«эпидемиология, вэ»





Название«эпидемиология, вэ»
страница1/11
Дата публикации06.12.2014
Размер1.54 Mb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Право > Самостоятельная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-осетинская государственная медицинская академия» министерства здравоохраненияи социального развития российской федерации (гБоу впо согма минздравсоцразвития России)

«УТВЕРЖДАЮ»

1-й проректор – проректор по УВР

ГБОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития России

профессор ___________________ З.Т. Астахова

« _______» ___________________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ВЭ»

для студентов, обучающихся по специальности

060103 Педиатрия

Факультет - педиатрический

Кафедра – гигиены медико-профилактического факультета с эпидемиологией
Курс – 5,6

Семестр – 10,11

Всего часов – 108

Аудиторных - 72

в том числе:

лекций - 20

лабораторно-практических занятий - 52

Самостоятельная работа студентов - 36

Контролирующие мероприятия – зачет в 10 семестре

2011 г.
Рабочая программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программы Министерства образования и науки РФ по дисциплине эпидемиология 060103 ПЕДИТРИЯ, Москва ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2006

Рабочую программу составил: Царикаева М.С.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

«_____» мая 2011 года, протокол № __11___

Заведующая кафедрой, д.м.н. Ф. У. Козырева


  1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Целью обучения студентов по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия на кафедре гигиены МПФ с эпидемиологией и курсом ФПДО является:

- подготовка выпускников, владеющих основами эпидемиологической диагностики для выявления причин, условий и механизмов формирования инфекционной и неинфекционной заболеваемости детского населения, обоснования, организации и проведения системы профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на улучшение здоровья детей, снижение инфекционной и соматической заболеваемости в пределах функциональных обязанностей, возложенных на педиатрическую службу.

Специалист должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

профилактическая деятельность:

осуществление мероприятий по формированию здоровья детей и подростков;

проведение профилактики заболеваний среди детей и подростков;

формирование у детей, подростков и их родителей мотивации к сохранению и укреплению здоровья;

проведение профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний;

осуществление диспансерного наблюдения за детьми и подростками;

проведение санитарно-просветительной работы среди детей, подростков, их родителей и медицинского персонала с целью формирования здорового образа жизни;

проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайной ситуации и оказание медицинской помощи населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;

формирование у детей, подростков и членов их семей позитивного медицинского поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья;

формирование у детей, подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья подрастающего поколения;

обучение детей, подростков и членов их семей основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболеваний и укреплению здоровья;

организационно-управленческая деятельность:

организация труда медицинского персонала в медицинских организациях педиатрического профиля, определение функциональных обязанностей и оптимального алгоритма их осуществления;

организация мероприятий по охране труда и технике безопасности, профилактика профессиональных заболеваний, контроль соблюдения и обеспечение экологической безопасности;

ведение учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организациях педиатрического профиля;

ведение деловой переписки (служебные записки, докладные, письма);

научно-исследовательская деятельность:

анализ научной литературы и официальных статистических обзоров;

подготовка рефератов по современным научным проблемам;

участие в проведении статистического анализа и подготовка доклада по выполненному исследованию.


  1. Требования к уровню освоения дисциплины

Студент должен знать и уметь использовать:

- эпидемиологический подход к изучению патологии детского населения;

- предмет, метод и цель эпидемиологии как общемедицинской науки;

- типы эпидемиологических исследований;

- основы клинической эпидемиологии (доказательной медицины);

- основы учения об эпидемическом процессе;

- частную эпидемиологию актуальных инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных болезней;

- основы эпидемиологического надзора за болезнями функции педиатрической службы в его реализации;

- основы профилактики инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний; противоэпидемические средства и мероприятия.
Студент должен уметь:

- проводить оперативный и ретроспективный анализ заболеваемости, младенческой и детской смертности для выявления причин и условий, определяющих эти явления;

- проводить комплекс необходимых профилактических и первичных противоэпидемических мероприятий, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций и катастроф;

- организовать и поддерживать систему противоэпидемического режима в стационарах различного профиля, детских и подростковых учреждениях;

- организовать иммунопрофилактику инфекций на педиатрическом участке, оценить ее эпидемиологическую и иммунологическую эффективность.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

- философия;

- биология;

- микробиология, вирусология, иммунология;

- общественное здоровье и здравоохранение;

- гигиены и экология;

- инфекционные болезни;

- детские инфекционные болезни;

- детские болезни;

- дисциплины клинического профиля.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Раздел включает следующую таблицу:

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестры

10

11

Общая трудоемкость дисциплины


108

83

25

Аудиторные занятия


72

56

16

Лекции


20

16

4

Лабораторно-практические занятия











Практические (семинарские) занятия


52

40

12

Самостоятельная работа студентов


36

27

9

Курсовой проект (работа)











Реферат











Контрольные работы











Учебная практика











Вид итогового контроля (зачет, экзамен)





зачет






  1. Содержание дисциплины

4.1.Теоретический курс (лекции)

темы

Тема лекции

Содержание лекции

Кол-во часов

1.


Эпидемиологический подход к изучению болезней человека. Эпидемиологические исследования. Организационные и правовые основы противоэпидемической деятельности. Эпидемиологический надзор.

Краткий исторический очерк развития эпидемиологии и эволюция взглядов на причинность в эпидемиологии.

Этимологический смысл понятий "эпидемия", "эпидемиология". Первые материалистические концепции о происхождении эпидемий: конститу­ционально-миазматическая (Гиппократ) и контагиозная (Аристотель). Развитие этих концепций в трудах Фракасторо, Сайденгема, Самойловича. Ис­пользование методов математической статистики в эпидемиологических ис­следованиях. Работы Дж. Сноу.

Эпидемиологический метод исследования как совокупность приемов и способов для изучения заболеваемости и ее последствий (определение причин, условий и механизмов формирования заболеваемости).

Определение понятия "эпидемиологическая диагностика". Аналогии и различия клинической и эпидемиологической диагностики.

Определение понятий: эпидемиологический анализ, эпидемиологичес­кие исследования. Типы эпидемиологических исследований.

Правовые аспекты профилактической и противоэпидемической работы.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Права и обязанности граждан и медицинских работников в решении задач санитарно-эпидемиологического благополучия и сохранения здоровья населения.

Этические и правовые аспекты деятельности по борьбе и профилактике инфекционных и паразитарных болезней.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, его определение и содержание.


2



2.

Общие вопросы и организация иммунопрофилактики

Иммунологические основы вакцинации. Восприимчивость к инфекционным болезням, факторы, влияющие на интенсивность инфекционного процесса. Классификация типов и форм иммунитета. Сравнительная характеристика активного и пассивного иммунитета. Иммунологические особен­ности ребенка. Оценка состояния иммунитета с использованием кожных иммунологических и аллергических проб, серологические методы исследо­вания, цели и задачи серологического надзора, методические подходы к ор­ганизации и проведению исследований.

Сущность и цели иммунопрофилактики инфекционных болезней. Место иммунопрофилактики в системе профилактических и противоэпидемических мероприятий, ее значение при разных группах инфекционных заболеваний. История иммунопрофилактики. Работы Э. Дженнера, Л. Пастера, И.И. Мечникова, Н.Ф. Гамалеи, А.А. Смородинцева, М.П. Чумакова и др. Успехи и новые технологии в производстве медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП), перспективные препараты. Расширенная Программа Иммунизации и другие международные программы иммунизации.

Правовые и нормативные основы иммунопрофилактики. Федеральный Закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". Национальный календарь профилактических прививок и календарь прививок по эпидемиологическим показаниям (приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 г. №51н.). Федеральные санитарно-эпидемиологические правила.

Классификация МИБП. Способы получения, характеристика, отличительные особенности, достоинства и недостатки, иммунологическая эффек­тивность живых, инактивированных, химических, генно-инженерных (рекомбинантных), комбинированных вакцин, анатоксинов, сывороток, имму­ноглобулинов.


2

3.

Дезинфекционное дело

Понятие об убиквитарности микрофлоры во внешней среде. Устойчивость возбудителей инфекционных заболеваний на объектах внешней среды. Микрофлора организма человека и внешней среды. Микрофлора ЛПУ.

Определение понятия "дезинфекция". Значение и место дезинфекции в системе профилактических и противоэпидемических мероприятий. Виды дезинфекции: профилактическая, очаговая (текущая, заключительная). Методы дезинфекции: механический, физический, химический, биологичес­кий. Химические средства дезинфекции. Требования, предъявляемые к хи­мическим дезинфектантам. Факторы, определяющие эффективность дезин­фекции химическими средствами. Классификация химических дезинфицирующих средств. Физико-химические свойства, стабильность при хранении препаратов и их рабочих растворов, механизмы действия, антимикробная активность, токсикологическая характеристика, достоинства и недостатки.

Классификация химических дезинфицирующих средств. Физико-химические свойства, стабильность при хранении препаратов и их рабочих растворов, механизмы действия, антимикробная активность, токсикологическая характеристика, достоинства и недостатки.

1. Галоидсодержащие вещества.

I. Хлорсодержащие:

А. Неорганические:

– препараты, содержащие гипохлорит кальция;

– препараты, содержащие гипохлорит натрия;

– препараты, содержащие гипохлорит лития;

Б. Органические:

– хлорамины и их производные: хлорамин Б, хлорина и др.;

– хлорпроизводные изоциануровой кислоты: деохлор, жаве­лион, пресепт, калиевая соль ДХЦК (дихлор-1, хлордезин, хлорцин-К), натриевая соль ДХЦК (хлорцин-Н, аквасепт, неоаквасепт, акватабс, клорсепт, изосан), ТХЦК, ДП-2;

– хлорпроизводные гидантоина: сульфохлорантин, дихлор­антин.

II. Бромсодержащие: аквабор, дибромантин, бромистый метил, бро­мосепт.

III. Йодсодержащие: йод, йодонат, йодопирон, йодовидон.

2. Кислородсодержащие вещества.

I. Перекись водорода: пергидроль, ПВК, перамин, ПФК-1, пер­оксимед, виркон, перформ, дисмозон, секусепт-пульвер.

II. Производные надуксусной кислоты: дезоксон-1, дезоксон-4.

III. Надмуравьиная кислота и ее производные: С-4 (первомур).

IV. Перманганат калия.

3. Поверхностно-активные вещества (ПАВ): катионные (ЧАС – четвер­тичные аммониевые соединения) и амфотерные (амфолитные): аламинол, амфолан, велтолен, катамин АБ, микробак, септодор, септабик.

4. Гуанидины: демос, катасепт, лизетол, лизоформин, пливасепт, полисепт, фогуцид, хлоргексидина биглюконат (гибитан).

5. Альдегидсодержащие вещества: альдезан, альдесол, аэродезин, бианол, гигасепт, глутарал, глутаровый альдегид, дезоформ, деконекс-50ФФ, дюльбак растворимый, инцидур, колдспор, корзолин, лизоформин-3000, МД-520, мельзепт, микроцид, недишер септо 200, сай­декс, секусепт форте, септодор-форте, хелипур.

6. Спирты: атмостерил, бациллол плюс, гротанат, ИД-220, инцидур-спрей, спирт этиловый синтетический ректификованный, ФД-322.

7. Фенолсодержащие: амоцид, 1-хлор--нафтол.

8. Оксиды: оксид этилена.

9. Соли тяжелых металлов, кислоты, щелочи и др.


2

4.

Эпидемиология и профилактика антропонозов с фекально-оральным и аэрозольным механизмом передачи

Кишечные антропонозы

Общая характеристика группы. Фекально-оральный механизм передачи. Стадии. Факторы передачи (первичные, промежуточные и конечные, основные и второстепенные). Пути передачи. Особенности проявления и дифференциально-диагностические признаки эпидемий пищевого, водно­го и бытового происхождения. Устойчивость возбудителей во внешней сре­де. Сроки заразительности источников инфекции. Общая характеристика проявлений эпидемического процесса. Конкретные элементы социальной и природной среды, влияющие на механизм развития и проявления эпидемического процесса. Основные направления профилактики.

Инфекции дыхательных путей (аэрозольные антропонозы)

Общая характеристика группы. Стадии механизма передачи. Капельная, ядрышковая, пылевая фазы аэрозоля. Эпидемиологические особенности инфекций, определяемые общим механизмом передачи. Классификация аэрозольных антропонозов.

Степень устойчивости возбудителей. Особенности взаимодействия возбудителя с организмом хозяина. Формирование стойкого иммунитета при большинстве аэрозольных антропонозов. Особенности проявления эпидемического процесса. Роль социальных условий. Основные направления профилактики. Иммунопрофилактика как главное направление борьбы с аэрозольными антропонозами.


2

5.

Эпидемиология и профилактика зоонозных и сапронозных инфекций. Эпидемиология и профилактика важнейших гельминтозов

Зоонозные и сапронозные инфекции

Общая характеристика групп. Эпидемиологическая классификация на основе экологической близости возбудителей. Зоонозы домашних и синантропных животных, зоонозы диких животных (природно-очаговые заболевания). Определение понятия "природная очаговость" инфекций. Клас­сификация природно-очаговых инфекций. Разделение природно-очаговых зоонозов на трансмиссивные (облигатно-трансмиссивные, факультативно-трансмиссивные) и нетрансмиссивные. Механизмы, пути и факторы передачи возбудителей от животного человеку. Понятия: резервуар, хозяин, пе­реносчик. Значение специфических и неспецифических переносчиков при трансмиссивных зоонозах. Понятия: специфическая и неспецифическая инокуляция; специфическая и неспецифическая контаминация. Организация эпидемиологического и эпизоотологического надзора. Сапронозы – определение понятия. Классификация. Изучение отдельных нозологичес­ких форм.

Гельминтозы и протозойные заболевания

Гельминтозы и протозоозы детского возраста. Энтеробиоз, аскаридоз, лямблиоз. Общая характеристика заболеваний. Характеристика возбудителей. Механизм передачи инвазии. Пути заражения детей. Распространение гельминтозов и лямблиоза у детей.


2

6.

Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций

Основные понятия госпитальной эпидемиологии. Определение понятия "внутрибольничные инфекции" (ВБИ). Термины-синонимы. Современная эпидемиологическая ситуация. Факторы, определяющие социальное значение ВБИ. Причины роста.

Классификация госпитальных инфекций (традиционные и гнойно-сеп­тические (ГСИ)). Международная классификация. Классификация по типу стационара, в котором присоединилась госпитальная инфекция. Понятие об экзогенных ВБИ.

Различия эпидемического процесса традиционных и гнойно-септичес­ких ВБИ. Специфичность условий развития эпидемического процесса в гос­питальной среде. Проявления эпидемического процесса ГСИ. Причины и условия, определяющие проявления эпидемического процесса. Понятие о спорадической, групповой и вспышечной заболеваемости. Эпидемичес­кий процесс при различных традиционных ВБИ: источники, факторы и пу­ти заражения при острых кишечных, воздушно-капельных инфекциях, вирусных гепатитах и ВИЧ-инфекции.

Этиологическая структура ВБИ. Современные тенденции ее изменений. Особенности этиологической структуры ВБИ в различных стационарах. Эпидемиологическая характеристика наиболее значимых групп микро­организмов (грамположительные, грамотрицательные и неферментирующие бактерии, вирусы, грибы). Определения понятия "госпитальный штамм".


2

7.

Теоретические и методологические основы военной эпидемиологии

Определение и задачи военной эпидемиологии, ее становление и развитие.

Пути заноса инфекции в войска и факторы, влияющие на развитие и проявление эпидемического процесса в военное время.

Особенности этиологической структуры инфекционной заболеваемости в военное время.

2


8

Содержание и организация противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях и в военное время

Мероприятия, проводимые по противоэпидемической защите личного состава. Особенности выявления, изоляции и эвакуации инфекционных больных.

Мероприятия по предупреждению заноса инфекции с пополнением.

Медицинский контроль за организацией питания, водоснабжения и размещением военнослужащих в военное время, банно-прачечным обслуживанием.

Санитарная обработка: показания, технические средства, организация работы. Табельные средства и техника войскового звена медицинской службы для проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

Общая организация прививок и технические средства для ее реализации в части

2

9.

Биологические средства. Основы противобактериологической (противобиологической) защиты личного состава войск и этапов медицинской эвакуации.

Понятие о биологическом оружии и его поражающих свойствах.

Способы, тактика и средства применения биологического оружия.

Содержание оперативно-тактических и специальных мероприятий в системе биологической защиты войск, проводимых до применения, при угрозе применения противником биологического оружия и при ликвидации последствий биологического нападения.

Биологическая разведка и индикация биологических средств.

Содержание и организация мероприятий при обсервации и карантине. Частичная и полная специальная обработка в очагах биологического заражения.

Особенности организации работы медицинской роты, омедб, военного полевого инфекционного госпиталя ((ВПИГ) и ВПИГ особо опасных инфекций (ВПИГ ООИ) в условиях применения противником биологического оружия.

Экстренная и специфическая профилактика в очагах биологического заражения.


2

10.

Перевод этапов медицинской эвакуации на строгий режим противоэпидемических мероприятий.

Лечебно-эвакуационное обеспечение инфекционных больных. Медицинская сортировка инфекционных больных. Противоэпидемические мероприятия в чрезвычайных ситуациях.

Общие цели и содержание противоэпидемических мероприятий на этапах медицинской эвакуации.


2

Итого

20
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«эпидемиология, вэ» iconРабочая программа цикла последипломного обучения врачей по специальности «эпидемиология»
Рабочая учебная программа цикла оу «Эпидемиология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образователного стандарта...
«эпидемиология, вэ» iconТест: "Эпидемиология". Задание №1 Эпидемиология изучает болезни на...

«эпидемиология, вэ» iconЭпидемиология, военная эпидемиология
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
«эпидемиология, вэ» iconЭпидемиология и вакцинопрофилактика эпидемического паротита
Группа №
«эпидемиология, вэ» icon«эпидемиология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«эпидемиология, вэ» iconВопросы по инфекционным болезням
Вирусный гепатит А. Этиология, эпидемиология, патогенез, клиническая классификация
«эпидемиология, вэ» iconОбзор: Эпидемиология, патогенез и принципы антибактериальной терапии...

«эпидемиология, вэ» iconВопросы к зачету
Нагноительная трихофития волосистой части головы: этиология, эпидемиология, клиника, диагностика
«эпидемиология, вэ» iconЛекция. Кариес зубов. Этиология, патогенез, эпидемиология
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«эпидемиология, вэ» iconПрограмма общего сертификационного усовершенствования (оу-288 час.) «Эпидемиология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«эпидемиология, вэ» iconРабочая программа по дисциплине дс. Ф. 06 Инфекционные болезни, эпидемиология по специальности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«эпидемиология, вэ» iconПрограмма специальной дисциплины «Эпидемиология»
Вуза, сотрудника научно-исследовательского учреждения (института, лаборатории) медицинского профиля, врача-исследователя
«эпидемиология, вэ» iconЭпидемиология парентеральных вирусных
Министерство здравоохранения республики армения национальный институт здравоохранения
«эпидемиология, вэ» iconЭпидемиология
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
«эпидемиология, вэ» iconРабочая программа по курсу «Экологическая эпидемиология»
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
«эпидемиология, вэ» iconЭкзаменационные билеты по инфекционным болезням для студентов 5 курса...
Сыпной тиф этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение и профилактика


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск