П. Лопаты Макарьевского муниципального района Областной конкурс рефератов по правовому просвещению реферат





Скачать 260.16 Kb.
НазваниеП. Лопаты Макарьевского муниципального района Областной конкурс рефератов по правовому просвещению реферат
страница1/3
Дата публикации27.10.2014
Размер260.16 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Право > Конкурс
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации
МОУ Селезеневская основная общеобразовательная школа

п. Лопаты Макарьевского муниципального района
Областной конкурс рефератов

по правовому просвещению
РЕФЕРАТ

«Что я знаю об истории правозащитного движения»


Выполнила ученица 9 класса

МОУ Селезеневской основной

общеобразовательной школы

Швецова Ирина

Куратор – учитель истории, обществознания Голушкова С.В.

г. Макарьев

2010г.

Работая над рефератом, я не нашла общепринятого определения того, что такое правозащитная деятельность (правозащита). Этот факт косвенно подтверждает и одна из лидеров современного правозащитного движения Людмила Михайловна Алексеева, которая сказала, что «ни в одном законе Российской Федерации нет определения, что такое правозащитная деятельность».1

Судя по публикациям в прессе, специальной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, изученным мною, некоторые понимают под правозащитной деятельностью «предоставление услуг населению», другие трактуют ее как «защиту «маленького» человека от произвола», третьи говорят о правозащитной деятельности как об особом социальном факте современной цивилизации, факторе, который призван стабилизировать общественные процессы, способствовать разрешению социальных конфликтов. Четвертые, стараясь придать определению понятия «правозащитная деятельность» некий наукообразный формат, говорят о ней так: «общественная, благотворительная, негосударственная, некоммерческая деятельность граждан, направленная на защиту фундаментальных (основных) прав человека».

Чтобы проиллюстрировать, как разнообразно понимают люди суть правозащитной деятельности, я провела небольшой социологический опрос жителей Нижне-Нейского сельского поселения, учителей, учащихся 5-9 классов МОУ Селезеневской основной общеобразовательной школы. Приведу ряд высказываний, полученных мною в результате опроса. Итак, правозащита – это: «защита попавших в тюрьму граждан», «помощь специалистов», «помощь людям, попавшим в беду», «защита прав человека», «отстаивание интересов человека», «защита человека от беззакония власти», «предоставление свободы», «действия, помогающие кому-то, кто пострадал от несправедливого наказания», «помощь адвоката на суде» и т.п.

Мне кажется наиболее точным и правильным следующее высказывание: правозащитное движение – это движение за права человека. Его суть – защита прав личности и требование соблюдения законов.

Рассматривая данную проблему, я попытаюсь ответить на следующие вопросы:

- как и когда в России зародилось правозащитное движение, было ли оно заимствованным явлением;

- что стало причиной его становления;

- кто стоял у истоков правозащитного движения;

- как оно развивалось, какие формы носило на разных этапах;

- как выглядит правозащитное движение на современном этапе исторического развития, если оно сохранилось вообще;

- значение правозащитного движения.

Правозащитное движение родилось, главным образом, из опыта людей, проживших жизнь в условиях беззакония, жестокости и унижения личности. Требование соблюдения законности к советскому государству в советских условиях являлось революционным, т.к. по существу, это требование к советскому государству перестать быть тоталитарным. Соблюдение этого требования означало бы изменение характера власти, изменение всего признанного строя.

Советские люди не могли открыто и безнаказанно высказывать свои мысли о правах и свободах, отношении к власти, партии. Тотальный террор прекратился после смерти Сталина. Но и в последующие годы давление со стороны государства было очень сильным. По обвинению в «антисоветской пропаганде» в 1957 году было арестовано 1796 человек, в 1958 г. – еще около полутора тысяч. Доклад Н. С. Хрущева на 20-м съезде КПСС (февраль 1965 года), развенчивавший культ личности И. В. Сталина, отождествлялся с новым, демократическим этапом развития российского общества. Недаром время пребывания Хрущева на посту главы партии и государства осталось в народной памяти «оттепелью».

Но и в те времена существовала лишь одна область социальной активности: культура и, прежде всего, литература. Уже после XX съезда КПСС появляется знаменитый роман В. Дудинцева «Не хлебом единым», главный герой которого, изобретатель-инженер, подвергается травле бюрократов и отправляется по ложному доносу в лагерь. В рассказе А. Яшина «Рычаги» откровенно изображается фальшь и лицемерие казенной «общественной жизни». Эти и подобные им произведения подвергались жесточайшей критике, в том числе и Н. С. Хрущева. В результате советский художественный авангард на многие годы оказался загнанным в подполье.

В России почти всегда существовала более или менее жесткая цензура, и поэтому запрещенные к публикации произведения ходили по рукам в списках. Способом неподконтрольного распространения запрещенных цензурой идей и информации является «Самиздат»: «сам сочиняю, сам цензурю, сам издаю, сам распространяю, сам и отсиживаю за это». Механизм «Самиздата» был таков: автор отпечатывает свое произведение наиболее доступным частному лицу в советских условиях способом – на пишущей машинке – в нескольких экземплярах и раздает копии своим знакомым. Если кому-то из них прочитанное покажется интересным, он делает копии и раздает их своим знакомым и т.д. Чем больший успех имеет произведение, тем быстрее шире происходит его распространение. Люди, изголодавшиеся по правдивой картине мира, готовы ради этих благ жертвовать своим временем, трудом и даже терпеть преследования.

Еще одной из возможностей освободится от цензурного контроля были зарубежные публикации. Не найдя издателя в СССР, Б. Пастернак свой роман «Доктор Живаго» опубликовал за рубежом. Особым видом «Самиздата» стали анонимные или «псевдонимные» публикации за границей. По этому пути пошли А. Синявский и Ю. Даниэль.

Именно с именами этих двух писателей связано рождение правозащитного движения в России. 5 декабря 1965 года в Москве на Пушкинской площади состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Этому публичному выступлению предшествовал длительный период. Толчком к его началу послужил арест двух москвичей – писателей Юлия Даниэля и Андрея Синявского. Они были арестованы в сентябре 1965 года за то, что публиковали за рубежом свои литературные произведения. Советские партийные вожди сочли эти произведения антисоветскими. Я прочитала некоторые из произведений этих авторов: Ю Даниэля «Говорит Москва», «Руки», «Человек из МИНАПа», А. Синявского «В цирке», «Квартиранты». В них авторы описывают жизнь советских людей без прикрас, какой она была на самом деле. Говорят о вседозволенности властей, тех извращениях в сознании советских чиновников, которые кроме как абсурдом не назовешь. В повести «Говорит Москва» рассказывается о введении в СССР Указом Президиума Верховного Совета Дня открытых убийств, единодушно одобрении инициативы со стороны трудящихся масс и непросто дающемся отдельным гражданам непринятия чудовищного «праздника». В рассказе «Руки» автор рисует страшную картину расстрелов «антисоветских элементов», которые были поставлены на «поток». Такое литературное изложение весьма отличалось от того, что требовалось подцензурной печати. Наказанию подлежал сам факт публикации без разрешения цензуры.

Почему общество столько лет молчавшее, видя несправедливость, жестокость, унижение сейчас не промолчало, а встало на защиту двух писателей? Видимо, те мысли, которые проходили через «Самиздат», заставили его поверить в себя, в свои права, а самое главное, в необходимость таких действий. Вероятно, люди устали от немого преклонения советским вождям и их идеологиям, захотели освободиться от оков цензуры. Здесь, наверное, стоит отметить еще и тот факт, что в Советском Союзе идеология инакомыслия подпитывалась передачами зарубежных радиостанций, вещавших на СССР (американские «Свобода» и «Голос Америки», английская Би-Би-Си, германская «Немецкая волна» и др.)

Арест Даниэля и Синявского вызвал реакцию в обществе, неожиданную для идеологических и карательных органов – в разные официальные инстанции пошли письма друзей арестованных и людей, не знавших их лично. Авторы писем настаивали на праве писателей писать о том, о чем они считают нужным, и на праве писателей самим делать выбор, что читать и с чем соглашаться. То есть в советском обществе появились люди, готовые открыто отстаивать свободу слова, протестующие против партийно-государственной цензуры.

Такой же позиции придерживались на следствии Даниэль и Синявский. Первоначально суд предполагалось сделать открытым. Но для этого нужно было, чтобы подсудимые каялись в содеянном, а все свидетели клеймили их позором.

Однако задуманный сценарий не получился. И поэтому стали обсуждать, не сделать ли суд закрытым. Благодаря адвокатам подсудимых об этом узнали их родственники, а от родственников – широкий круг сочувствующих. Один из них, Александр Есенин-Вольпин (сын С. Есенина), решил организовать общественный протест против закрытого суда. Он написал текст гражданского обращения, в котором призывал сограждан выйти на демонстрацию протеста против закрытости суда над писателями. Есенин-Вольпин объяснял, что закрытый суд – возвращение к сталинским временам, и что это грозит возвращением в страну массового террора. Открытость же гарантирует соблюдение закона, согласно советской Конституции суд должен быть открытым, гласным.

Есенин-Вольпин призывал выйти с этим требованием на Пушкинскую площадь в 6 часов вечера 5 декабря, в нерабочий, праздничный день, День советской Конституции.

В назначенный час на Пушкинскую площадь вместе с Есениным-Вольпиным вышли десятка два храбрецов, и собралась большая толпа тех, кто в демонстрации участвовать не решился, но демонстрации сочувствовал. Ровно в 6 часов вечера демонстранты выхватили спрятанные под пальто лозунги. Но никто их даже не успел прочесть – натренированные руки кэгэбэшников в штатском, стоявших тут же в толпе, схватили и плакаты, и демонстрантов, и увезли в ближайшее отделение милиции. Но демонстрантов пришлось отпустить: глупо карать граждан, вышедших в День Конституции с такими лозунгами. Правда, некоторым демонстрантам не удалось избежать наказания: некоторые из них были отправлены в психбольницы и провели там несколько недель, кое-кого из студентов выгнали из комсомола и из ВУЗов. В феврале 1966 года Верховный суд РСФСР приговорил Юлия Даниэля к 5, а Андрея Синявского к 7 годам лагерей.

Этот митинг Вольпин назвал «митингом гласности». Для правозащитных сил, зарождающихся в России он стал традицией, хотя содержание этой традиции со временем изменилось. На смену «митингу гласности» пришел «митинг молчаливой солидарности с преследуемыми по политическим мотивам». Люди собирались у памятника Пушкину, ровно в 18.00 обнажали головы и пять минут молчали. Традиция продержалась 12 лет, а в 1977 году, из-за переноса Дня Конституции на 7 октября, митинги стали проводить 10 декабря в годовщину принятия Организацией Объединенных наций Всеобщей Декларации прав человека.

Дело Даниэля и Синявского стало началом консолидации многочисленных групп и кружков, в которые люди объединялись под лозунгом защиты прав человека. Консолидация заняла около двух лет, и к концу этого периода можно было констатировать, что в СССР сложилось немногочисленное (в несколько сот участников), но очень активное, независимое общественное движение, объединяющее людей самых разных политических убеждений. Сам процесс консолидации представлял собой нечто вроде цепной реакции: каждое действие правозащитников вызывало репрессивную реакцию власти, которая в свою очередь, провоцировала новые и новые протестные акции.

Начало этой цепной реакции связано с именем Александра Гинзбурга, который, собрав все доступные ему материалы по делу Даниэля и Синявского, ходившие в «Самиздате», к осени 1966 года составил из них документальный сборник. Имя составителя было указано на титульном листе сборника. Реакция КГБ была быстрой и жесткой. В январе 1967 года Гинзбург вместе с тремя его друзьями был арестован и обвинен в «антисоветской агитации и пропаганде». 22 января 1967 года на традиционном месте у памятника Пушкину прошла демонстрация, вызванная арестами. Митингующие протестовали не только против арестов, но и требовали отменить 190-1 и 190-3 статьи, как противоречащие Конституции. На сей раз организаторы и активные участники были арестованы.

Молодой физик Павел Литвинов составил документальный сборник «Дело о демонстрации на Пушкинской площади». Арестовать его было непросто: Литвинов – внук известного старого большевика, соратника Ленина. Когда его вызвали в КГБ для профилактической беседы, он аккуратно запротоколировал саму беседу и поместил ее в свой сборник в качестве завершающего материала.

Павел Литвинов и жена осужденного писателя Юлия Даниэля передали зарубежным корреспондентам свое обращение по поводу происходящего судебного процесса. Революционность этого шага состояла в том, что впервые граждане СССР апеллировали не к советским органам, а обращались непосредственно к международному общественному мнению. Поступок Богораз и Литвинова произвел ошеломляющее впечатление на сограждан, узнавших о нем из сообщений зарубежного радио и имел далеко идущие последствия: он стал катализатором целой кампании открытых писем протеста по самым разнообразным проблемам – от нарушения национального равноправия или свободы совести до ущемления тех или иных социальных прав. Теперь речь шла уже не о свободе творчества, а о свободе мнения, свободе слова и печати, других гражданских свободах.

Информация о нарушениях прав человека, начавшая стекаться к московским правозащитникам со всей страны после появления обращения «К мировой общественности» требовала какой-то реакции. После ряда обсуждений в феврале-марте 1968 года, было принято решение на основе этой информации издавать специальный «самиздатский» бюллетень. Так появилась «Хроника текущих событий» - машинописный информационный бюллетень правозащитного движения, выпускавшийся в течение 15 лет, с 1968 по 1983 года. Всего за это время было подготовлено 65 выпусков (в свет вышли 63).

В ознаменование 20-й годовщины принятия ООН Всеобщей Декларации прав человека 1968 год был объявлен Годом прав человека. Поэтому на титульном листе бюллетеня было напечатано: «Год прав человека в СССР». Чуть ниже в виде эпиграфа содержался текст статьи 19 Всеобщей Декларации о праве каждого искать, получать и распространять информацию.

Структура бюллетеня была проста: в первой части подробно излагались события, происшедшие в стране после выпуска последнего номера, вторая часть состояла из тематических рубрик: «Аресты, обыски, допросы», «Внесудебные преследования», «В тюрьмах и лагерях», «Новости Самиздата» и т.п.

Неизменным оставался стиль «Хроники» - сдержанный, безоценочный, фактографический, и общая тематика – нарушения основных гражданских прав и свобод в СССР, выступления в их защиту. Хотя составители «Хроники» не объявляли своих имен, было достаточно широко известно, что основной труд по подготовке выпусков взяла на себя Н. Горбаневская, поэт Илья Габай и его жена Галина.

«Хроника текущих событий» сыграла историческую роль в возникновении в СССР зачатков независимой общественности. Во-первых, она фактически положила начало периодике «самиздата», и, таким образом, с «Хроники» начинается история свободной прессы в России второй половины XX столетия. Во-вторых, этот бюллетень сыграл определяющую роль в консолидации правозащитной активности в СССР.

С 1969 года по 1984 год в рамках правозащитного движения возникало множество гражданских объединений. Расскажу о самых известных из них.

Первая независимая гражданская организация – Инициативная группа по защите прав человека в СССР образовалась 20 мая 1969 года. Это был авторский коллектив из пятнадцати человек, составлявший письма, обращенные к международным организациям и описывавший политические репрессии и связанные с ними нарушения прав человека, в том числе, касающиеся своих собственных членов. Первое письмо с жалобой на нарушения гражданских прав в Советском Союзе они отправили в Организацию Объединенных Наций. Они просили ООН «защитить попирание в Советском Союзе человеческого права». Инициативная группа писала о «… нарушении одного из самых основных прав человека – права иметь независимые убеждения и распространять их любыми законными способами». О себе члены Инициативной группы писали: «…всех нас, верующих и не верующих, оптимистов и скептиков, людей коммунистических и некоммунистических взглядов – объединяет чувство личной ответственности за все происходящее в нашей стране, убеждение в том, что в основе нормальной жизни общества лежит признание безусловной ценности человеческой личности. Отсюда вытекает наше стремление защищать права человека». Из-за ареста большинства членов Группы, к 1975 году она практически прекратила свое существование.

В 1970 году по инициативе московских ученых В. Н. Чалидзе, А. Д. Сахарова и А. Д. Твердохлебова, был создан
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

П. Лопаты Макарьевского муниципального района Областной конкурс рефератов по правовому просвещению реферат iconОбластной конкурс рефератов по правовому просвещению Муниципальное...
История, особенности и перспективы правозащитной деятельности в Российской Федерации
П. Лопаты Макарьевского муниципального района Областной конкурс рефератов по правовому просвещению реферат iconДепартамент образования и науки Костромской области прика з
Костромской области от 14. 10. 2010 г. №1955 проведен областной конкурс рефератов по правовому просвещению среди учащихся 8 – 11...
П. Лопаты Макарьевского муниципального района Областной конкурс рефератов по правовому просвещению реферат iconКонкурс рефератов по правовому просвещению среди учащихся проводится...
В рамках региональной целевой программы «Дети Костромской области», подпрограммы «Семья с детьми», направления «Профилактика безнадзорности...
П. Лопаты Макарьевского муниципального района Областной конкурс рефератов по правовому просвещению реферат iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс педагогических работников общеобразовательных учреждений области «Через урок – к правовому просвещению»
П. Лопаты Макарьевского муниципального района Областной конкурс рефератов по правовому просвещению реферат iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одной из основных задач Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан является содействие правовому просвещению граждан....
П. Лопаты Макарьевского муниципального района Областной конкурс рефератов по правовому просвещению реферат iconПрограмма формирования
Директор моу нежитинской средней общеобразовательной школы Макарьевского муниципального района Костромской области
П. Лопаты Макарьевского муниципального района Областной конкурс рефератов по правовому просвещению реферат iconО республиканском конкурсе среди студентов и аспирантов гуманитарных...
В целях реализации мероприятий по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и правовому просвещению избирателей...
П. Лопаты Макарьевского муниципального района Областной конкурс рефератов по правовому просвещению реферат iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учредителем конкурса педагогических работников общеобразовательных учреждений Ульяновской области «Через урок к правовому просвещению»...
П. Лопаты Макарьевского муниципального района Областной конкурс рефератов по правовому просвещению реферат iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу горчухинская средняя общеобразовательная школа Макарьевского муниципального района
П. Лопаты Макарьевского муниципального района Областной конкурс рефератов по правовому просвещению реферат iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повышение эффективности работы по духовно-нравственному гражданскому воспитанию и правовому просвещению. – стр. 85
П. Лопаты Макарьевского муниципального района Областной конкурс рефератов по правовому просвещению реферат iconОтчёт об участии во
Калининградский областной институт развития образования, Информационный центр по атомной энергии и гимназия №7 г. Балтийска проводили...
П. Лопаты Макарьевского муниципального района Областной конкурс рефератов по правовому просвещению реферат iconКонкурс проводится
Областной конкурс студенческих творческих работ «Альтернатива» проводится в рамках областной целевой программы «Комплексные меры...
П. Лопаты Макарьевского муниципального района Областной конкурс рефератов по правовому просвещению реферат iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы «Комплексные мероприятия по правовому просвещению, повышению правовой грамотности и правосознания граждан, информированию...
П. Лопаты Макарьевского муниципального района Областной конкурс рефератов по правовому просвещению реферат iconРеферат должен содержать
...
П. Лопаты Макарьевского муниципального района Областной конкурс рефератов по правовому просвещению реферат iconТематика рефератов по дисциплине Теория государства и права Группа...
...
П. Лопаты Макарьевского муниципального района Областной конкурс рефератов по правовому просвещению реферат iconРефератов «Кругозор» на тему: «Фентези. Тайна жанра»
Реферат по литературе на всероссийский конкурс ученических рефератов «Кругозор» на тему


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск