Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы;





НазваниеРуководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы;
страница1/18
Дата публикации14.01.2015
Размер1.04 Mb.
ТипРуководство
100-bal.ru > Право > Руководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Составители:

д.м.н., профессор С.Ю. Штрыголь,
к.м.н., доцент Т.Р. Гришина,
к.м.н., доцент Н.Ю. Жидоморов,
к.м.н., ассистент О.А. Назаренко,
к.м.н., ассистент А.В. Садин

Редактор Штрыголь С.Ю.
Составлено в соответствии с Программой МЗ РФ (1997) и предназначено для подготовки к практическим занятиям и их выполнения в лаборатории. Вместе с существующими учебниками, дополнительной литературой и программами компьютерного тестирования лекционный курс и методические пособия кафедры составляют единую информационно-методическую систему, позволяющую студенту освоить весь программный материал путем интеграции самостоятельных, лекционных и лабораторных занятий.

Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; вопросы, ситуационные задачи и тесты для самоконтроля; учебные эксперименты; список обязательных препаратов с учетом дозы и формы выпуска; рецептурные задания; таблицы доз и форм выпуска основных препаратов; рекомендации по оформлению рефератов.

Содержит 10 справочных таблиц.
Рецензент – зав. кафедрой общеврачебной практики ИвГМА, доктор мед. наук, профессор Т.С. Полятыкина
Печатается по решению редакционно-издательского совета ИвГМА


© Ивановская государственная медицинская академия, 2008

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие.

Цель и задачи изучения фармакологии, правила оформления рецептов и протоколов

Р е ц е п т у р а

  1. Введение. Государственная фармакопея. Оформление рецепта.
    Растворы для внутреннего и наружного применения

  2. Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций

  3. Твердые и мягкие лекарственные формы. Аэрозоли, глазные пленки

  4. Итоговое занятие (контрольная работа) по рецептуре

Ф а р м а к о л о г и я


  1. Общая фармакология

  2. Средства, влияющие на афферентную иннервацию.
    Местные анестетики. Обволакивающие, вяжущие, адсорбирующие
    средства. Раздражающие средства

  3. Средства, влияющие на холинергические синапсы.
    М-холиномиметики, М,Н-холиномиметики прямого и непрямого
    действия, М-холиноблокаторы

  4. Средства, влияющие на холинергические синапсы (продолжение).
    Н-холиномиметики. Ганглиоблокаторы. Миорелаксанты
    периферического действия (курареподобные средства

  5. Средства, влияющие на адренергические синапсы.
    Адреномиметики, адреноблокаторы, симпатолитики

  6. Итоговое занятие по фармакологии вегетотропных средств

  7. Наркозные средства. Спирт этиловый

  8. Снотворные, противосудорожные, противоэпилептические
    и противопаркинсонические средства

  9. Наркотические (опиоидные) анальгетики

  10. Ненаркотические анальгетики (анальгетики-антипиретики, нестероидные противовоспалительные средства).
    Фармакологические решения проблемы обезболивания

  11. Психофармакология. Нейролептики (антипсихотические средства).
    Транквилизаторы (анксиолитики). Соли лития (нормотимики).
    Седативные средства. Психодислептики

  12. Антидепрессанты, психостимуляторы, ноотропные средства.
    Адаптогены. Аналептики

  13. Итоговое занятие по фармакологии центральной нервной системы

Список обязательных препаратов
(для выписывания в рецептах на итоговых занятиях и на экзамене)

Требования к подготовке и оформлению рефератов

Библиография
П р е д и с л о в и е

Цель и задачи изучения фармакологии,
правила оформления рецептов и протоколов опытов


Уважаемые будущие коллеги, студенты 3 курса!

Основу грамотного, эффективного и безопасного применения лекарственных средств составляют знания врача в области фармакологии. Следовательно, фармакология является интегрирующей дисциплиной, через которую осуществляется передача полученных студентом теоретических знаний в практику профессиональной деятельности врача. Приступая к освоению предмета, пожалуйста, внимательно прочтите это предисловие.

Цель изучения фармакологии состоит в приобретении знаний и навыков, составляющих основу для проведения рациональной фармакотерапии типичных форм заболеваний человека. Для этого студент должен в течение учебного года выполнить следующее:

  • ознакомиться с основными методиками выявления фармакологических эффектов в эксперименте;

  • освоить тактику применения постоянно обновляющегося ассортимента лекарственных препаратов;

  • научиться принимать решения по элементарным вопросам эффективности и безопасности назначения лекарств с учетом совместимости, фармакокинетики, механизма действия, терапевтических и нежелательных эффектов;

  • работать с учебной и научной литературой по фармакологии для пополнения и обновления своих знаний и навыков.

Содержание предполагает прежде всего изучение механизма воздействия фармакологических препаратов на организм, то есть путей и способов формирования эффектов лекарственных средств, используемых в диагностической, профилактической и лечебной практике, с учетом побочного и нежелательного действия. Понимание этих процессов, относящихся к фармакодинамике, требует выяснения первичной фармакологической реакции как пускового механизма для изменения функции органов и систем. Это, в свою очередь, основано на закономерностях биохимического и физиологического уровней регуляции целостного организма в нормальных и патологических условиях. Необходимо и изучение фармакокинетики – процессов поступления лекарства в организм, их распределения, химических превращений и выведения из организма.

Важным способом получения знаний, анализа свойств лекарственных препаратов, развития умения наблюдать за развитием их эффектов и анализировать полученные данные, приобретения навыков их введения в организм являются выполняемые студентами на занятии опыты, которые по существу являются учебно-исследовательской работой студента. В настоящем руководстве приводятся подробные описания учебных экспериментов, доступных в условиях занятия по фармакологии. Обращается внимание на наиболее существенные показатели, которые необходимо регистрировать при выполнении опытов.

С протоколами опытов следует тщательно ознакомиться во время самостоятельной подготовки к занятию, продумать возможные результаты с использованием материалов учебника и лекционного курса. На занятии эксперименты могут быть выполнены как по желанию самих студентов, так и по заданию преподавателя. При выполнении опытов не забывайте о гуманном обращении с животными, выполнение всех болезненных манипуляций только с обезболиванием, способ которого изложен в протоколе.

Необходимый объем знаний. По рецептуре для каждой лекарственной формы – общие принципы расчета, изготовления, дозирования, сравнительная характеристика, оформление рецептов. По общей фармакологии – типичные механизмы и общие закономерности действия лекарственных веществ на организм, методологические основы фармакологии и проблемы ее развития. По частной фармакологии – для каждой группы препаратов: определение и область применения, классификация, фармакодинамика, основные фармакокинетические характеристики, сравнительная характеристика препаратов, показания к применению, нежелательные эффекты и их коррекция, тактика и проблемы фармакотерапии.

Приобретаемые навыки. Теоретическое умение анализировать действие лекарственных средств, в том числе при патологических состояниях. Практическое умение выписывать рецепты в различных лекарственных формах, целесообразных для фармакотерапии типичных заболеваний, исходя из фармакодинамики и фармакокинетики препаратов и принципов их индивидуального дозирования.

Оформление рецептов и протоколов опытов. Настоящее руководство включает рецептурные задания ко всем лабораторным занятиям. Требуется либо выбрать препарат и оформить рецепт в соответствии с диагнозом (синдромом), возрастом пациента, правилами дозирования, либо, выписав указанное средство, самостоятельно определить возможные показания к его назначению (эти задания отмечены звездочкой*).

Особое внимание следует обратить на выбор рациональной лекарственной формы, пути введения, а также на расчет доз и концентраций. В большинстве случаев, если иное не оговорено в условии, необходимо определить среднюю терапевтическую дозу, исходя из высшей. Для удобства студентов после каждого блока заданий по темам честной фармакологии приведены таблицы доз, путей введения и форм выпуска основных препаратов. В каждой теме названы обязательные препараты, включенные в экзаменационные билеты по фармакологии (их формы выпуска и дозы требуется знать на память). Выписывать рецепты необходимо при подготовке к занятию. Расчет дозы, а также взятые из задания или выбранные студентом показания к назначению отдельных средств рекомендуется записывать на полях рабочей тетради, тогда она будет служить своему владельцу в качестве рецептурного справочника, а эффективность проверки работы преподавателем возрастет. Рецепты должны быть оформлены разборчиво и аккуратно, исправления в них, согласно действующим нормативным документам, не допускаются.

Оформляются рецепты в соответствии с приказом М3 РФ № 328 от 23.08.1999 «О рациональном назначении лекарственных средств, о порядке выписывания лекарственных средств и отпуске из аптечных учреждений (организаций)». Правила оформления изложены в учебно-методическом пособии «Общая рецептура» (Штрыголь С.Ю., 2001), в учебном пособии «Общая рецептура» (Харкевич Д.А., Майский В.В., Муратов В.К., 1982) и в учебнике «Фармакология» (Харкевич Д.А., 2001). Врачебную рецептуру недаром называют ars formulas medicas praescribendi – искусство выписывания рецептов. В нем врач cовершенствуется постоянно. Приобретение устойчивых практических навыков прямо зависит от количества самостоятельно выполненных заданий, а наше руководство призвано помочь в овладении этими навыками.

При оформлении протокола опыта следует написать в рабочей тетради его название, методы исследования, полученные результаты (в большинстве случаев это удобно делать в виде таблицы) и вывод. Вывод должен быть четко обоснован результатами, отражать практическое значение экспериментальных данных. Студент, ответственный за выполнение опыта, пишет результаты на доске, остальные переносят его в рабочие тетради, формулируют вывод.

Программа занятия считается выполненной студентом только после того, как преподаватель проверит и подпишет протоколы опытов и рецепты, сделав соответствующую пометку в журнале. Для этого на занятии специально выделяется время.

Коллектив кафедры желает студентам успехов в изучении нашего непростого, но крайне важного для будущего врача предмета. Надеемся, что настоящее руководство окажется удобным и полезным, поможет с высоким качеством освоить основы фармакологии. С благодарностью примем все замечания, направленные на совершенствование этих методических материалов.

Авторы

Р Е Ц Е П Т У Р А
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconУчебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса...
Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования...
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconКафедра клинической фармакологии и фармации
Темы рефератов по уирс по итогам изучения элективного курса фитотерапии для студентов лечебного и педиатрического факультетов
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconР. Кочюнас основы психологического консультирования
Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования...
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации...
Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования...
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического...
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconМетодическое пособие для проведения семинара по учебной дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconМетодическое пособие для проведения семинара по учебной дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №38: “Подготовка лечебно-профилактического учреждения к работе в чрезвычайных ситуациях”
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconБально-рейтинговая система оценки знаний студентов лечебного и педиатрического...

Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconВ. Вопросы для самоподготовки: а Назначение микробиологических лабораторий,...
Для студентов лечебного и педиатрического факультетов по курсу общей микробиологии
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconВ. Вопросы для самоподготовки: а Назначение микробиологических лабораторий,...
Для студентов лечебного и педиатрического факультетов по курсу общей микробиологии
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconВ. Вопросы для самоподготовки: а Назначение микробиологических лабораторий,...
Для студентов лечебного и педиатрического факультетов по курсу общей микробиологии
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
...
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
...
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф”
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф”


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск