Пояснительная записка. Опорные конспекты составлены таким образом, чтобы помочь ребёнку логически правильно выстроить мысль : опорные тезисы





Скачать 179.47 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Опорные конспекты составлены таким образом, чтобы помочь ребёнку логически правильно выстроить мысль : опорные тезисы
Дата публикации01.12.2014
Размер179.47 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
Опорные конспекты.
Граждановедение
6 класс

Пояснительная записка.
Опорные конспекты составлены таким образом, чтобы помочь ребёнку логически правильно выстроить мысль :


  1. опорные тезисы;

  2. обобщённые выводы по теме;

  3. собственные умозаключения.


Последнее нужно мотивировать необходимостью учиться составлять

доказательное мнение, принимать волевое решение и иметь твёрдую жизненную установку.
Работа над рубрикой «Я должен – я хочу (Я!!-Я!)» развивает самооценку и самоконтроль, воспитывает человека с активной гражданской позицией.

Волевое сопротивление двух понятий «Должен» и «Хочу» помогает ребёнку в выборе жизненных ценностей, определяет значимость собственных установок.
Наша задача : сформировать жизненную позицию человечности и толерантности.


Тема: Человек среди людей (п.1)
«Единственная настоящая роскошь -

это роскошь человеческого общения»

Антуан Сент-Экзюпери

Быть человеком – что это значит?

Просто жалеть, если рядом плачут,

Быть справедливым во всех деяньях,

Ближнего разделять страданья.
Быть человеком – значит быть добрым,

К людям внимательным быть и скромным.

Быть человеком – значит быть выше,

В слове вернее, в помыслах чище.
Будь поскромнее в своих желаньях,

Помни хорошее в расставаньях.

Людям дари уважение, ласку,

А не истерики, шок и встряску.
Не пресмыкайся перед сильнейшим,

Не раболепствуй перед умнейшим.

Маленький ты или с чинами –

Все перед Богом равны мы с вами.

С.С.Нефёдова
Благородные качества Порочные качества

личности, которые приносят личности:

приятные чувства окружающим:
человечность ложь

доброта коварство

толерантность = терпимость легкомыслие

чувство благодарности зависть

умение прощать угодничество

уважение к людям лицемерие

сострадание безразличие
Толерантность – это взаимопонимание, терпимость. Это отношение к жизни, одно из проявлений главного душевного качества. Нормальный человек должен быть терпим к непохожему на себя: и к инакомыслящему, и к инаковерующему, и к инвалиду и к пожилому, и к душевно больному.
Вывод: человек зависит от других людей, от общества. Благородные качества личности помогают любому из нас хорошо чувствовать себя в обществе и мудро избегать ненужных конфликтов.
Я!!-Я!: Я должен учиться слушать собеседника, уважать его мнение, так как

я хочу, чтобы с пониманием относились ко мне .


Тема: Ребёнок и его права (п.2)

Важные документы:

1) конвенция о правах ребёнка (1989 год, международно-правовой документ,

принятый ООН);

2) законы, защищающие права ребёнка:

а) уголовный кодекс РФ ( о преступлениях, нарушающих права

несовершеннолетних);

б) семейный кодекс РФ (помогает решить ту или иную проблему

в интересах ребёнка).

Вывод: У российских детей есть немало прав. Эти права защищают законы

Российской Федерации.
Я!!-Я!: Недостаточно знать свои права, нужно учиться их отстаивать. Для

этого нужно знать законы и стараться соблюдать их.


Тема: Человек в семье (п.3)
Семья
Благополучная Неблагополучная
Отношения стоятся на уважении Злоупотребление вредными

и любви; привычками;
значимость мнения любого члена безразличие детей к проблемам

семьи; родителей и наоборот;
ценность родительского наставления; унижение, рукоприкладство;
взаимозабота о членах семьи; трудное материальное

положение.

совместное решение любой проблемы.
Вывод: Стать хорошим человеком помогает хорошее окружение.

Заботливый отец и добрая мама, уютный дом и мудрое слово,

Улыбки близких и счастливые сны – всё это моя семья.


Тема: Мораль и право (п.4)
Норма поведения

Моральная правовая = юридическая

(принятая в обществе, существующая (норма поведения, перешедшая в

в сознании людей; законы;
одобряемая большинством ) оформлены документально)
Это могут быть запреты делать то,

что вредит людям, обществу.
Например: а) «Не лги!»
За обычный обман – моральная Юридическая ответственность -

ответственность за заведомо ложный донос,

показания, за клевету…

б) «Не укради!»
За малоценные вещи – моральная Юридическая ответственность за

ответственность тайное хищение чужого

имущества, за кражу по

сговору…
Вывод: Тем, кто соблюдает моральные законы, знание уголовных законов

может не пригодиться.
«… Не поклоняйся идолам, не создавай себе кумира…
Люби мать и отца своего.
Не убивай. Не укради.
Не завидуй никому.
Не лги и не ябедничай…»
Я!!-Я! Я должен стараться контролировать свои чувства и эмоции и жить

по совести.

Тема: Равноправие граждан (п.5)
Равноправие отражено во многих международных и российских документах.

Например, в Конвенции о правах ребёнка;

Всеобщей декларации прав ребёнка;

Конституции РФ;

Гражданском Кодексе РФ;

Семейном Кодексе РФ;

Уголовном Кодексе РФ.

Равноправие = все равны перед законом и судом.
Вывод: Наше государство гарантирует всем гражданам, что любой из них

может воспользоваться своими правами независимо:

а) от пола;

б) от расы;

в) от национальности;

г) от языка;

д) от происхождения;

е) от места жительства;

ж) от должностного и имущественного положения;

з) от отношения к религии;

и) от убеждений и других обстоятельств.
Я!!-Я! Равноправие – это ключ к успеху способных и трудолюбивых.

Я хочу быть успешным, поэтому я должен быть трудолюбивым.


Тема: Диктатура (п.6)

Диктатор – человек, присвоивший себе право решать судьбы других

людей при помощи силы.
Авторитарная власть – власть, держащаяся на силе, угрозе, наказании.

Вывод: Человек счастлив только тогда, когда он чувствует себя свободным.

Поэтому любой цивилизованный человек отрицательно относится к

диктатуре. Жестокая власть и страх перед ней ведут к нравственному

распаду.
Я!!-Я! Только умный и порядочный человек, человек чести и слова должен

обладать властью.

Тема: Демократия (п.7)
Демократия – народная форма правления.
Избранные народом люди организуют демократическое государство, которое служит обществу, каждому гражданину.
Устройство демократического государства
=
1.Конституция (основной закон, принимаемый гражданами)
+

2.Президент (избирается народом)

+

3.Федеральное собрание (Гос.дума и Совет Федерации принимает законы, важные решения)
+

4.Правительство (организует работу по выполнению решений 2-го и 3-го)

Правительство контролируют 2 и 3.
+

5. Независимый суд (подчинён только 1)
+

6. Свобода слова, печати (по защитой закона)
Вывод: Демократическое государство – это государство, где высшей властью

обладает народ. Большинство людей хотят быть свободными в своих

действиях и решениях, хотят порядка и спокойного будущего.

«Демократия – это не власть большинства, а защита меньшинства».

А.Камю
Я!!-Я! Я хочу жить в государстве, где человек свободен и имеет возможность сделать свой собственный выбор. Мой выбор: «Я хочу хорошо жить, поэтому (для начала) я должен хорошо учиться».
Тема: Суд (п.8)
Суд – это орган государственного принуждения, применяемого к лицам, нарушающим законы; место разрешения споров.
«Суд – единственный орган, уполномоченный осуществлять правосудие»

(Конституция РФ, ст.118)
Вывод: Нельзя оставлять зло безнаказанным. Но в любой ситуации

необходимо найти законный способ его пресечения.Никто, кроме

суда ,не может назвать человека преступником.

Правовое государство – это государство, где человек стремится к высокой правовой культуре. Юридически грамотный человек никогда не позволит манипулировать собой.
Я!!-Я! Я должен стремиться к тому, чтобы мирно уладить любой конфликт.

Тема: Армия (п.9)
Армия – это вооружённые силы государства.
Защищать свободу и независимость своего народа – основное назначение армии в современном мире.
Вывод: Россия – миролюбивая страна, в которой любой человек хочет жить в

безопасности. Государству необходима мощная и профессиональная

армия с хорошей боеготовностью и боеспособностью.
Для ознакомления и размышления!

Защитник Родины: каким мы его видим

(сочинение ученицы 6-го класса, 2006год)
Защитником Отечества мечтают стать многие мальчики. Добиться хороших успехов помогает выносливость, ловкость, отважность. Эти достоинства необходимо развивать с детства. Но эти качества ничто, если в тебе нет доброты и справедливости.

Только тогда, когда среди нас растут такие «надёжные солдаты» мы можем жить спокойно.
Учили мальчиков в любые времена

Были благородными и храбрыми всегда,

Чтоб защищать могли достоинство и честь,

И женщин уважать, любить, беречь.
Открой надёжный в жизни путь!

И, если джентльмен ты, не забудь:

Если трудно – крепись!

Если будет ветер – не гнись!

Если больно – не плачь!

Глаз в ладони не прячь!

Если грозы – иди!

Если слёзы – сотри!

Если страшно- держись!

Быть мужчиной учись!


Тема: Совесть (п.10)
«Человек является тем, чем он становится,

оставаясь наедине с собой.

Истинная человеческая сущность выражается

в нём тогда, когда его поступками движет не кто-то,

а его собственная совесть».

В.А.Сухомлинский
Чувство вины делает нас бдительнее,

делает нас лучше.
Совесть – это «благородное чувство воспитанного человека»

(по В.А.Сухомлинскому)

- это «благодетель»

(по Ф.Вольтеру)

- это «когтистый зверь, скребущий сердце»

(по А.С.Пушкину)

- это «верный советник»

(пословица)

- это «внутренний судья, внутренний закон»

Вывод: Одной из жизненных человеческих ценностей является порядочность.

Порядочный человек живёт в согласии со своей совестью.

Совестливый человек приятен в общении и поступках.

Его «внутренний судья» вовремя подсказывает: «можно – нельзя»,

«делай – не делай», «твоё – не твоё», «не обидь», «защити», «спаси»!

Трудно живётся человеку бессовестному. Чаще всего он

превращается в циника и за свои действия или бездействия будет

расплачиваться угрызениями совести.
Я!!-Я! Высшим законом для меня должна являться собственная совесть.

Она – мой верный советник. Я не должен бояться стыда и раскаяния,

должен вовремя признать свою ошибку и извиниться. Я должен чаще

задавать себе простые вопросы:

- прав ли я?

-так ли поступают честные люди?

- а если бы так обошлись со мной?
Тема: Доброта и гуманность (п.11)
На силе добра держится мир.
Доброта – это свойство души человека ,всё положительное, хорошее, полезное. (словарь С.Ожегова)
Добрый человек – это
Гуманный = человечный, Справедливый = честно Владеющий собой =

человеколюбивый оценивающий свои и не стремящийся

чужие поступки с унизить другого

позиций морали и права человека

Признающий свои

собственные недостатки.
Вывод: На свете много добрых людей. К ним тянутся люди, с ними хотят

общаться, к их совету прислушиваются. Добрый человек – это

всегда человек с большой душой, которому можно довериться.

«Хорошая мудрая книга перед сном, подобна лире, пробуждающей

добрые чувства (совет из БЗ №10, 2005г)»
Я!!-Я! Хорошо растить в себе добро и дарить его людям. Добро всегда

возвращается!

Тема: Злобность и жестокость (п.12)
Ни один злой человек не бывает счастлив.


Злой человек – это
Жестокий Мстительный

(Радуется чужим страданиям; (Использует клевету, обман,

Получает удовольствие от ябедничество для причинения

причинения боли физической и другому человеку душевных и

душевной) физических мучений)

Вывод: Не каждый человек может и хочет быть добрым. По принуждению

добрым не становятся. К сожалению, во многих из нас много жесто-

кости. Причиняя другому страдания, человек теряет свою душу и

становится на пут преступлений. Злой человек – человек,

бессердечный, глубоко несчастный и слабый. Злобность – это

отвратительный человеческий порок.
Я!!-Я! Я должен подавлять в себе любое проявление жестокости и злобности

«Пустота души – вот самое страшное зло, которое нельзя допустить»

(В.А.Сухомлинский».


Тема: Национализм и фашизм (п.13)
«Быть человеком – это значит чувствовать, что ты

за всё в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она

как будто существует не по твоей вине. Гордиться

победой, которую одержали товарищи. И знать, что

укладывая камень, помогаешь строить мир».

(Антуан де Сент –Экзюпери)
Национализм – это искажённая психология людей в понимании националь- ных проблем. Искажённость проявляется в том, что человек убеждён в превосходстве и исключительности своего народа над другими нациями.

Фашизм – самый страшный вид национализма, стремящийся установить господство одной нации над всем миром.
Вывод: Умный и культурный человек ценит в людях прежде всего человечность, умение прощать и любить. Уважение к собственной нации не может быть без уважительного отношения к другим нациям и народам. Мы соглашаемся со словами немецкого драматурга Г.Лессинга : «Ни один народ в мире не одарён какой либо способностью преимущественно перед другими».

Я!!-Я! Обидное слово, высокомерие, затаивание в душе зла всегда ведёт к унижениям или уничтожениям. Мне необходимо учиться уважать и ценить добро, независимо от кого оно исходит.

Тема: Для чего нужны реформы (п.14)
«Ошибки дают разум»

Л.Н.Толстой
Реформы – это коренные изменения основ всей жизни общества.

- это преобразование, изменение, переустройство

какой- либо стороны общественной жизни.
Виды реформ: земельная Реформа власти

экономическая образования

правовая здравоохранения

административная торговли

налоговая ЖКХ

денежная конституционная

пенсионная военная
Вывод: Цивилизованное общество, желающее жить по новым правилам

вступает на путь переустройства, путь реформ. Любая разумная

реформа должна быть направлена на благо своего народа.
Я!!-Я! Нужно иметь смелость высказывать свои собственные убеждения.

В общении с людьми я должен соблюдать определенную культуру и

учиться договариваться, искать компромисс (компромисс – соглаше-

ние на основе взаимных уступок).


Тема: Рыночная экономика (п.15)
Начало 90-х гг. в России - начало экономических реформ.
Причины необходимости экономических реформ:

  1. упадок хозяйства;

  2. незаинтересованность труженика в добросовестности и

результатах своего труда.
Экономические реформы в России: реформа цен, реформа собственности (приватизация).
Рыночная реформа ( с 2000г.) : административная реформа (производитель должен быть свободен); налоговая реформа (о справедливых налогах); земельная реформа (свободная купля-продажа сельскохозяйственной земли).
Признаки рыночной экономики:

  1. наименования и количество выпускаемой продукции – самостоятельное решение предприятия;

  2. цены устанавливаются свободно;

  3. нет ограничений в зарплате;

  4. развитие конкуренции.


Вывод: С целью развития разумной экономики в России с 1992 г. по сегодняшний день осуществляется ряд экономических реформ. Для успешного участия в рыночных отношениях необходимо хорошее образование и достойная профессия.
Стало престижным быть образованным человеком.
Я!!-Я! Я смогу сам создать успешное будущее, если сейчас вложу огромные силы в получение хорошего образования. ВЫСОКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ В БУДУЩЕМ ЗАВИСИТ ОТ МОЕГО ТРУДОЛЮБИЯ В НАСТОЯЩЕМ!

Тема: Какая армия нам нужна ? (п.16)
В 2003 году определены главные направления реформы Вооружённых сил.
Причины необходимости военной реформы:

  1. недостаточное финансирование армии;

  2. низкая боеготовность;

  3. нежелание молодых людей идти служить в армию;


Главная идея военной реформы: служба в армии должна стать

профессией, т.е. армия должна стать профессиональной.
Вывод: Одной из важных реформ в России считается военная реформа.

Решение армейских проблем должно устранить такие явления как

«дедовщина», уклонение от воинской обязанности, низкий процент

служащих с воинскими званиями и др..
На сегодняшний день президент России много уделяет внимания перевооружению армии. Производство новой боевой техники (вертолёты-аллигаторы, танки с новой системой наведения, усовершенствованные боевые машины пехоты и противоракетные установки, боевые корабли и т.д.)

перешло на новый уровень. Поэтому необходимо обучать контрактников-профессионалов применять новейшие технологии.
Я!!-Я! Развитие хорошей физической выносливости и общечеловеческих ценностей помогает подготовиться к службе в армии.


Тема : Какой суд нам нужен (п.17)


«Не торопись судить других…»

Римский философ Эпиктет
Несколько лет идёт реформа суда. Суть судебной реформы: суд должен работать так, как требует Конституция РФ. Суд должен руководствоваться принципом равноправия граждан перед законом и судом.
Причины необходимости реформы суда:

  1. несправедливость приговоров;

  2. подкупность суда (коррупция).


Вывод: Демократическое государство нуждается в справедливом суде.

Суд должен опираться только на Конституционные законы.
Я!!-Я! Для того, чтобы вырасти Человеком, я должен развивать в себе силу

воли и умение предвидеть последствия любого своего поступка.

Тема: О жизни и смерти (п.18)

«Главное богатство умного человека –

время, которым он умеет распоряжаться».

Древняя мудрость

«Жизнь прекрасна, когда она полна». (Сенека)

Полна – ценна в том, что есть свобода, любовь, здоровье, семья, достаток, любимая работа…
«Memento mori!» = «Помни о смерти». Значение сего: «Не забывай о том, что смерть неизбежна! Старайся прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». (Н.Островский)
Ценность жизни в осознании самим человеком с какой отдачей, целью её прожить. Из прошлого бери только положительные моменты. Не сосредотачивайся на причинённом когда-то тебе зле. Старайся чтобы в твоём сердце всегда было добро.
Вывод: Жизнь измеряется не столько годами, сколько поступками. Человек,

о котором помнят при жизни и вспоминают добрым словом после

смерти – счастливый человек. Человек, который сотворил много зла

или человек – «небокоптитель» - просто глупец, он ничего не знал о

нормальной жизни!
Я!!Я! Я могу примерять свою жизнь хорошими поступками! Буду стараться

тратить своё время на хорошие дела!
Твёрдая психологическая установка: «Впереди у меня интересная жизнь!»

Тема: Здоровье человека (п.19)

«Моё здоровье – в моих руках».

Пословица
Важные истины:
1.Главное – сила воли!

2.Враг здоровья – избыточный вес.

3. Движение – основа жизни.

4. Закаляйся!

5. Вредные привычки – губительны.

6. Преодолевай лень!

Вывод: Здоровье – одна из величайших человеческих ценностей.

Тот, кто дорожит здоровьем – дорожит жизнью.
Я!!-Я! К своему здоровью необходимо относиться бережно. Я не хочу

укорачивать свою жизнь из-за необдуманности, несерьёзности

и неорганизованности.

Разумный мне совет: (на выбор)

«Преодолевай лень!»

«Постоянно держи себя на контроле!»

«Важна самодисциплина!»


Тема: Токсикомания и наркомания (п.20)
Воздействие на организм ребёнка токсических веществ:


  1. теряется контроль над действиями и поступками;

  2. наступает зависимость;

  3. характерные черты личности: жестокость, злобность, нервозность;

  4. происходит быстрое разрушение и одряхление организма;

  5. возможен трагический исход.



Вывод: Наркомания – дорога в ад! Попробуешь – не остановишься! Никогда

не прикасайся к наркотикам !
Я!!-Я! Я не хочу подвергать своих близких и свой организм страшным страданиям. Я всегда должен вовремя уметь сказать «нет»!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Опорные конспекты составлены таким образом, чтобы помочь ребёнку логически правильно выстроить мысль : опорные тезисы iconМетодическая разработка по предмету «Математика» Раздел «Многогранники»
Опорные конспекты по теме: «Многогранники» составлены в соответствие с тематикой и содержанием, охватывающим требования учебника...
Пояснительная записка. Опорные конспекты составлены таким образом, чтобы помочь ребёнку логически правильно выстроить мысль : опорные тезисы iconПротокол 2 Дата 29. 09. 2012 Председатель: Грамотеева Н. А. Опорные...
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Пояснительная записка. Опорные конспекты составлены таким образом, чтобы помочь ребёнку логически правильно выстроить мысль : опорные тезисы iconОпорные конспекты по начертательной геометрии
Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека
Пояснительная записка. Опорные конспекты составлены таким образом, чтобы помочь ребёнку логически правильно выстроить мысль : опорные тезисы iconСистема работы с одаренными детьми
Помочь в этом может образовательная программа, выстроенная таким образом, чтобы эффективно выявлять и развивать интеллектуально-творческий...
Пояснительная записка. Опорные конспекты составлены таким образом, чтобы помочь ребёнку логически правильно выстроить мысль : опорные тезисы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: Модель глобуса, географическая карта полушарий, опорные карточки для работы микрогрупп, индивидуальные Календари погоды,...
Пояснительная записка. Опорные конспекты составлены таким образом, чтобы помочь ребёнку логически правильно выстроить мысль : опорные тезисы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: дидактический и раздаточный материал, опорные конспекты, сигнальные карточки, икт
Пояснительная записка. Опорные конспекты составлены таким образом, чтобы помочь ребёнку логически правильно выстроить мысль : опорные тезисы iconКак помочь ребенку в учебе?
К тому же, если ребенок видит, что родители искренне заинтересованы в его школьных успехах, он начинает учиться еще старательней,...
Пояснительная записка. Опорные конспекты составлены таким образом, чтобы помочь ребёнку логически правильно выстроить мысль : опорные тезисы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интенсификация учебного процесса на основе схемных и знаковых моделей. Опорные конспекты на уроках русского языка
Пояснительная записка. Опорные конспекты составлены таким образом, чтобы помочь ребёнку логически правильно выстроить мысль : опорные тезисы iconРиторика опорные конспекты лекций для студентов специальности 080501...
Название учреждения образования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №108»
Пояснительная записка. Опорные конспекты составлены таким образом, чтобы помочь ребёнку логически правильно выстроить мысль : опорные тезисы iconКонспект урока Курс: история России
Тсо (ноутбук, мультимедийный проектор), школьный химический эксперимент (ученический), опорные конспекты, тестовые задания по материалам...
Пояснительная записка. Опорные конспекты составлены таким образом, чтобы помочь ребёнку логически правильно выстроить мысль : опорные тезисы iconКонспект урока по теме «Сочинение по серии картинок»
...
Пояснительная записка. Опорные конспекты составлены таким образом, чтобы помочь ребёнку логически правильно выстроить мысль : опорные тезисы iconНациональный проект – производство гениев
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Пояснительная записка. Опорные конспекты составлены таким образом, чтобы помочь ребёнку логически правильно выстроить мысль : опорные тезисы iconУрок в 8 классе по теме «Квадратные уравнения»
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Пояснительная записка. Опорные конспекты составлены таким образом, чтобы помочь ребёнку логически правильно выстроить мысль : опорные тезисы iconРекомендация о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Пояснительная записка. Опорные конспекты составлены таким образом, чтобы помочь ребёнку логически правильно выстроить мысль : опорные тезисы iconАвторская программа внеурочной деятельности «Маленький оратор»
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Пояснительная записка. Опорные конспекты составлены таким образом, чтобы помочь ребёнку логически правильно выстроить мысль : опорные тезисы iconАнтичная эпоха дала миру великих ораторов
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск