Рабочая программа учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства»





Скачать 432.16 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства»
страница1/2
Дата публикации06.11.2014
Размер432.16 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2


Министерство образования и науки Российской Федерации

Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»
Кафедра педагогики и психологии



.

Утверждаю

Декан факультета «Промышленности и транспорта»

А.В. Спирин

(подпись, расшифровка подписи)

“____”______________2012 г



УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета промышленности и

________________А.В. Спирин

«_____»_____________2011 г.




Утверждаю

Декан факультета заочного обучения

И.М.Дребнева

(подпись, расшифровка подписи)

“____”______________2012 г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы педагогического мастерства»
Направление подготовки

05100.62 Профессиональное образование (по отраслям)
Профиль подготовки

«Энергетика»
Квалификация выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная и заочная
Бузулук 2012 г.

Рецензент кандидат психологических наук Омельяненко Л.А.
Рабочая программа дисциплины «Основы педагогического мастерства»/ сост. Н.В. Хомякова. Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2012. - 24 с.


Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины студентам очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 05100.62 «Профессиональное образование (по отраслям)».

Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 05100.62 «Профессиональное образование (по отраслям)» утвержденного в 2009 г. Приказом № 781 Министерством образования Российской Федерации.
Составитель: _________________ Н.В. Хомякова

©Хомякова Н.В., 2012

©БГТИ (филиал) ОГУ, 2012


Содержание


1

Цели и задачи курса

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

5

4

Содержание и структура дисциплины

6

5

Образовательные технологии

14

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

14

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

19

7.1

Рекомендуемая литература

19

7.1.1

Основная литература

20

7.1.2

Дополнительная литература

21

7.1.3

Периодическая литература

21

7.1.4

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

22

7.2

Методические указания к практическим занятиям


22

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины


22




Лист согласования рабочей программы дисциплины

23




Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины

24

1 Цели и задачи курса
Дисциплина «Основы педагогического мастерства» - сложная отрасль педагогического знания, исследующая чрезвычайно многогранные явления и процессы, охватывающие своим вниманием большой объем совершенно специфических понятий и терминов, связанные в силу своего предмета со многими областями психолого-педагогических и социально-философских дисциплин.

Целью изучения дисциплины «Основы педагогического мастерства» является знакомство с теоретическими основами и практическими подходами к организации учебного процесса, изучение требований к преподавателю с позиции его компетентности.

Задачи дисциплины:

- знакомство с нормативно-правовой базой деятельности общеобразовательных учреждений и работы преподавателя;

- обеспечение знаний структурных элементов педагогического мастерства и их содержание;

- развитие знаний по технологии организации педагогического взаимодействия;

- овладение способами стимулирования активной познавательной деятельности;

- овладение способами управления учебно-воспитательной деятельности студентов;

- формирование личностной педагогической культуры.

- приобретение навыка рефлексии собственной деятельности, развитие критического мышления.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Основы педагогического мастерства» является вариативной дисциплиной естественнонаучного цикла дисциплин Б.2.2.1 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 05100.62 Профессиональное образование (по отраслям).

Изучение дисциплины «Основы педагогического мастерства» базируется на таких дисциплинах как «Введение в профессионально-педагогическую специальность», «Психология профессионального образования», «Методика воспитательной работы». В свою очередь знания, приобретенные студентами при изучении данной дисциплины, могут быть использованы при изучении «Психологии профессионального образования», «Методики профессионального обучения», «Общей и профессиональной педагогики», «основам педагогической деятельности».

3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами базовой части ФГОС ВПО дисциплина «Практикум по педагогическому мастерству» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК), профессиональных (ПК) компетенций бакалавра:

- способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности (ОК-16);

- способностью анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать

- нормативно-правовую базу деятельности общеобразовательных учреждений и работы преподавателя;

- передовой педагогический опыт;

- современные образовательные технологии;

- приемы педагогической техники;

- способы диагностики процесса обучения и приемы его интенсификации;
Уметь

- определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива;

- планировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в психологических, дидактических, методических аспектах с учётом современных требований;

- проводить рефлексию, самооценку и корректировку собственной деятельности;

- управлять учебной деятельностью и формировать обще-учебные умения и навыки;

- проводить разнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей учащихся;

- использовать в общении оптимальные педагогические средства;

- устанавливать внутригрупповые и межгрупповые отношения в своем образовательном пространстве.
Владеть

- культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- категориальным аппаратом на уровне понимания и свободного владении;

- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, в том числе с использованием современных информационных технологий;

- приемами и методами научного анализа научных источников.
Приобрести опыт деятельности

- в подготовке и анализе публичного выступления;

- в работе с научной и справочной литературой по дисциплине.
4 Содержание и структура дисциплины

4.1 Содержание дисциплины


№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

Модуль 1 – Специфика педагогической деятельности. Педагогическое мастерство как система.

1

Система образования: нормативно-правовая база и структура.


Очерк истории школы и педагогики. Возникновение и развитие педагогической профессии. Своеобразие педагогической деятельности. Педагогическое призвание. Мотивы выбора педагогической профессии. Роль учителя в обществе. Системы профессиональной педагогической подготовки. Нормативно-правовая база образования. Педагогическая система. Концепция построения, цели развития и структура педагогических систем. Современные концепции образования. Планирование образовательного процесса. Внешние и внутренние факторы педагогической деятельности. Мастерство управления образовательным процессом. Структура образовательного процесса как объекта управления. Субъекты управленческой деятельности. Характеристика подходов к управлению образовательным процессом (субъект-объектный и субъект-субъектный подход).

ДЗ, Т, ПЗ,Р

2

Педагогическое мастерство и его значение.



Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность. Понятие педагогического искусства и педагогического мастерства. Мастерство педагога профессиональное управление педагогической деятельностью. Специфика педагогической деятельности. Педагогическое мастерство как система. Гуманистическая направленность личности педагога. Профессиональное знание. Педагогические способности. Профессиональные и личностные качества педагога –мастера. Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Пути формирования и реализация педагогического мастерства. Основные компоненты педагогического мастерства. Сущность и основные компоненты педагогического искусства. Сущность и сферы проявления педагогического мастерства. Эстетические чувства – важнейший компонент педагогического мастерства. Мастерство педагога и опыт студента (учащегося).


ДЗ, Т, ПЗ,Р

3

Мастерство педагогического управления



Педагогическое управление. Специфика внутривузовского управления. Организационные формы управленческой деятельности. Основные признаки государственного управления. Основные признаки общественного управления. Основные принципы социального управления. Общие принципы управления педагогическими системами. Сущность управления. Функции и методы управления. Педагогическая направленность педагога. Моделирование структур управления. Процесс обучения как форма организации жизнедеятельности учащихся. О воспитательном потенциале обучения. Творческая деятельность педагога. Эвристическая деятельность как элемент творческого мышления.


ДЗ, Т, ПЗ,Р

Модуль 2 – Профессиональные качества личности педагога

4

Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.



Педагогическая техника, как форма организации поведения преподавателя. Понятие педагогической техники. Типичные ошибки молодого педагога. Педагогический и актерский талант. Педагогическая совместимость и педагогическое восприятие. Завоевание внимания аудитории. Умение управлять собой. Управление эмоциональным состоянием. Пантомимика, мимика. Техника речи. Техника педагогической рефлексии. Технология решения педагогических задач. Педагогическое искусство. Система Станиславского в педагогических ситуациях. Артистизм в структуре личности педагога. Функции артистизма. Условия и пути развития педагогического артистизма.


ДЗ, Т, ПЗ,Р

5

Мастерство педагогического общения



Педагогическое общение и его функции. Понятие педагогического общения. Отечественные педагоги об общении. Структура педагогического общения. Стили общения педагога. Общение: наука и искусство. Понятие педагогического такта. Воспитательный эффект. Требования педагогического такта.

Сложность раскрытия сущности педагогического такта. Определение «такта», его характеристика. Понятие «педагогического такта. Проявление педагогического такта в поведении педагога. Педагогический такт на паре. Конфликты студентов с педагогами, анализ конфликта. Выражение такта в поведении педагога. Самостоятельная работа педагога. Такт и тактика. Проявление такта в различных тональностях. Разные формы общения. Выбор тактики в общении. Уровень общения. Ролевые позиции: «пристройка сверху», «пристройка снизу», «пристройка рядом». Условия овладения педагогическим тактом. Нравственный смысл в поступках. Конфликты как несоответствие позиций студента и педагога. Условий целесообразно педагогическим замыслам. Речь и коммуникативное поведение педагога. Формы и качества педагогической речи. Функции педагогической речи. Особенности речи педагога. Пути совершенствования речи будущего педагога. Основы ораторского искусства. Оратор и его речь. Этапы и основные приёмы подготовки устного публичного выступления. Коммуникативные техники оптимизации речевого взаимодействия.

ДЗ, Т, ПЗ,Р

6

Организация педагогического взаимодействия


Культура общения преподавателя и студента (учащегося). Культура в педагогической деятельности. Убеждение и внушение в педагогическом процессе.

Техника убеждения и внушения. Убеждение как основной способ коммуникативного воздействия.

Конфликт. Метод разрешения конфликтов. Переговоры в экстремальных условиях.

ДЗ, Т, ПЗ,Р

7

Педагогический опыт как основа развития педагога.



Педагогический опыт. Обобщение и использование передового педагогического опыта. Педагогическое творчество и новаторство. Развитие педагогического мастерства. Самосовершенствование учителя.

ДЗ, Т, ПЗ,Р


4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы, 72 часа

Для студентов очной формы обучения

Вид работы

Трудоемкость, часов




4 семестр

Всего

Общая трудоемкость

72

72

Аудиторная работа:

36

36

Лекции (Л)

18

18

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа:

36

36

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)

-

-

Расчетно-графическое задание (РГЗ)

-

-

Реферат (Р)

4

4

Эссе (Э)

-




Самостоятельное изучение разделов

8

8

Контрольная работа (К)

-

-

Самоподготовка

проработка и повторение лекционного материала, материала учебников и учебных пособий,

подготовка к семинарским занятиям

выполнение практических заданий

подготовка докладов, сообщений

24

12
8

3

1

24

12
8

3

1

Подготовка и сдача экзамена

-

-

Вид итогового контроля



зачет

зачет


Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы, 72 часа

Для студентов заочной формы обучения

Вид работы

Трудоемкость, часов




1 семестр

Всего




Общая трудоемкость

72

72




Аудиторная работа:

10

10




Лекции (Л)

6

6




Практические занятия (ПЗ)

4

4




Лабораторные работы (ЛР)

-

-




Самостоятельная работа:

57,5

57,5




Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)

-

-




Расчетно-графическое задание (РГЗ)

-

-




Реферат (Р)

-

-




Эссе (Э)

-

-




Самостоятельное изучение разделов

10

10




Контрольная работа (К)

21

21




Самоподготовка

проработка лекционного материала

проработка материала учебников и учебных пособий, подготовка к семинарским занятиям

36,5

6

26,5

4

36,5

6

26,5

4




Подготовка и сдача зачета

4,5

4,5




Вид итогового контроля



зачет

зачет






  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconРабочая программа дисциплины «Основы педагогического мастерства»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65. Дошкольная педагогика и психология
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconОсновы педагогического мастерства Учебное пособие
Учебное пособие к п н. Якушевой С. Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconРабочая программа дисциплины: «основы педагогического мастерства»
Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины студентам очной формы обучения в 5 семестре и заочной...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства» icon«Основы педагогического мастерства»
...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства» icon«Основы педагогического мастерства»
...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconРабочая программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства» icon«Основы педагогического мастерства»
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта от 10. 03. 2000 года №68 гум. Специальность...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconРабочая программа дисциплины правовые основы безопасности информации...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы безопасности информации» подготовлена Темниковой И. С., старшим преподавателем...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 3 Основы материаловедения...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электроматериаловедения» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности труда» составлена в соответствии с требованиями ооп: 080400. 62 Управление...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» составлена в соответствии с действующими Государственными требованиями к...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 4 Основы материаловедения...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconРабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011
«Технология продукции общественного питания» (углубленная подготовка) и примерной программой учебной дисциплины «Основы философии»...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы патологии»
Рабочая программа учебной дисциплины основы патологии разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconОб утверждении Положений
Методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей. В 2009 – 2010 учебном году организация...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства» iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы кадровой политики и кадрового планирования» составлена в соответствии с требованиями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск