Скачать 269.8 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования – «Оренбургский государственный университет» Кафедра истории и теории государства и права УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _________________ Т.М. Ожерельева «_____»_____________________2010г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»Специальность: 030501.65 «Юриспруденция» Специализация: гражданско-правовая, уголовно-правовая Факультет заочного обучения Форма обучения: заочная Бузулук 2010 Рецензентдоцент кафедры теории государства и права и конституционного права ОГУ, к.ю.н. Осиночкина Е.В.Рабочая программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран»/ сост. Вергаскина Л.В. - Бузулук: Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, 2010. - 19 с. Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины федерального компонента студентам заочной формы обучения (сокращенный срок) специальности 030501.65 Юриспруденция во 2 семестре. Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 030501.65 Юриспруденция, утвержденного приказом Министерством образования РФ № 260гум/сп от 27.03.2000. Составитель ______________________ Вергаскина Л.В. «__»_________2010г. © Вергаскина Л.В.,2010 ©БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ,2010 Содержание
1 Цели и задачи дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: - иметь представление: об основных понятиях истории государства и права зарубежных стран; об основных этапах развития государства и отличительных чертах каждого этапа; об основных кодификациях правовых норм в рабовладельческих, феодальных и капиталистических государствах Европы, Азии, Африки. - знать: причины, влияющие на развитие государства и права; основные признаки рабовладельческого, феодального, капиталистического строя; этапы феодального государства; признаки сословно-представительной монархии, абсолютизм, системы права; источники права; периодизацию основных этапов; основные даты курса. - уметь: анализировать законодательство зарубежных стран в разные эпохи; строить схему государственного аппарата государств различных эпох; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать развитие государства в разные эпохи; делать выводы о развитии общества. - иметь навыки работы с нормативными правовыми актами и литературой. 2 Место дисциплины в учебном процессе Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория государства и права», «Римское право». Основные положения дисциплины должны быть использованы при изучении следующих дисциплин: «Уголовное право», «Гражданское право». 3 Организационно – методические данные дисциплины
4 Содержание дисциплины 4.1 Выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» по дисциплине Государство и право в странах Древнего Востока (древневосточные цивилизации): Египет, Вавилон, Индия, Китай; античная цивилизация и античные государства: Древняя Греция и Древний Рим; история римского права; два пути развития средневековых цивилизаций Запада и Востока; феодальное государство и право в странах Европы (Англия, Франция, Германия и др.); роль христианства и католической церкви; средневековые государства Востока: Исламский мир и Арабский халифат, Индия, Япония, Китай; мусульманское право; возникновение и развитие буржуазного государства и права (Англия, США, Франция, Германия и др.); образование англосаксонской и континентальной системы права; государство и право Новейшего времени (США, Великобритания, Франция, Германия и др.); государство и право в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, Америки, Азии и Африки; основные тенденции развития государства и права зарубежных стран в XX веке. 4.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий Разделы дисциплины, изучаемые студентами заочной формы обучения (сокращенный срок) во втором семестре
5 Тематический план изучения дисциплины 5.1 Практические занятия Практические занятия для студентов заочной формы обучения (сокращенный срок) во втором семестре
5.2 Самостоятельное изучение разделов дисциплин
6 Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1 Рекомендуемая литература 6.1.1 Основная литература - История государства и права зарубежных стран: учеб. / под ред. К.И. Батыра .- 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2007. - 496 с - ISBN 5-482-01285-9; - История государства и права зарубежных стран: учеб. / под ред. К.И. Батыра .- 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2008. - 576 с - ISBN 978-5-392-00013-5; 6.1.2 Дополнительная литература - Всеобщая история права и государства : учебник для студ. вузов / В.Г. Графский . - М. : Норма, 2004. - 735 с - ISBN 5-89123-408-4; - История государства и права зарубежных стран : учеб / под ред. О.А. Жидкова .- 2-е изд., стер. - М. : Норма, 2004. - 720 с. - ISBN 5-89123-380-0; - История государства и права зарубежных стран : учеб / под ред. О.А. Жидкова .- 2-е изд., стер. - М. : Норма, 2004. - 720 с. - ISBN 5-89123-380-0. - История государства и права зарубежных стран: учеб. / под ред. К.И. Батыра .- 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2004. - 496 с - ISBN 5-98032-359-7. - Севастьянов, А.В. История государства и права зарубежных стран в вопросах и ответах: учеб. пособие / А.В. Севостьянов . - М. : Проспект, 2005. - 144 с - ISBN 5-98032-483-6. 6.1.3 Периодическая литература - История государства и права; - Вокруг света. 6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины 6.2.1. Методические указания и материалы по видам занятий. 6.2.1.1 Методические рекомендации преподавателям При изучении дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, самостоятельная работа студентов, в которую входит самостоятельное освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение контрольных работ (студентами факультета заочного обучения), подготовка к рубежному контролю и т. п. Организация и проведение практического занятия включает следующие этапы подготовки преподавателя: выбор преподавателем темы практического занятия, с привлечением действующих нормативных источников, практики и литературных источников; далее необходимо тщательно продумать методику и план проведения занятия. В частности, нужно определить последовательность обсуждения теоретических вопросов. При подготовке к занятию преподаватель должен продумать, сколько примерно времени он выделит на освещение теоретических вопросов, решение задач, подведение итогов. У каждого преподавателя складывается собственная система приёмов и методов проведения учебного занятия. Тем не менее, необходимо сформулировать некоторые общие требования к методике проведения практических занятий. Практические занятия должны сочетать в себе как элементы «практического» подхода, в котором главным является решение казусов, так и элементы «теоретического» подхода, при котором на занятие выносятся только теоретические вопросы», а практическим уделяется второстепенное место. В начале занятия целесообразно назвать тему, кратко напомнить, что было сделано на предыдущем учебном занятии. После описанной предварительной стадии представляется необходимым предложить студентам обсудить несколько теоретических вопросов по теме. Рассмотрение таких вопросов необходимо в целях контроля за работой студентов. У студента вырабатывается потребность изучать литературу, формировать позицию по спорным вопросам. Необходимо соблюдать баланс времени между теоретической и практической частью занятия. Кроме того, необходимо отметить, что теоретические вопросы могут рассматриваться, не только в начале занятия, но и после решения очередной задачи, и в ходе решения задач. Весьма ответственной стадией практического занятия является решение задач (казусов). Решение задач является одним из форм самостоятельной работы студента. Задачи должны быть решены обязательно письменно. Отказ от этого требования, предъявляемого к студентам, ведет к тому, что встречаются случаи, когда студент без предварительной домашней подготовки пытается импровизировать. В подобных ситуациях, как правило, в проведение занятия вносятся элементы неорганизованности. У некоторых студентов может возникнуть впечатление о возможности «облегчённого», без приложения усилий прохождения практических занятий. На практическое занятие должно быть вынесено такое количество задач, которое бы полностью позволило охватить все важнейшие вопросы темы и детально выявить их усвоение студентами. Важно заранее запланировать частичные изменения фабулы задачи с решением различных вариантов. Решение задач (казусов) должно быть развёрнутым, подробным, мотивированным, со ссылкой на источники административного права. При этом в качестве требования необходимо выдвинуть, чтобы студенты имели в наличие на занятии те источники, которыми они руководствовались при решении казуса, могли в них свободно ориентироваться и понимать содержание. Преподавателю необходимо вовлекать как можно большее число студентов в обсуждение казуса. Однако выступления студентов нельзя пускать на «самотёк». Преподаватель должен активно и оперативно руководить ходом обсуждения темы, ставить вопросы, которые обойдены вниманием выступающих. После подробного обсуждения всех наиболее важных вопросов, относящихся к казусу, и рассмотренных его вариантов преподаватель поводит итоги дискуссии. Он даёт правильное решение казуса и рассмотренных вариантов, характеризует выступления студентов, разъясняет допущенные ошибки и неточности. Заключение преподавателя должно быть убедительным и подкрепляться ссылками на правовые источники. 6.2.1.2 Методические указания студентам по видам занятий Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Работая с литературой необходимо помнить, что после прочтения главы можно мысленно разделить ее на части, выделяя главное, а затем разобрать содержание данной главы. Работа с конспектом лекций Просмотрите конспект сразу после занятий. Отметьте материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформируйте вопросы и обратитесь на текущей консультации или на ближайшей лекции за помощью к преподавателю. Каждую неделю отводите время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам и тестам. Подготовка к практическим занятиям Усвоение теоретических вопросов будет гораздо эффективнее, если упражняться в решении задач и тестов по теме. Чтобы решать задачи, необходимо знать теорию. В решении задач следует упражняться не после усвоения всего теоретического курса, а по мере последовательного изучения его отдельных разделов. Это избавит от механического заучивания материала, поможет активному усвоению теории. 6.2.1.3 Методические указания по выполнению рефератов Реферат является одним из видов самостоятельной работы студентов. Он выполняется в соответствии с рабочей программой дисциплины и служит для развития необходимых навыков практического использования методов решения задач, изученных на лекционных занятиях. Текстовая часть реферата содержит следующие структурные элементы: – титульный лист; – содержание; – введение; – основную часть; – заключение; – список использованных источников; – обозначения и сокращения (при необходимости); – приложения. Оформление текста Текст выполняется на листах формата А4 (210х297 мм) по ГОСТ 2.301. На компьютере текст должен быть оформлен в текстовом редакторе Microsoft Word. Тип шрифта: Times New Roman Cyr. Шрифт основного текста – обычный, размер 14 пт. Шрифт заголовков разделов, структурных элементов «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложение» – полужирный, размер 16 пт. рифт заголовков подразделов – полужирный, размер 14 пт. Межсимвольный интервал – обычный. Межстрочный интервал – одинарный, допускается полуторный. Выравнивание текста по ширине. Требования к содержанию структурных элементов текстовой части реферата Титульный лист. Титульный лист является первым листом реферата. Переносы слов в надписях титульного листа не допускаются. На титульном листе указывают классификационный код. Структурный элемент «Содержание» включает введение, порядковые номера и заголовки разделов, при необходимости подразделов, заключение, список использованных источников, приложения с указанием их обозначений и заголовков. После заголовка каждого из указанных структурных элементов ставят отточие, а затем приводят номер страницы, на которой начинается данный структурный элемент. Элемент «Содержание» размещают после титульного листа, начиная с нового листа. Слово «Содержание» записывают в верхней части листа, посередине, с прописной буквы. В элементе «Введение» указывают цель работы, область применения разрабатываемой проблемы, ее научное и практическое значение. Во введении следует: обосновать актуальность выбранной темы; охарактеризовать проблему, к которой относится тема, изложить историю вопроса, дать оценку современного состояния теории и практики; сформулировать задачи работы; перечислить методы и средства, с помощью которых будут решаться поставленные задачи; кратко изложить ожидаемые результаты. Элемент «Введение» размещают на отдельном листе после содержания. Слово «Введение» записывают в верхней части листа, посередине, с прописной буквы. Основная часть состоит из разделов и подразделов. При оформлении основной части словосочетание «Основная часть» не пишут. Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, оценку полноты решения поставленных задач, рекомендации по конкретному использованию результатов работы, ее научную, экономическую и социальную значимость. Элемент «Заключение» размещают на отдельном листе после основной части. Слово «Заключение» записывают в верхней части листа, посередине, с прописной буквы. В список включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте реферата. Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок в тексте, нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа. Ссылки в тексте приводят в квадратных скобках. Пример – [5], [7, 8, 9], [8-13, 44-56]. Допускается располагать сведения об источниках в списке: − в алфавитном порядке; − по разделам; − по видам источников. Структурный элемент «Список использованных источников» размещают после заключения. Словосочетание «Список использованных источников» приводят в верхней части листа, посередине, с прописной буквы. Материал, дополняющий основную часть реферата, оформляют в виде приложений. Приложения обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), которые приводят после слова «Приложение». Каждое приложение начинают с новой страницы с указанием наверху посередине страницы с прописной буквы слова «Приложение» и его обозначения. Под ним в скобках указывают статус приложения, например: «(обязательное)», «(рекомендуемое)», «(справочное)». Приложение должно иметь заголовок, который располагают симметрично относительно текста в виде отдельной строки, печатают строчными буквами с первой прописной и выделяют полужирным шрифтом, размер 14 пт. Требования к изложению текстовой части реферата. Текст реферата должен быть логически последовательным, точным, необходимым и достаточным для раскрытия темы. В тексте реферата следует применять термины, определения, обозначения и сокращения, установленные действующими стандартами или общепринятые в научно-технической литературе. В тексте реферата не допускается применять: – оборотыразговорной речи, техницизмы и профессионализмы; – для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке; – произвольные словообразования. Примерная тематика рефератов:
6.2.1.4 Методические указания по выполнению рефератов Самостоятельная работа студентов по каждой дисциплине предусматривает: -подготовку реферата по тематике лекционного курса; -проработку литературы по библиографическому перечню, приведенному в характеристике лекционного курса; -поиск и проработку дополнительной информации в библиотеках и Internet-информации; Темы рефератов должны соответствовать тематике лекционного курса дисциплины, расширять и дополнять его. Реферат – авторский анализ статей в научных журналах и другой литературе на заданную тему. К задачам, решаемым при выполнении реферата, можно отнести: формирование у студентов навыков самостоятельной работы с литературными источниками при решении поставленных задач; выработку умения самостоятельно выделять из общей литературной информации основных фрагментов по заданной теме; изложение материала в краткой по объему и емкой по содержанию форме, а также оформление письменного отчета по соответствующим стандартам. 6.2.2 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий по видам занятий 6.2.2.1 Программное обеспечение для практических занятий На практических занятиях используется информационно – справочная система «Консультант Плюс». В ходе подготовки к практическому занятию рекомендуется использование информационных ресурсов Iinternet: - WEB-сайты - информационные представительства ВУЗов (Московский государственный университет имени О.Е. КУТАФИН (http://msal.ru/); Оренбургский государственный университет (http://www.osu.ru/)) и др.); - информационные и справочные порталы (Гарант (http://www.garant.ru/); Кодекс (http://www.kodeks.ru/) и др.). 6.2.3 Контрольные вопросы для самопроверки Раздел 1 Введение
Раздел 2 История государства и права стран Древнего мира
Раздел 3 История государства и права средних веков
Раздел 4 История государства и права Нового времени
Раздел 5 История государства и права Новейшего времени
6.2.4 Критерии оценки знаний, умений и навыков Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине для студентов заочного обучения (сокращенный срок) является зачет. Зачет проводится по билетам, которые включают два теоретических вопроса. «Зачет» ставится студенту, если он имеет знания основного материала, усвоил его детали, основные определения, изложил материал в логической последовательности, дал грамотную характеристику государству, праву соответствующего периода. «Незачет» выставляется студенту, который не знает значительной части материала (менее 50 %), допускает существенные ошибки, неуверен в ответе. 7 Материально-техническое обеспечение дисциплины 7.1 Учебное оборудование Для проведения лекционных и практических занятий используются аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием (стационарными и переносными проекторами и экранами). Это позволяет организовать аудиторную и самостоятельную работу студентов, обеспечить доступ каждого обучающегося к сети Интернет, справочно-правовой системе «КонсультантПлюс». 7.2 Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов С использованием компьютерных классов, оборудованных ПК с усовершенствованным процессором Intel ® Pentium® с операционными системами Windows 7 по дисциплине проводятся тестовые контрольные срезы с применением «Универсального тестового комплекса». Имеющиеся на кафедре компьютеры так же используются в учебном процессе, в частности для проведения консультаций, проверки рефератов и других студенческих работ в электронном виде, для дистанционного консультирования через электронную почту. ЛИСТсогласования рабочей программыСпециальность: 030501.65 «Юриспруденция» Дисциплина: История государства и права зарубежных странФорма обучения: заочная Учебный год: 2010-2011 гг. Рекомендована заседанием кафедры истории и теории государства и права протокол № __ от «___» __________ 2010 г. Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой ИТГП_____________Багаутдинова Ю.Б._____________ наименование кафедры подпись расшифровка подписи дата Исполнитель: старший преподаватель _________________Вергаскина Л.В._______________ должность подпись расшифровка подписи дата
Об отсутствии дополнений и изменений к рабочей программе дисциплины «История государства и права зарубежных стран» на 2011 / 2012 уч. год В рабочую программу по общепрофессиональной дисциплине федерального компонента «История государства и права зарубежных стран» (специальность 030501.65 Юриспруденция) изменения и дополнения не вносятся в связи с прекращением набора студентов по программе специалитета в целом, и специальности 030501.65 Юриспруденция в частности, и переходом на уровневую систему профессионального образования. Заведующий кафедрой истории и теории государства и права__________ Ю.Б. Багаутдинова « »__________ 2011г. |
М. Г. Абрамова история государства и права зарубежных стран История государства и права зарубежных стран. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 030900. 62 «Юриспруденция»... | Рабочая учебная программа Дисциплины История государства и права зарубежных стран Курс «История государства и права зарубежных стран» изучается студентами заочной формы обучения, обучающихся по специальности 030501... | ||
Рабочая программа дисциплины история государства и права зарубежных... «российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации» | Рабочая программа учебной дисциплины «история государства и права... Программа курса «История государства и права зарубежных стран». – Новороссийск: нф мгэи. – 2013. – 41 с | ||
Тематический план по курсу истории государства и права зарубежных... История государства и права зарубежных стран: Учебно – методическое пособие для студентов очной (заочной) формы обучения по специальности... | История государства и права зарубежных стран направление подготовки 030900 юриспруденция История государства и права зарубежных стран: рабочая программа / авт сост. Л. А. Харитонов. – Спб.: Ивэсэп, 2013. –31с | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Истории государства и права зарубежных стран» «История государства и права зарубежных стран» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» очной/заочной формы обучения по государственному... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Истории государства и права зарубежных стран» «История государства и права зарубежных стран» для направления 030500 «Юриспруденция» квалификация «Бакалавр юриспруденции» | ||
М. В. Кричевцев История государства и права зарубежных стран Учебно-методический... «История государства и права зарубежных стран» является одной из обязательных дисциплин в образовательной подготовке студентов юридического... | Учебно-методический комплекс дисциплины «история государства и права зарубежных стран» Цель курса – изучить мировой опыт развития государства и права на примере конкретных стран | ||
История государства и права История государства и права зарубежных стран: рабочая программа / авт сост. Л. А. Харитонов,– спб.: Ивэсэп, 2012. –32с | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История государства и... По своему характеру история государства и права зарубежных стран правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных... | ||
Контрольные вопросы по куру «История государства и права зарубежных... История государства и права зарубежных стран: Программа курса и методические рекомендации для студентов специальности 021100 – «Юриспруденция»... | Программа дисциплины «История права и государства зарубежных стран»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»... | ||
Рабочая программа дисциплины история государства и права зарубежных... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая учебная программа дисциплины Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» является дисциплиной базовой части профессионального цикла (С 1) |