Скачать 167.87 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРАВОСЛАВНЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ КУРСЫ» УТВЕРЖДАЮ Директор НОУ «Православные богословские курсы» ______________________Е.В.Пасечная 3 сентября 2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО» Трудоемкость дисциплины 2,0 ЗЕ
Кемерово, 2012 Рабочая программа составлена на основании Церковного образовательного стандарта по подготовке катехизаторов Рабочую программу составил иерей Александр Гусаков Рабочая программа обсуждена на заседании учебно-методического совета 31 августа 2012 г., протокол № 1 В рабочей программе унифицировано содержание учебного материала очно-заочной формы обучения. 1. Цели освоения дисциплины «Церковное искусство» В соответствии с Церковным образовательным стандартом целями освоения дисциплины «Церковное искусство» является получение слушателями знаний о становлении и развитии церковной архитектуры, живописи, прикладного искусства, церковного пения. Задачами курса «Церковное искусство» являются: – формирование представления о неразрывной связи церковного искусства со Священным Писанием и Священным Преданием; – знакомство с иконописью, монументальной живописью, архитектурой, декоративно-прикладным искусством, церковным пением и гимнографией Древней Церкви, Византии, Средневекового Запада, Святой Руси; – рассмотрение каждого из видов церковных искусств в их историческом развитии. 2. Место дисциплины «Церковное искусство» в структуре учебного процесса православных богословских курсов Дисциплина изучается на втором курсе в первом и втором семестрах. Церковное искусство играет важнейшую роль в жизни Церкви Христовой, оно неотделимо от Церкви, потому что являет человеку отпечаток Божественной благодати. Предметом изучения Церковного искусства является Божественная красота. Все виды христианского искусства – архитектура, иконопись, монументальная живопись, прикладное и ювелирное искусство – дают в видимых образах и символах представление о духовном мире. В Церковном искусстве следует различать два аспекта – внутренний и внешний. Первый раскрывает духовно – догматическую сторону церковной жизни, второй – внешнюю сторону, выражающуюся в архитектуре, иконописи, предметах богослужебного обихода и т.д. Необходимо указать на существенные отличия светского искусства от церковного. Светское искусство претендует на раскрытие внешней красоты, опираясь при этом на соответствующие технические идеи и средства. Христианское искусство двусоставно: оно имеет внутреннюю духовно-догматическую основу и внешнюю выразительную форму. Оно связано непосредственно с умным деланием, с духовным подвигом, с иным глубинным пониманием мира. Искусство в церковной истории прошло длительный путь, берущий своё начало в апостольском веке, и продолжает развиваться в Церкви по сей день. Церковное искусство христоцентрично, здесь истина – Личность, Христос, оно делает Истину зримой. Поэтому изучение названного предмета находится в теснейшей связи с такими дисциплинами как: – «Священное Писание Нового Завета»; – «Священное Писание Ветхого Завета»; – «Догматического богословие»; – «Литургика»; – «Общецерковная история»; – «История Русской Православной Церкви». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Церковное искусство» Освоение дисциплины направлено на формирование способности: компетенции в области церковного образа жизни: – сознательно участвовать в церковных Таинствах и обрядах (К-1); – соблюдать церковную традицию в общении, образе жизни, быте (К-2); – преломлять духовные знания в личный духовный опыт (К-3). компетенций в области православного вероучения: – использовать знание Священного Писания, основных разделов православного вероучения и церковной истории в духовно-просветительской деятельности (К-6); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: – особенности церковного искусства, ее видов и жанров в архитектуре и иконописи; – особенности, сущность, основные школы и исторические закономерности развития каждого из видов церковных искусств, а именно: иконописи, монументальной живописи, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, церковного пения и гимнографии; – характерные черты церковного искусства, присущие Древней Церкви, Византии, Средневековому Западу и России. Уметь: – отличать знаменитые и особо почитаемые иконы и фрески Русской Православной Церкви; – сравнивать содержание, искусство оформления и значение в православной культуре России древнерусских книг; – различать певческие жанры русской духовной музыки; – выделять русские церковные архитектурные школы, – передать (изложить) знания для разных целевых аудиторий, отдельной личности в доступной форме; – аргументировано и убедительно отвечать на вопросы по заданной тематике; Владеть: – церковной традицией в богослужебной жизни, личной молитве, общении, образе жизни, быте. 3.1. Матрица соотнесения тем учебной дисциплины и формируемых компетенций
4. Структура и содержание дисциплины «Церковное искусство» 4.1. Лекционные занятия
4.2. Семинарские занятия
4.3.Практические занятия (занятия в храме)
4.3. Самостоятельная работа слушателя, выполняемая вне аудиторных занятий 4.3.1. Выполнение зачётной работы в виде реферата – 10 часов (0,28 ЗЕ). Рекомендуемые темы рефератов: – Особенности Византийской мозаики. – Храм Софии в Константинополе – первая купольная базилика. – Формирование пятирядного иконостаса на Руси. – Основные иконографические типы в изображении Спасителя. – Основные иконографические типы в изображении Богородицы. – Что такое «мерная» икона? – Феофан Грек и новгородская школа иконописи. – Андрей Рублёв, Дионисий и московская школа иконописи. – Симон Ушаков – глава московской школы иконописи XVII века. – Строгановская школа иконописи. – Трагическая судьба древнерусской иконописи. – Особенности церковной стенописи в Кузбассе. – Значение знаменного распева в православном богослужении. – История появления в России партесного пения. – О возрождении старинных распевов в XXI веке. – Возрождённые центры древнерусской иконописи в России. 4.3.2. Подготовка и сдача экзамена – 20 часов (0,56 ЗЕ). 4.4. Распределение трудоемкости изучения дисциплины по видам учебной аудиторной и самостоятельной работы слушателя (трудоемкость освоения дисциплины – 2,0 ЗЕ)
5. Образовательные технологии В соответствии с требованиями Церковного стандарта по подготовке катехизаторов для достижения главной цели по готовности выпускника к овладению отмеченными в разделе 3 компетенциями при изучении религиоведения предполагается проведение не менее 20 % учебных занятий в сочетании с внеаудиторной работой в следующих активных и интерактивных формах:
* Примечание: при наличии технической возможности Остальные учебные занятия и внеаудиторная работа слушателя осуществляются в традиционной форме: преподаватель читает лекции и проводит семинарские занятия. 6. Оценочные средства для контроля успеваемости и аттестации Промежуточная аттестация проводится по итогам посещаемости слушателями занятий и выступлений на семинарах. Экзамен проводится по итогам третьего и четвёртого семестров. Форма проведения экзамена – письменно-устная. Ко второму экзамену допускаются слушатели, успешно сдавшие зачётную работу (реферат). Предполагаемый объем реферата – 5 – 8 компьютерных страниц (14-й кегль, полтора интервала между строками). Оценка знаний слушателя производится по совокупности на основании сданного (зачитанного) реферата (зачётной работы) и знаний, обнаруженных слушателем на экзамене. Критерии оценивания экзаменационного ответа
Во всех остальных случаях ставится оценка «неудовлетворительно». 6.1 Перечень экзаменационных вопросов 3 семестр 1.Церковное искусство как предмет, его особенности и значение. 2.Места собраний первых христиан 3. Икона - историческое происхождение и догматическое обоснование. 4. Древние символические, исторические, аллегорические изображения. 5. Общая историческая характеристика существования Христианской Церкви в Византийском государстве в период с IV по V века. 6. Церковная архитектура IV – V вв. 7. Изобразительное искусство IV – V вв. 8. Искусство книги IV – V вв. 9. VI век в истории Византийского государства. Положение Церкви. 10. Церковная архитектура VI в. 11. Изобразительное искусство VI в. 12. Искусство книги VI в. 13. VII – VIII века в истории Византийского государства. Иконоборческий период в Истории Церкви. 14. Церковная архитектура VII – VIII вв. 15. Изобразительное искусство VII – VIII вв. 16. Искусство книги VII – VIII вв. 17. IX – XI вв. в истории Византийской империи. Македонская династия (867 – 1057 гг.). 18. Церковная архитектура IX – первой половины XI вв. 19. Изобразительное искусство IX – первой половины XI вв. 20. Искусство книги IX – первой половины XI вв. 21. XI – XII вв. в истории Византийской империи. Династия Комнинов и Ангелов (1057-1204). 22. Церковная архитектура XI – XII вв. 23. Изобразительное искусство XI – XII вв. 24. Искусство книги XI – XII вв. 25. XIII – XV вв. в истории Византийской империи. Династия Палеологов.(1261-1453). 26. Церковная архитектура XIII – XV вв. 27. Изобразительное искусство XIII – XV вв. 28. Искусство книги XIII – XV вв. 29. Церковное искусство средневекового Запада. Церковная архитектура. Романский и готический стили. 30. Изобразительное искусство средневекового Запада. 4 семестр 1. Общая историческая характеристика территориального и политического положения Руси в X – XI вв. Распространение христианства. 2. Каменное храмостроительство Киевской Руси в XI в. 3. Изобразительное искусство Киевской Руси XI в. 4. Искусство книги в XI в. 5. Особенности церковного искусства периода дробления единого Киевского государства в XII – первой половине XIII века. 6. Каменное храмостроительство XII – XIII вв. 7. Изобразительное искусство XII – XIII вв. 8. Искусство книги, прикладное искусство в XII – XIII вв. 9. Особенности церковного искусства Средневековой Руси во второй половине XIII – начале XIV вв. 10. Каменное храмостроительство XIII – начала XIV вв. 11. Изобразительное искусство XIII – начала XIV вв. 12. Искусство книги, прикладное искусство XIII – начала XIV вв. 13. Особенности церковного искусства времени возвышения Москвы и объединения русских земель (вторая половина XIV – начало XV в.) Расцвет русской святости. 14. Каменное храмостроительство XIV – начала XV вв. 15. Изобразительное искусство XIV – начала XV вв. (Феофан Грек, Андрей Рублев). 16. Техника иконы, язык иконы. 17. Классический иконостас (развитие алтарной преграды). 18. Искусство книги, прикладное искусство XIV – начала XV вв. 19. Церковное искусство периода образования единого Российского Государства (вторая половина XV – начало XVI вв.) 20. Каменное храмостроительство XV – начала XVI вв. 21. Изобразительное искусство XV – начала XVI вв. (Дионисий). 22. Искусство книги, прикладное искусство XV начала XVI вв. 23. Особенности церковного искусства XVI – XVII вв. 24. Каменное храмостроительство XVI – XVII вв. 25. Изобразительное искусство XVI – XVII вв. (Соборы). 26. Искусство книги, прикладное искусство XVI – XVII вв. 27. Церковное искусство в Синодальный период. 28. Каменное храмостроительство XVIII в. 29. Изобразительное искусство XVIII в. 30. Прикладное искусство XVIII в. 31. Церковное искусство XIX – начала XX вв. 32. Каменное храмостроительство XIX – начала XX вв. 33. Изобразительное искусство XIX – начала XX вв. 34. Прикладное искусство XIX – начала XX вв. 35. Особенности церковного искусства в новейший период (1917 – 2000 гг.) 36. Деревянная церковная архитектура. 37. Церковное пение. 7.0. Учебно-методическое и информационное обеспечение 7.1. Основная литература 1. Стародубцев О.В. Русское церковное искусство X-XX веков – М.: Изд-во Сретенского Монастыря, 2007. 7.2. Дополнительная литература
|
Рабочая программа по дисциплине российская культура и искусство для... ... | Рабочая программа общенаучной дисциплины по дисциплине «История русского... Рабочая программа общенаучной дисциплины по дисциплине «История русского танцевального искусства» основной образовательной программы... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство» 8 «А», «Б», «В», «Г» классы Рабочая программа «Искусство» 8 класс разработана на основе программы «Искусство. 8-9 классы» Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е.... | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Регионоведение»... «Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки», «Музыкальное искусство эстрады»,... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 «А», «Б», «В», «Г» классы Рабочая программа «Изобразительное искусство» 6 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный... | Использование информационных технологий в исследовании деятельности... Реферат на тему: «Использование информационных технологий в исследовании деятельности комиссии “Вера и церковное устройство” в период... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому... О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество.... | Рабочая программа курса «Искусство» Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение»,... | ||
Рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» В основе программы обучения изобразительное искусство в 8 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство... | Рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство... | ||
Рабочая программа курса «Искусство» базовый уровень Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение»,... | Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса полностью составлена на основе авторской программы... | ||
Рабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов «Искусству», на основе концепции авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство 8-9 классы», авторы... | Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской«Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение»,... |