Методические рекомендации к написанию курсовой работы





Скачать 403.27 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к написанию курсовой работы
страница1/3
Дата публикации04.12.2014
Размер403.27 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Е.П. Березкина, О.А. Колмакова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ

для студентов специальности 031001.65 Филология

и направления подготовки 031000.62 Филология бакалавриат

Улан-Удэ

Издательство Бурятского госуниверситета

2009

УДК 001.89 (075.8)

Б 484
Утверждено к печати редакционно-издательским

советом Бурятского государственного университета

Р е ц е н з е н т ы



Т.Ф. Долбеева

канд. пед. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
Н.Д. Хосомоев

канд. филол. наук, профессор

ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств»

Березкина Е.П., Колмакова О.А.

Б 484 Методические рекомендации к написанию курсовой работы: Учебно-методическое пособие [Текст] /Е.П. Березкина, О.А. Колмакова. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2009.- 48 с.
В данном пособии содержатся основные требования и рекомендации по написанию и защите курсовых работ студентов. В издании рассмотрены вопросы технического оформления курсовой работы, приведены требования к оформлению ее структурных частей (титульный лист, оглавление, список использованной литературы) и составных элементов текстовой части (рубрикация текста, оформление ссылок и т.д.).

Пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности 031001.65 «Филология» и направлению подготовки 031000.62 «Филология бакалавриат».

© Березкина Е.П., Колмакова О.А., 2009

© Бурятский госуниверситет, 2009

I. КУРСОВАЯ РАБОТА КАК ВИД УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА
Курсовой проект – один из видов письменной работы, целью которой является создание в учебном процессе атмосферы заинтересованного, творческого, ответственного отношения к овладению знаниями. В вузовской практике письменных работ наиболее часто используются следующие: контрольная работа, конспект, реферат, доклад, курсовая и дипломная работы.

Контрольная работа - это письменная работа, которая нацелена на освоение учебного материала (в этом случае тематика совпадает с учебным планом) или направлена на углубление знаний (тогда темы могут выходить за рамки курса). Как правило, контрольная работа выполняется во временных рамках изучаемого курса, дисциплины, раздела, темы и служит элементом подведения итогов прохождения материала, его усвоения.

Реферат - это разновидность письменной работы, тематика которой выходит за рамки учебника. Цель реферативной работы - самостоятельное освещение студентом какого-либо вопроса (темы, проблемы), в том числе с привлечением не предусмотренных программой материалов, источников, исследований, анализов практики, т. е. с элементом научной работы. Существенно, что реферат - это не только изложение в письменном виде задуманной темы, но и публичное выступление с ним на практическом занятии, студенческой научной конференции.

Не следует уподоблять реферат конспекту: конспект - это краткое компилятивное изложение источника (книги, документа, доклада и т. д.), а реферат предполагает творческое осмысление автором темы. Реферат должен содержать собственные мысли, отношение к теме, выводы, проблемные вопросы, дополнительные примеры и т. д.

Доклад - это сообщение на определенную тему, подготовленное для публичного выступления (на семинаре, конференции, перед населением и т.д.). В отличие от реферата, доклад может не оформляться в письменном виде, а быть представленным в виде тезисов. Если доклад (тезисы) готовятся к опубликованию в печати, то его содержание и оформление мало отличается от реферата.

Курсовая работа - один из важнейших видов учебной и научно-исследовательской работы студента. Написание курсовых работ способствует более глубокому изуче­нию предмета и служит проверкой усвоенных знаний. Курсовой проект – это содержательное, самостоятельное, выполненное под руководством преподавателя кафедры исследование по одной из частных научных проблем, выдвигаемое автором для публичной защиты.

Курсовая работа предполагает разработку конкретной темы с элементами научного анализа и отражает приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы.

Выполнение письменных курсовых работ предусмотрено учебным планом подготовки специалистов и является обязательным для всех студентов. В учебном плане указывается наименование дисциплины, по которой запланировано выполнение курсовой работы, семестр и вид отчетности (зачет, дифференцированный зачет).

Курсовые работы выполняются по окончании изучения дисциплин, определенных учебными планами, и наряду с экзаменами и зачетами являются одним из видов текущей аттестации.
Цель выполнения курсовой работы - овладение начальными навыками исследовательской деятельности.
Задачи:


  • формирование у студента самостоятельного мышления, аналитических навыков;

  • развитие самоорганизации студента: выработка умения планировать и осуществлять задуманную работу, воспитание в себе таких качеств, как усидчивость, терпение, аккуратность;

  • формирование умений обобщать и систематизировать научный текст;

  • развитие навыков литературоведческого анализа художественного произведения;

  • повышение культуры интеллектуального труда;

  • совершенствование личной техники публичного выступления, преодоление психологического барьера «боязни аудитории», освоение основ культуры речи, риторики, полемики.


Специфика исследовательской работы по курсам. Курсовые работы пишутся на I, II, III и IV курсах. Они являются необходимыми этапами, предшествующими написанию и защите выпускной квалификационной работы на V курсе.

Курсовая работа на I-II курсах представляет собой учебный вариант научного сочинения, в котором важна и самостоятельность изложения, и соответствие определенной структуре, и соблюдение необходимых формальных требований. Работа носит пока реферативный характер. Ее цель – освоение студентами методики реферирования, обзора, сопоставления различных научных точек зрения по избранной теме. Объем курсовой не превышает 15-20-ти машинописных страниц. Начиная с первой курсовой работы, студент постепенно овладевает методикой и навыками научной работы, в частности, аккуратным составлением библиографии.

На последующих курсах обучения курсовые работы включают более сложные элементы научно-исследовательской работы: самостоятельный сравнительно-сопоставительный, структурный анализ художественного текста, а также другие методы анализа, необходимые для решения поставленных в курсовой работе задач.

Курсовая работа студента III курса представляет собой самостоятельное изложение материала с элементами исследования или собственное исследование. Как правило, к третьему курсу студент овладевает навыками самостоятельной работы над источниками, умеет их систематизировать, анализировать и обобщать. Примерный объем работы составляет 25-З0 машинописных страниц.

На IV курсе к курсовой работе предъявляются высокие требования. Она должна быть методологичной, демонстрировать освоение значительного массива научной и критической литературы (25-30 наименований) и содержать аргументированные выводы. Объем работы должен составлять 30-40 машинописных страниц.

Итак, курсовая работа является студенческим квалификационным учебно-научным сочинением, включающим самостоятельную разработку избранной проблемы. Курсовая работа обладает всеми чертами научного произведения. В ней четко сформулированы проблема исследования, обоснована ее актуальность, изложена степень изученности вопроса. Исследование выполняется на основе теории и методологии современного литературоведения, содержит научные выводы, имеющие значение для дальнейшего изучения проблемы, и носит целостный и завершенный характер.

Руководство и контроль за ходом написания курсовой работы осуществляет выпускающая кафедра. Для оказания помощи студенту кафедра выделяет научного руководителя.

Подводя итоги, сформулируем конкретные обязанности студента и функции его научного руководителя.
Студент должен:


  • изучить научную и справочную литературу по теме исследования и уметь зафиксировать нужную информацию;

  • свободно овладеть научным аппаратом по изучаемой проблеме;

  • грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современном литературоведении;

  • выполнить фрагмент собственно исследовательской работы по анализу художественного текста;

  • сформулировать и обобщить полученные выводы.

Функции научного руководителя:


  • оказание помощи в выборе и формулировании темы работы, осмыслении ее содержания и разработке структуры;

  • дача рекомендаций по списку необходимой научной, справочной и критической литературы и методике ее изучения;

  • проведение консультаций по содержанию, стилю и оформлению работы;

  • чтение подготовленной к защите работы, указание недостатков и неточностей;

  • присутствие на защите курсовой работы.



II. ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
Общие требования к научной работе могут быть сформулированы следующим образом: новизна, актуальность, достоверность, конкретность поставленных задач, практическая и теоретическая значимость, вытекающая из современного состояния вопроса. Эти требования предъявляются к любой научной работе, но отличаются масштабностью.

К курсовой работе предъявляются следующие требования:


  • актуальность тематики, соответствие ее современному состоянию отечественной и зарубежной науки;

  • высокий научный уровень, выражающийся, с одной стороны в строгости языка науки, оперировании терминами изучаемой учебной дисциплины, с другой – в оптимальном соотношении теоретического и практического материала;

  • применение разнообразных методов: общелогических (анализа, синтеза, индукции и дедукции); общенаучных (системного анализа и моделирования); частнонаучных (сравнительно-сопоставительного, структурно-семантического, историко-функционального и др.);

  • творческий подход к написанию работы: использование оригинальных источников, самостоятельность выводов, конкретность практических рекомендаций и т. п.;

  • грамотное оформление работы: четкость структуры, правильность библиографических ссылок и описания использованных источников и литературы.



III. ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Перечислим основные этапы написания курсовой работы:

1. Выбор темы.

2. Составление плана работы над курсовым проектом.

3. Формирование плана-структуры курсовой работы.

4. Изучение теоретических источников.

5. Анализ художественного материала.

6. Формулировка выводов.

7. Изложение курсовой работы.

8. Оформление работы.
Рассмотрим подробно каждый этап написания курсового проекта.

1. Выбор темы. Тематика курсовых работ разрабатывается кафедрой на основе Государственного образовательного стандарта специальности 031001.65 «Филология» и отвечает основным требованиям современного состояния науки, культуры и образования.

Утвержденный список тем курсовых работ по каждой дисциплине учебного плана представляется к началу учебного года и располагается на информационном стенде.

Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы. Студент может предложить и собственную тему, обосновав целесообразность ее исследования.

Не допускается написание курсовой работы несколькими студентами на одну тему, за исключением случаев, когда по разрешению научного руководителя каждый из студентов рассматривает различные аспекты одной и той же темы, образуя проблемную группу.

При выборе темы необходимо оценить ее актуальность, теоретическую и практическую значимость. Как уже говорилось, при выборе темы, как и выборе объекта и предмета исследования, полная самостоятельность предоставляется студенту. Наиболее частой мотивацией выбора темы становится стремление получить ответ на вопросы, возникшие в процессе изучения дисциплины, а также желание исследовать малоизученную проблему. Вне зависимости от подхода к выбору темы, важно, чтобы она вызывала интерес у студентов. Однако обязательным условием является соответствие темы курсовой работы требованиям государственных образовательных стандартов содержания учебной дисциплины. Если студент затрудняется в выборе темы, он может обратиться за помощью к преподавателю.

Избранная тема курсовой работы после согласования с руководителем утверждается на заседании кафедры. Изменение темы допускается лишь в отдельных случаях по ходатайству самого студента или по инициативе руководителя. Окончательное согласование темы и плана должно быть не позднее двух месяцев до установленного срока сдачи курсовой работы на кафедру.

На младших курсах рекомендуется выбирать конкретные, узкие темы, которые дают возможность глубже вникнуть в проблематику курсовой работы и избежать описательного характера излагаемого материала. Соразмерность научной задачи и личности студента обеспечит интерес к выполняемой работе.
Критерии выбора темы:


  • научный интерес. Некоторые темы могут быть перспективны в плане дальнейшей исследовательской работы (подготовке научных докладов и статей);

  • актуальность темы - степень ее важности для современного этапа развития науки о литературе;

  • перспектива дипломного проекта. Этот критерий актуален для студентов III-IV курсов. В целом, выполнение выпускной квалификационной работы на основе курсовой является наиболее оптимальным вариантом;

  • наличие литературы. До окончательного утверждения темы необходимо выяснить степень обеспеченности данной проблемы научной и критической литературой;

  • сложность вопроса. Написание работы по сложным темам поможет студенту глубже разобраться в наиболее трудных проблемах курса;

  • собственный опыт студента, его личность. Свобода выбора тем курсовых работ позволяет реализовать индивидуальные научные и познавательные интересы студентов;

  • ориентация на профессиональную деятельность.


Формулировка названия курсовой работы должна быть корректной. Перечислим основные требования к названию:


  • лаконичность;

  • отражение рамок исследования (название должно излагать научную проблему курсовой работы);

  • соответствие содержанию работы;

  • название глав и параграфов курсовой работы не должны совпадать с названием самой работы.


            2. Составление плана работы над курсовым проектом. По утвержденным темам руководитель курсовой работы совместно со студентом разрабатывают для него индивидуальные задания. Ниже приводится примерный план работы над курсовым проектом:


  • сентябрь - выбор темы и ее обсуждение с научным руководителем;

  • октябрь - составление плана-структуры курсовой работы, обсуждение предполагаемого списка литературы;

  • ноябрь, декабрь - изучение теоретических источников; формирование структуры работы;

  • январь - обобщение изученного теоретического материала; обсуждение с научным руководителем первой главы;

  • февраль - работа над практической частью курсовой;

  • март - составление введения и заключения; предоставление научному руководителю чернового варианта работы;

  • апрель - предоставление на кафедру чистового варианта курсовой работы;

  • май – защита.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к написанию курсовой работы iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплине...
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы развить у студентов навыки самостоятельной творческой работы, углубленно изучить какую-либо...
Методические рекомендации к написанию курсовой работы iconРекомендации по написанию курсовой работы При подготовке курсовой...
Затем студент приступает к сбору информации. Первоначальное представление о теме и структуре работы можно составить по учебникам,...
Методические рекомендации к написанию курсовой работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Невская, Н. А. Методические рекомендации по написанию по написанию курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория» для студентов...
Методические рекомендации к написанию курсовой работы iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы
Лингвистика; 050100 Педагогическое образование (Иностранный язык); специалистов 035700. 62 – Перевод и переводоведение)
Методические рекомендации к написанию курсовой работы iconКурсовая работа должна иметь следующую структуру
Данные методические указания содержат общие рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы
Методические рекомендации к написанию курсовой работы iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 62 методические...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная
Методические рекомендации к написанию курсовой работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по написанию курсовой работы / Составитель: В. Д. Гордашевская. – Минусинск: кгбоу спо ммт, 2012. – 24...
Методические рекомендации к написанию курсовой работы iconМетодические рекомендации к выполнению курсовой работы для студентов...
Морозова Н. И. Бухгалтерский учет в торговых организациях. Методические рекомендации к выполнению курсовой работы. Спб.: Спбглта,...
Методические рекомендации к написанию курсовой работы iconМетодические рекомендации разработаны на основе нормативных документов...
Изучение литературы очень трудоемкая и ответственная часть подготовки к семинарскому занятию, написанию курсовой работы, эссе, доклада...
Методические рекомендации к написанию курсовой работы iconМетодические указания по подготовке, написанию, оформлению и защите...
Цели и задачи выполнения курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы
Методические рекомендации к написанию курсовой работы iconМетодические рекомендации к выполнению курсовой работы по дисциплине «Информационные технологии»
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам в выполнении курсовой работы по дисциплине «Информационные...
Методические рекомендации к написанию курсовой работы iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию курсовой работы...
Курсовая работа является завершающим этапом освоения дисциплин направления, предусматривается учебным планом и представляет собой...
Методические рекомендации к написанию курсовой работы iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы для студентов...
Рецензент: А. В. Спиридонова, к культурологии, зам директора по умр гоу спо "Читинский педагогический колледж"
Методические рекомендации к написанию курсовой работы iconМетодические рекомендации по их написанию москва-2012 методические...
Подготовка и написание реферата – важная составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы курсантов
Методические рекомендации к написанию курсовой работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой...
Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания...
Методические рекомендации к написанию курсовой работы iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы
Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск