Документ предоставлен КонсультантПлюс
Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года Номер государственной
регистрации
279 эк/сп Вводится
с момента утверждения ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 062100 - УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КВАЛИФИКАЦИЯ - МЕНЕДЖЕР 1. Общая характеристика специальности
062100 - Управление персоналом 1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - менеджер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки менеджера высшей квалификации по специальности 062100 - Управление персоналом при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускники специальности Управление персоналом предназначены для работы в службе управления персоналом государственных и муниципальных органов власти и управления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности в промышленности, торговле, на транспорте, в банковской, страховой, туристической и других сферах, в службах занятости и биржах труда.
Специалист подготовлен к участию в профессиональной организационно-управленческой, экономической, научно-технической, плановой, проектно-экономической, аналитической и научно-исследовательской деятельности в службе управления персоналом.
Основными видами деятельности выпускников в службе управления персоналом являются: организаторская, управленческая, правовая, учетно-документационная, воспитательная, педагогическая, социально-бытовая, психологическая, социологическая.
Для успешного осуществления такой деятельности выпускник должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, учреждения, организации по управлению персоналом; законодательство о труде; основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса; конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг; порядок ценообразования и налогообложения; основы маркетинга; современные концепции управления персоналом; основы трудовой мотивации и системы оценки персонала; формы и методы обучения и повышения квалификации кадров; порядок разработки трудовых договоров (контрактов); методы и организацию менеджмента; основы технологии производства; структуру управления; основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда; этику делового общения; основы организации делопроизводства; методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи; правила и нормы охраны труда.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Менеджер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 062100 - Управление персоналом, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре. 2. Требования к уровню подготовки абитуриента 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности в области искусства и физической культуры высшее учебное заведение имеет право проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности. 3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности
062100 - Управление персоналом 3.1. Основная образовательная программа подготовки менеджера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программ учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки менеджера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки менеджера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки менеджера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки менеджера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. 4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки менеджера
по специальности 062100 - Управление персоналом
Индекс
| Наименование дисциплин и их основные разделы
| Часы
| ГСЭ
| Общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины
| 1800
| ГСЭ.Ф.00
| Федеральный компонент
| 1260
| ГСЭ.Ф.01
| Иностранный язык
Специфика артикуляции звуков, интонации,
акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом
языке; основные особенности полного стиля
произношения, характерные для сферы професси-
ональной коммуникации; чтение транскрипции.
Лексический минимум в объеме 4000 учебных
лексических единиц общего и терминологического
характера. Понятие дифференциации лексики по
сферам применения (бытовая, терминологическая,
общенаучная, официальная и другие). Понятие о
свободных и устойчивых словосочетаниях,
фразеологических единицах. Понятие об основных
способах словообразования. Грамматические
навыки, обеспечивающие коммуникацию без
искажения смысла при письменном и устном общении
общего характера. Основные грамматические
явления, характерные для профессиональной речи.
Понятие об обиходно-литературном, официально-
деловом, научном стилях, стиле художественной
литературы. Основные особенности научного стиля.
Культура и традиции стран изучаемого языка,
правила речевого этикета. Говорение. Диалогиче-
ская и монологическая речь с использованием
наиболее употребительных и относительно простых
лексико-грамматических средств в основных
коммуникативных ситуациях неофициального и
официального общения. Основы публичной речи
(устное сообщение, доклад). Аудирование.
Понимание диалогической и монологической речи в
сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические
тексты и тексты по широкому и узкому профилю
специальности. Письмо. Виды речевых произведе-
ний: аннотация, реферат, тезисы, сообщения,
частное письмо, деловое письмо, биография
| 340
| ГСЭ.Ф.02
| Физическая культура
Физическая культура в общекультурной и профес-
сиональной подготовке специалиста. Ее социально-
биологические основы. Физическая культура и
спорт как социальные феномены общества.
Законодательство Российской Федерации о физи-
ческой культуре и спорте. Физическая культура
личности. Основы здорового образа жизни.
Особенности использования средств физической
культуры для оптимизации работоспособности.
Общая физическая и специальная подготовка в
системе физического воспитания. Спорт.
Индивидуальный выбор видов спорта или систем
физических упражнений. Профессионально-приклад-
ная физическая подготовка. Основы методики
самостоятельных занятий и самоконтроль за
состоянием своего организма
| 408
| ГСЭ.Ф.03
| Отечественная история
Сущность, формы, функции исторического знания.
Методы и источники изучения истории. Понятия и
классификация исторического источника. Отечест-
венная историография в прошлом и настоящем:
общее и особенное. Методология и теория
исторической науки. История России -
неотъемлемая часть всемирной истории. Античное
наследие в эпоху Великого переселения народов.
Проблема этногенеза восточных славян. Основные
этапы становления государственности. Древняя
Русь и кочевники. Византийско-древнерусские
связи. Особенности социального строя Древней
Руси. Этнокультурные и социально-политические
процессы становления русской государственности.
Принятие христианства. Распространение ислама.
Эволюция восточнославянской государственности в
XI - XII вв. Социально-политические изменения в
русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда:
проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые
государства Европы и Азии. Специфика
формирования единого российского государства.
Возвышение Москвы. Формирование сословной
системы организации общества. Реформы Петра I.
Век Екатерины. Предпосылки и особенности
складывания российского абсолютизма. Дискуссии о
генезисе самодержавия. Особенности и основные
этапы экономического развития России. Эволюция
форм собственности на землю. Структура
феодального землевладения. Крепостное право в
России. Мануфактурно-промышленное производство.
Становление индустриального общества в России:
общее и особенное. Общественная мысль и
особенности общественного движения России XIX в.
Реформы и реформаторы в России. Русская культура
XIX века и ее вклад в мировую культуру.
Роль XX столетия в мировой истории.
Глобализация общественных процессов. Проблема
экономического роста и модернизации. Революции и
реформы. Социальная трансформация общества.
Столкновение тенденций интернационализма и
национализма, интеграции и сепаратизма, демо-
кратии и авторитаризма. Россия в начале XX в.
Объективная потребность индустриальной модер-
низации России. Российские реформы в контексте
общемирового развития в начале века. Полити-
ческие партии России: генезис, классификация,
программы, тактика. Россия в условиях мировой
войны и общенационального кризиса. Революция
1917 г. Гражданская война и интервенция, их
результаты и последствия. Российская эмиграция.
Социально-экономическое развитие страны в
20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного
политического режима. Образование СССР. Культур-
ная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране
и его последствия. Социально-экономические
преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной
власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР
накануне и в начальный период второй мировой
войны. Великая Отечественная война. Социально-
экономическое развитие, общественно-политическая
жизнь, культура, внешняя политика СССР в
послевоенные годы. Холодная война. Попытки
осуществления политических и экономических
реформ. НТР и ее влияние на ход общественного
развития. СССР в середине 60 - 80-х гг.:
нарастание кризисных явлений. Советский Союз в
1985 - 1991 гг. Перестройка. Попытка
государственного переворота 1991 г. и ее провал.
Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские
события 1993 г. Становление новой российской
государственности (1993 - 1999 гг.). Россия на
пути радикальной социально-экономической
модернизации. Культура в современной России.
Внешнеполитическая деятельность в условиях
новой геополитической ситуации
|
| ГСЭ.Ф.04
| Культурология
Структура и состав современного культурологиче-
ского знания. Культурология и философия
культуры, социология культуры, культурная
антропология. Культурология и история культуры.
Теоретическая и прикладная культурология. Методы
культурологических исследований. Основные
понятия культурологии: культура, цивилизация,
морфология культуры, функции культуры, субъект
культуры, культурогенез, динамика культуры,
язык и символы культуры, культурные коды,
межкультурные коммуникации, культурные ценности
и нормы, культурные традиции, культурная картина
мира, социальные институты культуры, культурная
самоидентичность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная,
элитарная и массовая культуры. Восточные и
западные типы культур. Специфические и
"серединные" культуры. Локальные культуры.
Место и роль России в мировой культуре.
Тенденции культурной универсализации в мировом
современном процессе. Культура и природа.
Культура и общество. Культура и глобальные
процессы современности. Культура и личность.
Инкультурация и социализация
|
| ГСЭ.Ф.05
| Политология
Объект, предмет и метод политической науки.
Функции политологии. Политическая жизнь и
властные отношения. Роль и место политики в
жизни современных обществ. Социальные функции
политики. История политических учений. Россий-
ская политическая традиция: истоки, социокуль-
турные основания, историческая динамика.
Современные политологические школы. Гражданское
общество, его происхождение и особенности.
Особенности становления гражданского общества
в России. Институциональные аспекты политики.
Политическая власть. Политическая система.
Политические режимы. Политические партии и
электоральные системы. Политические отношения и
процессы. Политические конфликты и способы их
разрешения. Политические технологии. Политиче-
ская модернизация. Политические организации и
движения. Политические элиты. Политическое
лидерство. Социокультурные аспекты политики.
Мировая политика и международные отношения.
Особенности мирового политического процесса.
Национально-государственные интересы России в
новой геополитической ситуации. Методология
познания политической реальности. Парадигмы
политического знания. Экспертное политическое
знание; политическая аналитика и прогностика
|
| ГСЭ.Ф.06
| Правоведение
Государство и право. Их роль в жизни общества.
Норма права и нормативно-правовые акты. Основные
правовые системы современности. Международное
право как особая система права.
Закон и подзаконные акты. Система российского
права. Отрасли права. Правонарушение и юридиче-
ская ответственность. Значение законности и
правопорядка в современном обществе. Правовое
государство. Конституция Российской Федерации -
основной закон государства. Особенности
федеративного устройства России. Система органов
государственной власти в Российской Федерации.
Понятие гражданского правоотношения. Физические
и юридические лица. Право собственности.
Обязательства в гражданском праве и
ответственность за их нарушение. Наследственное
право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права
и обязанности супругов, родителей и детей.
Ответственность по семейному праву. Трудовой
договор (контракт). Трудовая дисциплина и
ответственность за ее нарушение. Административ-
ные правонарушения и административная
ответственность. Понятие преступления. Уголовная
ответственность за совершение преступлений.
Экологическое право. Особенности правового
регулирования будущей профессиональной
деятельности. Правовые основы защиты государст-
венной тайны. Законодательные нормативно-
правовые акты в области защиты информации и
государственной тайны
|
| ГСЭ.Ф.07
| Психология и педагогика
Психология: предмет, объект и методы психоло-
гии. Место психологии в системе наук. История
развития психологического знания и основные
направления в психологии. Индивид, личность,
субъект, индивидуальность. Психика и организм.
Психика, поведение и деятельность. Основные
функции психики. Развитие психики в процессе
онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика.
Структура психики. Соотношение сознания и
бессознательного. Основные психические процессы.
Структура сознания. Познавательные процессы.
Ощущение. Восприятие. Представление.
Воображение. Мышление и интеллект. Творчество.
Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и
чувства. Психическая регуляция поведения и
деятельности. Общение и речь. Психология личнос-
ти. Межличностные отношения. Психология малых
групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет и задачи, функции и
методы педагогики. Основные категории
педагогики: образование, воспитание, обучение,
педагогическая деятельность, педагогическое
взаимодействие, педагогическая технология,
педагогическая задача. Образование как
общечеловеческая ценность. Образование как
социокультурный феномен и педагогический
процесс. Образовательная система России. Цели,
содержание, структура непрерывного образования.
Педагогический процесс. Образовательная,
воспитательная и развивающая функции обучения.
Воспитание в педагогическом процессе. Урок,
лекция, семинарские, практические и лабораторные
занятия, диспут, конференция, ситуационные
занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факульта-
тивные занятия, консультация. Методы, приемы,
средства организации и управления педагогическим
процессом. Семья как субъект педагогического
взаимодействия и социокультурная среда
воспитания и развития личности. Управление
образовательными системами
|
| ГСЭ.Ф.08
| Социология
Предыстория и социально-философские предпосылки
социологии как науки. Социологический проект
О. Конта. Классические социологические теории.
Современные социологические теории. Русская
социологическая мысль. Социальные группы и
общности. Виды общностей. Общность и личность.
Малые группы и коллективы. Социальная
организация. Социальные движения. Социальное
неравенство, стратификация и социальная
мобильность. Понятие социального статуса.
Социальное взаимодействие и социальные
отношения. Общественное мнение как институт
гражданского общества. Культура как фактор
социальных изменений. Взаимодействие экономики,
социальных отношений и культуры. Личность как
социальный тип. Социальный контроль и девиация.
Личность как деятельный субъект. Социальные
изменения. Социальные революции и реформы.
Концепция социального прогресса. Формирование
мировой системы. Место России в мировом
сообществе. Методы социологического исследования
|
| |