Программа кружка «Юные следопыты»





Скачать 91.91 Kb.
НазваниеПрограмма кружка «Юные следопыты»
Дата публикации01.05.2015
Размер91.91 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Программа кружка «Юные следопыты»

Пояснительная записка.
Каждому человеку при оценке жизненных ситуаций требуются навыки анализа, синтеза, выявления причинно-следственных связей, прогнозирования. Эти же умения лежат в основе научно-исследовательской деятельности.

Организация внеклассной и внешкольной поисковой, исследовательской работы с учащимися позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, культуре своего края, расширяет навыки практической деятельности. Она связывает теоретические основы знаний с их практическим применением, а также предполагает большое количество форм исследовательской деятельности, которые невозможно реализовать на уроке. Учащиеся могут проводить эксперименты, наблюдения, исследование взаимоотношений человека и ландшафта с последующей работой по составлению схем, рисунков, фоторабот.

Навыки исследовательской деятельности необходимы для подготовки к старшей школе и обучению в ВУЗе. Знание и понимание вопроса необходимости развития навыков исследовательской деятельности могут значительно упростить организацию собственно научно-познавательной работы. Содержание курса нацелено на знакомство учащихся с процессом работы над рефератом, исследовательской работой, проектом.

Программа составлена на 2-3 года, рассчитана на 1 час в неделю. Тематика исследовательских работ меняется в зависимости от возраста обучающихся, их интересов. Занимаются в кружке ученики 7-11 классов. Занятия проводятся в помещении или на местности. В основу содержания положены практические работы, теоретическая основа даётся в процессе лекционно-разъяснительной деятельности.
Цель: развитие навыков исследовательской краеведческой деятельности учащихся, создание условий для повышения мотивации к выполнению поисковой работы и подготовке выступлений.
Задачи:

  1. Познакомить учащихся с теорией вопроса о ведении исследовательской деятельности;

  2. научить определять основные элементы научной работы;

  3. сформировать умения и навыки исследовательского труда;

  4. получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его природе, истории, традициях и культуре;

  5. воспитать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию.


В результате изучения курса учащиеся должны понимать:

  • социальную значимость научного труда;

  • различия видов научно-исследовательских работ.


Знать:

  • принципы построения самостоятельной работы;

  • основы публичного выступления.


Уметь:

  • анализировать источники информации;

  • применять различные методы познания для ведения исследования;

  • выстраивать публичные выступления.


Основные направления работы кружка:


  1. Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их интересами.

  2. Обучение учащихся работе с познавательной литературой, формирование культуры научного исследования.

  3. Оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской деятельности.

  4. Организация индивидуальных консультаций, промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.

  5. Обучение учащихся работе с населением: анкетирование, беседа, социологический опрос и др.


Общая характеристика кружка:

Кружок имеет краеведческую направленность. Краеведение — это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания.

Изучение природы, культуры, истории родной земли было и остается важнейшим направлением воспитания у обучающихся патриотизма, чувства любви к большой и малой Родине.

Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое, культурное развитие села (деревни), района, области; природные условия местности.
Формы работы кружка:
Индивидуальная работа предусматривает следующие виды деятельности: отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.); работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);
Групповая работа включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей, деятельность организуется по принципу разделения труда.
Массовая работа: встречи с интересными людьми, деятелями культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие научно-практической конференции школы, районных и областных мероприятиях.
Ожидаемые результаты работы кружка:

Современное развитие гуманитарного образования предусматривает последовательный процесс развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентации, которые могли бы позволить ученику активно функционировать в качестве полноправного члена общества, гражданина своей страны.

Работа кружка направлена на выявление и поддержку учащихся, склонных к занятиям исследовательской деятельностью; развитие интеллектуальных, творческих способностей учеников.

Важную роль в реализации цели и задачей кружка призван сыграть деятельностный подход, предусматривающий активное участие учащихся в сборе материала, подготовке сообщений, экскурсий в районный музей, работе в архивах города, сотрудничестве с местной и районной библиотеками. Большое место в работе кружка отведено социологическим исследованиям, в ходе которых ученики учатся работать с населением (жителями села, города, района).

Ученики принимают участие в научно-исследовательских конференциях, где они публично защищают свою работу, общаются с другими исследователями.

Силами кружка пополняется краеведческий материал, который используется на уроках, внеклассных мероприятиях, при написании школьниками сочинений.
Планирование работы кружка.




Тема

Кол-во часов

Содержание

1

Вводное занятие.

1

Запись в кружок учащихся. Сообщение целей и задач работы кружка. Организационные вопросы.

2

Схема ученического научного труда.

1

Особенности научной деятельности. Обсуждение понятий: реферат, исследование, проект. Отличие литературного обзора от реферата. Схема проведения научного исследования.

3

Методы научных исследований.

1

Понятие «метод». Классификация методов. Деление общих методов на группы: эмпирические исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент), математический (статистический, функции, графики), картографический, исторический.

4

Экскурсия, как метод исследовательской деятельности.

1

Виды экскурсий. Тема экскурсии. Методика проведения экскурсии. Экскурсия в природу.

5

Подбор литературы и работа с нею.

2

Методы ознакомления с источниками информации. Литература общего характера. Узкоспециализированная литература. Использование цитат. Правила оформления списка литературы.

6

Использование Интернета для проведения исследований.

2

Метод исследований. Особенности работы с Интернетом. Практическое занятие по использованию Интернета.

7

Описание процесса исследовательской работы.

2

Этапы проведения исследовательской работы. Теоретическое обоснование уже имеющейся информации. Составление рабочего плана (подготовка и проведение работы, формы записей первичной обработки результатов и анализа деятельности). Формы представления работы: текст научного сочинения, статья или тезисы, доклад, сообщение, отчёт и т.п. Оформление основных структурных элементов научно-исследовательской работы (введение, основная часть, заключение, литература)

8

Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

2

Сопоставление целей и результатов работы. Практическая значимость работы. Выявление положительных сторон и недостатков работы. Приложения к работе.

9

Подготовка к презентации, использование Интернет-технологий.

2

Правила оформления компьютерной презентации. Подбор слайдов. Устное описание слайда. Иллюстрации к работе. Оформление работы в электронной версии.

10

Презентация работы.

2

Текст устного выступления. Психологические аспекты публичного выступления. Логика построения выступления. Подбор наглядности. Внешний облик и манеры выступающего. Устная речь. Ответы на поставленные вопросы во время презентации проекта.

11

Оформление стендового доклада.

2

Правила оформления газеты. Различные способы выбора средств работы.

12

Рефлексивный анализ деятельности

1

Анализ устного выступления: логичность, точность, ясность, доступность, убедительность, выразительность, уверенность, контакт со слушателями, уместность жестов, мимика.

13

Тематика научно-исследовательских работ.

1

Анализ всей проделанной работы. Перспективы на дальнейшую деятельность. Выбор тематики исследований. Деление учащихся на исследовательские группы.

14

Работа над исследованиями.

14

Учащиеся выполняют индивидуальную, групповую работу по выбранной теме, проблеме.



Примерная тематика и этапы работы исследовательской деятельности.
Тема: «Ландшафтный дизайн на улицах нашего села»
Цель: развитие у учащихся представлений об оптимизации условий жизни в социуме.

Задачи:

  • Знакомство с ассортиментом и агротехникой возделывания растений для открытого грунта и помещений;

  • Формирование умений творческого создания проектов озеленения и композиций из природного материала;

  • Развитие умений обобщать, делать выводы


Этапы работы над темой:

  1. История ландшафтного искусства. Композиционное оформление (построение) клумб.

  2. Классификация растений (краткий обзор видов, строение, агротехника).

  3. Частное цветоводство (характеристика особенностей основных видов однолетних, двулетних и многолетних растений).

  4. Экскурсия по улицам села (рассмотреть и сфотографировать цветочные клумбы).

  5. Создание проектов оформления клумб.

  6. Цветочные композиции (ассортимент живых цветов и сухоцветов для составления букетов и композиций).

  7. Создание цветочных композиций.

  8. Создание проекта озеленения школьного двора.

  9. Оформление работы.

  10. Создание фотогазеты.

  11. Выступление с результатами исследования.



Тема: «Носилов К. Д. – путешественник, писатель, исследователь».
Цель: изучить биографию Носилова К.Д.; выявить его причастность к нашему селу.

Задачи:

  • Подобрать литературу о Носилове К.Д.;

  • Определить основные направления его научной и творческой деятельности;

  • Развивать умение работать с различными источниками информации.


Этапы работы над темой:

  1. Подобрать литературу о Носилове К.Д.

  2. Интернет, как один из методов исследования.

  3. Опрос население, интервьюирование.

  4. Анализ подобранного материала.

  5. Оформление исследовательской работы.

  6. Выступление на краеведческой конференции.



Тема: «Нет в России семьи такой…».
Цель: собрать материал об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла.

Задачи:

  • Ознакомиться с музейными материалами, документальной литературой;

  • Побеседовать с родственниками участников войны, с ветеранами, собрать материал;

  • На основе документов, фотографий, рассказов составить «Альбом памяти».


Этапы работы над темой:

  1. Знакомство с музейными материалами: альбомами, книгами, документами.

  2. Беседа с ветеранами войны, с их родственниками.

  3. Работа с документами, наградным материалом.

  4. Поиск материалов о солдатах, которые погибли в первые месяцы войны.

  5. Поиск материалов о самых молодых (17-18 лет) участниках войны.

  6. Работа над составлением альбома «Нет в России семьи такой….»

  7. Выступление с итоговыми материалами на классных часах.

Литература.

  1. Беликова Н.А. Экскурсии. Опыт проведения./География в школе. № 3, 2005.

  2. Грушина Т.П. Исследовательская деятельность учащихся./География в школе. № 3, 2007.

  3. Новенко Д.В. Практические работы на местности. Москва, 2001.

  4. Харитонов Н.П. Исследуем природу. Учебно-методическое пособие по организации исследовательской деятельности школьников. МИОО, 2008.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кружка «Юные следопыты» iconРабочая программа кружка юид 2013 2014 учебный год. Пояснительная...
Программа кружка «Юные Инспекторы Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона...
Программа кружка «Юные следопыты» iconПрограмма кружка юид (Юные инспекторы движения) Разработчик: руководитель...
Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками,...
Программа кружка «Юные следопыты» iconРабочая программа кружка (Юные инспектора движения) Лысенко И. А
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»
Программа кружка «Юные следопыты» iconРабочая программа кружка «Юные скульпторы»
Программа предусматривает дополнительное образование детей в области декоративно-прикладного искусства
Программа кружка «Юные следопыты» iconАвторская программа кружка английского языка«Юные знатоки английского...
«Юные знатоки английского языка» для подготовки к международному Кембриджскому экзамену
Программа кружка «Юные следопыты» iconПрограмма кружка исследователей и любителей природы «Юные лесоводы»
Программа предназначена для учащихся 8,9,10 классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными...
Программа кружка «Юные следопыты» icon«Гимназия иностранных языков» г. Ухты Занятие кружка «Юные инспектора...
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Программа кружка «Юные следопыты» iconПрограмма кружка английского языка для учащихся 7 класса «Юные знатоки английского языка»
Целью данной программы является развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге...
Программа кружка «Юные следопыты» iconСовременные подходы к организации дополнительного образования детей...
Методические указания предназначены студентам специальностей 060800(080502) "Экономика и управление на предприятии (строительство)";...
Программа кружка «Юные следопыты» iconПрограмма работы кружка дополнительного образования «Юные корреспонденты»
Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения...
Программа кружка «Юные следопыты» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Соревнование. Класс делится на команды. (Команда «юные пешеходы» и команда «юные велосипедисты».) Выбор капитанов
Программа кружка «Юные следопыты» iconПрограмма «Юные знатоки английского языка»
Программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, изучающих английский язык. Занятия кружка проводятся...
Программа кружка «Юные следопыты» iconПрограмма кружка «Химия в задачах»
Предварительная беседа с учащимися показала, что есть потребность в проведении подобного кружка
Программа кружка «Юные следопыты» iconПрограмма математического кружка «Юные математики»
Закона РФ «Об образовании», Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне,...
Программа кружка «Юные следопыты» iconШкольное объединение «Юные пушкинисты»
Калдырмина А. Г. Школьное объединение «Юные пушкинисты». Из опыта работы. – Мариинский Посад: моу «Гимназия №1», 2007
Программа кружка «Юные следопыты» iconОбразовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка»
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск