ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Оренбургский институт (филиал)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б3.В.ОД
Римское право Кафедра истории государства и права
Направление подготовки: 030900.62 «Юриспруденция» Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очно-заочная
Оренбург 2013
Содержание 1 Цели и задачи дисциплины……………………………………………………….4
2 Место дисциплины в учебном процессе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….4
3 Организационно-методические данные дисциплины . . . . . . .. . . . . . ……. . . 5
4 Содержание дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …5
4.1 Выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы» по дисциплине ………..5
4.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий . . . . . . . . . . . . . . . …….7
5 Тематический план изучения дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……11
5.1 Практические занятия . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . ... . .. . . . . . . . .11
5.2 Подготовка и написание рефератов……… …………………………………11
5.3 Темы рефератов……. ………………………………………………………..13
6 Учебно-методическое обеспечение дисциплины . . . . .. .. . . . . . . . . . . . . . …...13
6.1 Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . . . . . . . . . . . . ……13
6.1.1 Основная литература . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….13
6.1.2 Дополнительная литература . . . . . .. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……14
6.1.3 Периодическая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….14
6.1.4 Нормативный материал . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . …15
6.2.1 Контрольные вопросы и тесты для самопроверки. . . .. . . . . . . . . . …………...15
Контрольные вопросы для самопроверки. . . ………………………... ……..…15
6.2.1.2 Контрольные тесты для самопроверки………………………………………….17
6.3 Критерии оценки знаний, умений и навыков. .. . … .. . . . . . . . . . …………47
7 Методические рекомендации по отдельным видам занятий. ……………48
7.1. Методические рекомендации студентам по организации изучения
дисциплины ………………………………………………………………………48
7.2. Методические рекомендации преподавателям по методике проведения основных видов учебных занятий………………………………………………………49
1 Цели и задачи курса Основная цель курса для студентов: сформировать общие знания институтов римского частного права, показать особое значение римского права в процессе формирования нашего Российского законодательства, обратить внимание студентов на рецепцию римского права в странах западной Европы.
Предметом регулирования римского права являются вопросы раскрывающие правовое положение субъектов в имущественных отношениях; брачно-семейных отношениях; отношениях, связанных с собственностью и другими правами на вещи; наследственные отношения; вопросы защиты частных прав.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
- о месте и роли римского права в системе современной юридической науке;
- об исторических этапах становления римского права;
- о принципах, на которых базируется римское право;
- об участниках гражданско-правовых отношений, о содержании правоспособности и дееспособности;
- о нормативно-правовой базе.
знать:
- сферу правового регулирования;
- объект и предмет курса;
- систему римского права;
- источники римского права;
- виды субъектов имущественных и обязательственных прав;
- виды имущественных прав;
- основания возникновения обязательства.
2 Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин федерального компонента ОПД.
Изучение данной дисциплины базируется на следующей дисциплине:
- Всеобщей истории государства и права..
Вместе с тем курс «Римское право» наиболее тесно взаимодействует со следующими дисциплинами:
- административное право;
- гражданское право;
- банковское право;
- уголовное право;
- международное частное право.
2.1 Компетенция обучающегося, формируемая в результате освоения учебной дисциплины.
Бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);
владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом.
Бакалавр должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в нормотворческой деятельности:
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
3. Организационно методические данные дисциплины
Форма представления организационно-методических данных дисциплины «Римское право» приведена в таблице 2. Таблица 1
Виды работ | Трудоёмкость, ч |
| 2 семестр
| Общая трудоёмкость | 72
| Аудиторная работа
| 36
| Лекции (Л)
| 6
| Практические занятия
| 12
| Самостоятельная работа
| 10
| Контрольный рубеж
| 5
| Самоподготовка (Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала, материалов учебников и учебных пособий, подготовка к семинарам, рубежному контролю и т.д.)
| 10
| Вид итогового контроля
| Зачет
| |