Реализация государственной молодежной политики в Республике Татарстан Вступление





НазваниеРеализация государственной молодежной политики в Республике Татарстан Вступление
страница1/8
Дата публикации19.11.2014
Размер1.04 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Реализация государственной молодежной политики

в Республике Татарстан
Вступление:

В нарождающейся истории государственной молодежной политики Татарстана, которая насчитывает не несколько десятилетий, как сформировавшиеся отрасли образования, здравоохранения, культуры и другие, есть свои результаты и успехи, ошибки и недоработки, главные действующие лица. А самое важное, что есть, развивается, живет многообразной и многоликой жизнью с ее радостями и бедами, удачами и огорчениями молодежь Татарстана. История реализации государственной молодежной политики в Татарстане – одна из страниц становления республики в новых социально-экономических, политических условиях.

Десятилетие государственной молодежной политики в РТ – понятие реальное и относительно условное. Реальное потому, что точкой отсчета послужило создание Госкомитета РТ по делам детей и молодежи на основании постановления Кабинета Министров РТ от 22 августа 2004 г. № 405. Оно было принято в соответствии с Законом РТ «О молодежи», исходя из реалий времени, ситуации в молодежной среде, а также благодаря инициативе и настойчивости лидеров молодежных фондов в г. Казани, председателя республиканского Совета молодежных организаций И. Гильмутдинова, председателя постоянной Комиссии по делам молодежи, физической культуры и спорту Верховного Совета РТ XII созыва И. Салахова, секретаря комиссии Е. Кабыша. По воспоминаниям И. Салахова, от начала разработки до окончательного принятия Закона «О молодежи» принимало участие более 100 специалистов: ученых, руководителей самых различных министерств и ведомств, представители законодательных органов городов и районов республики, общественных организаций. Это была увлекательная работа в течение более трех лет. Это была необходимая работа, так как от нее зависело во многом настоящее и будущее самой молодежи и республики. Помимо необходимости решения молодежных проблем на государственном уровне, настойчивость молодежных лидеров объяснялась и тем, что к 1994 г. практически во всех субъектах РФ после распада комсомола были сформированы структуры по делам молодежи в системе органов исполнительной власти. В определенной степени Татарстан оставался белым пятном в этом плане среди регионов России. К тому времени вопрос о создании на республиканском уровне органа по делам молодежи неоднократно поднимался перед руководством, Верховным Советом республики. Понимание Президентом М.Ш. Шаймиевым остроты молодежных проблем было очевидно: «В условиях социально-экономических и политических изменений в обществе особенно трудно приходится молодежи. Она, составляющая почти треть населения республики, - наше будущее. В силу этого внимание к ней необходимо усилить…». При последовательных в целом действиях руководства республики решение о создании республиканской структуры по делам молодежи должно было быть взвешенным, продуманным и надолго. Принятие в октябре 1993 г. Закона РТ «О молодежи» дало правовую основу для создания республиканского органа исполнительной власти, призванного на государственном уровне решать проблемы молодежи, исходя из потребностей общества и в интересах самой молодежи. Решать не эпизодически, фрагментарно, а на основе системы действий, комплексного подхода.

Проблемы молодежи поставила сама жизнь наряду с экономическими, политическими, и для их решения должно было быть выработано эффективное средство, с помощью продуманных, целенаправленных, последовательных мер, составляющих государственную молодежную политику.

Практически с чистого листа началась деятельность Государственного комитета Республики Татарстан по делам детей и молодежи, первым председателем которого стал Марат Мансурович Бариев, возглавлявший до этого Фонд молодежи Ленинского района г. Казани и Комиссию по делам молодежи райсовета. Он из тех, кто боролся за создание Госкомитета, понимая проблемы молодежи, ситуацию в молодежной среде. М.М. Бариев как сильный руководитель республиканского органа сумел за эти годы организовать работу так, что сегодня можно говорить о состоявшейся государственной молодежной политики в республике, её развитии и признании, в т.ч. на федеральном уровне.

Он назначен на должность председателя Госкомитета Указом Президента РТ (№ VII-381) от 8 июля 1994 г. Его заместителями были утверждены Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан И. Гильмутдинов и Е. Алешина. В настоящее время заместителем министра по молодежной политике является А.С. Кондратьев, который как лидер молодежного общественного движения КВН, проректор по воспитательной работе КГМУ активно занимался проблемами молодежи.

Государственная молодежная политика в Татарстане формировалась на основе научных разработок, использования опыта регионов России. Первые шаги, первые документы, молодежные программы, конференции опирались на исследования ученых Российского Института Молодежи, НИЦа – д.и.н., академика И. Ильинского, д.и.н., профессора Б.А. Ручкина, д.и.н. В.А. Родионова, д.с.н. В.И. Чупрова, петербуржцев, основателя социологии молодежи д.с.н. В.Т. Лисовского, ученых Татарстана – д.э.н. Г.В. Морозовой, д.и.н. Э.Р. Тагирова, д.т.н. Д. Сулейманова. Большую помощь в становлении Госкомитета Татарстана, в практических действиях, оказали руководители федеральных и региональных структур по молодежной политике А.В. Шаронов, Т. Новикова, В.И. Деникин, Р. Фахрутдинов (Башкортостан), М. Генин (Свердловская область), М. Сергеева (г. Самара). И безусловно, Аппарат Президента РТ, Государственный Совет РТ, руководители Правительства РТ – Премьер-министр Минниханов Р.Н., вице-премьеры З.Р. Валеева, И.К. Хайруллин, заместитель начальника управления, науки и образования Гатауллин Г.Ш. Их заинтересованность способствовала созданию комплексной системы работы с молодежью в Татарстане.

Почему «десятилетие» относительно условное понятие? Поскольку и до создания республиканской структуры в городах и районах республики – Казани, Альметьевске, Н. Челнах, Бавлах, Нижнекамске и других действовали комитеты по делам молодежи, на местном уровне занимались молодежными вопросами, существовали детские, молодежные общественные организации, но они не могли в полной мере решать в новых условиях проблемы молодежи.

Общественно-политическая обстановка начала 90-х годов в РТ – период формирования демократического государства, социально ориентированных рыночных отношений требовали нового отношения государства к молодежи. В этих условиях начата в республике серьезная инновационная работа по формированию целостной государственной молодежной политики. Концептуальным основам, целям, задачам и принципам, а также процессу институализации, основным ее механизмам посвящен Концептуальный доклад.

Говоря о десятилетии, следует подчеркнуть еще раз суть государственной молодежной политики. Возникает вопрос: почему политика? На него отвечает в монументальной монографии И. Ильинский, взгляды и понятия которого в целом во многом трансформируются в реализации государственной молодежной политики в Татарстане. Как и всякая политика – это отношения, отношения государства и молодежи, возможность диалога власти и молодого поколения. Суть ее также в том, что государственная молодежная политика направлена на создание условий для его самореализации, а не только на воспитание и воздействие извне. Прослеживая десятилетнее развитие государственной молодежной политики в республике, следует отметить, что для нее характерны последовательность, целостность и взвешенность независимо от организационных и политических изменений и преобразований в этой сфере на федеральном уровне. Это определяет татарстанский стиль государственной молодежной политики. Неслучайно лидерами и специалистами России и ее регионов Татарстан признан в числе ведущих субъектов РФ в создании условий для социального развития молодого поколения нового типа. Государственная молодежная политика рассматривается в республике с начала ее повсеместной реализации в контексте устойчивого развития Татарстана и активно поддерживается Президентом РТ Шаймиевым М.Ш., глубоко понимающим тот факт, что молодежь – стратегический ресурс нации и носитель прогрессивных перемен. В условиях сложных и противоречивых преобразований, периода стабилизации и поступательного развития республики государственная молодежная политика, внимание к проблемам молодежи стали одним из приоритетов социально-экономической политики общества.

Раздел I . Основные итоги десятилетнего периода реализации государственной молодежной политики.

Как же можно в целом оценить десятилетнее развитие государственной молодежной политики в республике?

Если задаться вопросом – наблюдается ли эффективность государственной молодежной политики, ее реальное влияние на жизнь молодежи? Трудно ответить на этот вопрос однозначно, т.к. в силу природы государственной молодежной политики ее результаты не сиюминутны, меры государственной молодежной политики не могут охватить сразу всю молодежь. К тому же, мировой опыт показывает, что в полной мере принципы государственной молодежной политики реализуются примерно через 30-40 лет после начала осуществления первых мероприятий, практически полноценной молодежной политики.

Главное достижение десятилетия – выработано государственное отношение к молодежи, создана система работы и определенная часть молодого поколения республики ощутила помощь государства: Далее – государственная молодежная политика сформирована, и ее осуществление идет в соответствии с целями, сориентированными на создание благоприятных условий для эффективной социализации молодого поколения;

- определены ее приоритетные направления, в соответствии с которыми строилась работа с молодежью на основе постоянного изучения и мониторинга социального самочувствия молодежи, учета экономических возможностей республики;

- организационно устойчива и повсеместна система государственных органов, реализующих государственную молодежную политику в республике;

- сформированы и действуют социальные институты и механизмы ее реализации;

- выработан и успешно применяется важнейший механизм реализации государственной молодежной политики – комплексные и целевые программы;

- сложилось и развивается социальное партнерство с общественными молодежными организациями в реализации целей и задач государственной молодежной политики;

- сформировано в достаточной степени повсеместное общественное мнение в пользу решения молодежных проблем как особой социально-демографической группы, понимание, что молодежь из важного фактора прогрессивного развития и стабилизатора может стать дестабилизирующим элементом при условии отсутствия государственной поддержки в ее социализации.

И наверное, можно отметить, что государственная молодежная политика за минувшее десятилетие вышла на более высокий уровень как в реализации ее исходных принципов, так и практических действий в сравнении с федеральным центром особенно за последние два года.

Таковы общие черты десятилетнего развития государственной молодежной политики в Татарстане.

Раздел II . Основные этапы реализации государственной молодежной политики.

Следует выделить следующие этапы и их особенностей.

Для первого этапа характерны как позитивные, так и отрицательные объективные факторы.

Закон РТ «О молодежи», создание структуры на республиканском уровне – Госкомитета РТ по делам детей и молодежи, наличие в республиканском бюджете финансирования на мероприятия молодежной политики, расширившиеся права и возможности самой молодежи в условиях демократического государства – с одной стороны. В то же время разрушение существующей ранее системы работы с молодым поколением в условиях экономической нестабильности общества, недостаточная ее включенность в экономические и политические реформы, ослабление связи между обществом, властью и молодежью вызвало необходимость организации принципиально новых форм работы с молодежью.

В этот период удалось преодолеть существовавшее противоречивое мнение о необходимости выделения государственной молодежной политики в общей социальной. Достаточно вспомнить суждения в начале 90-х годов известных политиков, отрицающих существование государственной молодежной политики. В этих непростых условиях, осложненных социально-экономическими трудностями, активно взаимодействуя со средствами массовой информации, учеными, в республике сформировано общественное мнение в пользу решения молодежных проблем. Осуществлена работа развития нормативной правовой базы по выбору приоритетных направлений государственной молодежной политики. Это позволило выйти на более качественный этап – стабилизации и дальнейшего воплощения принципов и направлений, заложенных в Законе РТ «О молодежи». Это период активной работы, когда осуществлены меры, направленные на поддержку талантливой молодежи, студенчества, различных категорий молодежи, сформирована молодежная жилищная политика, начала складываться система патриотического воспитания молодого поколения. Открыты республиканские принципиально новые учреждения для молодежи в городах и районах также получила развитие молодежная инфраструктура, включающая молодежные центры, сеть подростковых клубов. Все эти учреждения востребованы подростками, молодежью. В условиях, когда стали неэффективными традиционные формы работы с молодежью, они стремятся использовать новые, отвечающие складывающимся социально-экономическим условиям, менталитету самой молодежи.

Следующий этап – 2001 год, объявленный Указом Президента РТ, Годом молодежи в целях привлечения внимания к проблемам молодежи. Проведение Года молодежи в Татарстане не было самоцелью, это серьезный рубеж в развитии и укреплении государственной молодежной политики в интересах самого государства и молодежи, осознание обществом, что молодые люди не только пассивные потребители предоставляемых государством социальных льгот и гарантий, а реальные участники процесса общественного развития в республике. Президентом республики М.Ш. Шаймиевым была обозначена четкая позиция, что молодежная политика в республике должна носить последовательный и обязательный характер, каждый руководитель любого уровня должен это понимать и заниматься решением молодежных проблем через постановку задач органами по делам молодежи. Такое отношение руководства республики, понимание роли молодежи в обществе помогает осуществлять главную цель молодежной политики – создание условий для социализации молодежи. В Год молодежи сама молодежь почувствовала внимание государства, что она востребована обществом, и неслучайно в одной из республиканских газет появилась статья «Молодежь просит повторить Год молодежи на бис».

Для этого этапа характерно и то, что в значительной степени структурировалось общественное молодежное движение. Молодежные общественные организации такие, как Лига студентов РТ, Общественная поисковая организация «Отечество», Молодежный фонд «Сэлэт» - надежные партнеры в осуществлении молодежной политики, благодаря новым формам взаимодействия и сотрудничества.

Этап после Года молодежи – по настоящее время – период дальнейшего решения его задач, реализации перспектив государственной молодежной политики, заложенных в концептуальном Докладе «Стратегия государственной молодежной политики и положение молодежи в Республике Татарстан в начале III тысячелетия». Он характеризуется устойчивостью процесса ее институализации, развития нормативно-правовой базы, укреплением структуры органов исполнительной власти с введением вертикального управления. В мае 2001 г. Указом Президента РТ создано Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан. Территориальные органы по делам молодежи и спорту являются структурными подразделениями Министерства. Объединение двух важнейших социальных явлений – физкультуры, спорта и молодежной политики, как показывает еще небольшой опыт, позволяет комплексно решать проблемы формирования здорового образа жизни молодого поколения, профилактики социально-негативных явлений, развития детско-юношеского спорта.

Этот этап характеризует и то, что активно используется основной механизм реализации молодежной политики – принятие и реализация комплексных и целевых программ. Накоплен определенный опыт межведомственной координации. Все это благоприятно сказалось на осуществлении основных направлений государственной молодежной политики.

Вместе с тем особенность десятилетнего развития государственной молодежной политики связана с тем, что оно проходило и происходит в условиях необходимости осуществления гарантий, прав молодежи, закрепленных законом РТ «О молодежи» в складывающихся рыночных отношениях. Это сказалось и на выборе приоритетных ее направлений и первоочередных мер.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реализация государственной молодежной политики в Республике Татарстан Вступление iconГосударственной молодежной политики
Чувашской Республики, ее проблемах и перспективных направлениях развития молодежной политики в Чувашской Республике
Реализация государственной молодежной политики в Республике Татарстан Вступление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 2013 году реализация государственной молодежной политики в Республике Северная Осетия – Алания осуществлялась в соответствии с...
Реализация государственной молодежной политики в Республике Татарстан Вступление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предметом деятельности Отдела является реализация государственной политики по развитию культуры, искусства, молодежной политики,...
Реализация государственной молодежной политики в Республике Татарстан Вступление iconК письму департамента молодежной политики Краснодарского края
Информация об исполнении ведомственной целевой программы реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае «Молодежь...
Реализация государственной молодежной политики в Республике Татарстан Вступление iconО концепции государственной национальной политики Республики Татарстан
Доклад члена рабочей группы по разработке Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан, директора Государственного...
Реализация государственной молодежной политики в Республике Татарстан Вступление iconО реализации законодательства в сфере молодежной политики в части...
Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике и Комиссии Государственного Совета Республики Татарстан...
Реализация государственной молодежной политики в Республике Татарстан Вступление iconИнформация о реализации в 2012 году Основных направлений государственной...
П работа по духовно-нравственному воспитанию населения в Республике Карелия носит межведомственный характер. Свой вклад в данное...
Реализация государственной молодежной политики в Республике Татарстан Вступление iconДоклад
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан (далее Уполномоченный) "О соблюдении прав и свобод человека...
Реализация государственной молодежной политики в Республике Татарстан Вступление iconПроф. Камалдинова Э. Ш., проф. Родионов В. А. (Мгса) (ответственные...
Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы / Министерство образования...
Реализация государственной молодежной политики в Республике Татарстан Вступление iconПостановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 августа...
Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной...
Реализация государственной молодежной политики в Республике Татарстан Вступление iconГосударственный доклад «положение молодежи в республике тыва в 2011 году» введение I
Деятельность кафедры педагогики, психологии и молодёжной политики по работе с молодёжью
Реализация государственной молодежной политики в Республике Татарстан Вступление iconМеждународная научная конференция
Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной...
Реализация государственной молодежной политики в Республике Татарстан Вступление iconСеминар Предмет философии
Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной...
Реализация государственной молодежной политики в Республике Татарстан Вступление iconОсновные направления развития архивного дела в Республике Татарстан на 2013 год
Планирование и организация работы Главного архивного управления при Кабинете Министров Республики Татарстан осуществляется на основе...
Реализация государственной молодежной политики в Республике Татарстан Вступление iconКалендарь знаменательных дат рс(Я) Январь
Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной...
Реализация государственной молодежной политики в Республике Татарстан Вступление iconРодительский всеобуч «Подросток в мире вредных привычек»
Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск