Пояснительная записка.
Сегодня, когда происходят активные перемены в жизни общества, преобразуются прежние навыки, формы поведения, отношения к миру и людям, мы становимся свидетелями того, как нарастает недоверие к способности общества и отдельного человека оградить свою жизнь и строить отношения на разумной, справедливой и демократической основе. В настоящее время, когда многие ценности потеряли свой смысл, все больше распространяется правовой нигилизм, уход в себя, враждебность в отношениях между людьми. Но как ни парадоксально, с трудом возникающее новое общество требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость к окружающим людям, требует защиты своих собственных прав и уважения прав других. Таким образом, сегодняшнее условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности и личного развития.
Дети являются самой незащищенной частью общества. Школа призвана защищать ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны. Предлагаемый курс направлен на:
Осознание учащимися необходимости изучения прав как одного из средств адаптации в условиях развития рыночного общества;
Развитие умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы.
Формирование собственных норм и ценностей;
Установление конструктивных отношений с окружающими.
Цель: воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к
жизни в условиях новой России.
Задачи:
формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;
развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;
формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав личности.
Учебно-тематический план
№ темы
| Название темы
| Кол-во часов
| Формы работы
| Формы контроля
| Дата проведения
|
|
|
|
|
| План
| Факт
| 1
| Человек среди людей
| 1
| Урок-лекция с элементами беседы. «Мозговой штурм».
| Моделирование игровых ситуаций. Мини-сочинение «Кто я? Какой я?» или «Каково общение, таковы и поступки»
|
|
| 2
| Гражданин и государство
| 1
| Проектная работа
| Защита проектной работы
|
|
| 3
| Право и мораль: «Лучше молчать, нежели лгать»
| 1
| Дискуссия по вопросам: 1 . «Лгут только одни негодяи» (Ф. М. Достоевский)
2. Богатеют только те, кто ворует. Эссе: «Чтобы не нарушать моральные нормы и законы, я должен...»
| Тестовое задание. Составить схему «Источники права». Подобрать пословицы.
Эссе: «Чтобы не нарушать моральные нормы и законы, я должен
|
|
| 4
| Я и семья
| 2
| Комбиниро-ванный урок. «Круглый стол». Встреча социальным педагогом.
Инсценирова-ние, работа в группах.
| Моделирование и решение проблемных ситуаций
|
|
| 5
| Мои права и обязанности в школе
| 2
| Практическая работа. Проблемное задание. Работа в группах. Проектная работа «Новая школа»
| Работа с документами
Защита проектной работы
|
|
| 6.
| Подросток и право на труд
| 1
| Практическая работа
| Составление трудового договора
|
|
| 7.
| Я - предприниматель
| 1
| Деловая игра «Удачная сделка»
| Доклады, рефераты. Вопрос: «Какого человека можно назвать предприимчи-вым?»
|
|
| 8
| Молодежь и правонарушения
| 2
| Пресс-конференция. Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних
| Работа с документами.
Решение правовых задач. Сообщения
|
|
| 9.
| Как не стать жертвой преступления
| 2
| Лекция с элементами беседы. Работа в группах
| Подготовить вопросы для социологического опроса. Решение проблемных задач
|
|
| 10
| Я выбираю жизнь. Наркотики и закон.
| 2
| Беседа. Дискуссия. Ролевая игра «Суд над наркоманией»
| Плакаты на тему: «Наркотикам - нет!». Моделирование ситуационных задач
Реклама.
|
|
| 11.
| Итоговое занятие
| 1
| Диспут «Жизнь дается один раз» или «Я выбираю жизнь»
|
|
|
| ИТОГО
| 16
|
| СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Тема 1. Человек среди людей. (1 час)
Природное и общественное в человеке. Отличие человека от других живых существ. Потребности человека. Кто я? Какой я? Общение. Личность, индивид. Гражданин.
Понятия: Человек. Общество. Государство. Потребности. Индивид. Личность. Гражданин. Тема 2. Гражданин и государство. (1 час)
Понятие «гражданин». Правовой статус личности. Гражданство. Основания приобретения гражданства. Принцип «крови» и принцип «почвы». Выход из гражданства.
Понятия: Гражданин. Государство. Гражданство. Тема 3. Право и мораль. «Лучше молчать, нежели лгать». (1 час)
Из истории возникновения государства и права. Теории возникновения государства и права. Источники права. Право и мораль.
Понятия: Государство. Право. Источники права. Мораль.
Тема 4. Я и семья. (2 часа)
Права ребенка в семье. Личные права. Обязанности родителей. Опека и попечительство.
Понятия: Семья. Брак. Опека. Попечительство. Тема 5. Мои права и обязанности в школе. (2 часа)
Школа и мои личные цели. Закон об образовании. Я и мои отношения с одноклассниками. Права и обязанности ученика.
Понятия: Образование. Потребности. Равные права.
Тема 6. Подросток и право на труд. (1 час)
Права детей по трудовому законодательству. Запреты на использование труда подростков. Права и обязанности подростка, работающего по трудовому договору. Льготы работающим подросткам.
Понятия: Трудовой кодекс. Закон. Кодекс. Льгота.
Тема 7. Я - предприниматель. (1 час)
Предприимчивый человек. Предпринимательство и бизнес. Прибыль - цель предпринимателя. Эмансипация. Что нужно для того, чтобы стать предпринимателем.
Понятия: Предпринимательство. Бизнес. Прибыль. Гражданский кодекс. Предприниматель.
Тема 8. Молодежь и правонарушения. (2 часа). Преступление и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности. Правонарушения несовершеннолетних. Виды юридической ответственности.
Понятия: Поведение. Правонарушение. Уголовная ответственность. Юридическая ответственность. Тема 9. Как не стать жертвой преступления. (2 часа)
Виктимология -- наука о жертве правонарушений. Виктимность. Типы виктимности. Что такое насилие? Виды насилия. Как они проявляются? Виктимное поведение. Варианты поведения в ситуациях возможного или реального проявления насилия.
Понятия: Поведение. Жертва. Правонарушение. Виктимность. Насилие. Виктимология.
Тема 10. Я выбираю жизнь. Наркотики и закон. (2 часа)
Вовлечение подростков в преступную деятельность. Наркомания и алкоголизм - путь к преступности. Воспитательная роль государства.
Понятия: Преступление. Деятельность. Наркомания. Алкоголизм. Государство.
Тема 11. Итоговое занятие. (1 час)
Список использованной литературы:
1. Бердяев, Н. А. О назначении человека. - М., 1993.
2. Белов, Г. А. Политология. - М., 2002.
3. Семейный кодекс Российской Федерации.
4. Комментарий к Семейному Кодексу РФ / сост. Б. А. Борисов.- М., 1998.
5. Конституция Российской Федерации.
6. Закон РФ «Об образовании».
7. Закон РФ «О предпринимательской деятельности».
8. Туляков, В. А. Понятие жертвы преступления. |