Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) сравнительное правоведение направление подготовки 030900 «Юриспруденция»





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (модуля) сравнительное правоведение направление подготовки 030900 «Юриспруденция»
страница1/3
Дата публикации14.10.2014
Размер0.51 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Утверждено

на заседании совета ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­факультета политологии и права
протокол №__ от «___»__________201__ г.

Председатель совета

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________ Багреева Е.Г.

Подпись
МП
Факультет Политологии и права
Кафедра Международного права

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

Направление подготовки 030900 «Юриспруденция»
Профиль подготовки «Гражданско-правовой»

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Москва – 2012


Составители: к.ю.н., Ерохин Валерий Иванович, профессор кафедры международного права РЭУ им. Г.В. Плеханова

Волокитина Маргарита Владимировна, ассистент кафедры международного права РЭУ им. Г.В. Плеханова


Рецензенты: К.ю.н., профессор кафедры экономической безопасности и уголовно-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова Башкатов Леонид Дмитриевич

Д.ю.н., профессор Куракин Алексей Валентинович, профессор ВИПК МВД России



«Сравнительное правоведение», как учебная дисциплина относится к базовой части профессионального цикла дисциплин Б.3.

Рабочая программа включает организационно-методический раздел, содержание программы, основанное на компетентностном подходе к обучению студентов, тематический план изучения дисциплины, учебно-методическое обеспечение дисциплины и диагностические материалы итогового контроля качества усвоения дисциплины, а также материально-техническое обеспечение преподавания дисциплины.

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 030900.62 – «Юриспруденция»
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры международного права, протокол № 11 от «27» августа 2012 г.


Заведующий кафедрой







Астанин В.В.




(подпись)




(Ф.И.О.)


Одобрено советом факультета политологии и права, протокол №__ от «__» ______20__г.


Председатель совета факультета политологии и права









Багреева Е.Г.




(подпись)




(Ф.И.О.)


Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры Международного права
протокол № 4 от «07» декабря 2012 г.
Заведующий кафедрой ________________ Астанин В.В.

(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено советом факультета _______________________________________, протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.
Председатель ________________ Багреева Е.Г.

(подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры Международного права
протокол № __ от «__» _______ 201__ г.
Заведующий кафедрой ________________ Астанин В.В.

(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено советом факультета _______________________________________, протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.
Председатель ________________ Багреева Е.Г.

(подпись) (Ф.И.О.)

Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры Международного права
протокол № __ от «__» _______ 201__ г.
Заведующий кафедрой ________________ Астанин В.В.

(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено советом факультета _______________________________________, протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.
Председатель ________________ Багреева Е.Г.

(подпись) (Ф.И.О.)

Содержание


СОДЕРЖАНИЕ

4







I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

5

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ

5

УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

5

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО (ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

5

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

6

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

6







II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

8

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

8

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

14







III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

17







IV. УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

18

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

18

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ, СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ, КОНТРОЛИРУЮЩИЕ И ПРОЧИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

21

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (РАЗДЕЛОВ)

21







V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

21

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

21

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

21

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

22







VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

32







ПРИЛОЖЕНИЯ

33

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

33



I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель дисциплины
Целью учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» является формирование представления у студентов о правовых семьях и системах права, существующих в мире, об основополагающих правовых институтах, регулирующих экономические и правовые отношения, существующие в системах романо-германского права, англо-американского общего права, мусульманского права, индусского права, обычного права. Формирование практических навыков оценки правоприменения в контексте разных правовых систем.
Учебные задачи дисциплины

Задачи учебной дисциплины «Сравнительно правоведение» определяются содержанием и спецификой ее предмета и метода.

В более детальном виде задачами дисциплины являются:

  • изучение основных правовых систем современности;

  • изучение студентами базисных теоретических положений сравнительного правоведения;

  • формирование способностей юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

  • привитие навыков ориентации в системе нормативных правовых актов, самостоятельной работы с учебными пособиями, научной литературой и материалами судебной практики;

  • формирование основных общекультурных и профессиональных компетенций, направленных на овладение культурой мышления, способностью логически мыслить, анализировать, обобщать и оценивать государственно-правовые и экономико-правовые события и процессы.


Место дисциплины в структуре ООП ВПО (основной образовательной программы высшего профессионального образования)

Дисциплина «Сравнительное правоведение» относится к циклу Б-3 ООП. Сравнительное право занимает важное место в системе юридических наук. Учебная дисциплина связана с другими учебными курсами «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное право зарубежных стран», «Международное право», «Международное частное право».

Изучение учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» осуществляется после изучения дисциплин «Теория государства и права» «История государства и права зарубежных стран» и призвана закрепить у студента уже полученные навыки применения нормативных правовых актов, реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности, подготовки юридических документов.

Для успешного освоения дисциплины «Сравнительное правоведение» студент должен:

  1. знать историю государства и права зарубежных стран;

  2. знать основной терминологический аппарат;

  3. знать основные юридические документы;

  4. уметь подготавливать нормативные правовые акты;

  5. уметь реализовывать нормы материального и процессуального права.



Изучение дисциплины необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как европейское право, международное экономическое право, гражданское и торговое право зарубежных стран, международной арбитраж, международное право, международное частное право.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

ОК-1:

осознает социальную значимость совей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания

ПК-1:


способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем совей профессиональной деятельности

ПК-2:
ПК-12

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры

способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению

ПК-15:

способен толковать различные правовые акты

ПК-18:

способен управлять самостоятельной работой обучающихся



В результате изучения дисциплины «Сравнительное правоведение» студент должен:


  1. Знать:

    1. основные нормативные правовые документы (ПК – 1);

    2. социальную значимость совей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

  2. Уметь:

    1. осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

    2. толковать различные правовые акты (ПК-15);

    3. выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-18);

  1. Владеть:

    1. навыками разработки нормативно-правовых актов в соответствии с профилем совей профессиональной деятельности (ПК-1);

    2. навыками управления самостоятельной работой обучающихся (ПК-18).


Формы контроля:


Контроль за освоением дисциплины осуществляется в каждом дисциплинарном разделе отдельно.
Рубежный контроль: осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия:

  • микроконтрольные работы;

  • контрольные работы;

  • письменные домашние задания;

  • подготовка докладов, рефератов, выступлений;

  • написание эссе,

  • промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.


Промежуточная аттестация в 6 семестре экзамен в письменной форме (бакалавры), зачет в письменной форме (специалисты).
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Сравнительное правоведение» осуществляется в соответствии с Приложением 1.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




№№ п/п

Наименование раздела дисциплины (тема)

Содержание

Формируемые

компетенции

Результаты освоения

(знать, уметь, владеть)

Образоват. технологии

1

Понятие сравнительного правоведения и его предназначение


Определение сравнительного правоведении. История возникновения и развития сравнительного правоведения. Предмет сравнительного правоведения. Значение сравнительного правоведения. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина. Методолгия сравнительного правоведения. Функции сравнительного правоведения.

ОК-1,

ПК-2,

ПК-15

Знать: предмет, метод, значение и функции сравнительного правоведения; основные школы сравнительного правоведения.

Уметь: использовать основные методы сравнительного правоведения

Владеть: навыками использования основных методов сравнительного правоведения.

Лекция, семинар, письменное домашнее задание

2

Основные правовые системы современности


Правовая карта мира. Правовая система как основное понятие сравнительного правоведения. Правовая семья. Критерии классификации правовых систем и правовых семей. Сравнительное правоведение и международное право.

ОК-1,

ПК2

ПК-15

Знать: основные правовые системы, существующие в мире. Критерии классификации правовых систем и правовых семей.

Уметь: проводить классификацию правовых систем.

Владеть: знаниями о правовых системах и правовых семьях.

Семинар, письменное домашнее задание

3

Романо-германская правовая семья


Понятие, формирование и распространение романно-германской правовой семьи. Источники права в романно-германского права. Общее и особенное в правовых системах стран романо-германской правовой семьи. Французское право – модель французской правовой группы. Право ФРГ – модель германской правовой группы. Правовые системы скандинавских стран. Скандинавских стран в самостоятельную правовую семью. Историческое развитие правовых систем Скандинавских стран. Унификация и гармонизация законодательства Скандинавских стран. Правовые системы стран Латинской Америки. Формирование правовых систем стран Латинской Америки. Роль рецепции права в развитии правовых систем на примере стран Латинской Америки. Сочетание в правовых системах латиноамериканских стран рецепции и модернизации права. Правовая система Кубы. Правовая система Японии. Становление правовой системы Японии. Особенности японского правопонимания. Взаимодействие в Японии традиционных норм поведения и воспринятого западного права. Современное японское право. «Живое право».

ОК-1,

ПК-2,

ПК-15

Знать: Социально-экономические, исторические и культурные предпосылки возникновения романо-германской правовой семьи. Географию распространения романо-германских правовых систем. Структуру и источники права романо-германской правовой семьи. Общее и особенное в правовых системах стран романо-германской правовой семьи.

Уметь: ориентироваться в системе источников права романно-германской правовой семьи.

Владеть: знаниями об основных правовых системах романно-германской правовой семьи и их особенностях.

Лекция, семинар, письменное домашнее задание, обсуждение подготовленных студентами эссе.

4

Правовая семья общего права

Особенности формирования английского общего права и системы его источников. География распространения английского общего права. Источники и система права в странах англо-американской правовой семьи. Значение и место общего права в правовой системе.

Судебный прецедент. Соотношение законодательства и судебного правотворчества. Своеобразие основных правовых институтов и отраслей права. Основные тенденции в развитии современного английского права. Возрастание роли статутного права (законодательства). Рост делегированного законодательства. Правовые системы Шотландии. Формирование и особенности правовой системы США. Федеральное право и право штатов. Особенности общего права США. Кодификация и систематизация законодательства США. Судебный контроль в США. Источники американского права. Современные тенденции развития американского права. Прецедентное право и общее правовое наследие стран Британского Содружества. Особенности правовых систем Канады, Австралии и Новой Зеландии: Соотношение английского права и местного обычного права. Источники права. Судебная система.

ОК-1,

ПК-2,

ПК-15

Знать: Социально-экономические, исторические и культурные предпосылки возникновения правовой семьи общего права. Географию распространения англо-саксонских правовых систем. Структуру и источники права англо-саксонской правовой семьи. Общее и особенное в правовых системах стран правовой семьи общего права.

Уметь: ориентироваться в системе источников права правовой семьи общего права.

Владеть: знаниями об основных правовых системах правовой семьи общего права и их особенностях.

Лекция, семинар, письменное домашнее задание, обсуждение подготовленных студентами эссе.

5

Религиозные и традиционные правовые семьи


Мусульманская правовая семья. Историческая эволюция мусульманского права. Основные мазхабы мусульманского права. Источники мусульманского права. Доктрина как основной источник мусульманского права. Роль Корана и Сунны в мусульманском праве. Своеобразие основных институтов и отраслей мусульманского права. Государственное и религиозное принуждение. Мусульманское право и закон. Мусульманское право в правовых системах зарубежного Востока. Индусское право. Исторические и религиозные корни индусского права. Классическое индусское право. Сфера применения и взаимодействие индусского права с другими частями действующего права. Влияние английского общего права на индусское право. Источники индусского права. Особенности методов регулирования. Роль государственного принуждения. Механизмы действия индусского права. Правовая система Индии. Общая характеристика дальневосточного права. Древнекитайское право – основа дальневосточного права. Конфуцианское и легистское понимание права. Особенности дальневосточного понимания права. Отличие китайской правовой концепции от западной. Правовая система КНР. Традиционное право. Истоки и география распространения традиционного права. Формирование африканской правовой семьи. Право племен Тропической Африки и Океании. Африканское обычное право и современное законодательство. Влияние основных правовых семей на африканское обычное право. Современные правовые системы африканских стран.

ОК-1,

ПК-2,

ПК-15

Знать: Социально-экономические, исторические и культурные предпосылки возникновения правовых систем религиозного и традиционного права. Географию распространения систем религиозного и традиционного права. Структуру и источники права религиозных и традиционных правовых систем. Общее и особенное в правовых системах стран правовой семьи религиозного и традиционного права.

Уметь: ориентироваться в системе источников права религиозного и традиционного права.

Владеть: знаниями об основных правовых системах религиозного и традиционного права и их особенностях.

Лекция, семинар, письменное домашнее задание, обсуждение подготовленных студентами эссе.

6

Смешанные правовые системы


Понятие смешанных правовых систем. Особенности исторического взаимодействия и сочетания элементов романо-германской правовой семьи и английского общего права в правовых системах различных стран. Правовые системы канадской провинции Квебек и американского штата Луизианы. Правовая система Израиля. Правовая система ЮАР.

Другие смешанные правовые системы.


ОК-1,

ПК-2,

ПК-15

Знать: Социально-экономические, исторические и культурные предпосылки возникновения правовых систем религиозного и традиционного права. Географию распространения мешанных систем. Структуру и источники права в смешанных правовых системах. Общее и особенное в праве стран смешанных правовых системах.

Уметь: ориентироваться в системе источников права в странах смешанных правовых систем.

Владеть: знаниями о системах права в основных смешанных правовых системах.

Семинар, письменное домашнее задание, обсуждение подготовленных студентами эссе.

Обеспечение содержания дисциплины



Тема 1. Понятие сравнительного правоведения и его предназначение
Литература: Б-1; Б-2; О-1; О-2; О-3; О-4; Д-41; Д-42; Д-52; Д-55; Д-56.

Вопросы для самопроверки:

    1. Определение сравнительного правоведении.

    2. История возникновения и развития сравнительного правоведения.

    3. Предмет сравнительного правоведения.

    4. Значение сравнительного правоведения.

    5. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина.

    6. Методолгия сравнительного правоведения.

    7. Функции сравнительного правоведения.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Охарактеризуйте сравнительное правоведение как метод.

  2. Охарактеризуйте сравнительное право как наука.

  3. Охарактеризуйте сравнительное право как учебная дисциплина.

  4. Предмет сравнительного право, его место в системе юридических наук.

  5. Типология правовых систем.



Тема 2. Основные правовые системы современности
Литература: Б-1; Б-2; О-1; О-2; О-3; О-4; Д-41; Д-42; Д-52; Д-54; Д-55; Д-56.

Вопросы для самопроверки:

  1. Правовая карта мира.

  2. Правовая система как основное понятие сравнительного правоведения.

  3. Правовая семья.

  4. Критерии классификации правовых систем и правовых семей.

  5. Сравнительное правоведение и международное право.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Классификация основных правовых систем современности

  2. Правовая карта мира – основной предмет изучения сравнительного правоведения

  3. Правовая система – основное понятие сравнительного правоведения

  4. Правовая семья – специфическая категория сравнительного правоведения

  5. Определение правовой карты мира

  6. Критерии классификации правовых систем

  7. Учение о правовых семьях

  8. Сравнительное правоведение и международное публичное право

  9. Сравнительное правоведение и международное частное право

  10. Европейское право и сравнительное правоведение

  11. Становление европейского права

  12. Содержание европейского права

  13. Право Совета Европы

  14. Европейское правовое пространство

Тема 3. Романо-германская правовая семья
Литература: Б-1; Б-2; О-1; О-2; Д-8; Д-9; Д-25; Д-26; Д-30; Д-48; Д-59.

Вопросы для самопроверки:

  1. Рецепция римского права в Западной Европе (этапы, основные школы, историческое развитие).

  2. Юридические школы средневековой Европы.

  3. Историческое развитие романо-германской правовой семьи.

  4. Основные институты и источники романо-германского правовой семьи.

  5. Кодификация в истории романо-германской правовой семьи.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Понятие, формирование и распространение романно-германской правовой семьи.

  2. Общее и особенное в правовых системах стран романо-германской правовой семьи.

  3. Французское право – модель французской правовой группы.

  4. Право ФРГ – модель германской правовой группы.

  5. Правовые системы скандинавских стран.

  6. Скандинавских стран в самостоятельную правовую семью.

  7. Историческое развитие правовых систем Скандинавских стран.

  8. Унификация и гармонизация законодательства Скандинавских стран.

  9. Правовые системы стран Латинской Америки.

  10. Формирование правовых систем стран Латинской Америки.

  11. Сочетание в правовых системах латиноамериканских стран рецепции и модернизации права.

  12. Правовая система Кубы.

  13. Правовая система Японии.

  14. Становление правовой системы Японии.

  15. Особенности японского правопонимания.



Тема 4. Правовая семья общего права
Литература: Б-1; Б-2; О-1; О-2; О-4; Д-9; Д-25; Д-30; Д-48; Д-58; Д-59.

Вопросы для самопроверки:

  1. Формирование общего права, его структура.

  2. Основные источники семьи общего права: судебный прецедент, обычай, разум, доктрина, каноническое право.

  3. Источники права Шотландии.

  4. Источники американского права.

  5. Роль статутного права в системе общего права.

  6. Дуализм общего права и права справедливости.

  7. Прецедентное право.

  8. Структура, источники и основные группы английского общего права. Характерные черты английского общего права.

  9. Правовая система Шотландии.

  10. Понятие и основные категории правовой системы США.

  11. Источники американского права.

  12. Формирование американского права.

  13. Особенности современного американского права.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Особенности формирования английского общего права и системы его источников.

  2. География распространения английского общего права.

  3. Источники и система права в странах англо-американской правовой семьи.

  4. Значение и место общего права в правовой системе.

  5. Судебный прецедент.

  6. Соотношение законодательства и судебного правотворчества.

  7. Своеобразие основных правовых институтов и отраслей права.

  8. Основные тенденции в развитии современного английского права.

  9. Возрастание роли статутного права (законодательства).

  10. Рост делегированного законодательства.

  11. Правовые системы Шотландии: особенности исторического развития и системы источников права.

  12. Федеральное право и право штатов.

  13. Кодификация и систематизация законодательства США.

  14. Судебный контроль в США.

  15. Особенности правовых систем Канады, Австралии и Новой Зеландии.



Тема 5. Религиозные и традиционные правовые семьи
Литература: Б-1; Б-2; О-1; О-2; О-4; Д-1; Д-2; Д-5; Д-26; Д-30; Д-48.

Вопросы для самопроверки:

              1. Мусульманская правовая семья.

              2. Историческая эволюция мусульманского права.

              3. Основные мазхабы мусульманского права.

              4. Источники мусульманского права.

              5. Доктрина как основной источник мусульманского права.

              6. Роль Корана и Сунны в мусульманском праве.

              7. Мусульманское право и закон.

              8. Индусское право.

              9. Исторические и религиозные корни индусского права.

              10. Влияние английского общего права на индусское право.

              11. Механизмы действия индусского права.

              12. Общая характеристика дальневосточного права.

              13. Древнекитайское право – основа дальневосточного права.

              14. Конфуцианское и легистское понимание права.

              15. Особенности дальневосточного понимания права.

              16. Отличие китайской правовой концепции от западной.

              17. Правовая система КНР.

              18. Традиционное право.

              19. Истоки и география распространения традиционного права.

              20. Формирование африканской правовой семьи.


Задания для самостоятельной работы:

              1. Своеобразие основных институтов и отраслей мусульманского права. Государственное и религиозное принуждение.

              2. Мусульманское право и закон.

              3. Мусульманское право в правовых системах зарубежного Востока.

              4. Классическое индусское право.

              5. Правовая система Индии.

              6. Общая характеристика дальневосточного права.

              7. Конфуцианское и легистское понимание права.

              8. Особенности дальневосточного понимания права.

              9. Истоки и география распространения традиционного права.

              10. Формирование африканской правовой семьи.



Тема 6. Смешанные правовые системы
Литература: Б-1; Б-2; О-1; О-2; О-4; Д-12; Д-13; Д-26; Д-27; Д-30; Д-48.

Вопросы для самопроверки:

  1. Понятие смешанных правовых систем.

  2. Особенности исторического взаимодействия и сочетания элементов романо-германской правовой семьи и английского общего права в правовых системах различных стран.

  3. Правовые системы канадской провинции Квебек и американского штата Луизианы.

  4. Правовая система Израиля.

  5. Правовая система ЮАР.

  6. Другие смешанные правовые системы.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Понятие смешанных правовых систем.

  2. Особенности исторического взаимодействия и сочетания элементов романо-германской правовой семьи и английского общего права в правовых системах различных стран.

  3. Правовые системы канадской провинции Квебек и американского штата Луизианы.

  4. Правовая система Израиля.

  5. Правовая система ЮАР.


Экзамен (зачет)

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


В процессе освоения дисциплины «Сравнительное правоведение» используются следующие образовательные технологии:

Формы проведения занятий:


      1. Стандартные методы обучения:

  • лекции;

  • семинары,

  • письменные или устные домашние задания;

  • аналитические задания;

  • обсуждение подготовленных студентами эссе;

  • консультации преподавателей;

  • самостоятельная работа студентов.




  1. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

  • интерактивные лекции;

  • разбор конкретных ситуаций.


IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература


Базовые учебники:


    1. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение: основные правовые системы современности: учебник / А.Х. Саидов; под ред. В.А. Туманова; Ин-т государства и права РАН, Академ. правовой ун-т. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юристъ, 2007. – 509 c.

    2. Давид Р., Жоффре-Спинози, К. Основные правовые системы современности. М.: Междунар. отношения, 2009. – 453 с.


Основная литература:


  1. Малько А.В. Сравнительное правоведение: учебно-метод. комплекс / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. – М.: НОРМА, 2008. – 351 c.

  2. Осакве К. Сравнительное правоведение: схематический комментарий: [учебно-практическое пособие] / К. Осакве. – М.: Юристъ, 2008. – 829 с.

  3. Тихомиров Ю.А.. Курс сравнительного правоведения. – М.: Норма, 1996.

  4. Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере

частного права. – М.: 2003. – Т. 1.

Нормативно-правовые документы:
В рамках изучения дисциплины «Сравнительное правоведение» не используются.
Дополнительная литература:


  1. Артемов В.Ю. Источники и доктринальные школы мусульманского права // Журнал российского права, 2007, № 3. – С. 128-135.

  2. Барковская Е., Ионова А. Проблемы современного государственного строительства и ислам: опыт и уроки Ататюрка // Государственная служба, 2006, № 1. – С. 131-140.

  3. Бирюков Д.Ю. Способы обеспечения исполнения обязательств в законодательстве Китая // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, 2006, № 2. – С. 25-37.

  4. Бирюков П.Н. Международное право / П.Н. Бирюков. – 3-е изд., пере-раб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 685 c.

  5. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана / В.О. Бобровников; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. – М.: "Восточная лит." РАН, 2002. – 368 c.

  6. Васильева Т.А. Актуальные вопросы судебного прецедента как источника права // Право и политика, 2007, № 7. – С. 84-91.

  7. Васильева Т.А. Эволюция института гражданства в Японии // Конституционное и муниципальное право, 2006, № 9. – С. 33-39.

  8. Вересова Н. Конституционный прецедент в странах романо-германской группы права. (Формирование нового источника права) // Власть, 2006, № 11. – С. 77-79.

  9. Волков А.К. Конституционные акты Второй империи во Франции (1852–1870 гг.) // Правоведение, 2007, № 2. – С. 164-178.

  10. Воронина З.И. Применение судами РФ иностранного права // Российский судья, 2004, № 8. – С. 25-27.

  11. Голубева Е.И. Правовое оформление консолидации класса феодалов XV–XVIII вв.: материалы к лекции / Е.И. Голубева; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. – М. : Изд-во РАГС, 2003. – 23 c.

  12. Голубева Л.А. Сравнительное государствоведение: учеб. для вузов / Л.А. Голубева, А.Э. Черноков ; С.-Петерб. ин-т внешнеэконом. связей, экономики и права, О-во "Знание" С.-Петербурга и Ленингр. обл. - СПб.: ИВЭСЭП, 2009. – 555 с.

  13. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов / В.Г. Графский; Ин-т государства и права Рос. акад. наук. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2007. – ХIV, 737 с.

  14. Дмитриев С. Заверения, гарантии и обязательства возмещения убытков по англо-американскому и российскому праву // Право и экономика, 2004, № 4. С. 22-30.

  15. Додонов В.Н. Сравнительное уголовное право – М.: [Б.и.], 2009. – 446 c.

  16. Дождев Д.В. Римское частное право: учебник / Д.В. Дождев; под общ. ред. В.С. Нерсесянца; Ин- т государства и права Рос. акад. наук, Академ. правовой ун-т. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2006. – XVIII, 765 с.

  17. Евразийское экономическое сообщество: Правовые и экономические основы: учебное пособие [Т.Ш. Кулматов, Н.Т. Мамбеталиев, М.Р. Бобоев, П.В. Алексий]; Под ред. А.И. Манжосова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 271 c.

  18. Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации / Б.Л. Зимненко; Гос. образ. учреждение высш. проф. обра-зования Российская академия правосудия. – М.: Статут, 2006. – 451 с.

  19. История государства и права зарубежных стран: в 2 ч.: учебник / под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. – 2-е изд. – М.: НОРМА, 2004.

  20. Каламкарян Р.А. Международное право: учебник / Р.А.Каламкарян, Ю.И. Мигачев. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2006. – 735 c.

  21. Кистяковский А.Ф. Исследование о смертной казни / А.Ф. Кистяковский. – Тула: Автограф, 2000. – 270 c.

  22. Козочкин И.Д. Принцип законности в современном американском уголовном праве // Правоведение, 2005, № 6. – С. 48-61.

  23. Козыренко Л. Государство и Церковь в Великобритании // Государственная служба, 2006, № 1. – С. 126-129.

  24. Колбая С.Г. О преемственности поста президента // Конституционное и муниципальное право, 2006, № 6. – С. 17-20.

  25. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия: учеб. пособие / [сост. В.В. Маклаков]. – 5-е изд., пе-рераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – [XXIV], 581 с.

  26. Конституции зарубежных стран: сборник / [сост. В.Н. Дубровин]. – М.: Юрлитинформ, 2006. – 445 с.

  27. Косарев А.И. Всеобщая история государства и права: учебник / А.И. Косарев; Моск. ин-т права. – М.: Юриспруденция, 2007. – 500 с.

  28. Курицын В.М. Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России: учеб. пособие / В.М. Курицын, Д.Д. Шалягин; Моск. ун-т МВД России. – М.: Академ. Проект, 2004. – 491с.

  29. Лафитский В.И. Конституционные основы федерализма в США // Жур-нал российского права, 2007, № 3. – С. 116-127.

  30. Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход / Раймон Леже; пер. с фр. [А.В. Грядов]. – М. : Во-лтерс Клувер, 2009. – 529 с.

  31. Ломанов А. Китайский человек – основа всего // Россия в глобальной политике, 2004, № 2. – С. 183-186.

  32. Лукашук И.И. Международное право: Особенная часть: учебник / И.И. Лукашук; Рос. акад. наук, Ин-т гос. и права, Академ. правовой ун-т. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – ХVII, 518 с.

  33. Лукьянова Е.Г. Глобализация и правовая система России: основные направления развития / Е.Г. Лукьянова. – М.: НОРМА, 2006. – 110 c.

  34. Марченко М.Н.. Сравнительное правоведение. – М.: «Зерцало», 2001.

  35. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский [и др.]; под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко; Дипломатическая акад. МИД Рос. Федерации. – М.: Омега-Л, 2007. – 831 c.

  36. Международное право: учебник / Междунар. юрид. ин-т при Мин. юстиции Рос. Федерации; [В.В. Алешин [и др.]; под общ. ред. А.И. Микульшина]. – М.: Междунар. отношения, 2005. – 359 c.

  37. Международное право: учебник для вузов / Н.Г. Беляева [и др.]; отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2007. – ХII, 611 с.

  38. Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран: учебник / Р.Т. Мухаев. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 857 c.

  39. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: [в 2 т.]: учеб-ник / О.А. Омельченко. – Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Эксмо, 2007.

  40. Рулан Н. Юридическая антропология: учебник / Норбер Рулан; отв. ред. В.С. Нерсесянц; [пер. с фр. А.И. Ковлер]. – М.: НОРМА, 1999. – 301 c.

  41. Савельев В.А. Дарение в римском праве и в современном законодательстве // Журнал российского права, 2007, № 3. – С. 41-48.

  42. Сафонов В.Н. Конституция США и социально-экономические права граждан: историко-правовое исследование / В.Н. Сафонов. – М.: НОР-МА, 2007. – с. 5-270.

  43. Сивак Т.Р. Выгодоприобретатель в договоре имущественного страхования по английскому праву и гражданскому праву России // Журнал российского права, 2004, № 4. – С. 107-117.

  44. Трикоз Е.Н. Формирование системы источников уголовного права Австралии в XIX – начале XX вв. // Журнал российского права, 2003, № 7. – С. 159-170.

  45. Хапов А.В. Источники английского общего права: судебные прецеденты // Российская юстиция, 2006, № 3. – С. 63-67.

  46. Хасебе Я. Конституционные заимствования и политическая теория // Сравнительное конституционное обозрение, 2005, № 4. – С. 81-92.

  47. Хлестова И.О. Юрисдикционный иммунитет государства / И.О. Хлестова; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Рос. Федерации. – М.: Юриспруденция, 2008. – 213 с.

  48. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2-х т. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: НОРМА, 2003.

  49. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / сост. В.Н. Садиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007. – 767 c.

  50. Черненко А.К. Теоретико-методологические проблемы формирования правовой системы общества / А.К. Черненко; Рос. акад. наук. Сиб. отд-ние [и др.]. – Новосибирск: Наука, 2004. – 289 c.

  51. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права: [учебник] / З.М. Черниловский. – М.: Юристъ, 2002. - 575 c.

  52. Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение: учебное пособие / А.Э. Черноков; С.-Петерб. ин-т внешнеэкономических связей, экономики и права, Общество "Знание Санкт-Петербурга и Ленинградской области. – СПб.: Знание, 2004. – 204 с.

  53. Чернышева Л.А. К вопросу о применении модельных законов в унификации гражданского права КНР и основных тенденциях его развития // Власть и управление на Востоке России, 2003, № 2. – С. 92-97.

  54. Чиркин В.Е. Верхняя палата современного парламента: сравнительно-правовое исследование / В. Е. Чиркин. – М.: НОРМА, 2009. – 142 с.

  55. Чичерин Б.Н. Общее государственное право / Б.Н. Чичерин; под ред. В.А. Томсинова; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. - М.: Зерцало, 2006. – ХХХ, 505 с.

  56. Шатилова С.А. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие / С.А. Шатилова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 271 с.

  57. Шепенко Р.А. Налоговое право Китая: взимание и ответственность / Р.А. Шепенко. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – 457 с.

  58. Шумилов В.М. Правовая система США: [учеб. пособие] / В.М. Шумилов; Всерос. акад. внешней торговли. – М.: Междунар. отношения, 2006. – 405 с.

  59. Яровая М.В. Особенности судебных систем Франции, ФРГ, Великобритании и Нидерландов // Российская юстиция, 2006, № 3. – С. 68-70.

Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие программы, используемые при изучении дисциплины:


  1. www.consultant.ru – справочно-информационная система.

  2. www.garant.ru – справочно-информационная система.

  3. Референт – справочно-информационная система.


Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов)


  • Мультимедийные средства (интерактивные презентации, наглядный показательный материал);

  • Информационно-коммуникационные технологии (использование Интернета для выполнения индивидуальных заданий, подготовка презентаций в Power-Point по материалам изучаемой темы, проведение 1 раз в семестр учебных конференций с использованием мультимедийных средств);

  • аудиовизуальные средства: слайды, презентации на цифровых носителях;

  • компьютеры, проекторы.


V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) сравнительное правоведение направление подготовки 030900 «Юриспруденция» iconРабочая программа Учебной дисциплины сравнительное правоведение для...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) сравнительное правоведение направление подготовки 030900 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «сравнительное правоведение: сравнительное конституционное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030900. 68 «Юриспруденция»,...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) сравнительное правоведение направление подготовки 030900 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «сравнительное правоведение: сравнительное конституционное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030900. 68 «Юриспруденция»,...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) сравнительное правоведение направление подготовки 030900 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «сравнительное правоведение: сравнительное конституционное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030900. 68 «Юриспруденция»,...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) сравнительное правоведение направление подготовки 030900 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «сравнительное правоведение: сравнительное конституционное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030900. 68 «Юриспруденция»,...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) сравнительное правоведение направление подготовки 030900 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «сравнительное правоведение: сравнительное конституционное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030900. 68 «Юриспруденция»,...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) сравнительное правоведение направление подготовки 030900 «Юриспруденция» iconСамостоятельная работа 72 час зачет 2 семестр рабочая программа составлена...
Сравнительное правоведение направление подготовки 030900. 68 юриспруденция Форма подготовки очная
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) сравнительное правоведение направление подготовки 030900 «Юриспруденция» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Международное частное право...
Данная дисциплина относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла Б. 3 (Б3 Б. 18) направления подготовки 030900...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) сравнительное правоведение направление подготовки 030900 «Юриспруденция» iconРабочая программа дисциплины «Сравнительное правоведение»
Целями освоения дисциплины (модуля) «Сравнительное правоведение» являются освоение студентами положений современной теории права,...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) сравнительное правоведение направление подготовки 030900 «Юриспруденция» iconСамостоятельная работа 72 час зачет 2 семестр Учебно-методический...
Сравнительное правоведение Направление подготовки 030900. 68 юриспруденция Форма подготовки очная
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) сравнительное правоведение направление подготовки 030900 «Юриспруденция» iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция на...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) сравнительное правоведение направление подготовки 030900 «Юриспруденция» iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция на...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) сравнительное правоведение направление подготовки 030900 «Юриспруденция» iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) сравнительное правоведение направление подготовки 030900 «Юриспруденция» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) философия права направление...
...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) сравнительное правоведение направление подготовки 030900 «Юриспруденция» iconОсновная образовательная программа 030900. 62 Направление Юриспруденция
Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» составлена в соответствии с требованиями фгос впо направления подготовки 030900....
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) сравнительное правоведение направление подготовки 030900 «Юриспруденция» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) б безопасность жизнедеятельности...
Рецензент: Янгуразова З. А., д б н., зав кафедрой безопасности жизнедеятельности и охраны природы БашГУ


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск