Рабочая программа дисциплины «Основы инженерного и научного творчества»





Скачать 215.19 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Основы инженерного и научного творчества»
Дата публикации26.12.2014
Размер215.19 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


«Утверждаю»

Проректор по учебной работе



_________________________
А.Н. Бескопыльный
« ___ » _________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


«Основы инженерного и научного творчества»


Направление подготовки 08.03.01 «Строительство»

Профиль подготовки «Автодорожные мосты и тоннели»
Квалификация выпускника – «Бакалавр»

Форма обучения – очная
К А Ф Е Д РА

«Автомобильные дороги»



г. Ростов-на-Дону - 2014 г.

Рабочая программа дисциплины «Основы инженерного и научного творчества» предназначена для студентов очной формы обучения, составлена на основе примерной программы, рекомендованной УМО (2010г.), соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Строительство», относится к циклу дисциплин по выбору Б2.ДВ2.




Шифр дисциплины по учебному плану – Б2.В.ДВ.2


Разработчик: доцент, кандидат технических наук Е.М. Баранова

Рассмотрена на заседании кафедры «АД», протокол № __7__ от ___31. 01. 2014 г.


Заведующий кафедрой «АД» С.К. Илиополов

Одобрена методической комиссией по направлению «Строительство»



Председатель МК Топилин И.В. «____» _______ 2014 г.




Эксперты:

Начальник управления строительства и реконструкции

автомобильных дорог Министерства транспорта

Ростовской области _____________ М.М. Тшлангян

(подпись)
Ведущий инженер ФГУ «СЕВКАВУПРАВТОДОР» _____________ В.Ф. Геймор

(подпись)

Директор института Языев Б.М. «____» _______ 2014 г.



Начальник УМУ Аксенов А.А. «____» _______ 2014 г.



  1. ЦелЬ и задачи дисциплины



Цель дисциплины –выработать у студентов умения и навыки исследовательского подхода к решению инженерных задач, научить их работать над литературой, привить потребность непрерывно повышать уровень специальной инженерной подготовки в процессе практической деятельности.
Основными задачами (компетенциями) дисциплины являются:

- выработка у студентов умения использовать полученные знания и навыки для самостоятельного решения инженерных задач в области эксплуатации автомобильных дорог, а также в проведении научных исследований в данной области (ПК-19);

- овладение студентами комплексом знаний, отражающих современный уровень инженерной практики, а также перспектив развития дорожной науки в области ремонта и содержания автомобильных дорог. (ПК-17);

- формирование способности:

- стремления к саморазвитию, повышения своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- понимания социальной значимости своей будущей профессии, а также высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- способности выявлять естественнонаучную сущность проблемы, привлекать для ее решения физико-математический аппарат (ПК-2).

  1. МЕСТО дисциплины В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина "Основы инженерного и научного творчества" относится к части цикла «Дисциплины по выбору».


Изучение дисциплины «Основы инженерного и научного творчества» основано на знаниях, полученных студентами по математическим, естественно-научным и специальным дисциплинам.

  1. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОсВОЕНИЯ дисциплины



В результате изучения студент должен:

    • знать:

- основные этапы в истории развития человечества, хронологию и этапы развития инженерной деятельности на каждом из них;

- основные направления развития инженерных искусств, основные факты, даты, события и имена выдающихся творцов в области техники России;

- основы научной организации интеллектуального труда;

- основные методы повышения эффективности и инженерного творчества.

    • уметь:

- анализировать этапы формирования инженерных школ России, критически анализировать достижения зарубежных и отечественных школ;

- использовать историческое знание развития отрасли при изучении специальных дисциплин;

- готовить технические решения по поставленным проблемам, производить их рациональный выбор и осуществлять оценку последствий решений.

владеть:

- методами осуществления инновационных идей (ПК-15);

- математическим моделированием, методами постановки и проведения эксперимента по заданным методикам (ПК–18).

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ дисциплины


4.1. Структура и содержание дисциплины.
К видам учебной работы относятся: лекции, консультации, практические занятия, самостоятельная работа.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.



Наименование

Форма обучения

Очная

Заочная

Заочная - ускоренная

Курс

3

4

-

Семестр

6

8

-

Недели

1-18

-

-

Лекции

18

6

-

Семинары

-

-

-

Практические занятия

18

4

-

Лабораторные работы

-

-

-

Итого аудиторных занятий

36

10

-

Контрольная работа

-

-

-

Самостоятельная работа

36

62

-

Общий бюджет времени

72

72

-




ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Зачет

6 семестр

8 семестр

-




    1. Содержание разделов дисциплины «Основы инженерного и научного творчества»






тем лекций

Наименование тем и содержание разделов лекционного курса (литература)


Объем в часах, отведенный

на изучение данной темы

по видам обучения

очная

заочная

ускоренная

1

2

3

4

5

1

Зарождение инженерной деятельности. Особенности инженерного труда.

2

1

-

2

Основные этапы становления профессии инженер.

Коренные преобразования в инженерном деле России.

2

1

-

3

Философско-теоретические и эстетические основы инженерного творчества.

2

1

-

4

Социально-практические методы инженерного творчества.

4

1

-

5

Управление проектами в России. Взаимосвязанная совокупность различных проектов: социальных, экономических, организационных, технических, научных, инвестиционных и инновационных. Анализ негативных тенденций в сфере управления проектами. Позитивные изменения и тенденции в политической сфере, экономике, области управления, органэации, информационных технологий и социальной психологии

6

-

-

6

Теоретическая модель управления функционированием автомобильных дорог

2

2

-

ИТОГО:

18

6

-

Примечание: * краткое содержание лекции приведено в приложении 1

Полный конспект лекций в электронном виде приведен в электронном УМК дисциплины


4.3. Практические занятия


тем заня-тий


Наименование тем

практических занятий *

Номер соответ-ствую-щей темы лекции

Объем в часах, отводимый на изучение данной темы

по видам обучения


очная


заочная

ускоренная

1

2

3

4

5

6

П-1

Связь научно-технических идей с их специально-экономической значимостью.

Связь научно-технических идей с их технической реализацией (7.1; 7.2).

1

2

1

-

П-2

Технический объект и технология. Иерархия описания технических объектов. Системный подход в задачах поиска и выбора технических решений. Окружная среда технического объекта. Критерии развития, показатели качества и список недостатков технического объекта. Моделирование технического объекта (7.1; 7.2).

3

4

1

-

П-3

Постановка и анализ задачи. Описание проблемной ситуации и функций технического объекта. Анализ функций и построение улучшенной конструктивной и функциональной структуры. Выявление причин возникновения недостатков. Выявление и анализ противоречий развития. Метод прямой мозговой атаки. Метод обратной мозговой атаки. Морфологический анализ и синтез технических решений. Выбор решений. Метод математического программирования - синтеза оптимальных структуру и форм (7.1; 7.2).

5

6

1

-

П-4

Характерные классы проектов: мегапроекты, мультипроекты, их особенности и характеристики. Новые методы и средства управления проектами. формирование рынка для профессионального управления проектами (7.5).

6

6

1

-

ИТОГО:

18

4

-




  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные технологии в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.
5.1. Аудиторные занятия включают:

- лекции, на которых излагается теоретическое содержание курса;

- практические занятия, предназначенные для закрепления теоретического курса и приобретения практических навыков принятия грамотных технических решений.

5.2. Самостоятельная работа студентов предназначена для внеаудиторной работы по закреплению теоретического курса и практических навыков дисциплины; по изучению дополнительных разделов дисциплины.





п/п


Форма работы

Объем в часах, отводимый на проведение работ

очная

заочная

заочная-ускоренная

1

Усвоение текущего учебного материала

5

5

-

2.

Самостоятельное изучение дополнительных разделов дисциплины, работа в библиотеке

6

27

-

3.

Подготовка к лабораторным и практическим занятиям

5

5

-

4.

Оформление лабораторных и практических работ

5

5

-

5.

Подготовка к защите лабораторных и практических работ

5

10

-

6.

Подготовка к коллоквиумам

-

-

-

7.

Курсовое проектирование

-

-

-

8.

Подготовка к зачету

10

10

-

9.

Подготовка к экзамену

-

-

-

ВСЕГО:

36

62

-


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6.1. Текущим контролем предусмотрена одна письменная контрольная работа (коллоквиум) по материалам теоретического курса. В работе студенту предлагается ответить в письменной форме на 3-5 теоретических вопроса. Контрольная работа проводится в течение 10-15 минут в часы, отведенные на лекции.
6.2. Промежуточная аттестация включает зачет по теоретическому курсу в заключение 6 семестра. Зачет учитывает результаты контрольной работы.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




п/п

Основная литература

Наличие в библиотеке

1

2

3

7.1

Львов Б.Г. Основы теории технических систем: Учебное пособие -М.: РИО МИЭМ. 1991 - 135с.

10

7.2

Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: Учебное пособие для студентов втузов - М.: Машиностроение, 1988 - 368с.

15

7.3

Товмасян С.С. философские проблемы труда и техники - М.: Мысль, 1972 - 279с.

3

7.4

Кантор К.М. Красота и польза - М.: Искусстов, 1967 - 312с.

1

7.5

Мелещенко Ю.C. Техника и закономерности ее развития. Л.: Лениздат, l970 - 246с.

10

7.6

Материалы международного симпозиума "Проекты и управление проектами в России и Восточной Европе" - М.: АЛАНС, 1993.

1




1

2

3

7.7

Чус А.В., Данченко В.А. Основы технического творчества /Учебное пособие. Киев-Донецк: Вища школа, 1983 - 184с.


15


8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




п.п

Наименование

Количество




Технические средства обучения




1

Мультимедийный проектор

1




Специализированная мебель и оргтехника




1

Стойка кафедры

1

2

Стол лектора

1

3

Стойка компьютерная

1

4

Стол аудиторный двухместный из металлопрофиля с покрытием из шпона

35

5

Стулья аудиторные

70

6

Доска аудиторная на основе стального эмалированного листа для написания мелом или фломастером (1000х750 мм)

1


9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
9.1. Примерная тематика рефератов:

«не предусмотрено»
9.2. Примерные вопросы, для оценки качества освоения дисциплины на экзамене:

1. Основы научной организации интеллектуального труда.

2. Основные эвристические и компьютерные методы повышения эффективности и инженерного творчества.

3. Этапы развития научно-технических идей.

4. Психологические аспекты инженерного творчества.

5. Критерии развития и конструктивную эволюцию технических объектов.

5. Законы строения и развития техники.

6. Метод мозговой атаки.

7. Метод эвристических приемов.

8. Метод морфологического анализа-синтеза.

9. Компьютерные методы инженерного творчества.

10. Различные виды проектов.

11. Негативные тенденции в сфере управления проектами.

12. Позитивные изменения в сфере управления проектами.

13. Характерные классы проектов.

14. Методы и средства управления проектами.


Приложение №1
к рабочей программе по дисциплине

«Основы инженерного и научного творчества»

для студентов направления «Строительство» профиль «Автомобильные дороги»
Раскрытие лекционной темы

Теоретическая модель управления функционированием автодорог

Перемещение грузов и пассажиров по автодорогам – это сложный производственный процесс с участием людей, автомобилей, самой дороги, на который влияют погодно-климатические условия.

Для разработки наиболее эффективных методов эксплуатации дорог необходимо комплексное исследование процесса взаимодействия всех элементов, составляющих систему эксплуатации автомобильных дорог и автотранспорта.

Исследование сложных систем методом моделирования широко применяется в инженерной практике.

Важная познавательная функция моделирования состоит в том, чтобы служить толчком (импульсом), источником новых идей, гипотез, теорий.

Функционирование автомобильной дороги представляет собой сложную систему.

В систему входят 4 элемента: «Водитель – автомобиль – дорога – среда» (ВАДС).

В этой схеме выделяют 12 прямых и обратных связей.



Данные связи описывают взаимные воздействия элементов системы, анализирую которые можно разработать мероприятия, направленные на повышение уровня удобств для водителей и пассажиров, улучшить дорожные условия, решать вопросы охраны окружающей среды, увеличить грузооборот с учетом безопасности движения.

Такой подход позволяет анализировать как систему в целом, так и отдельные подсистемы.

В структурной схеме выделяют 7 основных подсистем:

  1. Среда – водитель С – В;

  2. Водитель автомобиль В – А;

  3. Автомобиль – дорога А – Д;

  4. Среда – дорога С – Д;

  5. Дорога – автомобиль Д – А;

  6. Автомобиль – водитель А – В;

  7. Среда – автомобиль С – А.


Характеристика основных подсистем.


  1. Подсистема «СРЕДА – ВОДИТЕЛЬ»

  • является информационной моделью транспортного процесса.


Она основывается на психологических особенностях взаимодействия водителя с условиями движения.

Внешняя среда для водителя – это информационное поле. От его насыщенности зависит эмоциональное напряжение водителя.

Исследования этой подсистемы имеет большое значение при эксплуатации автодорог. В ее рамках разрабатываются мероприятия, направленные на обеспечение безопасности движения и минимального эмоционального напряжения водителя.

Мероприятия:

  • изучение режимов движения;

  • обустройство дороги знаками, указателями и др.


2. Подсистема «ВОДИТЕЛЬ – АВТОМОБИЛЬ» - эргономическая модель .

Базируется на физиологических возможностях водителя (человека) и исполнительных механизмах автомобиля.

Получив от внешней среды информацию и проанализировав ее, водитель задает автомобилю рациональный режим движения и траекторию.

Здесь следует учитывать, что режим движения и траектория задаются с учетом того, что на дороге одновременно присутствует не один автомобиль, а несколько (т.е. – транспортный поток).

Задачи, решаемые в рамках данной подсистемы:

  • задачи по эксплуатации автомобиля;

  • регулированию движения;

  • изучению закономерностей движения потоков;

  • назначению геометрических параметров автодороги.


3. Подсистема «АВТОМОБИЛЬ – ДОРОГА» - механическая модель транспортного процесса.

Основное внимание уделяется взаимодействию автомобиля через подвеску и колеса с дорожной одеждой.

В результате воздействия автомобиля на дорожную одежду, в конструкции возникает напряженное состояние, которое влияет на ее прочность и долговечность.

Исследование этой подсистемы позволяет:

  • изучить причины образования различных деформаций д.о.;

  • определить ее прочность;

  • разработать мероприятия по поддержанию автодорог в хорошем техническом состоянии.

4. Подсистема «СРЕДА– ДОРОГА»

  • это сложная тепломассовая модель транспортного процесса.

Она базируется на анализе природно-климатического воздействия на дорогу, а также рельефа местности и грунтово-гидрологических условий.

Влияние всех этих факторов также вызывает напряжения в дорожной конструкции, следствием которых являются деформации и разрушения.

Исследования этой подсистемы позволяют разработать мероприятия по:

  • повышению устойчивости дорог;

  • и безопасности движения.

5. Подсистема «ДОРОГА – АВТОМОБИЛЬ»

  • это динамическая модель (обратная связь подсистемы А – Д)

Вследствие наличия различных неровностей покрытия автомобиль испытывает случайные воздействия (возмущения).

Это сложный колебательный процесс колес, кузова и автомобиля в целом.

Она позволяет решать следующие задачи:

  • рассчитывать расход топлива;

  • определять возможную скорость движения;

  • определять производительность автомобиля.

6. Подсистема «АВТОМОБИЛЬ – ВОДИТЕЛЬ»

(обратная связь подсистемы В – А)

Эта подсистема позволяет изучить влияние условий движения на работоспособность водителя.

Например, в результате анализа м. б.:

  • установлены предельные нормы вибрации и шума;

  • скорректированы размеры салона автомобиля и др.

  1. Подсистема «СРЕДА – АВТОМОБИЛЬ»

  • необходима при исследовании надежности автомобилей,

их работы в различных климатических условиях.

При разработке основных принципов эксплуатации дорог основными являются подсистемы:

С – В

А – Д

С – Д

Физико-механический анализ этих подсистем является теоретической основой эксплуатации автодорог.
2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

При раскрытии темы используется электронный мультимедиа-комплекс, включающий электронный проектор и ноутбук.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ

По ходу лекции с помощью проектора демонстрируются слайды, позволяющие более глубоко раскрыть содержание материала.

4. ХРОНОМЕТРАЖ

На первый вопрос отводится 15 минут времени, на второй, третий и четвертый вопрос – по 25 минут.

5. РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ

Вопросы, задаваемые студентам:

    • Возникновение понятия “инженерная деятельность”.

    • Содержание и сущность инженерной деятельности.

    • Возникновение и социальная стратификация профессиональных групп.

6. РАБОТА УВП

В процессе подготовки к лекции учебно-вспомогательный персонал оказывает помощь в подготовке техники.
Приложение №2
к рабочей программе по дисциплине

«Основы инженерного и научного творчества»

для студентов направления «Строительство» профиль «Автомобильные дороги»


  1. Техническое обеспечение самостоятельной работы

ПЭВМ, в том числе имеющиеся в электронном читальном зале библиотеки университета, для самостоятельного изучения разделов дисциплины (подготовки рефератов и поиска нового материала).


  1. Руководство внеаудиторной работой преподавателя

а) предоставление консультаций

В течение семестра преподавателем проводятся консультации по утвержденному графику. В период сессии проводятся индивидуальные и групповые консультации, в том числе перед зачетом.

б) прием работ

В течение семестра преподавателем производится прием реферативных работ, как правило, на занятиях. При необходимости преподавателем по согласованию со студентами назначаются дополнительные встречи для приема работ.

б) проведение коллоквиумов

В течение семестра лектором проводятся 1-2 коллоквиума для контроля качества знаний студентов. На коллоквиум выносятся узловые вопросы курса. Результаты коллоквиумов учитываются при определении итоговой оценки на экзамене.


  1. График самостоятельной работы

Самостоятельная работа над изучением материала согласно ГОС составляет не менее 50% времени, отводимого на изучение дисциплины. При самостоятельной работе студент должен ознакомиться с основными учебниками и учебными пособиями, дополнительной литературой и иными доступными литературными источниками.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Основы инженерного и научного творчества» icon«основы научных исследований и инженерного творчества»
Дисциплина «основы научных исследований и инженерного творчества» входит в цикл естественно-научных дисциплин направления 150600...
Рабочая программа дисциплины «Основы инженерного и научного творчества» iconСправочник по функционально-стоимостному анализу. М.: Финансы и статистика....
Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник...
Рабочая программа дисциплины «Основы инженерного и научного творчества» iconРабочая программа по дисциплине опд. В. 02 Основы инженерного творчества
Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана фгбоу впо «мгту» по специальности 260204 Технология бродильных...
Рабочая программа дисциплины «Основы инженерного и научного творчества» icon1. Цели и задачи дисциплины
Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник...
Рабочая программа дисциплины «Основы инженерного и научного творчества» iconЦели и задачи преподавания и изучения дисциплины
Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник...
Рабочая программа дисциплины «Основы инженерного и научного творчества» iconРабочая программа дисциплины «Методы научного познания»
Кореквизиты: Основы социального государства, Правоведение, Основы связей с общественностью
Рабочая программа дисциплины «Основы инженерного и научного творчества» icon1. цели освоения учебной дисциплины
Российской Федерации. Целью изучения дисциплины также является создание теоретической базы для успешного усвоения студентами специальных...
Рабочая программа дисциплины «Основы инженерного и научного творчества» iconФармакология
Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник...
Рабочая программа дисциплины «Основы инженерного и научного творчества» iconПосвящение в лицеисты
Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник...
Рабочая программа дисциплины «Основы инженерного и научного творчества» iconКомиссией выявлено
Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник...
Рабочая программа дисциплины «Основы инженерного и научного творчества» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру
Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник...
Рабочая программа дисциплины «Основы инженерного и научного творчества» iconНаправление подготовки (специальности)
Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник...
Рабочая программа дисциплины «Основы инженерного и научного творчества» iconПримерные программы Специальные дисциплины примерная программа дисциплины...
«Основы сельскохозяйственного производства» дать студентам инженерного профиля, обучающимся по специальности «Инженерные системы...
Рабочая программа дисциплины «Основы инженерного и научного творчества» iconПраздник окончания 2 класса. Учитель
Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник...
Рабочая программа дисциплины «Основы инженерного и научного творчества» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по учебной дисциплине
Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник...
Рабочая программа дисциплины «Основы инженерного и научного творчества» iconНа проведение клинических исследований лекарственных средств
Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск