Скачать 179.47 Kb.
|
Опорные конспекты. Граждановедение 6 класс Пояснительная записка. Опорные конспекты составлены таким образом, чтобы помочь ребёнку логически правильно выстроить мысль :
Последнее нужно мотивировать необходимостью учиться составлять доказательное мнение, принимать волевое решение и иметь твёрдую жизненную установку. Работа над рубрикой «Я должен – я хочу (Я!!-Я!)» развивает самооценку и самоконтроль, воспитывает человека с активной гражданской позицией. Волевое сопротивление двух понятий «Должен» и «Хочу» помогает ребёнку в выборе жизненных ценностей, определяет значимость собственных установок. Наша задача : сформировать жизненную позицию человечности и толерантности. Тема: Человек среди людей (п.1) «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» Антуан Сент-Экзюпери Быть человеком – что это значит? Просто жалеть, если рядом плачут, Быть справедливым во всех деяньях, Ближнего разделять страданья. Быть человеком – значит быть добрым, К людям внимательным быть и скромным. Быть человеком – значит быть выше, В слове вернее, в помыслах чище. Будь поскромнее в своих желаньях, Помни хорошее в расставаньях. Людям дари уважение, ласку, А не истерики, шок и встряску. Не пресмыкайся перед сильнейшим, Не раболепствуй перед умнейшим. Маленький ты или с чинами – Все перед Богом равны мы с вами. С.С.Нефёдова Благородные качества Порочные качества личности, которые приносят личности: приятные чувства окружающим: человечность ложь доброта коварство толерантность = терпимость легкомыслие чувство благодарности зависть умение прощать угодничество уважение к людям лицемерие сострадание безразличие Толерантность – это взаимопонимание, терпимость. Это отношение к жизни, одно из проявлений главного душевного качества. Нормальный человек должен быть терпим к непохожему на себя: и к инакомыслящему, и к инаковерующему, и к инвалиду и к пожилому, и к душевно больному. Вывод: человек зависит от других людей, от общества. Благородные качества личности помогают любому из нас хорошо чувствовать себя в обществе и мудро избегать ненужных конфликтов. Я!!-Я!: Я должен учиться слушать собеседника, уважать его мнение, так как я хочу, чтобы с пониманием относились ко мне . Тема: Ребёнок и его права (п.2) Важные документы: 1) конвенция о правах ребёнка (1989 год, международно-правовой документ, принятый ООН); 2) законы, защищающие права ребёнка: а) уголовный кодекс РФ ( о преступлениях, нарушающих права несовершеннолетних); б) семейный кодекс РФ (помогает решить ту или иную проблему в интересах ребёнка). Вывод: У российских детей есть немало прав. Эти права защищают законы Российской Федерации. Я!!-Я!: Недостаточно знать свои права, нужно учиться их отстаивать. Для этого нужно знать законы и стараться соблюдать их. Тема: Человек в семье (п.3) Семья Благополучная Неблагополучная Отношения стоятся на уважении Злоупотребление вредными и любви; привычками; значимость мнения любого члена безразличие детей к проблемам семьи; родителей и наоборот; ценность родительского наставления; унижение, рукоприкладство; взаимозабота о членах семьи; трудное материальное положение. совместное решение любой проблемы. Вывод: Стать хорошим человеком помогает хорошее окружение. Заботливый отец и добрая мама, уютный дом и мудрое слово, Улыбки близких и счастливые сны – всё это моя семья. Тема: Мораль и право (п.4) Норма поведения Моральная правовая = юридическая (принятая в обществе, существующая (норма поведения, перешедшая в в сознании людей; законы; одобряемая большинством ) оформлены документально) Это могут быть запреты делать то, что вредит людям, обществу. Например: а) «Не лги!» За обычный обман – моральная Юридическая ответственность - ответственность за заведомо ложный донос, показания, за клевету… б) «Не укради!» За малоценные вещи – моральная Юридическая ответственность за ответственность тайное хищение чужого имущества, за кражу по сговору… Вывод: Тем, кто соблюдает моральные законы, знание уголовных законов может не пригодиться. «… Не поклоняйся идолам, не создавай себе кумира… Люби мать и отца своего. Не убивай. Не укради. Не завидуй никому. Не лги и не ябедничай…» Я!!-Я! Я должен стараться контролировать свои чувства и эмоции и жить по совести. Тема: Равноправие граждан (п.5) Равноправие отражено во многих международных и российских документах. Например, в Конвенции о правах ребёнка; Всеобщей декларации прав ребёнка; Конституции РФ; Гражданском Кодексе РФ; Семейном Кодексе РФ; Уголовном Кодексе РФ. Равноправие = все равны перед законом и судом. Вывод: Наше государство гарантирует всем гражданам, что любой из них может воспользоваться своими правами независимо: а) от пола; б) от расы; в) от национальности; г) от языка; д) от происхождения; е) от места жительства; ж) от должностного и имущественного положения; з) от отношения к религии; и) от убеждений и других обстоятельств. Я!!-Я! Равноправие – это ключ к успеху способных и трудолюбивых. Я хочу быть успешным, поэтому я должен быть трудолюбивым. Тема: Диктатура (п.6) Диктатор – человек, присвоивший себе право решать судьбы других людей при помощи силы. Авторитарная власть – власть, держащаяся на силе, угрозе, наказании. Вывод: Человек счастлив только тогда, когда он чувствует себя свободным. Поэтому любой цивилизованный человек отрицательно относится к диктатуре. Жестокая власть и страх перед ней ведут к нравственному распаду. Я!!-Я! Только умный и порядочный человек, человек чести и слова должен обладать властью. Тема: Демократия (п.7) Демократия – народная форма правления. Избранные народом люди организуют демократическое государство, которое служит обществу, каждому гражданину. Устройство демократического государства = 1.Конституция (основной закон, принимаемый гражданами) + 2.Президент (избирается народом) + 3.Федеральное собрание (Гос.дума и Совет Федерации принимает законы, важные решения) + 4.Правительство (организует работу по выполнению решений 2-го и 3-го) Правительство контролируют 2 и 3. + 5. Независимый суд (подчинён только 1) + 6. Свобода слова, печати (по защитой закона) Вывод: Демократическое государство – это государство, где высшей властью обладает народ. Большинство людей хотят быть свободными в своих действиях и решениях, хотят порядка и спокойного будущего. «Демократия – это не власть большинства, а защита меньшинства». А.Камю Я!!-Я! Я хочу жить в государстве, где человек свободен и имеет возможность сделать свой собственный выбор. Мой выбор: «Я хочу хорошо жить, поэтому (для начала) я должен хорошо учиться». Тема: Суд (п.8) Суд – это орган государственного принуждения, применяемого к лицам, нарушающим законы; место разрешения споров. «Суд – единственный орган, уполномоченный осуществлять правосудие» (Конституция РФ, ст.118) Вывод: Нельзя оставлять зло безнаказанным. Но в любой ситуации необходимо найти законный способ его пресечения.Никто, кроме суда ,не может назвать человека преступником. Правовое государство – это государство, где человек стремится к высокой правовой культуре. Юридически грамотный человек никогда не позволит манипулировать собой. Я!!-Я! Я должен стремиться к тому, чтобы мирно уладить любой конфликт. Тема: Армия (п.9) Армия – это вооружённые силы государства. Защищать свободу и независимость своего народа – основное назначение армии в современном мире. Вывод: Россия – миролюбивая страна, в которой любой человек хочет жить в безопасности. Государству необходима мощная и профессиональная армия с хорошей боеготовностью и боеспособностью. Для ознакомления и размышления! Защитник Родины: каким мы его видим (сочинение ученицы 6-го класса, 2006год) Защитником Отечества мечтают стать многие мальчики. Добиться хороших успехов помогает выносливость, ловкость, отважность. Эти достоинства необходимо развивать с детства. Но эти качества ничто, если в тебе нет доброты и справедливости. Только тогда, когда среди нас растут такие «надёжные солдаты» мы можем жить спокойно. Учили мальчиков в любые времена Были благородными и храбрыми всегда, Чтоб защищать могли достоинство и честь, И женщин уважать, любить, беречь. Открой надёжный в жизни путь! И, если джентльмен ты, не забудь: Если трудно – крепись! Если будет ветер – не гнись! Если больно – не плачь! Глаз в ладони не прячь! Если грозы – иди! Если слёзы – сотри! Если страшно- держись! Быть мужчиной учись! Тема: Совесть (п.10) «Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с собой. Истинная человеческая сущность выражается в нём тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть». В.А.Сухомлинский Чувство вины делает нас бдительнее, делает нас лучше. Совесть – это «благородное чувство воспитанного человека» (по В.А.Сухомлинскому) - это «благодетель» (по Ф.Вольтеру) - это «когтистый зверь, скребущий сердце» (по А.С.Пушкину) - это «верный советник» (пословица) - это «внутренний судья, внутренний закон» Вывод: Одной из жизненных человеческих ценностей является порядочность. Порядочный человек живёт в согласии со своей совестью. Совестливый человек приятен в общении и поступках. Его «внутренний судья» вовремя подсказывает: «можно – нельзя», «делай – не делай», «твоё – не твоё», «не обидь», «защити», «спаси»! Трудно живётся человеку бессовестному. Чаще всего он превращается в циника и за свои действия или бездействия будет расплачиваться угрызениями совести. Я!!-Я! Высшим законом для меня должна являться собственная совесть. Она – мой верный советник. Я не должен бояться стыда и раскаяния, должен вовремя признать свою ошибку и извиниться. Я должен чаще задавать себе простые вопросы: - прав ли я? -так ли поступают честные люди? - а если бы так обошлись со мной? Тема: Доброта и гуманность (п.11) На силе добра держится мир. Доброта – это свойство души человека ,всё положительное, хорошее, полезное. (словарь С.Ожегова) Добрый человек – это Гуманный = человечный, Справедливый = честно Владеющий собой = человеколюбивый оценивающий свои и не стремящийся чужие поступки с унизить другого позиций морали и права человека Признающий свои собственные недостатки. Вывод: На свете много добрых людей. К ним тянутся люди, с ними хотят общаться, к их совету прислушиваются. Добрый человек – это всегда человек с большой душой, которому можно довериться. «Хорошая мудрая книга перед сном, подобна лире, пробуждающей добрые чувства (совет из БЗ №10, 2005г)» Я!!-Я! Хорошо растить в себе добро и дарить его людям. Добро всегда возвращается! Тема: Злобность и жестокость (п.12) Ни один злой человек не бывает счастлив. Злой человек – это Жестокий Мстительный (Радуется чужим страданиям; (Использует клевету, обман, Получает удовольствие от ябедничество для причинения причинения боли физической и другому человеку душевных и душевной) физических мучений) Вывод: Не каждый человек может и хочет быть добрым. По принуждению добрым не становятся. К сожалению, во многих из нас много жесто- кости. Причиняя другому страдания, человек теряет свою душу и становится на пут преступлений. Злой человек – человек, бессердечный, глубоко несчастный и слабый. Злобность – это отвратительный человеческий порок. Я!!-Я! Я должен подавлять в себе любое проявление жестокости и злобности «Пустота души – вот самое страшное зло, которое нельзя допустить» (В.А.Сухомлинский». Тема: Национализм и фашизм (п.13) «Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за всё в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что укладывая камень, помогаешь строить мир». (Антуан де Сент –Экзюпери) Национализм – это искажённая психология людей в понимании националь- ных проблем. Искажённость проявляется в том, что человек убеждён в превосходстве и исключительности своего народа над другими нациями. Фашизм – самый страшный вид национализма, стремящийся установить господство одной нации над всем миром. Вывод: Умный и культурный человек ценит в людях прежде всего человечность, умение прощать и любить. Уважение к собственной нации не может быть без уважительного отношения к другим нациям и народам. Мы соглашаемся со словами немецкого драматурга Г.Лессинга : «Ни один народ в мире не одарён какой либо способностью преимущественно перед другими». Я!!-Я! Обидное слово, высокомерие, затаивание в душе зла всегда ведёт к унижениям или уничтожениям. Мне необходимо учиться уважать и ценить добро, независимо от кого оно исходит. Тема: Для чего нужны реформы (п.14) «Ошибки дают разум» Л.Н.Толстой Реформы – это коренные изменения основ всей жизни общества. - это преобразование, изменение, переустройство какой- либо стороны общественной жизни. Виды реформ: земельная Реформа власти экономическая образования правовая здравоохранения административная торговли налоговая ЖКХ денежная конституционная пенсионная военная Вывод: Цивилизованное общество, желающее жить по новым правилам вступает на путь переустройства, путь реформ. Любая разумная реформа должна быть направлена на благо своего народа. Я!!-Я! Нужно иметь смелость высказывать свои собственные убеждения. В общении с людьми я должен соблюдать определенную культуру и учиться договариваться, искать компромисс (компромисс – соглаше- ние на основе взаимных уступок). Тема: Рыночная экономика (п.15) Начало 90-х гг. в России - начало экономических реформ. Причины необходимости экономических реформ:
результатах своего труда. Экономические реформы в России: реформа цен, реформа собственности (приватизация). Рыночная реформа ( с 2000г.) : административная реформа (производитель должен быть свободен); налоговая реформа (о справедливых налогах); земельная реформа (свободная купля-продажа сельскохозяйственной земли). Признаки рыночной экономики:
Вывод: С целью развития разумной экономики в России с 1992 г. по сегодняшний день осуществляется ряд экономических реформ. Для успешного участия в рыночных отношениях необходимо хорошее образование и достойная профессия. Стало престижным быть образованным человеком. Я!!-Я! Я смогу сам создать успешное будущее, если сейчас вложу огромные силы в получение хорошего образования. ВЫСОКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ В БУДУЩЕМ ЗАВИСИТ ОТ МОЕГО ТРУДОЛЮБИЯ В НАСТОЯЩЕМ! Тема: Какая армия нам нужна ? (п.16) В 2003 году определены главные направления реформы Вооружённых сил. Причины необходимости военной реформы:
Главная идея военной реформы: служба в армии должна стать профессией, т.е. армия должна стать профессиональной. Вывод: Одной из важных реформ в России считается военная реформа. Решение армейских проблем должно устранить такие явления как «дедовщина», уклонение от воинской обязанности, низкий процент служащих с воинскими званиями и др.. На сегодняшний день президент России много уделяет внимания перевооружению армии. Производство новой боевой техники (вертолёты-аллигаторы, танки с новой системой наведения, усовершенствованные боевые машины пехоты и противоракетные установки, боевые корабли и т.д.) перешло на новый уровень. Поэтому необходимо обучать контрактников-профессионалов применять новейшие технологии. Я!!-Я! Развитие хорошей физической выносливости и общечеловеческих ценностей помогает подготовиться к службе в армии. Тема : Какой суд нам нужен (п.17) «Не торопись судить других…» Римский философ Эпиктет Несколько лет идёт реформа суда. Суть судебной реформы: суд должен работать так, как требует Конституция РФ. Суд должен руководствоваться принципом равноправия граждан перед законом и судом. Причины необходимости реформы суда:
Вывод: Демократическое государство нуждается в справедливом суде. Суд должен опираться только на Конституционные законы. Я!!-Я! Для того, чтобы вырасти Человеком, я должен развивать в себе силу воли и умение предвидеть последствия любого своего поступка. Тема: О жизни и смерти (п.18) «Главное богатство умного человека – время, которым он умеет распоряжаться». Древняя мудрость «Жизнь прекрасна, когда она полна». (Сенека) Полна – ценна в том, что есть свобода, любовь, здоровье, семья, достаток, любимая работа… «Memento mori!» = «Помни о смерти». Значение сего: «Не забывай о том, что смерть неизбежна! Старайся прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». (Н.Островский) Ценность жизни в осознании самим человеком с какой отдачей, целью её прожить. Из прошлого бери только положительные моменты. Не сосредотачивайся на причинённом когда-то тебе зле. Старайся чтобы в твоём сердце всегда было добро. Вывод: Жизнь измеряется не столько годами, сколько поступками. Человек, о котором помнят при жизни и вспоминают добрым словом после смерти – счастливый человек. Человек, который сотворил много зла или человек – «небокоптитель» - просто глупец, он ничего не знал о нормальной жизни! Я!!Я! Я могу примерять свою жизнь хорошими поступками! Буду стараться тратить своё время на хорошие дела! Твёрдая психологическая установка: «Впереди у меня интересная жизнь!» Тема: Здоровье человека (п.19) «Моё здоровье – в моих руках». Пословица Важные истины: 1.Главное – сила воли! 2.Враг здоровья – избыточный вес. 3. Движение – основа жизни. 4. Закаляйся! 5. Вредные привычки – губительны. 6. Преодолевай лень! Вывод: Здоровье – одна из величайших человеческих ценностей. Тот, кто дорожит здоровьем – дорожит жизнью. Я!!-Я! К своему здоровью необходимо относиться бережно. Я не хочу укорачивать свою жизнь из-за необдуманности, несерьёзности и неорганизованности. Разумный мне совет: (на выбор) «Преодолевай лень!» «Постоянно держи себя на контроле!» «Важна самодисциплина!» Тема: Токсикомания и наркомания (п.20) Воздействие на организм ребёнка токсических веществ:
Вывод: Наркомания – дорога в ад! Попробуешь – не остановишься! Никогда не прикасайся к наркотикам ! Я!!-Я! Я не хочу подвергать своих близких и свой организм страшным страданиям. Я всегда должен вовремя уметь сказать «нет»! |
Методическая разработка по предмету «Математика» Раздел «Многогранники» Опорные конспекты по теме: «Многогранники» составлены в соответствие с тематикой и содержанием, охватывающим требования учебника... | Протокол 2 Дата 29. 09. 2012 Председатель: Грамотеева Н. А. Опорные... Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания.... | ||
Опорные конспекты по начертательной геометрии Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека | Система работы с одаренными детьми Помочь в этом может образовательная программа, выстроенная таким образом, чтобы эффективно выявлять и развивать интеллектуально-творческий... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: Модель глобуса, географическая карта полушарий, опорные карточки для работы микрогрупп, индивидуальные Календари погоды,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: дидактический и раздаточный материал, опорные конспекты, сигнальные карточки, икт | ||
Как помочь ребенку в учебе? К тому же, если ребенок видит, что родители искренне заинтересованы в его школьных успехах, он начинает учиться еще старательней,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интенсификация учебного процесса на основе схемных и знаковых моделей. Опорные конспекты на уроках русского языка | ||
Риторика опорные конспекты лекций для студентов специальности 080501... Название учреждения образования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №108» | Конспект урока Курс: история России Тсо (ноутбук, мультимедийный проектор), школьный химический эксперимент (ученический), опорные конспекты, тестовые задания по материалам... | ||
Конспект урока по теме «Сочинение по серии картинок» ... | Национальный проект – производство гениев Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания.... | ||
Урок в 8 классе по теме «Квадратные уравнения» Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания.... | Рекомендация о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания.... | ||
Авторская программа внеурочной деятельности «Маленький оратор» Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания.... | Античная эпоха дала миру великих ораторов Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания.... |