Скачать 188.05 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УТВЕРЖДАЮ Директор Юридического института __________________/ И.В. Шишко/ « » 2007 г. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина ЕН.В1 Логика и методология науки Укрупненная группа 040000 Социальные науки Специальность 040101.65 Социальная работа Специализация 040101.65.00.10 Социальная политика и социальная работа в регионах Институт Юридический Кафедра Теории и методики социальной работы Красноярск 2007 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 «Социальные науки» специальности (специализации) 040101.65 «Социальная работа» Программу составил доцент кафедры теории и методики социальной работы Рузанов В.И.____________ ( подпись) Заведующий кафедрой Жижко Е.В. ________________ (подпись) «24» января 2007 г. Учебная программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики социальной работы «24» января 2007 г. протокол № 4/06-07 Заведующий кафедрой Жижко Е.В. ________________ (подпись) Учебная программа обсуждена на заседании НМСИ Юридического института «13» февраля 2007 г. протокол № 5 Председатель НМСИ Басалаева С.П. _____________ (подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 200 __/200__ учебный год. В учебную программу вносятся следующие изменения: _____________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______ «____» _____________ 200__г. протокол № ________ Заведующий кафедрой _________________________ (фамилия, и.о., подпись) Внесенные изменения утверждаю: Директор ______________________________ института (фамилия, и. о., подпись) I. О курсе «Логика и методология науки» В современном мире наука стала важным социальным фактором, определяющим не только изучение действительности, но и преобразование природы и социума. Место науки как социального института в структуре общества, его задачи и функции, природа научных знаний, возможности и ограничения в их использовании, – знать все это нужно сегодня не только профессиональным философам и науковедам, но и исследователям в области специального социально-гуманитарного познания, а также профессионалам практикам, работающим в социальной сфере и в своей деятельности опирающимся на широкий арсенал научных представлений и методов. Целью курса является формирование у студентов теоретических представлений о науке как социальном институте и культурном феномене, методе познания и преобразования действительности, являющимся одним из важнейших инструментов осмысления социальными процессами в современном обществе и управления ими. В процессе изучения дисциплины предполагается знакомство с этапами развития науки и ее историческими типами. В курсе рассматриваются общие и специфические социальные функции науки, особенности состава, строения и функционирования системы научного знания, соответствующие разным этапам ее развития. В рамках курса планируется изучение вопросов, связанных как с общими представлениями о науке, как социально-культурном феномене, так и более конкретных, связанных с анализом методологии социо-гуманитарных и естественных наук, особенностях и тенденциях развития современной науки и др. Основными содержательными темами курса являются вопросы о природе науки, ее внутренней структуре, типах научных дисциплин, природе научных знаний, формах и методах научного познания, основных закономерностях развития науки, ее месте в духовной культуре общества и главных функциях как института современного общества. Помимо этого программой курса предусмотрено знакомство с проблемами этики науки, особенностями эстетики научного творчества. Одной из задач курса является выработка взглядов у студентов на научное знание как единую систему, что должно способствовать преодолению дисциплинарной обособленности образования и усилению межпредметных связей в образовательном процессе, что в особенности важно для такой интегральной области знания и практики, как социальная работа. Учитывая междисциплинарный и полипарадигмальный характер социальной работы, выработка подобных взглядов будет способствовать развитию полноценного диалога между специалистами из других областей знаний. Задачи курса:
Дипломированный специалист в области методологических проблем научного познания должен уметь:
Программа предусматривает проведение занятий в форме лекций и семинаров. Форма контроля - зачет. Распределение часов дисциплины «Логика и методология науки» по темам и видам работ для студентов дневной формы обучения по специальности «Социальная работа»
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Предмет методологии науки Наука как объект исследования. Многообразие научных дисциплин, изучающих науку, подходов, методик и представлений. Методология науки как особая научная дисциплина о науке как производстве знаний. Связь методологии науки с философией науки и философской гносеологией. Проблема предмета методологии науки. Различные понимания методологии. Методология науки как сфера научной деятельности и как научная традиция. Понятие методологического мышления. Методологические проблемы науки и ситуации их возникновения. Понятие философской и методологической культуры ученого. Тема 2. Эволюция подходов к анализу науки Первый позитивизм: О. Конт, Г. Спенсер. Второй позитивизм: Э. Мах, Р. Авенариус. Третий позитивизм: Венский кружок. Индуктивистская концепция науки и ее критика. К. Поппер и проблема роста научного знания. Историческая школа: Р. Коллингвуд. Т. Кун: нормальная наука и научные революции. Методология исследовательских программ И. Лакатоса. Методологический анархизм П. Фейерабенда. Эволюционная эпистемология Ст. Тулмина. Учение М. Полани о личностном знании. Постмодернизм о природе науке и ее роли в современном мире: Ж. Делёз, М. Фуко. Тема 3. Возникновение науки и основные этапы ее развития Культура античного полиса как предпосылка возникновения науки. Античная наука как культурно-исторический феномен. Создание научного метода, эмпирические и теоретические стратегии в античной науке. Идея метафизики и становление первых форм теоретической науки. Античная философия, логика, математика и естествознание. Средневековая наука. Логико-теологический крен в развитии науки и философии. Роль теологии в экспликации мировоззренческих и методологических предпосылок научной деятельности. Эмпирическая средневековая наука. Становление экспериментальной науки в новое время. Идеал математизированного эмпирического знания. Н. Кузанский, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая функция науки в культуре нового времени. Профессиональный и дисциплинарный аспекты в развитии науки. Возникновение профессиональных сообществ и дисциплинарно-организованной науки. Экстернализм и интернализм о предпосылках классической науки. Тема 4. Особенности современного этапа развития науки Современная постнеклассическая наука и ее основные особенности. Процессы дифференциации и интеграции научного знания. Дисциплинарные и проблемно-ориентированные исследования. Место науки в современной культуре и общественном производстве. Наука в техногенном мире. Роль науки в решении глобальных проблем современной цивилизации. Проблема единства естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Роль системных представлений в современной науке, глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Этические аспекты современной науки. Проблема научных ценностей и различные подходы к ее анализу. Новые этические проблемы современной науки. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Социальная и гражданская ответственность ученого. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Тема 5. Научное знание как объект исследования философии науки Знание как индивидуальный и социальный феномен. Методологические трудности анализа знания. Трудности объективации. Трудности категоризации. Проблема анализа структуры знания. Трудности атрибутивного анализа знания. Проблема поиска социальной субстанции знания. Границы понимающего подхода к анализу знания. Знание как механизм социальной памяти. Базовые механизмы передачи социального опыта. Структура коммуникации и историческое формирование феномена знания. Текст, референция и репрезентация в составе знания. Операциональная и морфологическая репрезентация. Знание и язык. Рефлексивная симметрия правил словоупотребления и правил оперирования с объектами как механизм развития языка и знаний. Понятие и знание. Проблема обоснования знания. Гносеологические концепции Л. Витгенштейна и К. Поппера. Отказ от поиска начал познания. Тема 6. Структура и динамика научного знания Средства и методы эмпирического исследования. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования. Методы эмпирического исследования. Понятие научного факта. Эксперимент и наблюдение. Эмпирические факты и эмпирические закономерности. Проблема теоретической нагруженности факта. Фактор технических средств наблюдения и эксперимента в развитии науки. Структура теоретического знания. Научная проблема как специфическая форма научного знания. Гипотезы и их роль в развитии науки. Первичные теоретические модели и законы. Научная теория как наиболее развитая форма научного знания. Индуктивистская и гипотетико-дедуктивная концепция построения теории. Мысленный эксперимент. Понятие парадигмы и исследовательской программы. Парадигмальные образцы и проблема их генезиса. Математизация научного знания в естественных и социогуманитарных науках. Тема 7. Научные революции и смена типов научной рациональности Первые попытки построения теории развития науки. Попперовская модель развития науки и ее ограниченность. Понятие парадигмы, концепция развития науки Т. Куна. Роль научной традиции в развитии науки. Ст. Тулмин об институциональном аспекте научных традиций. Понятие научной революции. Революция как изменение фундаментальных научных представлений, категорий, методологических принципов. Научные революции как изменение взгляда на мир. Предпосылки и последствия научных революций: смена научных теорий, понятий, методов исследования, изменение предметного поля науки, смена стиля научного мышления. Научная революция и изменение научной картины мира. Преемственность в развитии знания и проблема несоизмеримости научных теорий. Революции частнонаучные и общенаучные. Глобальные научные революции и переход от классической науки к неклассической и к постнеклассической. Тема 8. Социокультурные факторы в развитии науки Внутренние и внешние факторы в развитии науки и проблема их демаркации. Интернализм и экстернализм в истории науки. Бернал Дж. о месте науки в истории общества. А. Койре о предпосылках научной революции нового времени. Тип культуры, культурные традиции как фактор возникновения и развития науки. Западный и восточный тип культуры и их корреляция с научной картиной мира. Образ науки в общественном сознании как фактор развития науки. Статус науки в информационном обществе. Аксиологические проблемы науки. Ценностные ориентации ученого. Сциентизм и антисциентизм. Тема 9. Методология социогуманитарного познания Общее и особенное в естественных, гуманитарных и технических науках. Естественнонаучная парадигма как познавательный образец в классической науке. Подходы к анализу соотношения естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Отождествление естественнонаучного и социогуманитарного познания в позитивистской традиции. Создание парадигмы социогуманитарного познания. Дилемма понимания и объяснения в гуманитарных науках. Неокантианцы: В. Виндельбанд: номотетическое и идиографическое знание. В. Дильтей о науках и природе и науках о духе. П. Риккерт: науки о природе и науки о культуре. Идея гуманитарной науки как понимающего знания. Естествознание как объясняющее знание. Относительность противопоставления объяснения – понимания. Н. Гартман и Кассирер: критика метафизики истории, переход к структуралистской методологии. Познавательные и практические задачи науки, феноменологическое и технологическое в современной науке. Основные идеи метода М.Фуко. Философская герменевтика. Проблемы реальности в науках о культуре. В. Дильтей: описательная психология и постановка проблемы исторической реальности. М.Хайдеггер: феноменология и проблема исторического бытия. Социальное конструирование реальности. Темы докладов и рефератов
Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
Интернет ресурсы
|
Логика и методология науки Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики дисциплина «Логика и методология науки»... | Аннотация примерной программы учебной дисциплины б 9 «История и методология... Дисциплина «История и методология прикладной математики и информатики» содействует формированию у студентов научного мировоззрения,... | ||
Курс по выбору : «Наука, логика, методология» Данная дисциплина позволяет углубить знания студентов о науке, логике и методологии | Рабочая программа дисциплины История и методология рыбопромышленной... Дисциплина «История и методология рыбопромышленной науки и производства» является дисциплиной базовой части профессионального цикла... | ||
Г. П. Щедровицкий Логика и методология науки Думаю, что эта тема в дальнейшем должна стать для нас предметом тщательного обсуждения | Курс лекций дисциплины «логика» Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности... | ||
Рабочая программа дисциплины в. Од. 2 Методология науки и методы... Целью освоения дисциплины «Методология науки и методы научных исследований» является формирование у магистрантов углубленных знаний... | Рабочая программа учебной дисциплины б. 4 «история и методология юридической науки» Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «история и методология юридической науки» студентам всех форм... | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Методология научного творчества» Целью изучения дисциплины является: сформировать у магистрантов цельное представление обо всем спектре методологических и методических... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | Рабочая программа дисциплины «История и методология химии» Дисциплина "История и методология химии" должна сыграть объединяющую и централизующую роль в системе химических дисциплин, составляющих... | ||
Аннотация рабочей программы дисциплины (модуля) логика Дисциплина «Логика» является дисциплиной вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин федерального... | Аннотация рабочей программы дисциплины (модуля) логика Дисциплина «Логика» является дисциплиной вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин федерального... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины логика и теория аргументации... Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности... | Программа учебной дисциплины «Философские проблемы науки и техники» Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также... |