Скачать 0.91 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА им. И.М.ГУБКИНА Кафедра проблем развития современного общества Н.С.ГАНИНА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ для студентов всех специальностей Москва 2003 ББК 66.01. Ганина Н.С. Международные отношения в глобальном мире. Учебное пособие–М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2003. В учебном пособии рассматриваются основные тенденции и особенности развития современных международных отношений, раскрывается объективный характер процесса глобализации, роль России в современном мире. Для студентов всех направлений (всех специальностей), а также тех, кто интересуется проблемами политологии. Рецензенты: проф. М.Н. Филатова, доц. О.В. Матвеева (с) Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, 2003 г. ПРОГРАММА КУРСА «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ» Тема 1. Мировая политика и международные отношения. Объект и предмет теории международных отношений. Взаимосвязь внутренней и внешней политики. Роль геополитики в науке о международных отношениях. Субъекты международных отношений. Тенденции развития мировой политики. Этапы развития современных международных отношений. Национально-государственный интерес и национальная безопасность. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Тема 2. Проблема взаимоотношений Восток-Запад, Север-Юг. Проблема зависимости политических систем и отношений от географического фактора. Геополитический дуализм. Восток и Запад в современной политике. Новые измерения отношений Север-Юг. Дифференциация стран Юга. Процессы либерализации и демократизации в развивающихся странах. Роль международных и региональных организаций в развитии международного сотрудничества. Тема 3. Этнополитические процессы в современном мире. Нация и государство. Образование современных государств и формирование новых наций. Государство как субъект мировой политики. Возрастание роли негосударственных участников международных отношений. Международная стратификация государств. Интересы государства и мирового сообщества. Тема 4. Развитие процесса глобализации. Роль демократических реформ в формировании глобальной общественно-экономической системы. Опыт государств Запада в реформировании общественных отношений. Выгоды и издержки глобализации для развивающихся стран. Угроза усиления конфликтности в развитии мировой экономики. Несостоятельность противопоставления интересов государства и рынка. Необходимость минимизации отрицательных социальных последствий глобализации. Тема 5. Европейский Союз и Россия: возможности сотрудничества. Цели и задачи ЕС. Критерии вступления в ЕС; этапы его развития. Выгоды расширения ЕС для России. Положительные и отрицательные последствия для России развития сотрудничества между ЕС и Калининградской областью. Возможности включения России в общеевропейское экономическое и социальное пространство. Поставки энергоресурсов из России в ЕС – укрепление энергетической безопасности Европы. ТАСИС – программа помощи в развитии рыночной экономики и укреплении демократии в России и государствах СНГ. Тема 6. Геополитические интересы России в развитии глобального энергетического рынка. Формирование единого энергетического пространства – важнейшее направление развития процесса глобализации. Объективные факторы, способствующие созданию глобального энергетического рынка. Плюсы и минусы участия России в глобализации нефтегазового рынка. Возможности увеличения экспорта нефти и газа в страны ЕС и АТР. Роль США на мировом энергетическом рынке. Возможности роста внутреннего потребления и экспорта возобновляемых энергоресурсов России на мировой рынок. Тема 7. Природа международных политических конфликтов и пути их решения. Конфликты и сотрудничество – единство противоположностей, основные состояния международных отношений. Признаки стабильных и нестабильных международных систем. Объективные и субъективные причины возникновения международных политических конфликтов. Разрушительная и созидательная функции международного политического конфликта. Способы разрешения политических конфликтов в современных условиях. Роль ООН, ОБСЕ в профилактике и разрешении международных конфликтов. ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
ТЕМА 1. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Объектом изучения политологии является политика. Термин «политика» имеет множество определений. В переводе с греческого politika означает государственные или общественные дела, «искусство управления государством». Политология – наука о политике (происходит от politika + logos – учение, наука). Предметом изучения политологии являются закономерности возникновения, функционирования, изменения политической власти. Объектом исследования теории международных отношений выступает мировая политика. Международные отношения – это совокупность политических, экономических, идеологических, правовых и других связей, отношений между государствами и системами государств, между основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями, общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова. Содержание предмета теории международных отношений раскрывается через изучение закономерностей борьбы за власть и влияние в мире. Стержнем этой борьбы выступают национальные интересы. Проблема закономерностей развития современных международных отношений находится в стадии разработки и обсуждения. Закономерность – устойчивая тенденция в динамике общественно-политического процесса. Тенденции развития современных международных отношений, как развивающегося процесса, разнонаправлены и противоречивы. Тенденции современного мирового развития:
Влияние (власть) в международных отношениях определяется источником целенаправленной политической деятельности, называемым субъектом международных отношений. В качестве субъектов международных отношений выступают:
Объект в политике – часть политической реальности, на которую направлена деятельность субъекта политики. Объектами международных отношений могут быть государства, общественно-политические организации, политические лидеры, нарушающие принципы и нормы международных отношений. Деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене находит отражение во внешней политике. Главная цель внешней политики – обеспечение наиболее благоприятных международных условий для реализации интересов государства, благополучия народа. Методы и средства внешней политики:
Разработка и принятие внешнеполитических решений возможны только с учетом расстановки внутриполитических сил – субъектов политики. Сфера отношений между субъектами политики (социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), целью которых является завоевание, удержание и использование власти называется внутренней политикой. Внутренняя политика реализуется властными государственными структурами. В условиях глобализации возрастает интерес к проблеме взаимосвязи внутренней и внешней политики государства. Представители разных политических школ неодинаково понимают источники и движущие силы политики. I. Сторонники политического реализма исходят из того, что внешняя политика определяется национальными интересами. Национальные интересы объективны, их основа постоянна. Внутренняя политика непостоянна, поскольку зависит от такого подвижного фактора как политический режим. Национально-государственный интерес не определяется политическим режимом. Следовательно, внутренняя и внешняя политика достаточно независимы друг от друга. II. По мнению представителей некоторых других теоретических направлений в политологии, связь между внутренней и внешней политикой детерминирована (жестко определена). Причем, сторонники детерминизма по-разному определяют приоритеты. а) Марксизм рассматривает внешнюю политику как отражение классовой сущности внутриполитического режима. По мнению политологов марксистской школы, внешняя политика является продолжением политики внутренней. Представители марксизма считают определяющими внутренние факторы общественного развития, отдают главную роль внутренней политике государства. б) По-другому определяют приоритеты в жесткой связи между внутренней и внешней политикой ученые геополитической школы – сторонники концепций «богатого Севера» и «бедного Юга», разделяющие все страны на «мировой центр» и «мировую периферию». По их мнению, внутренние противоречия и расстановку политических сил в государстве необходимо рассматривать в контексте целостности мира. «Центр мировой империи» – группа развитых стран – «богатый Север» – потребитель ресурсов и производитель промышленной продукции для «мировой периферии» – «бедного Юга» – слаборазвитых стран. Несимметричная взаимозависимость между двумя группами стран – ресурсоимпортирующими и ресурсоэкспортирующими предопределяет то, что внутреннее благополучие тех и других стран зависит от внешних факторов. III. Свою точку зрения на соотношение внутренней и внешней политики отстаивают представители транснационализма (глобализма). Они считают, что в настоящее время государства уже не являются основными субъектами мировой политики. Эта роль переходит к межправительственным и неправительственным организациям, общественным движениям, группам интересов, отдельным индивидам. Множество видов взаимодествия между субъектами международных отношений (культурное и научное сотрудничество, экономические обмены, профессиональные связи) сужают роль государства в международном общении, преобразуют межгосударственные отношения в транснациональные. Для новых участников международных отношений не существует государственных границ. Формируется глобальный мир, в котором разделение политики на внутреннюю и внешнюю теряет смысл. Этапы развития современных международных отношений. 1945 г. – создание ООН с целью поддержания международного мира, безопасности и развития мирного сотрудничества между государствами. 1946 г. – Премьер-министр Великобритании У.Черчилль выступил в г. Фултон (США) с изложением основ «холодной войны». Принципы «холодной войны»: угроза применения силы; экономическая блокада; создание агрессивных блоков; гонка вооружений; психологическая война. 1947 г. – У.Черчилль выступил с проектом создания военного западно-европейского союза против СССР. 1949 г. – образование Организации Северо-атлантического договора (НАТО) – военно-политического блока капиталистических государств Запада. В его составе: США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия; в 1952 г. присоединились Греция и Турция; в 1955 г. – ФРГ , в 1982 г. – Испания. В конце 1990-х годов в состав НАТО вошли Польша, Венгрия, Чехия. 1955 г. – создание Организации Варшавского Договора (ОВД) – противовеса НАТО, оборонительного военно-политического союза европейских социалистических государств (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия, в 1956 г. присоединилась ГДР) 1975 г. – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, Хельсинки). Инициатива созыва совещания принадлежала СССР. Участники: 33 европейских государства (все, кроме Албании) + США и Канада. По итогам работы был принят Заключительный акт СБСЕ, в котором отражены новые политические реалии:
Заключительный акт не является законом, обязывающим к исполнению, но это документ официальный и нормативный, которому следуют государства-участники в решении международных проблем. Страны-участницы СБСЕ договорились периодически рассматривать ход реализации принятых обязательств. После Хельсинки встречи в заданном формате стали регулярными, с перерывом в несколько лет. СБСЕ приобрело статус Хельсинкского процесса. 1990 г. – Встреча стран-участниц СБСЕ в Париже. Принятие Парижской хартии для новой Европы. В документе отражены основные изменения, происшедшие в мире и сформулированы новые задачи:
Во исполнение последнего решения СССР начал вывод ограниченной группы войск и вооружений с территории стран-участниц Организации Варшавского Договора: Польши, Венгрии, Чехословакии. 1991 г. – роспуск Организации Варшавского Договора. Здесь важно отметить, что с поворотом от «холодной войны» к разрядке международной напряженности, (т.е. с середины 1970-х годов), Восток и Запад выдвигали предложения об одновременном роспуске военно-политических блоков – НАТО и ОВД. Предложения нашли отражение в международных документах, официальной позиции СССР и США. Однако после роспуска ОВД США и их союзники не вспоминают о своих обещаниях. 1991 г. 8 декабря – Образование Российской Федерации как самостоятельного государства и Содружества Независимых государств. «Беловежское соглашение». 1992 г., февраль – В Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств стран - участниц Европейского сообщества подписан Договор о Европейском Союзе (ЕС); вступил в силу 1 ноября 1993 г. В основе ЕС лежит Европейское объединение угля и стали, созданное в 1951 г. и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС или Общий рынок образован в 1957 г.). С 1967 г. по 1993 г. объединение именовалось Европейским сообществом. Европейский Союз – политический и экономический союз государств, означающий проведение общей экономической, политической и внешнеполитической стратегии, политики в области безопасности и сотрудничества в социальной сфере. Согласно Договору, вводится единое европейское гражданство, повышается роль наднациональных органов ЕС. Европейский Союз – высшая ступень европейской интеграции. В ЕС вошли 15 государств: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция. Население ЕС – 325 млн. человек. На долю ЕС приходится 21% мировой торговли, для сравнения: на долю США - 20%. (см. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование межхозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М., 2000, с.236). Структура ЕС:
Цели ЕС:
В рамках ЕС национальные государства постепенно сближают законодательства, отказываются от своих функций и передают часть своих прав и функций наднациональным органам. 1994 г. – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) переименовано в Организацию (ОБСЕ). В ее составе более 50 участников, ряды ОБСЕ расширились за счет новых независимых государств – всех бывших республик СССР и суверенных государств, образовавшихся в результате распада СФРЮ. 1996 г., март. – Президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России подписали в Москве соглашение об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. 1996 г., апрель. – Президенты России и Беларуси подписали в Москве Договор об образовании Сообщества России и Беларуси. 1996 г., апрель. – В Москве прошла встреча глав государств и правительств стран «семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Италия, Франция, Япония) и России по вопросам ядерной безопасности. 1996 г., декабрь. – Совет безопасности ООН утвердил программу «Нефть в обмен на гуманитарные товары», предоставившую Ираку право продажи нефти на сумму 2 млрд. долларов. 1997 г., май. – В Париже подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Россией. Развитие мирового политического процесса шло параллельно с развитием обосновывавших его теоретических концепций. Начало «холодной войны» со стороны Запада оправдывалось необходимостью «действия с позиции силы» по отношению к странам Восточной Европы. Подъем национально-освободительного движения в начале 1960-х годов в странах Азии, Африки и Латинской Америки, ликвидация колониальной системы и возникновение множества молодых суверенных государств вызывали раздражение в бывших метрополиях и США. Президент США Дж. Кеннеди (1960-1963 гг.) в ответ выдвинул «концепцию новых рубежей», согласно которой «рубежи Соединенных Штатов Америки находятся за тысячи миль от ее территории». Так оправдывалась экспансия США в Африке. В конце 1970-х – 1980-х гг. США и НАТО навязывали миру концепцию «баланса сил». Во второй половине 1980-х годов СССР выступил с инициативой отказа от «баланса сил» в пользу «баланса интересов» в международных отношениях. В духе нового мышления СССР предложил НАТО активнее использовать потенциал СБСЕ как механизма мира и развития международного сотрудничества. Этой позиции придерживается и современная Россия. Сейчас пространство ОБСЕ – это государства, расположенные на территории от Владивостока до Ванкувера, обладающие серьезными политическими и экономическими ресурсами. Однако, США по-прежнему делают ставку на военно-политический союз НАТО, планируя его дальнейшее расширение на Восток. В настоящее время экспансия НАТО формулируется Западом как «продвинутая стабильность». Если перевести эту формулу на понятный язык, она означает, что НАТО продвигает на Восток демократические ценности: рыночную модель экономики, либеральную политическую систему, свободу личности; западные ценности в обмен на понимание интересов стран НАТО. «Продвинутая стабильность» имеет другое официальное название – «концепция протянутой руки», она означает, что Запад протягивает руку помощи реформируемой Восточной Европе, которая в знак благодарности не должна противостоять расширению НАТО. По существу, это концепция «нового сдерживания», ее цель – ограничить национальную безопасность независимых государств. Национальная безопасность: понятие, виды. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В политологии существует несколько определений национальной безопасности. Национальная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Национальная безопасность – положение страны, при котором ей не угрожает опасность войны либо другое посягательство извне на существование, суверенное и независимое развитие. Национальная безопасность – состояние государства, позволяющее ему сохранить свою целостность и выступать самостоятельным субъектом системы международных отношений. Национальный интерес – осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности. Выразителем национального интереса является государство. По сфере реализации безопасности различают следующие ее виды:
Концепция национальной безопасности Российской Федерации разработана комитетом по безопасности Государственной Думы РФ, утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 года. Концепция национальной безопасности РФ – система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В документе сформулированы важнейшие направления государственной политики России. Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве. Документ включает IV раздела: I – Россия в мировом сообществе; II – Национальные интересы России; III – Угрозы национальной безопасности Российской Федерации; IV – Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. В I разделе – Россия в мировом сообществе – отмечается, что после окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции: первая – к многополярности мира; вторая – к доминированию США в мировом сообществе, рассчитанная на односторонние, прежде всего, военно-силовые решения ключевых проблем мировой политики в обход норм международного права. Подчеркивается, что Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира. В настоящее время объективно сохраняется общность интересов России и других государств по проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, содействие предотвращению и урегулированию региональных конфликтов, объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и наркобизнесом, решении острых экологических проблем. В разделе II Концепции дано определение национальных интересов России как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, информационной, военной, пограничной, экологической сферах. Национальные интересы России носят долгосрочный характер и определяют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики. В разделе III – Угрозы национальной безопасности Российской Федерации – особое внимание уделено основным угрозам в международной сфере. К ним относятся:
В разделе IV – Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации – определен внешнеполитический аспект. Особое значение придается:
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ.
|
Программа Для студентов всех специальностей Лекции Международные расчетные и валютно-кредитные отношения: Программа для студентов всех специальностей Институт международной торговли... | Программа государственного экзамена по английскому языку по специальности... Одобрено кафедрой английского языка и межкультурной коммуникации. Протокол заседания кафедры от 11 марта 2012 г. №7. Для студентов... | ||
Финансовой отчетности Курс Международные стандарты учета и финансовой отчетности является базовым для студентов, обучающихся по специальности бухгалтерский... | Международные отношения «Иностранный язык» (немецкий) составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального... | ||
Конспект лекций для студентов всех форм обучения и всех специальностей... Министерство образования российской федерации таганрогский государственный радиотехнический | Программа дисциплины «Политика и экономика стран постсоветского пространства»... Программа предназначена для преподавателей, учебных ассистентов и студентов направления 030700. 68 подготовки магистра, обучающихся... | ||
Международные отношения В. В. Иванова: Иностранный язык (английский). Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления «Международные... | Методические указания и задания для практических занятий по дисциплине... «Международные экономические отношения» для студентов специальности «Мировая экономика» | ||
Методические указания и задания для практических занятий по дисциплине... «Международные экономические отношения» для студентов специальности «Мировая экономика» | Рабочая программа для студентов направления «Международные отношения» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для бакалавров очной формы обучения направление подготовки 031900. 62 «Международные... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов всех специальностей, кроме... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины «Иностранный... | Программа дисциплины «Физическая культура» для направления 031900. 62 «Международные отношения» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки031900.... | ||
Программа разработана в соответствии с Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031900.... | Программа дисциплины «Национальное и многостороннее регулирование внешнеэкономических отношений» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 -«Международные... | ||
Программа дисциплины «Введение в мировую экономику и международные отношения» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению... | Международные отношения Г. И. Баязитова. История политических и правовых учений: Учебно-методический комплекс. Методические указания к семинарским занятиям... |