План мероприятий по реализации программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы" (приложение №2)





Скачать 292.45 Kb.
НазваниеПлан мероприятий по реализации программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы" (приложение №2)
страница1/2
Дата публикации19.07.2013
Размер292.45 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Право > Решение
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

21.03.2003 Москва № 114

Об утверждении
отраслевой программы
Охрана и укрепление
здоровья здоровых на
2003-2010 годы

В целях реализации Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить отраслевую программу "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы" (приложение №1).

2. Утвердить план мероприятий по реализации программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы" (приложение №2).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И. Вялкова.

Министр
Ю.Л. Шевченко


Официальная копия приказа

Приложение № 1 к приказу
Минздрава России
от 21.03.2003 № 114


ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг.


ПАСПОРТ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг."


Наименование Программы

"Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг."

Основание для разработки Программы

Решение Коллегии Минздрава России от 20 марта 2002 г. протокол №6 "О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001-2005 гг. и на период до 2010 г.".
Решение Коллегии Минздрава России от 25 июня 2002 года протокол № 12 "О Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации".

Заказчик Программы

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Основные разработчики Программы

Минздрав России, Российская академия медицинских наук (по согласованию),
Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

Реализация стратегии организации и развития системы охраны и укрепления здоровья у здоровых и практически здоровых лиц;
- проведение реструктуризации профилактического звена системы здравоохранения, предусматривающей усиление существующих Центров и отделений медицинской профилактики, санаторно-курортных учреждений. Центров спортивной медицины и физкультурных диспансеров, поликлиник, медицинских подразделений в образовательных учреждениях и на предприятиях внедрением современных технологий превентивной медицинской помощи (оздоровления);
- создание сети Центров Здоровья в составе современных оздоровительно-реабилитационных комплексов, объединяющих потоки здоровых лиц и больных, нуждающихся в медицинской реабилитации на основе единой технологической базы восстановительной медицины и высокого качества сервисных услуг; разработка нормативно-правовой документации, предусматривающей создание службы охраны и укрепления здоровья здорового человека, включая все необходимые её составляющие: структуру профильных организаций и подразделений, табель оснащения, стандарты оздоровительных услуг, ресурсное обеспечение, подготовку кадров, порядок финансирования и взаимодействия со страховыми компаниями, преемственность с другими службами и организациями системы здравоохранения;
- разработка перспективных, увеличение объема быстрое и эффективное внедрение существующих оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний;
- укрепление, сохранение здоровья, сокращение сроков восстановления здоровья (сниженных функциональных резервов) путем внедрения в практику здравоохранения современных методов экспресс диагностики и комплексных оздоровительных программ с использованием всего арсенала немедикаментозных средств;
- развитие и сохранение трудового потенциала страны, реализация человеком своих способностей, формирование и сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия;
-увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания резервов здоровья и реализации здоровьесберегающих технологий, путем сокращения заболеваемости и травматизма, предупреждения преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь, в трудоспособных и детских возрастах;
- определение способностей, индивидуальности, формирование личности человека, мотивации к труду и здоровому образу жизни, уверенности в своем здоровье для достижения высоких результатов;
-обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни;
-развитие комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки, систематического повышения квалификации кадров для работы в системе охраны и укрепления здоровья здоровых;
-создание и апробация системы информационного обеспечения решения проблем охраны и укрепления здоровья здоровых;
-обеспечение развития специальных научных исследований, разработка и внедрение эффективных форм и методов рационального использования ресурсов здравоохранения и укрепления здоровья населения;
-формирование профессионального и социального статуса специалистов системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
-обеспечение социальной защищенности специалистов системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
-содействие развитию профессиональных ассоциаций и привлечение их к реформированию в области системы охраны и укрепления здоровья здоровых.



Сроки реализации Программы

2003 - 2010 годы

Перечень основных разделов Программы

- нормативно-правовое обеспечение системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
- организация управления деятельностью в системе охраны и укрепления здоровья здоровых;
- кадровое обеспечение системы охраны и укрепления здоровья здоровых
- нормативно - технологическое обеспечение строительства и размещения кабинетов и центров здоровья;
- информационное обеспечение и управление Программой;
- научное обеспечение внедрения системы охраны и укрепления здоровья здоровых

Исполнители основных мероприятий Программы

Минздрав России, Российская академия медицинских наук (по согласованию), Российская академия наук (по согласованию),
Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ, Ассоциация восстановительной медицины, ФОМС и ФСС

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- повышение медицинской и экономической эффективности деятельности Центров и отделений медицинской профилактики, санаторно-курортных учреждений. Центров спортивной медицины и физкультурных диспансеров, поликлиник, медицинских подразделений в образоваюльных учреждениях и на предприятиях внедрением современных технологий превентивной медицинской помощи (оздоровления);
- создание основ системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
- создание сети кабинетов и Центров здоровья здорового человека;
- рациональное использование бюджетных средств на профилактику болезней;
- создание системы формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья людей; повышение вероятности реализации человеком потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни;
- создание предпосылок снижения преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличения средней продолжительности и качества жизни, улучшения демографической ситуации в стране;
- удовлетворение спроса населения на доступную и своевременную медико-санитарную помощь и повышение ее эффективности и качества (экспресс-диагностика, оздоровительно-реабилитационные мероприятия).

Система организации контроля за исполнением Программы

Управление и контроль за реализацией программы осуществляются Минздравом России и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Основные направления и положения программы ежегодно уточняются и контролируются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования средств.

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Формирование государственной политики охраны и укрепления здоровья здоровых и практически здоровых лиц является одной из приоритетных задач отечественной системы здравоохранения. В соответствии со стратегическим планом мероприятий развития отрасли, принятым в марте 2001 г на заседании расширенной коллегии Минздрава России, получает развитие принципиально новое направление деятельности - переход от системы, ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и направленной на профилактику болезней.
Актуальность решения этой проблемы продолжает оставаться высокой в связи с тем, что, несмотря на отдельные позитивные тенденции, показатели здоровья и состояния здравоохранения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Сложные условия экономического и социального развития государства проявились, в частности, в крайне высоких показателях заболеваемости и смертности, низких уровнях рождаемости, состояния здоровья матери и детей, качества питания, особенно незащищенных слоев населения, в углублении социальной дифференциации. Особую значимость профилактических программ определяет тот факт, что в последнее десятилетие прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания). После болезней системы кровообращения вторыми в структуре причин смерти стали несчастные случаи, отравления и травмы. На протяжении многих лет общие тенденции в смертности населения страны определяет ситуация со сверхсмертностью людей рабочих возрастов. Так. по данным Государственного доклада о состоянии здоровья населения России, среди умерших в рабочих возрастах мужчины составляют около 80%. Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской и в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах. С каждым годом в структуре заболеваемости увеличивается общая доля невротических и психических расстройств.
Одним из эффективных путей выхода из сложившейся ситуации является увеличение потенциала здоровья здоровых лиц. Во-вторых, возвращение здоровья больным, больным вне стадии обострения, лицам, находящимся в состоянии предболезни, за счет системы методов восстановительной медицины.
Наряду с вышеназванными, потребность в системном решении проблемы, связанной с усилением мер по охране и укреплению здоровья здоровых в Российской Федерации определяется также следующими основными обстоятельствами:
- необходимостью обеспечения здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики;
- признанием роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;
- высокой экономической эффективностью профилактических программ ( соотношение затрат и экономии достигает 1:8)
- необходимостью ориентации на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость;
- необходимостью формирования культуры здоровья, широкого внедрения информативных методов самооценки и эффективных способов самооздоровления.
Под понятием "здоровье здоровых" понимается здоровье тех 5-7% от общей численности населения, как у нас, так и за рубежом, которые считаются абсолютно здоровыми. И, во-вторых, это здоровье 70-75°% людей, которые имеют 1-2 хронических заболевания в стадии устойчивой ремиссии.
Охрана здоровья здорового человека в Российской Федерации включает совокупность мер политического, духовного, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на оптимизацию условий для формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья, обеспечивающих снижение заболеваемости и увеличение популяции здоровых и практически здоровых людей.
В качестве наиболее оптимальной методологии охраны здоровья здоровых, в соответствии со стратегией ВОЗ, рассматривается мониторинг функциональных резервов, донозологическая диагностика на ранних стадиях развития адаптационного синдрома и своевременная коррекция функционального состояния.
Для того, чтобы прогнозировать состояние функциональных резервов, необходимо применять определенную классификацию и методические подходы. В клинической медицине с этой целью изучаются этиология и патогенез заболеваний. Когда речь идет о донозологических и преморбидных состояниях используются методологические подходы теории стресса и адаптации.
Адаптационные возможности организма (способность к уравновешиванию с окружающей средой) являются одним из фундаментальных свойств живой системы. Здоровье как определенный уровень адаптационных возможностей организма (адаптоспособность, или адаптационный потенциал) включает в себя и понятие гомеостаза, который следует рассматривать в качестве конечного результата деятельности многочисленных функциональных систем, как целевую функцию многоуровневого иерархического управления в организме. На основе представлений об адаптации и гомеостазе предложен ряд классификаций уровней здоровья, одна из которых включает 4 градации: 1) удовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды. Достаточные функциональные возможности организма; 2) состояние напряжения адаптационных механизмов; 3) неудовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды. Снижение функциональных возможностей организма; 4) срыв адаптации (полом адаптационного механизма). Резкое снижение функциональных возможностей организма. Представленная классификация функциональных состояний одновременно является и шкалой для измерения адаптационного потенциала (АП), который определяется не столько уровнем активности функциональных систем, сколько их функциональными резервами и степенью напряжения регуляторных систем. Степень напряжения при этом может быть охарактеризована показателями вегетативного гомеостаза, а также иммуно-биохимическими параметрами метаболизма и его регуляции.
При этом оценка функционального состояния не является самоцелью, а лишь обосновывает выбор адекватных способов его коррекции (оздоровления).
В этом отношении следует отметить, что Министерство здравоохранения Российской Федерации, РАМН уделяют большое внимание вопросам разработки новых технологий укрепления здоровья и профилактики неинфекционных заболеваний. Существенно активизировались в последние годы созданные Центры и отделения медицинской профилактики. Однако приходится констатировать, что в силу ряда причин, и, прежде всего, из-за низкой материально-технической оснащенности, недостаточного методического уровня, отсутствия квалифицированных кадров и системы их подготовки, реальные возможности данных организаций существенно ограничены. Не создана модель оказания превентивной медицинской помощи (оздоровления) предусмотренная стратегией ВОЗ Здоровье для всех к 2000г." Несмотря на кажущееся изобилие самых различных способов оценки функционального состояния человека и оздоровительных технологий, консенсуса ученых по унифицированным методикам донозологической диагностики и коррекции функциональных нарушений пока не достигнуто. В этом сказывается, вероятно, отсутствие единых требований к их разработке с позиций доказательной медицины, а также контрольно-разрешительного регламента Минздрава России по их внедрению в практику. Кроме того, как известно, донозологическая диагностика должна отвечать определенным медицинским, социальным и экономическим требованиям - должна быть экспрессивной, неинвазивной, фундаментально обоснованной и апробированной на достаточно широком контингенте людей.
Вместе с тем, целый ряд разработок уже отвечают этим критериям. В этом плане можно отметить созданные аппаратно-программные комплексы полипараметрической донозологической диагностики (НИИ нормальной физиологии РАМН), методы оценки профессионального здоровья человека-оператора (НИИ авиационной и космической медицины МО РФ) систему оценки физического состояния человека (ассоциация "Народный спорт-парк")
Опыт отдельных регионов Татарстан, Приморский Край, Владимирская, Самарская и другие области - доказал высокую эффективность, разработанных в РНЦ восстановительной медицины и курортологии Минздрава России, оздоровительных программ. В частности, было показано, что внедрение метода музыкальной гимнастики для беременных женщин ("Сонатал") позволяет в 2-3 раза снизить частоту осложненного течения беременности, в 4-5 раз повысить долю неосложненных родов и количество здоровых детей в возрасте до 1 года. Применение комплекса физиотерапевтических и других немедикаментозных методов профилактики у часто болеющих детей способствовало снижению числа респираторных заболеваний в 1.5- 2 раза.
В основу концепции положена здоровьецентрическая модель системы здравоохранения, суть которой состоит в акценте на сохранении здоровья здорового человека.
Новизна концепции состоит в том. что, обобщая международный и отечественный опыт развития здравоохранения, она интегрирует современные подходы в использовании системного анализа, который дает огромные возможности в оценке функциональных резервов и донозологической диагностике в соответствии со стадиями развития адаптационного синдрома.
Данная концепция рассматривается как составная часть двух других, более общих концепций, разработанных ранее:
1.Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. №1387);
2. Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года
(одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. № 1202-р);
Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации расширяет вышеназванные, конкретизирует их в отношении поддержки и укрепления здоровья эдорового человека, дает методологическую основу для внедрения в практику здравоохранения принципиально новой модели организации превентивной медицинской помощи населению.
Особенностями представляемой Концепции являются:
- во-первых, внесение положения о личной ответственности человека за свое здоровье и здоровье своих близких;
- во-вторых, индивидуальный подход к человеку как с точки зрения индивидуально - констнтуциональных особенностей, так и количественной оценки резервных возможностей организма;
- в-третьих, создание условий для внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой;
- в-четвертых, преимущественное использование обширного арсенал оздоровительных технологий, реализация которых является ключевым звеном представляемой Концепции;
- в- пятых, нацеленность на оценку и реализацию потенциала здоровья, с акцентом на контроль и оптимизация адаптивных (регуляторных) возможностей человека;
- в-шестых, создание мотивации и использование оздоровительных технологий в течение всей жизни человека;
- и, наконец, в-седьмых, духовная составляющая, направленность на формирование культуры здоровья.
Приоритетами данной программы являются:
- доступность мероприятий по экспресс-оценке состояния здоровья и оздоровлению населения вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;
- приоритет оздоровительных мероприятий и профилактических мер в области общественного здравоохранения;
- непрерывность оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека;
- ответственность человека за свое здоровье и здоровье своих близких;
- реализация внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой;
- направленность на количественную оценку резервных возможностей организма и их коррекцию для реализации человеком потенциала здоровья;
- консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ охраны здоровья здорового человека;
- многоуровневый подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения страны в целом, так и специфических особенностей населения различных регионов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
- единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности системы охраны и укрепления здоровья здоровых.
Достижение приоритетов Программы осуществляется:
- нормативно-правовым обеспечением системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
- организацией управления деятельностью в системе охраны и укрепления здоровья здоровых;
- созданием комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
- информационным, материально - техническим и научно методическим обеспечением внедрения системы охраны и укрепления здоровья здоровых.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План мероприятий по реализации программы \"Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы\" (приложение №2) iconПодпрограмма «сохранение и укрепление здоровья школьников» программы...
Утвердить отраслевую программу "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы" (приложение №1)
План мероприятий по реализации программы \"Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы\" (приложение №2) iconПлан мероприятий по реализации воспитательной программы школы в 2009-2010 учебном году Сентябрь
План мероприятий по реализации воспитательной программы школы в 2009-2010 учебном году
План мероприятий по реализации программы \"Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы\" (приложение №2) iconОтчет по государственному контракту №12 от 29. 05. 2007 г на выполнение...
«Повышение лесистости в рамках реализации целей Киотского протокола, охрана и защита лесов в Самарской области на 2006 – 2015 годы»...
План мероприятий по реализации программы \"Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы\" (приложение №2) iconОтчет о выполнении программных мероприятий и эффективности использования...

План мероприятий по реализации программы \"Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы\" (приложение №2) iconУсловия конкурса методик реализации программы «Разговор о правильном питании» Тема
План мероприятий по модернизации школьного питания в Алексеевском районе на 2012-2014 годы
План мероприятий по реализации программы \"Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы\" (приложение №2) iconРазвитие физического совершенствования и укрепление здоровья учащихся
Отечеству, созданию семьи и поддержанию здорового образа жизни в ней, воспитанию здоровых детей
План мероприятий по реализации программы \"Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы\" (приложение №2) iconПлан действий на 2012-2018 годы по реализации в Кадуйском муниципальном...
План мероприятий по модернизации школьного питания в Алексеевском районе на 2012-2014 годы
План мероприятий по реализации программы \"Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы\" (приложение №2) iconОпись представленных документов
Календарный план реализации мероприятий проекта (приложение 1) стр. 13
План мероприятий по реализации программы \"Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы\" (приложение №2) iconЗаказчик и координатор программы управление по делам архивов Краснодарского...
Доклад о реализации краевой ведомственной программы «Укрепление материально-технической базы муниципальных архивов Краснодарского...
План мероприятий по реализации программы \"Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы\" (приложение №2) iconПрограмма «Культура здоровья» Программы работы с детьми-инвалидами и родителями проект «мост»
Информация о выполнении (участии в выполнении) работ по реализации проекта (ов) в рамках Федеральной целевой программы развития образования...
План мероприятий по реализации программы \"Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы\" (приложение №2) icon16. 11. 2010 г. Торжок №527 о внесении дополнений в Программу развития...
Тверской области по реализации мер их отдельных расходных обязательств и с целью достижения планируемых результатов реализации муниципальной...
План мероприятий по реализации программы \"Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы\" (приложение №2) iconИнновационная деятельность как условие реализации
План мероприятий по модернизации школьного питания в Алексеевском районе на 2012-2014 годы
План мероприятий по реализации программы \"Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы\" (приложение №2) iconУчебно-методический комплекс по мдк. 01. 01. Медико-биологические...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Псковской области
План мероприятий по реализации программы \"Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы\" (приложение №2) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В целях реализации Программы патриотического воспитания отделом совместно с подростковым клубом «Ажаган» в районе ежегодно разрабатывает...
План мероприятий по реализации программы \"Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы\" (приложение №2) iconПлан летней оздоровительной работы Цель: Сохранение и укрепление...
Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности,...
План мероприятий по реализации программы \"Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы\" (приложение №2) iconПлан организационных мероприятий на 2012-2016 годы по реализации...
Екимов, В. Ю. Основы работы с видеоизображениемв графическом редакторе Adobe Photoshop / В. Ю. Екимов, Н. И. Курьянова, О. А. Новицкий,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск