Скачать 87.84 Kb.
|
Комбинированный урок по Познанию мира в 4 классе. Тема урока: Градусная сетка глобуса. Цель урока: 1. Дать понятие о градусной сетке глобуса. 2.Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы. 3.Воспитывать любовь и бережное отношение к планете по имени Земля. Оборудование: Модель глобуса, географическая карта полушарий, опорные карточки для работы микрогрупп, индивидуальные Календари погоды, опорные схемы, сигнальные кубики с красной и зелёной гранью, указка, мел. План урока:
Перед уроком учащиеся делятся на 4 м/группы по 4-5 человек, где выбирается ведущий, который корректирует работу м/группы. На столе у каждой группы сигнальный кубик: красная грань сверху означает – «Идёт обсуждение задания», зелёная – «Ответ готов». Ход урока:
1.1.Психологический настрой. Учитель: Даю я вам, ребята, для каждой группы карты. Смотрите, уточняйте в последний раз маршрут. (Учитель раздаёт опорные карточки для м/групп, где отражён ход урока и задания для групповой работы) 1 м/группа 2 м/группа 1. Эмоциональное начало. 1. Эмоциональное начало. Прогноз погоды Прогноз погоды 2. Проверка домашнего задания. 2. Проверка домашнего задания. а) Докажите, что земля шарообразное а) Почему люди не замечают, что тело ? живут на шаре ? б) Что в латинском языке означает б)Сколько на земле океанов ? Какие ? слово «глобус» ? Как обозначена суша Покажите на глобусе и карте. на глобусе и карте ? в) Материки – это… в) Океаны – это… 3. Тема урока «Градусная сетка глобуса» 3. Тема урока «Градусная сетка глобуса. а) Что такое градус ? а) Что такое градус ? б) Работа с книгой с. 119-120 выбрать б) Работа с книгой с.119-120 выбрать главное. главное. в)Вывод: Что такое градусная сетка в) Вывод: Что такое градусная сетка глобуса ? глобуса ? - Чем измеряется расстояние - Чем измеряется расстояние между параллелями и меридианами ? между параллелями и меридианами ?- 4. Закрепление и повторение. 4. Закрепление и повторение. А) Карточки (со семой глобуса). а) Карточки (со схемой глобуса). б) Продолжите песню: «В антарктиде б) Продолжите песню: «Землю… … землю скрыли … льдины … … нити, … параллелей … . … замела пурга … . в) Логическая цепочка. в) Логическая цепочка. Холодильник – южный полюс - «1» - нога – Америка – Луна пустыня – материк – пресная вода г) Космический календарь. г) Космический календарь. -Что бы это значило ? - Что бы это значило ? 5. Итог урока. 5. Итог урока. - Оценки. – Оценки. 3 м/группа 4 м/группа 1. Эмоциональное начало. 1. Эмоциональное начало. Прогноз погоды Прогноз погоды 2. Проверка домашнего задания. 2. Проверка домашнего задания. А) Кто первый доказал, что Земля а) Какой представляли Землю в шарообразное тело ? древности ? б) Сколько на Земле материков ? б)Что такое глобус ? Что обозначено Назовите их. Покажите на глобусе на карте и глобусе голубым цветом ? и карте. В) Материк не населённый людьми – это.. в)Моря – это… 3. Тема урока «Градусная сетка глобуса» 3. Тема урока «Градусная сетка глобуса. а) Что такое градус ? а) Что такое градус ? б) Работа с книгой с. 119-120 выбрать б) Работа с книгой с.119-120 выбрать главное. главное. в) Вывод: Что такое градусная сетка в) Вывод: Что такое градусная сетка глобуса ? глобуса ? - Чем измеряется расстояние - Чем измеряется расстояние между параллелями и меридианами ? между параллелями и меридианами ? 4. Закрепление и повторение. 4. Закрепление и повторение. А)Карточки (со схемой глобуса). а) Карточки (со схемой глобуса). б) Продолжите песню: Где-то … … б) Продолжите песню: «… пёстрый всегда мороз … о земную ось … . глобус не найдёте вы … страны … . в) Логическая цепочка. в) Логическая цепочка. Земля – арбуз – мяч – мыльные А ______В АВ СД Пузыри С ______Д г) Космический календарь. г) Космический календарь. -Что бы это значило ? - Что бы это значило ? 5. Итог урока. 5. Итог урока. - Оценки. – Оценки. Учитель: Умы готовы к старту ? Желаю всем удачи, Работы интересной На 45 минут. 1.2.Работа с «Календарями природы». Учитель: Ребята приготовьте «Календари погоды». Синоптики (постоянное поручение даётся на четверть) ознакомьте нас , пожалуйста с прогнозом погоды на сегодняшний день (Синоптики сообщают температуру воздуха, состояние неба, осадки, направление ветра. Дети отмечают погоду в «Календаре природы».)
Учитель: Посмотрите в карточках, какие вопросы ваша группа должна обсудить и дайте на них обоснованные ответы. (М/группам даётся время на обсуждение. По сигнальным кубикам учитель узнаёт о готовности групп. Учащиеся зачитывают вопросы и отвечают на них, группа имеет право дополнять и уточнять ответы).
Учитель: Ознакомьтесь с темой сегодняшнего урока. (Дети называют тему «Градусная сетка глобуса», учитель записывает тему на доске). Учитель: Посмотрите на эту схему. t0 900 ГЛОБУС Учитель: Обсудите её и постарайтесь ответить на вопрос. Что такое градус ? (При обсуждении дети приходят к выводу, что градус - это единица измерения, с помощью которой можно определить место нахождения любой географической точки. Градусы разделяют параллели и меридианы на глобусе и карте).
Учитель: Перед вами модель Земли – глобус. Я ставлю мел на глобус вращаю модель . Мел прочерчивает круговую линию на глобусе. Точно также вращается с глобусом каждая точка поверхности. Только две точки остаются на месте. Тоже самое происходит и с нашей планетой. Она вращается вокруг своей оси – воображаемой линии. Учитель: Откройте учебники на стр. 119. Вам предстоит найти ответ на вопросы.
В карточке указана та часть текста, которую ваша группа должна изучить. Выделить главное и ознакомить с новым материалом всех учащихся. Я вам даю время на ознакомление с текстом и на обсуждение ответа. (Во время сообщения нового материала дети записывают новые понятия в тетради). 1 м/группа. Нижние и верхние точки воображаемой оси называются полюсами. На земном шаре их два. Это Южный полюс и Северный полюс. При вращении Земли вокруг собственной оси полюсы остаются неподвижными. Полюсы на глобусе и географической карте обозначаются в виде точек. 2 м/группа. Воображаемая линия, проходящая на одинаковом расстоянии от полюсов, называется экватором (в переводе с латинского «уравниватель»). Линия экватора делит земной шар на два полушария – северное и южное. Протяжённость экватора 40000 км. Линии, параллельные экватору, называются параллелями (параллель в переводе с греческого – «рядом идущий»). Они показывают западное и восточное направление. 3 м/ группа. Кроме этого на глобусе есть круговые линии, соединяющие два полюса. Это – меридианы. С латинского языка меридиан переводится «полуденный». Это связано с тем, что полуденная тень соответствует направлению меридиана в данной местности. Меридиан показывает южное и северное направления. 4 м/группа. Через каждую точку на Земле можно проводить многочисленные меридианы. Один из них по международному решению называется начальный или нулевой меридиан. Выбран он условно и проходит через город Гринвич (Англия). Нулевой меридиан делит Землю на западное и восточное полушария. Учитель: Что такое полюс ?
Учитель: Сделайте вывод: что такое градусная сетка глобуса ? Учитель: Параллели и меридианы, проведённые через определённые градусы образуют на поверхности глобуса градусную сетку. Учитель: Сейчас сравните глобус и карту. Что вы заметили ? (Обсуждение ответов)
Учитель: Каждая микрогруппа получает схему глобуса с изображёнными на ней линиями. Обсудите схемы и охарактеризуйте линии на глобусе. (Работа по схемам) 1 группа: С 2 группа: Западное полушарие экватор З В З В Восточное полушарие Меридиан Ю «Меридиан» в переводе «Параллель» в переводе с греческого с латинского языка – «полуденный». «рядом идущий» 3 группа: 4 группа: С латинского языка экватор- Северный полюс «уравниватель» Южный полюс
Учитель: Что обозначает этот знак ? Дети: Это музыкальная пауза. Учитель: У каждой группы есть время отдохнуть и продолжить предложенную вам песню. (после краткой подготовки) Учитель: Пожалуйста, ребята, ваши песни.
Учитель: А сейчас мы повторим пройденный материал. Построите логические цепочки. О чём они вам говорят ? Что общего у этих понятий ? (Обсуждение, ответы) 1 группа: У всех предметов есть параллельные линии. 2 группа: Речь идёт об Антарктиде. 3 группа: Это шарообразные предметы. 4 группа: Первым человеком спустившимся на поверхность луны был американец.
Учитель: О чём говорят эти даты ? 1 м/группа: 2 м/группа: Что это ? Что это ? 24 часа. День – ночь. 3 м/группа: 4 м/группа: Что это ? Что это ?
Учитель: Весь урок перед нами был глобус – уменьшенная модель огромной планеты – Земли. Мелькают на нём города и страны, параллели и меридианы, а на Земле растут растения живут животные и люди, светит солнце и сияют звёзды. Я вам предлагаю вот эту картинку. (нам картинке девочка на лугу собирает цветы, вокруг порхают бабочки). Рассмотрите её внимательно, обсудите. Как вы думаете, «Что бы это значило» ? (Дети высказывают своё мнение по м/группам. Учитель делает вывод о бережном отношении к природе, об ответственности людей за планету).
Учитель: Что нового вы узнали на уроке ?
|