Скачать 0.81 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /МУБиНТ/ ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ Кафедра Общего и специального менеджмента по дисциплине «Правоведение» Тема: «Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц» Выполнил: студент группы _________ ВЗБ5МН-11 Лобанов М.В.___________ __________________________________ (подпись студента) « 28 » _________2014__ г. Преподаватель: Глазков А.Н. _______ ___________________________________ (должность, ученая степень) __________________________________ (подпись руководителя) «___» ________ 2014__ г. Оценка___________________________ Содержание.
Актуальность темы исследования. Сегодня ни одна из существующих правовых систем не представляет своего существования без такого субъекта права, как юридическое лицо. Зародившись, по мнению отдельных ученых, еще в Древнем Риме в виде частных корпораций, конструкция юридического лица из века в век становилась все более совершенной и сегодня приобрела настолько привычный характер, что уже практически никем не оспаривается. Согласно действующему отечественному законодательству, юридическими лицами в России могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (т.е. коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие прибыль между участниками (т.е. некоммерческие организации). Значение коммерческих организаций в гражданском обороте трудно переоценить, особенно в свете развития в нашей стране рыночных механизмов хозяйствования. Одним из основных условий осуществления корпоративной деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в правовой оборот, выраженное в создании юридического лица. Не менее важное значение имеет реорганизация и ликвидация юридического лица. Многолетняя практика применения действующего законодательства о создании и прекращению юридического лица выявила ряд серьезных проблем. В связи с этим, рассмотрены основные моменты государственной регистрации, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также внесены предложения по совершенствованию. С одной стороны, отечественное законодательство о государственной регистрации юридических лиц относительно новым и состоит главным образом из Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Оно заменило собой огромный массив разрозненных нормативных актов, часто противоречащих друг другу и создающих непреодолимые барьеры для развития предпринимательства и гражданского общества в целом. Действующее сегодня законодательство о государственной регистрации юридических лиц, несмотря на то, что сделало значительный шаг вперед, продолжает оставаться в ряде случаев пробельным, не обеспечивающим и не гарантирующим ценности регистрации. Более того, нормативные акты, составляющие институт государственной регистрации юридических лиц, все еще часто не согласованы, а порой и противоречивы, что в совокупности отражается на эффективности и практичности всего правового института. Так, анализ хозяйственной деятельности зарегистрированных в нашей стране юридических лиц позволяет говорить о том, что более 50% этих организаций создается для участия в схемах уклонения от налогообложения, в схемах легализации и выводов активов за рубеж. Безусловно, что одной из непосредственных причин такого положения является отсутствие сколько-нибудь реальных правовых преград для создания таких субъектов и в первую очередь неэффективность регистрационного законодательства. Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости и обоснованности исследования данных проблем, углубленного изучения, систематизации и анализа, а также разработки путей их решения.
Граждане могут создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами. Однако в отношении находящихся в собственности ценных бумаг, акций (долей участия в уставных капиталах организаций) законодательством могут быть предусмотрены определенные ограничения. Так, подобные ограничения предусмотрены для гражданских служащих. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.(п.2 ст.17 №79-ФЗ). Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету(ст. 48 ГК РФ). Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенные законом. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (ст.49 ГК РФ). Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определенном законом о государственной регистрации юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ст.51ГК РФ). Исходя из этого, можно выделить следующие признаки юридического лица:
Категория «юридическое лицо» в теории права предполагает определенное организационное единство юридического лица как организации, т.е. устойчивость образования, создаваемая на основе организационно-правовой формы организации, структуры органов управления и их компетенции, определения прав и обязанностей юридического лица и его учредителей, что отражается в учредительных документах юридического лица(1, ст.23-24). Существуют различные организационно- правовые формы юридических лиц. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственние права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Поэтому в п. 2 ст. 48 ГК РФ законодательно закреплено соотношение в правах учредителей и самого юридического лица на имущество последнего. Здесь поясняется, что к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. А к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, согласно п. 3 ст. 48 ГК РФ относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (подробнее см. постановление Пленума Верховного Суда Российской федерации №6 и пленума ВАС № 8). Организации как юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими, что важно учитывать при изучении их правового положения, участия в гражданско- правовых обязательствах. В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, т.е. коммерческие организации, либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, т.е. некоммерческие организации. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, для которых они созданы, и такую, которая соответствует этим целям. Некоммерческая организация может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Это общее правило, именуемое в теории права как специальная правоспособность. В уставе такого юридического лица четко указываются виды деятельности, которыми оно вправе заниматься. Коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенные законом, т.е. имеют общую правоспособность. В этом случае юридические лица могут заниматься любой деятельностью, иметь любые гражданские права и нести обязанности, связанные с этой деятельностью. Установление общей правоспособности для коммерческих организаций соответствует требованиям рынка. Исключение составляют коммерческие унитарные государственные и муниципальные предприятия, казенные предприятия – все они наделяются специальной правоспособностью, в их уставах определены предмет и цели деятельности. Отдельными видами деятельности как при общей, так и при специальной правоспособности юридические лица могут заниматься лишь при наличии лицензии (разрешения). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами[4, ст. 25-26]. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами[№ 7- ФЗ]. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий[1, ст.35]. Наиболее распространенными формами юридических лиц являются акционерные общества (далее АО) и общества с ограниченной ответственностью (далее ООО). Остальные формы или довольно редко встречаются (полное товарищество, товарищество на вере, общество с дополнительной ответственностью) или достаточно специфичны (производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия). Популярность одних форм юридического лица (ООО, АО) и непопулярность других объясняются обычными экономическими интересами. |
Республика казахстан Государственная регистрация юридических лиц, в том числе с участием иностранного капитала, осуществляется в соответствии с Законом... | Приказ об утверждении квалификационных требований к специалистам... В целях формирования единой политики и совершенствования нормативной правовой базы по вопросам квалификации специалистов юридических... | ||
Xxvii городская научно-практическая конференция обучающихся «Открытия юных» Ликвидация дефицита йода станет такой же победой здравоохранения, как ликвидация натуральной оспы и полиомиелита” (Г. Х. Брутланд... | Администрацией города Твери (Свидетельство серия г регистрационный... Российской Федерации по налогам и сборам №1 по Тверской области 20. 12. 2006, за огрн 1026900557837 (Свидетельство о внесении записи... | ||
План работы Методического совета на 2012-2013 учебный год Реорганизация структуры Методических объединений преподавателей. Создание временных творческих групп по разработке локальных актов... | Программа дисциплины «Уголовно-правовая охрана корпоративных отношений... Программа дисциплины «Уголовно-правовая охрана корпоративных отношений и порядка банкротства юридических лиц» включает: учебную программу,... | ||
Программа дисциплины «Уголовно-правовая охрана корпоративных отношений... Программа дисциплины «Уголовно-правовая охрана корпоративных отношений и порядка банкротства юридических лиц» включает: учебную программу,... | Коммерческий банк «региональный кредит» утверждено: Правлением ОАО кб «Региональный кредит» Общие положения для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся в установленном законодательством порядке... | ||
Доклад Н. Н. Субботиной начальника отдела ведения федеральных реестров.... «О сроке размещения при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной... | Электронные информационно-справочные и документальные ресурсы Национального... Ю перспективу, является обеспечение и расширение свободного доступа заинтересованных физических и юридических лиц к научно-справочному... | ||
При предоставлении архивных выписок об открытии, реорганизации, ликвидации... Порядок взаимодействия органов местного самоуправления и организаций, участвующих в предоставлении архивных выписок об открытии,... | Реферат Дисциплина: «Земельное право» Тема: «Гарантии прав граждан... Гарантии прав граждан и юридических лиц при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд: теория и практика... | ||
Задачами контрольно-пропускного режима в образовательном учреждении... Оу и создание безопасных условий для обучающихся и работников оу и других лиц, находящихся в здании и на территории оу | Республики узбекистан I. Общие положения 1 Раздел II. Налог на доходы (прибыль) юридических лиц 4 | ||
Общие положения По обслуживанию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – клиентов ОАО «бинбанк» | Рабочая программа по дисциплине сд. 10. 02 «Налоги с юридических лиц» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |