Скачать 215.19 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» «Утверждаю» Проректор по учебной работе_________________________ А.Н. Бескопыльный « ___ » _________ 2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Основы инженерного и научного творчества» Направление подготовки 08.03.01 «Строительство» Профиль подготовки «Автодорожные мосты и тоннели» Квалификация выпускника – «Бакалавр» Форма обучения – очная К А Ф Е Д РА «Автомобильные дороги»г. Ростов-на-Дону - 2014 г. Рабочая программа дисциплины «Основы инженерного и научного творчества» предназначена для студентов очной формы обучения, составлена на основе примерной программы, рекомендованной УМО (2010г.), соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Строительство», относится к циклу дисциплин по выбору Б2.ДВ2.Шифр дисциплины по учебному плану – Б2.В.ДВ.2Разработчик: доцент, кандидат технических наук Е.М. Баранова Рассмотрена на заседании кафедры «АД», протокол № __7__ от ___31. 01. 2014 г. Заведующий кафедрой «АД» С.К. Илиополов Одобрена методической комиссией по направлению «Строительство»Председатель МК Топилин И.В. «____» _______ 2014 г.Эксперты: Начальник управления строительства и реконструкции автомобильных дорог Министерства транспорта Ростовской области _____________ М.М. Тшлангян (подпись) Ведущий инженер ФГУ «СЕВКАВУПРАВТОДОР» _____________ В.Ф. Геймор (подпись) Директор института Языев Б.М. «____» _______ 2014 г.Начальник УМУ Аксенов А.А. «____» _______ 2014 г.
Цель дисциплины –выработать у студентов умения и навыки исследовательского подхода к решению инженерных задач, научить их работать над литературой, привить потребность непрерывно повышать уровень специальной инженерной подготовки в процессе практической деятельности. Основными задачами (компетенциями) дисциплины являются: - выработка у студентов умения использовать полученные знания и навыки для самостоятельного решения инженерных задач в области эксплуатации автомобильных дорог, а также в проведении научных исследований в данной области (ПК-19); - овладение студентами комплексом знаний, отражающих современный уровень инженерной практики, а также перспектив развития дорожной науки в области ремонта и содержания автомобильных дорог. (ПК-17); - формирование способности: - стремления к саморазвитию, повышения своей квалификации и мастерства (ОК-6); - понимания социальной значимости своей будущей профессии, а также высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); - способности выявлять естественнонаучную сущность проблемы, привлекать для ее решения физико-математический аппарат (ПК-2).
Дисциплина "Основы инженерного и научного творчества" относится к части цикла «Дисциплины по выбору».Изучение дисциплины «Основы инженерного и научного творчества» основано на знаниях, полученных студентами по математическим, естественно-научным и специальным дисциплинам.
В результате изучения студент должен:
- основные этапы в истории развития человечества, хронологию и этапы развития инженерной деятельности на каждом из них; - основные направления развития инженерных искусств, основные факты, даты, события и имена выдающихся творцов в области техники России; - основы научной организации интеллектуального труда; - основные методы повышения эффективности и инженерного творчества.
- анализировать этапы формирования инженерных школ России, критически анализировать достижения зарубежных и отечественных школ; - использовать историческое знание развития отрасли при изучении специальных дисциплин; - готовить технические решения по поставленным проблемам, производить их рациональный выбор и осуществлять оценку последствий решений. владеть: - методами осуществления инновационных идей (ПК-15); - математическим моделированием, методами постановки и проведения эксперимента по заданным методикам (ПК–18).
4.1. Структура и содержание дисциплины. К видам учебной работы относятся: лекции, консультации, практические занятия, самостоятельная работа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
4.3. Практические занятия
Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные технологии в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. 5.1. Аудиторные занятия включают: - лекции, на которых излагается теоретическое содержание курса; - практические занятия, предназначенные для закрепления теоретического курса и приобретения практических навыков принятия грамотных технических решений. 5.2. Самостоятельная работа студентов предназначена для внеаудиторной работы по закреплению теоретического курса и практических навыков дисциплины; по изучению дополнительных разделов дисциплины.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 6.1. Текущим контролем предусмотрена одна письменная контрольная работа (коллоквиум) по материалам теоретического курса. В работе студенту предлагается ответить в письменной форме на 3-5 теоретических вопроса. Контрольная работа проводится в течение 10-15 минут в часы, отведенные на лекции. 6.2. Промежуточная аттестация включает зачет по теоретическому курсу в заключение 6 семестра. Зачет учитывает результаты контрольной работы. 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 9.1. Примерная тематика рефератов: «не предусмотрено» 9.2. Примерные вопросы, для оценки качества освоения дисциплины на экзамене: 1. Основы научной организации интеллектуального труда. 2. Основные эвристические и компьютерные методы повышения эффективности и инженерного творчества. 3. Этапы развития научно-технических идей. 4. Психологические аспекты инженерного творчества. 5. Критерии развития и конструктивную эволюцию технических объектов. 5. Законы строения и развития техники. 6. Метод мозговой атаки. 7. Метод эвристических приемов. 8. Метод морфологического анализа-синтеза. 9. Компьютерные методы инженерного творчества. 10. Различные виды проектов. 11. Негативные тенденции в сфере управления проектами. 12. Позитивные изменения в сфере управления проектами. 13. Характерные классы проектов. 14. Методы и средства управления проектами. Приложение №1 к рабочей программе по дисциплине «Основы инженерного и научного творчества» для студентов направления «Строительство» профиль «Автомобильные дороги» Раскрытие лекционной темы Теоретическая модель управления функционированием автодорог Перемещение грузов и пассажиров по автодорогам – это сложный производственный процесс с участием людей, автомобилей, самой дороги, на который влияют погодно-климатические условия. Для разработки наиболее эффективных методов эксплуатации дорог необходимо комплексное исследование процесса взаимодействия всех элементов, составляющих систему эксплуатации автомобильных дорог и автотранспорта. Исследование сложных систем методом моделирования широко применяется в инженерной практике. Важная познавательная функция моделирования состоит в том, чтобы служить толчком (импульсом), источником новых идей, гипотез, теорий. Функционирование автомобильной дороги представляет собой сложную систему. В систему входят 4 элемента: «Водитель – автомобиль – дорога – среда» (ВАДС). В этой схеме выделяют 12 прямых и обратных связей. Данные связи описывают взаимные воздействия элементов системы, анализирую которые можно разработать мероприятия, направленные на повышение уровня удобств для водителей и пассажиров, улучшить дорожные условия, решать вопросы охраны окружающей среды, увеличить грузооборот с учетом безопасности движения. Такой подход позволяет анализировать как систему в целом, так и отдельные подсистемы. В структурной схеме выделяют 7 основных подсистем:
Характеристика основных подсистем.
Она основывается на психологических особенностях взаимодействия водителя с условиями движения. Внешняя среда для водителя – это информационное поле. От его насыщенности зависит эмоциональное напряжение водителя. Исследования этой подсистемы имеет большое значение при эксплуатации автодорог. В ее рамках разрабатываются мероприятия, направленные на обеспечение безопасности движения и минимального эмоционального напряжения водителя. Мероприятия:
2. Подсистема «ВОДИТЕЛЬ – АВТОМОБИЛЬ» - эргономическая модель . Базируется на физиологических возможностях водителя (человека) и исполнительных механизмах автомобиля. Получив от внешней среды информацию и проанализировав ее, водитель задает автомобилю рациональный режим движения и траекторию. Здесь следует учитывать, что режим движения и траектория задаются с учетом того, что на дороге одновременно присутствует не один автомобиль, а несколько (т.е. – транспортный поток). Задачи, решаемые в рамках данной подсистемы:
3. Подсистема «АВТОМОБИЛЬ – ДОРОГА» - механическая модель транспортного процесса. Основное внимание уделяется взаимодействию автомобиля через подвеску и колеса с дорожной одеждой. В результате воздействия автомобиля на дорожную одежду, в конструкции возникает напряженное состояние, которое влияет на ее прочность и долговечность. Исследование этой подсистемы позволяет:
4. Подсистема «СРЕДА– ДОРОГА»
Она базируется на анализе природно-климатического воздействия на дорогу, а также рельефа местности и грунтово-гидрологических условий. Влияние всех этих факторов также вызывает напряжения в дорожной конструкции, следствием которых являются деформации и разрушения. Исследования этой подсистемы позволяют разработать мероприятия по:
5. Подсистема «ДОРОГА – АВТОМОБИЛЬ»
Вследствие наличия различных неровностей покрытия автомобиль испытывает случайные воздействия (возмущения). Это сложный колебательный процесс колес, кузова и автомобиля в целом. Она позволяет решать следующие задачи:
6. Подсистема «АВТОМОБИЛЬ – ВОДИТЕЛЬ» (обратная связь подсистемы В – А) Эта подсистема позволяет изучить влияние условий движения на работоспособность водителя. Например, в результате анализа м. б.:
их работы в различных климатических условиях. При разработке основных принципов эксплуатации дорог основными являются подсистемы: С – В А – Д С – Д Физико-механический анализ этих подсистем является теоретической основой эксплуатации автодорог. 2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ При раскрытии темы используется электронный мультимедиа-комплекс, включающий электронный проектор и ноутбук. 3. РЕКОМЕНДАЦИИ По ходу лекции с помощью проектора демонстрируются слайды, позволяющие более глубоко раскрыть содержание материала. 4. ХРОНОМЕТРАЖ На первый вопрос отводится 15 минут времени, на второй, третий и четвертый вопрос – по 25 минут. 5. РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ Вопросы, задаваемые студентам:
6. РАБОТА УВП В процессе подготовки к лекции учебно-вспомогательный персонал оказывает помощь в подготовке техники. Приложение №2 к рабочей программе по дисциплине «Основы инженерного и научного творчества» для студентов направления «Строительство» профиль «Автомобильные дороги»
ПЭВМ, в том числе имеющиеся в электронном читальном зале библиотеки университета, для самостоятельного изучения разделов дисциплины (подготовки рефератов и поиска нового материала).
а) предоставление консультаций В течение семестра преподавателем проводятся консультации по утвержденному графику. В период сессии проводятся индивидуальные и групповые консультации, в том числе перед зачетом. б) прием работ В течение семестра преподавателем производится прием реферативных работ, как правило, на занятиях. При необходимости преподавателем по согласованию со студентами назначаются дополнительные встречи для приема работ. б) проведение коллоквиумов В течение семестра лектором проводятся 1-2 коллоквиума для контроля качества знаний студентов. На коллоквиум выносятся узловые вопросы курса. Результаты коллоквиумов учитываются при определении итоговой оценки на экзамене.
Самостоятельная работа над изучением материала согласно ГОС составляет не менее 50% времени, отводимого на изучение дисциплины. При самостоятельной работе студент должен ознакомиться с основными учебниками и учебными пособиями, дополнительной литературой и иными доступными литературными источниками. |
«основы научных исследований и инженерного творчества» Дисциплина «основы научных исследований и инженерного творчества» входит в цикл естественно-научных дисциплин направления 150600... | Справочник по функционально-стоимостному анализу. М.: Финансы и статистика.... Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... | ||
Рабочая программа по дисциплине опд. В. 02 Основы инженерного творчества Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана фгбоу впо «мгту» по специальности 260204 Технология бродильных... | 1. Цели и задачи дисциплины Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... | ||
Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... | Рабочая программа дисциплины «Методы научного познания» Кореквизиты: Основы социального государства, Правоведение, Основы связей с общественностью | ||
1. цели освоения учебной дисциплины Российской Федерации. Целью изучения дисциплины также является создание теоретической базы для успешного усвоения студентами специальных... | Фармакология Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... | ||
Посвящение в лицеисты Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... | Комиссией выявлено Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... | Направление подготовки (специальности) Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... | ||
Примерные программы Специальные дисциплины примерная программа дисциплины... «Основы сельскохозяйственного производства» дать студентам инженерного профиля, обучающимся по специальности «Инженерные системы... | Праздник окончания 2 класса. Учитель Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по учебной дисциплине Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... | На проведение клинических исследований лекарственных средств Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... |