МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рекомендовано» Руководитель МО _________/О.Е.Гальцева/ Протокол №____ от
«___» _________ 2012г.
| «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР
МКОУ Октябрьской СОШ _____ / Е.А. Асеева/ «__» ____2012г.
| «Утверждено» Директор МКОУ Октябрьской СОШ __________ /А. Н. Шмаков/ Приказ № __ от
«__» __2012г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Покатаева Оксана Викторовна
высшая квалификационная категория Историческое краеведение
11 класс на 2012-2013 учебный год
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ____ от «____» ___ 2012г.
п. Вознесеновка Учебно-тематическое планирование Историческое краеведение
предмет
Класс 11 Учитель Покатаева Оксана Викторовна Количество часов
Всего 35 час; в неделю1час. Планирование составлено на основе программы «курса краеведения в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области. (Воронеж ВОИПКиПРО, 2008).
Список литературы В. И. Панова. История Воронежского фая. Воронеж: «Родная речь», 2001 г.
В. И. Панова, А. О. Амелькин. Историческое краеведение Воронежской области. Воронеж: «Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012 г.
Люби и знай родной край. Воронеж: 2008 г.
Акиньшин А., Ласунский О. Записки старого пешехода. Воронеж. 2002.
Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.
Гринько А. В боях за Воронеж. Воронеж. 1985.
Загоровский В.П. Петр Великий на Воронежской земле. Воронеж. 1996.
Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. Воронеж. 1982.
Оглавление Список литературы 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 3
Учебно-тематический план 4
Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся 6
Календарно – тематическое планирование 7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа составлена на основе программы «курса краеведения в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области. (Воронеж ВОИПКиПРО, 2008).В программе рассматриваются цели, задачи, принципы, содержание и ожидаемые результаты изучения учебно-воспитательных модулей краеведческого курса.
Цели краеведческого образования
Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:
- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;
- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
- интересовался жизнью края;
- умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;
- участвовал в решении проблем окружающего его социума.
Предметом регионального компонента в краеведении является
прошлое народов края, совокупность природно-географических, этносоциальных и социокультурных особенностейразвития региона.
Методологической основой содержания предмета является
философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона
составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины.
Логика построения курса позволяет осуществить постепенное и целенаправленное введение учащихся вего
изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач. Знание о родном крае находятся в тесном единстве, их усвоение происходит в процессе учебной и внеучебной деятельности. В старших классах учащиеся могут включаться в последующую деятельность, что предполагает работу с архивами, музейными материалами, участие в экспедициях, подготовку докладов и сообщений на конференциях, защиту рефератов.
Основные дидактические принципы:
Принцип интеграции.
Краеведение рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла. Программа определяет взаимосвязь разных областей знаний, объединенных краеведческим подходом.
Принцип вариативности
В программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым образовательным эффектом, не разрушать общей логики программы.
Принцип дифференциации и индивидуализации
Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подготовки. Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения. Кроме того, в программе при отборе содержания реализуются принципы преемственности, научности, целостности.
Познавательное и воспитательное значение краеведения.
Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.). Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни, по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях (например, в историко-краеведческом кружке) до поиска новых знаний (поисково-исследовательская деятельность в подростковых военно-патриотических клубах, в походах по родному краю, экспедициях и пр.).
Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.
Воспитательное значение уроков краеведения определяется двумя обстоятельствами.
Первое.
Уроки краеведения позволяют уйти от фрагментарности, спонтанности в изучении краеведческого материала и, напротив, будут способствовать последовательному, содержательному и системному познанию обучающимися родного края. Приобретаемые знания, формирующие отношение к происходящему, посильное участие школьников в преобразовании родного края являются важными условиями воспитания неравнодушных к окружающей жизни людей, формирования их гражданской позиции.
Второе.
Важный педагогический аспект краеведения заключается в возможности быть механизмом организации
воспитательной системы в школе. Как объединяющее начало всех наук краеведение интегрирует в себе и познание, и труд, и творчество школьников. В этом смысле оно удачно реализует свою главную функцию - системообразования. Уроки краеведения обеспечат взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы и благодаря этому реально могут стать «ядром» воспитательной системы общеобразовательного учреждения.
|