А. И. Бабкина экологические основы





Скачать 241.64 Kb.
НазваниеА. И. Бабкина экологические основы
Дата публикации02.11.2014
Размер241.64 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
Министерство образования и науки Российской Федерации
Гуманитарный юридический колледж

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

А.И. Бабкина

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Методические указания

Рекомендовано Советом Гуманитарного юридического колледжа федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности120714 Земельно - имущественные отношения

Оренбург 2012

УДК 504.61 (03)

ББК 20.18 я 2

Б 12


Рецензент Шагивалиева И.З.. к.п.н., доцент кафедры гражданского права и процесса

Бабкина А.И.

Экологические основы природопользования: Методические указания и контрольные задания / А. И. Бабкина. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2012. –15 с.

Методические указания и задания на контрольные работы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальностям земельно- имущественные отношения среднего специального образования и является единой для всех форм обучения, а также для всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студента экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.

Данная методическая разработка призвана помочь студентам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования», в подготовке к семинарским занятиям.

Пособие предназначено для обучения студентов очной формы обучения по направлению подготовки 120714 Земельно-имущественные отношения.


УДК 504.61 (03)
ББК 20.18 я 2


© Бабкина А.И.

© ОГУ, 2013
Содержание





Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

1

Раздел 1. Особенности взаимодействия природы и общества . . . . . . . .

3

1.1

Тема 1.1 Природоохранный потенциал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

1.2

Тема 1.2 Природные ресурсы и pациональное природопользование . . .

4

1.3

Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными и

радиоактивными веществами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


5

2

Раздел 2 Правовые и социальные вопросы природопользования . . . . .

6

2.1

Тема 2.1 Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрущающих воздействий на природу. Природоохранный надзор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



6

2.2

Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


8

3

Контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

9

4

Темы рефератов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11




Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


15


Введение
Обучение студентов дисциплине Экологические основы природопользования осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных экологических и природоохранительных понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу для практической подготовки студентов, формирования их научного мировоззрения.

Ведущие идеи курса – всестороннее рассмотрение экологических основ рационального природопользования, современного состояния природных ресурсов, окружающей природной среды и их охраны. Единый экологический подход позволяет последовательно рассматривать важнейшие проблемы, возникающие в биосфере из-за нарушений человеком экологических закономерностей при использовании природных ресурсов.
Раздел 1. Особенности взаимодействия природы и общества

Тема 1.1 Природоохранный потенциал
Студент должен:

иметь представление:

-о современном состоянии окружающей среды России и планеты;

-о воздействии негативных экологических факторов на человека, их прогнозирование и предотвращение;

-о планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф.

Природа и общество. Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования. Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Утилизация бытовых и промышленных отходов.

Перспективы и принципы создания неразрущающих природу производств. Признаки экологического кризиса.

Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, "парниковый" эффект и др. Пути их решения.

Литература: [1] стр. 7…23, стр. 27…71. [2] стр 5…17
Методические указания
В процессе изучения темы необходимо получить представление о современном состоянии окружающей среды России и планеты в целом; Необходимо уделить внимание биосфере и ее составляющих (атмосфере, гидросфере и литосфере). Знать основные компоненты экосистемы. Рассмотреть основные причины воздействия человека на природные экосистемы и что могло привести к глобальным изменениям в биосфере: разрушение озонового слоя, парниковый эффект, глобальное потепление, уничтожение тропических лесов, дефицит воды, опустынивание, загрязнения мирового океана, недостаток пищи, быстрый рост численности населения.

Урбанизация – это процесс концентрации населения в городах, рост городов. Урбанизация отрицательно воздействует на окружающую среду. Ознакомиться с методами очистки вредных выбросов (воды, твердых городских отходов, воздушной среды)
Вопросы для самоподготовки и самоконтроля:

1 Что называется экологией?

2 Структура экологии. Основные понятия и определения.

3 Какие преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования?

4 Определение экологического кризиса, его признаки.

5 Назовите основные причины загрязнения биосферы.

6 Какие глобальные проблемы угрожают человечеству?

7 Как влияет урбанизация на биосферу?

8 Как осуществляется охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности?

9 Основные методы очистки воды, газообразных выбросов, утилизации промышленного мусора.

10 Назовите основные принципы организации малоотходных производств.
Тема 1.2 Природные ресурсы и pациональное природопользование
Студент должен:

иметь представление:

- о взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды.

Природные pecурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

Литература : [1] стр. 76…124. [2] стр. 20…26, 58…76, 83…86, 94…114, 122…129, 133…155, 142…168.

Методические указания

В процессе изучения темы необходимо получить представление о классификации природных ресурсов (исчерпаемые, неисчерпаемые, возобновимые, невозобновимые), о взаимосвязи рационального пользования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды. Основными направлениями рационального использования природных ресурсов являются: вторичное использование, применение новых технологий очистки, организационные мероприятия. Ознакомиться с особо охраняемыми природными территориями России (заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы). Изучить проблемы питания и производства с/х продукции и проблему сохранения человеческих ресурсов. Это проведение агаграрных программ, регулирование демографических процессов.
Вопросы для самоконтроля

1 Что понимают под природными ресурсами?

2По каким признакам классифицируют природные ресурсы?

3 Основные направления рационального природопользования.

4Какие существуют проблемы использования и воспроизводства водных ресурсов, полезных ископаемых, земельных ресурсов, растительного мира, животного мира?

5Назовите типы и основные задачи особо охраняемых природных территорий России.

6 Пищевые ресурсы человечества.

7Какие существуют проблемы питания и производства с/х продукции и сохранения человеческих ресурсов.

8Какие существуют пути решения демографических проблем?
Тема 1.3 Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами
Студент должен:

иметь представление:

  • об основных источниках загрязнения окружающей среды;

  • о классификации загрязнителей и путях из воздействия на человека;

  • об экологических последствиях заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.

Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. Основные загрязнители, их классификация. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. "Зеленая" революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Способы ликвидации по

последствий заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами. Понятие экологического риска. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

Литература: [1] стр. 130…173, [2] стр. 41…48, 56…57, 63…68, 75…76, 94…108.
Методические указания
При изучении темы необходимо получить представление об основных источниках загрязнения окружающей среды; о классификации загрязнителей и путях их воздействия на человека. Основные загрязнители: механические (пыль, мусор), химические (токсичные вещества), физические (тепловые, световые, шумовые, электромагнитные, радиоактивные), биологические (микроорганизмы), органические. Экологические последствия заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами. Способы ликвидации последствий заражения окружающей среды этими веществами. Экологический мониторинг. Его виды: глобальный, региональный, импактный.
Вопросы для самоконтроля

1Какое воздействие на человека оказывают загрязнения биосферы?

2 Классификация основных загрязнителей.

3 Какие основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ?

4 Какова цель проведения «зеленой революции»

5 Каковы последствия «зеленой революции»?

6 Что такое экологический риск?

7 Как ликвидировать последствия заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами?

8 С какой целью проводится экологический мониторинг?

9 Какие существуют виды мониторинга?
Раздел 2 Правовые и социальные вопросы природопользования

Тема 2.1 Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрущающих воздействий на природу. Природоохранный надзор

Студент должен:

иметь представление:

  • об истории становления Российского

природоохранного законодательства;

  • о международных связях, взаимоотношениях по

вопросам охраны окружающей среды;

знать:

  • задачи и цели природоохранных органов управления и надзора.

  • История Российского природдохранного законодательства. Природоохранные постановления 1970-1990 годов, принятые законодательными органами СССР. Закон "Об охране окружающей природной среды" 1991 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды. Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранное просвещение.

Литература: [1] стр. 179…226, [2] стр. 27…34. 174…179, 182…999.

Методические указания
Необходимо получить представление об истории становления российского природоохранного законодательства и современных тенденциях его развития. Формирование российского экологического законодательства состоит из трех основных этапов: 1 этап с 1917 по 1968 г., 2 этап с 1969 по 1988 г., 3 этап с 1989 г. по настоящее время. В этот период были приняты законы «Об охране природы в РСФСР» - в 1960 г., «О недрах» - 1975 г., «Об охране животного мира», «Об охране атмосферного воздуха» - в 1982 г. и т.д. Важным этапом в формировании экологического законодательства явилось принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, которая определила равноправие различных форм собственности на землю и иные природные ресурсы, а также право граждан на благоприятную окружающую среду.

Первое международное мероприятие, посвященное проблемам охраны окружающей среды состоялось в 1972 г. – Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей среды человека. В настоящее время охраной окружающей среды занимаются более 100 международных организаций. Среди них наиболее авторитетной является ООН, при нем создан ЮНЕП, а также МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ, МСОП, «Гринпис» и т.д.

Новая структура экономического механизма сочетает, как ранее действующие нормы (природоресурсные кадастры, материально – техническое обеспечение и др.) так и новые экономические стимулы такие, как экологические фонды, плата за пользование природными ресурсами, экологическое страхование и др.

Необходимо знать принципы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды,иметь представление о системе и компетенции государственных органов управления и надзора по охране окружающей среды.

Природоохранное, экологическое просвещение занимает особое место в формировании мировоззрения человека.
Вопросы для самоконтроля

1 Из каких трех основных этапов состоит формирование российского экологического законодательства?

2 Экологическое право в системе российского законодательства.

3 Каковы особенности Федерального закона «Об охране окружающей среды» принятого 10 января 2002 года.

4 Назовите основные формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

5 Назовите организации ООН, посвященные охране окружающей среды.

6 Приведите примеры участия России в международном сотрудничестве.

7 Каким образом ведется государственный учет природных ресурсов?

8 Какие виды деятельности лицензируются?

9 Приведите примеры лимитов природопользования.

10 Какие существуют виды платы в сфере природопользования и охраны окружающей среды?

11 В чем значение экологического воспитания и образования
Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду
Студент должен:

знать:

- правовые вопросы экологической безопасности.

Правовая и юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Возмещение вреда, причиненного здоровью человека и окружающей природной среде. Понятие об экологической оценке производств и предприятий.

Литература: [1] стр. 232…250.
Методические указания
Юридическая ответственность – это обязательство юридических и физических лиц перед обществом и государством по соблюдению действующих законов по охране окружающей среды. Правовая система нашей страны предусматривает четыре формы ответственности: дисциплинарную, административную, гражданско – правовую, уголовную. Чтобы оценить степень экологической опасности, проводят оценку воздей – ствия на окружающую природную среду (ОВОС) и государственную экологическую экспертизу, которые проводятся с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности условиям соблюдения экологической безопасности общества.
Вопросы для самоконтроля

1 Какие предусмотрены формы юридической ответственности за нарушение экологического законодательства?

2 Какие виды ответственности применяются к гражданам, какие к юридическим лицам?

3 За какие проступки, посягающие на государственную собственность на природные ресурсы, предусмотрена административная ответственность КоАП РФ?

4 Какая максимальная сумма штрафа установлена КоАП РФ за экоологические правонарушения для юридических лиц?

5 В каких случаях предусмотрено возмещение вреда здоровью граждан со стороны государства?

6 Какие расходы подлежат компенсации при исковом возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие загрязнения?

7 С какой целью проводится оценка воздействия на окружающую среду при планировании хозяйственной деятельности?

8 С какой целью проводится государственная экологическая экспертиза при планировании хозяйственной деятельности?

9 На каких принципах базируется проведение государственной экологической экспертизы?
Контрольная работа
1 Вопросы для контрольного задания

1Природа и общество. Система «человек – окружающая природная среда.

2 Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.

3 Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности.

4 Влияние урбанизации на биосферу.

5 Научно – технический прогресс и природа в современную эпоху.

6 Утилизация бытовых и промышленных отходов.

7 Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.

8 Признаки экологического кризиса.

9 Глобальные проблемы экологии. Пути их решения.

10 Природные ресурсы и их классификация.

11 Пищевые ресурсы человечества.

12 Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

13 Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

14 Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение.

15 Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.

16 Основные загрязнители. Их классификация.

17 «Зелёная» революция и ей последствия.

18 Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.

19 Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами в окружающей среде.

20 Понятие экологического риска.

21 Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение, оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

22 История российского природоохранного законодательства.

23 Природоохранные постановления 1970 – 1990 годов, принятые законодательными органами СССР.

24 Закон РТ «Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан».

25 Участие России в деятельности международных природоохранных организаций.

26 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

27 Международные экологические организации.

28 Международные и национальные экологические программы и проекты.

29 Принципы и формы международного сотрудничества в охране окружающей природной среды.

30 Перспективы международного сотрудничества в природоохранной деятельности.

31 Структура экономического механизма охраны окружающей природной среды.

32 Эколого–экономический учёт природных ресурсов и загрязнителей.

33 Лицензия. Договор, лимиты на природопользование.

34 Плата за использование природных ресурсов.

35 Плата за загрязнение окружающей природной среды.

36 Экологическое страхование.

37 Экологическая экспертиза.

38 Государственный экологический контроль за охраной природы и природопользованием.

39 Экономическая ответственность за экологические правонарушения.

40 Экологическая сертификация.

41 Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи.

42 Общественные организации по охране природы.

43 Формы, методы и функции государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды

44 Правовая и юридическая ответственность за нарушением экологии окружающей среды.

45 Экология и здоровье человека.

46 Экология и социальные проблемы.

47 Экологическая культура человека.

48 Прогноз последствий взаимодействия человека с природой.

49 Значение заповедников и других охраняемых территорий.

50 Задачи сохранения генофонда планеты. Красные книги.
2 Распределение вопросов по вариантам

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50


Общие методические указания
В процессе изучения дисциплины каждый студент должен выполнить контрольную работу. Контрольная работа состоит из теоретических вопросов.
При выполнении контрольной работы студент должен соблюдать следующие требования:
1 К выполнению работы следует приступать только после тщательного изучения соответствующих разделов.

2 Ответы должны быть конкретными, краткими, но исчерпывающими.

3 После проверки контрольной работы преподавателем студент должен внимательно посмотреть все замечания преподавателя, внести соответствующие исправления, дополнения и т.д.

4 Если за контрольную работу выставлено «не зачтено», то студент или исправляет и дополняет её по указанию преподавателя и предоставляет вторично. Или выполняет другой вариант.

5 Исправлять и стирать замечания преподавателя запрещается.

6 Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается студенту без проверки.

7 Контрольная работа составлена в десяти вариантах, выбор которого осуществляется в зависимости от последней цифры присвоенного студенту шифра.
Темы рефератов
Тема 1 «Экологическое состояние и проблемы воздушного бассейна Оренбургской области»
Изучив данную тему студент должен:

- знать:

  • источники загрязнения воздушной среды;

  • вещества загрязнителивоздушной среды;

  • влияние природных факторов на воздушный бассейн;

  • влияние загрязнения атмосферного воздуха на биоту и здоровье человека;

  • состояние атмосферы и методы исследования;

  • меры борьбы с загрязнением воздуха;

  • закон РФ об охране окружающей среды и его действие на территории Оренбургской области;

Особое внимание обратить на следующие моменты:

1 Обсуждение и изучение основных терминов и понятий по теме.

2 Детальное рассмотрение ключевых проблем по данной теме.

3 Влияние добычи полезных ископаемых Оренбургской области на атмосферу.

4 Атмосфера и особенности городской погоды.

5 Влияние загазованности атмосферного воздуха на здоровье населения области.

6 Мониторинг воздушной среды.

7 Изучение загрязнения атмосферы.

Опыт приема зачета выявил, что наибольшие трудности при проведении зачета возникают по следующим разделам:

- Мониторинг воздушной среды.

- Атмосфера и особенности городской погоды.

Для того чтобы избежать трудностей при ответах по вышеназванным разделам, рекомендуем обратиться к следующим источникам:

РГГУ. Центр дистанционных технологий обучения 2005.

Официальный сайт Российского Государственного Гуманитарного Университета.
Тема 2 «Экологическое состояние и проблемы использованиявнутренних вод Оренбургской области»
Изучив данную тему студент должен:

- знать:

Экологическое состояние и проблемы использования внутренних вод Оренбургской области.

Структура вод области, их использование.

Понятие о процессах самоочищения водоёмов.

Биологическое потребление кислорода.

Основные виды загрязнения водоемов Оренбургской области: промышленные, сельскохозяйственные и бытовые стоки.

Понятие о ПДК и ПВД загрязняющих веществ в водоёмах.

Закон РФ и Оренбургской области об охране малых рек от загрязнения, «О плате и использовании водных объектов на территории Оренбургской области».

Особенности системного подхода в прикладной экологии.

Особенности экологического моделирования.

Особое внимание обратить на следующие моменты:

1 Обсуждение и изучение основных терминов и понятий по теме.

2 Детальное рассмотрение ключевых проблем по данной теме.

3 Экологическая ситуация водных объектов области

4 Проблема водных ресурсов Оренбургской области пути решения проблемы на региональном уровне.

5 Проблема питьевой воды в г. Оренбурге принимаемые меры на местном уровне.

6 Есть ли будущее у реки Урал?
Тема 3 «Экологическое состояние и использование земельных ресурсов»
Изучив данную тему студент должен:

- знать:

Экологическое состояние и проблемы использования земельных ресурсов в регионе.

Земельный фонд Оренбургской области.

Эрозийные процессы земельного фонда, используемого не в сельскохозяйственных целях.

Источники загрязнения почв: промышленные, химические, проблемы свалок, бытовые отходы, отходы ВПК на территории области.

Соблюдение законов о земле: «Об охране окружающей среды» от 10.01.02г.
Особое внимание обратить на следующие моменты:

1 Обсуждение и изучение основных терминов и понятий по теме.

2 Детальное рассмотрение ключевых проблем по данной теме.
Тема 4«Использование и охрана недр»

Изучив данную тему студент должен:

знать:

Использование и охрана недр.

Особенности технологии добычи и переработки нефти и газа

Виды загрязнений в результате добычи и переработке сырья.

Обзор памятников природы Оренбургской области.

научиться выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы;

познакомиться с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;

помочь использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем г. Оренбурга;

Особое внимание обратить на следующие моменты:

1 Обсуждение и изучение основных терминов и понятий по теме.

2 Детальное рассмотрение глобальных экологических проблем.

3 Вести мониторинг по оценке состояния окружающей среды.

4Уметь обрабатывать данные и оформлять результаты в виде отчетов, таблиц, графиков, диаграмм.
Тема5. «Экологическое состояние и проблемы рационального использования растительных ресурсов»
Изучив данную тему студент должен:

знать:

Экологическое состояние и проблемы рационального использования растительных ресурсов.

Основные типы растительности Оренбургской области.

Современное состояние лесных ресурсов области.

Потери лесных ресурсов при лесных пожарах, от вредителей, и болезней.

Лекарственные растения, встречающиеся на территории области их виды.

Редкие и исчезающие растения Оренбургской области и их охрана.

Растения местной флоры, занесенные в Красную книгу.

методы исследования природных сред и объектов;

экологическая оценка природных сред и объектов на ключевых участках.

Правила поведения в лесу;

Особое внимание обратить на следующие моменты:

1 Обсуждение и изучение основных терминов и понятий по теме.

2 Детальное рассмотрение ключевых проблем поданной теме.

3Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охрана окружающей среды.

4 Мониторинг окружающей среды.

5Экозащитная техника и технологии.

6 Особо охраняемые природные территории.
Тема 6 «Рациональное использование и охрана животного мира»
Изучив данную тему студент должен:

- знать:

Современное состояние фауны Оренбургской области.

Изменения в структуре отдельных групп фауны в связи с условиями обитания.

Охрана и воспроизводство животного мира области.

Охотничья фауна, её современная роль и значение.

Охотничьи хозяйства области.

Обзор видов животных в области, подлежащих охране.

Виды животных области занесенных в Красную книгу.

Рыбные ресурсы области, и их рациональное использование.
Тема 7«Охрана ландшафтов оренбургской области»
Изучив данную тему студент должен:

- знать:

Степень устойчивости различных компонентов ландшафтов к загрязнению.

Типы особо охраняемых территорий Оренбургской области

Памятники природы Оренбургской области.

Заповедники Оренбургской области.

Биологические памятники Оренбургской области.

Охрана уникальных объектов Оренбургской области.
Тема 8«Мониторинг окружающей среды и здоровье населения»
Изучив данную тему студент должен:

- знать:

- Понятие мониторинг, виды мониторинга.

- Методы исследования природных сред и объектов.

- Значение мониторинга.

- Влияние окружающей среды на здоровье населения.

- Создание здоровьесберегающей среды.

- Система оздоровления населения района.

Список литературы
Основная
1 Э.А. Арустамов, И.В. Левакова, Н.В. Баркалова. Экологические основы природопользования. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.

2 Константинов В.М. Экологические основыприродопользования. - М.; Академия, НМЦ СПО, 2001

3 Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. - М.; Академия, 2002 г.

4 Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России. - М.: АО "МДС", 1995

5 Андреева А. Е., Тюрюканов А. Н., Гурова Т. Ф. Беседы по экологии.- М.: 1997

6 Путилов А. В. Охрана окружающей среды. - М.: Химия,1991

7 Поменский Ю. И. Общая биология. - М.: Просвещение,1993




Дополнительная
1 Рувинский А О. Общая биология. - М.: Просвещение,1993

2 Под редакцией Данилова-Данильяна В. И. Проблемы экологии России. - М.: ВИНИТИ, 1993

3 Федеральный закон "Об охране окружающей среды"2002

4 Ф 3-Водный кодекс, 1995 . ФЗ -Лесной кодекс, 1997

5 ФЗ - Земельный кодекс,2001

6 ФЗ - Об охране атмосферного воздуха, 1999

7 ФЗ - О животном мире, 1995

8 ФЗ- О недрах, 1992

9 ФЗ - О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения, 1999

10 ФЗ - О радиационной безопасности, 1996

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. И. Бабкина экологические основы iconМетодическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
«Экологические основы природопользования» предназначена для реализации фгос к практической подготовке выпускников учреждений среднего...
А. И. Бабкина экологические основы iconРабочая программа учебной дисциплины «экологические основы природопользования»
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студента...
А. И. Бабкина экологические основы iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»
А. И. Бабкина экологические основы iconИ. Л. Бабкина Протокол заседание № от 2012
Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов
А. И. Бабкина экологические основы iconРабочая программа дисциплины «Уголовная ответственность за экологические правонарушения»
Целями освоения дисциплины «Уголовная ответственность за экологические правонарушения» являются: формирование у студентов личностных...
А. И. Бабкина экологические основы iconМетодические указания по изучению дисциплины Экологические основы природопользования
Разработчик: Метелкина Е. С. преподаватель дисциплин общепрофессионального цикла
А. И. Бабкина экологические основы iconРабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
А. И. Бабкина экологические основы iconРабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
А. И. Бабкина экологические основы iconЭкологические «штрихи» к повседневной жизни в жизни часто возникают...
Г. И. Колесецкая, кандидат химических наук, Красноярский госпедуниверситет им. В. П. Астафьева
А. И. Бабкина экологические основы iconКурс лекций по дисциплине «Экологические основы природопользования» Преподаватель: Салин С. Г
Государственное бюджетое образовательное учреждение среднего профессинального образования колледж архитектуры и строительства №7
А. И. Бабкина экологические основы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Театр «Бабкина Т. М. В течение месяца Посещение уроков «Деятельностный метод обучения по русскому яз» 2-4 кл
А. И. Бабкина экологические основы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Основы экологии. Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. Урок №1
А. И. Бабкина экологические основы iconАннотация оп. 04 Экологические основы природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с...
А. И. Бабкина экологические основы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Арустамов, Э. А. Экологические основы природопользования : учебник / Э. А. Арустамов. – М.: Дасинов и К, 2007. – 316 с
А. И. Бабкина экологические основы iconЕстествознание. Экология
Арустамов, Э. А. Экологические основы природопользования [Текст]: учебник для среднего профессионального образования/Э. А. Арустамов,Н....
А. И. Бабкина экологические основы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аннотация: Урок по теме “Экологические проблемы нашего города” имеет целью сформировать у студентов умения и навыки употребления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск