Российское влияние и президентские выборы в Украине 2010 г. 1





Скачать 255.22 Kb.
НазваниеРоссийское влияние и президентские выборы в Украине 2010 г. 1
страница1/3
Дата публикации23.12.2014
Размер255.22 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3



Р оссия долго запрягает…



Виктор Мироненко


РОССИЯ ДОЛГО ЗАПРЯГАЕТ…

(Российское влияние и президентские выборы в Украине 2010 г. 1)
В Украине – новая власть. Два тура президентских выборов в январе – феврале этого года принесли поражение теперь уже бывшему президенту В. Ющенко. Подобная ситуация случилась во второй раз в новейшей украинской истории. Без “революций”. В результате рутинной политико-правовой процедуры. Из всех стран СНГ это стало возможным только в Украине. О “чистоте” выборов, как водится, спорят. Но все признают, что качество электоральных процедур растёт в Украине от выборов к выборам. Она приобретает ценный политический опыт и в этом отношении лидирует на постсоветском пространстве.

Среди критиков украинской модели политической модернизации избрание Виктора Януковича вызвало оживление. Российские сторонники жёсткой линии в отношении Украины говорят о том, что это и есть тот результат, который они обещали. Начались разговоры о том, что долгожданная “победа” над “оранжевой чумой” достигнута, и с уходом В. Ющенко все проблемы будут решены. Борис Грызлов так прямо в Киеве и сказал: “свершилось то, что должно было быть раньше”2. Возможно, не он один считает происшедшее в Украине победой российской политики влияния. Однако, окинув взглядом поле российско-украинского ристалища, трудно удержаться от пиррова восклицания: “Ещё одна такая победа, и..!” “Упущенная выгода” за время, названное украинским политологом В. Карасёвым “пятилеткой позитивного неразвития”1, вряд ли поддаётся подсчёту. Она огромна для обеих сторон. Украина, как экономически более слабая сторона, пострадала больше. “Страна, – отмечает один из ведущих финансовых украинских экспертов Виктор Пизненик, – балансирует на грани возможного, во всех системах она – как натянутая струна. В какой-то момент может порваться...” 2. Но больше всего жаль потерянного времени.

Москва, Вашингтон и Брюссель так или иначе обозначали свой интерес к украинским выборам. Европейский парламент 25 февраля 2010 года обсудил и принял специальную резолюцию в этой связи. Хиллари Клинтон засобиралась в Киев. Кремль и Охотный Ряд отмолчались. Украина, конечно, не находится в самом центре российской, американской или европейской политики, но события в ней, как мы уже знаем, способны оказывать сильное стимулирующее или, наоборот, угнетающее воздействие и на Россию, и на российско-американские отношения, и на европейский процесс во всех его измерениях. Украина в нём и после этих выборов – большой вопросительный знак. Такой же неопределённостью пока отмечены и её отношения с Россией. В эйфории или, наоборот, в отчаянии от результатов выборов в Украине легко не заметить и пропустить открывшееся окно возможностей.

Сегодня с уверенностью можно говорить лишь о том, что нас ожидает новый поворот украинской политики. Насколько крутым он будет? Что сулит Украине и России? Какие опасности таит в себе, и какие возможности открывает? Окончательный ответ на эти вопросы даст только время. Но кое-какие предположения можно высказать уже сейчас.

Смена курса или смена галса?
Говорят, что статистика знает всё. Посмотрим и в нашем случае на статистику, определившую исход волеизъявления людей. За лидера Партии регионов Виктора Януковича отдали свои голоса 12 481268 человек или 48,95% принявших участие в голосовании3. В абсолютных цифрах это не намного больше того, что он получил 26 декабря 2004 года – 12 808839 голосов. Но в процентах он добавил почти 4% (44,22% в 2004 г.)4, что и вывело его на первое место в президентской гонке. Произошло это прежде всего за счёт большей плотности населения в проголосовавших за него регионах страны, некоторого снижения явки (69,15% 5) и увеличения числа тех избирателей, кто не поддержал ни одного из кандидатов. В 2004 году в решающем голосовании их было чуть более 620 тысяч, в 2010 году – на полмиллиона больше (1 114 051 человек или 4,36%). За премьер-министра Украины Юлию Тимошенко голосовали 11 593340 человек (45,4%). В 2004 году Виктор Ющенко получил 15 054 353 голосов избирателей1. Явка на этих выборах была несколько ниже, чем в 2004 году. Всего в голосовании приняло участие 25 493529 человек2.

Ю. Тимошенко поражения не признала, но действовала исключительно в правовом поле. 16 февраля 2004 года она подала иск в Высший административный суд Украины с требованием отменить протокол Центральной избирательной комиссии от 15 февраля 2004 года 3. Но спустя два дня демонстративно его отозвала. Шансов выиграть это процесс у Ю. Тимошенко практически не было. И дело не только в несовершенстве украинского правосудия. Поддержать её в суде согласился только один международный наблюдатель от ОБСЕ. У остальных, а их было более четырехсот, нареканий на организацию выборов почти не было.

Не успел ещё ЦИК объявить результаты своей работы, как предполагаемый победитель стал получать поздравления от мировых лидеров. В первых рядах оказались Барак Обама, Гордон Браун, Николя Саркози, Ангела Меркель, Жозе-Мануэль Баррозу, Андерс Фог Расмуссен. Западные демократии явно демонстрировали, что продолжение игры важнее промежуточного результата. Их послания были обращены не столько к победителю, сколько к побеждённой. Смысл этого обращения сформулировал с присущей ему прямотой бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер: “Юлия Тимошенко поступила бы полностью в духе ценностей Оранжевой революции, если бы признала своё поражение на свободных и честных выборах и организовала сильную демократическую оппозицию новому Президенту”4. Что она фактически и сделала.

Президент и премьер-министр России на этот раз поздравили избранного президента Украины одними из последних, после оглашения официальных результатов 15 февраля 2010 года. Чем это было вызвано – то ли воспоминаниями о конфузе с преждевременными поздравлениями в 2004 году, то ли тем, что неблагодарную роль “принуждения к миру” снова взяли на себя другие, то ли желанием соблюсти дистанцию по отношению к Украине – сказать трудно.

Относительно спокойную реакцию в США и Европейском Союзе объяснить легче. У них закончились “пряники”. В силу целого ряда объективных обстоятельств (мировой финансовый кризис, сложности европейского процесса, российский фактор и др.) Запад оказался не готовым вознаградить Украину ясной перспективой вступления в Европейский Союз. Сделай он это, результаты выборов, конечно, были бы другими. Как остроумно заметил один из украинских политиков С. Гавриш, “всем необходима пауза для глобальной перезагрузки”1. Возможно, это правильно по отношению к Западу. А в российско-украинских отношениях пауза становится тягостной.

В России за пропагандистской шумихой вокруг “оранжевой Украины” трудно вспомнить хотя бы один серьёзный аналитический документ, посвящённый ей, на высоком политическом уровне. Если же заглянуть в упоминавшуюся уже резолюцию Европарламента от 26 февраля 2010 года “О ситуации в Украине”2, первое, что бросается в глаза, – это длинный перечень политических документов высшего уровня, посвящённых двусторонним отношениям по линии ЕС – Украина. Запад ещё раз продемонстрировал, что он лучше знает Украину, внимательно следит за событиями в ней и готов к любому развитию событий. Разочарованные в “украинском чуде” западные интеллектуалы упрекали своих политиков в скупости на реальные политические стимулы. Те же, будучи людьми практичными, действовали на редкость прагматично. Они критиковали В. Ющенко, но чутко прислушивались к нему. В. Ющенко дал ясно понять, что он считает победу своего соперника на прошлых выборах меньшим злом3.

Не гадая об истинных мотивах политического поведения В. Ющенко и тем более о дальнейшем развитии событий (вполне может оказаться, что, выведя вопреки её воле Ю. Тимошенко в оппозицию в чрезвычайно сложных для страны экономических условиях, В. Ющенко оказал ей и Украине ещё одну большую услугу), отметим лишь, что, поддержи он Ю. Тимошенко на этих выборах, они завершились бы уже в первом туре.

Первая реакция Запада говорит, на наш взгляд, как минимум о трёх важных обстоятельствах. Там считают, что процессы, берущие начало в 2004 году, приобрели уже достаточную массу и динамику, и новый президент Украины, кто бы им ни был, остановить их уже не может. Запад не готов открыть двери ЕС для Украины, что означало бы взять на себя не только бремя вывода её экономики из глубокого экономического кризиса, но и оплачивать издержки её противостояния с Россией, одновременно ставя под угрозу свои отношения с ней. И, наконец, В. Ющенко остаётся пока что единственным украинским политиком, которому Запад, судя по всему, полностью доверяет и к мнению которого прислушивается. И в этой связи не следует торопиться ставить точку в его политической карьере.

В том, что касается России, она задумалась. Её лидеры и правящая партия – “Единая Россия” чем-то напоминают сейчас азартного игрока, ставящего всё время на один и тот же номер. Наконец любимый номер выпал, но выигрыш не окупает потерь и непонятно, что делать дальше. Объективно, в Украине сейчас “ветер с Востока довлеет над ветром с Запада”. Но удастся ли новому капитану убедить команду сменить курс и, главное, ждут ли украинский корабль у российских берегов – вот в чём вопрос.

У российской элиты, да и у российского общества развилась устойчивая аллергия на “великие потрясения”. В Украине же этого не ощущается. Каждые выборы в ней проходят в азартной борьбе, становясь катарсисом длящейся вот уже почти двадцать лет политической драмы. Так было в 1994 году, чуть в меньшей мере – в 1998-м и, конечно, – в 2004 году. Не стали исключением и выборы 2010 года. Украинская политическая жизнь совершила очередной поворот. Не такой крутой и шумный, как в 2004 году, но не менее значимый и, скорее всего, далеко не последний. Что этот поворот означает – смену курса или смену галса?

За двадцать без малого лет маятник российско-украинских отношений совершил несколько полных циклов колебаний, амплитуда которых постоянно увеличивалась. От совместной борьбы против союзного центра в 1989–1991 годах – до споров вокруг “советского наследства” при Л. Кравчуке. От явно завышенных ожиданий после победы в 1994 году Л. Кучмы – до разочарования в нём. От нового сближения, начавшегося в 2001 году и достигшего своей наивысшей точки летом 2004 года, – до замораживания политических контактов на высшем уровне в годы президентства В. Ющенко. Теперь он двинулся в обратном направлении. Как далеко и как надолго? По-видимому, пришло время отвлечься от задумчивого созерцания этих колебаний и понять, что, как говорится в английской пословице, “тот, кто слишком долго ждёт прилива, может опоздать на корабль”. А также понять наконец, что российско-украинские отношения, как и любые другие, имеют две стороны, не могут быть улицей с односторонним движением или тем более без движения вообще, как это было в последние годы.

Влияние или взаимовлияние?
Взаимные влияния России и Украины в процессе модернизации – а именно так и только так, на наш взгляд, должна быть сформулирована проблема, о которой идёт речь, – являются и историческими, и актуально-политическими. Вокруг неё идёт научная дискуссия – полезная, но, увы, малопродуктивная. Участникам дискуссии не удаётся найти точки концептуальных соприкосновений происходящих в обеих странах реконструкций национальных историй и выработки национальных концепций модернизации.

Ещё хуже то, что, расходясь, они создают пространство для большого числа теоретических построений, недостаточно продуманных. Принимавшиеся на этом ненадёжном теоретическом основании политические “решения”, ничего по существу не решали, а лишь вносили дополнительное напряжение в российско-украинские отношения.

Россия стремится влиять на Украину. В самом этом факте нет ничего предосудительного, ничего такого, чего следовало бы стесняться или опасаться. Это признавал и В. Ющенко. “Россия – говорил он, – влияла, влияет и будет продолжать влиять на политику в регионе. Это фактор, с которым необходимо считаться”1. Вопрос не в этом, а в целях и качестве российского влияния, в степени сопряжённости целей развития и взаимных влияний. В том, как это влияние понимается каждой из сторон. В российской элите пока что преобладает понимание его как одностороннего и доминирующего, а в украинской – как агрессивного, угрожающего молодой национальной государственности Украины. С обеих сторон взаимные влияния понимаются как условие, а не как следствие благополучия и привлекательности демонстрируемого страной образа жизни. Перефразируя известное высказывание А. Горчакова, можно сказать, что российские и украинские политики сердятся там, где следовало бы сосредоточиться и подумать.

В. Ющенко говорил: “Я хотел бы, чтобы россияне не воспринимали действия украинской стороны как антироссийские... Время забыть об амбициях метрополии и образ колонии, их место – в истории... Нам нужно строить совершенно новые отношения – равноправные и прагматичные”1. Казалось бы, всё сказано правильно, но В. Ющенко здесь ставит знак равенства между влиянием России и её якобы неискоренимыми имперскими амбициями. Это, конечно, не так. Не следует создавать из стремления России влиять на своих соседей жупел, а из порой неуклюжих действий её политиков и возникающих из-за этого опасений – оружие.

Но лукавят и российские политики, объявляя “антироссийским” чуть ли не каждый “чих” украинцев, вызванный желанием самим решать свои проблемы и жить по-европейски, а не по-русски. Они искренне сокрушаются, вслед за автором исторического документа XVII века – “Описания пути от Львова до Москвы”, цитируемого С. Соловьёвым, что: “Черкасы (украинцы. – В.М.) и мало не все европейские народы взяли себе в голову, что жить под преславным царством Русским хуже турецкого мучительства и египетской работы”2. Похоже. Но справедливо ли обвинять в этом только “черкас” – украинцев? Насильно мил не будешь.

Опасения возникают чаще всего из-за недомолвок. России следовало бы прямо сказать, что она всегда хотела, хочет и будет хотеть влиять на Украину. Но при этом объяснить, зачем ей это нужно. И уж если речь о влиянии, а не о подчинении, не давить всей своей массой, не навязывать себя, а позаботиться о своей привлекательности. Известное и часто цитируемое высказывание Бисмарка о том, что Россия медленно запрягает, но быстро едет, для одних – надежда, а для других – повод для беспокойства. Авторов опубликованного в начале февраля 2010 года доклада Института современного развития “Россия XXI века: образ желаемого завтра” можно отнести к первым. А украинцев – ко вторым. В их отношении к России странным образом переплелись и уважение, и опасение.

Постсоветские российская и украинская элиты “выпрягались” из СССР дружно, а вот запрягают вразнобой, ворча и переругиваясь. Украина – спешит запрячь поскорее и ехать, даже не договорившись толком между собой, куда именно. Россия медлит, раздумывает, выжидает. Но, возможно, украинцы потому и торопятся, что знают: уж если Россия поедет, то не разбирая пути и сломя голову.

Это смутное чувство, живущее где-то в глубине украинской души, сумел ухватить и точно выразить Н. Гоголь: “Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета... Русь, куда же несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”1.

Украинцам в силу особенностей их национального характера и объективных условий жизни одинаково трудно приспособиться и к русскому медленному “запряганию”, и к русской быстрой езде. Это вызывает взаимное раздражение. За финнами, например, русские это право признали, а за украинцами нет. Можно по разному относиться к украинцам и финам, но трудно не согласиться, что первые послужили становлению российской державы куда больше вторых. События пяти последних лет в Украине и в России, их трудная политическая коэволюция хорошо иллюстрируют и особенности национального характера, и объективные условия современной жизни русских и украинцев. И если мы хотим сопряжения усилий, нужно хорошо понимать и то, и другое.

Отличия и даже противопоставление российского и украинского посттоталитарного транзита видят многие, но мало кто обращает внимание на то, что сами эти отличия при ближайшем их рассмотрении предстают лишь обратной стороной сходства, взаимосвязи и взаимозависимости. Так, например, выборы-2004, “оранжевая революция” существенно скорректировали не только внешнюю, но и внутреннюю политику и В. Путина, и Д. Медведева. Даже если допустить, что Украина была не столько причиной этого, сколько поводом, взаимосвязь очевидна. Ещё сильнее проявляется она в формировании и реализации внешнеполитических стратегий обоих государств и концепций их национальной безопасности. И тут мы можем наблюдать странное явление: предпринимаемые в последние годы в этой области действия с обеих сторон почти всегда вели к результатам, не совпадающим с целями, заявляемыми в их обоснование. Так, давление со стороны Москвы на Киев с целью изменить его евро-атлантические политические ориентации вели к усилению беспокоящих российское руководство тенденций. И, наоборот, демонстративное дистанцирование официального Киева от России и их длительной общей истории, имевшее целью, скорее всего, предстать жертвой “русского коммунизма” и ускорить её сближение с ЕС и НАТО, лишь замедляло первое и остановило второе.

Нельзя всё многообразие, глубину и сложность российско-украинских отношений сводить к стремлению России восстановить сферу своего влияния и сопротивлению этому Украины. Эта концепция основывается на ложных посылках. И самая спорная из них та, что российскому влиянию в Украине отводится роль главного элемента геополитической конструкции, к которой Россия якобы обречена всегда стремиться в силу своей политической традиции и географического положения. А из этого делается вывод, что Украина является рычагом, с помощью которого можно сдвинуть Россию с авторитарно-имперской политической траектории.

“Если Украина по-настоящему станет демократической и по-настоящему европейской, – пишет З. Бжезинский, – тогда и России придётся стать такой”1. Простота этой мысли, охотно и многократно цитируемой, увлекла многих, в том числе и в Украине. Из поля зрения при этом совершенно выпало то немаловажное обстоятельство, что Украина в таком случае утрачивает свою политическую субъектность, становясь лишь средством воздействия на Российскую Федерацию. Совершенно не принимается в расчёт разница в массе, с учётом которой эта концепция оборачивается для Украины “заманчивым” предложением повторить подвиг барона Мюнхгаузена – вытащить себя из болота за волосы вместе с лошадью.

Может ли Украина сама стать лидером модернизации на постсоветском пространстве? В политической области, как уже отмечалось выше, она сделала на это внушительную заявку. Комментируя результаты проведения первого тура президентских выборов в Украине министр европейской интеграции Германии Вернер Хойєр сказал, что “репутация Украины за рубежом как лидера демократии в регионе только усилится, если эти стандарты будут выдержаны и во втором туре”2. А Ю. Тимошенко предложила строить отношения: “в первый раз за всю историю независимой Украины – с позиций силы, с позиций соблюдения национальных приоритетов и национальной идеи и с позиции равного среди равных”3.

Все это, наверное, льстит самолюбию украинских политиков, но состояние экономики Украины, более других пострадавшей от мирового финансового кризиса, делает её индивидуальное лидерство на постсоветском пространстве, мягко говоря, проблематичным. Вообще, глядя на Украину и Россию, легко заметить, что каждая из этих стран обладает чем-то, чего недостаёт другой: Россия – пространством и ресурсным потенциалом экономического роста, Украина – людскими ресурсами и некоторым опытом политической либерализации.

Изменения, которые будут сейчас происходить в отношениях двух стран, дают возможность посмотреть на проблему российского влияния в Украине с точки зрения их взаимодействия, той роли, которую они могли бы сыграть в запуске новых механизмов экономической интеграции на постсоветском пространстве. Тем более что это их традиционная роль. Россия и Украина были локомотивом и промышленной революции конца XIX века, социалистической индустриализации в первой половине и весомых научно-технологических прорывов во второй половине ХХ века. Что же этому мешает?

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российское влияние и президентские выборы в Украине 2010 г. 1 iconВо сколько обойдется Украине энергоэффективное жилье?
Германии — в 2010 году она составляла 0,55 тонн условного топлива (т у т) на $1000 ввп. В государственном агентстве по энергоэффективности...
Российское влияние и президентские выборы в Украине 2010 г. 1 iconПоложение о проведении краевого этапа Всероссийских спортивных соревнований...
«Президентские состязания», утвержденным приказом Минобрнауки России и Минспорттуризма России от 27 сентября 2010 г. №996/1009, и...
Российское влияние и президентские выборы в Украине 2010 г. 1 iconВлияние компьютерных игр на здоровье человека
О проведении регионального этапа всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»
Российское влияние и президентские выборы в Украине 2010 г. 1 iconЛитература Конституция РФ 1993г. М., 2003г
В конце 2004 начале 2005 года в нашей области пройдут выборы глав муниципальных образований, а затем и выборы депутатов представительных...
Российское влияние и президентские выборы в Украине 2010 г. 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организация спортивно-оздоровительных соревнований учащихся: «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игр»
Российское влияние и президентские выборы в Украине 2010 г. 1 icon3. Законодательная база инновационной деятельности в Украине
Интеллектуальная собственность в Украине: законодательная база, проблемы, пути реализации
Российское влияние и президентские выборы в Украине 2010 г. 1 iconФинансово-экономический кризис на Украине и антикризисная программа
Финансово-экономический кризис на Украине – один из самых глубоких как на фоне стран снг, так и государств Центральной и Восточной...
Российское влияние и президентские выборы в Украине 2010 г. 1 iconКонкурсная работа на тему: «феномен электронных денег: необходимость...
Целью данной работы является исследование феномена электронных денег, анализ мирового опыта и украинской практики использования электронных...
Российское влияние и президентские выборы в Украине 2010 г. 1 iconПлан работы Совета старшеклассников
Начало работы Совета Старшеклассников (выборы председателя, выборы в творческие группы)
Российское влияние и президентские выборы в Украине 2010 г. 1 icon● edu "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных...
Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные...
Российское влияние и президентские выборы в Украине 2010 г. 1 iconПриказ №966/1009 "Об утверждении Порядка проведения Всероссийских...
О проведении регионального этапа всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»
Российское влияние и президентские выборы в Украине 2010 г. 1 iconИнформация о работе кружка «Истоки» за 2013год. Актуальность
В настоящее время российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен,...
Российское влияние и президентские выборы в Украине 2010 г. 1 iconРоссийское кино
Защита состоится 20 декабря 2010 года в 11 часов на заседании Диссертационного совета д 210. 024. 01 по присуждению ученой степени...
Российское влияние и президентские выборы в Украине 2010 г. 1 iconПриказ от 30 августа 2010 г. N 889 о внесении изменений в федеральный...
Провести в ноябре декабре 2012 года школьный этап Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»
Российское влияние и президентские выборы в Украине 2010 г. 1 iconПрограмма дисциплины «Российское предпринимательское право» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Российское влияние и президентские выборы в Украине 2010 г. 1 iconПрограмма дисциплины «Российское предпринимательское право» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск