«Конституционные права и национальные конфликты» Автор: Кузнецов Артём, ученик 6-в Веселоярской средней школы Грудий Татьяна Николаевна, учитель истории Веселоярской средней школы. Алтайский край Рубцовский район





Скачать 160.96 Kb.
Название«Конституционные права и национальные конфликты» Автор: Кузнецов Артём, ученик 6-в Веселоярской средней школы Грудий Татьяна Николаевна, учитель истории Веселоярской средней школы. Алтайский край Рубцовский район
Дата публикации15.10.2014
Размер160.96 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:

«Веселоярская средняя общеобразовательная школа имени Героя России Сергея Шрайнера»

Исследовательский проект

«Конституционные права и национальные конфликты»

Автор: Кузнецов Артём,

ученик 6-в Веселоярской средней школы

Руководитель: Грудий Татьяна Николаевна,

учитель истории Веселоярской средней школы.

Алтайский край

Рубцовский район

с. Веселоярск

2013

Содержание:


  1. Введение………………………………………….

  2. Межнациональные конфликты – историческая закономерность или личная позиция?

    1. Толерантность или этноцентризм.

    2. Правовое положение депортированных.

  3. Заключение ………………………………………

Приложения…………………………………………….

3-4
5-9

10

11-14




  1. Введение.


Не то беда, что ты поляк:

Костюшко лях, Мицкевич лях!

Пожалуй, будь себе татарин, -

И тут не вижу я стыда;

Будь жид – и это не беда…

А.С. Пушкин
 Вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Преамбула констатирует, прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого акта для дальнейшего развития государства и общества.

Но, к сожалению, на сегодняшний день трудно назвать более актуальную проблему, чем межнациональные отношения. Почему-то людям разных национальностей трудно жить на одной планете без попыток доказать превосходство своей национальности над другими. К счастью, печальная история немецкого национал социализма отошла в прошлое, однако нельзя сказать, что межнациональные распри канули в Лету.

«Национальный вопрос относится к вечным вопросам российской истории. За тысячелетие наши предки создали великое государство, органично интегрировав в русскую историю татар, евреев, немцев, армян, грузин, поляков и многих других…», пишет Андраник Мигранян, член Общественной палаты Российской Федерации, кандидат исторических наук. Действительно, из истории России мы знаем, что рядом с русскими веками жили разные этнические общности, они справедливо считаются себя коренными жителями нашей страны. Исторически их роль в развитии России также велика, как и роль русских.

Тогда почему не только в мире, но рядом с нами не изжиты национальные конфликты. Этническое многообразие - богатство или беда России?– такую проблему мне бы хотелось рассмотреть в данной работе.
Конечно, в огромном многонациональном государстве всегда будут возникать межнациональные трения, решение которых часто зависит от каждого из нас.

В нашем селе тоже проживают люди различных национальностей, в нашей школе за одной партой сидят представители разных национальностей, мне захотелось узнать, а не происходят ли конфликты на межнациональной почве у нас в селе?

Отсюда цель: изучить особенности национальных отношений в селе, на основе изученного, определить наиболее приемлемую позицию для себя и поделиться ей с другими.

Задачи:

  • Изучить и обобщить имеющийся материал по данной теме для реализации цели исследования.

  • Провести исследовательскую работу: собрать информацию о представителях разных национальностей, живущих в нашем селе, проанализировать и сделать соответствующие выводы.

В ходе работы мне хотелось узнать:

  • Представители каких национальностей проживают на территории села?

  • Каким образом они оказались в нашем селе?

  • Как складываются их взаимоотношения с коренными жителями?

  • Как они адаптировались к местным условиям?

  • Случаются ли у них конфликты и по каким причинам?



  1. Межнациональные конфликты – историческая закономерность или личная позиция?




    1. Толерантность или этноцентризм.


Исторически сложилось так, что Россия изначально формировалась, как многонациональное государство. Еще Николай I говорил: «Немец, финляндец, татарин, грузин и другие - вот что такое Россия».

Понятно, что в огромном многонациональном государстве всегда будут возникать межнациональные трения, решение которых часто зависит от каждого из нас. В настоящей конституции РФ говорится о равенстве прав и свобод граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религии.

Статья 19

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Конституция предусматривается, что государство должно создавать для народов равные социальные и политические условия, позволяющие сохранять и развивать свою культуру.

В нашем селе проживают люди различных национальностей (по данным паспортного стола с. Веселоярск – 19 национальностей), мы так к этому привыкли, что иногда даже не замечаем их присутствия рядом с собой. Конечно, именно так и нужно жить, а иначе как? Но вряд ли кто-то из нас знает, помнит или задумывается о ст. 19 Конституции и это натолкнуло меня на мысль: «А так ли все хорошо, а не происходят ли конфликты на межнациональной почве у нас в селе?» Кроме того, иногда мы слышим: «У нас государственный язык – русский – на русском и говорите!»
Примечание.

Правильно это или нет? Этот вопрос был задан 30 жителям села. Мнения разделились следующим образом (см. Приложение 1).

Конечно, с точки зрения простого обывателя, это правильно. Но вряд ли тот, кто это говорит, знает о конституционном праве гражданин РФ.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Как редко мы задумываемся о нарушении чьих-то прав этими словами и еще реже думаем о том, что это может быть причиной конфликта: «Мы к вам в страну не просились, это вы нас к себе присоединили» - отвечают некоторые.

Услышав этот диалог, мне захотелось узнать и понять основные причины конфликтов, которые, к сожалению, возникают: может быть причины конфликтов уходят корнями в историю или это все таки личная позиция?

Для того чтобы ответить на вопрос, я решил побеседовать с некоторыми жителями села и провести социологические опросы различных групп населения и сделать соответствующие выводы (см. Приложение 2).
Из беседы с Тимуром Гусейновым, жителем села (беседовал А. Кузнецов).

«Долгое время я и моя семья жили в Казахстане, в Алмате. В советские времена мы вообще разницы не чувствовали между русскими и не русскими. Жили, учились, работали все вместе. После распада Союза, конечно, труднее стало общаться, но сказать, что совсем плохо, тоже не могу. Конфликты, понятно, были, но не потому что я не русский, а кто-то русский, национальность здесь не при чем. Причина, я думаю, в личных качествах человека».
Д.А. Макаров, житель села (беседовал А. Кузнецов).

«Я родился в Казахстане, закончил там школу. В Россию приехал учиться в институте, так тут и остался. На вопрос о конфликтах между нациями, могу ответить так: в школе, училище, просто на улице мы, молодежь, ссорились не из-за разных национальностей, причины могли быть какие угодно. Я никогда не слышал оскорбительных слов в свой адрес со стороны казахов. Сейчас, когда я приезжаю в Казахстан, я приезжаю домой и чужим там себя я не чувствую»
С.В. Кочкин, житель села (беседовал А. Кузнецов).

«Я как, наверное, многие родился, жил в Казахстане. В Казахстане родились мои дети. Долгое время я работал бок о бок и с казахами, и с таджиками, и с татарами. После распада СССР, не знаю как кто, разница между нациями почувствовалась сразу. Я тоже слышал фразу «В Казахстане живете – учите язык». Я и моя семья приехали в Россию больше всего именно по этой причине»
Историческая справка.

Присоединение Казахстана к России началось по инициативе хана Младшего жуза Абулхаира. В октябре 1730 года посольство прибыло в Петербург и доставило письмо императрице Анне Иоанновне с просьбой принять в подданство. 19 февраля 1731 года Анна Иоанновна подписала Грамоту "Хану Абулхаиру и всему казахскому народу о принятии их в российское подданство". Где говорилось, что Абулхаир-хан с подвластными ему людьми принимаются в российское подданство "обещаетесь нашему императорскому величеству служить верно и платить ясак так, как служат башкирцы… <чтоб от подданных российских обид и разорения вам никакова не было>…. <ежели на вас, кайсаков, будут нападать какие неприятели, чтоб вы могли от того нашим императорского величества защищением охранены быть и счислять бы вас с подданными российскими"1.

Это был первый шаг в присоединении Казахстана к России.

В первой половине XIX в. кочевья казахов подвергались страшному разгрому со стороны Хивы. В 1817 г. султан Сьюк Абылайхан-углы заявил о желании принять российское подданство, в 1819 г. принес присягу. В состав России вошли 66 тысяч человек. В 1824 г. приняли подданство России 14 султанов Старшего жуза, 165 тысяч мужчин. В 1847 г. подавляющее большинство казахов Среднего и

Старшего жузов перешло в российское подданство. В 1855 г. российское подданство приняло кыргызское племя Бугы.
Из беседы с Рустамом Банаевым, работает в селе (беседовал А. Кузнецов).

«Я гражданин Таджикистана, в России нахожусь на заработках. Межнациональные конфликты, конечно, бывают, но я не знаю из-за чего они случаются. Я учился в советской школе, кто кого покорил, нам не говорили, была история Советского Союза, в институте была история КПСС. Поэтому для нас, взрослого населения, конфликты случаются не из-за истории, а из-за неумения людей ладить между собой. Я здесь на русском языке разговариваю с русскими и казахами или с другими, на своём языке разговариваю с земляками»
Историческая справка.

На юго-востоке от России располагались обширные среднеазиатские территории. Народы Средней Азии развивались неодинаково в экономическом, социальном и политическом отношениях. В первой половине XIX в. Россия, проявляя некоторый интерес к пограничному с ней среднеазиатскому региону, пыталась наладить с ним экономические связи, изучить возможность его завоевания и последующего освоения. Однако решительных внешнеполитических действий Россия не вела. Во второй половине XIX в. ситуация кардинально изменилась из-за стремления Великобритании проникнуть в эти районы и превратить их в свою колонию. Россия не могла допустить появления «английского льва» в непосредственной близости от своих южных рубежей. Соперничество с Англией стало основной причиной активизации русской внешней политики на Среднем Востоке.

В 1863 г. на заседании Особого комитета было принято решение начать активные военные действия. Первое столкновение произошло с Кокандским ханством. В 1864 г. войска под командованием М. Г. Черняева предприняли первый поход на Ташкент, который закончился неудачно. Однако Кокандское ханство, раздираемое внутренними противоречиями и ослабленное борьбой с Бухарой, находилось в тяжелом положении. Воспользовавшись этим, в июне 1865 г. М. Г. Черняев фактически бескровно овладел Ташкентом. В 1866 г. этот город был присоединен к России, из завоеванных территорий было образовано Туркестанское генерал-губернаторство.

В 1867-1868 гг. русские войска под командованием туркестанского генерал-губернатора К. П. Кауфмана вели напряженную борьбу с бухарским эмиром. Подстрекаемый Великобританией, он объявил русским «священную войну». В результате успешных военных действий русская армия одержала ряд побед над бухарским эмиром. Самарканд сдался без боя. Между Россией и Бухарой был подписан мирный договор. После Хивинского похода в 1873 г. Хивинское ханство отказалось в пользу России от земель по правому берегу Амударьи и в политическом плане превратилось в ее вассала с сохранением внутренней автономии. В эти же годы продолжалось проникновение в Кокандское ханство, территория которого в 1876 г. была включена в Россию как часть Туркестанского генерал-губернаторства.

Одновременно присоединялись земли населенные туркменскими племенами и некоторыми другими народами. Процесс овладения Средней Азией завершился в 1885 г. добровольным вхождением Мерва в состав России2.
Примечание.

Присоединение Средней Азии можно оценивать по-разному. С одной стороны, эти земли в основном были завоеваны Россией. С другой стороны, в составе России среднеазиатские народы получили возможность ускоренного развития. Было покончено с рабством, наиболее отсталыми формами патриархальной жизни и феодальными усобицами, разорявшими население.

Народы Средней Азии, находясь в составе России, не утратили свои национальные, культурные и религиозные черты. Наоборот, с момента присоединения начался процесс их консолидации и создания современных среднеазиатских наций.
Факт.

Россия не извлекала из своих национальных окраин прибыли, наоборот - расходовала средства на их обустройство. Инородцы имели много привилегий: освобождение от воинской повинности, низкие налоги. Национальное происхождение не было препятствием для занятия высоких государственных постов. В числе российских министров были немцы, татары, армяне. Представители разных национальностей командовали армейскими штабами и корпусами.


    1. Религиозные особенности как причина конфликта.


Религия есть символическая система для восприятия целостности мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные конечные значения. В нашей школе обучаются дети разных национальностей. Есть класс, в котором из 22 человек – 6 других национальностей. В основном – это дети, родители которых, а значит и они, очень чтут устои национальной религии. У них другой взгляд на мир, на окружающую их обстановку. Иногда девочки приходят в школу в хиджабах. Конечно, все воспринимают это по-разному. Открытых конфликтов не было, но не довольные взгляды заметны. А вдруг, это вызовет конфликт, а что по этому поводу говорит закон, оказывается
Cтатья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Политики, ученые, журналисты говорят, что «виной всему является недостаточная "цивилизованность" верующих людей, не "просвещенных" достижениями рационалистической мысли»3.
Примечание.

Религиозные лидеры убеждают окружающих, что вера сама по себе не является причиной конфликта, а скорее становится предметом злоупотреблений со стороны заинтересованных в конфликте сил. И в той, и в другой позиции есть своя правда. Действительно, верующие люди подчас не научены терпимости, склонны смешивать религию с национализмом и другими идеологическими обоснованиями вражды.

А как же думаем мы, школьники, ведь редко кто, особенно в младших и средних классах, о праве, которое дает нам Конституция. Я решил провести опрос и сделать выводы (см. Приложение 3).
Вывод.

Проведя беседы, опросы, проанализировав факты истории, мне стало очевидно, что индивидуальность и неповторимость каждого народа, проживающих на территории России составляет единое целое нашей уникальной страны и ее культуры. Разве можем мы представить российское кино без Армена Джигарханяна и Марата Башарова, Александра Цикало и Раднера Муратова? Как может обойтись наша эстрада без Тамары Гвердцители, Азизы и Алсу, без Жасмин и Авраама Руссо. Насколько бедней была бы наша страна без Николая Цискаридзе, Махмуда Эсамбаева, Михаила Жванецкого, Таира Салахова, Михаила Галустяна и Гарика Мартирасяна? Мы ведь не задумываемся об их национальности и о том, на каком языке они говорят, мы просто наслаждаемся их творчеством, и даже многому у них учимся. «Всякая нация может и должна учиться у других», говорил Карл Маркс.



  1. Заключение.

История, которая связывает разные народы на русской земле, насчитывает несколько веков. Между народами возникают конфликты, это естественно в многонациональной стране.

Когда я выбирал тему работы, то даже не предполагал, что она может вызвать у меня самые различные чувства и привести к не простым разговорам. Оказывается люди по-разному воспринимают этот вопрос, оказывается далеко не все знают о правах, которые дает Конституция РФ в национальном вопросе.

Как быть, если конфликты случаются, как ответить на поставленный вопрос «Этническое многообразие - богатство или беда России?»

Может быть подумать нужно о другом, может не нужно искать причин, н-р, учащийся нашей школы, Миразиз Норматов (киргиз), написал в реферате по обществознанию: «Конечно, национальный вопрос очень не простой. Сейчас, все чаще происходит стирание национальных отличий, забываются свои корни, традиции. Иногда, нам, нерусским жителям, хочется воспылать гневом, найти виноватых, особенно если вдруг происходят конфликты. Но что это даст и будет ли это правильным поступком? А может не надо искать виноватых, потому что их нет, а подумать, что ты лично, житель России, к какой этнической группе ты бы не принадлежал, можешь сделать для своей страны?»4
Вывод.

Я понял и доказал, что мы жители одной многонациональной страны, где нет наций плохих или хороших, есть плохие или xopoшие люди, а точнее - плохие или хорошие поступки, национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком. И, знаем мы конституционные права друг друга или нет, многонациональность нашей страны – это наша судьба, это наше богатство.

Приложения.

Приложение 1

Социологический опрос № 1.

«У нас государственный язык – русский – на русском и говорите!» Как думаете вы?



Приложение 2.

Социологический опрос № 2.

Как вы относитесь к представителям других национальностей в нашем селе?

  1. Положительно

  2. Отрицательно

  3. Безразлично



Вывод: После проведения первого опроса мне удалось выяснить то, что среди жителей села мало враждебно настроенных людей, в основной массе относятся либо положительно либо безразлично, т.е. не предают этому большого значения.

Социологический опрос № 3

  1. Случались ли у вас конфликты с людьми разных национальностей?




  1. Да, случались

  2. Нет, не случались

  3. Не задумывался об этом



Вывод: результаты первого вопроса меня обрадовали, так как конфликтов между жителями нашего села различных национальностей практически не происходили.

2. По вашему мнению, какие основные причины межнациональных конфликтов?

  1. Религиозные

  2. Несоответствие взглядов на жизнь

  3. Другое



Вывод: второй вопрос показал то что основная причина конфликта (если он происходит) происходит на почве несовпадения взглядов на жизнь.

3. Нужно ли предотвращения межнациональных конфликтов?

  1. Да, нужно

  2. Нет, не нужно

  3. Не задумывался



Вывод: проведённый опрос показал, что люди хотят предотвращения межнациональных конфликтов, а это, по моему мнению, очень хорошо.

Приложение 3.

Социологический опрос № 4

  1. Как вы относитесь к тому, что иногда не русские девочки приходят в школу в хиджабах?




  1. Спокойно, это их право

  2. Отрицательно

  3. Безразлично


Вывод: проведённый опрос показал, что большая часть школьников относится к проявлениям национальных особенностей отрицательно, что настораживает.

  1. Считаете ли вы, что различия в религии и внешние проявления национально-религиозных особенностей может стать причиной конфликта?




  1. Да, конечно

  2. Нет

  3. Затрудняюсь, все зависит от воспитания



Вывод: проведённый опрос показал, что большая часть школьников считает, что проявление национально-религиозных особенностей не является причиной конфликта.



4 Из реферата по обществознанию «Межнациональные отношения»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Конституционные права и национальные конфликты» Автор: Кузнецов Артём, ученик 6-в Веселоярской средней школы Грудий Татьяна Николаевна, учитель истории Веселоярской средней школы. Алтайский край Рубцовский район iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Ковалева Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания мбоу рассветовской средней общеобразовательной школы Аксайского...
«Конституционные права и национальные конфликты» Автор: Кузнецов Артём, ученик 6-в Веселоярской средней школы Грудий Татьяна Николаевна, учитель истории Веселоярской средней школы. Алтайский край Рубцовский район iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Белякова Любовь Николаевна, учитель Куликовской средней общеобразовательной школы
«Конституционные права и национальные конфликты» Автор: Кузнецов Артём, ученик 6-в Веселоярской средней школы Грудий Татьяна Николаевна, учитель истории Веселоярской средней школы. Алтайский край Рубцовский район iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: учитель математики моу хотимль-Кузменковской средней общеобразовательной школы Хотынецкого района Орловской области Никитина...
«Конституционные права и национальные конфликты» Автор: Кузнецов Артём, ученик 6-в Веселоярской средней школы Грудий Татьяна Николаевна, учитель истории Веселоярской средней школы. Алтайский край Рубцовский район iconКонспект урока всемирной истории для 10 класса по теме: Международные отношения в начале XX века
Автор: Аллахвердиева Индира Казимовна, учитель истории и географии средней школы №5, город Костанай, Республика Казахстан
«Конституционные права и национальные конфликты» Автор: Кузнецов Артём, ученик 6-в Веселоярской средней школы Грудий Татьяна Николаевна, учитель истории Веселоярской средней школы. Алтайский край Рубцовский район iconУчитель: Савельева Татьяна Владимировна
Самостоятельные работы уч-ся в 7-9 классах средней школы. Дидактический материал. Н. А. Родина, Е. М. Гутник, И. Г. Кириллова
«Конституционные права и национальные конфликты» Автор: Кузнецов Артём, ученик 6-в Веселоярской средней школы Грудий Татьяна Николаевна, учитель истории Веселоярской средней школы. Алтайский край Рубцовский район iconМодель 16 районного конкурса «учитель года 2014» номинации: «Учитель...
«Учитель начальных классов», «Учитель основной и средней школы», «Классный
«Конституционные права и национальные конфликты» Автор: Кузнецов Артём, ученик 6-в Веселоярской средней школы Грудий Татьяна Николаевна, учитель истории Веселоярской средней школы. Алтайский край Рубцовский район iconОбразовательная программа государственного бюджетного образовательного...
Статистические данные по социуму микрорайона школы, миграция, культурные тенденции, национальные особенности, отношение к школе и...
«Конституционные права и национальные конфликты» Автор: Кузнецов Артём, ученик 6-в Веселоярской средней школы Грудий Татьяна Николаевна, учитель истории Веселоярской средней школы. Алтайский край Рубцовский район iconЛитература: 25
Разработчик – Пащенко Ольга Николаевна, учитель информатики моу новогородковской средней общеобразовательной школы Одинцовского района...
«Конституционные права и национальные конфликты» Автор: Кузнецов Артём, ученик 6-в Веселоярской средней школы Грудий Татьяна Николаевна, учитель истории Веселоярской средней школы. Алтайский край Рубцовский район iconКонспект урока Конфликты в обществе Автор урока: Ворсунова Ирина...
М.: ООО «тид «Русское слово – рс», 2009, -192 с. (§ 23). На уроке используются отдельные ресурсы эуп №42 «Обществознание 8-11 классы....
«Конституционные права и национальные конфликты» Автор: Кузнецов Артём, ученик 6-в Веселоярской средней школы Грудий Татьяна Николаевна, учитель истории Веселоярской средней школы. Алтайский край Рубцовский район iconПриказ по школе № от 09. 09
Учащиеся школы имеют права и обязанности, предусмотренные Уставом моу ярковской средней общеобразовательной школы
«Конституционные права и национальные конфликты» Автор: Кузнецов Артём, ученик 6-в Веселоярской средней школы Грудий Татьяна Николаевна, учитель истории Веселоярской средней школы. Алтайский край Рубцовский район iconИспользование тестовых заданий на разных этапах урока
Крылова Татьяна Юрьевна, учитель химии муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №33 им. К. Маркса...
«Конституционные права и национальные конфликты» Автор: Кузнецов Артём, ученик 6-в Веселоярской средней школы Грудий Татьяна Николаевна, учитель истории Веселоярской средней школы. Алтайский край Рубцовский район iconОбразовательная программа средней общеобразовательной школы №62 г....
Программно – методическое обеспечение образовательной программы средней общеобразовательной школы №62
«Конституционные права и национальные конфликты» Автор: Кузнецов Артём, ученик 6-в Веселоярской средней школы Грудий Татьяна Николаевна, учитель истории Веселоярской средней школы. Алтайский край Рубцовский район iconПояснительная записка примерная программа составлена для 7 класса...
Программы средней школы: Русский язык. V-XI классы татарских школ. Казань: Магариф, 2003. 136 с
«Конституционные права и национальные конфликты» Автор: Кузнецов Артём, ученик 6-в Веселоярской средней школы Грудий Татьяна Николаевна, учитель истории Веселоярской средней школы. Алтайский край Рубцовский район iconОпубликованных и приравненных к ним научных и учебно-методических работ
Учитель истории и обществознания Гусевской средней общеобразовательной школы Бабаева С. В
«Конституционные права и национальные конфликты» Автор: Кузнецов Артём, ученик 6-в Веселоярской средней школы Грудий Татьяна Николаевна, учитель истории Веселоярской средней школы. Алтайский край Рубцовский район iconКонспект урока по математике
Составила и провела учитель I квалификационной категории Куединской средней общеобразовательной школы №1- базовой школы, Власова...
«Конституционные права и национальные конфликты» Автор: Кузнецов Артём, ученик 6-в Веселоярской средней школы Грудий Татьяна Николаевна, учитель истории Веселоярской средней школы. Алтайский край Рубцовский район iconПоложение о неудовлетворительной оценке обучающихся государственного...
Девиз: «Оценку «2» не имеет права ставить учитель, который не умеет учить и не любит детей»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск