Скачать 188.97 Kb.
|
2.7. Содержание деятельности и результаты мероприятия №3.2: «Организация подготовки обучающихся среднего профессионального образования по новой специальности «Техническое обслуживание инженерной жизнедеятельности объектов строительной отрасли и сферы ЖКХ». СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Руководитель ТЗ №3.2: канд.техн.наук, профессор _____________ Е.С. Гогина (введение, заключение); Ответственный исполнитель ТЗ №3.2. канд.экон.наук, зав.отделом _____________ В.Г. Возиков (отчет, разделы 3-5); Исполнители: канд.техн.наук, профессор _____________ Е.В. Королев (методическое сопровождение задания); д-р техн. наук, профессор _____________ Ю.И. Густов (разделы 5,6); канд.техн. наук, профессор _____________ В.Н. Исаев В. Н. (разделы 3,5); канд.техн.наук, доцент _____________ В.М. Калинин (разделы 3,5); канд.техн.наук, профессор ______________ В.А.Жила (разделы 3,5); канд.техн.наук, профессор ______________ С.Г. Арутюнов (раздел 5); канд.техн.наук, профессор _____________ С.Л. Демидов (раздел 5); доцент _____________ В.А. Нечитаева (разделы 3,4); доцент _____________ А.В. Михайлин (разделы 5,6); канд.техн.наук, доцент _____________ А.В. Гордеев (разделы 5,6); канд.техн.наук, профессор ____________ В.Н. Мещерин (разделы 4,5); старший преподаватель ____________ К.И. Лушин (разделы 5,6); канд.техн.наук, ст. преподаватель _____________ Д.И. Шлычков (раздел 5); доцент _____________ Н.А. Дьяконов (раздел 4); канд.техн.наук, доцент _____________ Е.Б. Соловьева (раздел 4); ассистент _____________ М.И. Ботнарь (разделы 5,6); канд.техн.наук, доцент _____________ Д.Ю.Густов (администрирование нормативных документов технического задания); канд.техн.наук, доцент _____________ Б.Е. Монахов (экспертное сопровождение материалов задания); Гл.бухгалтер _____________ А.М. Мелешко (экономическое сопровождение задания). РЕФЕРАТ по выполнению технического задания №3.2. «Организация подготовки обучающихся среднего профессионального образования по новой специальности «Техническое обслуживание инженерной жизнедеятельности объектов строительной отрасли и сферы ЖКХ» Настоящий реферат составлен как аннотация отчета результатов работы творческого коллектива ФГБОУ ВПО МГСУ (в дальнейшем МГСУ), осуществившего разработку проекта комплекта нормативных документов и учебно-методического сопровождения по открытию новой специальности среднего профессионального образования «Техническое обслуживание инженерной жизнедеятельности объектов строительной отрасли и сферы ЖКХ» (рабочее название специальности, перечень других вариантов представлен в Приложении 1). Выполненная работа связана с решением существующей проблемы в направлении жизнеобеспечения результатов деятельности строительной отрасли как в столичном мегаполисе, так и России в целом, по изменению кадровой политики в сфере технической эксплуатации объектов недвижимости и инженерно-технических систем жилищно-коммунального комплекса, из-за полного отсутствия более 20 лет, подготовки профессиональных кадров в рамках среднего и высшего профессионального образования. Инициатором настоящей работы являлся Московского департамента образования, который в рамках Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) развития образования города Москвы («Столичное образование»), представил возможность творческой бригаде, составленной из числа профессорско-педагогического состава Московского государственного строительного университета (МГСУ), в партнерском сотрудничестве с коллективом Колледжа архитектура и строительства №7, выполнить техническое задание №3.2, целевым предназначением которого являлась реализация начального этапа по открытию новой специальности «Техническое обслуживание инженерной жизнедеятельности объектов строительной отрасли и сферы ЖКХ». По результатам проделанной работы составлен отчет в объеме 11 страниц печатного текста с 22 приложениями на 394 странице. В состав отчета вошли следующие основные разделы:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ Разработанные в процессе выполнения технического задания №3.2. документы, потребуют проведения внешней экспертизы, в том числе от работодателей, что представляет необходимым изложить в отчете ряд следующих сокращений образовательной специфики: СПО - среднее профессиональное образование; ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ОУ - образовательное учреждение; ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности; ОК - общая компетенция; ПК - профессиональная компетенция; ПМ - профессиональный модуль; МДК - междисциплинарный курс. введение В конце 80-х годов прошедшего столетия в стране была закрыта специализированная подготовка кадров среднего и высшего профессионального образования по специальности «Техническая эксплуатация зданий». Она осуществлялась в средних и высших учебных заведениях по соответствующим двум уровням подготовки специалистов. Ведущее место по развитию этой специальности занимали вузы и техникумы гор. Москвы. В тоже время несмотря на достойное место, которое занимала вышеназванная специальность в образовательном пространстве страны, требуемую потребность производственной сферы в выпускаемых специалистах, востребованность молодежи в получении специальности названного профиля, отстоять сохранение этой профессиональной подготовки кадров в то время было не суждено. В результате, как показало время, такие ошибочные действия привели к негативным последствиям следующего характера: во-первых: производственная сфера, обеспечивающая техническую эксплуатацию зданий, за двадцатилетнее отсутствие подготовки целевых кадров, лишилась притока квалифицированных специалистов как среднего, так и высшего образовательных уровней. Требуемое качество подготовки работников для этой сферы, в рамках дополнительного профессионального образования, не сумели обеспечить различные краткосрочные курсы, семинары, ФПК и тд. Отрасль перешла на обеспечение кадрами не профильной подготовки; во-вторых: профессиональная педагогическая образовательная школа, при такой ситуации бездействия, практически завершает свое существование. Восстановить дееспособный педагогический состав будет намного сложнее, чем бездумно его разрушить; третье: обеспеченность учебно-методическим ресурсом целевой образовательной подготовки кадров для сферы ЖКХ, находится на уровне 80-х годов, а следовательно она, по современным требованиям, практически отсутствует. И такого рода аргументы, относящиеся к отсутствию специальности, можно приводить и далее. Главное заключается в том, что строительная отрасль динамично развивается. Строительная недвижимость, в первую очередь - жилой фонд, заметно увеличивается, одновременно растет процент старения существующего. Современные требования к технической эксплуатации зданий и сооружений, инженерно-техническим системам их жизнеобеспечения, как со стороны государства, так и со стороны жителей мегаполиса не снижаются, а наоборот резко возрастают. В этой связи первоочередное решение проблемы напрашивается однозначно: необходимо возобновление профессиональной кадровой подготовки специалистов по направлению жизнеобеспечения жилищно-коммунального комплекса. При этом, учитывая организационные ресурсы столичного региона, богатый образовательный потенциал столицы, профессиональное педагогическое сообщество Москвы готово быть инициатором открытия новой специальности «Техническое обслуживание инженерной жизнедеятельности объектов строительной отрасли и сферы ЖКХ», что и явилось результатом реализации настоящей работы творческого коллектива по выполнению технического задания №3.2. основная часть Техническое задание №3.2 «Организация подготовки обучающихся среднего профессионального образования по новой специальности «Техническое обслуживание инженерной жизнедеятельности объектов строительной отрасли и сферы ЖКХ», инициатором которого, в рамках Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) развития образования города Москвы («Столичное образование»), являлся Московский департамент образования, выполнено творческой бригадой из числа профессорско-педагогического состава Московского государственного строительного университета (МГСУ). В качестве партнера, по реализации названной работы, тесно сотрудничал с МГСУ коллектив Колледжа архитектура и строительства №7. В процессе подготовки к выполнению основных этапов работы, был собран и проанализирован существующий современный нормативно-методический материал по строительным специальностям среднего профессионального образования, разработанный в учебных заведениях гор. Москвы. 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений; 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции; 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения. Одновременно с этим, члены творческой бригады в 2012 году приняли участие в качестве экспертов в экспертизе программного материала, обеспечивающего реализацию образовательного процесса по стандартам третьего поколения строительных специальностей СПО в московских колледжах, городах России: Самаре, Смоленске. Это дало возможность членам творческой бригады познакомиться с содержанием, структурой, действующими требованиями по оформлению программных документов, выполняемых в рамках методической работа среднего профессионального образования. В процессе завершения основной деятельности творческий коллектив подготовил отчет, в котором приводит данные, отражающие сущность и основные результаты выполнения технического задания №32: 1.Сформулирована первоочередная задача по решению проблемы, на выполнение которой направлено мероприятие: в рамках реализации главной задачи по открытию новой специальности, первично необходимо разработать учебно-методического комплекса (УМК) по новой специальности "Техническое обслуживания инженерной жизнедеятельности объектов строительной отрасли и сферы ЖКХ" для обучающихся средних специальных учебных заведений г. Москвы. 2.Определена актуальность и практическая значимость мероприятия: обеспечение профессиональными кадрами среднего звена на первом этапе (первый приема абитуриентов осуществить до 2015 года) сферы технического обслуживания инженерной жизнедеятельности объектов строительной отрасли и ЖКХ. 3.Актуализирована новизна предлагаемого решения проблемы: формирование кадров среднего технического уровня по новой специальности среди обучающихся профильных колледжей, с последующей возможностью их обучения в МГСУ по сокращенным образовательным программам в колледжах г.Москвы в рамках взаимоотношений университета со средними специальными учебными заведениями строительного профиля. Образовательный процесс предполагает обучение выпускников общеобразовательных школ 9-х и 11-х классов. 4.Сформирован состав творческого коллектива по выполнению технического задания №3.2, в который привлечены 41 человек, в том числе:
5.Базовой инфраструктурной площадкой по разработке и внедрению новой специальности СПО "Техническое обслуживания инженерной жизнедеятельности объектов строительной отрасли и сферы ЖКХ" является коллектив Национального исследовательского университета МГСУ, который работал по реализации технического задания №3.2 в тесном содружестве с Колледжем архитектуры и строительства №7 – образовательным учреждением СПО. В этом отношении научно-педагогические кадры, материально-технические, информационные, технологические ресурсы ведущего вуза страны качественно осуществить поставленную задачу. 6.Привлекаются к участию в реализации мероприятия следующие учреждения образования:
7.Критерии и показатели, по которым определяется успешность реализации мероприятия:
- результаты освоения программы; - соотношение объемов частей программы; - полнота сведений по форме представления.
- кадровый потенциал исполнителя; - материально-техническая база; - финансовое обеспечение; - учебно-методическое и информационное обеспечение. 8.Перечень нормативно-методических документов, разработанных в ходе выполнения мероприятия:
- ОП.01.«Инженерная графика» (Приложение 5); - ОП.02.«Техническая механика» (Приложение 6; - ОП.03.«Электротехника и электроника» (Приложение 7); - ОП.04.«Материалы и изделия инженерно-технических систем» (Приложение 8); - ОП.05.«Строительные материалы» (Приложение 9); - ОП.06.«Основы архитектуры зданий» (Приложение 10); - ОП.07.«Основы строительного производства» (Приложение 11); - ОП.08.«Основы гидравлики и теплотехники» (Приложение 12); - ОП.09.«Сварка и резка материалов» (Приложение 13); - ОП.10.«Основы геодезии» (Приложение 14); - ОП.11.«Строительные машины и малая механизация» (Приложение 15); - ОП.12.«Охрана труда» (Приложение 16); - ОП.13.«Безопасность жизнедеятельности» (Приложение 17);
- РМ.01.«Строительные конструкции зданий» (Приложение 18); - РМ.02.«Инженерно-технические системы зданий» (Приложение 19); - РМ.03.«Организация и планирование технической эксплуатацией зданий» (Приложение 20); - РМ.04.«Технология выполнен и контроль мероприятий технической эксплуатации зданий» (Приложение 21); - РМ.05.«Управление технической эксплуатацией зданий» (Приложение 22); 9.Учащиеся молодежь 9-х,11-х классов; обучающиеся колледжей, педагогические кадры сферы образования; работники строительной отрасли и ЖКХ, управленческие кадры, связанные с жилищно-коммунальным фондом. и недвижимостью. 10. Предполагается, что при успешном решении проблемы открытия новой специальности «Техническое обслуживание инженерной жизнедеятельности объектов строительной отрасли и сферы ЖКХ», количество обучаемых жителей Москвы, охваченных этим образовательным профилем СПО (в первом приеме в московские колледжи) установиться на цифре абитуриентов более 150 человек. 11. Адрес Web-страницы официального сайта вуза с материалами по мероприятию (информационными и др.): www:mgsu.ru; Электронная почта ответственного исполнителя мероприятия: e-mail: vozikov@mgsu.ru 12. В процессе основной деятельности по выполнению задания в зависимости от видов работ и в соответствии со срокам их исполнения был определен следующий перечень этапов мероприятия:
13. Полученные при выполнении мероприятия результаты интеллектуальной деятельности (РИД) исполнителем не оформлялись, в связи с тем, что разработанные творческой бригадой документы, в соответствии с техническим заданием №3.2, не прошли требуемого утверждения. 14. По итогам работы творческой бригады определены предложения по дальнейшему практическому использованию результатов выполнения мероприятия, изложенные в заключительном разделе настоящего отчета. 15.В процессе выполнения мероприятия коллектив исполнителей столкнулся с рядом проблем и трудностей при достижении качественного решения поставленных перед ним задач:
16. Настоящая работа, по открытию новой специальности, начала претворяться в жизнь в результате проявления всеобщего интереса к проблеме, и в первую очередь со стороны Московского правительства, которое изыскало возможность перейти от различного рода предложений, критических замечаний в адрес ЖКХ со стороны СМИ, общественных организаций и гражданского общества, к реальному обеспечению процесса реорганизации производственной сферы, обеспечивающей техническую эксплуатацию жилого фонда недвижимости. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате реализации мероприятия №3.2. «Организация подготовки обучающихся среднего профессионального образования по новой специальности «Техническое обслуживание инженерной жизнедеятельности объектов строительной отрасли и сферы ЖКХ» творческой группой выполнена работа в полном объеме всех этапов технического задания, и мероприятия в целом. В настоящее время материал мероприятия направлен на внутриуниверситетскую экспертизу, на соответствующие содержанию приложений, кафедры МГСУ. Одновременно с этим разработанные документы до 20 12 2012 года будут направлены на экспертизу в одно из профильных учебных заведений среднего профессионального образования гор. Москвы. Оценку эффективности внедрения результатов мероприятия и оценку уровня полученных результатов, определят экспертизы с целью осуществления корректировки, исправлений замечаний по конкретным составляющим разработанных материалов. В тоже время члены творческой группы проявили инициативу по реализации проблемы методического обеспечения новой специальности, в частности: изъявили желание написать учебники в рамках новой специальности для СПО профессора вуза: Жила В.А., Исаев В.Н., Калинин В.М. по соответствующим направлениям: газоснабжение, инженерно-технические системы, техническая эксплуатация зданий и сооружений. Список использованных источников 1.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования и соответствующие УМК по специальности: 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений; 2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования и соответствующие УМК по специальности: 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции; З.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования и соответствующие УМК по специальности: 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения. 4.Рекомендации по разработке рабочих программ профессиональных модулей по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования. 5. Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования. СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ
Приложение 1 ВАРИАНТЫ рабочих названий новой специальности 1 вариант: «Техническое обслуживание инженерной жизнедеятельности объектов строительной отрасли сферы ЖКХ» (ТОИЖ), 2 вариант: «Жизнеобеспечение инженерных систем зданий и сооружений» (ЖИСЗС). 3 вариант: «Инженерное жизнеобеспечение зданий и сооружений» (ИЖЗС). 4 вариант: «Техническое жизнеобеспечение зданий и сооружений» (ТЖЗС). 5 вариант: Техническая эксплуатация объектов строительной (искусственной) недвижимости (ТЭОСН)* 6 вариант: «Инженерно-техническое жизнеобеспечение зданий и сооружений» (ИЖЗС). 7 вариант: «Техническое жизнеобеспечение инженерных систем зданий и сооружений» (ТЖИСЗС). |
Методические указания по выполнению курсового проекта для специальности... Ское обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и предназначен для закрепления и углубления знаний по технологии и организации... | Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального... Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности 190631 Техническое обслуживание... | ||
Рабочая программа Основной образовательной программы (ооп) Специальность... Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «техническое обслуживание... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Техническое обслуживание железнодорожного пути» составлен в соответствии с требованиями... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины физическая культура для специальностей... Физическая культура разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Организация, нормирование... Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы... Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для специальности среднего профессионального образования 030912... | Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования Поступающий в аспирантуру представляет реферат по соответствующей специальности (далее – реферат) согласно номенклатуре научных специальностей,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины экономика отрасли для специальностей... Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности | Методические рекомендации по учебному предмету специального цикла:... Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "B" как объектов управления" | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника» «Электротехника» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по... | Реферат по дисциплине «Коммерческая деятельность». Тема: «Сферы применения... Отрасли материального производства и социально-культурной сферы, их структура и признак | ||
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине история входит... Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 190631Техническое обслуживание и ремонт... | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине история входит... Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 190631Техническое обслуживание и ремонт... | ||
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной... «Иностранный язык», утвержденной для специальности 23. 02. 01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) с учетом... | Программа учебной дисциплины «Химия» по специальности 190631 Техническое... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования тульской области |