Методические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения. Составитель: старший преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Ярославцева О.





Скачать 161.45 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения. Составитель: старший преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Ярославцева О.
Дата публикации27.01.2015
Размер161.45 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
Министерство образования и науки РФ

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия»

Забайкальский аграрный институт

Экономический факультет

Методические рекомендации

по изучению дисциплины «Этнография»

Студентам очного отделения бакалавриата


Чита 2014

УДК 339.138 (075.4)
Методические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения. Составитель: старший преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Ярославцева О.Р.

Рецензент: Жамбалдоржиев Б.Ц., к.филосовских.н, доцент кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин.
Рассмотрено на заседании кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин ЗабАИ и рекомендовано к изданию « » __________ 20__г.

Утверждено Методической комиссией экономического факультета ЗабАИ «___» ____________, протокол № ____

Методические рекомендации соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

В методических рекомендациях определены цель и задачи изучения дисциплины, требования к содержанию, структуре и оформлению реферата. Приведены примерные темы работ.

Данные методические рекомендации предназначены для студентов очного отделения бакалавриата.

Печатаются по решению Методического совета Забайкальского аграрного института – филиала ФГБОУ ВПО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия»

© Забайкальский аграрный институт, 2014


Оглавление:

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2. Цели освоения дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

3. Требования к выполнению рефератов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

4. Темы рефератов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

5. Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

6. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

1. Введение
Этнография дает представление основных принципов и понятий, которые используются при изучении этнических явлений, этнонационального измерения социума, особенностей этнонациональных проблем в мире и в России, а также с различными подходами к трактовке этничности, ее влияния на социальное поведение человека, ее значимости в контексте функционирования полиэтнических сообществ, формирование у студентов целостного междисциплинарного представления о взаимоотношениях личности с точки зрения ее этнической принадлежности и общества, а также различных этнических групп в процессе общения и взаимодействия.

Курс этнографии позволяет студентам ориентироваться в современной ситуации межэтнических и межнациональных отношений, правильно оценивать ситуацию и принимать решения по организации и методике профессиональной деятельности.

Студент будет знать основы современной ситуации в области межэтнических отношений, основные этапы формирования и основные принципы государственной национальной политики Российской Федерации.


2. Цели освоения дисциплины

Цель – дать представление о проблемах современных этнических взаимоотношений в мире и в России; о круге проблем, включающих прямо или косвенно проблемы этнического развития и межэтнических взаимоотношений; о существующих теоретических подходах к рассмотрению проблем этнологии и соотношении другими аспектами современности.

Знать - объект изучения этнологии, предметную область различных исследований в данной науке, цели, задачи, место курса; основной понятийный аппарат изучаемого курса; основные исторические события, повлиявшие на процессы этногенеза и межэтнические отношения, в том числе конфликты; основные признаки этносов и этнических групп, характеристики межэтнических контактов, свойства изучаемых в курсе объектов; основы теоретических концепций в изучении этнических процессов в мировой и отечественной науке, закономерности этногенеза и направлений этнических миграций, принципы подхода к анализу этноса; методологические и методические принципы исследований в этнологии и смежных дисциплинах, средства и инструментарий, используемые в исследованиях; основные модели описания таких явлений, как суперэтнос, субэтнос, полиэтническое сообщество и других; классификацию этносов по различным критериям, способы аналитического изучения сложных межпредметных явлений; разнообразие подходов и сложность выбора однозначных объективных критериев при оценке уровня развития этноса и его готовности к активному и равноправному сотрудничеству с другим этносом.

Уметь - выбирать объекты курса из окружающей среды; описывать и характеризовать данные, сведения и факты межэтнических отношений на языке терминов и понятий, введенных и используемых в курсе; выдвигать гипотезы о причинах возникновения той или иной ситуации развития этноса или межэтнических отношений, о путях (ее развития и последствиях; систематизировать факты, явления из области этнических отношений, самостоятельно формулируя основания для классификации; определять и оценивать признаки, характеризующие уровень и состояние этнического сознания и межэтнических отношений, используя известные методы и средства; выбирать методы и модели, для решения практических задач курса – разработки методов межэтнической коммуникации; осуществлять самоконтроль по уровню знаний основных проблем курса до, в ходе и после выполнения работы; формулировать проблемы, требующие практического решения и устанавливать иерархию этих решений; прогнозировать развитие ситуации, учитывая состояние и уровень остроты проблемы, выбор методов ее решения.

Общекультурные компетенции:

ОК -1: знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии;

ОК- 4: умение анализировать и оценивать исторические события и процессы;
3. Требования к выполнению рефератов.

Реферат (от лат. refenre – сообщать) – краткое изложение в письменном виде или в форме публикации доклада, содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Работа над рефератом условно разделяется на выбор темы, подбор литературы, подготовку и защиту плана; написание теоретической части и всего текста с указанием библиографических данных используемых источников, подготовку доклада, выступление с ним. Тематика рефератов полностью связана с основными вопросами изучаемого курса.

Тему реферата студенты выбирают самостоятельно, но если на одну тему претендует несколько студентов, на помощь приходит преподаватель. Список литературы к темам не дается, и студенты самостоятельно ведут библиографический поиск, причем им не рекомендуется ограничиваться библиотекой института.

Важно учитывать, что написание реферата требует от студентов определенных усилий. Особое внимание следует уделить подбору литературы, методике ее изучения с целью отбора и обработки собранного материала, обоснованию актуальности темы и теоретического уровня обоснованности используемых в качестве примеров фактов какой-либо деятельности.

Выбрав тему реферата, начав работу над литературой, необходимо составить план. Изучая литературу, продолжается обдумывание темы, осмысливание прочитанного, делаются выписки, сопоставляются точки зрения разных авторов и т.д. Реферативная работа сводится к тому, чтобы в ней выделились две взаимосвязанные стороны: во-первых, ее следует рассматривать как учебное задание, которое должен выполнить обучаемый, а во-вторых, как форму научной работы, творческого воображения при выполнении учебного задания.

Наличие плана реферата позволяет контролировать ход работы, избежать формального переписывания текстов из первоисточников.

Оформление реферата включает титульный лист, оглавление и краткий список использованной литературы. Список использованной литературы размещается на последней странице рукописи или печатной форме реферата. Реферат выполняется в письменной или печатной форме на белых листах формата А4 (210 х 297 мм). Шрифт Times New Roman, кегель 14, через 1,5 интервала при соблюдении следующих размеров текста: верхнее поле – 25 мм, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 15 мм. Нумерация страниц производится вверху листа, по центру. Титульный лист нумерации не подлежит.

Рефераты должны быть написаны простым, ясным языком, без претензий на наукообразность. Следует избегать сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов. Если же такие термины и символы все-таки приводятся, то необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тексте реферата. Это правило касается и дипломных работ.

Объем реферата предполагает тщательный отбор информации, необходимой для краткого изложения вопроса. Важнейший этап – редактирование готового текста реферата и подготовка к обсуждению. Обсуждение требует хорошей ориентации в материале темы, умения выделить главное, поставить дискуссионный вопрос, привлечь внимание слушателей к интересной литературе, логично и убедительно изложить свои мысли.

Рефераты обязательно подлежат защите. Процедура защиты начинается с определения оппонентов защищающего свою работу. Они стремятся дать основательный анализ работы студента, обращают внимание на положительные моменты и недостатки реферата, дают общую оценку содержанию, форме преподнесения материала, характеру использованной литературы. Иногда они дополняют тот или иной раздел реферата. Последнее особенно ценно, ибо говорит о глубоком знании студентом-оппонентом изучаемой проблемы.

Обсуждение не ограничивается выслушиванием оппонентов. Другие студенты имеют право уточнить или опровергнуть какое-либо утверждение. Преподаватель предлагает любому студенту задать вопрос по существу доклада или попытаться подвести итог обсуждению.

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Это работа, требующая навыков работы с литературой. Студент должен не только выбрать тему доклада, исходя из своих интересов, но и суметь подобрать литературу, выбрать из нее наиболее существенное, переложить своими словами и изложить в определенной последовательности. Доклад должен быть с научным обоснованием, доказуем, связан с конкретными жизненными фактами, иметь иллюстративный материал. Количество привлекаемой литературы для доклада намного больше, чем в реферате, и сам объем работы гораздо шире и глубже.

Необходимо, чтобы студент мог выступить на семинарском занятии.

Написание доклада является достаточно сложной работой и требует уже сформировавшихся умений и навыков работы с литературой, особой мыслительной деятельности, знаний правил оформления. Доклад требует плана, по которому он выполняется.

План должен быть предпослан самому содержанию и отражать его. Кроме того, студент, приступая к составлению доклада, должен иметь конспекты литературных источников по изучаемой проблеме. При оценке доклада учитываются его содержание, форма, а также и культура речи докладчика.
4. Темы рефератов.

  1. Этнология как наука, ее место в системе научных знаний,

предмет и методы этнологии.

  1. Функции этнологии, основные типы исследований,

взаимосвязь этнологии с другими науками.

  1. Основные теоретические концепции:

-Эволюционизм и неоэволюционизм.

-Диффузионизм и социологическая школа.

-Историческая школа Ф.Боаса и культурная антропология.

-Этнопсихологическая школа.

-Примордиализм и инструментализм.

-Функционализм и структурализм

  1. Содержание понятий «этнос» и «этничность».

  2. Классификация этносов.

  3. Этногенез и его основные факторы.

  4. Концепция этногенеза Л.Н.Гумилева.

  5. Сущность этнической идентичности.

  6. Этническое самосознание.

  7. Этнический стереотип и его функции.

  8. Этнические образы народов мира, понятие национального характера.

  9. Сущность и основные формы межэтнических коммуникаций.

  10. Этнические контакты и их результаты.

  11. Этнический конфликт: понятие и причины.

  12. Классификация этнических конфликтов.

  13. Формы и способы регулирования этнических конфликтов.

  14. Этнические проблемы в истории России.

  15. Становление российского федерализма в ХХI веке.

  16. Отражение этнических проблем в Конституции РФ.

  17. Этнический фактор в современном мире.

21. Основные направления теоретических исследований в этнологии.

22. Основы этнопсихологии народов и наций. Этническая культура.

23. Национальный характер и этнические стереотипы.

24. Традиции и новации в этнической культуре.

25. Этническая история России.


5. Глоссарий

Аборигены – коренные обитатели той или иной территории или страны, живущие здесь «изначально»; то же, что «автохтоны».

Автономизация – становление самобытности, уникальности этноса.

Автономия – в этнических отношениях понимается как право самостоятельного управления жизненно важными проблемами своего этноса в соответствии с существующей в данном государстве конституций.

Автостереотипы – устойчивые представления этноса о своих качествах.

Автохтонное население – первоначальное, исконное население какой-либо местности, территории, страны.

Адаптация – приспособление строения и функций организмов к условиям существования.

Аккультурация – процесс усвоения одной этнической группой норм, традиций, культурных ценностей другой этнической группы. Как правило, аккультурация свойственна для малочисленных этнических меньшинств, проживающих в тесном контакте или в одном государстве с крупным этносом. Бывает естественной и насильственной. Следует отличать от ассимиляции. При аккультурации этнический коллектив сохраняет собственную этническую идентичность, этическое самосознание. В процессе аккультурации формируется явление бикультурализма и билингвизма.

Аккультурация – процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов.

Акматическая фаза – у Л. Гумилева – вторая фаза этногенеза, в которой пассионарное напряжение достигает максимума, период гражданских войн и смут.

Анклав – территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон территорией другого государства.

Антропогенез – раздел антропологии – учение о происхождении человека.

Антропология – биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. Иногда понимается как совокупность наук о человеке, включая этнографию, культурную и социальную антропологию.

Апартеид – принцип раздельного проживания представителей различных этнорасовых групп.

Ареал – область распространения на земной поверхности какого-либо явления, видов животных, растений, полезных ископаемых и т. п.

Архетип – неосознаваемая базовая схема представлений, общая для всех людей, независимо от их этнической принадлежности, языка, культурных традиций и т. д.

Ассимиляция – тип этнических процессов, представляющих собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность. Протекает как естественным путем, так и насильственным, в ходе завоевания отдельных стран и территорий. Нередко ассимиляции подвергаются не завоеванные этносы, а завоеватели, рассеиваясь по значительной территории мелкими группами и сливаясь с местным населением. (Так, группы, завоевавшие в IV в. территорию Северного Кавказа и создавшие в V в. мощное объединение типа союза племен, в VI в. исчезают как этнос, ассимилированные местным населением.) Ассимиляция сыграла чрезвычайно важную роль в становлении этнической структуры современного человечества: практически все этносы в той или иной степени участвовали в ассимиляционных процессах.

Бикультурализм – своеобразный сплав культур различных этносов, возникающий, как правило, в результате аккультурации, при котором между разнородными этническими элементами возникает своеобразное разделение сфер влияния.

Билингвизм – функционирование двух языков для обслуживания нужд этнического коллектива и его отдельных членов; отличается от простого знания еще одного языка наравне с родным и предполагает возможность пользоваться разными языками в различных жизненных ситуациях.

Межэтническая коммуникация – обмен между двумя или более этническими общностями, материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.

Менталитет – (от франц. «мыслительный») привычки сознания и стереотипы поведения, которые самими людьми не осознаются, но лежат в основе их видения мира. Это глубинная и устойчивая структура любой культуры, включающая в себя коллективное сознание и бессознательное.

Миграция населения – перемещение населения, связанное с изменением места жительства.

Раса – исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью происхождения, выражающейся в общности наследственных, передаваемых потомству второстепенных внешних физических особенностей.

Расизм – идеология и общественная психология, сущностью которых являются представления о биологическом превосходстве или, наоборот, неполноценности отдельных расовых групп.

Реципрокность – взаимность, сотрудничество между отдаленными родственниками или индивидами, не связанными отношениями родства, способствует выживанию общности этих людей.

Ритуал – церемонии, действия преимущественно религиозного назначения, носящие символический характер; обеспечивает сплоченность общества, предотвращает конфликты и нейтрализует агрессивность; более строгая форма регуляции поведения, чем обычай.

Эволюционизм – направление в изучении культур, первая теория культуры, в основе – эволюционно-прогрессивный характер историко-культурного процесса.

Эгоцентризм – воззрение, ставящее в центр всего мироздания индивидуальное Я человека; крайняя форма индивидуализма и эгоизма.

Эмиграция – выезд в силу тех или иных причин граждан из своего государства.

Этническая идентификация – причисление себя к группе людей определенной национальности.

Этническая общность – любая общность, которая складывается на определенной территории среди людей, находящихся между собой в реальных социально-экономических связях, говорящих на взаимопонимаемом языке, сохраняющих на протяжении своего жизненного пути известную культурную специфику и осознание себя отдельной самостоятельной группой.

Этническая парциация – разделение единого этноса на несколько более или менее равных частей.

Этнический конфликт – форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в которой стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют и страдают по принципу этнических различий.

Этнический стереотип – упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей (этнический образ); схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса.

Этнический характер – целостная структура, отражающая специфику исторически сложившихся свойств психики, которые отличают один этнос от другого, внешнее выражение которого наиболее ярко проявляется в особенностях коммуникативного поведения (темп речи, движения, жесты, дистанция и т. п.).

Этническое меньшинство – часть этноса, отделенная от основного этнического массива и проживающая в иноэтничном окружении; не следует отождествлять с малочисленными народами.

Этничность – совокупность характерных культурных черт этнической группы; форма социальной организации культурных различий.

Этногенез – происхождение народа.

Этногенетическая миксация – слияние народов, не связанных родством, в новый этнос.

Этнография – часть этнологии, описательный уровень исследований, фиксирующий культурно-бытовые и социальные отличия между народами и, прежде всего, отличия неевропейских народов от европейских.

Этнокультурная идентичность – процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, позволяющий ему усвоить необходимые стереотипы поведения, требования к основным культурным ролям.

Этнология – наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

Этноним – название этноса – самоназвание и название, которое ему дают другие народы.

Этнос – устойчивая совокупность людей, обладающих общими психофизиологическими признаками, общностью территории в момент возникновения и на ранних этапах этногенеза, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме).

Этнофор – индивид как носитель этнического сознания.

Этноцентризм – представление о превосходстве своего народа над всеми другими, предпочтение интересов своего этноса перед другими.

Этос – квинтэссенция культуры, система идеалов, ценностей, доминирующих в каждой конкретной культуре и контролирующих поведение ее членов.


  1. Список литературы


Список основной литературы:


  1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М.,2009.

  2. Лурье С.В. Историческая этнология. М.,2010.

  3. Садохин А.П. Этнология. М., 2009

  4. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М., 2011.

  5. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб, 2012.

  6. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.,2010.

  7. Стефаненко Т. Этнопсихология М.,2012.


Дополнительная литература:


  1. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 2009.

  2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.

М.,2009.

  1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур.

М.,2012.

  1. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история,

современность. М.,2010.

  1. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-психо-логос. М.,2009.

  2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.,2010.

  3. Дробижева Л.М. Этнополитические конфликты. Причины и типология. // Россия сегодня: трудные поиски свободы. М.,2012.

  4. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском

пространстве. М.,2010

  1. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.,2009.

  2. Конфликтная этничность и этнические конфликты. М.,2009.

  3. Крысько В.Г. Этническая психология. М.,2012.

  4. Лебедева Л.М. Социальная психология этнических миграций. М.,2011.

  5. Лебедева Н.М. Новая русская диаспора: Социально-психологический анализ. М.,2011.

  6. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.,2009.

  7. Лебон Г. Психология народов и масс. М., 2009.

  8. Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания. СПб, 2012.

  9. Налчаджян А.А. Этническая характерология. Ереван,2011.

  10. Налчаджян А.А. Этногенез и ассимиляция. Ереван,2011.

  11. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. СПб,2009.

  12. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.,2010

  13. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М.,2012.

  14. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб,2011.

  15. Этничность и власть в полиэтнических государствах. М.,2009.

  16. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 2012.

  17. Этнография детства. М.,2009.

  18. Этнознаковые функции культуры. М.,2010.

  19. Этносы и этнические процессы. М.,2011.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения. Составитель: старший преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Ярославцева О. iconМетодические указания и контрольные задания для студентов 1-2 курсов...
Рецензенты: Старший преподаватель английского языка кафедры общенаучных дисциплин бф пгту е. Б. Кучина, Старший преподаватель английского...
Методические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения. Составитель: старший преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Ярославцева О. iconМетодические рекомендации
Рецензенты: Старший преподаватель английского языка кафедры общенаучных дисциплин бф пгту е. Б. Кучина, Старший преподаватель английского...
Методические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения. Составитель: старший преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Ярославцева О. iconМетодические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению...
Составитель: П. С. Колчанова, старший преподаватель кафедры прикладной информатики и естественнонаучных дисциплин
Методические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения. Составитель: старший преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Ярославцева О. iconРабочая программа по дисциплине «налоговое право» для студентов специальности
Составитель: старший преподаватель кафедры Государственно-правовых дисциплин Кисловодского гуманитарно-технического института Я....
Методические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения. Составитель: старший преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Ярославцева О. iconМетодические указания и задания к выполнению контрольных работ для...
Авторы: доцент Зефиров И. В., старший преподаватель Шевкопляс Л. А., старший преподаватель Ножнин С. Р., старший преподаватель Бирюков...
Методические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения. Составитель: старший преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Ярославцева О. iconАнглийский язык Преподаватель Гулиашвили Галина Александровна Конспекты...
Рецензенты: Старший преподаватель английского языка кафедры общенаучных дисциплин бф пгту е. Б. Кучина, Старший преподаватель английского...
Методические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения. Составитель: старший преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Ярославцева О. iconМетодические рекомендации для студентов по специальности «Экономика...
Методические рекомендации предназначены для студентов очного и заочного отделения
Методические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения. Составитель: старший преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Ярославцева О. iconПравоведение
Составитель: к ю н., старший преподаватель кафедры Государственно-правовых дисциплин Селехова О. Г
Методические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения. Составитель: старший преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Ярославцева О. iconМетодические рекомендации к написанию реферата по физической культуре...
Методические рекомендации разработаны в помощь студентам очного и заочного отделения все специальностей для написания реферата по...
Методические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения. Составитель: старший преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Ярославцева О. iconРабочая программа по дисциплине «Логика» по направлению подготовки...
Печерских Н. А. доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Ижевского...
Методические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения. Составитель: старший преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Ярославцева О. iconТема Предмет и методология Теории государства и права
Рецензенты: Старший преподаватель английского языка кафедры общенаучных дисциплин бф пгту е. Б. Кучина, Старший преподаватель английского...
Методические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения. Составитель: старший преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Ярославцева О. iconПрограмма вступительного испытания по русскому языку Архангельск...
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20»02 2014г
Методические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения. Составитель: старший преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Ярославцева О. iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
Рецензенты: Старший преподаватель английского языка кафедры общенаучных дисциплин бф пгту е. Б. Кучина, Старший преподаватель английского...
Методические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения. Составитель: старший преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Ярославцева О. iconГаврилов Эдуард Петрович Доцент кафедры экономическ ого права и гражданско-правовых...
Составитель: к ю н., старший преподаватель кафедры Государственно-правовых дисциплин Селехова О. Г
Методические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения. Составитель: старший преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Ярославцева О. iconВысшего профессионального образования «московский институт права»...
Автор: Бобкова Ольга Вячеславовна, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Методические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения. Составитель: старший преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Ярославцева О. iconУтверждено
Одобрено на заседании кафедры гуманитарных, естественно-научных дисциплин и изучения основ профсоюзного движения (протокол от 04...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск