Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение





Скачать 291.63 Kb.
НазваниеМуниципальное казённое общеобразовательное учреждение
страница1/3
Дата публикации15.07.2013
Размер291.63 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

301623, Тульская область, Узловский район, с. Ильинка, ул. Центральная, д. 39

Тел. (48731) 93430

E-mail: iljinkaschool5@mail.ru

ОГРН 1027101484080, ИНН/КПП 7117010268/711701001
ПРОТОКОЛ

заседания Педагогического совета

31 января 2011 г. № 1
Присутствовало 10 человек.

Повестка дня.

  1. Формирование духовно – нравственных качеств личности учащихся через учебную деятельность (Миронова Т.Е.) и внеурочную деятельность (Лепёхина И.В.). Духовно – нравственное воспитание на уроках ОРКСЭ (Миронова Т.Е.).

  2. Правовое пространство детства (Мельников В.Е.)

  3. О выборе экзаменов для государственной (итоговой) аттестации обучающимися 9 класса (Миронова Т.Е.)

По первому вопросу слушали заместителя директора по УВР Миронову Т.Е. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание, однако конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин является отсутствие чёткой системы в воспитательной работе школы и классных руководителей. Система нравственного воспитания включает в себя: Во-первых, понимать и учитывать в работе все источники нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства. Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь. Поэтому для результата ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения. Затем он встает на путь самостоятельно опытного присвоения принятых и выработанных им самим ценностей. Именно эти смыслы (адаптация к нормам, самоопределение, выбор решения, свобода действия, взаимопонимание, диалог, совместная деятельность, совместное проживание событий, культурная идентификация) вкладываются сегодня в понимание феномена, которое называется качеством или культурой воспитания. Остановимся более подробно на характеристике основных источников нравственного опыта детей.

Основные источники нравственного опыта

Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу. Но, пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.

Выступила педагог – организатор Лепёхина Ирина Владимировна.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения. Психологи подтверждают: отношение к требованиям у детей зависит от отношения к требующему. Если требования исходят от уважаемого, духовно близкого учащимся педагога, они воспринимают эти требования как целесообразные и лично значимые. В противном случае дети подчиняются требованию под нажимом педагога, но это требование вызывает внутреннее сопротивление подростков. Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе. К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого общения нам известны. Искусство совершенно незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человек, сталкивает ребенка с такой нравственной ситуацией, с которой в жизни он может и не встретиться, в учебном процессе не создать, а в формировании нравственных качеств является важным.. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее. Кроме того, искусство создаёт у каждого иллюзию самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности. Развитию нравственного сознания детей также способствует их знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей. В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет вещно-предметное пространство, в котором он находиться. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.

В структуре личности педагога ученые выделяют группы качеств, влияющие на нравственное воспитание ребенка: социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура); профессионально-педагогические; индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.); эмоциональная отзывчивость; волевые качества; особенности темперамента; состояние здоровья (О.М. Шиян). Другие авторы называют также: Творческое мышление. Диалоговое общение. "Преобразовательные способности". Педагогическая рефлексия.

Положительные этические качества (добродетели). Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям). Интегральным качеством личности учителя, выражающим его "воспитательную силу", можно считать "харизму" (И.В. Бестужев-Лада). В переводе с греческого слово harisma означает "оказанная милость, дар", в Философском словаре (1994) оно расшифровывается как "необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, воспринимаемые как милость Божья". Бестужев-Лада характеризует его как исключительную, вдохновенную одаренность, вызывающую у окружающих (прежде всего, у детей) чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит учитель, подлинную веру, надежду, любовь. Педагога, обладающего харизмой, в исчерпывающей мере, отличают следующие качества: яркая индивидуальность; любовь к детям; внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых; "организационное и эмоциональное" лидерство; способность генерировать идеи и увлекать ими; широта и глубина интересов, целостное мировоззрение; уверенность в своей миссии, в правильности избранного им пути. По мнению автора, педагог, наделенный "харизмой", отличается высокой степенью напряженности внутренней жизни, устремленностью, , возвышенным характером духовно-нравственной сферы (духовностью). Его характеризует также творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом. Но, прежде всего, он умеет творчески относиться к самому себе как личности: использование собственных возможностей достигает в таком учителе своей высшей формы. Очевидно, что "харизма" учителя, как высшая степень педагогической одаренности, связана с его гуманистическим приоритетом.

Если учитель малоэмоционален, если у него неразвита "сердечная сфера", неглубоки чувства, он не сможет оказать воздействие на внутренний мир подростка. Авторитаризм учителя, по мнению Ю.П. Азарова, связан с низким уровнем культуры педагога и является следствием преобладания у него рассудочно-эмпирического стиля мышления.

"Педагогическую любовь" можно рассматривать как "частный случай" отношения педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе. Л.И. Маленкова предложила своеобразную "технологию" для развития и поддержания этого чувства:

1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.

2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами", со всеми его особенностями.

3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

6. Не упустить момент словесного или поведенческо-эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

7. Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения

.В этом контексте важно отметить также, что положительное самовосприятие, любовь к себе так же важна для учителя, как и любовь к ребенку

.Основатели теории самоактуализации, лежащей в основании гуманистической психологии, А. Маслоу и К. Роджерс считали, что педагог, "самоактуализуясь" сам, настраивается на то, чтобы принимать ребенка таким, каков он есть, ставить себя на его место, проникаться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. Эта общая направленность педагогического взаимодействия корректируется конкретными рекомендациями в его адрес:- искренне относиться к воспитаннику и откровенно выражать свое положительное отношение к нему;- помогать воспитаннику осознавать цели собственного развития и добиваться превращения этих целей в мотивы его деятельности;- сотрудничать с воспитанниками при планировании педагогической деятельности, включая учебную, превращая их в соавторов образовательно-воспитательного процесса, ответственных за его результаты;

- организовать учебно-воспитательный процесс с максимальным удобством для учащихся.

Для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути - понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. Необходимо дать толчок личностному саморазвитию (лучше, если это побуждение будет внутренним, а не внешним). В отечественной педагогике советского периода отношение к себе противопоставлялось отношению к другим, выражаясь в девизах: "Интересы каждого подчинены интересам всех", "Общественное выше личного" и т.п. Такая подчиненность личного общественному, государственному характерна для нашего менталитета. Но это не должно означать, что нужно сводить роль личности к "винтику", к функции. Э. Фромм обосновал ложность учения о том, что любовь к себе - высшее зло и что она исключает любовь к другим: если добродетельно любить ближнего как человеческое существо, то добродетельной, а не порочной должна быть и моя любовь к самому себе, раз я тоже человеческое существо. Идея, выраженная в библейской заповеди "люби ближнего как самого себя", подразумевает, что уважение к своей собственной целостности и уникальности, любовь к себе и понимание своего "я" неотделимы от уважения, любви и понимания другого человека. Подобное понимание проблемы существует в православии. Таким образом, мы не можем не согласиться с утверждением, что высокий уровень самопринятия обусловливает положительное отношение к другим.

Выступила Воробей Г.Ю., учитель начальных классов. Сущность её опыта заключается в том, что она поставила перед собой цель: сформировать духовно-нравственные качества личности младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Содержание опыта.

Алгоритм действий:

Посетить семьи будущих учащихся с целью знакомства с родителями и детьми, установления первичного контакта с ними и выявления уровня воспитанности членов семьи через беседу и наблюдение (август).

Провести начальную диагностику уровня духовно-нравственного развития (сентябрь)

Составить систему классных часов, основным направлением которых будет духовно-нравственное развитие качеств личности ребёнка (сентябрь)

Вести целенаправленную, систематическую воспитательную работу по составленному плану (в течение года)

Подобрать методы и приёмы духовно-нравственного воспитания в учебном процессе (в течение года)

Подвести итоги работы, сделать анализ результатов (с помощью диагностики) в конце учебного года и наметить план воспитательной работы на следующий учебный год (в конце года)

Для достижения генеральной цели – воспитать в каждом ученике духовно-нравственную личность – при составлении плана воспитательной работы в классе учитель наметила основные блоки, опираясь на которые и строилась воспитательная работа.

1-й блок. «Я и окружающие меня люди»

2-й блок. «Я – культурный человек»

3-й блок. «Общечеловеческие нормы нравственности»

4-й блок. «Я – гражданин России»

Все 4 блока гармонично переплетаются в течение учебного года. В каждом классе (1-4) на проведение классных часов отводится 34 часа (1 раз в неделю)

Планирование воспитательной работы в классе составлено с учётом следующих принципов:

системности (воспитательный процесс как сложная система, состоящая из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов: это люди - классный руководитель, учащиеся, их родители, другие взрослые; единые цели, формы и способы совместной деятельности; общие критерии, показатели, анализ и оценка состояния и результатов воспитательного процесса)

научности (при построении воспитательной работы опираться на научные представления о сущности, движущих силах и закономерностях процесса воспитания и развития ребёнка)

доступности (учёт возрастных особенностей, подбор оптимальных методов, приёмов и форм воспитательной работы)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Томск,...
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Борисовского района» Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение iconВсероссийский Конкурс «Школьный кабинет»
Образовательное учреждение: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение iconУтверждена
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение iconУтверждена
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бакчарского...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение icon1 Согласовано Утверждено
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение iconСогласовано
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение камышинская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение iconСогласовано
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение камышинская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение iconI исполнение критерия деятельности
Таймырское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дудинская гимназия»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение icon«Азбука гармонии»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новогромово
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение iconСоставитель М. Н. Бородин. 6-е изд
Муниципальное Казенное Общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Псемен»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение iconКузнецов С. Л. Делопроизводство на компьютере
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение октябрьская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение iconРабочая программа педагога
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение октябрьская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение icon9. Модель ученического самоуправления
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Каменностепная средняя общеобразовательная школа
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение iconРабочая программа по курсу история 5
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск