Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 170.11 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.05.2014
Размер170.11 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации

gerb

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ПРАВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

г. Махачкала

Одной из основных задач Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан является содействие правовому просвещению граждан. Особая роль отводится Уполномоченным правовому образованию детей и молодежи.

Необходимость правового образования закреплена в международно-правовых актах и в нормах российского законодательства.

В Конвенции о правах ребенка отмечается, что образование ребенка должно быть направлено на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН (ст.29).

В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» содержание общего среднего образования должно быть ориентировано на создание условий для самоопределения личности, ее самореализации; на развитие гражданского общества, на укрепление правового государства. Оно должно обеспечивать формирование человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

В Концепции модернизации российского образования выражена необходимость формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания.

Ребенок с рождения приобретает основные, естественные права человека. По мере взросления дети получают новые возможности, которые закрепляются нормами права, в то же время у них появляются обязанности, ответственность. Для того чтобы ребенок имел возможность реализовать свои права, исполнять предусмотренные законодательством обязанности, нести ответственность за свое неправомерное поведение, он со школьной скамьи должен знать основы законодательства о правах, обязанностях, ответственности, способы и механизмы защиты своих прав, обладать навыками применения этих знаний в повседневной жизни.

В сложившейся системе школьного образования преподавание права традиционно осуществляется в старших классах. Правовое образование не ограничивается лишь знаниями о праве, в нем приоритетны задачи воспитания и такую работу необходимо проводить с начального этапа обучения школьников.

В процессе правового образования учащихся должны решаться такие воспитательные задачи, как становление законопослушной личности, реализующей в полной мере свои права, а при нарушении – защищающей их в рамках правового поля.

Необходимость правового образования в младших классах диктуется и задачей, решаемой на начальной ступени обучения: сформировать у учащихся первичные знания об окружающем мире, о стране, в которой они живут. Естественно, что органической частью таких знаний будут некоторые положения Конституции Российской Федерация, закрепляющей важнейшие черты жизни нашего общества.

Занятия по правам человека в начальной школе - это не обычные уроки, это беседы, касающиеся личности ребёнка, его отношения к другим людям, отношения окружающих к нему. Во время занятий дети знакомятся с международными документами по правам человека. Использование игровых форм создаёт благоприятные условия для понимания и усвоения правовых норм в естественных для детей игровых действиях.

Интерактивные методы позволяют включить в процесс обучения всех присутствующих на уроке учеников. При этом педагогу необходимо организовать урок так, чтобы каждый ученик на занятии оказывался перед необходимостью делать самостоятельный выбор, отстаивать свою позицию, определять, как можно поступить, и как нельзя поступать. В ходе таких уроков ученики учатся дискутировать, спорить, понимать и принимать чужое мнение, признавать заслуги другого, видеть в нем равноправного партнера, прилагать усилия, направленные на поддержку коллектива. Результатом становится более прочное усвоение материала, развитие у детей мышления, способности анализировать ситуацию, формируются навыки коммуникабельности. К основным формам обучения относятся: работа в малых группах, обучающие или ролевые игры, встречи со специалистами, «круглые столы», мозговые штурмы и др. Они позволяют не только приобрести правовые знания, но и наработать практические умения в применении полученных знаний.

Воспитательные задачи невозможно решить одним лишь запоминанием определенных понятий или терминов. Необходимо включать школьников в разнообразные виды практической деятельности, в которых они могли бы приобрести навыки решения различных жизненных ситуаций, научились отстаивать свои права.

Именно в школе происходит формирование личности ребенка, закладываются основы его взглядов, убеждений, ценностных нравственных ориентаций. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что в системе правового воспитания школа является ведущим звеном и именно на нее возложена особая ответственность за подрастающее поколение.

Примерные темы для правовых занятий

в начальной школе

Наименование

Проектируемые результаты

1. Главные ценности нашей жизни (что всего дороже...)

Восприятие учащимися в качестве главных ценностей:
• жизни человека, его здоровья, свободы и достоинства;
• родных и близких людей, их любви и заботы;
• добрых отношений с окружающими людьми, дружбы со сверстниками;
• Отечества как страны, где они родились, с народом которой связаны общей историей, языком, традициями;
• малой родины — города, в котором они живут, с его историей, особенностями быта, с традициями и чертами характера его жителей; красоты города — источника духовного развития;
• окружающей природы как условия жизни и здоровья людей, красоты природы — источника вдохновения; мира между людьми, основанного на уважении к правам человека, отсутствия насилия, агрессии, войн;
• труда как условия развития человека, источника благосостояния человека, его семьи, города, страны (на этой основе понимание уважительного отношения ко всему, что создано трудом)

2. Представление о правах человека и правах ребенка

Учащиеся осознают, что каждый человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство с другими людьми, честь и достоинство, узнают о правах ребенка, закрепленных в конвенции о правах ребенка

3. Понятие «Государство Россия»

Понятие о России как о государстве в определенных границах, на территории которого проживают люди разных национальностей и культур. Символы государства: флаг, герб, столица

4. Понятие «гражданин России»

Учащиеся понимают термин “гражданин России”; как принадлежность к россиянам, как право на заботу и защиту со стороны государства. Учащиеся знают, что с рождения они являются гражданами России — это отражено в свидетельстве о рождении, что у гражданина есть права и обязанности

5. Понятие «закон»

Учащиеся понимают закон как важный государственный документ, в котором содержатся правила, обязательные для выполнения

6. Роль правил в жизни человека и общества

Понимание учащимися, что в обществе существуют определенные правила поведения людей, которые помогают им вместе жить, общаться, действовать.

7. Правила поведения в школе

Знание учениками своих прав и обязанностей, правил поведения в школьной столовой, в гардеробе, при входе и выходе из школы. Представление о наличии прав и обязанностей у учителя, директора школы. Уважение к учителям и руководству школы.

8. Правила поведения в общественных местах

Знание учащимися правил дорожного движения для пешеходов, правил поведения при пользовании городским транспортом, при посещении театра, на экскурсии в музее, при посещении исторических мест города и пригородов, на прогулке в загородной зоне. Стремление и умение руководствоваться этими правилами

Урок «Роль правил в жизни человека и общества» в I - III классах

Цель урока - понимание учащимися, что в обществе существуют определенные правила поведения людей, которые помогают им вместе жить, общаться, действовать.

Материал к занятию - набор мелких предметов для игры «Эстафета» (скрепки, конфеты, карандаши и т. п. — 30—50 штук).

Основные понятия – правила поведения, право.

Ход урока:

  1. Игра «Эстафета» - 15 минут.

Сразу после взаимного приветствия учитель говорит ученикам, что занятие начнется с игры.

  1. Объявите, что каждый ряд учеников (сидящих друг за другом от первой до последней парты) составляет отдельную команду. Сидящие на первых партах – капитаны команд.

  2. Раздайте капитанам разное количество предметов (скрепки, карандаши, конфеты и т.п.). Часть предметов оставьте у себя.

  3. Объявите: «Игра началась!» Естественно ученики не имеют достаточных инструкций, и вскоре некоторые из них приходят в замешательство, недоумение и даже начинают сердиться и выражать недовольство.

  4. Примерно через полминуты вы должны удивиться, что ученики не умеют играть и объяснить, что они должны передавать предметы в конец ряда, по одному за раз. Команда, закончившая первой, выигрывает. Попросите все предметы передать капитану и снова объявите: «Игра началась!»

  5. Очень быстро остановите игру и потребуйте снова передать предметы капитану. Скажите, что они забыли, что должны передавать предметы только через левое плечо. Они начнут возмущаться, что им такого не говорили. Не реагируйте на их жалобы. Снова начинайте игру.

  6. Опять остановите игру и скажите, что вы заметили: в одном из рядов, т.е. в одной из команд – больше девочек (или мальчиков). По этой «причине» этот ряд должен передать туда и обратно больше предметов для того, чтобы выиграть. Снова потребуйте передать все предметы капитанами и добавьте предметы команде, где больше девочек (или мальчиков).

  7. Опять остановите игру через короткий промежуток времени. Скажите, что по новым правилам предметы надо передавать только через правое плечо, и дисквалифицируйте один из рядов за нарушение этого правила.

  8. Теперь дайте доиграть до конца. По своему усмотрению определите команду-победителя и поздравьте ее. Поблагодарите всех участников игры.

Задайте следующие вопросы:

• Что вам не понравилось или вызвало замешательство в ходе игры?

• Почему она показалась вам нечестной, несправедливой?

• Что надо изменить, чтобы игра прошла успешно?

Среди возможных ответов особо следует выделить такие:

• В игре должны быть правила.

• Эти правила должны быть известны.

• Правила должны быть ясными, четкими, понятными.

• Правила не должны меняться по ходу игры.

• Все участники игры должны быть равны.

• Не должно быть дискриминации по каким-то признакам

(девочки/мальчики).

(основные идеи лучше записать на доске: правила, ясность, равенство…).

Спросите — почему курс изучения права начинается с такой игры?

(С ее помощью мы обнаружили необходимость существования правил и те качества, которыми должны обладать правила; обратите внимание на качества, записанные на доске.)

Прокомментируйте итоги игры:

Обратите внимание, что в повседневной жизни мы все время выступаем в разных ролях и участвуем в игре («Что наша жизнь? Игра!», «Жизнь — это театр, а люди в нем — актеры»... Назовите некоторые социальные роли — ребенок, родитель, ученик, учитель, рабочий, покупатель и т. п.). Мы будем знакомиться с самыми важными правилами игры — с правом. Вы все слышали это слово — право.

Попросите ребят самостоятельно, без подсказки учителя, ответить на вопросы:

Нарушали ли вы когда-нибудь правила?

Кто пострадал или мог пострадать, когда вы нарушали правила?

Наказывали ли вас за нарушение?

Случалось ли вам пострадать от нарушения правил другими людьми?

  1. «Жизнь без правил» — работа в малых группах (15 мин.)

Разделите ребят на малые группы по 4-5 человек. Для начала это могут быть ученики за соседними партами; ребята могут объединиться в группы и по желанию. Важно, чтобы в каждой группе было не более 5 человек.

Задание для малых групп:

Представьте себе, что в нашей стране исчезли все правила...

• Как могут повести себя люди? Как изменится ваше поведение?

• Станет ли ваша жизнь более счастливой или несчастной и почему

(три причины)?

Предупредите ребят, что на работу в группе у них есть 5—7 минут.

Попросите группы по очереди представить результаты своей работы. Дайте высказаться каждой группе. Не комментируйте высказывания ребят. Дайте им возможность свободно и самостоятельно отвечать на вопросы.

После выступления групп задайте нескольким ученикам следующие вопросы:

Почему и для чего нужны правила?

Достаточно ли наличия правил для того, чтобы люди жили вместе, в мире и гармонии? Что для этого нужно? Как помогают этому правила? Приведите примеры.

Дайте ребятам возможность свободно высказывать свое мнение. Не комментируйте их слова. Поблагодарите их за высказывание своего мнения.

  1. Подведение итогов (10 мин.)

Попросите учеников ответить на вопросы:

Что мы делали сегодня на занятии, в каких видах деятельности участвовали? (игра, работа в группах, обсуждение…)

Как правила помогают жить в мире и гармонии с другими людьми?

Какими качествами должны обладать правила?

Сделайте вывод: представим на минуту, что многие люди начали бы красть, убивать, разрушать дома. Нормальная жизнь прекратилась бы. Поэтому среди всех правил поведения выделяются самые важные, самые необходимые, нарушение которых очень опасно для всего общества в целом. Эти самые важные правила и становятся правом. Еще важно то, чтобы эти правила были общими для всех людей в стране и соблюдаться всеми, иначе совместная жизнь станет невозможной. Государство записывает самые важные правила и издает их в виде законов и помогает людям защищать свои права через суд и другие государственные органы, охраняет их от нарушителей права при помощи полиции.

Урок «Право вокруг нас» в I - III классах

Цель урока - учащиеся осознают, что каждый человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство с другими людьми, честь и достоинство, знают о правах ребенка, закрепленных в конвенции о правах ребенка

Материалы - доска, большие листы бумаги, письменные принадлежности.

Основные понятия – признаки правовых норм

Ход урока:

  1. «Мысленная прогулка» - 20 мин.

Задайте ученикам вопрос для размышления:

Подумайте, приходилось ли вам встречаться с правом? Сталкивались ли вы с ним сегодня?

Предложите на секунду закрыть глаза и совершить «мысленную прогулку» в недавнее прошлое – вспомнить какое-то одно любое действие, которое вы совершили сегодня.

Попросите учеников открыть глаза и по очереди перечислить, что же они делали сегодня.

Записывайте на доске очень коротко их ответы (только чтобы не забыть). Фиксируйте любые ответы. Достаточно выслушать и записать 7-8 действий. Если у учеников возникают затруднения, вы тоже можете поучаствовать и вспомнить, что вы завтракали, или умывались, или шли в школу и т.п.

Рассматривайте все записанные действия сегодняшнего дня, поочередно расспрашивайте, связано ли это действие с правилами, есть ли правила, которые регулируют именно это действие.

Подсказывайте ученикам, какие существуют правила.

Спрашивайте, важны ли эти правила? Заинтересованы ли мы все и все общество в этих правилах?

Здесь требуется хорошая реакция учителя и предварительная подготовка, в зависимости от местных особенностей – вы хорошо представляете, какие действия могут назвать ваши ученики.

В качестве примера можно дать следующие варианты комментариев по поводу различных действий:

Что я делал сегодня

Уточняющий комментарий

Как это связано с правом, есть ли правила, имеющие отношение к этому действию

спал

и никто не мешал мне спать (например соседи)

Право на отдых, соблюдение тишины в ночное время

проснулся

и никого не спрашивал на это разрешение

Право на жизнь

умылся

пользовался водой, зубной пастой

право на охрану здоровья (чистая вода, качественная паста)

позавтракал

мама накормила использовала продукты

обязанности родителей, качество продуктов

купил сок

выбрал и заплатил за покупку в магазине

обязанность продавца и покупателя, качество продуктов

пошел в школу

шел по улице

свобода передвижения, правила дорожного движения

При ответах типа «мечтал», «сочинял», «думал» и т.п. можно указать на такие правила как свобода мысли, свобода творчества.

Сделайте вывод о присутствии правил в нашей повседневной жизни, об их важности, о том, что мы заинтересованы в этих правилах. Напомните о том, что эти правила должны отвечать определенным критериям (тема, что вы определили в ходе игры «Эстафета»).

  1. Какие правила являются правовыми - 15 минут.

Определите одно правило и запишите его на доске. Попросите ребят высказать свою позицию.

Спросите всех: Является ли это правило важным? Почему?

Является ли оно общим для всех?

Должно ли государство охранять это правило?

Если «да», значит, правило является нормой права и его необходимо записать в законе.

Подведение итогов – 10 мин.

Попросите перечислить признаки права.

Спросите, какие правила действовали в аудитории во время занятия.

Какие из этих правил являются нормами права? Почему?

Спросите, что нового узнали ребята на занятии.
Урок «Права ребенка» в III-IV классах

Цель урока – на уроке в игровой форме ученики должны запомнить права, которые им принадлежат, представить различия, существующие между правами взрослых и детей. Поняв эти различия, ученики должны попытаться объяснить, почему в Конвенции описаны именно эти права, а не другие. В процессе проведения урока ученики знакомятся с содержанием Конвенции о правах ребенка.

Материалы – доска, карточки с изображением основных прав ребенка, текст Конвенции о правах ребенка, письменные принадлежности.

Основные понятия: Конвенция о правах ребенка, закон, права детей, права взрослых, равенство граждан.

Ход урока:

  1. Беседа с учениками - 15 минут.

Учитель проводит беседу, в которой объясняет, что все люди от рождения наделены определенными правами. Эти права закреплены в различных документах международного уровня или в законах той страны, в которой проживают люди. Необходимо объяснить ученикам, что человек считается ребенком до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами различных стран задачу подготовить ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности. Указать на следующие особенности:

- то, что Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагаются права детей (экономические, социальные, культурные);

- с принятием Конвенции о правах ребенка в ноябре 1989 года, права детей впервые приобрели силу международного права.

Обязательно назвать основные нормативные акты (законы) Российской федерации, в которых регулируются права детей: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон об образовании, Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Работа в группах - 20 минут.

Разделите класс на две группы. Каждому ученику выделите лист бумаги, на котором перечислены основные права граждан, взятые из текста Конвенции о правах ребенка и Всеобщей декларации прав человека. Попросите одну группу нарисовать сбоку листа силуэт взрослого человека и стрелочками указать права, которые, по их мнению, должны принадлежать взрослым.

Другая группа выполняет аналогичную работу, но на листочках с изображением ребенка, и стрелочками указывает права, которые, по их мнению, должны принадлежать ребенку.

Когда группы выполнят задание, попросите дополнить список теми правами, которые, по мнению учеников, могли бы принадлежать либо взрослым, либо детям.

3.Подведение итогов – 10 минут.

Учитель делает вывод о том, что права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения, а потом приобретает их в течение всей своей жизни. Все основные права детей записаны в Конвенции о правах ребенка. Этот документ максимально учитывает все стороны жизни ребенка в обществе. В заключение урока учитель может раздать детям тетради и предложить ученикам начать писать свою книгу по правам человека. Можно совместно с детьми придумать название книги или предложить им свое название «Мои права». Пусть первая страничка книги будет называться «Кто Я?». Дома дети начнут работу с ней. На первой странице вклеят свою фотографию, запишут, сколько ему лет, какие у него интересы, немного о своей семье. В эту книгу можно также записывать интересные суждения или рисовать рисунки. Такая форма творчества может быть продолжена в дальнейшем при переводе ребенка в последующие классы обучения.

Рекомендуемая литература:

  1. Антонов В.В. Изучаем права человека. Рабочая тетрадь. – М.: Вита-Пресс, 2007;

  2. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. Пособие для учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2007;

  3. Гутников А.Б., Пронькин В.Н., Элиасберг Н.И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для преподавателей: Учебно-методическое пособие.- СПб.: Изд-во С.- Петербург института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2001. – 240 с.;

  4. Гутников А.Б., Пронькин В.Н. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: методические материалы для преподавателя к тому 1: Учебно-методич. Пособие. – СПб.: Изд-во С.- Петербург института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2001. – 184 с.;

  5. Методика преподавания прав ребенка. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Под ред. Проф. Маллаева Д.М., проф. Омаровой П.О. – Махачкала: ГОУ ВПО «ДГПУ», Алеф, 2008;

  6. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Вита-Пресс, 2007;

  7. Элиасберг Н.И. Этика и право в начальной школе: Как преподавать курс «Я и мой мир»: Книга для учителя. – СПб.: Перспектива, 2009. – 199 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск