантомима). Особенности музыкального обучения на основе действий с «немузыкальными» предметами: скакалка, мяч, спортивные палки, кубики. Работа с элементарными музыкальными инструментами, включая игру на «собственных» музыкальных инструментах. Проведение музыкальных праздников.
Практические занятия – 4 часа

1. Самостоятельно проанализируйте материалы программы для одного из классов (пособие для учителя, рабочая тетрадь для ученика), и охарактеризуйте:

- основные направления работы в данном классе;

- круг осваиваемых школьниками музыкально-теоретических понятий;

-особенности вокального музицирования;

-особенности инструментального музицирования;

-особенности музыкально-пластической деятельности;

-особенности упражнений с «немузыкальными» предметами (виды, направленность, объем и содержание осваиваемых знаний, умений и навыков).

Законспектируйте материал.

2. Подготовьте и разучите с однокурсниками два музыкальных задания или упражнения из материалов класса.
Литература

1.Виноградов, Л . В . Коллективное музицирование. Музыкальные занятия с детьми от пяти до десяти лет [Текст] / Л. В. Виноградов. – Санкт-Петербург : образовательные проекты; Москва : НИИ школьных технологий. – 2008. – 160 с.

Тема 7. Виды импровизаций. Методика построения музыкального действа
Лекция – 2 часа

Роль импровизации в системе элементарного музицирования. Двигательная импровизация и пантомима. Схема ритмической, вокальной и инструментальной импровизации на занятиях по элементарному музицированию: подготовительный и основной этап. Импровизация образа и его художественного воплощения.

Понятие музыкального действа в системе элементарного музицирования. Начальный этап работы - игра в ритмическое лото. Основной этап работы: освоение музыкального материала. Исполнение музыкального действа, возможные инварианты.
Практическое занятие – 2 часа

1. Выучите и проведите с группой одно из музыкально-пластических заданий, предлагаемых в методических материалах.

2. Выполните одну из предлагаемых пантомим.

3. Выстроите фрагмент занятия по исполнению ритмической (вокальной, инструментальной) импровизации.

4. Выстроите одно из предлагаемых музыкальных действ.
Литература

1. Виноградов, Л . В . Музыкальное действо [Текст] / Л. В. Виноградов // Искусство в школе. – 1994. – № 4. – С. 42–49.

2. Виноградов, Л. В. Музыкант [Текст] / Л. В. Виноградов // Искусство в школе. – 1994. – № 4. – С.38–41.

3. Виноградов, Л. В. Раскрыть музыку в ее целостности [Текст] / Л. В. Виноградов // Искусство в школе. – 1994. – №2. – С.20–26.

Тема 8. Элементарное музицирование на блок-флейте и свирели: традиции и новаторство
Лекция – 2часа

Применение музицирования на блок-флейте и свирели в практике музыкального образования. Особенности блок-флейты как музыкального инструмента, его возможности в инструментальном музицировании школьников. Особенности хранения и ухода за блок-флейтой в музыкальном образовании школьников. Задачи и содержание упражнений, подготавливающих школьников к музицированию на блок-флейте. Звукоизвлечение на блок-флейте, аппликатура, звукоряд. Содержание инструментального музицирования на флейте в каждом классе. Репертуар.
Практическое занятие – 2часа

1. Последовательно выполните упражнения направленные на освоение первоначальных навыков игры на блок-флейте:

-подготавливающие речевой аппарат и дыхание;

-позволяющие освоить навыки удерживать инструмент в руках, «общаться» с ним;

-тренирующие первоначальные навыки звукоизвлечения;

-способствующие освоению аппликатуры;

-играть в движении.

2. Выучите и сыграйте мелодии № 7-23, предлагаемы для музицирования на флейте в пособии «Рекордер фан».

2. По материалам определенного класса, разучите и продемонстрируйте упражнение с флейтой, предлагаемое автором для решения разнообразных музыкально-образовательных задач (ритмическая работа, импровизация, разучивание песни, сопровождение движения и т.д.).
Литература

1. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / А. В. Сухомлинский. – Киев : Рад. шк., 1988. – 269 с.

2. Виноградов, Л . В . Коллективное музицирование. Музыкальные занятия с детьми от пяти до десяти лет [Текст] / Л. В. Виноградов. – Санкт-Петербург : образовательные проекты; Москва : НИИ школьных технологий, 2008. – 160 с.

Вопросы и практические задания к зачету


  1. Раскройте сущность понятия «педагогическая инновация», направления инновационных процессов в общем образовании.

  2. Охарактеризуйте инновационные процессы, происходящие в общем музыкальном образовании на современном этапе.

  3. Раскройте возможности и особенности применения мультимедиа в музыкальном образовании школьников.

  4. Назовите варианты и особенности применения музыкально-компьютерных технологий в практике работы педагога – музыканта.

  5. Назовите основные сущностные характеристики системы элементарного музицирования Карла Орфа раскройте их роль в современном музыкальном образовании.

  6. Охарактеризуйте методологические основы системы элементарного музицирования Л.В. Виноградова.

  7. Назовите сущностные характеристики системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, лежащие в основе системы элементарного музицирования Л.В.Виноградова.

  8. Охарактеризуйте цель, задачи, направленность, содержание системы элементарного музицирования Л.В. Виноградова.

  9. Охарактеризуйте особенности организации учебного процесса в системе элементарного музицирования Л.В. Виноградова как процесса решения учебных задач.

  10. Перечислите возрастные психологические новообразования школьников, в опоре на которые строится система элементарного музицирования Л.В. Виноградова.

  11. Назовите примерную схему построения урока в системе Л.В.Виноградова, охарактеризуйте каждый этап.

  12. Охарактеризуйте особенности инструментального музицирования в системе элементарного музицирования Л.В. Виноградова (состав оркестра, задачи, виды, формы работы).

  13. Охарактеризуйте особенности вокальной работы в системе элементарного музицирования Л.В. Виноградова.

  14. Опишите процесс ритмического воспитания в системе Л.В. Виноградова.

  15. Раскройте методику построения музыкального действа в системе Л.В. Виноградова.

  16. Раскройте суть импровизации как метода учебной работы.

  17. Раскройте значение и особенности организации праздников в системе Л.В. Виноградова.

  18. Охарактеризуйте методическую обеспеченность учебного курса «Музыка» Л.В. Виноградова.

  19. Опишите содержание занятий по программе элементарное музицирование в любом классе на Ваш выбор.

  20. Раскройте сущность процесса развития воображения на занятиях по системе Л.В. Виноградова.

  21. Исполните на флейте примеры № 7 - № 23 из пособия «Рекордер фан».

  22. Исполните одно из произведений для флейты из материалов изучаемого класса.

  23. Продемонстрируйте возможные варианты работы с ритмическими кубиками в выбранном вами классе.

  24. Проведите работу по построению музыкального действа на примере любого произведения из репертуара выбранного вами класса.

  25. Разучите любое произведение из репертуара программы с использованием приемов относительной сольмизации.

  26. Приведите пример работы над учебной задачей на примере любого класса.



Материальное обеспечение дисциплины

Нотные издания и музыкальные диски с записями музыки отечественных и зарубежных композиторов, музыкальный центр и видеомагнитофон; комплект элементарных музыкальных инструментов (свистульки, деревянные ложки, трещотка, рубель, бубенцы, штабшпили: ксилофоны, металлофоны, глекеншпили; тон-блоки, барабан, блокфлейта, блоктроммель, пандейра, колокольчики, треугольник и др., спортивный инвентарь (мячи, обручи, шнуры, скакалки, кубики и др.), компьютер.

Методическое обеспечение дисциплины

Видеозаписи уроков музыки и музыкальных занятий Л.В. Виноградова, В. Жилина, С. Перкио и А. Матио.
Библиографический список

  1. Алексеева, Л. Л. Инновационные технологии в музыкальном образовании школьников [Электронный ресурс] / Л. Л. Алексеева. – Режим доступа : http : //bank.orenipk.ru. – Загл. с экрана

  2. Алексеева, Н. А.   Инновационная система обучения учащихся - ДЭМС Н. А. Алексеевой [Текст] / Н. А. Алексеева // Образование в современной школе. – 2009. – №6. – С. 38–41.

  3. Алиев, Ю. Б. Знакомство с явлениями стиля в искусстве как инновационное дидактическое средство повышения художественной культуры подростков [Текст] / Ю. Б. Алиев // Инновации в образовании. – 2009. – №2. – С. 80–97.

  4. Дарчинянц, Э. Р.  Как организовать инновационное развитие российской системы образования детей в сфере культуры и искусства [Текст] / Э. Р. Дарчинянц // Музыка в школе. – 2009. – №1. – С . 3–19.

  5. Дядченко, М. С. Инновационные технологии в музыкальном обучении: тестирование слуховых навыков [Электронный ресурс] : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. – Ростов-на-Дону, 2006. / М. С. Дядченко. – Режим доступа : http : //www.lib.uaru.net. – Загл. с экрана.

  6. Засыпкина, Е. В. Структурно-композиционное моделирование учебных занятий как один из способов инновационного обучения [Текст] / Е. В. Засыпкина // Педагогическое образование и наука. – 2000. – №4. – С . 80–88.

  7. Зачесова, Е. В. Сложности инновационного процесса в образовании [Текст] / Е. В. Зачесова // Журнал руководителя управления образованием. – 2009. – № 1. – С . 53–58 .

  8. Котышева, Е . Н . Инновации в музыкальном воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] / Е. Н. Котышева. – Режим доступа : http : //festival.1september.ru. – Загл. с экрана.

  9. Лазарев, В. С. Обобщенная модель инновационного процесса [Текст] / В. С. Лазарев // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. – 2009. – №3. – С . 22–29.

  10. Панин, М. Инновации в образовании : стратегический подход в XXI веке [Текст] // Соискатель-педагог. – 2008. – №5. – С. 14–18.

  11. Подоплелова, Ю. Г. К вопросу об использовании мультимедийных технологий в музыкальном образовании [Электронный ресурс] / Ю. Г. Подоплелова. – Режим доступа : http : //pedsovet.perm.ru. – Загл. с экрана.

  12. Сафронов, Ю. Новые технологии в музыкальном образовании [Электронный ресурс] / Ю. Сафронов. – Режим доступа : http : //www.karabass.ru. – Загл. с экрана.

  13. Сластенин, В. Педагог как субъект инновационной деятельности
    [Текст] // Соискатель-педагог. – 2008. – №4 . – С . 26–32 .

  14. Хуторской, А. В. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской. – Режим доступа : http : //www.eidos.ru. – Загл. с экрана.

  15. Шибанова, В. В. Освоение и внедрение инновационной технологии по предмету "Музыка" - бинарные уроки в системе развивающего обучения Л. В. Занкова [Электронный ресурс] / В. В. Шибанова. –Режим доступа : http : //www.zankov.ru. – Загл. с экрана.

  16. Штиф, Е. А. Инновационные подходы к оценке деятельности учащихся [Текст] // Управление качеством образования. – 2009 . – №5. – С. 40–46 .



Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
К контрольному уроку студентам необходимо подготовить реферат или доклад на определенную тему.

Примерные темы рефератов и докладов:

1. Возможности применения методики музыкального обучения К. Орфа (М. Монтессори, Судзуки, Пьер ванн Хауве и др.) в российском общем музыкальном образовании.

2. Сходства и отличия принципов традиционного музыкального образования школьников и элементарного музицирования.

3. Особенности построения уроков музыки в опыте работы отдельных педагогов (С. Черноскутова, В. Жилин, Т. Боровик и др.).

4. Применение мультимедийных технологий на уроках музыки как инновационный процесс.

5. Элементарное музицирование и традиционный урок музыки: возможности взаимодействия.

6. Особенности обучающей среды в элементарном музицировании.

7. Импровизация как метод музыкального образования на уроках музыки и занятиях по элементарному музицированию.

8. Вокально-хоровая работа в школе - традиции и новшества.

9. Применение элементарной театрализации как формы группового проекта на музыкальных занятиях.

10. Нетрадиционные особенности в организации восприятия музыки на школьных музыкальных занятиях.

11. Инструментальное музицирование в традиционном уроке и в элементарном музицировании.

12. Особенности организации внеклассных музыкальных праздников с учащимися разных возрастов. Современный подход.
Литература для подготовки рефератов



  1. Баренбойм, Л. A. Путь к музицированию [Текст] // Музыкальное воспитание современном мире / Л. А. Баренбойм. – Ленинград : Советский композитор, 1973. – С. 5–58.

  2. Виноградов, Л. В. Музыкальное действо [Текст] / Л. В. Виноградов // Искусство в школе. – 1994. – № 4. – С.42–49.

  1. Виноградов, Л. В. Музыкант [Текст] / Л. В. Виноградов // Искусство в школе. – 1994. – № 4. – С.38–41.

  2. Виноградов, Л. В. Раскрыть музыку в ее целостности [Текст] / Л. В. Виноградов // Искусство в школе. – 1994. – №2. – С.20–26.

  3. Голубева, Н. В. Соловушка: программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования) [Текст] / Н. В. Голубева. – Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2000. – 112 с.

  4. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] : учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд. / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – Москва : Академия, 2000. – С. 56–186.

  5. Майковская, Л. С. Артистизм учителя музыки : учебное пособие по специальности 030700 - Музыкальное образование [Текст] / Л. С. Майковская. – Москва : МПГУ, 1999. – 65 с.

  6. Музыкальное образование в школе [Текст] : учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; под ред. Л. В. Школяр. – Москва : Академия, 2001. – С. 132–151.

  7. Терентьева, Н. А. Художественно-творческое развитие школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства [Текст] / Н. А. Терентьева. – Москва : НИИ художественного образования РАО, 1990. – 236 с.

  8. Школяр, Л. В. Теория и методика музыкального образования детей : науч.-метод. пособие для учителя музыки и студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.- Москва : Флинта: Наука, 1998. – 336 с.


Подготовка реферата или доклада предполагает составление и оформление текста на 5-8 страницах по выбранной теме, публичное выступление перед однокурсниками (7-10 минут) на контрольном занятии в период полусеместровой аттестации, ответы на вопросы.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематический план для студентов отделения дневного обучения Тематический план для студентов отделения заочного обучения iconЛитература по дисциплине «Семейное право» 5 Тематический план для...
I. Задачи и методические рекомендации для проведения практических занятий по семейному праву 8
Тематический план для студентов отделения дневного обучения Тематический план для студентов отделения заочного обучения iconТематический план для студентов очной формы обучения 9 Тематический...
Учебно-методический комплекс подготовлен: Арефинкиной Е. Г. кандидатом юридических наук
Тематический план для студентов отделения дневного обучения Тематический план для студентов отделения заочного обучения iconТематический план для студентов очной формы обучения 8 Тематический...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования
Тематический план для студентов отделения дневного обучения Тематический план для студентов отделения заочного обучения iconТематический план для студентов очной формы обучения 7 Тематический...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования
Тематический план для студентов отделения дневного обучения Тематический план для студентов отделения заочного обучения iconТематический план для студентов очной формы обучения 5 Тематический...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования
Тематический план для студентов отделения дневного обучения Тематический план для студентов отделения заочного обучения iconТематический план для студентов очной формы обучения 6 2 Тематический...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования
Тематический план для студентов отделения дневного обучения Тематический план для студентов отделения заочного обучения iconТематический план для студентов очной формы обучения 6 Тематический...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования
Тематический план для студентов отделения дневного обучения Тематический план для студентов отделения заочного обучения iconТематический план для студентов очной формы обучения Тематический...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тематический план для студентов отделения дневного обучения Тематический план для студентов отделения заочного обучения iconТематический план для студентов дневной формы обучения 4 тематический...
Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент...
Тематический план для студентов отделения дневного обучения Тематический план для студентов отделения заочного обучения iconТематический план курса «теории личности в психологии» для студентов...
Общий план курса и организация занятий. Отчетность (контрол работа + экзамен). Литература
Тематический план для студентов отделения дневного обучения Тематический план для студентов отделения заочного обучения iconТематический план курса для студентов очной формы обучения 5 Тематический...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования
Тематический план для студентов отделения дневного обучения Тематический план для студентов отделения заочного обучения iconТематический план для студентов очной 5 формы обучения 5 Тематический...
Автор: Калинин И. Б., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала...
Тематический план для студентов отделения дневного обучения Тематический план для студентов отделения заочного обучения iconКонтрольные вопросы к зачету по общей гигиене для студентов заочного...
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Тематический план для студентов отделения дневного обучения Тематический план для студентов отделения заочного обучения iconПрограмма предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология»
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология» для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения...
Тематический план для студентов отделения дневного обучения Тематический план для студентов отделения заочного обучения iconМетодическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Вопросы к зачету, задачи и практические задания, список источников и литературы для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Тематический план для студентов отделения дневного обучения Тематический план для студентов отделения заочного обучения iconРабочая программа по курсу «криминалистика» Специальность 02. 11. 00 юриспруденция
Учебная дисциплина «Криминалистика» изучается студентами 3 и 4 курса дневного отделения, 5 и 6 курса заочного отделения, третьего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск