Источник: справочная правовая система юрист, 05. 11. 2007 14: 49: 29





Скачать 313.75 Kb.
НазваниеИсточник: справочная правовая система юрист, 05. 11. 2007 14: 49: 29
страница1/3
Дата публикации29.12.2014
Размер313.75 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3
Источник: справочная правовая система ЮРИСТ, 05.11.2007 14:49:29

Указ Президента Республики Казахстан от 7 февраля 2001 года № 550
О Государственной программе функционирования и развития языков на 2001-2010 годы
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.05.2006 г.)

См. комментарий Государственно-правового отдела Администрации Президента Республики Казахстан

В соответствии с подпунктом 8) статьи 44 Конституции Республики Казахстан постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу функционирования и развития языков на 2001-2010 годы (далее - Программа).
2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить План мероприятий по реализации Программы.
См.: План мероприятий на 2007-2008 годы по реализации Государственной программы функционирования и развития языков на 2001-2010 годы, План мероприятий на 2005-2006 годы по реализации Государственной программы функционирования и развития языков на 2001-2010 годы
В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Указом Президента РК от 29.03.04 г. № 1323; Указом Президента РК от 30.05.06 г. № 127 (см. стар. ред.)
3. Министерству культуры и информации Республики Казахстан представлять Президенту Республики Казахстан и Правительству Республики Казахстан сводный аналитический доклад о ходе реализации Программы к 30 июня и к 30 декабря ежегодно.
4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня опубликования.


Президент


Республики Казахстан

Н. Назарбаев
Утверждена
Указом Президента Республики Казахстан
от 7 февраля 2001 года № 550
Государственная программа
функционирования и развития языков на 2001-2010 годы
В раздел 1 внесены изменения в соответствии с Указом Президента РК от 29.03.04 г. № 1323; Указом Президента РК от 30.05.06 г. № 127 (см. стар. ред.)
1. Паспорт Программы
Наименование - Государственная программа функционирования и развития языков на 2001-2010 годы.
Основания для разработки - разработана в соответствии с пунктом 3 Государственной программы функционирования и развития языков, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 5 октября 1998 года, № 4106.
Основные разработчики - Министерство культуры и информации Республики Казахстан.
Цели - стратегия развития языков народов Казахстана определяет три основные цели: расширение и укрепление социально-коммуникативных функций государственного языка; сохранение общекультурных функций русского языка; развитие языков этнических групп.
Задачи - для реализации целей Программы предусматривается решить следующие задачи: обеспечение функционирования государственного языка в качестве языка государственного управления; совершенствование нормативной правовой базы; обеспечение функционирования государственного языка в качестве основного языка делопроизводства во всех государственных организациях и органах местного самоуправления с определением графика перехода делопроизводства на государственный язык (с указанием конкретных сроков и мероприятий); в целях реализации статей 7 и 93 Конституции Республики Казахстан организация в масштабах республики единой системы курсов по бесплатному обучению граждан государственному языку за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также других источников,не запрещенных законодательными актами Республики Казахстан; обеспечение функционирования русского языка в качестве языка, официально употребляемого в государственных организациях и органах местного самоуправления; научно-лингвистическое обеспечение функционирования русского языка; оказание государственной поддержки в обучении представителей этнических общностей (диаспор) родным языкам; осуществление пропаганды и внедрения государственного языка в различные сферы общественной жизни.
Источники финансирования - финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на реализацию данной Программы, местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательными актами Республики Казахстан. Минимальная расчетная потребность в бюджетных средствах на реализацию Программы составляет 3087,7 миллиона тенге. Ежегодные объемы ее будут уточняться в соответствии с Законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий год.

Ожидаемые результаты - реализация Государственной программы функционирования и развития языков предполагает создание оптимального социолингвистического пространства, определяемого достижением необходимого функционального соотношения языков, использующихся на территории Казахстана.
2. Введение
Государственная программа функционирования и развития языков на 2001-2010 годы (далее - Программа) рассчитана на 10 лет. В Программе определены стратегические цели и задачи языкового строительства в Казахстане на долгосрочную перспективу, а также намечены основные направления и механизмы их реализации.
Конкретные действия по осуществлению намеченных целей, задач и приоритетов разрабатываются в форме двухгодичных краткосрочных планов мероприятий по реализации Программы, разрабатываемых уполномоченным органом и утверждаемых Правительством Республики Казахстан.
Программа разработана в соответствии со статьями 7, 93 Конституции Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан» от 11 июля 1997 года (далее - Закон «О языках в Республике Казахстан»), Концепцией языковой политики Республики Казахстан, одобренной распоряжением Президента Республики Казахстан от 4 ноября 1996 года № 3186, а также Государственной программой функционирования и развития языков, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 5 октября 1998 года № 4106.
Оптимальный процесс языкового строительства является одним из наиболее социально значимых аспектов в жизни государства, поскольку способствует упрочению гражданского согласия в обществе и его дальнейшей консолидации, обеспечивая полноценную реализацию этнолингвистических и культурных потребностей. Этим обусловлена необходимость государственного регулирования вопросов языкового развития в стране. Роль государственного языка в обществе обусловлена высоким консолидирующим потенциалом, что обусловливает приоритетность его развития.
Разработка настоящей Программы обусловлена необходимостью выработки единой стратегии по осуществлению целенаправленной последовательной деятельности всех ветвей государственной власти и общества в целом для создания оптимального функционально-лингвистического пространства в Казахстане.
3. Анализ современного состояния проблемы
С момента принятия в 1997 году Закона «О языках в Республике Казахстан» и в ходе реализации Государственной программы функционирования и развития языков, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 5 октября 1998 года № 4106, в период с 1998 по 2000 год были созданы предпосылки для дальнейшего расширения и углубления процессов языкового строительства во всех основных сферах общественной жизни. Это стало результатом координированных целенаправленных усилий государственных органов, организаций и общества в целом.
В стране в настоящее время в целом сформированы правовые основы для успешной реализации функционального развития языков. Процессы языкового строительства находят понимание и поддержку в обществе.
Наметилась тенденция к увеличению востребованности государственного языка в системе государственных органов. Наиболее заметные результаты здесь достигнуты в регионах с преобладанием казахского населения. Это относится прежде всего к Атырауской, Кызылординской, Мангистауской, Западно-Казахстанской, Южно-Казахстанской областям. В областях Северного, Центрального и Восточного Казахстана также проводится определенная работа по развитию государственного языка. В центральных исполнительных органах, благодаря целенаправленной работе по расширению сферы функционирования государственного языка, наблюдается процесс роста его востребованности. В большинстве государственных органов и организаций делопроизводство ведется на двух языках - государственном и русском.
Однако, несмотря на достигнутые результаты, следует отметить, что уровень реализации потенциала государственного языка в работе государственных органов все еще недостаточен. Среди государственных служащих мало специалистов, владеющих государственным языком на уровне, необходимом для осуществления служебных функций. Поэтому одной из основных задач хода реализации Программы является подготовка квалифицированных кадров.
Начался процесс внедрения государственного языка в системе Вооруженных Сил Республики Казахстан. Идет процесс формирования современной казахской военной терминологии. Однако в ходе повседневного исполнения служебных обязанностей функционирование государственного языка в воинских формированиях остается ограниченным. Основные усилия здесь следует приложить в области создания специальной военной лексики и обучения государственному языку.
Постепенно увеличивается роль государственного языка в системе образования. В 1999/2000 учебном году, по данным Министерства образования и науки, из 3,5 миллиона учащихся школ республики 1,6 миллиона обучались на казахском языке (50,6%), 1,5 миллиона - на русском (45%), 80 тысяч - на узбекском (2,3%), 23 тысячи - на уйгурском (0,6%), 2,5 тысячи - на таджикском (0,07%) и более тысячи - на других языках. Несмотря на то, что общее количество школ с казахским языком обучения постепенно растет и к 2000 году достигло почти 43% (7910) от общего количества школ в республике, их распределение по регионам, а также по схеме «город - село» остается неравномерным. Существует проблема так называемых смешанных школ, в которых классы с казахским языком обучения в силу их непропорционального представительства оказываются оторванными от соответствующей языковой среды. Кроме того, зачастую в школах с казахским языком обучения наблюдается недостаточно высокий уровень преподавания. То же можно отметить и в отношении школ с другими языками обучения. Эти проблемы менее остро стоят в школах с русским языком обучения, в которых наработан богатый учебно-методический потенциал.
Если количество школ с государственным языком обучения постепенно растет, то число детских дошкольных организаций сокращается. Их количество к 2000 году не превышало 25% (1158) от общего числа аналогичных организаций в целом по стране. Таким образом, из сферы государственного регулирования языковых отношений выпадает поколение, отличающееся наибольшей лингвистической восприимчивостью.
В начальных и средних профессиональных организациях образования ведется обучение на государственном языке по 200 специальностям, в высших учебных заведениях республики - по более чем 75 специальностям. Количество студентов на отделениях с казахским языком обучения составило к 2000 году около 32% (85 300), количество студентов на русских отделениях - около 68% (181 000). Несмотря на общее увеличение отделений с казахским языком обучения, следует уделить внимание расширению круга специальностей, преподаваемых на данном языке. Так, например, с 1998/1999 учебного года в высших и средних специальных учебных заведениях страны введена новая специальность «Делопроизводство на государственном языке».
Большие перспективы в обучении государственному языку открываются в результате разработки новых интенсивных методик преподавания, применения аудио- и видеоматериалов, компьютерных технологий. Так, на сегодняшний день разработана и установлена в центральных исполнительных органах компьютерная программа по обеспечению электронного документооборота на государственном языке, разработаны программы распознавания компьютерных шрифтов через сканер, проверки орфографии казахского языка, автоматического перевода текстов с казахского языка на русский и с русского языка на казахский.
Одной из существенных проблем, стоящих перед государственным языком, является необходимость расширения возможностей казахского языка в отображении новых социокультурных реалий. В этом направлении ведется целенаправленная научно-исследовательская работа. Особое внимание уделяется созданию и совершенствованию терминологической базы казахского языка. Государственной терминологической комиссией утверждено 610 новых терминов, впервые осуществлено издание серии отраслевых терминологических словарей, состоящей из 31 тома.
Активно осуществляется деятельность по упорядочению и восстановлению исторических названий и приведению топонимических и других наименований на территории республики в соответствие с фонетическими, графическими и лексическими принципами, определенными действующим законодательством. К настоящему времени получили новые названия 64 района, 8 городов, 420 аулов и поселков, 680 организаций образования, культуры, здравоохранения и других объектов.
Наблюдается общее увеличение защищенных на государственном языке кандидатских и докторских диссертаций. Однако их количество все еще незначительно - в 1999 году оно составляло всего 14% от всех защищенных в республике диссертаций (174 из 1267).
Определенные положительные сдвиги в развитии государственного языка достигнуты в сфере культуры и средств массовой информации. Сделаны позитивные шаги в направлении увеличения объема телевизионных передач на казахском языке. В частности, можно отметить появление специализированного телевизионного канала, вещающего на государственном языке. Большинство телевизионных каналов (144 из 192 ) к 2000 году вещали на двух языках. Но установленные законодательными актами пропорции времени вещания на государственном и других языках в большинстве случаев еще не соблюдаются.
Позиции официально употребляемого языка в системе органов государственного управления, Вооруженных Силах страны, сфере обслуживания населения, культуре и искусстве традиционно сильны. Русский язык продолжает оставаться преобладающим языком науки и образования, он лидирует в области средств массовой информации. Так, например, к 2000 году в стране насчитывалось 2365 школ с русским языком обучения, 2055 школ - смешанных, с преобладанием классов с русским языком обучения, на русском языке издается 393 наименования газет, 78 журналов, работают 20 телевизионных каналов.
Государством оказывается помощь языкам всех диаспор, проживающих на территории Казахстана. В целях развития национальных языков и культуры в стране создана система воскресных школ по обучению родному языку. В 1999/2000 учебном году в воскресных школах в качестве родных изучались 14 языков: корейский, иврит, украинский, татарский, немецкий, турецкий, чеченский, уйгурский, армянский, азербайджанский, чувашский, польский, курдский, дунганский. Разработано типовое положение о воскресных школах. Данная форма обучения успела хорошо зарекомендовать себя и имеет дальнейшую перспективу. В стране на языках диаспор выпускается 11 газет, телевизионные передачи ведутся на 12 языках.
4. Цели и задачи Государственной программы функционирования и
развития языков
В соответствии с функциональным принципом формирования лингвистического поля в республике, закрепленным Конституцией Республики Казахстан и нашедшим отражение в Законе «О языках в Республике Казахстан», целесообразно осуществление языкового строительства по трем направлениям на основе дифференцированного подхода: расширение и укрепление социально-коммуникативных функций государственного языка; сохранение общекультурных функций русского языка; развитие других языков народов Казахстана.
Дифференцированность подхода оправдана различием задач, стоящих перед каждой из функционально-лингвистических групп. Так, вектор развития казахского языка определяется необходимостью реализации его государственного статуса; генеральным направлением деятельности по обеспечению функционирования русского языка является сохранение за ним функций языка, официально употребляемого наравне с казахским в государственных организациях и органах местного самоуправления; удовлетворение лингвистических запросов этнических групп требует создания условий для изучения и развития языков народов Казахстана, реализации конституционного права каждого на пользование родным языком, на осуществление свободного выбора языка общения, обучения и творчества.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Источник: справочная правовая система юрист, 05. 11. 2007 14: 49: 29 iconДискуссия
Тема Историко-культурные и геополитические основы российской правовой системы. Тема Правовая система общества: понятие и характеристика....
Источник: справочная правовая система юрист, 05. 11. 2007 14: 49: 29 iconДискуссия
Тема Историко-культурные и геополитические основы российской правовой системы. Тема Правовая система общества: понятие и характеристика....
Источник: справочная правовая система юрист, 05. 11. 2007 14: 49: 29 icon4. Личность и общество в правовой системе России. Тема Правосознание...
Тема Историко-культурные и геополитические основы российской правовой системы. Тема Правовая система общества: понятие и характеристика....
Источник: справочная правовая система юрист, 05. 11. 2007 14: 49: 29 iconБалтийской педагогической академии
Бекасова с. Н. Справочная литература как источник обоснования понятия «потенциал»
Источник: справочная правовая система юрист, 05. 11. 2007 14: 49: 29 iconР. Ф. Габидуллин «29» августа 2012 г
Специализации: Государственно-правовая, Адвокатская деятельность, Гражданско-правовая, Уголовно-правовая, Финансово-правовая
Источник: справочная правовая система юрист, 05. 11. 2007 14: 49: 29 icon11. Система права и правовая система
Эта взаимосвязь — не хаотичная совокупность правовых норм, а внутренне согласованное, целостное единство. В противном случае право...
Источник: справочная правовая система юрист, 05. 11. 2007 14: 49: 29 iconV. G. Abashin автоматизированная система обработки биометрических...
Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений
Источник: справочная правовая система юрист, 05. 11. 2007 14: 49: 29 iconУтверждаю проректор по учебной работе
Ведь с деятельностью кредитных организаций сталкивается в своей повседневной работе и корпоративный юрист, и юрист — налоговый консультант,...
Источник: справочная правовая система юрист, 05. 11. 2007 14: 49: 29 iconВысшего профессионального образования «институт государственного...
Ведь с деятельностью кредитных организаций сталкивается в своей повседневной работе и корпоративный юрист, и юрист — налоговый консультант,...
Источник: справочная правовая система юрист, 05. 11. 2007 14: 49: 29 iconВысшего профессионального образования «институт государственного...
Ведь с деятельностью кредитных организаций сталкивается в своей повседневной работе и корпоративный юрист, и юрист — налоговый консультант,...
Источник: справочная правовая система юрист, 05. 11. 2007 14: 49: 29 iconУчебно-практическое пособие по курсу «Банковское право» содержит...
Ведь с деятельностью кредитных организаций сталкивается в своей повседневной работе и корпоративный юрист, и юрист — налоговый консультант,...
Источник: справочная правовая система юрист, 05. 11. 2007 14: 49: 29 iconРефератов по дисциплине «Налоговое право»
Система налоговых органов Российской Федерации: структура, правовая основа деятельности, правовой статус
Источник: справочная правовая система юрист, 05. 11. 2007 14: 49: 29 iconПереговоры РФ и США по усыновлению сняли все вопросы. Источник: «KM. ru»
Астахов: Российско-американские дети. Источник: «Голос России»
Источник: справочная правовая система юрист, 05. 11. 2007 14: 49: 29 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранный язык Специальность
Специальность: 030501. 65 «Юриспруденция», специализации «Гражданско-правовая»/ «Уголовно-правовая»
Источник: справочная правовая система юрист, 05. 11. 2007 14: 49: 29 iconРеферат по информатики Ученика 8 класса “Г”
Интернет стремительно входит в нашу жизнь. Сегодня это уже не только всемирная справочная система, но и средство связи, которое с...
Источник: справочная правовая система юрист, 05. 11. 2007 14: 49: 29 iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 Юриспруденция...
Ведерников Н. Т., Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск