Скачать 274.35 Kb.
|
1 Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины Целью преподавания дисциплины является изучение основ социального образования, назначением которого является обучение и воспитание личности, сориентированной на профессиональную деятельность в социальной сфере в рамках подготовки будущих социальных работников по направлению 040100.62 бакалавр социальной работы. Свое «официальное» рождение система социального образования получила в 1991 году, именно с этого периода начата подготовка специалистов социального профиля. За двадцатилетний период система социального образования динамично развивалась и значительно увеличила свои масштабы в рамках Российской Федерации, на данный момент подготовка по специальностям социального профиля ведется практически во всех ВУЗах страны. Активно развивается система дополнительного образования работников социальной сферы, ведется подготовка преподавателей кафедр, вузов, факультетов социального профиля, а также аспирантская и докторская послевузовская социально-ориентированная подготовка. Целью преподаваемой дисциплины является формирование следующих компетенций: Общекультурные – ОК-2 (уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь). Профессиональные – ПК-10 (быть способным осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации); ПК-19 (быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений). 1.2 Задачи изучения дисциплины
1.3 Межпредметная связь Курс «Основы социального образования» относится к обязательной части профессионального цикла. Изучение данного курса позволит студентам сформировать представления о назначении социального образования в обществе, его истории и развитии. Программа курса также предусматривает изучение основных структурных элементов социального образования, изучение социального образование как процесса, системы и социального института. Для более эффективного освоения курса «Основы социального образования» рекомендуется студентам иметь подготовку по дисциплинам «История социальной работы, «Введение в социальную работу». 2 Объем дисциплины и виды учебной работы
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса Учебным планом не предусмотрено.
Перечень тем семинарских занятий и их объем.
Модуль 1. Теоретические аспекты учебной дисциплины основы социального образования Тема 1. Основы социального образования как учебная дисциплина Цель, задачи основ социального образования, объект и предмет исследования. Место данной учебной дисциплины в системе подготовки будущих социальных работников. Тема 2. Сущность и структура социального образования. Основные подходы к определению социального образования, основные элементы структуры социального образования. Тема 3. Социальное образование как образовательная подсистема Роль и значение социального образования в система профессионального образования Модуль 2. Особенности социального образования в России и за рубежом Тема 4. Социальное образование в мировой образовательной системе История возникновения и развития социального образования в мировой образовательной системе, опыт ведущих мировых держав по подготовке кадров в системе социального образования. Тема 5. Социальное образование в Российской Федерации Особенности становления и развития социального образования в России. Тема 6. Перспективы развития социального образования в России Основные сценарии развития системы социального образования в России, возможности совершенствования системы социального образования Тема 7. Социальное образование как процесс, система и социальный институт Обзор понятий: их взаимосвязь и отличия. Тема 8. Методики оценки качества и эффективности социального образования в Российской Федерации Основные методики оценки качества и эффективности социального образования и возможности их использования в Российской Федерации. 3.4. Лабораторные занятия Учебным планом не предусмотрено. 3.5 Самостоятельная работа Программой предусмотрена самостоятельная работа в объеме 1 кредита (36 часов) и включает в себя следующие виды работ: 1) Написание реферата (0,33 (12)), тема реферата выбирается из списка тем рефератов по курсу «Основы социального образования». Реферат должен выполняться в соответствии с требованиями: выполняться на стандартных листах формата А4; иметь титульный лист, план работы с нумерацией страниц в соответствии с его пунктами, введение, текст самой работы, заключение, список литературы, использованный при написании, приложения, если таковые имеются. Реферат сдается не менее, чем за 14 дней до начала сессии. Титульный лист должен быть оформлен по форме и в обязательном порядке содержать название предмета и тему, по которой выполняется работа, ФИО и регалии преподавателя, проверяющего работу, ФИО и курс студента, выполнившего работу. Страницы должны быть пронумерованы. Пункты плана должны отражать структуру работы, названия глав и параграфов дублироваться в тексте работы без изменений. Изложение плана, введения, глав, заключения, списка литературы и приложений должно начинаться с новой страницы. Текст работы пишется только с одной стороны листа. Текст печатается шрифтом размера 14 и с интервалом в 1.5, при отступах от левого края 3 см, правого и верхнего - 1.5 см, нижнего - 2 см. В тексте работы в обязательном порядке должны быть даны ссылки на список используемой литературы. Список литературы должен быть составлен в алфавитном порядке по фамилиям авторов в соответствии с последними Гостами по оформлению. В списке литературы источники располагаются в следующем порядке: международные нормативно-правовые акты; конституция; кодексы; нормативно-правовые акты федерального уровня; региональные нормативно-правовые акты; городские нормативные акты; локальные нормативно-правовые акты; иные источники литературы в алфавитном порядке. Письменная работа должна быть надлежащим образом подшита. В случае возврата контрольной работы повторно на кафедру сдается исправленная контрольная работа с подшитым ее вариантом до исправления. 2) Для углубленного освоения дисциплины, подготовки к семинарским занятиям студентам предлагается самостоятельное изучение теоретического материала по всем разделам и темам курса (0,66 (24)). Задания для изучения теоретического материала курса можно получить у методиста кафедры теории и методики социальной работы или у преподавателя данной дисциплины. Для углубленного освоения учебной дисциплины студентам предлагается самостоятельное изучение теоретического материала. 3.6 Содержание модулей дисциплин при использовании системы зачетных единиц
4. Учебно-методические материалы по дисциплине. 4.1 Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы Нормативные акты:
Литература: 1.Артемова Л.К. Кадровое обеспечение профильного обучения // Свободная мысль XX века. – 2004. - № 6. – С. 52-59 2.Борисенков В.П. Стратегия образовательных реформ в России // Педагогика. – 2006. - № 7. – С. 3 – 17 3.Бруднов А. Проблемы становления и развития системы дополнительного образования // Воспитание школьника. – 1996. - № 4. – С. 5-13 4.Булгакова Н. Гонка без финиша. О концепции непрерывного образования // поиск. – 2004. – 30 апреля. - № 17-18. – С. 4 5.Ваганов А. Бесплатного образования больше не будет // Независимая газета. – 2004. – 28 июля. – С. 2 6.Владимиров В. Организационная структура российских вузов // Высшее образование в России. – 2001. - № 5. – С. 3-11 7.Волков Ю.Г. Дополнительное профессиональное образование // Социально-гуманитарные знания. – 2004. - № 3. – С. 197-207 8.Гребнев Л. Российское образование в зеркале демографии // Вопросы экономики. – 2003. - № 7. – С. 4-25 9. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г // Система «Гарант» 10.Иванов П. Высшая школа на рубеже XXI века // Свободная мысль XX века. – 2004. - № 6. – С. 60-77 11.Каргина З. Значение дополнительного образования пока не оценивается должным образом // воспитание школьников. – 2000. - № 5. – С. 27-28 12.Каргина З. Дополнительное образование в нормативных документах // воспитание школьников. – 2002. - № 2. – С. 35-38 13. Киселев Н.В., Власова Е.И. Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в сельских общеобразовательных учреждениях // Педагогическая наук и практика: проблемы и перспективы. Сборник научных статей. Выпуск первый.- Москва: ИОО МОН РФ, 2004. - 186 с. - С.80-87 14.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Система «Гарант» 15.Колесов В. Двухступенчатое высшее образование. 15 аргументов «за» // Высшее образование в России. – 2006. - № 3. – С. 24-31 16.Кузьминов Я. Реформа образования: причины и цели // Отечественные записки. – 2002. - № 1. – С. 91-106 17.Лопатин И. В поисках стабильности // Учительская газета. – 2004. – 8 июня. - № 23. – С. 10 18.Лушникова М. , Лушников А. Право на профессиональное образование и обучение: проблемы реализации в современных условиях // Управление персоналом. – Апрель. – 2007. – С. 49- 53 19.Лукьянов В. На пути к обществу знаний // Ваше право. – Юридическая газета. – 2005. – Сентябрь. - № 17. – С. 18 20.Легостаев И.И. Об основных закономерностях обучения в дистанционном обучении // Социально-гуманитарные знания. – 2006. - № 4. – С. 206-217 21.Лобко А. Первопроходец негосударственного высшего образования // Литературная газета. – 2004. – 4-10 августа. - № 31. – С. 12 22.Матросов В.А. Модернизация высшей педагогической школы // Педагогика. – 2006. - № 10. – С. 56-58 23.Молодцова В. ПТУ упраздняют. Техникумы закрывают. Что взамен? // Учительская газета. – 2004. – 25 мая. – С. 32 24.Панфилова Т.В. Перспективы высшего образования в России // Общественные науки и современность. – 2006. - № 6. – С. 88-89 25.Пинский А. новое образовательное законодательство // Учительская газета. – 2004. - № 36. – С. 18-20 26.Письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002 г. N 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» // Система «Гарант» 27.Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изм. и доп. от 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.) // Система «Гарант» 28. Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 725 «О продлении на 2004 год срока проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена» // Система «Гарант» 29.Попов А.Д. Демографическая база профессионального образования. Современное состояние и перспективы развития до 2025 года // вопросы статистики. – 2006. - № 3. – С. 32-36 30. Приказ Минобразования РФ от 25 декабря 2000 г. N 3784 «О проблемах сохранения единства образовательного пространства в Российской Федерации» 31. Приказ Минобразования РФ от 23 февраля 2001 г. N 620 «О плане мероприятий Минобразования России по компьютеризации сельских школ» // Система «Гарант» 32. Приказ Минобразования РФ от 6 марта 2001 г. N 834 «Об утверждении экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации» // Система «Гарант» 33. Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 г. N 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» // Система «Гарант» 34. Приказ Минобразования РФ от 17 октября 2000 г. N 2979/35 «О проведении мониторинга качества общего образования в 2000/2001 учебном году» // Система «Гарант» 35. Приказ Минобразования РФ Российская академия образования от 29 января 2004 г. N 315/2 «О реализации решения коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования» от 23 декабря 2003 // Система «Гарант 36.Приказ РФ N 21/12 «О проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» 37. Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» // Система «Гарант» 38. Письмо Минобразования РФ от 26 сентября 2001 г. N 22-06-1277 «О соответствии уставов общеобразовательных учреждений законодательству Российской Федерации» // Система «Гарант» 39. Письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002 г. N 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» // Система «Гарант» 40. Письмо Минобразования РФ от 2 февраля 2004 г. N 03-51-10ин/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // Система «Гарант» 41.Поташкин М. Управление качеством дополнительного образования // Народное образование. – 2001. - № 7. – С. 55-58 42.Прутченков А. Основные направления приоритетного национального проекта «Образование» // Экономика в школе. – 2006. - № 1. – С. 3-9 43.Пчелинцева Л.М. Государственная политика в области образования // Журнал российского права. - N 2, февраль. - 2003 44.Руденко С. по статусу среднее, по качеству высшее // Учительская газета. – 11 февраля. - № 6. – С. 18-19 45.Сабуров Е. Нужна ли России хорошая школа // Семья и школа. – 2005. - № 11-12. – С. 2-5 46.Современное образование и проблемы его реформирования // АиФ. – 2006. - № 42. – С. 13 47.Социальная дифференциация высшего образования // Под ред. С.В. Шишкина. – М.: Независимый институт социальной политики, 2005 48.Свинаренко А. Без современной системы образования невозможно развитие экономики // Учительская газета. – 2005. – 1 марта. - № 8. – С. 8 49.Создание условий для повышения качества общего образования // Учительская газета. – 2003. – 16 декабря. - № 31. – С. 22-24 50.Солдаткин В. Дистанционное обучение // Ваше право. – 2003. - № 6. – С. 12 51.Типовое положение об общеобразовательном учреждении общего образования // Учительская газета. – 2002. – 20 августа, № 34. – С. 26-27 52.Троицкий В. О последствиях «реформ» образования // Молодая гвардия. – 2006. - № 11-12. – С. 247-254 53. Типовое положение о межшкольном учебном комбинате (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1437) // Система «Гарант» 54. Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1501 «О неотложных мерах по улучшению финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений основного общего образования» // Система «Гарант» 55. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 221 с. 56.Федорова Е. Кадровая политика при системе «бакалавр – магистр» // Служба кадров и персонала. – Август. – 2007. – С. 53-5 57.Фурсенко А. Сделать образование открытым // Трибуна. – 2004. – 16 декабря. – С. 3 Интернет-ресурсы:
4.2 Контрольно-измерительные материалы Контроль знаний студентов включает в себя оценку знаний студентов на основе их участия в семинарских занятиях, оценку глубины их знаний по основам социального образования по итогам выполнения самостоятельных письменных работ. Итоговый зачет по всему курсу предусматривает оценку знаний студентов в области основ социального образования и умения применять их на практике. В итоге изучения курса знания и навыки студента должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений государственного образовательного стандарта. Для промежуточного и итогового контроля знаний, умений и навыков в соответствии с реализуемыми компетенциями после окончания каждого модуля используются контрольно-измерительные материалы в форме контрольных вопросов для устного опроса. 5. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса по дисциплине в системе зачетных единиц. 5.1 Трудоемкость модулей и видов учебной работы в относительных единицах по дисциплине «Основы социального образования», социально-правового факультета, курса 2 на семестр 2012/2013 уч. года
ГРАФИК учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы социального образования» направления Социальная работа, институт Юридического института, 2 курса на 3 семестр.
Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; РЗ – расчетное задание; ВРЗ – выдача расчетного задания; СРЗ – сдача расчетного задания; КР – курсовая работа; ВКР – выдача курсовой работы; СКР – сдача курсовой работы; КП – курсовой проект; ВКП – выдача курсового проекта; СКП – сдача курсового проекта; РФ – реферат; ВРФ – выдача темы реферата; СРФ – сдача реферата; ЛР – лабораторные работы; ВЛР – выполнение лабораторной работы; ЗЛР – защита лабораторной работы; КН – контрольная неделя (аттестационная неделя); ВТ – входное тестирование по дисциплине. Заведующий кафедрой: Жижко Е.В. Директор института: «_______» _______________________ 201_ г |
Изделий и конструкций Программа предназначена для студентов строительных факультетов высших учебных заведений и отражает цель и задачи изучения дисциплины,... | П711 преднапряженный железобетон учебная программа. Методические указания Программа предназначена для студентов строительных факультетов высших учебных заведений и отражает цель и задачи изучения дисциплины,... | ||
2 Объем дисциплины и виды учебной работы Учебная дисциплина «Социальная работа молодежных общественных организаций» предназначена для подготовки студентов, обучающихся по... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ую программу дисциплины, где представлены цели, задачи и предмет дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины; объем дисциплины... | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию обнинский... Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме в соответствии с учебным планом | 2 Объем дисциплины и виды учебной работы Целью преподавания курса является подготовка специалистов, способных к успешной практической деятельности в области корпоративного... | ||
Рабочая программа дисциплины специальности 080103 «Национальная экономика» Рабочая учебная программа предназначена для студентов специальности 080103 «Национальная экономика» ивключает в себя организационно-методический... | Программа введение содержание дисциплины Охватываются следующие виды учебной работы студентов | ||
Программа введение содержание дисциплины Охватываются следующие виды учебной работы студентов | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «альтернативные виды... Рабочая программа дисциплины «Альтернативные виды наказания» составлена на основании | ||
Реферат курсовой работы «аккумулирование радионуклидов растениями лесных фитоценозов» Объем работы: общий объем работы составляет 30 печатных страниц, содержит 4 таблицы, список использованных источников составляет... | Рабочая программа учебной Изучение курса базируется на начальных знаниях иностранного языка школьной программы Объем дисциплины определен рабочим учебным планом... | ||
Курс, 7 семестр Трудоемкость дисциплины: Виды учебной работы Трудоемкость (час.) Освоение теоретического материала по темам дисциплины, включенного в план аудиторных занятий. Выписывание рецептов на гомеопатические... | Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час | ||
Учебная программа (Специальность 021100 «Юриспруденция») Москва 2005 «Юриспруденция». Она представляет гнеобходимый объём знаний по Римскому праву, содержит тематические планы изучения дисциплины студентами... | Технологическая карта дисциплины Кафедра Определение понятий здоровья, болезни и промежуточных состояний человека. Первая помощь, ее виды и объем. Понятие о неотложных состояниях.... |