МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры гражданского права и гражданского процесса полковник полиции
И.В. Петров __________________
«_____»_______________2013 г.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
Методические рекомендации
по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
(030900.62 Юриспруденция)
Обсуждена и одобрена на
заседании кафедры
Протокол № ____
от «___» ____________ 2013 г.
|
| Подготовил:
преподаватель кафедры
ст. лейтенант полиции
А.И. Макаренко ___________
| Краснодар 2013 ВВЕДЕНИЕ
Актуальность дисциплины «Экологическое право» определяется необходимостью соответствующей правовой подготовки специалистов данного профиля. Дисциплина призвана сформировать у студентов знания и практические навыки в области экологического и природоохранного законодательства.
Задачи дисциплины: дать представление о правовом обеспечении экологического права РФ и за рубежом; ознакомить курсантов, студентов (слушателей) с законодательством, регулирующим отношения, складывающиеся в данной сфере деятельности; дать представление о правовом регулировании в различных отраслях; научить курсанта работать с нормативно-правовой документацией, регулирующей деятельность в области природоохранного законодательства.
Данные методические рекомендации по учебной дисциплине «Экологическое право» предназначены для курсантов, студентов и слушателей заочного отделения, обучающихся по специальности «030900.62 - Юриспруденция».
В работе представлены: обязательное содержание дисциплины по Госстандарту, примерная рабочая программа, тематика семинаров и практических занятий. Список рекомендуемых источников и литературы не является исчерпывающим. 1. Цели и задачи дисциплины Целями освоения учебной дисциплины «Экологическое право» являются:
изучение и усвоение основных понятий науки экологического права, а также норм экологического законодательства.
повышение экологической культуры и экологического воспитания курсантов.
формирование системы ценностей, необходимых для успешной практической деятельности в современных условиях;
содействие процессу формирования профессионального правосознания и правовой культуры.
Задачи дисциплины:
формирование, развитие и закрепление у обучаемых юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, устойчивой нравственной позиции, других качеств, которые требуются для квалифицированных действий в современных условиях, неуклонного соблюдения законности, противостояния возможной профессиональной деформации;
подготовка специалистов, способных самостоятельно толковать и применять нормы экологического законодательства, анализировать и оценивать различные ситуации в области охраны окружающей среды и природопользования, оценивать закономерности судебной практики, анализировать содержание новых правовых актов, а также самим неукоснительно соблюдать нормы экологического законодательства.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования
Б.3.1.11 профессионального цикла дисциплина «Экологическое право».
Для усвоения данной дисциплины курсант (слушатель) должен обладать достаточными знаниями и компетенциями, полученными при изучении следующих учебных дисциплин:
1) Философия (способствует формированию научного мировоззрения, философской и общей культуры, способности творчески мыслить, разбираться в сложных явлениях и процессах общественной жизни);
2) Теория государства и права (природу и сущность государства и права; исторические типы и формы права и государства, их сущность и функции; систему права, механизм государства; механизм и средства правового регулирования, реализации права). По итогам изучения указанных дисциплин курсант (слушатель) должен
знать:
- природу и сущность государства и права;
- исторические типы и формы права и государства, их сущность и функции;
- систему права, механизм государства;
- механизм и средства правового регулирования, реализации права;
- понятие, признаки, структура правовых норм;
уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- анализировать юридические факты;
владеть:
- юридической терминологией; 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);
способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);
способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10);
способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-15);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
Профиль подготовки «Уголовно-правовая» на базе высшего профессионального образования. В результате изучения дисциплины курсант (слушатель) должен
знать:
цели, принципы и основные задачи экологической доктрины;
нормативные правовые акты, регулирующие экологические отношения;
основные меры правовой охраны окружающей среды и природных объектов;
формы и виды собственности на природные объекты и ресурсы;
порядок предоставления в пользование природных объектов и ресурсов;
систему органов государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования;
виды юридической ответственности за экологические правонарушения;
особенности правового режима использования и охраны земель, водных объектов, лесов, объектов животного мира, недр, особо охраняемых природных территорий, атмосферного воздуха и других компонентов природной среды.
механизм и средства правового регулирования, реализации права;
уметь:
толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие экологические отношения;
юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства в области природопользования и охраны окружающей среды;
устанавливать факты экологических правонарушений, определять меры ответственности виновных, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
владеть:
юридической терминологией.
4. Объем (трудоемкость) дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (1 з.е. = 36 часов), 108 часов.
Виды учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
|
3 курс
| Аудиторные занятия (всего)
| 12
| 12
| Лекции (Л)
| 4
| 4
| Семинары (С)
| 2
| 2
| Практические занятия (ПЗ)
| 6
| 6
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Контрольная работа (КР)
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 92
| 92
| Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям:
| 88
| 88
| Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям
|
|
| Практикум
|
|
| Подготовка к контрольной работе
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
| 4
| 4
| Курсовая работа
|
|
| Реферат
|
|
| Подготовка к промежуточной аттестации:
зачет
экзамен
|
|
| 4
| 4
| Промежуточная аттестация зачет
экзамен
|
|
| Общая трудоемкость часы
зачетные
единицы
|
108
3
|
108
3
|
5. Содержание дисциплины Тема №1. «Понятие, предмет, метод, система и источники экологического права. Экологические правоотношения». Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2 часа
Место проведения: учебная аудитория
Методы проведения: словесный, учебная дискуссия, связь обучения с предстоящей практической деятельностью обучаемых
Материальное обеспечение занятия:
1. Экологическое право: сб. нормативных актов / сост. О.С. Цвиркун. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2008. – 352с.;
2. Экологическое право: рабочая программа профессионального цикла ФГОС ВПО, специальность 030900.62 - Юриспруденция / сост. А.И. Макаренко – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2013. Основные термины и понятия:
Экологическое право — комплексная отрасль права РФ, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов. Цели занятия:
учебная (образовательная) - помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала; необходимость овладения новыми знаниями и умениями, стремления преодолеть познавательные затруднения
методическая - содействовать развитию у обучающихся умений использовать научные методы познания
воспитательная - дисциплинированность, прилежание, самостоятельность, взаимопомощь План семинарского занятия:
Понятие и предмет экологического права;
Структура экологического права;
Метод правового регулирования экологических отношений;
Принципы экологического права;
Понятие и система экологического законодательства.
Порядок проведения и распределение рабочего времени
СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ:
№
п/п
| Разделы плана и учебные вопросы
| Действия преподавателя
| Время
| 1.
| Введение
|
| Решение организационных вопросов
| Принятие рапорта, выявление отсутствующих с установлением причин отсутствия, проверка готовности курсантов и аудитории к занятию.
Вступительное слово преподавателя:
объявление темы и целей занятия;
определение места и роли данного семинара в общей структуре темы, его практическая значимость;
актуализация внимания на вопросах семинара, их содержании, а также на связи теории с практикой;
формирование у курсантов психологической установки на активную работу на семинаре, определение порядка выступлений и их регламента.
| 5 мин.
| 2.
| Основная часть
| 2.1.
| Организация выступлений курсантов по вопросам семинара, с учетом установленного регламента и реализации запланированной методики обсуждения вопросов семинара с выработкой умений и навыков по теме.
| Применять методические приемы и средства для поддержания активности курсантов, развития интереса к теме.
Обеспечить высокий уровень выступлений курсантов.
Добиваться практической направленности семинара, в изложении изложенного материала ориентироваться на профессиональную подготовку специалистов органов внутренних дел.
Равномерно распределить групповые и индивидуальные задания.
Соблюдать такт и уставные взаимоотношения в общении с курсантами.
Активно использовать технические средства обучения.
| 5 мин.
| 2.2.
| Понятие и предмет экологического права.
| Организация выступлений курсантов по первому вопросу.
Добиваться логичного и точного выражения мыслей, чистоты речи в выступлениях и докладах курсантов.
Учить ведению дискуссии, в которой каждый должен уметь слушать других; активно и научно обоснованно отстаивать свою точку зрения или теоретическую концепцию; деликатно, но достаточно принципиально опровергать ошибочную позицию или неграмотное решение собеседника.
| 15 мин.
| 2.3.
| Структура экологического права
| Организация выступлений курсантов по второму вопросу.
Применение методических приемов и средств для поддержания активности курсантов, развития интереса к вопросу.
| 15 мин.
| 2.4.
| Метод правового регулирования экологических отношений
| Организация выступлений курсантов по третьему вопросу.
Применение методических приемов и средств для поддержания активности курсантов, развития интереса к третьему вопросу.
| 15 мин.
| 2.5.
| Принципы экологического права
| Организация выступлений курсантов по четвертому вопросу.
Применение методических приемов и средств для поддержания активности курсантов, развития интереса к четвертому вопросу.
| 15 мин.
| 2.6.
| Понятие и система экологического законодательства
| Организация выступлений курсантов по шестому вопросу.
Применение методических приемов и средств для поддержания активности курсантов, развития интереса к вопросу.
| 15 мин.
| 3.
| Заключение
|
| Проверка индивидуальных и групповых заданий. Итог занятия в целом.
| Подвести итог семинара и определить, в какой степени достигнута цель.
Проанализировать выступления курсантов и оценить в баллах уровень усвоения программного материала по теме. Обратить внимание на общую подготовленность группы к занятию.
Определить задания на доработку слабо усвоенных вопросов и сроки отчета по ним.
Дать задание к следующему занятию и методические рекомендации по самостоятельной подготовке к нему.
Пропустивших занятие пригласить на отработку материала через командира учебной группы, назначив время индивидуальной консультации.
| 5 мин.
|
Методические указания по изучению дисциплины для курсантов: Готовясь к занятию, курсанты должны:
познакомиться с рекомендованной литературой;
рассмотреть различные точки зрения по вопросу;
выделить проблемные области;
сформулировать собственную точку зрения;
предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
При такой подготовке занятие пройдет на необходимом методологическом уровне и принесет интеллектуальное удовлетворение всей группе.
При подготовке, курсант должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой. Темы докладов и сообщений:
Специфические черты экологического права;
Место и роль экологического права в правовой системе;
Соотношение экологического права с иными юридическими науками и учебными дисциплинами;
Соотношение экологического законодательства с иными отраслями российского законодательства;
История развития экологического права и законодательства.
Вопросы для самоконтроля:
Основные формы взаимодействия общества и природы;
Экологическая функция РФ;
Экологическое право как наука, учебная дисциплина и отрасль права;
Гражданское, конституционное, административное, уголовное и иное законодательство как источник экологического права;
Что понимается под экологическими правоотношениями и из каких элементов они состоят.
Рекомендуемая литература:
Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.: СЗ РФ. 2005. № 2 42. Ст. 4212.
Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 2 7-ФЗ (в ред. от 24 июня 2008 г.) // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 133; 2006. № 21. Ст. 10; 2007. № 27. Ст. 834; № 227. Ст. 3213; Рос. газ. от 28.06.2008.
О Безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2 2446-1 (в ред. От 2 марта 2007 г) // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 215. Ст. 769; СЗ РФ. 2005. № 210. Ст. 763; 2007. № 210. Ст. 1151.
Экологическое право России: Учеб. пособие // Под ред. Н.В. Румянцева. ¬ 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007.
Экологическое право: Учебник. / Отв. ред. Быстров Г.Е., Жаворонкова Н.Г., Краснова И.О. - М.: Изд-во Проспект. 2007.
Экологическое право. Конспект лекций. / Боголюбов С.А, Кичигин Н.В., Сиваков Д.О. - М.: Изд-во Проспект. 2007.
Экологическое право. Учебник. / Под. ред. Винокурова Ю.Е. - М.: Экзамен. 2005.
Экологическое право. Сборник нормативных актов // Составитель: Цвиркун О.С. Краснодар, 2008.
Колбасов О.С. За дальнейшее совершенствование законодательства об охране природы. / / Экологическое право. 2007. № 3.
|