Скачать 353.15 Kb.
|
На правах рукописи Холина Елена Александровна КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ Специальность: 12.00.09 – уголовный процесс; криминалистика; оперативно-розыскная деятельность А В Т О Р Е Ф Е Р А Т диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Люберцы – 2011 Работа выполнена на кафедре технических средств таможенного контроля и криминалистики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Научный руководитель: Заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Корухов Юрий Георгиевич Официальные оппоненты: Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор Подшибякин Александр Сергеевич Заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Кустов Анатолий Михайлович Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Академия экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации» Защита диссертации состоится «__» ______ 2011 года в 14 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 310.001.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» по адресу: 140009, г. Люберцы Московской области, Комсомольский проспект, д. 4, аудитория 233 (зал заседаний Ученого совета). С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия». Автореферат разослан «___» ______ 2011 года Ученый секретарь диссертационного совета доктор юридических наук, доцент И.С. Барзилова ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования определяется рядом факторов. В первую очередь это малая разработанность проблемы причинности в криминалистике и судебной экспертизе, о чем свидетельствует тот факт, что за последние 40 лет не было ни одного исследования на монографическом уровне, в котором бы рассматривалась проблема установления причинно-следственных связей при производстве различных судебных экспертиз. Вторым существенным фактором, определяющим актуальность исследования, является то обстоятельство, что за указанный выше период времени произошли значительные изменения материального и процессуального уголовного законодательства. В уголовном праве увеличилось количество преступлений с материальным составом, требующих обязательного установления причинных связей между деянием субъекта и наступившими противоправными последствиями. В уголовном процессе наметился информационный подход в доказывании, где доказательствами являются не сами обстоятельства, а сведения о них. Говоря об актуальности, следует иметь ввиду существенно возросшие возможности судебной экспертизы, появление новых родов и видов экспертиз, освоение новых методов и методик экспертного исследования, появление доступных для исследования новых объектов. В результате – заключения экспертов стали приоритетными доказательствами в любом судопроизводстве (уголовном, гражданском, арбитражном, административном). Значение судебной экспертизы по уголовным делам было следующим образом отмечено на Пленуме Верховного Суда РФ от 21.12.2010: «Обратить внимание судов на необходимость наиболее полного использования достижений науки и техники в целях всестороннего и объективного исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу путем производства судебной экспертизы во всех случаях, когда для разрешения возникающих в ходе судебного разбирательства вопросов требуется проведение исследования с использованием специальных знаний в науке, технике, искусстве, ремесле». Немалое значение для определения актуальности работы имеет то обстоятельство, что при изучении экспертной практики по установлению причинно-следственных связей, были выявлены недочеты и серьезные ошибки, допускаемые как следователем при постановке вопросов, касающихся установления причинности, так и экспертами при решении соответствующих задач. Таким образом, выбор темы диссертационного исследования обусловлен указанными выше причинами, свидетельствующими о ее актуальности, научном и практическом значении. Степень разработанности темы исследования. Последним монографическим исследованием рассматриваемой проблемы была диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук З.М. Соколовского «Проблема использования в уголовном судопроизводстве специальных знаний для установления причинной связи явлений» (Харьков, 1968). Основной целью работы являлась необходимость доказать возможность использования специальных знаний для установления причинно-следственных связей в уголовном деле. Нельзя сказать, что за прошедшие годы авторы не обращались к освещению проблем причинности в работах, посвященных судебной экспертизе. В некоторых из них, в том числе работе монографического характера Н.С. Романова «Вопросы методики производства судебно-автотехнической экспертизы и оценка ее заключения» (Харьков, 1964), имеется целый раздел, посвященный установлению причинно-следственных связей при производстве судебной автотехнической экспертизы. Вопросам установления причинной связи при судебно-автотехнической экспертизе была посвящена кандидатская диссертация Н.С. Корчан «Исследование причинно-следственных связей при расследовании дорожно-транспортных преступлений (с помощью судебно-автотехнической экспертизы)» (Москва, 1991). В основном же публикации были в форме отдельных статей, среди которых превалировали статьи экспертов-автотехников (Г.М. Надгорный, В.Г. Григорян, Н.С. Корчан, Н.М. Кристи и др.). Вместе с тем эти статьи не решали и не могли решить в целом вопросы причинности в судебной экспертизе как в отношении криминалистических, так и в отношении технических экспертиз. Комплексное освещение проблем причинности в судебной экспертизе требует охвата широкого круга вопросов, среди которых, в первую очередь, вопросы, касающиеся закономерностей проявления причинно-следственных связей при отражении события преступления во внешней среде и восстановления по этому отражению («отпечатку события») всех элементов события преступления. Требуется определить содержание и направленность причинно-следственных связей, устанавливаемых способами и средствами криминалистики и судебной экспертизы. Отсутствуют методики решения причинно-следственных задач в судебных экспертизах. Не были раскрыты в полной мере возможности отдельных родов судебных экспертиз в установлении ими причинно-следственных связей. Объект исследования – следственная, экспертная и судебная практика, касающаяся установления причинно-следственных связей при производстве судебных экспертиз (в первую очередь, криминалистических), а также литературные источники по философии, науковедению, логике, криминалистике, уголовному праву и уголовному процессу, судебной экспертизе. Предметом исследования являются: процесс отражения события преступления в окружающей внешней среде; проявляющиеся при этом отражении причинно-следственные связи, позволяющие познать событие преступления по его отражению в материальных носителях доказательственной информации; следственный и экспертный анализ причинно-следственных связей для моделирования события преступления; использование вышеприведенных факторов для расследования преступления. Цель и задачи исследования Основной целью исследования являлось повышение эффективности производства судебных экспертиз при решении задач причинности посредством разработки для этого теоретических основ и методологии установления причинно-следственных связей при производстве судебных экспертиз в любом судопроизводстве (уголовном, гражданском, арбитражном, административном) и реализуемых применительно к любым родам экспертиз, в том числе к таможенным. Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи: – исследованы общефилософские категории причинности, принципы причинности и закономерности, лежащие в основе установления причинных связей в качестве базиса последующего исследования причинности в различных юридических науках (главным образом в криминалистике и в судебной экспертизе); – проанализированы теоретические основы причинности в криминалистике, обоснована парадигма будущей теории (сущность, содержание, принципы и закономерности формируемой криминалистической теории причинности), раскрыто ее значение для судебно-экспертного установления криминалистически значимой информации; – раскрыты возможности криминалистической диагностики как методологической основы установления причинно-следственных связей в криминалистике и судебной экспертизе в процессе диагностирования; – предложена классификация категорий причинных задач, решаемых экспертом, с учетом практики производства судебных и таможенных экспертиз в настоящее время; – разработаны универсальные экспертные методики для решения причинно-следственных задач в любом роде экспертиз (в том числе криминалистических, таможенных и др.) как в уголовном, так и в других судопроизводствах. Методология и методы исследования, обеспечивающие обоснованность и достоверность полученных результатов, выводов и рекомендаций диссертанта. Основу исследования составила материалистическая диалектика как всеобщий метод познания и базирующиеся на ней общенаучные эмпирические и теоретические методы исследования: анализ, синтез, формализация, абстрагирования, экстраполяция, моделирование т.д. Так, системно-структурный метод был использован для системного анализа структуры судебно-экспертной деятельности; формально-логический метод исследования применялся при трактовке логических форм установления причинно-следственных связей; социологический метод фигурировал при анкетированном опросе следователей и экспертов. Метод моделирования был продемонстрирован как основа создания при криминалистической экспертной диагностике типовой модели рассматриваемого события и экстраполяции получаемых знаний с объекта на модель и обратно. Важное значение имели методы обобщения и систематизации экспертной практики, в том числе в отношении выявляемых экспертных ошибок. Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс таможенного союза и ранее действовавший Таможенный кодекс Российской Федерации, а также ведомственные нормативные акты, относящиеся к теме исследования. Научно-теоретическим фундаментом исследования послужили труды ученых-философов: И.В. Кузнецова, П.З. Налетова, И.П. Фролова, П.В. Копнина, Г.А. Свечникова, В.И. Купцова, А.С. Кравца, А.А. Старченко; ученых криминологов: В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, А.А. Герцензона, А.Б. Сахарова, А.А. Шляпочникова, М.И. Ковалева, И.И. Карпеца, А.И. Долговой и др; ученых в области уголовного права: Т.М. Церетели, В.Б. Малинина, В.Д. Меньшагина, М.Л. Шаргородского, Н.Д. Дурманова и др.; ученых в области уголовного процесса: М.С. Строговича, Н.Н. Полянского, В.А. Михайлова, В.П. Божьего и др.; ученых в области криминалистики и судебной экспертизы: Т.В. Аверьяновой, В.П. Бахина, Р.С. Белкина, А.И. Винберга, А.Ф.Волынского, А.Я. Драпкина, Н.Н. Егорова, В.А. Жбанкова, А.М. Зинина, Е.П. Ищенко, В.Я. Колдина, Ю.Г. Корухова, А.М. Кустова, В.П. Лаврова, А.А. Леви, И.М. Лузгина, Н.П. Майлис, А.В. Нестерова, А.С. Подшибякина, Е.Р. Россинской, С.С. Самищенко, Н.А. Селиванова, А.А. Хмырова, Н.Г. Шурухнова, А.А. Эйсмана, Н.П. Яблокова и др. Эмпирическую основу исследования составили данные, полученные в процессе изучения и обобщения 174 заключений экспертов по различным родам экспертизы; результаты анкетирования 96 следователей и 74 экспертов, а также личный практический опыт диссертанта в качестве судебного эксперта Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации. В содержание эмпирической базы также включены постановления Пленумов Верховного Суда СССР и РФ (РСФСР). Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что на монографическом уровне впервые за последние 40 лет проведено комплексное исследование теоретического обоснования криминалистической причинности и на этой основе раскрыты возможности судебно-экспертного установления причинно-следственных связей. В диссертации показано различие при расследовании преступлений причинности применительно к решению задач в материальном и процессуальном уголовном праве и задач, решаемых криминалистикой и судебной экспертизой при исследовании причинно-следственных связей. Раскрыты теоретические основы криминалистической причинности, базирующейся на теории отражения события преступления в материальных объектах, выступающих вследствие этого в качестве материальных носителей доказательственной информации. Продемонстрированы возможности криминалистической диагностики в качестве методологической основы установления причинно-следственных связей в криминалистике и судебной экспертизе. Определены три категории причинных задач, наиболее часто фигурирующих в экспертной практике. Предложены методические рекомендации решения этих задач. Научная новизна данного исследования нашла свое отражение в положениях, выносимых на защиту. Научная новизна диссертационного исследования содержится в следующих сформулированных автором теоретических и практических положениях, выносимых на защиту: 1. В каждой науке, обращающейся к проблеме причинности, в том числе юридической (криминология, уголовное право, уголовный процесс, криминалистика, судебная экспертиза и т.д.), должны фигурировать в качестве базисных общефилософских положений причинности ее термины, и на этой основе должен быть разработан научный аппарат установления причинно-следственных связей в данной области знаний, обеспечивающий практическое внедрение разработанных положений. 2. Необходимо различать причинность в уголовном процессуальном праве, а также причинность в криминалистике. Для уголовного процессуального права – это установление причинно-следственных связей между доказательственными фактами (обстоятельствами) в системе общественно-противоправное деяние субъекта – преступные последствия и причинная связь между ними. Содержанием криминалистической причинности является установление причинно-следственных связей при закономерном отражении события преступления (его механизма) во внешней среде (в материальных носителях доказательственной информации) в условиях конкретной пространственно-временной сферы. 3. Основой криминалистической причинности является материалистическая теория отражения как органическая часть материалистической диалектики. Каждое событие, явление, в том числе и преступное, закономерно отражается как взаимодействие физических тел и происходящих при этом материальных процессов. Закономерности отражения элементов механизма преступления в объектах материального мира разрабатываются частными теориями криминалистики: трасологической, судебно-баллистической, почерковедческой и т.д. Устанавливаемые при этом причинно-следственные связи способствуют объединению разнородных доказательств в единое целое – доказательственное звено (цепь). Для повышения эффективности этого процесса насущно необходимо создание частной теории криминалистической причинности (Р.С. Белкин). В диссертации теоретически обоснована парадигма такой теории. 4. Судебная экспертиза обеспечивает выявление причинно-следственных связей как в уголовном и уголовно-процессуальном аспектах, так и криминалистическом. Методологической основой установления причинных связей судебно-экспертным исследованием является криминалистическая (в том числе экспертная) диагностика, в определение и содержание которой установление причинной связи входит непременным элементом (как и в любую иную диагностику – медицинскую, техническую и т.п.). 5. Трактуя криминалистическую диагностику как сложный познавательный процесс, включающий различные логические формы познания, направленные на определение свойств и состояния объекта, установление происшедших в нем изменений, определение причины этих изменений и ее связи с событием преступления, криминалистика создает теоретическую базу и методологическую основу установления причинно-следственных связей процесса отражения преступления. При этом под объектом понимается как отдельный предмет, так и событие в целом (явление, ситуация). Изменение объекта – это результат воздействия на него механизма преступления. 6. Концептуальным ядром отражения элементов преступления является запечатление информации о событии преступления в ее материальных носителях и их последующее исследование, в том числе на основе использования специальных знаний. 7. Установление причинно-следственных связей осуществляется практически во всех родах судебных экспертиз. Изучение практики производства таких криминалистических экспертиз, как: трасологическая (транспортно-трасологическая), судебно-баллистическая, криминалистическая взрывотехническая, а также судебно-автотехническая и экологическая свидетельствует о достаточной распространенности вопросов, связанных с установлением причинно-следственных связей с помощью указанных выше родов экспертиз, а также товароведческой как основы таможенных экспертиз. 8. По своей направленности эти вопросы можно категорировать в три основные группы: а) известно действие – предполагаемая причина, известно следствие (последствие, результат), требуется установить причинно-следственную связь между этими двумя явлениями (событиями); б) известно следствие (результат), требуется установить причину; в) известна реальная причина (или она определена в форме допущения), требуется установить возможные последствия ее действия (или соответствие реальных результатов допущенной причине). Предложены универсальные методики решения экспертных причинно-следственных задач как для каждой из вышеперечисленных категорий, так и для любых иных родов экспертиз, в том числе таможенных. 9. По своей форме вопросы, задаваемые экспертам, могут быть дифференцированы на: – четко определяющие решение экспертных задач по установлению причинно-следственных связей; – носящие неопределенный характер, без прямого указания на установление причинной связи. Проведенное исследование позволило вскрыть серьезные ошибки при экспертном исследовании причинно-следственных связей и наметить пути их устранения. Судя по результатам опроса следователей, они не всегда понимают причинный характер формулируемых ими вопросов, что приводит к отказу экспертов от решения или неполному решению вопросов, без установления требуемой причины. Диссертантом детально проанализированы подобные вопросы, раскрыта их причинная сущность, предложены рекомендации по надлежащей формулировке вопросов, касающихся установления причинно-следственных связей. 10. Судебно-экспертное установление причинно-следственных связей как уголовно-процессуальных, так и криминалистических позволяет получать доказательственную информацию, способствующую установлению (определению) всех элементов состава преступления: предмет и через него объект, объективную сторону (основная масса выводов экспертов), субъекта и субъективную сторону (условно). Теоретическая значимость проведенного исследования определяется, в первую очередь, комплексным характером исследования, включающим: – анализ философского учения о причинности; – обозначение теоретических основ криминалистической причинности, в том числе парадигмы ее теории и ее главных концептов: ситуаций, отражения, информации; – принципиальное различие между установлением причинных связей в криминалистике при отражении события преступления во внешней среде и причинностью в уголовном процессе при изучении причинно-следственных связей между доказательствами (обстоятельствами, фактами); – изложение методологии установления причинных связей в криминалистике и судебной экспертизе на основе использования криминалистической диагностики и входящих в нее эмпирических и теоретических методов исследования; – теоретическое обоснование и раскрытие содержания экспертных задач, относящихся к установлению причинно-следственных связей, классификацию таких задач. Практически значимыми являются разработанные методики экспертного решения задач по установлению причинно-следственных связей как в уголовном процессе и криминалистике, так и в любой иной сфере экспертной деятельности. Практически значимым является материал, касающийся правильности формулировок вопросов, задаваемых экспертам, формулировок, раскрывающих причинную суть поставленной задачи и, тем самым, ориентирующих экспертов на выбор соответствующих методик и определение надлежащего подхода к решению задач причинности. Практически значим общий алгоритм установления причинно-следственных связей, в том числе экспертом. Не только теоретическое, но и важное практическое значение имеет изложение процесса криминалистического (экспертного) диагностирования и реализуемых при этом индуктивных и дедуктивных приемов. Приведенные материалы, а также выводы и предложения диссертанта могут быть использованы как в обучении экспертов любого рода экспертиз, так и при изучении отдельного курса криминалистики. Апробация результатов исследования Основные теоретические выводы, практические предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, освещались на следующих научно-практических конференциях: III Международная научно-практическая конференция «Наука и современность-2010» (г. Новосибирск, 05 июня 2010 г.); XII Международная научно-практическая конференция «Система ценностей современного общества» (г. Новосибирск, 05 июня 2010 г.); VIII ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Российское законодательство в современных условиях» (г. Брянск, 08 октября 2010 г.); XVIII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция молодых ученых и студентов "Инновации. Интеллект. Культура" (г. Тобольск, 15 октября 2010 г.), а также обсуждались на заседаниях лаборатории судебно-автотехнической экспертизы Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте России и на заседании кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Российской таможенной академии. Результаты исследования внедрены в учебный процесс и научно-исследовательскую работу Российской таможенной академии, используются в учебном процессе Некоммерческого партнерства «Палата судебных экспертов» в лекциях для негосударственных судебных экспертов: «Установление причинно-следственных связей при производстве судебных экспертиз», а также в экспертной практике Научно-исследовательского института судебной экспертизы, о чем свидетельствуют соответствующие акты о внедрении. Положения и выводы диссертации нашли отражение в десяти публикациях автора общим объемом 6,5 п.л. (в том числе в пяти научных статьях, опубликованных в периодических изданиях, рекомендованных Президиумом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ). Объем и структура работы Структура и объем диссертации определяются характером поставленной цели и задачами исследования, а также избранной автором логикой изложения материала. Работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и шести приложений. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновываются актуальность и новизна темы исследования, теоретическая и практическая значимость диссертации, определяются ее цели и задачи, объект и предмет, даются методологические основы и методы исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, приводятся данные об апробации и практической реализации результатов диссертационного исследования. |
Программа кружка «Юные следопыты» Каждому человеку при оценке жизненных ситуаций требуются навыки анализа, синтеза, выявления причинно-следственных связей, прогнозирования.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Установление причинно-следственных связей и умения отразить (показать) в рисунках и схемах | ||
Приказ мвд РФ от 29 июня 2005 г. №511 "Вопросы организации производства... Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской... | Рабочая программа дисциплины м в. Од. «Криминалистическая характеристика... Осваивая учебную дисциплину «Криминалистическая характеристика коррупционных преступлений», студент готовится к следующим видам профессиональной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сформировать на уровне представлений, понятий и причинно-следственных связей картину самой долгой войны в истории | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжить работу над формированием навыка выявления причинно-следственных связей; умение анализировать исторические документы, задавать... | ||
Урока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер» Цель урока: Учащиеся формируют понятие «ветер» на основе знаний о температуре воздуха и атмосферном давлении при выявлении причинно-следственных... | Рабочая программа по географии 5 класс Основная цель курса: систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью... | ||
Планирование по литературному чтению 3 класс Календарные сроки Логические: подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. Личностные: смыслообразование (формирование базовых... | МО: использование современных образовательных технологий на уроках... Применение тестов на установление причинно-следственных связей и развитие логического мышления на уроках биологии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... России, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе, за счет проблемности содержания курса,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... России, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе, за счет проблемности содержания курса,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... России, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе, за счет проблемности содержания курса,... | Развитие новых судебных экспертиз и подготовка специалистов в области судебной экспертизы Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Логические: установление причинно-следственных связей. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям);... | Анализ урока 8 «Б» (гимназический) класс Тема урока «Либеральные реформы 60-70-х год Сложность изучения данной темы для учеников состоит в понимании ими причинно-следственных связей, освоении большого объёма информации,... |