Скачать 351.71 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Л.М. Волосникова/ __________ _____________ 2011 г. ФИТОПАТОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности: 250203.65 Садово-парковое и ландшафтное строительство очной и заочной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы __________________/Колоколова Н.Н./ «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры протокол № __ от «___» __________2011 г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр. Зав. кафедрой __________________/Боме Н.А./ «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК департамента Биологии, ИМЕНИТ, протокол № __ от «___» ____________ 2011 г. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК _____________/Фролова О.В./ «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./ «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологийКафедра ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектурыКолоколова Н.Н. Фитопатология Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности: 250203.65 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» очной и заочной формы обучения Тюменский государственный университет 2011 Н.Н. Колоколова: Фитопатология. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство», очной и заочной формы обучения. Тюмень, 2011. 20 с. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство». Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины, тематический план с указанием аудиторных часов для самостоятельной работы по темам, перечень контрольных вопросов к экзамену, список литературы. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Фитопатология. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры. Утверждено Первым проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры Н.А. Боме, д.с.-х.н., профессор.© Тюменский государственный университет, 2011. © Колоколова Н.Н., 2011. 1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с учетом минимума содержания и уровня подготовки выпускников по специальности 250203.65 «Садово-парковое и ландшафтное строительство». Общий объем курса составляет 105 часов, в том числе лекций – 36 часов, лабораторных работ – 18 часов, самостоятельная работа студента – 51 час (очная форма обучения, 5 семестр) и лекций – 8 часов, лабораторных работ – 6 часов, самостоятельная работа студента – 91 час (заочная форма обучения, 7 семестр). Форма контроля – экзамен. Основными задачами данного курса является ознакомление студентов с причинами, закономерностями возникновения и распространения болезней, влиянием условий окружающей среды на их развитие, методами защиты растений от болезней. В результате изучения спецкурса студенты должны: - знать: причины (этиологию) болезней растений; инфекционные болезни и наиболее важные группы микроорганизмов, их вызывающих; неинфекционные болезни, возникающие под влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды; методы диагностики болезней растений; основные системы защитных мероприятий. - уметь: отличать больное растение от здорового по внешним признакам (симптомам); выявлять причину, вызвавшую болезнь, используя доступные диагностические методы исследования; выбирать средства защиты растений. Итоговая форма контроля:
2. Тематический план спецкурса Таблица 1.
Итоговая форма контроля: очная форма обучения – экзамен (5 семестр); заочная форма обучения – экзамен (7 семестр). Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля (очная форма обучения)
2.2. Планирование самостоятельной работы студентов Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов очной формы обучения
Таблица 4. Планирование самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
3. Содержание дисциплины 3.1. Темы лекций 1. Понятие о патологическом процессе. Симптомы болезней растений. Определение болезни. Патологический процесс (патогенез) у растений, его сущность и проявление: патоморфологические изменения, патофизиолого-биохимические изменения. Внешние признаки, или симптомы, болезней растений. 2. Классификация болезней растений. Неинфекционные (непаразитарные) и инфекционные (паразитарные) болезни растений. Сопряженные патологические процессы (связь между инфекционными и неинфекционными болезнями растений). Патологическая конвергенция. 3. Неинфекционные болезни Характеристика неинфекционных болезней. Влияние неблагоприятных почвенных условий и условий минерального питания на возникновение болезни. Болезни, вызываемые неблагоприятным действием метеорологических факторов. Болезни, вызываемые механическими повреждениями и другими абиотическими факторами. Влияние загрязнений окружающей среды на возникновение болезни. Болезни, вызываемые пестицидами, или ятрогенные болезни. 4. Инфекционные болезни. Основные пути воздействия патогенов на растение хозяина. Эволюция и типы паразитизма. Механизмы патогенности. Типы болезней, определяемые уровнем паразитизма фитопатогенов. Специализация и изменчивость возбудителей болезней. 5. Грибы как возбудители болезней растений. Биологическая характеристика, систематика и распространение фитопатогенных грибов. Паразитическая специализация грибов. Особенности инфекционного процесса при микозах. Основные грибные болезни декоративных растений в Тюменской области (мучнистая роса, ржавчина, фузариозы, септориозы, альтернариозы и др.). 6. Бактериальные болезни растений. Биология и систематика фитопатогенных бактерий. Особенности паразитизма и специализации фитопатогенных бактерий. Типы поражения растений бактериозами. Пути распространения и сохранения возбудителей. Роль внешних условий в развитии бактериозов. 7. Вирусные и микоплазменные болезни растений. Общая характеристика вирусных болезней растений и вирусов. Симптомы вирусных болезней растений. Пути распространения вирусов в природе. Основные группы фитопатогенных вирусов. Микоплазменные болезни растений. Природа микоплазм, симптомы микоплазмозов, сохранение и перенос инфекции. 8. Методы диагностики болезней растений. Методы диагностики неинфекционных болезней. Макроскопический, микроскопический, биологический методы диагностики инфекционных болезней. Методы диагностики грибных, бактериальных болезней растений. Методы диагностики вирусных и микоплазменных болезней растений (серологический, электронно-микроскопический, молекулярно-биологические методы, метод растений-индикаторов и др.). Методы учета болезней и оценка их вредоносности. 9. Иммунитет растений к инфекционным болезням. Категории иммунитета растений. Факторы пассивного иммунитета. Индуцированный, или приобретенный иммунитет. Генетика устойчивости растений. Типы устойчивости сортов к болезням: вертикальная и горизонтальная устойчивость. Методы создания устойчивых к болезням сортов. 10. Болезни цветочно-декоративных культур. Болезни цветочных культур защищенного грунта: гвоздики, розы и др. Болезни луковичных и клубнелуковичных культур: тюльпана, гиацинта, гладиолуса и др. Болезни многолетников открытого грунта: георгина, ириса, пиона, флокса и др. Болезни однолетников и двулетников открытого грунта: астры, сальвии, виолы, мальвы и др. 11. Болезни древесных пород растений. Неинфекционные болезни древесных пород: отрицательное влияние почвенных и метеорологических условий, антропогенных факторов. Сосудистые, некрозные и раковые болезни лиственных и хвойных древесных пород. 12. Болезни семян, всходов и сеянцев декоративных растений. Болезни, развивающиеся в течение вегетационного периода. Болезни, развивающие при хранении семян: гнили и плесневение. Полегание всходов и сеянцев. Гниль сеянцев. Болезни типа шютте. Выпревание и другие болезни сеянцев хвойных пород. Болезни, вызываемые ржавчинными и мучнисторосяными грибами. Пятнистости и другие болезни листьев. 13. Методы и средства защиты растений от болезней. Селекционно-семеноводческий метод. Стратегии создания сортов, имеющих стабильную устойчивость. Агротехнический метод. Физико-механический метод. Химическая защита растений. Классификация фунгицидов и стратегии их рационального использования. Биологическая защита растений. Объекты и методы биоконтроля. Карантин растений. Интегрированная защита растений. 3.2. Темы лабораторных работ 1. Симптомы болезней растений. (2 часа) ЦЕЛЬ РАБОТЫ: приобрести практические навыки описания симптомов болезней растений с использованием макроскопического метода. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Пораженные органы цветочных и древесных растений (микологический гербарий, корнеплоды, луковицы, семена), бинокуляры, тетради, рисовальные принадлежности, методическая и справочная литература. 2. Идентификация мучнисторосяных и ржавчинных грибов декоративных растений. (4 часа) ЦЕЛЬ РАБОТЫ: приобрести теоретические знания и практические навыки для определения грибов, вызывающих мучнистую росу и ржавчину у цветочных и древесно-кустарниковых растений микроскопическим методом. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Мучнисторосяные и ржавчинные грибы на листьях различных цветочных культур, декоративных деревьев и кустарников (микологический гербарий и живые растения), микроскопы и бинокуляры, покровные и предметные стекла, препаровальные иглы, тетради, рисовальные принадлежности, методическая и справочная литература. 3. Биологические методы диагностики болезней растений. (4 часа) ЦЕЛЬ РАБОТЫ: освоить биологические методы диагностики болезней растений с использованием влажных камер и чистых культур микроорганизмов. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: живые и гербарные образцы листьев различных видов цветочных и древесных растений древесных растений, чистые культуры фитопатогенных грибов на питательных средах, микроскопы и бинокуляры, влажные камеры, термостат, климатическая камера, покровные и предметные стекла, препаровальные иглы, тетради, рисовальные принадлежности, методическая и справочная литература. 4. Основные возбудители болезней однолетних цветочных растений. (2 часа) ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить болезни растений однолетников, используемых в оформлении цветочных клумб г. Тюмени макроскопическим и микроскопическим методами. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: живые растения, гербарные образцы, микроскопы и бинокуляры, влажные камеры, термостат, климатическая камера, покровные и предметные стекла, препаровальные иглы, тетради, рисовальные принадлежности, методическая и справочная литература. 5. Определение фитопатогенов, вызывающих пятнистости листьев древесных пород растений. (2 часа) ЦЕЛЬ РАБОТЫ: приобрести практические навыки идентификации фитопатогенных грибов, вызывающих пятнистости листьев древесных растений микроскопическим методом. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: листья живых растений и микологический гербарий, микроскопы и бинокуляры, влажные камеры, термостат, климатическая камера, покровные и предметные стекла, препаровальные иглы, тетради, рисовальные принадлежности, методическая и справочная литература. 6. Болезни, развивающиеся при хранении семян. (4 часа) ЦЕЛЬ РАБОТЫ: приобрести теоретические знания и практические навыки, необходимые для диагностики болезней семян растений при хранении микроскопическим методом. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: семена различных видов растений, микроскопы и бинокуляры, влажные камеры, термостат, климатическая камера, покровные и предметные стекла, препаровальные иглы, тетради, рисовальные принадлежности, методическая и справочная литература. 4. Форма отчетности Форма отчетности: очная форма обучения – экзамен (5 семестр); заочная форма обучения – экзамен (7 семестр). |
Рабочая программа для студентов специальности: 250203. 65 Садово-парковое... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа для студентов специальности: 250203. 65 Садово-парковое... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа для студентов специальности: 250203. 65 Садово-парковое... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа для студентов специальности: 250203. 65 Садово-парковое... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа для студентов специальности: 250203. 65 Садово-парковое... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа для студентов специальности: 250203. 65 Садово-парковое... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа для студентов специальности: 250203. 65 Садово-парковое... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа для студентов специальности: 250203. 65 Садово-парковое... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа для студентов специальности: 250203. 65 Садово-парковое... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа для студентов специальности: 250203. 65 Садово-парковое... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа студентов специальности: 250203. 65 Садово-парковое... Рассмотрено на заседании кафедры Экономической теории и прикладной экономики «3» сентября 2013 г., протокол №1 | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Алалыкин А. В. Экономика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 250203. 65 специальности «Садово-парковое... | ||
Рабочая программа Основной образовательной программы (ооп) 250203... Рабочая программа учебной дисциплины «Ботаника с основами физиологии растений» предназначена для реализации Государственных требований... | Программа для студентов специальности 250203. 65 «Садово-парковое... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65... Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г | Рабочая программа Основной образовательной программы (ооп) Специальность... Одобрена пцк «Профилирующих и специальных дисциплин по специальности 270101(270301) Архитектура, специализация «Дизайн интерьера»,... |